Причины ЗПР
Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
-
Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:
- патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
- тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
- ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.
- Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Как развивать внимание у детей с ЗПР
В любом аспекте жизнедеятельности человека важно внимание, которое позволяет познавать новое, концентрироваться и качественно выполнять действия. Это затрагивает повседневные бытовые задачи, общение с людьми, обучение и многое другое. Без концентрации заторможены мыслительные процессы, ведь в мозг не поступает вся информация об объекте
Также невозможна аккуратность, четкость, исполнительность
Без концентрации заторможены мыслительные процессы, ведь в мозг не поступает вся информация об объекте. Также невозможна аккуратность, четкость, исполнительность.
Поэтому, с развитием концентрации улучшаются все интеллектуальные, физические и социальные навыки
Всю важность этого аспекта могут прочувствовать больные с задержкой психического развития, ведь с ним у них большие проблемы. Однако с ней можно успешно бороться
Особенности и нарушения концентрации у детей с ЗПР
Помимо уже названных отличий, у детей с ЗПР можно отметить главное нарушение – недостаток внимания. Оно выражается в рассеянности в деятельности и при восприятии информации. Из-за этого даже малейший раздражитель способен сбить их с толку и заставить потерять суть происходящего.
Помимо слабой концентрации характерна избирательность. Например, ребята с ЗПР будут отдавать предпочтение играм, а не учебе. В связи с этим, ученика бывает трудно мотивировать на учебу, а работоспособность может то резко возрасти, то снизиться.
Для разных видов деятельности нужны разные формы концентрации, которые при ЗПР страдают по-разному. Возможна как комплексная задержка, так и одного параметра. Это можно увидеть по малышу. Если ему трудно дается математика, счет, то проблемы с объёмом. Если с чтением и грамотностью – то с распределением. Если же страдают все навыки, то говорят про невнимательность в целом.
Факторы формирования социально-психологического климата
Самообразование — это необходимое самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Для организации самообразования необходимо использовать рабочее время руководителя. Организация самообразования состоит в постановке цели, определении приоритетов (главных направлений), выборе способа и обеспечении регулярности работы над собой. …
Важной задачей в разработке проблемы ЗПР является познание ее причинно-следственных связей. Понятия «фактор» и «причина» неоднозначны
Никакой изолированный фактор сам по себе не может быть причиной. Любое изменение состояния определяется «внутренними моментами» — отношением организма (индивидуума) к патогенному фактору (Г.Е. Сухарева).
Не всякое отрицательное переживание следует квалифицировать как фактор, формирующий ЗПР, так как степень значимости фактора зависит от внутрипсихических особенностей личности ребенка и его семьи.
После анализа множественности подходов в изучении причин ЗПР становится очевидной сложность механизма ее формирования. Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, её значения в общей системе психического развития. Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
3) отсутствие полноценной, соответствующей ^возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия.
Взаимозависимость социальной и биологической причин ЗПР рассматривается в качестве базисной основы изучения. Системный подход способствует преодолению все еще существующей в той или иной мере разобщенности в медицинских и психологических исследованиях, вычленяющих какой-либо один из множества аспектов проблемы.
Развитие и коррекция концентрации у детей с ЗПР
Развитие должно проходить на фоне общей реабилитации ребенка. Этим занимаются как сами родители, так и привлеченные логопеды, дефектологи, педиатры и психиатры
При выборе учебного заведения рекомендуется обратить внимание на специализированные детские сады, школы VII вида и коррекционные классы. Коррекцию внимания при ЗПР необходимо начать как можно раньше и продолжать как можно дольше
При обучении есть рекомендуемые методики, которых стоит придерживаться вне зависимости от преподаваемого материала:
- дозированность информации;
- наглядность;
- многократное повторение;
- смена вида деятельности.
Все это тесно связано с особенностями внимания дошкольников с ЗПР. Например, если не будет дозированности, то малыш быстро устанет и концентрация ослабнет. Без наглядности не будет понимания и интереса. Многократное повторение компенсирует недостатки внимания при ЗПР и позволяет заучить и автоматизировать материал. Смена деятельности вместе с физической активностью позволит поддерживать ребенка в тонусе, что благоприятно скажется на его концентрации. Чтобы поддерживать интерес ребенка, необходимо активно жестикулировать. Это поможет компенсировать проблемы с развитием речи и словесным восприятием. Таким образом, можно отвлечь учащегося от внешних раздражителей, которые непременно отвлекут ребенка с ЗПР от занятия.
«Растительные загадки»
Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление. Необходимый инвентарь: фанты
Необходимый инвентарь: фанты.
◈ Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок…».
◈ Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.
◈ Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.
◈ Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать… То-то будет весело!
◈ Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!
◈ Усложняем: ведущим может быть ребенок.
Наши специалисты
Цепляева Татьяна Евгеньевна
Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед
Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки
Подробнее
Бунина Александра Ивановна
Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог
Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Горбенко Наталья Николаевна
Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.
Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.
Филиал:
Химки
Подробнее
Иоголевич Татьяна Юрьевна
Логопед
Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Мележик Людмила Владимировна
Логопед, дефектолог, психолог
Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Логопед
Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Бывальцев Вячеслав Олегович
Остеопат, педиатр
Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Фатова Анна Андреевна
Логопед, нейропсихолог
Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология».
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Броудо Ирина Валериевна
Логопед
На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!
Филиал:
Лобня
Подробнее
Тишина Ксения Александровна
Логопед
Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности «учитель-логопед»).
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Логопед, дефектолог
Свою работу строю на двигательной активности детей.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Гергокова Инесса Владимировна
Психолог
Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Логопед
Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Ершова Людмила Николаевна
Нейропсихолог, психолог
Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Иванова Дарья Юрьевна
Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог
Работаю с детьми разных возрастов.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Коробова Елена Витальевна
Специалист по АФК
При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Ильина Анна Андреевна
Специальный психолог, дефектолог
Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели.
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться — это не скучно!
Филиал:
Лобня
Подробнее
Старостина Ольга Александровна
Логопед, нейро-дефектолог
Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!
Филиал:
Химки
Подробнее
Колещук Екатерина Валерьевна
Клинический психолог
Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Вишневская Татьяна Николаевна
Логопед, дефектолог
Стаж работы учителем – логопедом 8 лет. Имею большой опыт работы со школьниками по коррекции нарушений письма и чтения (в том числе с детьми с ОВЗ).
Филиал:
Химки
Подробнее
Развитие и коррекция концентрации у детей с ЗПР
Развитие должно проходить на фоне общей реабилитации ребенка. Этим занимаются как сами родители, так и привлеченные логопеды, дефектологи, педиатры и психиатры
При выборе учебного заведения рекомендуется обратить внимание на специализированные детские сады, школы VII вида и коррекционные классы. Коррекцию внимания при ЗПР необходимо начать как можно раньше и продолжать как можно дольше.
При обучении есть рекомендуемые методики, которых стоит придерживаться вне зависимости от преподаваемого материала:
- дозированность информации;
- наглядность;
- многократное повторение;
- смена вида деятельности.
Все это тесно связано с особенностями внимания дошкольников с ЗПР. Например, если не будет дозированности, то малыш быстро устанет и концентрация ослабнет. Без наглядности не будет понимания и интереса. Многократное повторение компенсирует недостатки внимания при ЗПР и позволяет заучить и автоматизировать материал. Смена деятельности вместе с физической активностью позволит поддерживать ребенка в тонусе, что благоприятно скажется на его концентрации.
Чтобы поддерживать интерес ребенка, необходимо активно жестикулировать. Это поможет компенсировать проблемы с развитием речи и словесным восприятием. Таким образом, можно отвлечь учащегося от внешних раздражителей, которые непременно отвлекут ребенка с ЗПР от занятия.
Особенности памяти у детей с ЗПР
Развитие памяти у детей с ЗПР тоже отличаются от развития памяти обычных детей. В первую очередь следует отметить что объем памяти у детей с ЗПР значительно меньше, чем у здоровых детей. У детей с этим диагнозом крайне занижено запоминание информации: при воспроизведении новой информации дети часто совершают ошибки, информация быстро забывается.
Произвольная память развита очень плохо: ребенку требуется много времени для того чтобы запомнить информацию, запомненная информация хранится в памяти короткий промежуток времени, полученная информация трудно воспринимается.
Дети с ЗПР не умеют правильно использовать полученные знания. Это связано с тем, что любая произвольная деятельность развита достаточно плохо. Больной ребенок не может действовать целенаправленно, у него крайне плохо развит самоконтроль.
Что такое внимание: теория и классификация
Прежде чем перейти к проблеме концентрации при ЗПР необходимо разобраться с явлением как таковым.
Оно не только стимулирует и упрощает познание, но и оказывает огромное влияние на формирование отношения к объекту наблюдения.
Это обусловлено тем, что при возможности концентрироваться на объектах, человек ориентируется в окружающем мире, может дать оценку предметам и понимает свое место среди них. Уникальной особенностью внимательного человека является его полная сосредоточенность, возможность воспринимать мельчайшие детали. Это происходит за счет снижения концентрации на всех прочих предметах. Поэтому довольно легко переключаться между объектами, или же вообще не обращать внимания ни на что.
Этот процесс тесно связан с другими: слухом, зрением, мыслями и действиями. Некоторые психологи считают, что концентрация — это не отдельная способность человека, а лишь параметр, свойство указанных процессов
Особую важность данной способности отмечают учителя, которые понимают, что для запоминания чего-либо необходимо прежде сконцентрироваться. Поэтому помимо стандартных навыков вроде чтения и письма, идет усиленная тренировка внимания
Для этого выделяются разновидности и свойства:
Разновидности | Свойства |
Произвольное – есть волевое усилие, напряжение | Концентрация |
Послепроизвольное – есть сознательный выбор, но нет напряжения | Объём |
Последовательное | Сосредоточенность |
Непроизвольное (пассивное) – устанавливается независимо от желания человека | Распределение |
сенсорно-перцептивное (внешнее) – познание окружающего мира | Переключаемость |
Конституционального происхождения | Рассеянность |
Интеллектуальное (внутреннее) – самопознание | Устойчивость |
Моторное – акцент на движения и действия |
У детей с ЗПР внимание сохраняет те же функции, но имеет некоторые особенности. Например, память гораздо меньше
Устойчивость, то есть способность сконцентрироваться на чем-то одном продолжительное время, затрагивает только интересные вещи для малыша с ЗПР. Практически отсутствует распределение, то есть способность заниматься одновременно несколькими вещами. У детей с замедленным развитием психики снижена скорость переключения между видами деятельности.
Упражнения для развития внимания
Существует большое количество методов развития. При применении игр на практике допустимо менять условие и подстраивать под способности ребенка. Некоторые делаются индивидуально, другие предназначены для группы детей.Упражнение №1 Группе детей доступным способом (карточки, картинки, монитор) показывают набор слов или картинок. В соревновании побеждает тот, кто сможет больше записать (запомнить). Также можно присуждать победу за грамотность. Обязательное награждение за успехи.Упражнение №2 Ребенку предлагается набор картинок, которые необходимо запомнить. Требуется назвать как можно больше предметов, желательно в правильной последовательности.
Упражнение №3 Засекается 1 минута и за это время ребенку предлагается назвать как можно большое число предметов вокруг себя. Можно усложнить и называть предметы, например, только желтого цвета, или те, которые начинаются с буквы «О». Помимо этого, полезно давать решать загадки, лабиринты, квесты. Например, устроить игру, в которой ребенок должен искать записки-подсказки, а в конце его ожидает приз. Концентрацию развивают и обычные школьные упражнения. Математика, чтение, диктанты, заучивание стихов. Чтобы ребенок не потерял интерес, рекомендуется превращать интеллектуальные упражнения в игры на развитие внимания. Для этого заранее продумывается история (путешествие, перевоплощение в мага) по ходу которой ребенок будет выполнять задания.
Статья в тему: Коррекционная программа для детей с ЗПР
Психические особенности детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вследствие медленного созревания головного мозга, вызванного воздействием на него ряда неблагоприятных факторов.
Причины ЗПР:
- Тяжелые желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте (у новорожденных и детей до года).
- Различные внутриутробные патологии.
- Многоплодные беременности (чаще при близнецовой беременности).
- Родовые патологии (асфиксия, родовые травмы и т.д.).
- Недоношенность.
- Хромосомные и эндокринные нарушения.
Психические особенности детей с ЗПР:
- Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР отстают в росте, имеют малую массу тела, наблюдается нарушение координации движений, поздно начинают ходить, гиперактивны.
- Инфантильные психические особенности. Инфантилизм – замедленное созревание мозговых систем. В результате чего у детей наблюдается замедление в развитии эмоционально-волевой сфере.
- Особенности познавательных процессов. Ограниченный объем и затруднение восприятия и памяти, медленный прием и переработка поступающей информации, отставание развития речи и ее последующая бедность и примитивность.
- Особенности обучения в школе. Стойкая неуспеваемость, отставание от общей программы, отсутствие мотивации к обучению, низкий самоконтроль, преобладание игровой деятельности над учебной. В процессе посещения школы у детей складывается не только негативное отношение к учебе, но и постепенно формируется чувство собственной неполноценности.
Классификация
Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.
ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже¬лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ¬ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию
ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел-лектуальном развитии
Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.
Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР
Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР выражаются в недостаточности развития познавательных процессов. У детей с подобным диагнозом страдает формирование речевой функции. Дети неправильно произносят звуки, у них скудный активный вокабуляр, страдает грамматический строй языка. Кроме того, дети с ЗПР достаточно трудно воспринимают речь. Страдает понимание лексики, грамматики, они плохо воспринимают на слух фонемы. В связи с этим детям с ЗПР достаточно сложно обучиться чтению и письму. Исследования доказали, что речевая функция оказывает большое влияние на уровень интеллектуальное развитие. Так как дети с ЗПР не могут овладеть речевой функцией их уровень интеллектуального развития весьма низок.
Существует три основные когнитивные предпосылки для формирования речевой функции:
- уровень интеллекта ребенка имеет взаимосвязь с структурой семантического поля
- уровень мыслительной деятельности находит отражение на уровне языковой компетентности
- речевая деятельность взаимосвязана с процессами познавательной деятельности
Особенности и нарушения концентрации у детей с ЗПР
Помимо уже названных отличий, у детей с ЗПР можно отметить главное нарушение – недостаток внимания. Оно выражается в рассеянности в деятельности и при восприятии информации. Из-за этого даже малейший раздражитель способен сбить их с толку и заставить потерять суть происходящего. Помимо слабой концентрации характерна избирательность. Например, ребята с ЗПР будут отдавать предпочтение играм, а не учебе. В связи с этим, ученика бывает трудно мотивировать на учебу, а работоспособность может то резко возрасти, то снизиться. Для разных видов деятельности нужны разные формы концентрации, которые при ЗПР страдают по-разному. Возможна как комплексная задержка, так и одного параметра. Это можно увидеть по малышу. Если ему трудно дается математика, счет, то проблемы с объёмом. Если с чтением и грамотностью – то с распределением. Если же страдают все навыки, то говорят про невнимательность в целом.