Теория когнитивного развития по Жану Пиаже
Заслуга Пиаже заключается в том, что он подошел к вопросу развития мышления у детей как к центральному процессу их развития, в котором ребенок выступает как активный его участник, любознательный и экспериментирующий исследователь-ученый, ставящий опыты и взаимодействующий с окружающим миром. В ходе этого исследования и интеракции с окружающей действительностью ребенок развивает свои когнитивные способности и приобретает ценные навыки осмысления мира и явлений.
До этого в данной теме главенствовала дискуссия о том, какие факторы предопределяют развитие и характеристики человека – «природные» факторы: врожденные свойства и биологическое созревание, либо «приобретенные»: выученные и приобретенные свойства, влияние среды (nature vs nurture). Данная дихотомия является ложной, т.к. и те, и другие факторы играют свою роль.
Подход Жана Пиаже отталкивается от другой предпосылки – в центре оказывается вопрос о том, какие открытия делает ребенок в своем развитии и какие навыки приобретает в процессе. Стадии развития, которые выделил Пиаже, отражают главные вехи этого пути. Их всего четыре.
Но, прежде чем мы перейдем к детальному рассмотрению каждой из них, необходимо уточнить несколько важных понятий, введенных швейцарским психологом. Пиаже считал, что на основе своих экспериментов и взаимодействия ребенок строит некие теории или идеи, которые Пиаже назвал схемами (нем. schema, schemata). Это концепции или ментальные конструкции (модели), которые ребенок использует, чтобы категоризировать и интерпретировать информацию. Например, если в опыте малыша были собаки, у него есть схема для них, и, встречаясь с новыми собаками, он будет узнавать в них именно таких животных.
Созданные схемы могут видоизменяться и дополняться двумя основными способами:
- Ассимиляция – процесс усвоения информации, похожей или сравнимой с имеющейся. При этом ребенок добавляет новую информацию в уже существующую схему. Например, у ребенка были в опыте большие мохнатые собаки, но видя в первый раз чихуахуа, он соотносит такого песика с привычными собаками в своей схеме.
- Аккомодация – процесс изменения имеющихся схем на основе новой информации. В этом случае новые данные не вписываются в старые схемы – для них пока не существует подходящей модели, и человек модифицирует свое понимание. Например, ребенок может называть лису собакой, потому что у него есть схема лишь для последних. После того как родители его поправляют и объясняют, что это лиса, а не собака, он корректирует свои схемы.
Данные процессы присущи не только малышам, познающим мир, но и взрослым. Эти два процесса имеют место на протяжении всех четырех стадий развития, выделяемых Пиаже.
Продукты питания, которые должен есть ребенок для нормального развития мозга
Какие продукты стоит давать детям, чтобы переносить большие умственные нагрузки и повышать внимательность?
Оказывается, «пища для ума» вовсе не книги, а продукты богатые «умными» элементами:
- Продукты богатые витамином С, также шпинат, шоколад и квашенная капуста;
- Клюква — известна как большой источник антиоксидантов, поддерживает работу сосудов;
- Черника — «омолаживающая» ягода, борется со старением и помогает усваивать информацию в любом возрасте. Черника поддерживает и улучшает зрение;
Правильное питание детей
- Малина и ежевика — обладает теми же свойствами, что черника;
- Свекла — способствует улучшению настроения, сосредоточенности и общего физического состояния;
- Капуста — профилактический продукт от болезни Альцгеймера;
- Рыба — улучшает работу всех функций мозга;
- Курага — богатый железом продукт. Железо отвечает за работу левого полушария.
Развитие мозга ребенка и коэффициент интеллекта(IQ)
Если ребенок не будет получать никакой информации в течение первых шести лет своей жизни он превратится в полного идиота. Если
же вы станете обращаться с ним, как с идиотом, результат будет примерно таким же. Сам он способен научиться не слишком многому: устройству своей игрушки
да, благодаря разговорам, которые велись вокруг него, родному языку. К шести годам, уровень его развития будет ниже
среднего, а его IQ, соответственно, будет ниже 100 (т. е. нормы). Если же вы будете обращаться со своим ребенком, как с самым заурядным, то он и станет
самым заурядным, достигнув среднего уровня IQ, который составляет 100.
Если вы знакомы с принципами развития мозга, то станете обходиться со своим ребенком совсем иначе, организовав для него
систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний. В этом случае ваш ребенок достигнет
шестилетнего уровня развития, когда ему исполнится всего четыре года, а его IQ будет равен 150. Если же для этого вы будете руководствоваться методиками
Гленна Домана, то он достигнет того же результата за три года, а его коэффициент интеллекта будет равен 200, а то и выше
Но самое важное состоит в том,
что уже в возрасте трех лет мозг ребенка будет равен в своем развитии мозгу шестилетнего. Все это доказано в Институте развития потенциальных возможностей
человека в Филадельфии, основателем которого был Гленн Доман.Ученые-нейрофизиологи Института развития потенциальных возможностей человека во главе с Гленном Доманом посвятили
пятьдесят лет тому, чтобы решить проблему детей с мозговыми травмами
Перед ними была поставлена задача развить мозг умственно отсталых детей. И им удалось это сделать, более того, больные дети стали
развиваться быстрее здоровых.
Раньше мозговые травмы считались неизлечимой болезнью. В Институте развития потенциальных возможностей человека Глена Домана доказали,
что ребенок отстающий в умственном развитии может развиться в нормального образованного человека, если его правильно обучать с самого рождения.
Когда же эту методику опробовали на здоровых детях результаты превзошли все ожидания! Здоровые дети развивалиcь
вдвое быстрее.
Буквенный код
Обучение письму весьма сложное и необычное заниятие в восприятии ребенка. Маленький ученик должен понимать, что слово, переносимое им на белую бумагу, несет в себе смысл и радикально отличается от рисунка. Так, кое-как нацарапанное слово «Андрей» означает его самого! А это уже из области чистой абстракции.
В 3 годаребенок знает некоторые буквы и пытается написать свое имя.
В 4 года ему даже удается написать свое имя по памяти. А также он знает простые слова, такие как «папа», «мама», имена братьев и сестер. Словарный багаж ребенка постепенно обогащается.
В 6 лет, в подготовительной группе ребенок сосредоточится на начертании букв и их облике. Все его тело задействовано в этой работе. Склонив голову, ребенок высовывает язык и раскачивается, чтобы подбодрить себя. Это напряженное усилие его очень утомляет. Дома не требуйте от ребенка многого. Если ему дают домашнее задание (хоть это не рекомендуется), ограничьтесь 10‒20 минутами, оставьте ему время для игр.
Непреложные правила возведения фундамента
Фундамент должен возводиться по профессионально выполненному проекту. Этим правилом нередко пренебрегают, в частности, при строении деревянных домов и коттеджей из ячеистых бетонов: сооружение фундаментов отдают на усмотрение строителей, которые зачастую не соблюдают правила еще на стадии разработки котлована (или траншеи), бурения свай и подготовки основания.
Запомните! Каждый выполненный этап должен быть принять заказчиком или его представителем. Все в порядке – подписываем акт приемки скрытых работ и продолжаем строительство. Обнаружены ошибки, недоделки или брак – работа переделывается.
На месте планируемого строительства дома не забудьте снять верхний слой грунта. Сохраните его, и в будущем грунт можно будет использовать для благоустройства территории.
Чтобы уменьшить потери бетона и добиться четкой геометрии фундамента, используйте опалубку. Для ее изготовления используют доски из древесины хвойных пород. Толщина досок должна быть одинаковой. Сторону, обращенную к бетону, желательно отстругать, а сами доски плотно подогнать друг к другу.
Благодаря высокой прочности и надежности самым распространенным является армированный монолитный ленточный фундамент. При его возведении нужно тщательно контролировать, чтобы арматура не прилегала вплотную к опалубке
Этот позволит сохранить необходимую минимальную толщину защитного бетонного слоя, которая должна быть не менее 25 см.При выборе бетона для заливки фундамента обращайте внимание не только на качество и количество цемента, но и на заполнители. Это может быть щебень, песок, гравий
Важно, чтобы они не содержали посторонних примесей, ведь это ухудшит качество бетона и понизит его прочность. Для строительства цоколя используйте только высококачественные материалы, такие как бутобетон, бетон, натуральный и искусственный камень
Это позволит сделать его устойчивым к разрушительным атмосферным воздействиям, замораживанию и оттаиванию. Кроме того, избавит от необходимости дополнительной облицовки цоколя. А плиточная облицовка или оштукатуривание через несколько лет потребуют ремонта или полной замены
Для строительства цоколя используйте только высококачественные материалы, такие как бутобетон, бетон, натуральный и искусственный камень. Это позволит сделать его устойчивым к разрушительным атмосферным воздействиям, замораживанию и оттаиванию. Кроме того, избавит от необходимости дополнительной облицовки цоколя. А плиточная облицовка или оштукатуривание через несколько лет потребуют ремонта или полной замены.
Развитие мозга
Мозг взрослого человека во многом отличается от мозга подростка. В период между детством и взрослой жизнью мозг теряет серое вещество, поскольку лишние нейроны и синапсы отсекаются. Темп убытков замедляется к 25 годам. В то же время некоторые области мозга укрепляют свои связи друг с другом, а основные нервные тракты покрываются изолирующим миелином , который увеличивает белое вещество мозга . Пик объема белого вещества приходится примерно на 40 лет.
Большая часть добавленного белого вещества представляет собой усиленные связи между широко разделенными областями мозга. В детстве и юности большинство мозговых сетей организовано локально — области, расположенные рядом друг с другом, работают вместе для выполнения когнитивной задачи. По мере взросления отдаленные участки внутреннего строения начинают связываться друг с другом, что приводит к более крупным и более широко распределенным сетям.
Самая важная область мозга, которая должна стать полностью «подключенной» во взрослом возрасте, — это префронтальная кора — передняя часть лобной доли. Эта область отвечает за многие из наших когнитивных способностей более высокого уровня, такие как планирование, решение проблем и принятие решений
Это также важно для когнитивного контроля — способности подавлять импульсы в пользу более подходящих действий. Внутреннее строение в черепе взрослого человека лучше устроено для когнитивного контроля, чем мозг подростка, на который больше влияют эмоции, награды и общественное признание, когда дело доходит до принятия решений
Интеллект также достигает пика в раннем и среднем зрелом возрасте, примерно в возрасте от 25 до 60 лет. Однако интеллект включает в себя множество различных когнитивных способностей, каждая из которых развивается в своей собственной временной шкале. Пик подвижного интеллекта, который включает в себя такие способности, как решение проблем и выявление закономерностей, составляет около 30 лет. Напротив, кристаллизованный интеллект, который имеет дело со словарным запасом и знанием фактов, увеличивается примерно до 50 лет.
Хотя внутреннее строение в черепе взрослого человека более когнитивно развито, чем подростка, во взрослой жизни может не быть ни одной точки, в которой все (или даже большинство) наших когнитивных функций работали бы с максимальной производительностью.
Рассмотрим подробнее как развивается по годам внутреннее строение.
Развитие мозга ребенка по годам
Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.
Развитие в 0 – 4 года
Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.
Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.
Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.
Развитие в 6 лет
Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.
Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.
Развитие в 9 лет
Мелкая моторика – Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.
Математика – К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.
Развитие в 13 лет
Рассудительность – префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.
Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.
Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.
Развитие в 15 лет
Специализация – в подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, внутреннее развитие ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
Развитие в 17 лет
Абстрактное мышление – Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.
Развитие в 21 год
Высшие психические функции – Хотя, на первый взгляд, кажется, что внутреннее строение практически полностью развилось в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.
Зрелость – мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.
Как вы видите мозг развивается быстро и активно, но для его функционированности нужны постоянные занятия. Развивайте малышей и себя вместе с mentalar.
Развитие речи у детей
Некоторые этапы развития речи:
- 8 — 14 месяцев – появляются двусложные слова: би-би, ка-ка, ля-ля,
- 18 – 26 месяцев – появляются предложения из двух простых слов: мама дай, папа ам-ам,
- 21 – 30 месяцев – прибавляются новые слова в лексиконе,
- 28 – 42 месяца – слова составляются в предложения, используются падежи, роды и числа,
- 30 – 41 месяц – ребенок придумывает свои слова, основываясь на уже известных ему,
- 30 – 42 месяца – ребенок говорит вслух о том, чем он занят в этот момент даже если он играет один.
Настораживающие моменты:
- Малыш не хочет повторять за взрослыми слова и фразы,
- Если попросить его повторить слово, он отворачивается, сжимает губы и делает вид, что это не к нему,
- Старается не просить ни о чем взрослых,
- В общении не делает разницы между своими и чужими людьми,
- Лепечет на придуманном языке и не переживает, от того что его никто не понимает,
- По сравнению со сверстниками ребенок разговаривает намного хуже.
Причины задержки развития речи:
- Неправильное воспитание, недостаток общения,
- Неврологические или сенсомоторные нарушения.
Что делать?консультацию логопеда
Синаптические соединения разума по возрастам
В зависимости от возраста ребенка, синаптические связи развивают в человеке определенные функции.
Только что появившиеся на свет:
- Формируются моторные навыки, 5 чувств;
- Объем головного мозга составляет 25 % в сравнении с ребенком более старшего возраста;
- Формируется память, благодаря которой новорожденный узнает близких членов семьи, родственников, родителей;
Категория детей в возрасте от 1 до 3 лет:
- За этот промежуток времени ежесекундно формируются до 2 миллионов синапсов в голове;
- На протяжении этих двух лет формируется базовая структура мозга. За счет динамического развития его активность в два раза выше, чем активность мозга взрослого человека.
Малыши в трехлетнем возрасте:
- Объем мозга в этом случае составляет уже около 90 % от головного мозга взрослого человека;
- Формируется память на сознательном уровне;
- К этому моменту закладываются способности к самостоятельному обучению и формированию характера в социальном обществе.
Ребенок в возрасте от 4 до 10 лет
Чтобы разум у взрослого человека правильно работал, требуется примерно 20 % потребляемого кислорода, а у ребенка в этом возрасте – до 50 % кислорода.
Десятилетний возраст
С этого возраста у ребенка начинается процесс созревания нервных связей. Связи, которые используются в недостаточном количестве, из состояния активности переходят в состояние пассивности. Лобная часть ускоренно взаимодействует с иными зонами разума.
В 14 лет
В этот период активно формируется миелиновый слой. Он позволяет лучше обучаться, так как по этому слою импульсы в волокнах передаются в несколько раз быстрее (в среднем, 5-10 раз). Все дело в том, что эта зона человека способна решать задачи, планировать и провоцировать активное мышление. В этом возрасте человек начинает выстраивать приоритеты во время планирования, оценивать свои затраты и выстраивать правильно другие важные задачи.
23 года
К 23 годам завершается процесс созревания и удаляется примерно половина синапсов, которые были сформированы в детстве. Другие изменения в головном мозге, которые возникают в 20-летнем и более старшем возрасте, пока хорошо не изучены.
Старше 25 лет
В двадцатипятилетнем возрасте процесс миелинизации подходит к концу. Мозг полностью созрел. Это не в шестнадцать лет, когда в определенных американских штатах разрешается водить автомобиль, не в совершеннолетнем возрасте, когда личность полностью ответственна за собственную судьбу, не в 21 год, когда разрешается покупать алкоголь, а ближе к двадцатипятилетнему возрасту, когда молодые люди приобретают возможность самостоятельно арендовать транспортное средство (в Соединенных Штатах).
В дальнейшем
Во время процесса обучения мозг может создавать новые нейронные связи. То есть человек по-прежнему обучаем. В раннем возрасте мозг человека более пластичен. Например, после рождения ребенка слуховые нейронные связи настраиваются на определенную звуковую волну. То есть на языковое общение. За этот же период мозг человека теряет способность изучать новые звуки иных языков. Несмотря на то, что за время всей жизни человек может выучить другие языки или овладеть иными навыками, подобные связи настолько легко уже не смогут перестроиться.
Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
Первая стадия называется сенсомоторной потому, что на данном этапе у детей наблюдается особая связь между двигательной (моторной) активностью и мышлением (сенсорным восприятием). На этой стадии малыши овладевают различными моторными двигательными навыками – хватать, держаться за предметы, бросать, мять, ударять и т.п. В процессе таких действий они постигают, как ведут себя объекты, и что будет, если с ними так поступать.
Ребенок начинает осознавать себя как носителя действия, а также то, что он отдельный субъект. Он замечает результат своих действий и научается действовать произвольно, с намерением получать определенный эффект. Например, младенец трясет погремушку, чтобы извлечь звук.
Важнейшим открытием на данном этапе является понятие о постоянстве объекта – ребенок усваивает, что предмет продолжает существовать, даже если он становится недоступен органам чувств, т.е. невидим или вне обозрения. Так, детям в возрасте от 5 до 8 месяцев открывается, что даже если игрушка спрятана, например, под одеялом или за чем-то, то, хоть ее и не видно, она там есть и ее можно взять. Однако ребенок в возрасте около года тем не менее будет искать игрушку там, где в последний раз ее находил, а не там, где он видел, что ее спрятали.
Чтобы лучше понять, как это выглядит, посмотрите это короткое видео на английском языке, демонстрирующее разную способность детей понимать принцип постоянства объекта.
Другое значительное явление, наблюдающееся приблизительно в то же время у детей на сенсомоторной стадии развития, – это боязнь посторонних людей. Она вызывается тем, что ребенок не способен ассимилировать чужих и незнакомых людей в свои существующие схемы.
За первой стадией развития, охватывающей возраст от рождения до примерно 2 лет, следует дооперациональная.
5.Токсический стресс
Токсический стресс повреждает развивающуюся архитектуру мозга, что может привести к долгосрочным проблемам в обучении, поведении, физическом и ментальном здоровье
Проживание стресса является важной частью развития человека. Активация стрессового ответа представляет собой целый ряд физиологических реакций, которые подготавливают теле к встрече с угрозой
Однако, в случае когда эти ответы остаются в активированном состоянии длительный период времени без поддерживающих взаимодействий, помогающих с ним справиться, возникает токсический стресс. Это может нарушить развитие нервных связей, особенно в областях мозга, отвечающих за навыки высшего порядка.
Рис 5. В мозге под воздействием токсического стресса наблюдается недоразвитие нервных связей в областях мозга, наиболее важных для успешного обучении и поведения в школе и на рабочем месте Radley et al (2004); Bock et al (2005). Center on the Developing Child
Ученые знают, что хронический негативный стресс в раннем детстве, вызванный недостаточным уходом, выраженной материнской депрессией, насилием, может быть токсичным для развивающегося мозга. В то время как позитивный стресс (умеренные, кратковременные физиологические ответы на неблагоприятные факторы внешней среды) является важным и необходимым аспектом здорового развития, токсический стресс – это сильная неконтролируемая активация стрессовой системы. В отсутствие буферной поддержки со стороны взрослых токсический стресс вызывает гиперактивность стрессовой системы, что приводит к повышенному риску психических заболеваний, тревожности, депрессии, ожирения, сахарного диабета, артериальной гипертензии в долгосрочной перспективе. Stavrou S. et al. Paediatric stress: from neuroendocrinology to contemporary disorders // Eur. J. Clin. Invest. 2017.
В следующих статьях я расскажу, какие варианты стресса существуют, как именно стресс мамы во время беременности влияет на развитие плода и программирует долгосрочные функции организма, каким образом можно исправить влияние внутриутробного стресса на ребенка, и как справляться со стрессом.
comments powered by HyperComments
Детально о книге
Предположим, что вы родитель малыша от 0 до 5 лет. Или же вы на стадии планирования ребёнка. Или, возможно, вы как раз сейчас находитесь в ожидании рождения вашего сына или дочери. В любой из трёх этих ситуаций данная книга подходит для вас.
Преимуществом этой книги является то, что она строго научная: выводы автора основаны на новейших достижениях нейрофизиологии и биологии и раскрывают то, как происходит внутриутробное развитие малыша, а также формирование его мозга в первые 5 лет жизни. Однако не спешите пугаться: такая высокая научность вовсе не значит, что вам нужно быть академиком, чтобы прочитать её. Медина умеет подать информацию таким образом, что она будет интересна даже самым далёким от науки людям.
Давайте рассмотрим несколько советов, которые приводит в «Правилах развития мозга вашего ребёнка» Джон Медина.
Дайте имена чувствамИз книг о семейной педагогике многие родители знают, как важно развивать эмпатию, эмоциональный интеллект ребёнка, говорить с ним о переживаемых чувствах. Говорит об этом и Джон Медина
Однако он акцентирует внимание на том, что важно именно давать имена каждому чувству ребёнка, называть их ему, чтобы каждое из них он знал в лицо
Почему необходимо это делать? Автор ссылается на исследование Кэррола Изарда — оно показало, что в семьях, где с детьми никто не занимается такой практикой, их вербальные и невербальные системы остаются несколько обособленными друг от друга или же развиваются неправильно. Проще говоря, жизнь ребёнка просто-напросто превращается в постоянную какофонию из неопределённых эмоций, которые он не умеет распознавать.
Как правильно ссориться?Порой между взрослыми людьми случаются конфликты. Родители знают, что если ребёнок стал свидетелем ссоры, это может плохо сказаться на его психике. Но мало кто из взрослых понимает, что совсем крошечные дети, не достигшие даже полугода, способны осознавать, что атмосфера в их семье накалилась. Такие результаты дало одно из последних нейропсихологических исследований.
Как же правильно ссориться, чтобы для ребёнка это был меньший стресс? Если у вас с супругом случился конфликт, важно, чтобы примирение состоялось на глазах у вашего чада. В таком методе есть существенный положительный момент: благодаря ему дети усваивают, как правильно мириться и честно, не манипулятивно выходить из конфликтов
Скажи мне, кто твой другКонечно, все родители стремятся вложить в головы своих детей самые правильные знания, навыки, идеи и ценности, особенно в ранние годы. Но так ли это эффективно? Не так давно исследователи сделали официальное заявление о том, что сильнейшее влияние на формирование детей дошкольного возраста оказывают их сверстники, особенно того же пола, что и они сами. Это влияние может быть даже сильнее, чем родительское.
Данная теория вызвала вполне объяснимый резонанс, но в то же время к ней имеет смысл прислушаться: окружение действительно очень сильно влияет на наших детей. Иногда даже сильнее, чем мы привыкли думать. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос счастливым — расскажите ему, как важны люди в его жизни, как завести друзей и успешно с ними общаться.
Преимущество данной книги в том, что она будет одинаково интересна и полезна как мамам, так и папам, а ещё бабушкам, дедушкам, тётям, дядям, воспитателям и всем, кто постоянно контактирует с маленькими детьми. Несмотря на научность, фактическую доказанность доводов и отсутствие воды, книга написана мягким и понятным языком, а текст иногда разбавляется уместными шутками автора. Это отличное пособие для тех, кто хочет самого лучшего для своего малыша и желает узнать побольше о том, как вырастить его благополучным и гармоничным человеком.
Познавательное мышление
От 8 до 12 лет в неокортексе начинают активно формироваться нейронные связи. Это очень в важный этап для обучения ребенка, так как эпифизарный комплекс мозга путем выработки серотонина пока сдерживает влияние на мыслительную деятельность половых гормонов. В течение пяти лет ребенок способен хорошо учиться, но усвоил уже слабые черты характера родителей, умеет ими манипулировать
В предыдущие годы родители, как правило, его холили и лелеяли, баловали вниманием и излишней заботой, и мозг ребенка оказался не приучен к труду. Ребенок будет стремиться любым способом обмануть родителей, учителей лишь бы не напрягать смой мозг, не лишаться зависимости от химических соединений
В этот период мозг ребенка постепенно избавляется от одного из них – опиоидов, становится более серьезным, но по мере взросления нарастает незаметное влияние половых гормонов.
На этом этапе ребенок:
- усваивает понятие обратимости и сохранения, то есть он понимает, что действие можно отменить или что количество или свойство объекта не меняется при изменении его формы или расположения. Например, ребенок понимает, что вода в высоком и узком стакане равна по объему воде в низком и широком стакане.
- способен к абстрактному мышлению, он оперирует не только конкретными и наглядными понятиями, но и абстрактными и обобщенными. Например, ребенок понимает, что число – это не только количество, но и отношение или порядок.
- способен к логическому мышлению, он следует правилам и законам, а не своим впечатлениям и чувствам. Например, ребенок может делать верные утверждения и выводы, основываясь на фактах и доказательствах.
- имеет социоцентричное сознание, то есть он учитывает точку зрения других людей, но еще не способен к критическому анализу и самостоятельному суждению. Например, ребенок может принимать мнение авторитетных лиц, таких как родители или учителя, без особого сомнения или дискуссии.
Чтобы не говорили, но эффективным способом заставить ребенка учиться в этот период может быть «Витамин-Р», другие индивидуальные формы ограничения праздности. Разрешение пользованием мобильным телефоном в течение 1 часа в день – может использоваться как форма поощрения за выполненные упражнения и занятия.
Для улучшения памяти ребенка на этом этапе можно использовать более продвинутые стратегии, такие как организация, категоризация, абстрагирование, обобщение, мнемоника и другие методы обучения
Важно создавать ребенку обогащенную среду: кружки, секции, экскурсии, походы, соревнования и т.д
При этом нужно понимать, что родители должны приложить к себе гораздо больше усилий, чем сам ребенок, чтобы заставить его развивать память. Это не просто, так как они сами заражены вирусами потребительства, цифровизации, могут находиться под влиянием лимбической системы.
От 0 до 4 лет
От рождения до 2 лет у новорожденного еще нет никаких представлений ни о себе, ни о том мире, в котором он оказался. Зато у него есть определенный набор основных потребностей, без удовлетворения которых он не выживет: еда, тепло, присутствие мамы, общение. Если все это малыш получает по первому требованию, то у него формируется стойкое ощущение, что мир, в котором он оказался — хорошее место, которому можно доверять. В этот период весь окружающий мир малыша сосредоточен в одном ёмком понятии — мама.
Если мама в состоянии накормить, успокоить, всегда быть рядом, не оставлять его, маленького и беспомощного надолго одного, то в дальнейшем, подрастая, ребенок перенесет свое чувство доверия к маме и на остальных людей, на остальной мир. Так закладываются первые основы не только самооценки человека, но и его отношения к окружающему миру.
Если же мама не уделяет ребенку должного внимания, если у ребенка появляются травмы, то он начинает относиться к миру как к чему-то опасному, не дружелюбному. И это негативное качество ложится первым кирпичиком в фундамент личности будущего человека.
К двум годам, как правило, ребенок учиться пользоваться горшком, это первый опыт владения собой. Ваш малыш, по сути, впервые предъявляет к себе некие требования и испытывает законную гордость оттого, что справился сам. Если в этот период родители стыдят и ругают малыша за испачканные штанишки, разбитую чашку или за испачканное лицо при попытке есть самому, то тем самым сильно подрывают уверенность ребенка в себе и своей «самости».
С 2 до 4 лет проявляется «фаза упрямства», которую часто называют «кризисом трех лет». В этот момент ребенок старается отделиться от родителей, не соглашается на их предложения и стремиться все решать сам. Это не простое упрямство, в этот момент ребенок примеряет себя к миру взрослых, осваивает новые умения и навыки, необходимые ему. Чем больше багаж этих навыков, тем чаще его охватывает первое чувство сомнения «А хорошо ли я делаю?». Считается, что именно в этом возрасте возникает первое чувство стыда.
Первые думы
Для новорожденного предмет, которого он больше не видит или не слышит, просто перестает существовать (по крайней мере так считает большое количество специалистов). Но к трем месяцам ребенок уже знает, что то, что недоступно его взгляду, продолжает существовать, надо лишь закричать ‒ и искомое (мама, грудь, бутылочка) вскоре появятся. Все это имеет фундаментальные последствия для развития психики ребенка.
К 3 месяцам младенец способен воссоздать в уме образы предметов. Последовательность этапов формирования представлений приведет к способности логически мыслить. Эти этапы прекрасно описаны швейцарским психологом Жаном Пиаже.
С 2 до 4 лет возникает символическое мышление. У ребенка появляется способность играть роль. Ложка превращается в самолет для доставки горошка, а он сам и в опытного пилота, и в рычащий двигатель.
Ребенок понимает, что, стуча двумя руками по столу, можно выразить радость. Поднимая руку и покачивая ей влево-вправо, говорят: «До свидания!». Показывая напряженный язык, насмехаются, расслабленный – выражают отвращение… Одним словом, ребенок уже сознательно использует символы и представления.