Занятия по пластилинографии для развития мелкой моторики у малышей и школьников

Развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии

Описание конспекта занятия по пластилинографии на тему «Солнышко» во второй младшей группе автора А. Дрынковой

Целью урока педагог ставит создание условий для эстетического развития детей 3–4 лет. Среди задач выделяет:

  • знакомство детей с техникой пластилинографии;
  • обучение детей создавать изображение приёмом размазывания и примазывания одного элемента к другому;
  • развитие эмпатии, воспитание стремления помочь герою, который попал в беду.

В качестве материалов используются:

  • пластилин двух цветов — жёлтый и оранжевый;
  • плотный цветной картон;
  • стеки;
  • доски для лепки;
  • салфетки.

Ход занятия

  1. Предварительная работа: прогулка, обсуждение погоды, тепла, которое дарит солнце; рассматривание иллюстраций к сказке В. Сутеева «Под грибом», чтение, обсуждение текста.
  2. Пальчиковая гимнастика перед началом работы.
  3. Педагог показывает, как отрезать кусочек пластилина стекой. Вместе с ребятами разогревает его, скатывает в шарик, разминает в «блинчик» и вкладывает в контур кружочка на картонной основе.
  4. Воспитатель подводит детей к тому, что солнцу не хватает лучиков. Показывает, как скатать «жгутики» из отрезанного кусочка. Ребята вместе с педагогом делают несколько таких лучиков, крепят их на основу.
  5. Педагог подводит итог занятия, хвалит малышей за работу.

Пластилиновая аппликация

Пластилин позволяет создавать на плоской поверхности рельефный рисунок, который длительное время сохраняет свою форму. Преимущество этого метода состоит в том, что материала понадобится значительно меньше, чем для создания объемных фигур.

Что необходимо для создания аппликации из пластилина

  1. набор яркого пластилина;
  2. пластиковые стеки;
  3. сухие и влажные салфетки;
  4. трафареты для нанесения контура;
  5. поверхность, на которой будет выполняться аппликация – стекло, картон, пластмасса;
  6. дополнительный материал – шишки, сухие листочки, крупа, кофейные зерна, бусинки, перышки и т. д.

Техника выполнения проста и не потребует специальных навыков. Сначала наносится контур на картонку или любую другую поверхность, затем отдельные участки картинки заполняются обрезками пластилина и придавливаются пальчиками.

Развитие мелкой моторики — самый эффективный помощник в формировании речевого аппарата

Работа со стеклом требует знания некоторых секретов

  • стекло должно быть вымыто моющим средством и высушено;
  • для того чтобы уберечься от порезов, края тщательно залепить скотчем;
  • необходимый рисунок нанести фломастером или маркером;
  • пластилин размягчить в руках и размазать по стеклу тонким слоем, стараясь не залезать за контуры;
  • когда работа закончена, удалить скотч, наложить цветной картон и придавить другим стеклом, с обратной стороны аппликация будет выглядеть прекрасно;
  • по краю стекла сделать красивую картонную рамочку.

Публикация «Конспект мастер-класса с детьми „Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах

  • Мелкая моторика
  • Младшая группа
  • Пластилин. Поделки из пластилина по темам
  • Пластилинография, пластилин
  • Темочки

— расширить знания родителей в вопросе «пластилинография» и её значение в развитии ребенка;

— познакомить с приемами и особенностями при работе с пластилином, используемые в «пластилинографии»;

— смастерить с родителями рисунки из пластилина, совместно с детьми;

— развивать моторику рук у детей;

— воспитывать доброжелательное отношение, аккуратность.

Оборудование: плотная бумага А4, наборы мягкого пластилина, доска для пластилина, влажные салфетки для рук, стеки, стаканчики пластмассовые; музыка для практической деятельности.

Описание процесса пошагово

Создание поделки из пластилина проходит в несколько этапов:

Выбор рисунка-основы, цветов для фона и будущего изображения. Малышам лучше всего начать с радуги либо голубого неба с желтым солнышком и зеленым полем с ромашками. Размер первых рисунков следует выбирать небольшой, ¼ листа формата А4.
Перенесение выбранного эскиза на картон. Обязательно следует учитывать, с каким фоном картина будет лучше сочетаться: белым или цветным.
От брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу

При этом можно использовать различные способы лепки – раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание и прочие.
В работе над изображениями из большого числа деталей, требующими четкой прорисовки предметов, поможет медицинский шприц без иглы, внутрь которого требуется поместить кусочек пластилина, осторожно нагреть (на батарее или в емкости с теплой водой), после чего выдавить тонкими нитями. Для получения более толстых нитей подойдет кондитерский шприц

Мягкие переходы между цветами можно получить путем смешивания в руках необходимых оттенков пластилина. При этом следует учитывать, что не нужно соединять более двух цветов одновременно.

В создании картин повышенной сложности не обойтись без участия мамы. С ней, к примеру, можно сделать оригинальный рисунок на стекле. На основу требуется переснять изображение, обвести контуры гелем либо краской из тюбика. Фон нужно закрашивать постепенно, длинными мазками, отщипывая пластилин (предварительно хорошо размятый) маленькими кусочками и размазывая его попеременно большим и указательным пальцами. После манипуляций с пластилином руки следует вытирать сухой салфеткой, а потом вымыть теплой водой.

Особенности материалов для пластилиновых картин

Если ребенок в первый раз решил попробовать себя в пластилиновой живописи, нужно познакомиться с некоторыми особенностями применяемых материалов и инструментов.

Задумав композицию, ее эскиз нужно сначала нанести на картон простым карандашом, а затем приступить к заполнению пластилином.

В качестве материала для основы аппликации из пластилина используют плотный картон. Если не планируется полностью покрывать полотно пластилином, то нужно выбрать подходящий цвет.

Для создания интересного фактурного рисунка можно применять природные материалы, украшения, любые предметы, оттиски которых позволят достичь нужного эффекта. Например, расческой можно создать интересный рельеф на аппликации из пластилина.

Для работы с пластилином основной инструмент – это стека: ножеобразный предмет, заостренный с одной стороны. Также понадобятся ножницы, зубочистки. Чтобы проделывать отверстия лучше взять скальпель или шило. Для работы с очень мелкими деталями необходим пинцет.

Кроме того, есть специальные наборы форм для лепки пластилином. Они могут пригодится и для выполнения элементов картин.

Что такое пластилинография?

Создатели нового и необычного направления совместили несколько творческих методик, к ним относятся лепка, рисование, аппликация.

Пластилинография – это новейшая техника изобразительного искусства, благодаря которой рисунок получается немного объемным и выпуклым.

Создание рисунка из пластилина способствует

  1. развитию моторики рук;
  2. мышечному расслаблению;
  3. обучению ориентированию на плоскости;
  4. формированию нестандартного мышления;
  5. планированию последовательности работы.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детских рук незаменима, она координирует движения пальчиков, развивает зрение, позволяет раскрыть творческий потенциал.

Благодаря этой технике, можно создавать различные композиции на плоскости с изображением элементов животного и растительного мира, причудливые орнаменты, различные натюрморты.

Моторика рук для развития речи у детей раннего возраста: интересные факты

Основные способы лепки

Перед выполнением сложных элементов и конструкций изобразительного искусства лепки необходимо научиться создавать простейшие фигуры и овладеть элементарными навыками.

  • Скатывание. Кругообразными движениями ладоней скатать шарик любого размера. Попробуйте превратить обыкновенный шарик в веселого колобка или в забавного снеговика.
  • Раскатывание. Перекатывая по-разному шарик в ладонях, всего за несколько движений можно превратить его в яйцо, цилиндр или змейку.
  • Сплющивание. Если сильно сдавить шарик между ладонями, он превратится в лепешку, а если прижать к столу – в тонкий блин. Эти фигуры потом можно будет сворачивать и скручивать.
  •  Прищипывание. Пальчиками захватывают немного материала, не отделяя от целого куска, затем придают ему задуманную форму.
  •  Оттягивание. Этот способ схож с прищипыванием, только захватывается больше объема материала и формируется новый элемент, например, ушки зайчика.
  • Заглаживание. При соединении двух разных частей, место перехода плавно сглаживают, при этом удаляя излишки сырья.
  • Разрезание. Любую сформированную фигуру можно разрезать на части. Для малышей лучше всего приобрести пластмассовый ножичек, который не поранит.
  • Соединение. Большинство композиций состоит из нескольких малых деталей, поэтому желательно научиться прижимать их, не нарушая первоначальной формы.

Маленькие пластилиновые хитрости

Каждый материал, используемый при создании шедевров изобразительного искусства, требует к себе бережного отношения. Зная небольшие хитрости работы и хранения, можно значительно облегчить процесс.

  • По окончании занятия, всегда распределяете и храните остатки пластилина отдельно по цвету.
  • Для получения одинаковых по размеру частей, сначала необходимо скатать колбаску, а потом разделить ее на равные доли.
  • При смешивании используйте максимум три цвета. При добавлении белого и черного цветов получаются светлые и темные оттенки. Раскатывать и сгибать — до получения единой массы.
  • Научите ребенка пользоваться таблицей цветов. Она довольно проста для понимания.
  • Удалить ненужные остатки прилипшего пластилина поможет стек и сухая салфетка.
  • Если готовую фигурку подержать на расстоянии от зажженной свечи, то ее поверхность станет гладкой и блестящей.
  • Готовое изделие можно покрасить водоэмульсионной краской, предварительно обработав поверхность крахмалом или мукой. Если после окраски покрыть работу слоем лака, то изделие будет храниться долго.

Ход МАСТЕР — КЛАССА

Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые, родители! Рада приветствовать вас на нашей сегодняшней встрече.

Опыт показывает, что продуктивная деятельность с использованием материалов, которые нас окружают в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Детям очень интересны нетрадиционные техники, но наиболее эффективной для развития мелкой моторики дошкольников является «пластилинография». Это захватывающие занятие не только для детей, но и для взрослых. Именно поэтому, тема моего мастер-класса «Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста.

Что же такое пластилинография? 

Это написание картины с помощью пластилина на любой плотной основе. Фон и отдельные элементы делаются при помощи вылепливания, а части картины могут быть как рельефными или полуобъемными. Дополнительно можно использовать и другие материалы ( например: камушки, ракушки, бусинки, пуговицы, бисер и т. п.).

Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным, увлекательным решением задач развития мелкой моторики детей, т. к. основным инструментом в пластилинографии являются руки.

Цвет пластилина, как средство выразительности, очень важен для будущего изображения.

Пластилинография влияет на развитие творческих способностей, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Приёмы и особенности при работе в технике «пластилинография» :

— в работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму, это облегчит работу дошкольникам;

— пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес, поэтому для работы следует использовать плотный картон (он поможет избежать деформации картины);

— чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, а также для предотвращения появления жирных пятен, следует основу покрыть клейкой пленкой или скотчем;

— наносить пластилин с верхней части картины, чтобы не испортить ладонью уже готовые участки;

— обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема;

II. Практическая часть

Для начала подготовим все что нам необходимо: пластилин мягкий, стаканчики пластмассовые, стеки, доска для пластилина, влажные салфетки, плотная бумага А4, образцы (цветка, божьи коровки, грибка, солнышка, формочки.

Начнем нашу работу с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд:

Показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Десять крепеньких ребят.

Сжимают пальцы в кулаки.

Эти два – всему указки.

Все покажут без подсказки.

Показывают два указательных пальца, остальные пальцы придерживают большими.

Пальцы – два середнячка,

Два здоровых бодрячка.

Касаются средними пальцами друг друга.

Ну, а эти – безымянны,

Молчуны, всегда упрямы.

Показывают безымянные пальцы, придерживая остальные пальцы большими.

Два мизинца – коротышки,

Непоседы и плутишки.

Показывают мизинцы.

Пальцы главные средь них, —

Два больших и удалых.

Показывают два больших пальца, остальные сжимают в кулаки.

III. Самостоятельная работа родителей с детьми

1. “Солнышко”

Возьмем желтый пластилин : разминаем пальчиками его, слепим кружок, затем приготовили лучики, скатываем пластилин колбаской. Теперь прикладываем круг на наш образец, потом лучики.

2. “Божья коровка”

Приготовили образец, берем пластилин красного цвета, сминаем в ладошках, слепили кружок, отложили в сторону. Дальше нам понадобится черный пластилин, сделаем лапки, лучше с помощью взрослого. Также прикладываем к листу бумаги, наш кружок и палочки-лапки у божьи коровки.

3. “Украсим стаканчик”

Перед нами стоит пластмассовый стаканчик, сейчас мы его будем украшать с вами. Лепим кружочки, потом прижимаем к стаканчику, можно украсить не только пластилином по бокам, так же можно использовать бисер и многое другое. Обязательно, под руководством взрослого.

IV. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Дать возможность рассмотреть работы друг друга. Спасибо большое за творческий подход, все техники можно делать дома с детьми, у ребенка еще больше вызовет интерес, что мама и папа вместе делают подделку. Всего вам хорошего. Пришлите ваши работы нам в группу нашу общую.

Приложение

Какие работы получились у меня!

Космос

Нижеприведенный вариант создания изображения космоса с помощью пластилина подойдет для детей любого возраста. Для малышей до 3-4 лет он станет полноценной поделкой, а то время, как для более старших такая картинка станет фоновой, подразумевающей дальнейшую доработку рисунка деталями.

Пошаговое выполнение:

  1. С помощью голубого и насыщенного синего пластилина сделать множественные мазки по всей площади используемого листа бумаги так, чтобы они выглядели единым целым.
  2. Из белого пластилина скатать маленькие шарики. Разместить их хаотично по сине-голубому фону, после чего слегка расплющить пальцем (небесные светила).

Виды рисования пластилином

Пластилинография для детей бывает нескольких видов по методам лепки разных форм, слагающих рисунок:

  • Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток», «шаров» и прочих пластилиновых фигур. Метод применяется в 1-ой младшей группе, то есть приемлем для дошколят 2–3 лет.
  • Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру. Получается изображение, напоминающее витраж. Техника применима для 5–6-летних дошкольников.
  • Контурная — лепка, при которой рисунок формируется из «шнурков» — тонких пластилиновых полосок. Они могут быть разными по толщине, но их диаметр равен по всей длине. Детям непросто скатывать такие полоски, поэтому в детсадах рекомендуется использовать шприцы. В них нужно впихнуть пластилиновую массу, а сами шприцы погрузить в емкость с горячей водой. Когда пластилин внутри размягчится, можно приступать к рисованию. Метод рекомендован для дошкольников средней группы.
  • Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.
  • Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера. Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску, затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников старшей группы.
  • Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные, рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной. Техника предназначена для детей подготовительной группы.
  • Модульная — лепка, при которой детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для старших дошкольников.

Цели и задачи

В соответствии с требованиями ФГОС, творческое развитие детей является одним из основных направлений педагогической деятельности ДОУ. Пластилинография позволяет успешно решать цели и задачи образовательно-воспитательной деятельности в разных возрастных группах.

2-3 года

Ранний возраст считается оптимальным для начала занятий с использованием пластилина. Уже в 2 года дети под руководством взрослого способны создавать шедевры из пластичного материала.

Главная цель занятий пластилинографией с детьми 2-3 лет – это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи на занятиях педагог просит детей придумать рассказ или сказку, в которой упоминался бы тот предмет, который они слепили.

Кроме того, лепка и создание картин из пластилина создают предпосылки для развития мышления и эстетического вкуса детей.

Для детей 2-3 лет пластилинография позволяет решать следующие задачи:

  • формирование у детей раннего возраста усидчивости, стремления довести начатое дело до конца;
  • формирование умения выполнять работу по образцу;
  • формирование навыков сотрудничества, групповой и парной работы;
  • формирование умения оценить свою работу или работу товарища;
  • развитие произвольного внимания, умения сосредоточиться на цели деятельности;
  • развитие навыков пространственной ориентировки;
  • обучение базовым приемам лепки;
  • обучение детей выполнять работу последовательно и аккуратно;
  • создание условий для развития воображения и творческой самореализации.

4-6 лет

Начиная с 3-4 лет, пластилинография позволяет детям совершенствовать навыки лепки. Для успешного решения этой задачи педагогу необходимо сформировать у воспитанников устойчивый интерес к изобразительному искусству.

В старшей группе пластилинография для многих детей становится любимым занятием. В период с 4 до 6 лет в процессе создания картины из пластилина решаются следующие психолого-педагогические задачи:

  • обучение соблюдению границ рисунка;
  • формирование базового запаса знаний о свойствах пластилина;
  • обучение правилам использования в лепке декоративных материалов (бусин, пайеток, веточек, ракушек, ниток);
  • закрепление представлений о сенсорных эталонах;
  • развитие координации действий правой и левой руки;
  • совершенствование глазомера;
  • стимулирование творческой активности дошкольника;
  • развитие эстетического вкуса и навыков создания гармоничной композиции;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • подготовка руки к овладению письмом;
  • развитие аккуратности, старательности, терпения.

Начиная с 5-6 лет, на занятиях по пластилинографии можно использовать шаблоны для формирования у детей умения превращать плоскую фигуру в объемную. А для детей 6-7 лет становится доступным самостоятельное изготовление шаблона для дальнейшей работы с ним в технике пластилинографии.

7-8 лет

Целью пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста является обучение их сложным приемам лепки. В возрасте 4-5 лет они научились базовым действиям: катать колбаски и шарики, а на данном этапе детей учат техникам пластилинографии, необходимым для создания полноценной композиции: выдавливание пластилина из шприца, размазывание, скручивание.

Техника пластилинографии в работе с детьми 7-8 лет предполагает решение следующих психолого-педагогических задач:

  • создать условия для развития наглядно-образного мышления;
  • развитие креативности и инициативности;
  • формирование умения выразить в картине собственный замысел;
  • формирование умения самостоятельно подобрать цветовую гамму и дополнительные декоративные элементы для создания композиции;
  • формирование умения сочетать в работе несколько приемов лепки;
  • расширение активного словаря;
  • формирование коммуникативных навыков.

Как правило, младшие школьники, выполняя картинку в технике пластилинографии, предпочитают работать с шаблоном индивидуально. Детям 7-8 лет в большинстве случаев уже не надо давать пошаговую инструкцию для выполнения работы. Они способны самостоятельно с помощью трафаретов для пластилинографии создать шедевр на заданную тему.

Виды картин из пластилина

Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков.

Очертания предметов на гладком фоне являются признаком рельефных изображений. Например, контуры рыбки или ее чешуя. Такие картины напоминают лепнину.

Также рисунки могут включать в себя полные детали и создаются по шаблону с предварительно заготовленными трафаретами для пластилина. Кончики каждого элемента сглаживаются (стираются) с новым куском картины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: