Комплексный метод преодоления заикания у дошкольников

Тема 6. комплексный метод преодоления заикания. эффективность работы

Нарушения чтения и письма

Дисграфия

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков

Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Дислексия

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами

Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка

В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика дислексии

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи

Необходимо своевременное выявление детей снарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Классификация, типы и степени заикания

Большинство существующих классификаций учитывают общие закономерности заикания у детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году.

По этиологии.

Всех заикающихся делят по этиологическому признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы: заикание, сопровождающееся аномалиями в строении или функции органов, участвующих в речи; связанное с леворукостью;

  • имитационное;
  • сопровождающиеся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными нарушениями: логофобия, чувство неполноценности и др.

По анатомо-физиологическому признаку.

По анатомо-физиологическому признаку заикание было разделено на 2 группы детей:

  • Дети с паллидарным синдромом — отмечается психофизическая вялость, скованность, нарушения личности, ухудшение контакта с окружающими; дети становятся угрюмыми, не участвуют в играх;
  • Дети со стриарным синдромом характеризуются психофизической вялостью и нервно-психическими расстройствами. Дети подвижны, суетливы, не страдают заиканием, легко вступают в контакт.

По клиническому признаку различают:

  • детей, у которых последствием заикания стало неуравновешенное поведение;
  • детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению неуравновешенного поведения и появлению черт общей детской нервозности;
  • дети с повышенной возбудимостью, имеющие в анамнезе неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовую травму, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные нарушения, дистрофии;
  • дети, у которых до заикания были признаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

Классификация заикания по форме учитывает, прежде всего, форму заикания: тоническую или клоническую.

В этой классификации также учитываются некоторые этиологические факторы, вторичные психиатрические симптомы и степень успешности логопедической помощи.

Существует три степени заикания:

  • легкая — заикание возникает только в возбужденном состоянии и при стремлении говорить быстро. В этом случае заикание легко преодолевается;
  • Средняя — в спокойной и привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
  • Тяжелая — заикание на протяжении всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.

Различают следующие виды заикания:

  • стойкое — заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях и т.д;
  • волнообразное заикание — заикание иногда усиливается, иногда ослабевает, но полностью не проходит;
  • повторяющееся — когда заикание исчезает, оно появляется вновь, т.е. происходит рецидив, возвращение заикания после достаточно длительных периодов свободной, не заикающейся речи.

Современные комплексные методики коррекции заикания

Лечение заикания по методикам от разных специалистов может существенно отличаться.

Эти специалисты занимались коррекцией заикания у младших школьников. Они предполагали, что для эффективного устранения патологии нужно давать ребенку упражнения разного уровня сложности. Задача этой методики – избавить малыша от стресса, сделать его речь свободной, устранить неправильный вариант произношения и закрепить правильную артикуляцию.

По этой методике существует 3 этапа коррекции заикания. На первом этапе ребенок должен , заученные фразы. Логопед обучает его правильной декламации.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс

Для второго этапа характерно упражнение, при котором ребенок должен устно описать картинки, составлять собственные рассказы из серий изображений или на их тему. Иногда заикающемуся предлагают пересказать текст, прочитанный логопедом.

Третий этап является завершающим. Малыш закрепляет полученные навыки в разговоре с окружающими, .

Схема Мироновой

Логопед предложила использовать схему, при которой дети с дефектом, по мере прохождения подготовительных групп в детском саду, будут посещать дополнительные занятия, посвященные ознакомлению с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, рисованием, лепкой, аппликацией и т. д.

Методика Мироновой по коррекции заикания включает в себя 4 этапа. Для массовых детских садов, специализированных для заикающихся детей, предлагается ввести измененную программу, которая опирается на речевые способности детей.

Коррекционная методика предполагает, что в результате дети должны свободно овладеть речью любой сложности.

Чевелева предложила своеобразную систему коррекции заикания у дошкольников. Она считала, что в первую очередь, необходимо развивать мелкую моторику рук. По Чевелевой, для лечения ребенок должен заниматься изготовлением поделок. Чем сложнее речь, тем больший объем работы должен будет выполнить малыш.

Ее суждение предполагает, что речь состоит из двух уровней – ситуативной (более простой) и контекстной (усложненной). Сначала дети используют ситуативную, потом контекстную речь. По мере взросления два типа речи смешиваются.

Система коррекционных мероприятий при заикании включала 5 периодов. Усложнение происходит от одного уровня речи к другому.

Схема Селиверстова

Программа больше рассчитана на детей в медицинских учреждениях. Она включает в себя одновременное использование разнотипных логопедических упражнений. По мнению автора, логопед должен быть человеком с творческим подходом, так как каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Методика трёхэтапная. Коррекционная работа при заикании начинается с подготовительного этапа, на котором ребенок отрабатывает ритмичность и самостоятельность речи. Затем идет тренировочный, более сложный этап. Последний этап – закрепительный, на котором малыш решает сложные логопедические задачи (например, контекстное описание).

Слайд 22ПродолжениеН. А. ЧевелеваПропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения,

научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспе­чивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.Завершающая речь — дети описывают уже выпол­ненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.Предваряющая речь — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще пред­стоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.Закрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

Основные этапы работы

В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.

Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.

Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.

На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.

На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.

Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.

Основные направления комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся

В реабилитации заикающихся необходимо использовать комплексный подход, так как нарушение беглости речи связано с рядом причин как биологического, так и психологического характера. Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает два аспекта.

Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебной работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание самого заикающегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает в себя систему четко очерченных, но согласованных воздействий различных специалистов. Сюда входит совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, логопеда, музыкального терапевта, специалиста по физической культуре. Круг специалистов, участвующих в реабилитационном процессе, может быть и более широким.

В настоящее время с заикающимися пациентами работают как отдельные методики логопедической работы, так и в педагогической литературе представлен ряд комплексных реабилитационных систем. Их использование зависит от типа учреждения, в котором заикающиеся получают помощь, от количества специалистов, участвующих в реабилитационном процессе, от уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д.

Выработка устойчивой плавной речи является основной целью реабилитационной работы с заикающимися пациентами.

Достижение стабильной плавной речи у заикающихся возможно при решении трех основных задач:

  • Формирование навыка плавной речи.
  • Воспитание личности заики.
  • Профилактика рецидивов и хронизации заикания.

Решение первой задачи связано с применением ряда логопедических приемов. Торможение патологических речедвигательных стереотипов.

Необходимость проведения коррекционной работы в этом направлении может быть обоснована физиологическими данными, показывающими, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических импульсов от мышц, участвующих в судорожной активности. В результате при заикании формируется «порочный круг» патологических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие этого механизма диктует необходимость создания специальных речевых режимов, направленных на исключение из общения тех видов речи, в которых чаще всего проявляется судорожное заикание. К таким мерам относятся «режим молчания», «режим ограничения речи», «щадящий речевой режим», «специальный охранительный режим» и др.

Организация и длительность этих режимов существенно зависят от возраста заикающегося, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, и опыта логопеда. «Специальный охранительный режим», как правило, организуется в начале коррекционной работы с заиками.

Под «специальным охранительным режимом» понимается рекреационный щадящий режим, на фоне которого действует «режим ограничения речи» или «режим молчания». Оздоровительный щадящий режим как для взрослых, так и для детей включает в себя четкий распорядок дня, который ритмизирует деятельность всех функций организма и способствует их нормализации. Заикающимся предлагается больше часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Эти меры направлены на общее восстановление организма.

В этот период нежелательны занятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Выполнение такого режима благотворно влияет на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптационные качества.

Методика Власова и Рау

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:1) сопряженная речь,отраженная речь,ответы на вопросы по знакомой картинке,самостоятельное описание знакомых картинок,пересказ прослушанного небольшого рассказа,спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию. Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

Способы коррекции

Для лечения заикания врачи изобрели множество способов коррекции. Но патология эта серьезна, и преодолеть ее сложно даже на сегодняшний день, так как информации о ней мало. Среди популярных способов выделяют:

  • лечение с ;
  • логопедические упражнения, скороговорки;
  • механические приспособления;
  • хирургическое вмешательство;
  • психотерапия и др.

Специалисты применяют технические средства во время коррекции речи при заикании. На данный момент известно 4 типа изменений речи, которые можно произвести при помощи различных аппаратов. Устройства могут влиять на заглушение, на усиление речи, на выработку ритма и на «отставленную» речь. Аппараты делают судорожные проявления заикания менее выраженными.

Рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога. Также необходим контроль логопеда.

Этиология, симптоматика заикания

Возможные причины патологического заикания. К причинам заикания в XIX веке относили аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери.

И. А. Сикорский первым подчеркнул, что заикание характерно для детского возраста, когда развитие речи еще не закончено. Решающую роль Сикорский отводил наследственности, считая другие психологические и биологические причины (испуг, ушибы, инфекционные заболевания, подражание) лишь толчковыми факторами, нарушающими равновесие неустойчивых речевых механизмов ребенка.

Зарубежные исследователи середины ХХ века, в частности Э. Фрешельс, в качестве причин заикания выделяли неправильное воспитание детей, астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний, базирование, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании.

Современное комплексное исследование больных с заиканием разного возраста и с разными сроками заболевания, проведенное в Центре патологии речи и нейрореабилитации, позволило прийти к выводу, что существенными предпосылками возникновения заикания являются наследственная недостаточность вегетативной нервной системы и дисфункция гипоталамических отделов мозга, развивающаяся вследствие материнских осложнений. Показано, что ведущей причиной заикания является действие стрессогенных факторов, которые, в связи с развитием симпатоадреналовой и гормональной систем, наиболее опасны для мальчиков в возрасте от 2 до 5 лет.

Неврологическая симптоматика, характеризующая состояние глубинных (стволовых) отделов нервной системы, выявлялась на ранних стадиях развития заикания и сохранялась на протяжении всего периода наблюдения. Симптомы, связанные с дисфункцией высших центров вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливались с возрастом и наиболее отчетливо проявлялись у взрослых.

Комплексное (неврологическое, психологическое и ЭЭГ) исследование было проведено у пациентов с синдромом заикания разного возраста и с разной длительностью заболевания. Это позволило авторам исследования сделать вывод, что наследственные дефициты вегетативной системы возбуждения, дисфункция церебрального основания и гипоталамических структур вследствие родовой травмы являются необходимыми предпосылками заикания, а эмоциональное напряжение является основной причиной заикания и особенно опасно у мальчиков в возрасте от 2 до 5 лет из-за особых свойств регуляторной нервно-гуморальной системы.

Мозговые признаки дисфункции основания наблюдались у всех пациентов независимо от возраста. Признаки дисфункции промежуточной структуры мозга расширяются с возрастом и в зависимости от длительности заикания.

Изменение функционального состояния этой системы у обследованных пациентов с заиканием было подтверждено также неврологическими и психологическими наблюдениями. Так, основными симптомами, отмеченными у всех пациентов, были множественные вегетативные нарушения, а также недостаточность тех черепных нервов, в состав которых входят вегетативные волокна (III, IV, VI, VII, IX, X пары). По данным психологического обследования эмоционально-аффективной сферы, в 80% случаев отмечалось снижение эмоционального фона, неадекватное реагирование или эмоциональные пароксизмы.

Результаты нейропсихологического обследования свидетельствуют о преимущественной недостаточности правополушарных высших психических функций. Эти результаты косвенно подтверждают возможное участие диэнцефальных (в том числе гипоталамических) отделов мозга в формировании синдрома заикания, так как имеются данные о большей подверженности структур правого полушария влиянию диэнцефальных регуляторных систем.

Общие моменты коррекции

Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:

  • индивидуальный подход;
  • групповая работа;
  • последовательность;
  • систематичность;
  • наглядность;
  • сознательность.

Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.

Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.

Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.

Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.

Особенности комплексного подхода к логопедической коррекционной работе

Оказание логопедической помощи при заикании ребенка осуществляется по двум направлениям:

  • Вновь выявленное заикание. Сюда входит оказание помощи при заикании, выявленном не более двух недель назад;
  • Застарелое заикание. Сюда входит коррекционная работа с заиканием, длящемся более трех недель.

Вновь выявленное заикание корректируется путем применения совокупности действий и средств. Здесь необходимо организовать соответствующую обстановку пребывания ребенка: ребенок должен чувствовать себя расслабленным, а для этого его изолируют от общества на пару дней, организуя постельный режим в тихом, затемненном помещении. Общение с ребенком должно быть сведено к минимуму, а все обращения к нему быть произнесены в медленном темпе, спокойном ритме, тихим голосом или шепотом. Просмотр телевизора, прослушивание музыки, использование гаджетов должно быть исключено.

Эффективность логопедической терапии определяется минимизацией общения ребенка и максимизацией времени его сна. Для этого прибегают к специализированной помощи, как правило, невролога, который пропишет грамотное медикаментозное лечение ребенка.

Постельный режим и ограничение речевого взаимодействия должно быть реализовано в течение недели. Хорошо, если затем будет сменяна обстановка, контактные связи, круг общения ребенка.

Логопедическая коррекции застарелого заикания реализуется поэтапно:

  1. Этап молчания. Он необходим для торможения или ослабления патологических рефлекторных связей. Этот этап актуально реализовывать в течение нескольких дней – до одной недели. Дети обучаются правильному дыханию, медитации, самоконтролю. Происходит обучение артикуляционным действиям, связанным с выработкой точных артикуляционных движений.
  2. Этап активизации движений. Здесь происходит ориентация на взаимосвязь движений с речевым развитием ребенка. Выполнение определенных движений способствует формированию плавной речи медленного темпа. Поскольку, заикания являются следствием развития судорог в коре головного мозга, то движения помогают снять эти судороги за счет импульсов, реализуемых в процессе движений. Логопед применяют коррекционную гимнастику, спокойные игры – лото, домино. Данный этап целесообразно реализовывать в течение месяца.
  3. Этап полусопряженной речи. Он реализуется за счет проговаривания детьми одной фразы вместе с логопедом, а второй самостоятельно. Логопед помогает ребенку в произношении в нужном темпе. Ребенок просто повторяет то, что нужно, не напрягая мозг запоминанием или иной самостоятельной работой. Произношение должно быть спокойным, медленным, чтобы спазмы мышц речевого аппарата были сняты, а дыхание при произношении стабилизировалось.
  4. Этап отраженной речи. На данном этапе производится многократное повторение того, что ребенок слышит от логопеда. Длится данный этап не более десяти недель.
  5. Этап вопросно-ответной речи. Логопед читает детям рассказ, а после задает по нему вопросы, которые составлены таким образом, чтобы практически весь ответ содержался в вопросе. Иногда применяются игровые методы построения диалогов, логопедом даются подсказки детям, чтобы они могли спокойно, не нервничая ответить на вопрос. Временной период реализации данной терапии составляет 12 недель.
  6. Завершающий этап. Проводится активизации самостоятельных фраз ребенка, автоматизируется его самостоятельная речь в замедленном темпе. Логопедическая работа проводится на основе применения ролевых игр, пересказа детьми сказок, рассказов, придумывания историй и их спокойное рассказывание.

Комплексная работа логопеда при коррекции заикания проводится за счет привлечения ряда специалистов: невролога, психолога, психотерапевта, физиотерапевта, специалиста по ЛФК, каждый из которых применяет свои специфические методы и приемы коррекционной работы, ориентированной на стабилизацию работы нервной системы, достижение психического баланса детского организма, выработку верного произношения и доведение речевого произношения до автоматизма.

Современные комплексные методики коррекции заикания

Лечение заикания по методикам от разных специалистов может существенно отличаться.

Схема Власова и Рау

Эти специалисты занимались коррекцией заикания у младших школьников. Они предполагали, что для эффективного устранения патологии нужно давать ребенку упражнения разного уровня сложности. Задача этой методики – избавить малыша от стресса, сделать его речь свободной, устранить неправильный вариант произношения и закрепить правильную артикуляцию.

По этой методике существует 3 этапа коррекции заикания. На первом этапе ребенок должен произносить стихи, заученные фразы. Логопед обучает его правильной декламации.

Для второго этапа характерно упражнение, при котором ребенок должен устно описать картинки, составлять собственные рассказы из серий изображений или на их тему. Иногда заикающемуся предлагают пересказать текст, прочитанный логопедом.

Третий этап является завершающим. Малыш закрепляет полученные навыки в разговоре с окружающими, во время игр и обучения.

Схема Мироновой

Логопед предложила использовать схему, при которой дети с дефектом, по мере прохождения подготовительных групп в детском саду, будут посещать дополнительные занятия, посвященные ознакомлению с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, рисованием, лепкой, аппликацией и т. д.

Методика Мироновой по коррекции заикания включает в себя 4 этапа. Для массовых детских садов, специализированных для заикающихся детей, предлагается ввести измененную программу, которая опирается на речевые способности детей.

Коррекционная методика предполагает, что в результате дети должны свободно овладеть речью любой сложности.

Схема Чевелевой

Чевелева предложила своеобразную систему коррекции заикания у дошкольников. Она считала, что в первую очередь, необходимо развивать мелкую моторику рук. По Чевелевой, для лечения ребенок должен заниматься изготовлением поделок. Чем сложнее речь, тем больший объем работы должен будет выполнить малыш.

Ее суждение предполагает, что речь состоит из двух уровней – ситуативной (более простой) и контекстной (усложненной). Сначала дети используют ситуативную, потом контекстную речь. По мере взросления два типа речи смешиваются.

Система коррекционных мероприятий при заикании включала 5 периодов. Усложнение происходит от одного уровня речи к другому.

Схема Селиверстова

Программа больше рассчитана на детей в медицинских учреждениях. Она включает в себя одновременное использование разнотипных логопедических упражнений. По мнению автора, логопед должен быть человеком с творческим подходом, так как каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Методика трёхэтапная. Коррекционная работа при заикании начинается с подготовительного этапа, на котором ребенок отрабатывает ритмичность и самостоятельность речи. Затем идет тренировочный, более сложный этап. Последний этап – закрепительный, на котором малыш решает сложные логопедические задачи (например, контекстное описание).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: