Зачем развивать речь ребёнка?

Наши дети — уже поколение z. как учить их правильно, чтобы был толк?

Достигаторство

Этапы речевого развития

1 месяц Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение — кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».

2 месяца Быстро отвечает улыбкой при общении.Кричит с разной интонацией.Начинает гулить.

3 месяца Внимательно слушает обращенную к нему речь.Начинает различать интонацию взрослого.Гулит нараспев.

4 месяца Продолжительно гулит нараспев.Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).Пытается подражать интонациям взрослых.

5 месяцев Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).

6 месяцев Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).Подолгу общается сам с собой.Узнает по голосу близких.

7 месяцев На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.Продолжительно и активно лепечет.

8 месяцев Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.

9 месяцев Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».Знает свое имя, откликается на зов.Привлекает к себе внимание словами и жестами.Говорит с разной интонацией. 10 месяцев Повторяет за взрослым новые слоги.Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т

д

10 месяцев Повторяет за взрослым новые слоги.Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.

11 месяцев Говорит «дай», «на» и т. д.Понимает значение слова «нельзя».

1 год Легко повторяет новые слоги.Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание.Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).

1-1,5 года Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.Выполняет поручения взрослых.Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.Пытается связать в предложение два слова.В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.

1,5-2 года Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.

2-2,5 года Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.Задает вопросы «когда?», «где?».В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).

2,5-3 года Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.

Литература

  1. Collins A., Koechlin E. Reasoning, learning, and creativity: frontal lobe function and human decision-making //PLoS biology. – 2012. – Т. 10. – №. 3. – С. e1001293.
  2. Chayer C., Freedman M. Frontal lobe functions //Current neurology and neuroscience reports. – 2001. – Т. 1. – №. 6. – С. 547-552.
  3. Kayser A. S. et al. Dopamine, corticostriatal connectivity, and intertemporal choice //Journal of Neuroscience. – 2012. – Т. 32. – №. 27. – С. 9402-9409.
  4. Panagiotaropoulos T. I. et al. Neuronal discharges and gamma oscillations explicitly reflect visual consciousness in the lateral prefrontal cortex //Neuron. – 2012. – Т. 74. – №. 5. – С. 924-935.
  5. Zelikowsky M. et al. Prefrontal microcircuit underlies contextual learning after hippocampal loss //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2013. – Т. 110. – №. 24. – С. 9938-9943.
  6. Flinker A. et al. Redefining the role of Broca’s area in speech //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2015. – Т. 112. – №. 9. – С. 2871-2875.

Ценность написанного

Раньше основным средством непринуждённого общения была устная речь, а письменная использовалась для более вдумчивых коммуникаций. Она требовала подготовки: нужно было сесть за стол, взять бумагу, ручку и собраться с мыслями. Мы продумывали план, размышляли над формулировками и перечитывали письмо перед отправкой.    

C появлением интернета всё стало наоборот: теперь мы звоним, только если нужно обсудить что-то важное, а для повседневной болтовни существуют мессенджеры. Мы набираем сообщения походя, не слишком рефлексируя над написанным, а нехватку жестов и интонаций восполняем смайликами

Люди больше не относятся серьёзно к качеству написанного ими текста, как раньше не задумывались о качестве своей устной речи.   

Письменная речь перестала быть культурной ценностью — она превратилась в функцию, обслуживающую общение. И для современных подростков так было всегда.

Ещё десять лет назад показать себя безграмотным в Сети значило стать мишенью для унизительных комментариев. Теперь считается неприличным указывать другим на ошибки — в некоторых сообществах за такое даже могут забанить. Такая «толерантность» порождает цепную реакцию: читая безграмотные тексты, пользователи усваивают ошибочное написание и распространяют ошибку далее. 

Так что теперь представители старшего поколения порой испытывают культурный шок, читая переписку подростков в соцсетях, где смысл написанного ускользает от непосвящённого, теряясь за целыми строчками эмодзи и орфографической неразберихой. 

Но неправильная письменная речь подростков — не показатель их глупости, не бунт и не нигилизм: в школе многие из них получают хорошие оценки по русскому и успешно сдают экзамены. Просто им непонятно, зачем проверять текст на наличие ошибок и опечаток, ведь мы не проговариваем фразы про себя, прежде чем произнести их. Умение писать без ошибок не является для поколения Z безусловной ценностью, в отличие от других навыков общения — о них и пойдёт речь далее.

<<Форма демодоступа>>

Комплексное лечение болезни

Чем дольше малыш не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому начинать лечение задержки психического развития речи нужно как можно раньше. Применяют разные методы.

Лечение микротоками

Рефлексотерапевт воздействует током сверхмалой силы на биоактивные точки мозга, которые связаны с речью. Это способствует восстановлению поврежденных зон центральной нервной системы. Начинать рефлексотерапию можно уже полугодовалым младенцам. Как правило, назначают курс из 10 – 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.

Транскраниальная микрополяризация

Физиопроцедура заключается в точечном воздействии на определенные участки головного мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Зона коры головного мозга, которую нужно стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций и эффективна.

Биоакустическая коррекция при ЗПРР

Суть метода заключается в прослушивании маленьким пациентом электрических сигналов собственного мозга. Их посредством аппаратуры преобразуют в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Методика БАК сочетает в себе новейшие технологии музыкотерапии, биоуправления и нейротерапии.

Логопедическая коррекция ЗПРР

Занятия логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, моторики, памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, составлять слова, предложения, говорить фразами. Заниматься можно с 2-х лет, хотя на практике логопеды берут детей минимум с 4-х лет. Но в случае с задержкой психического развития речи начинать коррекцию нужно как можно раньше. В 4 года уже будет упущено довольно много времени и не все функции получится восстановить. Поэтому нужно либо записаться к логопеду-дефектологу раньше, либо начинать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.

Также полезен логопедический массаж — он укрепляет и стимулирует жевательные и мимические мышцы. В результате малышу становится легче выговаривать звуки, слоги.

Медикаментозная терапия при ЗПРР

Лекарства назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается, в зависимости от патологии. Как правило, это ноотропные препараты — Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.

Альтернативные методы коррекции

Дополнительное можно подключить и такие методы:

  1. Консультации детского психолога. Эффективны, если задержка психического речевого развития ребенка возникла на фоне неблагоприятного климата в семье, психологической травмы, ошибок в воспитании. Хорошо работают с маленькими пациентами игровая, музыкальная, арт-терапия;
  2. Остеопатия. Воздействуя мануально на определенные зоны, врач балансирует работу нервной системы и психики, активизирует речевые центры мозга. Это эффективное направление, опытные остеопаты буквально творят чудеса;
  3. Дельфинотерапия. Метод больше распространен в Европе и США. Расслабляет нервную систему, но прекрасно зарекомендовал себя, к примеру, в рамках лечения аутистов (а ведь они тоже отстают в психическом и речевом развитии).

В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методики дают очень хорошие результаты. Обсудите с врачом (педиатром или неврологом), стоит ли их подключить в вашем случае.

Что делать

Современные подростки способны самостоятельно находить и быстро усваивать огромные массивы информации — это характерная особенность поколения, родившегося в эпоху интернета. Но чтобы они были готовы тратить силы на изучение чего-либо, им должно быть интересно. А ещё подростки должны быть уверены, что данные навыки будут им полезны: у них нет времени на то, чтобы учиться чему-то «на всякий случай».   

<<Перелинковка2>>

Впрочем, дело совсем не в том, помогает ли знание правил русского языка добиться успеха в жизни. Просто грамотность — это такой же признак цивилизованного человека, как привычка регулярно принимать душ. Ведь мы моемся не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, а потому что не хотим ходить грязными. Постарайтесь донести эту мысль до своего ребёнка. 

И конечно, больше читайте: при ребёнке и вместе с ним. Делитесь любимыми книгами и открывайте новые. Люди, которые много читают, учатся грамотно писать автоматически. 

Всё идёт по плану

— Вы руководите реабилитационным центром и благотворительным фондом. Ваши организации делают многое для помощи проблемным детям. Есть ли обратная сторона у благотворительности?

— Тринадцать лет назад я создал детский благотворительный фонд, пять лет назад — реабилитационный центр. Обе организации некоммерческие, поэтому не предполагают прибыльности. В своё время для меня это был вызов, и я его принял. Обратной стороной благотворительности можно назвать проблему с кадрами.

Сложно было создать команду единомышленников: работа тяжёлая, требует полной профессиональной отдачи, сопряжена с эмоциональным выгоранием. Ещё одна проблема — выстраивание социального партнёрства с предприятиями. Не буду лукавить: не все компании охотно стремятся заниматься благотворительностью.

— Часто приходится сталкиваться с недоверием?

— Проблема недоверия сейчас в бизнесе стоит остро. Ситуация усугубляется действиями мошенников разного толка, из-за которых страдают все. Благотворительные организации оказываются в этом случае без вины виноватыми.

Но наша деятельность прозрачна, наши партнёры в нас уверены, поэтому вопроса недоверия в наш адрес не стоит. Мы помогали детям с ОВЗ и детям-инвалидам, помогаем и будем помогать дальше.

Он такой же, только маленький. Как выстраивать взаимоотношения с ребёнком?
Подробнее

— «Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить». Насколько эта цитата вам близка?

— Я проведу аналогию. Развитие и воспитание ребёнка начинается в семье. Для маленького человечка, особенно с ограниченными возможностями здоровья, родители — это вся Вселенная, именно от них ребёнок получает представление об окружающем мире. Поэтому роль родителей в развитии своего чада очень важна.

Для того чтобы ребёнок развивался, требуются совместные усилия педагогов и родителей. Общими усилиями они должны добиваться желаемого результата: укреплять здоровье детей, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллект и приобщить к общечеловеческим ценностям — обеспечить социализацию.

Педагоги, конечно, сделают всё возможное, чтобы раскрыть потенциал ребёнка, сформировать компенсаторные возможности, задачей родителей становится поддерживать результат и развивать его дальше.

Приведённая вами цитата — это аксиома жизни.

— Как руководитель реабилитационного центра, каким вы видите будущее организации?

— Одна из ближайших целей — вывести реабилитационный центр на ведущие позиции в Омске. К слову, мы начали сотрудничать с профильными кафедрами омских вузов — медицинского и педагогического. Разрабатываем новые проекты для представления их в Фонд президентских грантов. У нас всё идёт по плану.

Упражнения для 2-го блока мозга

Второй блок мозга развиваем при сформированном первом. Приведем лишь некоторые упражнения.

1 упражнение «Повтори позу». Повторение поз за взрослым, сначала одну, затем несколько. Участвует все тело.

2 упражнение «Хасты». Воспроизведение одной за другой ручных поз для двух рук (задерживаем каждую на 20-30 секунд).

3 упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотрагиваемся до какой-либо части тела ребенка, а он должен вслепую угадать, показать на себе и назвать ее (например, локоть).
4 упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумываем вместе с малышом, как можно с помощью рук и тела изобразить ту или иную букву. Проигрываем варианты перед зеркалом.
5 упражнение. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Рисуем пальцем на спине малыша одну из знакомых ему фигур (квадрат, треугольник, круг, овал), он угадывает.
6 упражнение «Предметы с различной фактурой поверхности». Дайте ребенку потрогать предметы разной структуры (шершавые, гладкие, колючие, металлические, резиновые, мягкие и т.п.). Затем опускаем предметы в мешочек, ребенок на ощупь должен распознать предмет, сначала двумя руками, а потом одной.
7 упражнение на переключение «Хлопки». Взрослый хлопает в ладоши, ребенок, услышав один хлопок, приседает на корточки, два хлопка – делает «ласточку», три хлопка – встает с поднятыми вверх руками. Движения можно сопровождать словами, выбранными для автоматизации звуков.

Характерные черты поколения Z

Замечание 1

К данному поколению относятся лица, родившиеся с конца 90-х годов XX века и до восемнадцатых-двадцатых годов XXI столетия.

Данное поколение развивается в эпоху экономического спада, кризиса, что оказывает на его формирование определенное влияние. В этот период происходит глобализация экономик стран, внедряются инновации во все сферы жизни общества. Кроме того, наблюдается бум стартапов и глобальное потепление. Все это оказывает соответствующее воздействие на формирование данного поколения и его характеристик.

Рисунок 1. Поколение Z. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В общих чертах данное поколение можно охарактеризовать как совокупность молодых людей, которые мыслят по-новому. У них новое направление мышления и их тяжело понимать иным поколениям, привыкшим мыслить совершенно иначе. Поколение Z с трудом понимает, каким образом можно было жить без информационных технологий, и большая часть его жизнедеятельности проходит в виртуальном пространстве.

Данному поколению присущи такие черты:

Отличная ориентация в информационном мире. Представители поколения Z могут работать с различными видами информации и совершать с ней любые операции;
Развитое клиповое мышление. Это означает восприятие информационных данных в кратком представлении и наглядных формах

Внимание может быть сосредоточено на объекте, явлении, процессе в течение нескольких секунд – не более 10;
Отсутствие стремления к запоминанию данных. Информация находится в постоянном свободном доступе, благодаря электронным гаджетам, интернет-сети

Это приводит к снижению работы памяти;
Стирание границ между реальностью и виртуальностью. Зачастую, молодые люди не видят разницы этих миров и не дифференцируют свои действия в них;
Инфантилизм. Он означает преобладание наивности в характере, наивности в поведении в различных сферах социальной жизнедеятельности, в бытовых процессах, а также, неспособность принимать решения, продумывать их заранее и желание полагаться на случай;
Способность к одновременному выполнению нескольких дел;
Наличие уверенности в своей уникальности, особых чертах, особой роли в обществе;
Тяга к знаниям и развитию. Однако, эта тяга не наблюдается в обучении в традиционных его формах. Она связана с онлайн-формами обучения, прохождением различных онлайн-курсов, вебинаров. Они принимают знания в качестве необходимых для достижения жизненных успехов;
Толерантность и открытость. Новому поколению присуща терпимость к чужому мнению и чужой индивидуальности, уход от национализма и расизма;
Наличие стремления к лидерству;
Креативность мышления и подхода к любой деятельности. наблюдается активное избегание создания продуктов, которые уже имеются, развиваются собственные идеи, творчески подаются, формируются бренды;
Болезненное отношение к критике. Они с трудом принимают свои ошибки, свою неправоту и тяжело смиряются с критикой своей деятельности, своих творений.

Рисунок 2. Отличие Z от предыдущих поколений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Последствия повреждения лобной доли головного мозга

Одна из самых печально известных травм головы случилась у железнодорожника Финиса Гейджа (Phineas Gage). Гейдж выжил после того, как железный шип пронзил лобную долю мозга. Хотя Гейдж выжил, он потерял глаз, и произошло нарушение личности. Гейдж резко изменился, когда-то кроткий работник стал агрессивен и не контролировал себя.

Не представляется возможным точно предсказать исход любой травмы лобной доли, и подобные травмы могут развиваться совершенно по-разному у каждого человека. В целом, повреждение лобной доли из-за удара по голове, инсульта, опухоли и заболеваний может вызвать следующие симптомы, такие как:

  1. проблемы с речью;
  2. изменение личности;
  3. плохая координация;
  4. трудности с импульсным управлением;
  5. проблемы с планированием.

Основные факторы лобного синдрома

Фронтальные участки считаются наиболее поздними в развитии и не до конца дифференцированными областями с повышенной взаимоперестановкой составляющих. Именно поэтому такое понятие как ЛС диагностируется только в том случае, если у пациента имеет место быть двусторонняя патология. Главными источниками аномальных процессов становятся:

  • ЧМТ — травмирования описываемых долей является распространенным явлением, такие повреждения образуется при столкновении лбом или противоудара затылочной зоной (посттравматическое формирование отеков вызывает компрессию церебротканей, а также оказывает давление на кору).
  • Инсульты — транспортировка кровеносных телец происходит через передние и средние артерии мозга. В случае проблем в прохождении крови в этих местах начинается прогрессирование инсульта ишемической природы (гибель нейронов вследствие острой гипоксии).
  • Патологические нарушения в сосудистой системе — максимальную опасность представляет увеличение стенок, либо истончение или прорыв. В итоге после разрыва кровеносные сгустки формируют гематому (В ходе возрастания в размерах образуется процесс давления и уничтожения нейронных элементов).
  • Опухоли — прорастая в представленные доли, подобные новообразования способны вызывать в церебральной зоне разнообразные деформации и сбои (с каждым новым этапом уменьшается функциональный рефлекс нейронных частиц).
  • Дегенеративные процессы — такие заболевания могут проявиться, если пациент страдает от болезни Пика, деменции лобно-височной природы или же дегенерации кортикобазального характера (проблемы начинаются после описываемой патологии с дальнейших апоптозом нервных клеток, они замещаются элементами глиального и соединительного плана).

Механизм возникновения

Основная задача фронтального отдела — исполнять разнообразные интегративные и регуляторные функции. Именно благодаря им человек способен проводить сложного типа поведенческие реакции, программировать и исполнять последовательные действия. При нарушении работоспособности описываемых структур начинается процесс во время, которого больной не способен к осознанной двигательной активности, другими словами образуется — идеаторная апраксия. В организме пациента происходят деформации: сложные рефлексы заменяются на простые, более привычные и автоматизированные, повторяющиеся в произвольном порядке. Помимо этого, выявляются расторможенность побочных явлений и отсутствие целеустремленного поведения. Асоциальный настрой обуславливает сбои в контроле и импульсивных проявлениях. Большой охват поражения вызывает возникновение проблем с корковой координацией тонуса мышечной ткани скелета.

Разновидности

Представленное заболевание в современной медицине обладает несколькими отличиями, которые различаются по своему функциональному назначению районов. Доктора классифицируют ЛС по месту расположения:

  • Апраксическая форма — гематома формируется в премоторной коре (у пациента выделяют нарушения двигательного плана).
  • Апатико-абулистическая — наблюдается при аномалии конвекситальной области префронтальной доли (происходят изменения в поведении человека, то есть он начинает испытывать ощущение апатии, безвольности, безынициативности и прочее).
  • Синдром психической расторможенности — возникает в медиобазальном участке (у больных замечается повышенная степень беспечности, дурашливости, в некоторых моментах агрессия).

Строение и расположение лобной доли головного мозга

Лобная доля на самом деле состоит из двух парных долей и составляет две трети головного мозга человека. Лобная доля является частью коры головного мозга, а парные доли известны как левая и правая лобная кора. Как следует из названия, лобная доля расположена вблизи передней части головы под лобной костью черепа.

Все млекопитающие имеют лобную долю, хотя разного размера. У приматов самые большие лобные доли, чем у других млекопитающих.

Правое и левое полушария мозга контролируют противоположные стороны тела. Лобная доля не является исключением. Таким образом, левая лобная доля контролирует мышцы правой стороны тела. Точно так же правая лобная доля контролирует мышцы на левой стороне тела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: