Развитие мелкой моторики до года
Первые упражнения
Уже с самого рождения развитие мелкой моторики у детей стимулируют с помощью массажа пальчиков и ладошек, помогать им также развивать хватательный рефлекс. Это поможет ему начать разговаривать намного раньше, заложит основы для красивого и аккуратного почерка, даст толчок для развития логического и абстрактного мышления в будущем.
Начинать занятия нужно с простого поглаживания ручек ребенка, разминая пальчики. Когда ребенок спит и его пальчики разжаты, что это наилучшее время для их массажа. Полезно играть с ребенком при массаже, придумывая имена пальчикам или веселые названия. Слова нужно проговаривать простые, состоящие из трех слогов. Проговаривают их медленно и внятно.
Начиная с 3 месяцев можно переходить на массаж пальчиков с помощью различных предметов. Для этого используются колючие резиновые мячики, грецкие орехи, шишки, каштаны и т.д. Родители придумывают веселые стишки, сопровождающие массаж. Также множество таких стишков и присказок можно найти в интернете, на специальных сайтах, посвященных раннему развитию детей.
Начинаем играть, с ребенком до года
С 4-х месяцев малыш уже может удерживать
погремушку в течении 20 секунд, а в 5 месяцев уже могут брать игрушку из рук взрослого. В это время начинают пальчиковые игры. Эти игры дети обожают, с удовольствием делают все, что им показывают родители. В ходе игры малыши уже делают робкие попытки скопировать движения взрослых. В это время закладываются основы ориентации в пространстве, понятия «вправо» и «влево», а также «внизу» и «вверху».
В 6-7 месяцев ребенок уже не только удерживает игрушку в руке, но и может ею размахивать, перекладывать из рук в руки
В это время важно правильно подбирать игрушки, так как они играют важное значение для развития мелкой моторики у детей. Игрушки должны быть яркими, крупными, отличающиеся по форме, сделанные из разных на ощупь материалов, которые способны давать яркие тактильные ощущения
Часто такие игрушки производят разнообразные звуки – шуршат, звенят, тарахтят и т.д.
Начиная с 9 месяцев ребенок может совершать различные действия с предметами. Он открывает коробки, нажимает на кнопки, катает машинки. Также увлекательны в этом возрасте игры с пирамидками, продевание палочки в кольцо. Все больше ребенок повторяет движений взрослого. Дети с удовольствием играют в «Ладушки», перебирают крупные бусы, любят перелистывать страницы, пересыпают крупы и играют с песком.
Развитие мелкой моторики до года имеет настолько важное значение, что в помощь родителям разработана масса дидактического материала, специальных игр и т.д. В магазинах продаются всевозможные игрушки-лабиринты, конструкторы с крупными деталями, которые стимулируя окончания мальчиков, развивают мышление и воображение, также специальные пазлы и раскраски для детей этого возраста
Важно помнить и безопасности, все занятия и игры должны проходить под присмотром взрослого, чтобы ребенок не смог проглотить мелкие детали игрушек
Что делать, если у малыша замедлено развитие мелкой и крупной моторики?
Все дети индивидуальны, и развитие происходит у них по-разному. Именно поэтому все возраста и этапы, приведенные выше, надо воспринимать как примерные: ваш кроха может освоить какой-то навык раньше, чем среднестатистический ребенок или, наоборот, немного задержаться.
Продолжайте заниматься с малышом упражнениями и играми для мелкой и крупной моторики. Ни в коем случае не ругайте его и не ставьте в пример других детей. Если вам кажется, что развитие идет не так, как должно, проконсультируйтесь с врачом — только специалист может вынести вердикт в такой ситуации. Мы верим, у вашего малыша все обязательно получится!
Ссылки на источники:
-
Finemotorcontrol. MedlinePlus Medical Encyclopedia. Ссылка: https://medlineplus.gov/ency/article/002364.htm
-
The Growing Child: Newborn. Johns Hopkins Medicine. Ссылка: https://www.hopkinsmedicine.org/health/wellness-and-prevention/the-growing-child-newborn
-
Fine Motor Skills Development for Babies 7 — 12 Months. Day2DayParenting. Ссылка: https://day2dayparenting.com/fine-motor-skills-development-babies-7-12-months/
-
Amanda Morin. Understanding a Child’s Dominant Hand. Verywell Family. Ссылка: https://www.verywellfamily.com/hand-dominance-what-is-a-dominant-hand-620856
-
Filippos Vlachos, Artemis Papadimitriou &FotiniBonoti.An investigation of age and gender differences in preschool children’s specific motor skills. European Psychomotricity Journal, 2014; 6; 1, 12-21. Ссылка: https://www.researchgate.net/profile/Filippos_Vlachos/publication/260115220_An_investigation_of_age_and_gender_differences_in_preschool_children’s_specific_motor_skills/links/555465cb08aeaaff3bf1bcea/An-investigation-of-age-and-gender-differences-in-preschool-childrens-specific-motor-skills.pdf
-
Harriet G. Williams, Karin A. Pfeiffer, Jennifer R. O’Neill, Marsha Dowda, Kerry L. McIver, William H. Brown, and Russell R. Pate. Motor Skill Performance and Physical Activity in Preschool Children. Obesity (2008) 16, 1421–1426. Ссылка: https://www.sc.edu/study/colleges_schools/public_health/research/research_centers/usc_cparg/documents/pdf/champs/motor_skill_performance.pdf
-
О.С. Жукова, В.П. Балобанова. Школа раннего развития. Мать и дитя. Стр. 226. Издательский дом «Нева», Санкт-Петербург — Москва, 2006. Ссылка: https://books.google.com/books?id=zH0mU-mjo88C&pg=PT226
-
Størvold GV, Aarethun K, Bratberg GH. Age for onset of walking and prewalking strategies. Early Hum Dev. 2013 Sep;89(9):655-9. Ссылка: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23701748
Игры для детей 1 года до 3 лет
Период с 1 года до 3 лет является самым жадно познаваемым.Ребенок стремительно осваивает мир, пробует буквально все на зуб. Игра и еще раз игра – это единственная форма для общения и развития детей в дошкольном возрасте. Ваше взрослое занудствосделай то, веди себя правильно, и т.д.» ни к чему не приведет. Все через игру!!! Препятствием к этому может стать только ваша лень. Не ленитесь, играйте, и вы увидите чудесавашего игрового воспитания.
Пальчиковые игры никто не отменял
Наш хит-парад,по прежнему, возглавляют пальчиковые игры. Это универсальные игры, в которые можно играть весь дошкольный а то и начально-школьный период жизни ребенка (просто они немного усложняются).
Раз, два, три, четыре, пять – Вышли в садик погулять.Ходим – ходим мы по лугу,Там цветы растут по кругу.Лепесточков ровно пять,Можно взять и посчитать | Пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.Считаем пальцы, в обратном порядке поглаживая их. |
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
Поиграли – отдохните,Ваши пальчики встряхните.Сгибайте ваши пальчики,Совсем как ушки зайчики. | Расслабляем руки и встряхиваем их.Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. |
Стихотворение и все движения можно повторить.
Художник и скульптор
Рисование – на втором месте (это опять, по моему мнению и опыту, у вас может быть по другому. Напишите, потом обсудим).Сначала пробуйте ладошками и пальчиками. Отлично подойдут старые обои (есть, где разгуляться) и краски для рисования руками
Вот где веселье и раздолье(главное ковер не разукрасить).Потом учимся держать кисточку карандаш мелки и рисовать, рисовать, рисовать!!! Причем в начале карьеры вашего художника неважно что, главное, что бы работали пальчики и кисти. Ваша задача вдохновлять мастера. Лепка – однозначно любимое занятие практически всех детей.Материалы могут быть разнообразными: пластилин, специальная глина,Тесто(да,да). Замесите ребенку обычное пресное тесто и пусть лепит.Лепите сами вареники, посадите рядом малыша и пусть ваяет шедевры, не беда, что вся кухня и творец в муке, это все поправимо, зато сколько удовольствия
Замесите ребенку обычное пресное тесто и пусть лепит.Лепите сами вареники, посадите рядом малыша и пусть ваяет шедевры, не беда, что вся кухня и творец в муке, это все поправимо, зато сколько удовольствия.
Творим , что хотим
Далее по списку популярных игр идут всякие вкладыши, крупная мозаика. Можно дома набрать крупных пуговиц, в крышке пластикового контейнера, которая легко открывается сделать прорезь по величине пуговиц. Ребенок складывает пуговички в копилку, потом высыпает, а затем опять складывает
Мои воспитанники за эту«копилочку» просто тряслись. Внимание! Пуговицы берите крупные, потому что, соблазн засунуть пуговицу в нос или ухо почему – то у детей очень велик.Можно просто смешать фасоль с рисом и попросить разложить их отдельно в разные емкости, а можно и вовсе завлечь малыша ролевыми играми. Например, взять разные фигурки домашних животных, слепить для них из пластилина тарелки и накормить каждого крупой.А еще замочки, задвижки, дома можно оборудовать министенд с выключателем,петельками с замком и.т.д
Ну и конечно, куда без прищепок
Этот подручный материал любят не только сами дети, но и родители с педагогами. Во-первых, прищепки у всех есть дома,во-вторых, стоят они копейки, в-третьих, они могут увлечь ребенка надолго и с пользой.С помощью прищепок можно отрабатывать навыки конструирования и учить цвета. Для этого нужно сделать заготовки с картона, например, вырезать желтый круг, который в последствие станет солнышком с лучиками-прищепками, или же туловище ёжика, которому предстоит нацепить иголки-прищепки и т.д. Кроме того, можно вырезать из картона 4 геометрических фигуры разных цветов, и попросить ребенка на каждую из них одеть прищепки такого же цвета.
Кто быстрее мальчики или девочки
Между младенцами и малышами женского и мужского пола больше сходства, чем различий. Однако педиатры констатируют, что мальчики рождаются более крупными: у них больше голова и масса тела. Ходить младенцы мужского пола начинают позже на 2–3 месяца, чем девочки.
Все малыши проходят сходные этапы развития языка только с разной скоростью. Обычно мальчики начинают говорить на несколько месяцев позже. На этот же срок сдвигаются этапы речевого развития, начиная с 4–5 месяцев.
В освоении двигательных навыков имеются различия. Мальчикам больше удаются упражнения, требующие силы, сноровки, выносливости. Девочки лучше справляются с заданиями, к которых надо проявить координацию, интуицию.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Особый случай: а как же левши?
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев
Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки
Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди
Программа развития мелкой моторики
Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.
Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.
Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:
- Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты.
- Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
- Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
- Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
- Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.
Когда нужно обратиться к логопеду
Нарушениями речевого развития считаются такие, при которых наблюдаются задержки отдельных фаз (более 6 месяцев)
Родителям следует обратить внимание на отклонения, которые могут стать поводом для обращения к педиатру, логопеду
- Ребенок не улыбается и не гулит в 3–4 месяца;
- младенец не прислушивается к музыке в 5–6 месяцев;
- не узнает голоса близких людей в 7–8 месяцев;
- нет лепета, повторений за взрослыми звуков в 9–10 месяцев;
- ребенок к 1 году не произносить ни одного слова, не выполняет просьбы «помаши ручкой», «принеси», «покажи»;
- малыш не называет родителей мамой и папой в 1 год 4 месяца;
- не произносит 5–10 осмысленных слов к 2 годам;
- не может выполнить просьбы из двух действий, не пересказывает короткие стихи, не называет свои имя и фамилию, говорит очень быстро и непонятно в 3 года.
Если отмечаются перечисленные нарушения, то надо поговорить с педиатром и логопедом, не откладывая. Можно обратиться к другим специалистам: неврологу, психологу, окулисту, ЛОР-врачу.
Мелкая моторика для детей 4-5 лет
Мелкая моторика дошкольников в возрасте 4-5 лет подразумевает развитие у ребенка многих движений уже в режиме автоматизма. Например, сидя за обеденным столом, маленький член семьи может поддерживать разговор со взрослыми и умело владеть ложкой или вилкой.
Единственное, с какими трудностями может столкнуться малыш – это с выполнением более точных координированных движений.
В этом возрасте дети с удовольствием играют в развивающие логические игры. Родителям необходимо повсеместно поддерживать такие стремления. Мелкая моторика для детей без логического мышления в этом возрасте просто невозможна. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией выкладывают мозаику и при этом активно думают. Активизируя основные участки мозга, ребенок быстрее развивает моторику рук, что в значительной степени сокращает риски такого заболевания, как дисграфия.
Мелкая моторика у детей дошкольного возраста прекрасно развивается при помощи игр. Одной из эффективных в этом смысле для родителей может стать игра «Повтори движение». Вы садитесь с малышом друг напротив друга и показываете ему различные фигурки, созданные из ладоней и пальцев рук. Малыш должен повторить вашу фигурку.
Развитие мелкой моторики в 4 года требует принятия самостоятельных решений. Дайте ребенку больше свободы в этой игре. Пусть он подойдет к вам, внимательно рассмотрит, каким образом вам удается переплести или скрестить пальцы рук и попытается повторить так же.
Для следующей игры необходимо подготовить сосуд с горлышком меньше, чем основание. В него опускается знакомый малышу предмет, но так, чтобы он это не видел. Затем попросите ребенка опустить руку в сосуд и на ощупь определить – что именно за предмет там лежит.
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, благодаря такой игре, тесно связано с логикой мышления, воображением и памятью. Ощупывая то, что находится в сосуде, малыш непроизвольно вспоминает все знакомые ему предметы, сравнивает их и анализирует вероятность совпадений.
Развивая ловкость рук у маленьких детей, родителям необходимо помнить, что на начальных этапах нельзя принимать ни одного решения о том, как проводить занятия, не побывав на консультации у врача. Даже если малыш бодр и здоров, проявите ответственность, и вы гораздо быстрее и эффективнее поможете малышу развить мелкую моторику, укрепив при этом го память и развив правильную речь.