Реферат познавательное развитие «формирование у детей дошкольного возраста представлений о величинах и их измерениях»

Значение дидактических игр и упражнений в развитии представлений дошкольников о величине, освоении способов сравнения, серации, классификации | методические разработки  | сертификаты для воспитателей / академия дошкольного образования

Содержание работы с детьми дошкольного возраста

Работа с детьми четвертого года жизни:

  • научить детей выделению массы среди остальных признаков предмета, используя приемы обследования;
  • научить сравнению ярко контрастных и одинаковых по массе предметов, устанавливать определенные отношения между ними;
  • отражать результаты сравнения в речевых оборотах, используя прилагательные «тяжелый-легкий», «тяжелее-легче».

Для первого знакомства следует подбирать предметы, отличающиеся только по массе, но одинаковые по всем остальным признакам. Это может быть два одинаковых пустотелых предмета, в один из которых поместят груз.

Чтобы каждый ребенок поупражнялся в приемах обследования, обязательно использование раздаточного материала – разного по массе, а потом и одинакового по этому признаку. Постепенно нужно уменьшать различия в предметах. Сравнение дети всегда должны заканчивать обобщением.

Приемы работы с детьми в средней группе усложняются и заключаются в следующем:

  • развитие точности восприятия, упражнения в определении массы предметов «на глаз» во время сравнения менее контрастных отношений;
  • научить пониманию относительности тяжести во время сравнения предметов, подводить к пониманию, что один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого;
  • обучить видению равенства и неравенства предметов по их массе;
  • научить располагать 3-4 предмета в порядке возрастания или убывания;
  • научить сопоставлению предметов в соответствии с массой, измеренной чашечными весами.

Работа с детьми в средней группе может начинаться выделением тяжести среди остальных признаков предметов. С этой целью могут использоваться приемы, рекомендованные для младшей группы. Усложнение предполагает использование для упражнения каждого ребенка раздаточного материала и меньший контраст сравниваемых предметов.

После того, как у детей закрепился навык сравнения двух предметов, можно переходить к отработке сравнения трех предметов.

Для сравнения могут быть подобраны разные по внешнему виду предметы, а не только однородные. Задания необходимо усложнять постепенно, поэтому сначала воспитателю нужно самостоятельно подобрать соответствующие группы предметов, и предлагать их для сравнения детям. Затем можно предложить детям подобрать пары из игрушек или предметов, выложенных на столе, позже такие пары можно найти в окружающей обстановке. Эти упражнения помогают усложнять задания по построению сериационного ряда и выбрать по образцу: найти самый тяжелый предмет среди предложенных, самый легкий, среди кубиков найти по весу такой же, как кирпичик, тяжелее или легче него.

Работа с детьми в старшей группе идет по пути усложнения в соответствии со следующими шагами:

  • научить классификации и группировке предметов по массе с последующим их обобщением;
  • научить видению равенства и неравенства предметов по массе, вне зависимости их от внешнего вида;
  • научит построению сериационных рядов из нескольких предметов, установлению определенных соотношений по массе между ними;
  • научить измерению массы предметов с помощью условных мерок;
  • упражнять детей устанавливать отношения равенства и неравенства.

Работа с детьми 7-го года жизни. В подготовительной к школе группе детского сада, все знания, умения и навыки, приобретенные детьми, проходят путь закрепления и совершенствования. К основным задачам относят:

  • закреплять умения измерения массы разных предметов и веществ с использованием разных условных мерок;
  • формировать представления, касающиеся функциональной зависимости результатов измерения от массы самой мерки;
  • продемонстрировать значение общепринятых мер измерения, чтобы получить объективные показатели, а также познакомить детей с килограммом, в качестве единицы измерения массы.

Правильное восприятие величины: каждому зайчику своя ложка

Восприятие размера ребенка

Для этой игровой игры вам понадобятся: обычные плоские фигурки двух кроликов (большого и маленького, вырезанные из бумаги), ложки, чашки и сладости.

Перед игрой внимательно посмотрите вместе с ребенком на кроликов, определите вместе с ним, какой из них большой, а какой маленький. Затем разместите их на (небольшом) расстоянии друг от друга, чтобы между ними оставалось место для ложек. Возьмите ложки и скажите: «Кроликам надо кашу съесть». Спросите ребенка, кому отдать большую ложку? Если ребенок показывает (отвечает) неправильно, положите большую ложку на большого кролика. Возьмите в руки чайную ложку и еще раз спросите ребенка, кому ее дать. Убедитесь, что вас устраивает правильный ответ ребенка, и обязательно хвалите его.

Игру можно повторить еще раз. Поиграйте с малышом, как будто кролики пошли гулять, а потом снова пошли кашу поесть. Им еще нужно правильно распределить ложки.

Не проводите за игрой более 5-7 минут. Если ваш ребенок легко может раздавать ложки, вы можете немного увеличить количество предметов, добавив чашки и конфеты.

Стадии формирования навыков счета и обучение счетной деятельности дошкольников

Обучение детей дошкольного возраста счету, выполнению счетных операций реализуется через работу с множествами чисел, которые делятся на части и сравниваются между собой. Счетная деятельность реализуется в несколько стадий, которые охватывают процесс счета, операции счета и итог. Дошкольники очень быстро схватывают процесс счета, а вот подведение итогов они усваивают достаточно сложно и длительно.

Счетная деятельность дошкольников осваивается в течение следующих стадий:

  1. Подготовительная стадия. На этой стадии дошкольники подготавливаются к предстоящему счету: выполнению операций с числами. Дети знакомятся с понятием множества и его структурой. Для этого, используются приемы разделения множества на отдельные части и их сбор в множество. Таким образом, дети осознают, что представляет собой один элемент множества, а что такое «много». На данной стадии, ребенок еще не имеет представления о числах. Он просто сравнивает множества между собой. Это обучает сравнительным навыкам: ребенок понимает, что у него машинок больше, чем у его друга, а конфет ему дали меньше и т.д. Так, ребенок осваивает практическое количественное сопоставление множеств и обучается выявлению между ними различий и сходств. Эта стадия является именно подготовкой к освоению счетных операций и актуальна для использования в возрасте двух-трех лет, поскольку в более старшем возрасте, ребенок уже способен выявить, что множество состоит из отдельных компонентов.
  2. Подготовительная стадия – два. Она специфична тем, что, также, подготавливает ребенка к освоению счетных операций, но посредством специальных занятий по математике в ДОУ. Здесь, дети учатся сопоставлению множеств по отдельным их компонентам. Детям даются множества, которые отличаются между собой на один компонент – на один больше или на один меньше. Так, дошкольники учатся выявлять равенства и неравенства. Постепенно, у дошкольников активизируется интерес к сопоставлению отдельных величин и множеств. Понимания числа у дошкольника еще не имеется.
  3. Знакомство с числом. На этой стадии происходит знакомство ребенка с формированием числа. Для этого используются методы сопоставления смежных множеств, определения равенства из неравенства, получение результата операций– числа. Происходит, как бы, обратное развитие: ребенок сначала усваивает операции по счету, овладевает процессом счета, а затем понимает, что такое число. Дошкольник осваивает наименования числительных и учится давать ответ на вопрос «Сколько?». На данной стадии используются разнообразные упражнения, которые обучают счетной деятельности постепенно, т.е. ребенок сначала считает в определенном направлении, небольшое количество элементов, которые увеличиваются постепенно. В ходе обучения, воспитателю ДОУ необходимо рассказать ребенку о том, для чего необходима счетная деятельность, как она используется в различных видах деятельности. Эта стадия охватывает возраст четырех-пяти лет.
  4. Стадия знакомства со смежными натуральными числами. Около шести лет, дошкольник осваивает четкую последовательность числительных и умеет соотносить их с компонентами множества. На этой стадии происходит обучение ребенка образованию натуральных чисел. Как правило, используются только первые пять чисел. Для обучения используется следующий метод: берется группа предметов, подсчитывается, к ним добавляется или от них убавляется еще один предмет. Затем берется группа других предметов, сравнивается по количеству объектов с исследуемой группой. Производится определение действия с числами, которые нужно совершить для того, чтобы увеличилось или уменьшилось количество объектов одной или другой группы, чтобы количество предметов одной группы стало больше, чем предметов другой и т.д.
  5. Стадия развития навыков группового счета. Дошкольники осваивают счет группами числительных: по два, по три, по четыре, по пять. Дошкольники осваивают счет не отдельных объектов, а их совокупности, которая состоит из нескольких компонентов. Таким образом, к шести-семи годам, дети приходят к пониманию того, что еденицей счета может быть не отдельный предмет, а их совокупность.
  6. Стадия освоения десятичной системы счисления. Дошкольники осваивают формирование десятичных чисел, учатся образовывать числа путем добавления единицы. При этом, у дошкольников еще отсутствует полное понимание десятичного числа. Оно формируется уже в период обучения в начальной школе.

Развитие представлений о массе

Определение 1

Масса – это одно из физических свойств предмета, которое поддается измерению – взвешиванию.

Процесс дифференцировки массы сначала должен протекать на основе сенсорного восприятия через сравнение массы разных предметов, а затем необходимо подключать измерительную деятельность, которой не только будут расширены представления детей о массе, но они наполнятся математическим содержанием, так как измерение дает возможность выражать массу количественными показателями меры.

Формирование представлений о массе, а также развитие умений и навыков может осуществляться в ходе обучающих занятий, а также в повседневной жизни.

Целесообразно использование занятий по знакомству детей с приемами и способами обследования, словесными определениями, новым формулировками вопросов и ответов, подведение детей к определенным выводам, обобщениям и закономерностям. Закреплять знания, умения и навыки можно в ходе игровых действий, упражнений и бесед с детьми в свободное время.

На занятиях должна быть организована активная деятельность каждого ребенка с предметами, демонстрация воспитателями или детьми приемов и способов обследования, упражнения для детей и пр. Но основываться стоит на общих требованиях дидактики:

  • знакомить с новыми приемами лучше в начале занятия;
  • закрепление полученной информации может проходить в конце занятия;
  • задания лучше предлагать игрового характера.

Основной линией усложнения наглядного материала можно считать постепенный перевод детей от сравнения тождественных по всем признакам предметов, кроме массы, к их вариативности. Изначально абстрагируются от цветов, затем форм, размеров, внешнего вида и пр.

Далее постепенно увеличивают круг сравниваемых предметов и постепенно уменьшают отношения в их массе, чем обеспечивается развитие у детей более тонкой и точной восприимчивости к изменениям в массе.

В первую очередь нужно:

  • дать детям общее представление о массе, как основном свойстве предметов;
  • научить выделению массы среди всего многообразия признаков;
  • различать предметы в соответствии с их массой, устанавливать между ними соотношения через сравнение;
  • научить выражать результат сравнения соответствующим словом.

Раскрытию обилия свойств массы как величины способствует измерительная деятельность, развивающая первоначальные умения и знания, касающиеся способов и мер измерения массы веществ и тел.

Правильное восприятие величины: большая и маленькая дудочка

Восприятие размера ребенка

Для этого урока вам понадобятся всего два листа цветной бумаги, примерно 10 и 20 см каждый, и клей. Из них необходимо скатать и склеить такие же трубочки, которые мы будем использовать в процессе обучения ребенка понятиям «маленький» и «большой». Когда у вас будут нужные трубки, поместите их перед ребенком, чтобы он мог их хорошо видеть. Так что возьмите большую трубку и эмоционально скажите: «Вау, смотрите! Эта трубка большая». После этого дайте ребенку. Вы обязательно должны держать его в руках. Покажите ребенку, что вы можете смотреть на эту трубку и даже играть на ней в стиле «ду-ду-ду». Так что наденьте большую трубку, возьмите маленькую и эмоционально скажите: «Ух ты! А эта трубка маленькая!» Также дайте ребенку, чтобы он мог с ней поиграть, посмотреть, повернуть в руках. Его тоже следует вдувать, но только с более тонким звуком.

После этого спросите ребенка: «А где теперь большая трубка?» Вполне возможно, что не сразу и правильно проявится, но не торопитесь. Задайте ему следующий вопрос: «Где трубка?» Возьмите и поместите обе трубки рядом и повторите: «Эта трубка большая, а эта маленькая».

Если ребенок начинает правильно показывать большую / маленькую трубку, наша цель достигнута. После этого можно дать ребенку поиграть обе трубы, показать, как одну (маленькую) можно вложить во вторую.

Весь урок игры должен занять около 5-7 минут. После того, как ребенок поиграет с трубками, снимите их. Вы можете играть снова столько раз, сколько захотите, до тех пор, пока ребенок не всегда правильно показывает большие и маленькие.

§ 5. Методика обучения детей измерению

Измерение — один из видов математической деятельности. С помощью измерения определяется непрерывная величина: масса, объем, протяженность. В истории развития человеческого общества счет и измерение были, конечно, самыми первыми видами математической деятельности, тесно связанными с элементарными потребностями человека, и прежде всего с определением площадей земельных участков, вместимости сосудов и др.

Основной момент в обучении измерению — ознакомление детей с мерой. Введение измерения в Программу воспитания в детском саду решает две задачи: познакомить детей с мерой и научить измерять, сравнивать предметы по величине, а также показать детям зависимость между величиной предмета, мерой и результатом измерения — количеством отмериваний. Это и подводит детей к пониманию функции — основного понятия математики. Понимание функции (зависимости) между величиной, мерой и результатом измерения способствует развитию аналитико-синтетической деятельности ребенка. Сенсорное восприятие, на которое опирается ознакомление детей с величиной предмета, тесно переплетается с развитием у них мышления.

Значение измерения детерминировано потребностью в простейших измерениях, которая возникает у малышей в практических делах (сделать одинаковые по длине и ширине грядки, встать друг за другом по росту, определить, чья постройка оказалась выше, кто прыгнул дальше и т. д.). Научившись правильно измерять на занятиях по математике, дети смогут свои умения использовать в процессе труда, на занятиях по аппликации, конструированию и т. д. Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Решение простейших глазомерных задач дает возможность точнее оценивать величину предмета (длину, ширину, толщину и т. д.). Измерение углубляет понятие о числе как отношении.

Источник

Слайд 8Алгоритм обучения: вариант 2Используется при обучении построению сериационного ряда по названному

условию (по правилу), то есть анализ качественных признаков полосок и показ построения ряда на демонстрационном материале с объяснением правил построения отсутствуют. Детям сразу предлагается построить ряд и называется правило(от самого длинного до самого короткого; от самого высокого до самого низкого и т.п.). В процессе обучения воспитанники усваивают некоторые алгоритмы действий. Из всех предметов выбираем самый…(большой, маленький, длинный, короткий и т.д. – в зависимости от названного условия).Откладываем предмет (надеваем на стержень, приставляем к ориентиру). Вновь из оставшихся предметов выбираем самый…Откладываем предмет (приставляем к ориентиру) и т.д.

Слайд 6 Обучение построению сериационного (упорядоченного) ряда: Применяется при формировании

у детей умений строить сериационный (упорядоченный) ряд по образцу или словесному указанию. В процессе обучения учим сравнивать по величине элементы ряда и оформлять в речи специальными словами выявленные отношения. Для обучения следует подготовить специальный материал – полоски разного цвета, отличающиеся по одному параметру.Алгоритм обучения: вариант 1.Используется при обучении построению сериационного ряда по образцу. Рассказывается начало сюжета, используется демонстрационный материал. Например, на доске располагается изображение дерева с нарисованным вверху дуплом. На ветке дерева расположено съемное изображение белочки. Рассказываем историю белочки, то, как она заготавливает в лесу на зиму орехи, грибы и т.д.Создается проблемная ситуация. Например, белочка ушла в лес, а когда возвращалась, то ушибла лапку, и ей очень трудно запрыгнуть в дупло. Надо ей помочь и построить лестницу. Предъявляются «разбросанные» в произвольном порядке полоски – бревнышки, из которых надо построить лестницу.

Слайд 11ХОД ИГРЫ: Ребенок играет с одной игровой карточкой и

полным набором карточек – геометрических фигур. Предлагаем ребенку выбрать себе игровой домик и закрыть в нем окошки геометрическими фигурами («шторами») такой же формы, как окошки, но все большие фигуры должны быть красными. Просим назвать геометрические фигуры, на которые похожа форма окошек в его доме. В процессе игры взрослые должны называть геометрические фигуры, не упрощая названия и не используя уменьшительно-ласкательных слов (квадратик, кружочек и т.п.) Что бы помочь ребенку добиться правильного решения игры взрослый должен задавать наводящие вопросы: На каком этаже закрыли окна фигурами одинаковой формы: на нижнем или на верхнем? Чем они отличаются? Зеленая фигура – самая большая или самая маленькая? Красная фигура – самая большая из них или самая маленькая? Желтая фигура больше или меньше красной? Она больше или меньше зеленой? и т.д.

Слайд 9Задачи работы в средней группе:Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами

разной длины (высоты, ширины)или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем(убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент

Она самая узкая и т.д.Дети продолжают сравнивать предметы, раскладывая их в убывающем и возрастающем порядке.Обращают внимание детей на свойства упорядоченного по величине ряда предметов: относительности, транзитивности. Проводят игры «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди место предмета», «Узнай, какой предмет лишний», «Какого предмета не хватает?»

Слайд 14Этапы обучения измерению детей в старшей группе (3. Е. Лебедева).1-ый этапе:

дети выполняют только отмеривание, накладывание (заполнение) мер, а потом считают их. Измерение осуществляется одновременно несколькими одинаковыми мерами. В результате чего у детей формируются представления о том, что такое мера, зачем надо измерять.2-ой этап: обучения измерение осуществляется одной мерой, но при этом ребенок имеет возможность зафиксировать каждую меру отдельно.3-ий этап: дети учатся измерять величины одной условной мерой; количество измерений фиксируют фишкой (маленьким предметом). После измерения ребенок считает фишки и так получает результат. Ошибки детей на этом этапе чаще всего возникают тогда, когда ребенок насыпает (наливает) меру и ставит фишку, а потом высыпает (выливает) и ставит еще одну фишку. Чтобы предупредить это, воспитатель подчеркивает, что ставить фишку нужно только после того, как высыпали (вылили) меру.4-ый этап: — это одновременное выполнение двух видов деятельности: счета и измерения. Дети откладывают меры и сразу называют число. Это и есть тот уровень развития деятельности, к которому следует подвести детей.

Слайд 11Формы детской деятельности при обучении измерениюФормы организации детской деятельности, направленной на

познание, измерение и сравнение величин:Повседневная деятельность: бытовая, игровая (игры подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно- ролевые), трудовая, конструктивная.Самостоятельная познавательно – игровая деятельность детей в игротеке, организованной в групповой комнате организуются как совместная игра (педагога с детьми), так и индивидуальные, самостоятельные.Специально планируемые игры – занятия. Занятия носят развивающий характер, в них участвуют 6 – 8 детей.Игры и упражнения, организуемые воспитателем группы на основе данных о ходе математического развития детей. Опытно-экспериментальная деятельность (проведение опытов и экспериментов).

Обучение способам обследования длины ширины высоты

Ориентировка малышей одновременно на несколько разных размеров формирует у них способность анализировать, находить сходства и отличия. Дети сравнивают коробки, одинаковые по длине, но разные по ширине и высоте. При этом они отмечают, что красная коробка шире, чем синяя, но синяя ниже, чем красная. Вместе с тем красная коробка уже, чем зеленая, но выше ее. Зеленая и синяя коробки одинаковые по длине и ширине, но разные по высоте

Воспитатель постоянно обращает внимание своих учеников на точное использование ими терминологии

Такие упражнения повышают интерес к этим знаниям, уточняют их, совершенствуют навыки в сравнении предметов по величине.

Слайд 5 Алгоритм обучения: Предъявляется персонаж (персонажи), объекты для сравнения (полоски) и

создаем проблемную ситуацию. Например, пришли куклы Аня и Соня. Принесли ленты. Аня хочет взять ту ленту, которая длиннее, а Соня – ленту покороче. Но они не знают, кому какую взять. Надо им помочь.Рассматриваем одну полоску, задаем вопрос: какого цвета? (красного). Показываем длину (проводим пальцем или рукой справа налево или слева направо и говорим: «Вот длина ленты, вот она какая длинная». Просим детей показать длину, сказать «длинная», «длина». Те же действия проводим со второй полоской (желтой).Предлагаем сравнить ленты по длине, способом наложения (положить одну полоску на другую, соединив один край). Задаем вопросы: «красная полоска длинней или короче желтой, кому какую отдадим? Почему?». Ширина показывается движениями от себя или к себе, высота только движением снизу (от основания) вверх (до вершины), и толщина – сведением и разведением пальцев или рук по горизонтали, величина в целом (большой, маленький) показывается круговыми движениями пальцев, рук

Важно, чтобы дети почувствовали, что такое «параметры величины»!.

Слайд 7Анализируем качественные признаки полосок по вопросам:«Сколько полосок – бревнышек? (много, мало),

«Разный цвет у полосок или одинаковый?», «Чем отличаются?» (длиной и цветом), «Назови цвет каждой полоски бревнышка».Показываем построение ряда на демонстрационном материале с объяснением правил построения. Из всех полосок-бревнышек надо выбрать самую длинную. «Какого она цвета? (Красного). Надо положить ее на землю и придвинуть к стволу дерева так, чтобы не было между ними щели.Из оставшихся полосок надо выбрать опять самую длинную. «Какого она цвета? (желтого). Желтую полоску-бревнышко надо положить сверху на красную полоску и придвинуть к стволу дерева, чтобы не было щели. Далее выбирается из оставшихся самая…и кладется в ряд. Например, синяя и зеленая. Дети выбирают, сравнивая полоски с помощью глазомера, предлагаем ребенку воспользоваться не глазомером, а освоенным ранее практическим способом сравнения величин (приложением или наложением).Даем задание: из полосок на своем рабочем месте построить для белочки лестницу. Построенный ряд остается как образец. Самостоятельное построение ряда детьми. Для того, чтобы действия детей носили более осознанный характер, а не были подражанием действия взрослого, нужно дать детям полоски другого цвета, нежели на демонстрационном материале.

Слайд 10 Задачи работы в старшей группе:Учить устанавливать размерные отношения между 5-10

предметами разной длины (высоты, ширины)или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем(убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент

Она самая узкая и т.д.Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно- с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире(уже), толще(тоньше) образца и равные ему.Дети продолжают сравнивать предметы, раскладывая их в убывающем и возрастающем порядкеОбращают внимание детей на свойства упорядоченного по величине ряда предметов: относительности, транзитивности. Проводят игры «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди место предмета», «Узнай, какой предмет лишний», «Какого предмета не хватает?»

Особенности восприятия у старших дошкольников

Для более старшего дошкольного возраста характерно наличие сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между предметами, умеет визуально моделировать часть определенной комнаты. Также умеет построить сюжетную модель рассказа или сказки.

Будущий школьник уже умеет оценивать такое абстрактное понятие, как время, а также видеть окружающий мир с эстетической точки зрения. Именно эти две области требуют наибольшего внимания.

Восприятие времени

Основными особенностями восприятия у старших дошкольников является осознание сочетания пространства и времени. Однако неспособность услышать или прикоснуться к этим ценностям приводит к их долгосрочному признанию.

Ребенок 5-6 лет может запоминать временные интервалы: вчера, сегодня, завтра, минута, сейчас, но не имеет навыков использования этих понятий. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности манипулировать им напрямую, а термины – это просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте временные показатели последовательности событий еще не сильно различаются: вчера, завтра, послезавтра. Будущее время уже исполнено, но прошедшее вызывает затруднения. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что у них будет, чем они будут заниматься. Их прошлое незаметно воспринимается и проявляется в образах запоминаемых событий.

Воспринимать короткие промежутки времени ребенку помогут взрослые, если соотносят его занятия с промежутком времени: рисовать домик с садом за 10 минут, сидеть за столом за 3 минуты, чистить зубы 1 минуту.

Эстетическое восприятие

С другой стороны, эстетическое восприятие процветает в «сочных красках». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, рисуют, эти занятия помогают им лучше понимать мир.

Значительное достоинство в этой деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник учится комплексно рассматривать предметы, прослеживая контуры и выделяя детали.

Эта информация становится моделью, по которой ребенок ориентируется при рисовании и лепке.

Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяются его внешним видом, а предметы оцениваются по принципу «нравится или нет», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, сочетаемость цвета. Например, в картине он уже может запечатлеть элементы, которых нет на поверхности, которые художник вложил в контент

Задача родителей и воспитателей – не только рассказать ребенку о красоте того или иного предмета

Важно понятными словами объяснить, что именно дает эстетика явления, взаимосвязь между отдельными характеристиками и общим результатом

Регулярные занятия такого рода способствуют развитию у маленького человека чувства прекрасного. Он научится видеть красоту в звуке капель на стекле или падающих листьев.

Слайд 8Задачи в младшей группе:Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении

размеров предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые(равные) по длине, широкий- узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий , одинаковые (равные) по высоте, большой- маленький, одинаковые(равные) по величине.Требования к наглядному материалу: Предметы (ленты, полоски бумаги, шарфы и т.п.) должны быть контрастных размеров и отличаться только одним признаком, по которому дети будут сравнивать эти предметы. Разница в сравниваемом признаке должна быть в демонстрационном материале не менее 10-15 см, в раздаточном – не менее 5 см.Приемы обучения:Показ того или иного признака: длина – слева направо; ширина – поперек предмета; высота — снизу вверх.Воспитатель проводит рукой вдоль предмета 2-3 раза. Затем дети пальчиком показывают выделенный признак 2-3 раза. Толщина сравнивается путем обхвата округлых предметов пальцами обеих рук или одной.Приемы наложения и приложения:Первым дается прием приложения, т.к. предметы первоначально имеют один цвет.Например, сравнивая длину, дети кладут предметы рядом и подравнивают их концы с одной стороны.Пользуясь наложением, совмещают также верхние и нижние края.

Слайд 10Игра «Закрой окошко»Задачи: формировать умения сравнивать фигуры по величине; группировать фигуры

по величине, форме, цвету; сравнивать фигуры по величине; различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник; развивать внимание, мышление, память.Дидактический материал: 3 игровые карты, на которых изображены домики разного цвета с окнами – геометрическими разной формы и разного размера в два этажа; два набора карточек – геометрических фигур трех видов (круг, квадрат, треугольник – по три штуки разного размера и разного цвета).Игровые правила: закрыть окошки домика геометрическими фигурами соответствующей формы и указанного цвета.Игровые действия: сравнение фигур с образцом, подбор фигур соответствующей формы, выбор фигур названного цвета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: