Боремся с капризами
Самая большая проблема в кризисе 3-х лет — это частые капризы и истерики маленьких упрямцев. Чтобы избежать истерик, капризов, с детьми следует заранее обговаривать ваши действия. Если вы идете за продуктами для ужина, это не означает, что вы обязаны купить новую игрушку. Поговорите с чадом, объясните — куда вы направляетесь, спросите его мнение.
Если у ребенка уже началась истерика, не переходите на крики и угрозы, сохраняйте спокойствие. Детишки любят устраивать истерики в людном месте, отведите капризное чадо в тихий уголок, где не будет зрителей. Не начинайте читать нотации и воспитывать детей в присутствии других людей. Лучше всего обнимите кроху. Расскажите своему чаду, как вы его любите, а также, как вас огорчает такое поведение непоседы.
Ни в коем случае не прибегайте к физическим, телесным видам наказания. Маленький человечек только озлобится, его упрямство может только возрасти. Кроха начнет бояться родителей. Никогда не оскорбляйте своего ребенка, не называйте его растяпой, хулиганом. Хвалите за все успехи. Не высмеивайте неудачи. В этом возрасте у многих деток появляются новые страхи, справиться с которыми кроха самостоятельно не сможет. Дети начинают бояться высоты, темноты, опасаться незнакомых людей и огромного пространства.
Как мы пережили кризис
Ольга, 28 летСын Макар, 4 года
Сынуля был непослушным с детства, но лет до 2 все ограничивалось отказами от супа и нежеланием убирать игрушки, по себе помню, что это нормально. А когда мы отдали его в садик, началось что-то невообразимое. Крики и истерики по утрам, воспитатели постоянно жаловались, что он не ходит играть, обижает других детей, совсем не ест. Мы тогда не на шутку перепугались и забрали Макара домой на несколько месяцев, я взяла отпуск, и мы с мужем по-очереди занимались дома, пытались понять, как преодолеть кризис. Конечно, сначала я ругалась, кричала, могла шлепнуть его, но вой становился только громче, и тогда мы решили действовать двумя способами — договор и игнорирование
Не обращать внимание на истерики получилось, Макар стал спокойнее, когда понял, что ничего не добьется таким способом, он сам стал идти на компромисс. В итоге через три месяца мы спокойно вернулись в садик, а к 4 годам даже капризы для нас стали редкостью
Сроки
Родители, столкнувшиеся с кризисом 3 лет, в первую очередь интересуются, сколько он длится и когда в норме должен закончиться. Однако данный вопрос слишком индивидуален, чтобы иметь однозначный ответ.
Во-первых, он может начаться и в 2,5 года, и в 3,5. Психологи утверждают, что чем раньше ребёнка отдают в детский сад, тем раньше наступает кризис. Главное, чтобы это произошло до 4 лет, – тогда можно говорить о норме психического развития.
Во-вторых, он может закончиться в течение 3 месяцев, а может длиться до одного года. Это зависит от устойчивости нервной системы, темперамента ребёнка, поведения родителей и психологической помощи со стороны.
Самая главная рекомендация – уважать самостоятельность ребёнка. Позволять ему выполнять самому какие-то элементарные действия. При этом должны работать и запреты, которые нарушать категорически нельзя (совать что-либо в розетку, включать утюг, брать деньги, кусаться). К 3 годам у него уже должны быть посильные домашние обязанности. Он может убирать за собой игрушки, вытирать пыль, накрывать на стол. Да, его участие замедлит процесс, но поверьте: оно того стоит. Это позволит ему чувствовать себя самостоятельным и нужным. А значит, автоматически отпадёт необходимость доказывать свою взрослость и независимость.
Дополнительные рекомендации:
Сохранять спокойствие
Быть терпеливыми.
В момент капризов переключать внимание на что-то другое, интересное: посмотреть любимый мультик, погулять, угостить конфетой. Использовать игровые приёмы.
Иногда предоставлять право выбора в незначительных бытовых ситуациях: какой мультфильм посмотреть, какую сказку почитать, какой сок выпить.
Ругать и наказывать за какое-то конкретное действие, сделанное здесь и сейчас.
Анализировать произошедшее
Проговаривать с малышом, что он сделал не так и почему это плохо.
Придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
Собственным примером показывать правильное поведение. Дети в 3 года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете.
Проводите как можно больше времени вместе.
«10 нельзя»: памятка для родителей
- Нельзя настаивать на сиюминутном выполнении требования (просьбы). Лучше дать малышу остыть и спустя какое-то время повторить попытку.
- Нельзя поддаваться на манипулирование. Не удовлетворять любую прихоть ребёнка только потому, что он закатывает истерики – просто не обращать на них внимания.
- Нельзя вешать «ярлыки»: жадина, зануда, вредина.
- Нельзя физически наказывать.
- Нельзя кричать.
- Нельзя навязывать свою помощь.
- Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
- Нельзя приказывать.
- Нельзя вступать в споры и пререкания.
- Нельзя использовать в беседе сложные термины и категории, которые не понятны ребёнку. Например, взывать к совести или чести.
О кризисе 3 лет есть информация в работах Л. С. Выготского. Но они носят больше научный характер, содержат множество терминов и объясняют все явления сугубо с психологической точки зрения. Более доступно данный период представлен доктором Комаровским. Его тематические видео способны помочь родителям в преодолении детских протестов.
Источник
Источник воли: причины кризиса
К 3 годам ребенок уже довольно многое умеет делать самостоятельно, но до сих пор не осознавал своей практической самостоятельности. Он начинает формулировать свои желания через «я». Впервые возникает очень ценное психическое образование – воля, которой начинают подчиняться эмоции.
Происходят и другие, взаимосвязанные, процессы становления психики. Их можно применять для управления поведением во время кризиса:
- Заканчивается половая идентификация. Мальчики и девочки уже строго идентифицируют себя и друг друга. А мама с папой впервые взывают к воле раскапризничавшегося мальчика фразой «Ты же мужчина! Ты сильный! Мужчины не плачут», а для девочки – «Как некрасиво! Ты же девочка».
- Умение сравнивать себя с другими оформляется в понятиях «хуже» и «лучше», а при сравнении своего поведения с эталонным – «можно» и «нельзя». Если у ребенка есть представление о правильном поведении и последствиях неправильного, то воздействовать на него намного легче.
-
Уже почти сформированная игровая деятельность и навыки рисования, лепки, конструирования помогут родителям прорабатывать возрастные проблемы без долгих нотаций и телесных наказаний (шлепнуть по попе – не единственный метод!).
- На основе темперамента формируется характер. От врожденных свойств нервной системы зависит сила проявления кризисных симптомов. Один ребенок может быть более агрессивным или капризничать активнее, чем другой.
Посмотрите видео мамы 3-х детей, психотерапевта, специалиста по семейной и детской психологии Елены Данилюк, в котором она очень подробно объясняет все особенности кризиса 3 лет.
Что нужно знать о кризисе трех лет?
В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.
Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.
Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.
Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.
И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.
7 основных признаков кризиса
Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.
1. Негативизм
Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.
Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.
2. Упрямство
Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.
Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».
3. Деспотизм
Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.
4. Симптом обесценивания
Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.
5. Строптивость
Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.
6. Бунт
Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».
7. Своеволие
Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.
Не стоит устанавливать железную дисциплину
Жесткий и негибкий родитель может добиться только двух результатов – сломать ребенка, сделав его безвольным и закомплексованным, или усилить и без того имеющийся протест, встав на дорогу нескончаемой перманентной войны с неуправляемым ребенком. Да, родители могут невольно в ответ на демонстративное неповиновение и протест малыша усиленно навязывать ему свое мнение и свои правила. Например, прикрикивать, постоянно тормошить, исправлять. Проследите за собой: не свойственно ли вам контролировать каждую мелочь, поучать без перерыва? Иногда даже во время совместных игр, которые должны доставлять малышу удовольствие, продолжаются назидания и исправления: малышу не позволяется играть по своим правилам, следовать собственной логике, вести и придумывать собственный сюжет. Итог – очередной скандал, протест ребенка.
Рекомендации других родителей
- Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
- Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче – вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
- Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит – может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
- Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.
Восстановить утраченное семейное равновесие самостоятельно бывает не по силам, трудный возраст у детей становится жестким испытанием на прочность. Если вы не можете решить возникших проблем, стесняться психологической помощи не стоит: квалифицированный специалист поможет консультацией и делом, направит вас в нужное русло, позволив вырастить счастливого и полноценного члена общества.
Не пеняйте на зеркало
Ребенок стал невыносимым, грубым, непослушным. Родители ведут его к детскому психологу, читают статьи о том, как заставить малыша слушаться взрослых. Все усилия направлены на маленького человечка, хотя в любом конфликте всегда есть не меньше 2 участников. Почему бы заодно не проанализировать и свое поведение? С точки зрения взрослых характеристика любого конфликта сводится к нежеланию ребенка подчиняться разумным требованиям. Часто все происходит совсем иначе.
Мама одела сына, как модель на подиуме, и пошла гулять в парк. Малышу хочется побегать под фонтаном, пролезть через заросли кустов, чуть не с головой зарыться в песок. Нельзя! Во что превратится после такой прогулки новый костюмчик? Можно только чинно гулять по аллеям и фотографироваться с аниматорами. Через 10 минут сорванец или вырвется на свободу и оставит от нарядов одни лохмотья, или потребует вернуться домой.
Кто виноват в этой ситуации? Мама должна знать, что ее малыш с прогулок всегда приходит с пятнами и дырами, ей нужно было думать не о красоте, а о комфорте сына. Женщине хотелось потешить свое тщеславие, похвастаться красивым ребенком. Его протесты совершенно справедливы: парк предназначен для развлечений, а не для демонстрации модной одежды. Если решение малыша не угрожает ни его здоровью, ни действительно ценным предметам, не нарушает жизненное пространство других людей, разрешите ему поступить по-своему.
Мечта многих родителей – послушный ребенок. В 3 года можно переломить характер малыша, и ваше желание исполнится. В школе сын будет примерным учеником, любимчиком преподавателей, таким же выйдет и во взрослую жизнь. Какая прекрасная добыча для криминальной среды! Начальник велит внести лживые данные в отчет, сосед просит спрятать в его квартире пакет с каким-то подозрительным порошком, а подросший примерный ребенок не может ответить «нет!» тем, кто старше его по возрасту или положению. Вы хотите для малыша такую судьбу? Если не хотите, дайте ему проявить самостоятельность, наделать ошибок и получить необходимый опыт в трехлетнем возрасте.
10 советов для родителей трехлеток
Конечно, нелегко быть хорошими родителями и правильно поддерживать малыша на кризисном этапе. Да, вам придется запастись успокоительными чаями, терпением и… хитрить! Вот десять советов, которые подскажут, как договориться с ребенком.
Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»
Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.
Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».
Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет
Пусть набьет пару-тройку шишек — это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.
Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие
Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.
Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового
Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.
Не сравнивайте с другими
Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.
Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.
Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».
Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.
Как пережить кризис 3 лет у детей подскажет и опыт уже прошедших через это испытание родителей. На тематических форумах проблема живо обсуждается. Помните, что ваш ребенок в этой ситуации не первый и не последний. Это как молочные зубы — лезут болезненно и у всех. Вы же не бьете малыша, если ему нездоровится? Вы стараетесь помочь. В случае кризиса тот же принцип
Поддержите, не акцентируйте на сложностях внимание и не критикуйте поведение дитя при посторонних
Ребенок ищет себя
Психология называет возрастным кризисом особенные этапы развития личности. Этим периодам свойственны резкие психические перемены. Многие специалисты сходятся во мнении, что без таких перепадов невозможно формирование характера, своего «Я».
На протяжение жизни человек проходит ряд таких моментов. Один из самых известных — пубертатный или так называемый «подростковый» период, связанный с половым созреванием. Есть кризис новорожденных, тридцатилетних и даже пенсионный.
Но именно кризис трех лет считается одним из наиболее тяжелых. Это своеобразный экватор между ранним детством и возрастом дошколенка. В этот период малыш знакомится со своим «Я» и учится им управлять. Он отделяется от родителей, строит новые отношения с ними. Этот этап еще условно называют «Я — сам» или этапом строптивости.
Некоторые эксперты сравнивают поведение малыша в период кризиса трехлетия с поведением водителя-новичка. Первое время после получения прав на вождение новоиспеченный шофер осторожничает, соблюдает правила, прислушивается к опыту бывалых. Но очень скоро он осваивается, и чувство страха притупляется: водитель начинает лихачить, стремясь испробовать все возможности своего авто и проявить себя за рулем.
Признаки кризиса трех лет
Родителям необходимо знать проявления кризиса трех лет, чтобы отличать его симптоматику от обычных контекстных ситуаций. Например, ребенок отказывается вовремя лечь спать, это может быть следствием перевозбуждения в вечернее время, излишнего просмотра телевизора или шумных игр, а может быть одним из проявлений кризиса.
Комплекс кризисных симптомов назван психологами «семизвездие»:
- Негативизм – дети делают все назло, отказываясь от своих же желаний, которые совпадают с требованиями родителей. Дети не хотят что-то делать только по причине того, что инициатором является взрослый человек. Негативная реакция всегда носит адресный характер и направляется не на содержание просьбы, а на человека, от которого она исходит.
- Строптивость – направлена на бытовой уклад жизни и режим дня, к которым родители приучают ребенка. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
- Упрямство – самый частый признак кризиса трех лет нежелание ребенка что-либо делать без всяких объяснений. Преодолеть данное проявление невозможно ни уговорами, ни угрозами.
- Протесты – самое страшное проявление кризиса, так как включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство, а также носит постоянный характер. Ребенок каждый день отказывается завтракать или спать днем. Также данный признак проявляется ярче остальных и может быть отражен в неконтролируемых вспышках гнева и настоящих истериках, что может вызывать сильный стресс и развитие аутоагрессии.
- Деспотизм – дети стремятся манипулировать родителями посредством слез и истерик. Особенно это воздействует на бабушек и мам. Дети могут капризничать, кричать и демонстративно кататься по полу, лишь бы получить желаемое.
- Обесценивание – тихий и спокойный ребенок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних людях, например, в общественном транспорте. Могут ломать любимые игрушки. Мама становится первым врагом, ребенок ее не слушается и может бить или кусать.
- Своеволие – нельзя путать со стремлением к самостоятельности. Есть разница между тем, когда ребенок стремится из раза в раз завязывать шнурки, при этом прислушиваясь к советам со стороны взрослых и не отказываясь от их помощи. Но абсолютно другое – когда ребенок при этом злится, никого не слушает, выполняет все неправильно, отталкивая руку родителей. Зачастую это заканчивается печальными последствиями: он может включить в сеть бытовые приборы без разрешениях, испортить ценную вещь, уйти далеко от дома один и пр.
Названные симптомы проявляются регулярно, довольно ярко и часто в комплексе. Их могут сопровождать и другие эмоционально-поведенческие отклонения. Такие отклонения наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но могут усугублять и затягивать течение кризиса. К таким отклонениям относят:
- отдаление от родителей, теряющих доверие ребенка и перестающих быть для него авторитетом;
- жадность, как и взрослые, ребенок стремится обладать чем-то своим, яростно охраняя свою собственность;
- вредность – основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловленная наследственными чертами характера;
- ревность – ребенок требует проявления внимания к себе со стороны близкого человека круглосуточно и не хочет ни с кем его разделять;
- необоснованная агрессия: ребенок трех лет еще не до конца понимает, что с ним происходит, и обвиняет во всем окружающих.
Родителям необходимо понимать, что у каждого ребенка кризис протекает индивидуально, но он в любом случае происходит. У кого-то спокойно и сглаженно, а у других сопровождается ежедневными бурными протестами и истериками. Если наличие симптомов не отмечается до 4х лет, следует обратиться к психотерапевту, так как это может быть свидетельством задержки развития.