Развиваем слуховую память и внимание в играх и упражнениях

Упражнения и методики для развития слуховой памяти

Задачи и тесты для тренировки слуховой памяти

1. Послушать и повторить

Попроси друга или члена семьи записать короткие аудиофайлы с набором слов, чисел или фраз. Послушай запись несколько раз и попробуй повторить все, что услышал. Это поможет развить твою способность к запоминанию и воспроизведению звуков.

2. Запоминать последовательности

Попробуй запомнить последовательность чисел или слов. Начни с небольшого набора, а затем увеличивай сложность задачи. Такой тренировки поможет развить твою способность слушать и запоминать информацию.

3. Слушать и задавать вопросы

Попроси товарища поиграть с тобой в игру «20 вопросов». Пусть он загадывает слово и пытается дать ответы на вопросы, которые ты задаешь. Ты должен внимательно слушать, чтобы задавать правильные вопросы и угадывать слово.

  • Начни с легких вопросов: «Это животное?», «Оно большое или маленькое?»
  • Постепенно переходи к более сложным: «Это слово используется в спорте?», «Оно начинается на букву А?»

4. Музыкальные упражнения

Попробуй играть на музыкальных инструментах и повторять мелодии, которые услышишь. Это тренирует твою способность слушать и запоминать музыкальные звуки.

5. Разговор с собеседником

Веди активные беседы с людьми вокруг тебя. Слушай внимательно и старайся запоминать основные идеи и детали. Постепенно улучшишь свою способность слушать и запоминать информацию.

Тренировка слуховой памяти — длительный процесс, требующий времени и усилий. Но не забывай, что результаты приходят со временем. Упражняйся регулярно и не бойся испытывать себя новыми задачами. Вскоре ты заметишь, как улучшается твоя слуховая память и как легче становится запоминать и воспроизводить звуковую информацию.

Словесно-логическая память

Словесно-логическая  (вербальная) память это наша способность запоминать и воспроизводить мысли, тексты, фразы других людей и т.п. Для чего нужно развивать память в этом качестве? Данный вид запоминания имеет большое значение в процессе обучения, освоения нового материала.

Упражнения для развития вербальной памяти:

  1. Одним из самых простых и доступных способов развития словесно-логической памяти является чтение и пересказ текстов.
  2. Напишите на листе бумаги в столбик несколько пар слов, в каждой из которых они связаны по смыслу, например, книга – рассказ, корова – молоко, столовая – блюдо и т.д. Закройте правый столбец листом бумаги или рукой, читайте оставшиеся открытыми слова и старайтесь вспомнить спрятанную пару. С каждой тренировкой увеличивайте цепочку.
  3. Попросите кого-то из близких зачитать вам список из 15 не связанных по смыслу слов. Попробуйте повторить их. Чтобы легче было запомнить, постройте ассоциативный ряд, или свяжите слова между собой по смыслу.

Например: корова-стол-телефон-клавиатура…. можно представить следующим образом: корова сидела на столе, держала телефон и клацала по клавиатуре…

  1. Учите стихи, лучший способ развития памяти это постоянная тренировка.
  2. Упражнение «Пиктограммы»:
  • Прочитайте текст
  • Выделите ключевые слова или фразы в тексте.
  • Каждой фразе присвойте любую картинку – создайте ассоциацию.
  • Полученные картинки свяжите в виде мультика или клипа.
  • Глядя на картинки воспроизведите текст.
  1. Используйте упражнения онлайн, например Викиум.

Инструкция как запомнить текст

  1. Прочитать и понять материал, который необходимо запомнить. Самый главный фактор – ПОНЯТЬ. Невозможно запомнить надолго то, что вы не понимаете, потому что в памяти не выстраиваются ассоциативные связи.
  2. Записать то, о чем прочитали. Не подглядывая в источник, попробуйте своими словами законспектировать запомнившуюся информацию.
  3. Повторить 1 и 2 пункт несколько раз. Перечитывайте и записывайте текст столько раз, пока вас не удовлетворит полученный результат.
  4. Повторите изученный материал через 30 минут.
  5. Отвлекитесь на другие дела и еще раз повторите информацию через час.
  6. Для переноса изученных данных в долговременный отдел повторите выученное на следующий день.

Приведенные техники помогут вам не только развить память, но и  другие мозговые функции: логику, мышление, внимательность.

Упражнения для дошкольников и младших школьников

Конечно, каждый навык, использующий слуховую память, требует особого подхода, но также можно двигаться в другом направлении – выполнять упражнения, которые позволяют закрепить общую концепцию запоминания любого вида аудиальной информации.

Приведем некоторые упражнения на развитие слуховой памяти у дошкольников. Здесь главное правило – сделать занятия интересными.

Упражнение 1: угадай, что играет

Сначала надо познакомить ребенка с различными музыкальными игрушками. После этого в игровой форме задавать ему вопрос: «Что играет», — а тот должен отвечать на него. Это упражнение развивает слуховую память с опорой на зрительные образы. Информация, которая затрагивает сразу несколько органов чувств, запоминается значительно лучше.

Для игры могут использоваться самые разные музыкальные игрушки вплоть до погремушек.

Упражнение 2: музыкальное эхо

Задача этого упражнения – развить у дошкольника ритмический слух и способность запоминать ритмические рисунки. Выполняется оно очень просто: взрослый настукивает ритм, а ребенок старается его повторить. По мере развития навыков, а также в зависимости от возраста малыша, степени его нарушений ритмический рисунок может усложняться.

Детям младшей группы лучше давать несложные ритмические рисунки, а вот для старших дошкольников подойдут фрагменты, взятые из мелодий.

Упражнение 3: нарисуй, что услышал

Это упражнение тренирует не только зрительно-слуховую связь, но и еще и добавляет сюда моторное запоминание. Такая информация значительно лучше запоминается по сравнению с «чистым» звуком.

Особенности тренировки у младших школьников

Лучший способ стимулировать развитие слуховой памяти у младших школьников – отправить их в музыкальную школу. Там упражнений на тренировку разных аспектов музыкальной памяти (тембр, ритм, мелодия, гармония, внутренний слух) огромное количество

Учитывая то, что главное требование к запоминанию любого вида информации – внимание, то привычка улавливать на слух может перенестись и на другие сферы. Но в любом случае, качество запоминания зависит во многом от имеющихся навыков в той области, из какой человек слушает материал

Младшие школьники не так нуждаются в том, чтобы им давали игры на развитие слуховой памяти. При этом все равно нужно делать процесс обучения интересным, чтобы они полюбили занятия. А по мере обучения слуховая память будет развиваться сама собой. Более того, без практики ее не получится натренировать.

Особенности тренировки у взрослых и пожилых людей

Прекрасная методика, позволяющая косвенно развить слуховую память у взрослых людей и в старости – медитация. Мы уже поняли, что одна из главных причин плохого запоминания любого вида информации (в том числе, и слуховой) – это плохая концентрация внимания. Медитация способна формировать навыки осмысленного сосредоточения на чем-угодно: речи, музыке и других видах информации.

Универсальный вид медитации предусматривает сосредоточение на дыхании, но он скорее развивает кинестетическую память. Поэтому мы предлагаем такую медитацию в качестве упражнения на аудиальное запоминание:

Расположитесь удобно.
Сосредоточьтесь на интересующем вас аудиоматериале: музыке, шумах природы, аффирмации

Старайтесь расслабленно удерживать внимание на этом объекте.
Как только вы отвлекаетесь (а это обязательно будет), просто прерываете внутренний монолог, все образы и возвращаетесь к исходному объекту медитации.. Медитация способна улучшить внимание к аудиальным сигналам и, следовательно, способность их запоминать

Кроме того, это невероятно приятный процесс, позволяющий расслабиться. А в состоянии душевной легкости усвоение любой информации идет лучше. Главное – выполнять в точности это несложное задание

Медитация способна улучшить внимание к аудиальным сигналам и, следовательно, способность их запоминать. Кроме того, это невероятно приятный процесс, позволяющий расслабиться

А в состоянии душевной легкости усвоение любой информации идет лучше. Главное – выполнять в точности это несложное задание.

Хотя, оно легкое только на первый взгляд. Первые стабильные успехи в медитации появятся только через год. Именно через этот промежуток времени значительно улучшится способность запоминать аудиальную информацию.

Двигательная память

Моторная память имеет значение не только для танцоров или спортсменов, она актуальна для любого человека в процессе запоминания материала

Например, когда вы набираете текст на компьютере, обладая навыком быстрой печати, вы концентрируете свое внимание на информации, а не на попадание пальцами на нужные буквы, что значительно повышает уровень освоения и запоминания данных

Но наибольшее значение двигательная память имеет для людей, чья работа связана с выполнением  точных и сложных движений: хирургов, музыкантов, танцоров и др. Развить моторную память несколько сложнее, чем другие ее виды, понадобиться терпение и сила воли, но все же главное в этом деле, это практика.

Как развить моторную память:

  1. Если стоит цель приобрести определенный навык – придется повторять одно и тоже действие столько раз, пока оно не дойдет до «уровня рефлекса». Главное условие — выполнять алгоритм действий четко и правильно, сконцентрировавшись на информации или на самих действиях.
  2. Упражнение «Гриб-поляна»:

одна рука – это гриб, сожмите ее в кулак и вытяните перед собой

вторая рука — поляна, ладонь подставьте под воображаемый гриб.

Ваша задача – резко поменять руки, превратив гриб в поляну, а поляну в гриб, при этом плечи остаются на месте, задействованы предплечья, кисти и пальцы. С каждым разом ускоряйте движения.

  1. Вытяните руки перед собой и одновременно начните вращать в разные стороны. Как только начнет свободно получаться, поменяйте направление.

Виды музыкальной памяти

Первым делом давайте разберем виды музыкальной памяти, с которыми приходится иметь дело музыкантам. При запоминании музыкальной композиции используются эмоциональная, двигательная, зрительная, слуховая и логическая память. Это виды нашей обычной памяти, не правда ли? Каждый музыкант старается опираться на все виды памяти, но с акцентом на более удобный для него вид, в зависимости от индивидуальных предпочтений и особенностей. Вспомним, что психологи условно делят людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков, которые соответственно воспринимают мир именно так, а не иначе. Конечно, это очень грубое деление, обычно мы используем все виды памяти, просто в разных пропорциях. Однако, проанализировать и понять, какие виды памяти или их сочетания наиболее эффективны для вас – очень полезно, и может весьма повысить эффективность вашей учебы или работы.

1. Зрительная память – благодаря данному виду памяти мы воспринимаем различные зрительные образы, и удерживаем их.  Помните, как говорят? – мне надо увидеть, тогда я запомню! Очень многие просто запоминают клавиши, которые надо нажать и… играют произведение!

2. Слуховая память – при помощи слуховой памяти мы запоминаем различные звуки (речевые, музыкальные) и можем (или не можем) их воспроизвести. Кто не замечал, что услышав песню, которая каждое утро играет в автобусе, можно спеть ее не выучивая специально. Эта память, как никому более, важна музыкантам!

3. Двигательная или моторная память – способность запоминать и воспроизводить различные движения, их последовательность, темп, ритм, быстроту. (Например, переехав в новую квартиру, рука будет по привычке тянуться к выключателю в ту сторону, где он был расположен в старой квартире. Такая она приставучая, эта двигательная память!) Еще удивительнее, когда люди рассказывают, что они закончили музыкальную школу 30 лет назад, не помнят уже ни ноты, ни преподавателя, но когда подходят к инструменту, запросто играют произведение, которое они учили целый год и сдавали на экзамене в классе, эдак, седьмом!

4. Эмоциональная память – это наша способность запоминать чувственное состояние и воспроизводить его, при повторении какой–либо ситуации. Говорят, что музыка – это стенография чувств.

5. Логическая или смысловая память – запоминание нами различных элементов, которые связаны между собой определенной смысловой цепочкой. Музыка – это не набор звуков, а структурированная, взаимосвязанная и точная система взаимоотношений звуков. Если разобраться в ней, изучить отдельные элементы музыкального языка, то запоминать будет, на удивление, гораздо легче и приятнее.

Основными компонентами музыкальной памяти являются слуховая и двигательная память. Остальные же виды являются вспомогательными, но от этого не менее ценными. Надо понимать, что все виды памяти действуют как во время запоминания, так и во время воспроизведения, и их трудно разделить, потому что они действуют КОМПЛЕКСНО

Именно поэтому важно развивать все виды памяти

Музыкальная память, как и все способности и психические функции, поддается развитию и совершенствованию в процессе специальных занятий и при использовании определенных методик, читайте об этом в материале о том, как развить музыкальную память.

Основные процессы памяти

К ним относится:

  • запоминание;
  • узнавание;
  • воспроизведение.

Проходящие прямо в мозг от и внутренних, и внешних раздражителей разного рода возбуждения оставляют так называемые отметены в нем, сохраняющиеся на протяжении долгих лет. Если говорить образно, то можно представить, что в коре полушарий проторяются пути для упомянутых ранее возбуждений, ввиду чего впоследствии нервные связи появляются быстрее и легче. Последние сохраняются, а затем оживают в случае повторения возбуждений либо угасают, если таковые не повторяются, и тогда «удвоенное» забывается. Таким образом, процесс образования, сохранения временных связей — физиологический фундамент памяти.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка.

На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

К пятому — шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия — звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.

Таким образом, сформированный речевой слух и фонематическое восприятие позволяют:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

Все вышеперечисленные навыки являются основной для успешного овладения грамотным письмом и чтением.

Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.

Однако, если для ребёнка изначально не создаются специально организованные социально-педагогические условия для всестороннего развития, то вторичными нарушениями могут выступать трудности фонетико-фонематического анализа, которые проявляются в стойких ошибках в чтении и письме. Также в работах многих педагогов-дефектологов подчеркивается связь дисграфии с недоразвитием устной речи и фонематического слуха.

Трудности могут возникнуть в следующем:

  • овладении оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
  • соотнесении звука с буквой;
  • синтезе букв в слово.

Частыми являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию; нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом; слияние двух слов в одно, пропуски слов; ошибки в определение ударения, мелодии слова; непонимание прочитанного.

Для того чтобы предотвратить или скорректировать уже возникшие проблемы в письме и чтении, необходимо целенаправленно развивать фонематический слух и совершенствовать фонематическое восприятие.

В настоящее время существует достаточное количество логопедических приёмов и упражнений по устранению нарушений письменной речи и процесса чтения. Но анализ обращений и запросов от родителей в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что коррекционного обучения детей с фонематическим недоразвитием только лишь в рамках логопедического пункта может быть недостаточно – у учеников сохраняются стойкие ошибки в письме и чтении, а период коррекции затягивается на длительное время и может продолжаться годами без значительных улучшений в технике чтения и письма.

К решению проблем фонематического восприятия необходимо подходить комплексно.

Родители, обладая необходимыми знаниями и создавая правильные развивающие условия, могут оказывать плодотворное воздействие на развитие фонематического анализа и синтеза у ребёнка.

Слуховая память и ее роль в музыкальном восприятии

Слуховая память — это способность запоминать и воспроизводить звуки. Она играет важную роль в музыкальном восприятии, позволяя нам запоминать мелодии, аккорды, ритмы и другие аспекты музыки.

В музыке слуховая память позволяет нам распознавать и запоминать мелодии. Когда мы слышим музыку, наше сознание автоматически запоминает ее мелодические образцы. Благодаря слуховой памяти мы можем почти мгновенно узнать знакомую мелодию или проигранный ранее аккорд.

Одной из ключевых функций слуховой памяти в музыкальном восприятии является способность удерживать в памяти последовательность звуков. Например, при прослушивании сложной музыкальной композиции слуховая память позволяет нам запоминать и распознавать последовательность аккордов или ритмических фигур.

Слуховая память также является важным инструментом для музыкантов, позволяя им запоминать и воспроизводить музыкальные произведения. Например, музыканты, исполняющие классическую музыку, обычно полагаются на свою слуховую память для запоминания сложных нотных записей и последовательностей аккордов.

Слуховая память также играет важную роль в обучении музыке. Учиться играть на инструменте или петь с нотами возможно благодаря слуховой памяти, которая позволяет нам запоминать и воспроизводить мелодии и ритмы.

В целом, слуховая память играет важную роль в музыкальном восприятии, позволяя нам запоминать, распознавать и воспроизводить звуки, мелодии и аккорды. Эта способность помогает нам наслаждаться музыкой и учиться играть на инструменте или петь.

Упражнение «Выбор»

Перед проведением упражнения детям дается задание, что именно им нужно запомнить на слух. Например, учитель сообщает, что будет читать рассказ, а они в ходе прослушивания должны запомнить все названия зверей, которые прозвучат. Рассказ может быть в стиле сказки «Теремок», только с другими героями.

Можно разнообразить сказку «Волк и семеро козлят», придумав каждому козленку имя, а школьники должны их все запомнить в ходе прослушивания сказки. Для такого упражнения подойдет и сказка «Белоснежка и семеро гномов» и др. Можно придумывать любые другие авторские рассказы (должны включать 4-8 слов для запоминания).

Также для развития слуховой памяти рекомендуется использовать музыкальные упражнения, во время которых детям предлагается запомнить и повторить ритмический рисунок или мелодию, определить в музыкальной гамме, звучание какой ноты слышали перед этим и т.д.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Зачем нужно развивать слуховую память?

Для многих родителей знакома ситуация, когда им приходится по несколько раз повторять ребенку одну и ту же просьбу или задание. Маме и папе кажется, что ребенок ленится, не хочет учиться или помогать, они укоряют его и даже наказывают. Но на самом деле так происходит не потому, что ребенок не хочет, а потому что он просто не может понять, что от него хотят, у него очень слабое слуховое восприятие, он слышит, но не может охватить сказанное, запомнить. Получается – слух у ребенка есть, а способности обрабатывать услышанное – нет.

Такие дети часто отстают в учебе, на решение одного и того же задания тратят больше времени, а порой вовсе нерешенным и оставляют, объясняя потом, что не поняли условие или вопрос. Скудный словарный запас – признак неразвитой слуховой памяти тоже, а также невозможность сосредоточиться в шумном помещении, выделить главное для себя из потока слов

В старших классах непременно появятся проблемы с изложениями и сочинениями, большинством гуманитарных предметов, где основное внимание уделяется лекционному начитыванию материала

Детей с плохой слуховой памятью идентифицировать несложно.

  • Они невнимательны.
  • Слабо запоминают даже элементарные стишки.
  • Не могут сосредоточиться.
  • Не помнят номеров телефона родителей, часто даже адресов.
  • С трудом изъясняются, даже заученные без понимания правила озвучивают с трудом.

Детки, у которых слуховая память развита хорошо поражают способностью воспроизводить все услышанное в разных местах, запоминать новости, сказки, связно и красиво они разговаривают, разбавляя рассказ сравнениями и смежными событиями.

Упражнение «10 слов»

Для проведения такого упражнения не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимо в медленном темпе произнести 10 слов и попросить ребенка повторить те, которые он запомнил. Лучше такое упражнение проводить с небольшой группой детей.

Можно провести проверку индивидуальных результатов каждого ребенка или сделать это коллективно. В таком случае один ученик называет все слова, которые он запомнил, а 2-3 его одноклассника должны добавить все недостающие.

У этого упражнения есть несколько различных интерпретаций. Можно провести ее в виде командного соревнования. Дети делятся на две группы. После прослушивания всех слов, команды по очереди должны называть по одному из услышанных слов. Выигрывает та команда, которая вспомнит и назовет большее количество слов.

Еще один вариант предполагает добавление в озвученный ранее список лишнее слово. Сначала учитель произносит 10 слов. После этого он произносит их еще раз, но уже в другой последовательности. Затем он снова произносит слова, меняя их последовательность и добавляя в перечень какое-либо ранее не звучавшее слово. Дети должны определить это лишнее слово.

Также можно в этом упражнении предложить детям не просто называть все слова, которые они после прослушивания запомнили, а еще и распределить их по родовым признакам. Например, после озвучивания ряда слов нужно попросить школьников повторить те из них, которые обозначают одежду, транспорт и т.д. Или можно предложить им назвать услышанные слова, объединив их в пары (тарелка — ложка, медведь — берлога и т.д.).

Для того чтобы заинтересовать ребят ходом упражнения, можно организовать его в виде игры в «Магазин». Учитель говорит фразу: «Сегодня в моем магазине продается …, …». После этого детям предлагается назвать, что они хотят купить. Все слова, которые вспомнит ребенок, будут считаться его покупкой.

Слуховая память. Развитие слуховой памяти

Слуховая память – один из видов памяти, позволяющий человеку запоминать определенную последовательность звуков и затем их воспроизводить.

Кратковременная слуховая память – вид памяти, который помогает человеку понять смысл и быстро обработать поступающую звуковую информацию.

Кратковременная слуховая память связана с так называемой фонетической областью, в которую поступает услышанная информация, сохраняясь в течение нескольких секунд, которых вполне достаточно для того, чтобы понять смысл и суть разговора. После этого услышанная информация попадает в семантическую область, связанную с долговременной памятью, где может храниться от нескольких минут и до бесконечности, ведь емкость данной области огромна, и именно в ней концентрируется весь приобретенный индивидуальный опыт конкретного человека.

Человек, обладающий хорошей слуховой памятью, способен легко, быстро и точно запомнить содержание читаемого текста, смысл событий, логику рассуждений. При этом он достаточно правильно может воспроизводить своими словами полученную информацию.

Ниже приведены 10 упражнений, благодаря которым каждый, кто задумывается над тем, как развить слуховую память, сможет найти для себя и ответ, и путь решения проблемы:

1 С помощью магнитофона прослушайте отрывок знакомой музыкальной композиции, после чего мысленно воспроизведите его. В процессе регулярных тренировок слуховой памяти постепенно увеличивайте продолжительность звучания мелодии. В идеале необходимо развить слуховую память до такого уровня, когда Вы после прослушивания сможете полностью мысленно воспроизвести любую мелодию.

2 Попросите кого-нибудь произнести для Вас 4 однозначных числа, например:1, 3, 9, 4. После этого Вы должны назвать их в обратном порядке. После того, как Вы станете уверенно справляться с этой задачей, количество произносимых цифр следует постепенно увеличивать до 5, 6 и т.д. Данное упражнение не только способствует развитию слуховой памяти, но еще и хорошо тренирует внимательность.

3 Очень хорошо подходит для тренировки кратковременной слуховой памяти тренажер «Звукварь», который Вы найдете, перейдя по этой ссылке.

4 Попросите кого-нибудь, используя 5-7 хлопков в ладоши, нахлопать для Вас ритм известной мелодии. Ваша задача – в точности повторить предложенный ритм. После того как Вы уверенно станете справляться с поставленной задачей, количество хлопков можно постепенно увеличивать.

5 Читайте книги, которые для Вас интересны. При этом приучите себя пересказывать вслух отдельные главы после их прочтения.

6 Прослушивание аудиокниг также будет способствовать тренировке слуховой памяти. После прослушивания в свободное время мысленно повторяйте то, что услышали. Анализируйте, насколько точно Вам удалось воспроизвести услышанный текст.

7 Прочитав, повторяйте вслух скороговорки различной длины. В процессе регулярных тренировок не используйте одни и те же скороговорки, чередуйте их и добавляйте новые.

8 Перед сном уделите немного времени развитию слуховой памяти. Прислушайтесь и постарайтесь услышать как можно больше звуков, которые присутствуют в окружающем Вас пространстве. Это может быть работающий на кухне холодильник, летающая по комнате муха, шаги на лестничной площадке и т. д. Последовательно сосредоточивайтесь на каждом из звуков и мысленно воспроизводите их в более низкой и в более высокой тональностях.

9 Полезной для развития слуховой памяти будет привычка пересказывать вслух важную информацию, которую необходимо запомнить.

10 Находясь на улице и в других общественных местах, прислушивайтесь к присутствующим звукам, вычленяйте из них разговоры других людей и мысленно как можно точнее повторяйте услышанные фразы.

Общеизвестно, что любую способность в определенной степени можно развить, нужно только не лениться и заниматься тренировкой слуховой памяти, а еще лучше – и других когнитивных функций регулярно. Специальные игры для тренировки памяти и внимания у взрослых есть на нашем сайте.

Источник

Виды памяти

Существует ряд критериев для их классификации, одним из которых является ее деление по времени сохранения полученного материала, а другим — по анализатору, преобладающему в ранее упомянутых процессах запоминания, воспроизведения, сохранения материала.

Так, в 1-м случае принято выделять несколько видов памяти:

  • оперативную;
  • мгновенную;
  • генетическую;
  • кратковременную;
  • долговременную.

А во 2-м случае речь идет о зрительной, обонятельной, слуховой, осязательной и прочих видах памяти. Теперь более подробно узнаем о том, что же представляют собой слуховая и зрительная памяти.

Первая расценивается как хорошее запоминание, достаточно точное воспроизведение разного рода звуков, к примеру, музыкальных, речевых. Слуховая память необходима филологам, акустикам, музыкантам, а также людям, которые изучают иностранные языки.

Зрительная же память связана сначала с сохранением, а затем с воспроизведением полученных зрительных образов. Достаточно часто данный вид присущ людям, имеющим эйдетическое восприятие, такие индивиды способны на протяжении значительно долгого временного промежутка «видеть» запечатленную картину уже в воображении по окончании воздействия на соответствующие На основании этого рассматриваемый вид памяти подразумевает наличие способности к воображению у субъекта.

Итак, после того, как мы узнали, что представляют собой слуховая и зрительная памяти, нелишне будет уделить внимание вопросам касательно возможности их развития. Для этого стоит обратиться к специальным методикам

Развитие способности запоминать

Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку

  • можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
  • Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено. Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
  • Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
  • Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: