Презентация на тему «нетрадиционные приемы в коррекционной работе при заикании»

Применение арт-терапии в логопедии

Содержание

Слайд 1
Нетрадиционные приемы в коррекционной работе при заикании

Подготовила: Учитель – логопед
Кононова Виктория Игоревна
МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотой ключик»

Слайд 2

Применяя массаж можно активизировать и
восстановить деятельность артикуляционных
органов, ускорить процесс исправления
звукопроизношения.
Существует несколько видов массажа:
кистей и пальцев рук;
языка;
точечный;
су-джок терапия.

Слайд 3

Арт-терапия — это метод коррекции посредством художественного творчества.

Слайд 4
Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.).
Рисование пластилином.
Рисование пальцами.
Техника марания (разбрызгивание красок).

Слайд 5
Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. Песочная анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации.
Прекрасно помогает песочная терапия в развитии речи. Дети намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке, обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа.
Пескотерапия 

Слайд 6
Куклотерапия
По мнению Якоб Леви Морено: куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний. Кукла помогает отвлечься от действительности, помогает ребёнку не потеряться в этом мире, понять красоту, доброту, избавиться от страха. Кукла удобна для игр.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики рук и координации движений; развитие по средством способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким – либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять; обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний.

Имаготерапия — театрализация

Сказкотерапия

Метод сказкотерапии является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные и воспитательные задачи.

Слайд 7
Музыкотерапия
Данный метод позволяет использовать музыку, как способ улучшить эмоциональное состояние, побороть страхи, связанные с речью. Занятия с музыкальным руководителем и учителем – логопедом позволяют улучшить мозговую деятельность ребенка и научиться управлять своим настроением. На занятиях используется пение, прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, рисование под музыку и элементы театрализации.

Логопедическая ритмика
Логоритмика – одна из форм терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения.
Основными составляющими логопедической ритмики являются:
— мышечное расслабление; — дыхательные упражнения; — артикуляционная гимнастика; — пение; — игра на музыкальных инструментах; — рисование под музыку.

Слайд 8
Игротерапия
Игротерапия — это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие.
Средствами игротерапии может выступать игра ребенка с куклами, лепка, рисование и даже размазывание красок пальцем, дающее освобождающий «выход в мир красок и форм». Применяются и игры с песком, в процессе которых детский душевный конфликт может не только раскрываться, но в той или иной мере разрешаться в фантастическом виде, отражающем динамику бессознательных процессов.
 

Слайд 9
Фитотерапия при лечении заикания более доступна и безопасна, поскольку основана на натуральных средствах, кроме того возможна в домашних условиях, что спасет ребенка от дополнительных стрессов

Литотерапия – это лечение с использованием натуральных природных камней. Изучает влияние камней на организм человека

В более широком представлении — это использование природных минеральных веществ (камней, металлов, глины и т.д.) с целью их воздействия на организм человека

Ароматерапия — лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.

Слайд 10
Спасибо за внимание

Посмотреть все слайды

Логоневроз (заикание у взрослых)

Заикание – это сложное нарушение речи, проявляющееся в виде повторения отдельных звуков, слогов, слов или в виде увеличения пауз в речи и протягивании отдельных звуков.

В рамках отечественной психолого-педагогической классификации речевых нарушений «заикание» относится к категории «нарушение использования средств общения«, то есть заикание — это несистемное речевое нарушение, незатрагивающее внутреннюю речь (в отличие от афазии у взрослых и алалии у детей, хотя некоторые проявления могут быть схожи).

Существуют разные определения и классификации заикания.

Виды заикания у взрослых

С точки зрения проявлений в речи, заикание разделяют на:

  • клоническое (частое повторение одного элемента из-за повторяющихся судорог мышц речевого аппарата),
  • тоническое (протягивание отдельного элемента речи из-за длительного сокращения мышцы),
  • смешанное (комбинация обоих механизмов возникновения запинок в речи).

В качестве синонима к термину «заикание» часто используется понятие «логоневроз», однако это не всегда верно.

Причины заикания

Причины невротического заикания (логоневроза) у взрослых часто следует искать в детстве. Как правило, логоневроз проявляется в детском возрасте в период становления фразовой речи на фоне однократного или повторяющегося эмоционального стресса. Наличие выраженных нарушений в функционировании мозговых структур по данным функциональной диагностики (ЭЭГ) не отмечается, либо подобные нарушения минимальны. Речевые запинки у таких детей во многом связаны с особенностями общения и актуальной психологической ситуацией. Состояние пациентов с заиканием во многом соответствует критериям невроза, отчего и появилось соответствующее название — логоневроз.

Неврозоподобная форма заикания возникает вследствие неврологического нарушения, приводящего как к нарушению общей и мелкой моторики, так и к нарушению артикуляции. Под неврологическим нарушением часто имеют в виду последствия внутриутробной гипоксии, последствия осложнений при беременности, а также заболевания и травмы в младенческом возрасте. Из-за нарушений в работе определённых мозговых структур, на этапе формирования речи ребенок сталкивается с трудностями в произношении, которые перерастают в заикание. Этот вид заикания в детском возрасте часто сочетается с другими речевыми и когнитивными нарушениями. При данной форме заикания так же могут возникать невротические реакции, которые добавляют дополнительные механизмы патогенеза по типу логоневроза.

Во взрослом возрасте заикание часто имеет компенсированную форму, когда человек уже адаптировался к собственным речевым особенностям, либо научился их контролировать. Симптомы логоневроза или заикания могут обостряться на фоне стресса, переутомления у людей, которые в том числе никогда не страдали заиканием.

Заико-подобные ошибки во взрослом возрасте могут появиться после перенесённого инсульта (ОНМК), черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или операции на головном мозге (удаление опухоли, гематомы). В таком случае, говорить о заикание (логоневрозе) как таковом не приходится — речь будет идти о речевом нарушении по типу афазии или дизартрии.

Лечение

При первичном появлении любых речевых нарушений во взрослом возрасте следует немедленно обратиться к врачу-неврологу для определения причины нарушения и составления плана дальнейшей реабилитации.

В случае с заиканием или логоневрозом во взрослом возрасте, так же необходимо определить его вид и причины, установить степень влияния неврологических и психологических факторов на речевую деятельность.

Диагностикой состояния нервной системы занимается врач-невролог при помощи методов функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ). Диагностика состояния речевой сферы и последующие речевые занятия лежат в компетенции логопеда. При необходимости к работе с пациентом также привлекаются психолог, нейропсихолог и психотерапевт.

Заикание

Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Патология может встречаться как у детей, так и у взрослых. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.

Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов

Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл. 

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Применение в логопедии

Задачи арт-терапии подразделяются на общие задачи и личностные. К общим относятся:

  • разработка индивидуальных методик лечения для детей с отклонениями в развитии;
  • обобщение накопленных знаний и их внедрение в программу коррекции нарушений речи;
  • улучшение кадровой подготовки для организации обучения в специальных образовательных учреждениях.

Функции метода заключаются в высвобождении негатива, регулировании психосоматических реакций, коррекции нарушений общения, повышения самооценки. К узким частным целям относятся следующие:

  • лечение и профилактика отклонений в работе психики;
  • создание оптимальных условий для адаптации ребенка;
  • методика может использоваться также при патологиях слуха, зрения, заболеваниях суставов;
  • контроль эффективности терапии;
  • помощь детям-инвалидам;
  • терапия вторичных нарушений.

Другие методики

Очень часто в терапии используются группы поддержки и самопомощи. В основе их формирования лежит утверждение: нет лекарства от логофобии, это психологический барьер, который нужно преодолеть. Больным в группе совместно проще смириться со своей проблемой, жить с ней в ладу – таким образом уровень стресса у них снижается, они меньше заикаются или вовсе перестают это делать.

Применяется психотерапия по Мясищеву, изменяющая систему отношений больного и корректирующая его поведение. При этом учитывается особенность личности пациента и совокупность причин возникновения неблагополучного невротического состояния.

В наше время развития технического прогресса для лечения заикания, исправления речи, используют и специальные компьютерные программы, например, BreathMake. Суть состоит в том, что человек, испытывающий тревожность в общении с себе подобным, разговаривает с искусственным интеллектом более свободно. Тут работает измененная обратная связь, синхронизирующая слуховой и речевой центры мозга – Брока и Вернике соответственно.

Происходит это так. Пациент говорит в микрофон, подключенный к ПК. Компьютерная программа исправляет речь, и звук подает в наушники. То есть, больной слышит правильный плавный вариант, и это снимает напряжение, делает его более уверенным. Кроме того, так можно тренировать навык говорения, подстраиваясь под «голос» компьютера.

Существуют и такие программы, которые способны смоделировать какую-либо жизненную ситуацию. Пациент отвечает на такой запрос, пользуясь микрофоном. Его ответ оценивается, и если заданные параметры не соблюдены, больной пробует сказать что нужно снова и снова, пока ему не удастся сделать это правильно.

 А можно ли проводить поведенческую терапию для лечения логоневроза, пользуясь методом десенсибилизации? Специалисты пробовали, но успеха это не принесло.

Причины неврозоподобного заикания у детей

В развитии неврозоподобного заикания выделяют предрасполагающие и провоцирующие факторы. Предрасполагающие — это те, которые есть у человека с рождения. В этом случае в их роли выступают:

  • болезни родителей (инфекционные — туберкулез, половые инфекции, психические — шизофрения);
  • вредные факторы, которые воздействуют на организм беременной женщины — курение, употребление наркотических веществ, алкоголя, прием лекарств, противопоказанных в этот период;
  • осложнения беременности — токсикоз, фетоплацентарная недостаточность, обвитие пуповиной, гипоксия плода, отслойка нормально расположенной плаценты;
  • наследственность — наличие среди близких родственников людей с речевыми нарушениями (заиканием, дислалией, алалией, общим недоразвитием речи).

Провоцирующие факторы являются непосредственной причиной неврозоподобного заикания:

  • органическая поражение головного мозга вследствие асфиксии, родовой травмы, особенно опасны не диагностированные вовремя патологии;
  • болезни, интоксикации с поражением ткани головного мозга.

Механизм развития патологических симптомов заключается в снижении активности головного мозга, которая в норме тормозит работу подкорковых структур. При неврозоподобном заикании в связи с нарушением функции коры подкорковые отделы растормаживаются, их активность повышается.

У здоровых людей импульсы идут от артикуляционного аппарата к головному мозгу, головной мозг тормозит темп речи, из-за чего речь плавная, в меру медлительная, но без запинок и речевых судорог. Когда регулирующее влияние коры отсутствует, эти связи становятся неэффективными, что и проявляется заиканием.

Лечимся

  • Ортопедические стельки и полустельки предназначены для перераспределения нагрузки на отделы стопы при длительном стоянии и ходьбе.

  • Существуют китайские, японские, тайские, тибетские, гавайские, африканские массажные системы. Все они направлены на восстановление энергетики человека.

  • Галокамера — специально оборудованное помещение в котором создаются условия соляной пещеры (спелеошахты) для восстановления функции бронхов и внешнего дыхания.

  • Пластика груди — это операция направленна улучшение формы молочных желез с целью улучшения их внешнего вида

  • Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Наиболее эффективным является тот вариант, когда больной наркоманией сам осознает свою болезнь и ощущает потребность в излечении.

Упражнение «К вашему несчастью»

Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».

Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».

Задача другого игрока — «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».

Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».

Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» — здесь простор для фантазии.

Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме.

Причины заикания:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Симптомы заикания и его лечение

Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

Диагностируем

  • Обследование сердечной и сосудистой систем, виды, методы, описание

  • Реоэнцефалография (РЭГ) — метод электро диагностики состояния сосудов головного мозга, применяемый чаще всего при головных болях. Оценивает приток и отток крови относительно головного мозга.

  • Бронхография — метод рентгенологического исследования бронхиального дерева после введения в него рентгеноконтрастного вещества.

  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) — метод оценки состояния вен и их клапанов.

  • Комплексная психологическая диагностика предназначена для сбора информации об особенностях человеческой психики, особенностей интеллекта, статуса личности, врожденных способностей, обнаружение конкретной проблемы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: