Клинико-педагогическая классификация нарушений речевого развития ребенка
Клинико-педагогическая типологизация опирается на медицинские показатели ребенка. Выделяемые в данной классификации виды речевых нарушений не являются заболеваниями. По своей природе они делятся на нарушения письменной и устной речи.
Типы нарушений устной речи:
Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи.
Фонационные речевые нарушения – это расстройства, которые различаются в зависимости от поражения конкретного речевого звена:
- голосообразования
- темпоритмическая организация высказывания
- интонационно-мелодическая
- звукопроизносительная
Замечание 1
Указанные расстройства могут проявляться как по отдельности, так и в различных комбинациях.
Выделяют следующие виды нарушения фонационного оформления речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия.
Каждое из указанных нарушений возникает при наличии определенной причины, оказывающей влияние на развитие речевого аппарата. Основной причиной являются разнообразные поражения коры головного мозга ребенка (например, вследствие перенесенных инфекционных заболеваний, патологий внутриутробного развития и т.д.).
Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления речи (высказывания).
Представлено двумя видами нарушений:
- Алалия – недоразвитие или отсутствие речи, вызванное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем детстве.
- Афазия – частичная или полная утрата сформированной ранее речи, вызванная локальными поражениями головного мозга (воспалительные процессы, черепномозговые травмы, сосудистые нарушения и т.д.) у ребенка в возрасте до 3-х лет.
Нарушения письменной речи делятся на две группы, в зависимости от вида нарушения – нарушение акта письма (продуктивное нарушение) и расстройство чтения (рецептивное нарушение).
Таким образом, классификация нарушений устной речи весьма разнообразна. Важным является вовремя поставить диагноз и приступить к коррекции нарушения. Диагностика нарушений осуществляется комплексно. В состав комиссии входит логопед, детский психолог, педиатр. После того как будет точно поставлен диагноз, выявлено нарушение и его причина, разрабатывается индивидуальная коррекционная работа с ребенком.
Выделяют следующие виды нарушений письменной речи:
- Дислексия – специфическое, частичное нарушения процесса чтения, вызванное недоразвитием или поражением определенных участков коры головного мозга.
- Дисграфия — специфическое, частичное расстройства процесса письма. В основе дисграфии чаще всего лежит недоразвитие устной речи.
- Аграфия – наиболее тяжелая форма дисграфии (неспособность соединять буквы в слоги, слоги в слова и т.д.).
Нарушения письменной речи могут проявляться как вторичные нарушения. Это в том случае, если не были своевременно выявлены нарушения устной речи, и соответственно, не проводилась необходимая коррекционная работа с ребенком. То есть, по сути, нарушения из устной речи постепенно перешли в письменную речь. После того как будут диагностированы нарушения в письменной речи, разрабатывается комплексная коррекционная программа, которая направлена на исправление и устранение нарушений как письменной, так и устной речи. Только при таком подходе можно будет добиться ожидаемого результата.
ГЛАВА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
заметно осложнило междисциплинарные контактыдетской логопедии. отличие от чисто клиническойнарушении одного и того же субстрата
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
устная или письменная.Нарушения устной речи, 1.Дисфония отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.2.Брадилалия — патологически замедленный темп речи. брадифразия.3.Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. тахифразия.иногда выделяют как самостоятельные нарушениябаттаризм, парафразия. полтерн. 4.Заикание — нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. логоневроз, lalonevros, balbuties.5.Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. косноязычие дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. гнусавость палатолалия.7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.легких случаях дизартрии1.Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота 2.Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. распад, утрата речи.Нарушения письменной речи. 1.Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.2.Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.алексии и аграфии.дисфония тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия алалия, афазия. дислексия дисграфия включены лишь те формы речевых нарушенийПсихолого-педагогическая классификация нарушение средств общения 1.Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.2.Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, комбинированный дефект, заикание с общим недоразвитием речи.фонематических и морфологических обобщений