Ошибка в определении рода имени существительного допущена в словосочетаниях

Туфли и туфель: в чем разница?

Туфли

Термин «туфли» шире и может включать в себя различные варианты женской обуви, начиная от классических моделей на небольшом каблуке и заканчивая модными высокими каблуками или платформами. Туфли могут быть настолько разнообразными, что каждая женщина с легкостью найдет свою идеальную пару.

Примеры туфель:

  • Туфли на каблуке;
  • Туфли на платформе;
  • Туфли-лодочки;
  • Туфли-тапочки;
  • Туфли на шнуровке.

Туфли

Слово «туфли» употребляется в более узком смысле и обычно относится к женской обуви на плоской подошве. Туфли могут быть открытыми или закрытыми, их отличает отсутствие каблука и более комфортная посадка на ноге.

Примеры туфель:

  • Балетки;
  • Лоферы;
  • Мокасины;
  • Эспадрильи;
  • Слипоны.

Таким образом, использование терминов «туфли» и «туфли» зависит от модели и характеристик обуви. Если вы предпочитаете более удобную и практичную обувь, то туфли будут идеальным выбором. А если вам необходима элегантность и высота каблука, тогда туфли станут вашими лучшими друзьями в модном мире.

«НЕТ ТУФЕЛЬ» или «НЕТ ТУФЛЕЙ», как правильно? — Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Правильно обра­зу­ем фор­му роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла — «пара» (чего?) «туфель».

В раз­го­вор­ной речи про­сле­жи­ва­ет­ся упо­треб­ле­ние двух вари­ан­тов инте­ре­су­ю­щей нас фор­мы это­го сло­ва. Действительно, как пра­виль­но ска­зать суще­стви­тель­ное «туф­ля» в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла — «нет «туф­лей» или «нет туфель»?

 Ударение в формах слова «туфля»

Неодушевленное суще­стви­тель­ное «ту́фля» жен­ско­го рода, соглас­но орфо­эпи­че­ским нор­мам лите­ра­тур­но­го рус­ско­го язы­ка, про­из­но­сит­ся с уда­ре­ни­ем на пер­вом сло­ге. Это про­из­но­ше­ние сохра­ня­ет­ся во всех фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла это­го сло­ва.

Убедимся в этом:

  • и.п. что? ту́фля  — ту́фли;
  • р.п. нет чего? ту́фли — ту́фель;
  • д.п. дам чему? ту́фле — ту́флям;
  • в.п. вижу что? ту́флю — ту́фли;
  • т.п. любу­юсь чем? ту́флей — ту́флями;
  • п.п. думаю о чём? о ту́фле — о ту́флях.

Род слова «туфля»

Не соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме совре­мен­но­го лите­ра­тур­но­го рус­ско­го язы­ка фор­ма роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла «туф­лей». Такая фор­ма ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го пред­по­ла­га­ет, что оно име­ет муж­ской род:

  • туфель — туфли;
  • туфли — туф­лей.

Это уста­рев­шие фор­мы рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке закре­пи­лось суще­стви­тель­ное «туф­ля» как сло­во, обла­да­ю­щее грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей жен­ско­го рода.

Интересно, что неко­то­рые сло­ва, кото­рые ранее упо­треб­ля­лись как в фор­мах муж­ско­го, так и жен­ско­го рода, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке име­ют при­над­леж­ность толь­ко к жен­ско­му роду:

  • бан­де­роль
  • мозоль
  • вуаль
  • гра­вю­ра
  • дуэль
  • ката­рак­та
  • плац­кар­та
  • про­се­ка
  • рас­цен­ка
  • чина­ра

Форма родительного падежа «туфель»

У суще­стви­тель­но­го «туф­ля» пра­виль­ной явля­ет­ся фор­ма роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла «нет ту́фель», кото­рая соот­вет­ству­ет мор­фо­ло­ги­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка.

Эта пара лет­них ту́фель мне при­го­дит­ся на отды­хе у моря.

Почему нет в про­да­же ту́фель это­го раз­ме­ра?

Точно так­же с нуле­вым окон­ча­ни­ем обра­зу­ет­ся фор­ма роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных с конеч­ным сло­гом -ля:

  • саб­ля — мно­го сабель
  • ваф­ля — пач­ка вафель
  • цап­ля — стая цапель

Обратим вни­ма­ние так­же на пра­виль­ное про­из­но­ше­ние началь­ной фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го жен­ско­го рода «ту́фля» с удар­ным глас­ным «у» пер­во­го фоне­ти­че­ско­го сло­га:

ту́-фля

Произношение с уда­ре­ни­ем на окон­ча­нии сло­ва «туф­ля́» (туфля́ми, туфле́й) явля­ет­ся про­сто­реч­ным, то есть нахо­дя­щим­ся за пре­де­ла­ми рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка.

Слайд 48Выберите правильный вариант из существительных. Обоснуйте ответ. При наличии нескольких

литературных вариантов укажите, как они соотносятся.
Бакенбард –

бакенбарда, босоножек – босоножка, ботинок – ботинка, браслет – браслета, бутс – бутса, валенок – валенка, ведёрко – ведёрка, георгин – георгина, гетр – гетра, гренка – гренок, гипюр – гипюра, жираф – жирафа, заусеница – заусенец, клавиш – клавиша, корректив – корректива, манжет – манжета, мансарда – мансард, монисто – мониста, мочало – мочала, оладий – оладья, плацкарт – плацкарта, повидло – повидла, помидор – помидора, рельс – рельса, сандалий – сандалия, тапок – тапка, тапочка – тапочек, туфель – туфля, чучело – чучела, щупалец – щупальца – щупальце.

Пара туфлей или туфель — как правильно?

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

У слова туфли нет формы «туфлей». Нормой эта форма не является. И это, вообще-то, неправда.

Вот есть слово пылесосить, у него тоже нет целых двух форм: «пылесошу» и «пылесосу». Настолько «нет», что их даже в свое время включили в словари, но с пометкой «не рекомендуется употреблять». Слова есть, для передачи информации они используются, но не рекомендуются.

Такая несправедливость случилась и с туфлями, причем на них свалились сразу все возможные беды.

Во-первых, есть проблемы с родом: все-таки туфель или туфля? Во-вторых, есть трудности с корректным употреблением слова в косвенных падежах: пара туфлей или туфель? Наконец, где расположилось ударение: туфле́й, ту́флей, ту́фель? И откуда вообще вопрос об ударении в форме «туфлей», если её не существует?

Идём по порядку от самой главной проблемы — от падежных форм. Норма — пара туфель. Форма в единственном числе в этом случае — туфля, женский род. Это состояние слова, отраженное в словарях и справочниках как наиболее стабильное в момент, когда словари эту норму фиксировали.

Последнее замечание очень важно, потому что система находится в непрерывном развитии. Если бы словари могли обновляться и меняться, подобно клеткам в живом организме, это было бы лучшее отражение реальной ситуации в языковой системе

Но работа по составлению словарей настолько трудна и длительна, что лексикография не поспевает за динамическими процессами в языке.

Вот к чему это приводит: «пара туфель» становится мраморным памятником, в то время как носители языка говорят «пара туфлей», понимают друг друга и на сегодня без словаря уже затрудняются сказать, какая из форм правильная.

Разберемся, откуда берутся все наши проблемы с этим словом и его формами. Обратимся к этимологическому словарю М. Фасмера.

М. Фасмер «Этимологический словарь русского языка», 1986

Видим, что слово было заимствовано из немецкого языка через башмак, туфель. Современное немецкое ботинок, туфля, башмак schuh/schuhe — тоже мужского рода. Что бы ни рекомендовали словари, нельзя не заметить — в русском языке всё же есть два слова: туфля женского рода и туфель — мужского рода. Поскольку русские существительные не изменяются, а распределяются по родам, это два отдельных слова.

Здесь и начинаются проблемы. Языку, любящему стройность и порядок, не нравится одно обстоятельство: когда туфля встает в форму множественного числа, родительного падежа — получается «пара туфель». Выходит, что туфель — это и начальная форма слова туфель в мужском роде, и форма мн.ч., род.п. слова туфля в женском роде — два в одном. Из-за этого пара туфель звучит примерно так же, как пара стол или пара ноль. Что еще хуже — туфля женского рода становится формой родительного падежа для слова туфель в мужском роде. Нет чего? — моего туфля.

И в эту «мыльную оперу» врывается ударение и еще парочка «сомнительных» форм. Оказывается, что формы «пара туфле́й» не существует, но существует форма «ту́флей» — творительный падеж, единственное число слова туфля: «любуюсь новой туфлей». В общем, «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…», и всё безнадежно смешалось.

Хорошо, что один факт известен нам наверняка и обходится без сомнений: в словетуфля ударение всегда падает на У. Язык отклоняет ударение на последний слог и активно ему сопротивляется.

Не без труда подводя итог, можно сказать следующее: в качестве нормы сегодня отмечается форма пара туфель, что языковой системе очень неудобно и непременно будет ею саботироваться.

Кстати, слово саботаж происходит от французского saboter — букв. стучать башмаками.

Множественное число туфель

Существительное «туфель» используется в единственном числе. Однако, если нам нужно обозначить несколько пар туфель, мы можем использовать множественное число.

Для образования множественного числа существительного «туфель» необходимо изменить окончание слова. Если основа слова оканчивается на согласный звук, то окончание для образования множественного числа будет -ей:

туфель — туфлей;

Исключение составляют слова, оканчивающиеся на -ь, -я. В этом случае окончание для образования множественного числа будет -ей:

  • мечь — мечей;
  • голова — головей;

Таким образом, правило образования множественного числа существительного «туфель» позволяет нам точно выразить свои мысли и описать несколько пар обуви.

Морфологический разбор слова «туфли»

Туфли – это женская обувь, имеющая закрытый носок и открытую пятку. Рассмотрим морфологическую структуру этого слова.

Словоформа Морфемы Части речи
туфли т-у-фл-и существительное (женский род, множественное число)

Т- и -и являются морфемами окончания существительного, указывающими на женский род и множественное число. Морфема у- является приставкой, образующей словообразование. Она не несет значения и образует сложные слова. Морфема фл- является корнем, обозначающим суть и значение слова.

Морфологический разбор позволяет понять, как строится слово и какие значения несут его компоненты. Также он помогает правильно написать слово в различных формах и использовать его в нужном контексте.

Слайд 30Имена существительные мужского рода в форме Р.п. мн.ч. имеют нулевое

окончание, если являются:
6) названием плодов – окончание –ОВ: помидоров, мандаринов,

лимоновИсключение: груш, яблок + макаронЗапомните: нулевое окончание: нет ботинок, валенок, погон,сапог, чулок, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок,цыган, барж, вафель, оглобель, оладий, кочерег, яблок, блюдец,полотенец, макарон, туфель, нет простынь и простынейЗапомните: окончание – ОВ (-ЕВ): гектаров, носков, апельсинов,томатов, баклажанов, рельсов, калмыков, киргизов, монголов,таджиков, узбеков, якутов, долей, килограммов, свечей (в поговорке: Игра не стоит свеч), верховьев, низовьев, коленей,остриёв.

Как правильно писать»крещёННы­ й»или «крещёНый»­ ?

И так и так. Это разные части речи.

Крещёный (с одним Н) — это прилагательное. Крещёный человек. «Он стал крещёным уже в сознательном возрасте». Как-то так.

Крещённый (с двумя Н) — это причастие от глагола «крестить». «Крещённый по православному обряду», например (тут явно упоминается действие, поэтому используется причастие, а не прилагательное).

Как правильно писать крещённый или крещёный зависит от того, к какой части речи принадлежат эти слова.

Выясним, в каком случае «крещеный» пишется с одной буквой «н», а когда «крещенный» — с двумя «нн».

От глагола «крестить» образуется слово «крещеный», которое обозначает непосредственный признак предмета. Это прилагательное.

Крещеный человек придерживается заповедей Христа.

Прилагательное «крещеный» не имеет зависимых слов. Оно пишется с одной буквой «н» в суффиксе, как и аналогичные прилагательные:

квасить — квашеная капуста;

грузить — груженый состав;

сушить — сушеные грибы.

У созвучного слова могут быть зависимые слова. Тогда это страдательное причастие.

Крещенный батюшкой малыш радостно улыбался.

В этом случае слово «крещённый» пишется с «нн» в суффиксе как полная форма страдательного причастия.

Теперь вы знаете о: «как правильно нет туфель или туфлей».

  • СобИрать или собЕрать — как правильно написать? — собирать или собирать как правильно писать
  • Пункт, часть, абзац — а как правильно? — как правильно согласно пункта или пункту
  • Как правильно пишется слово крещёный: правописание, правило, примеры, морфологический разбор? Правильно писать; крещёный! — крещеный или крещенный как правильно пишется
  • Что такое Навруз (Новруз) 21 марта, что нужно делать в этот день, как празднуют народы — как правильно навруз или новруз
  • ПОКЛАСТЬ — значение слова ПОКЛАСТЬ — как правильно говорить покласть или положить
  • Как правильно писать: девчЕнка или девчОнка? Выясняем вместе — девчонки или девчонки как правильно писать
  • Ответы: Как правильно говорить кофе -он или оно, всегда было он, теперь везде говорят что оно, ведь это неправильно? — как правильно кофе он или оно
  • Как правильно писать название страны — Витебский форум — беларусь или белоруссия как правильно писать
  • Как правильно: носков или носок? | Полезная информация для всех — как правильно много носков или носок
  • Как правильно писать; quot; борщом; quot; или; quot; борщём; quot? — борщом или борщем как правильно писать

← Кушать» или «есть» – как говорить грамотно? | Беречь речь | Яндекс Дзен — как правильно говорить кушать или есть википедияКак правильно написать займ или заем? — как правильно заем или займ →

Мягкий знак на конце существительного после шипящих

Ребята, посмотрите на таблицу и вспомните шипящие согласные.

В существительных шипящие согласные могут стоять на концах слов: грош, ветошь, мелочь, мяч, сторож, рожь. В одних словах шипящие пишутся с мягким знаком, в других – нет. С чем это связано?

Вы уже знаете, что , всегда твёрдые звуки , – всегда мягкие. Значит, наличие или отсутствие Ь никак не влияет на смягчение звуков. Но мягкий знак может выполнять в предложении грамматическую роль: указывать на род имени существительного. Проверим. У слов: грош, мяч, сторож – мужской род. Ветошь, мелочь, рожь– слова женского рода.

Делаем выводы:

 

В таблице вы видите правописание слов в ед.ч. Запомните ещё одно правило. Если существительное находится во множественном числе, при этом имеет форму Р.п. и оканчивается на шипящую, то Ь не пишется: много луж, задач, свеч, груш, удилищ.

Проверим, как вы усвоили правило.

Упражнение 7.

Распределите по столбикам слова.

С мягким знаком               Без мягкого знака

Список слов: печ(ь), пляж(ь), доч(ь), стриж(ь), брош(ь), дрож(ь), ёж(ь), морж(ь), плащ(ь), товарищ(ь), гуашь(ь), несколько встреч(ь).

Фонетический разбор слова «туфли»

Туфли — женское обувное изделие, элементарная форма сэндэлей, состоящая из подошвы и верхней части, скрепленной с ней

Туфли имеют фонетическую структуру слова, состоящего из двух слогов и шести звуков: т — у — ф — л — ё (или и)

Первый звук т — глухой согласный звук, который образуется благодаря попаданию воздуха сквозь зажатые зубы.

Второй звук — гласный звук у, который соответствует образованию звука при разжимании губ и вытягивании языка к небу.

Третий звук ф — губно-зубной, глухой согласный звук, который необходимо произносить за счет приложения верхних зубов к нижней губе и одновременной обязательной выдувания воздуха.

Четвертый звук л — гласный согласный звук, образуемый мягким поднятым языком

Пятый звук ё — является гласным звуком закрытого типа. Он произносится при закрытии языка впереди ротовой полости и выпускании воздуха через узкую щель.

Шестой звук и также является гласным звуком закрытого типа, но излучение воздуха в этом случае происходит несколько иначе. Звук быстрее произносится, что создает ощущение его небольшой силы и напряженности.

Как определить род существительного?

Род имён существительных определяется обычно с помощью слов-помощников:

  • местоимений «он», «мой» для существительных мужского рода;
  • «она», «моя» для существительных женского рода;
  • «оно», «моё» для существительных среднего рода.

Понаблюдаем:

  • он, мой юноша, вечер;
  • она, моя внучка, столица;
  • оно, моё создание, добро.

Род существительных определяется также по их характерному окончанию в начальной форме именительного падежа единственного числа.

Мужской род

К мужскому роду принадлежат одушевлённые существительные I склонения с окончанием -а/-я:

  • воевода
  • старшина
  • дядя
  • дедушка
  • слуга
  • батюшка
  • староста

и пр.

Категорию мужского рода выявим у существительных II склонения с нулевым окончанием:

  • матрос
  • градусник
  • гвоздь
  • малыш

В русском языке слово «подмастерье», обозначающее лицо мужского пола, является существительным мужского рода.

Запомним

толь, тюль, рельс — это существительные мужского рода.

Названия людей по профессии (директор, менеджер, врач, инженер) могут обозначать лицо мужского и женского пола, тем не менее они имеют нулевое окончание в форме именительного падежа и являются существительными мужского рода. Согласуемые с ними прилагательные употребляются в форме мужского рода, а род глагола-сказуемого в форме прошедшего времени зависит от рода имени собственного, являющегося подлежащим в предложении.

Сравним:

Женский род

Существительные женского рода определим по характерным окончаниям -а/-я или нулевому окончанию в форме именительного падежа единственного числа:

  • девушка
  • сказка
  • репетиция
  • кухня
  • фасоль
  • ветошь

Существительные с нулевым окончанием, с твердой и мягкой основой, могут быть мужского и женского рода.

У существительных женского рода пишется опознавательный мягкий знак (рожь, вещь), а у слов мужского рода его нет (вояж, мякиш). Также их род различают по форме родительного падежа, в которой существительные мужского рода имеют окончание -а/-я, а женского рода — окончание -и:

  • шалаш — постройка (чего?) шалаша
  • фонарь — свет (чего?) фонаря
  • боль — нет (чего?) боли
  • пустошь — площадь (чего?) пустоши

Слово «туфля» имеет категорию женского рода. В форме родительного падежа множественного числа «туфель» (а не туфлей) оно имеет нулевое окончание.

Средний род

К среднему роду в основном принадлежат неодушевлённые существительные с окончаниями -о/-е:

  • лукошко
  • полено
  • созвездие
  • море
  • счастье

Категорию среднего рода укажем у существительных с конечным буквосочетанием -мя:

Примеры

бремя, вымя, время, пламя, племя, стремя и пр.

Только несколько одушевленных имён существительных имеют средний род:

  • дитя
  • насекомое
  • животное
  • существо

Как выбрать правильные туфли?

1. Подберите правильный размер

Первое, на что следует обратить внимание при выборе туфель — это правильный размер. Нога должна быть свободной, но и не слишком свободной, чтобы не возникало трения

Измерьте свою ногу перед покупкой и обратите внимание на размерную сетку той марки, которую вы выбрали.

2. Учтите тип вашей стопы

Одинаково хорошо туфли не подходят каждой стопе. Учтите тип вашей стопы при выборе туфель. Если у вас плоская стопа, вам может подойти модель с хорошей поддержкой дуги стопы

Если у вас высокая свод стопы, обратите внимание на туфли с мягкой и амортизирующей подошвой

Теперь вы знаете, как выбрать правильные туфли. Помните, что стиль — это не единственный фактор при выборе обуви. Удобство и здоровье ваших ног должны быть на первом месте. Сделайте правильный выбор и наслаждайтесь комфортом и красотой своих туфель!

Падеж имен существительных

Используя существительные в речи, мы меняем их форму, приспосабливаем к другим частям речи и предлогам в предложениях. Это делается для того, чтобы речь была связной, понятной, чтобы слова мирно уживались друг с другом. Такие изменения формы существительных называют склонением по падежам. Их всего шесть. Определяют падежную форму с помощью вопросов. Подробная информация представлена в таблице.

Рассмотрим алгоритм действий при определении формы падежа существительного.Перед нами предложение, в нём несколько существительных.

По озеру медленно плыла небольшая лодка.

  • Находим существительные: лодка, по озеру.
  • Задаём вопросы к ним: Что? (лодка), лодка плыла по Чему? (озеру).
  • Сверяемся с таблицей падежей. На вопрос Что? отвечает И.п., на вопрос Чему? – Д.п. Делаем вывод: существительное лодка имеет форму И.п., а существительное по озеру форму Д.п.

Следующий пример:

У рыбака в садке лежало много рыбы.

Находим существительные и к каждому задаём вопросы:

  • У кого? Рыбака (Р.п.).
  • У рыбака В чём? В садке (П.п.)
  • Лежало много Чего? Рыбы (Р.п.).

Ребята, что помогло нам определить падеж существительных? Правильно, специальные вопросы. Чтобы каждый раз не заглядывать в таблицу, вам нужно выучить падежи и вопросы к ним.

Переходим к самостоятельной работе.

Упражнение 6.

Соедините стрелками существительные и подходящие для них падежные формы.

Правила определения рода существительных в русском языке

Русский язык отличается множеством грамматических правил, в том числе и по определению рода существительных. В русском языке существуют три рода: мужской, женский и средний. Определение рода существительного осуществляется по следующим правилам:

1. Определение рода по окончанию слова. Некоторые окончания существительных относятся к определенному роду. Например, слова с окончаниями -а, -я, -ь относятся к женскому роду, слова с окончанием -о, -е, -мя относятся к среднему роду, а слова с окончанием -ы, -и, -й относятся к мужскому роду.

2. Определение рода по значению слова. Некоторые существительные имеют определенное значение, которое указывает на род слова. Например, слова, обозначающие мужчин, относятся к мужскому роду, слова, обозначающие женщин, относятся к женскому роду, а слова, обозначающие предметы без определенного пола или абстрактные понятия, относятся к среднему роду.

3. Определение рода по семантическим особенностям. Некоторые группы существительных имеют своеобразные семантические особенности, которые устанавливают их род. Например, названия национальностей, профессий и языков относятся к мужскому роду, имена деревьев, растений и цветов относятся к женскому роду, а названия географических объектов, времен года и направлений света относятся к среднему роду.

4. Определение рода по форме слова. Некоторые группы существительных имеют свои специфические формы, позволяющие определить их род. Например, существительные, обозначающие женщин и имеющие в себе суффиксы -ка, -ица, -ишка, -очка, -уня и др., относятся к женскому роду, а существительные суффикса -мя относятся к среднему роду.

Следуя этим правилам, можно легче определять род существительных в русском языке и правильно говорить: один туфель или одна туфля.

В каком словосочетании допущена ошибка?

В каком словосочетании допущена ошибка?

Разноцветная тюль новый рояль болезненная мозоль просторный вестибюль яичная вермишель.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Ошибки в определении рода имен существительных допущены в словосочетании : белый рояль больной мозоль новая шампунь черный гуашь серая моль?, относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 1 — 4 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Лиса небольшая . Обитает в лесу. Тело рыжего цвета. Достаточно длинный хвост , пушистый . Лапы маленькие. Мордочка похожа на собачью. Уши большие , глаза средние . Питается мясом. Вывод : лиса похожа на собаку. Буду рада если помогла.

Пример : Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Рассуждение : Диалектные слова употребляются только в одной местности и по этому можно прийти к выводу, что диалектные слова исчезают с причиной приезжанием разн..

Диалектизмы — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Сейчас диалектные слова встречаются редко даже в речи сельских жителей. В основном их используют как средства художественной выразительности в литературных произведениях..

Хороший товарищ — это товарищ, который не только помогает своим друзьям, приносит им радость, а товарищ, который, становясь взрослым становится им во всём поддержкой и опорой. Хороший товарищ никогда не повысит голос на своих друзей, он не будет дел..

Циркулирующий, наверное. Я надеюсь, что ответила правильно.

От слова циркуль мы не можем образовать причастие. Эта часть речи образуется от глагола.

5. Это лиса, а это волк. Там заяц, а тут кролик. Птица на дереве, а рыба на реке. Пчела в дупле, барсук в норе. Ласточка в скворечнике, а медведь в берлоге. 6. Голодный как волк. Грязный как свинья. Хитрый как лиса. Здоров как лось. Сильный ..

6. Волк Поросенок Лис Бык Лев Мышь.

1) Молния — подлежащие, Вспыхнула — сказуемое, гром — подлежащие, грянул — сказуемое. 2) День — подлежащие, Был — сказуемое, Заря — подлежащие, Горела — сказуемое. 3) Осень — подлежащие, Была — сказуемое, Сирень — подлежащие, Не пожелтела — сказуем..

Пришли, ученики. Экскаватор, роет, построят, дом.

Род имён существительных

Посмотрите на картинки. Кого вы на них видите?

 

Правильно, мы видим мальчика и девочку. Можно сказать, что все люди делятся на два пола: мужской, женский. Аналогично, все существительные, означающие предметы, явления, объекты, делятся на несколько групп. В речи категория носит название не пола, а рода. И групп больше. Кроме женского, мужского, выделяют средний и общий род. Определяют по местоимениям мой (мужской род), моя (женский род), моё (средний род), которые подставляют к существительным. Эти местоимения принято называть помощниками. Рассмотрим на примерах.

1.Моя (книга, тетя, машина, папка).

2. Мой (дед, комбайн, будильник, чайник).

3. Моё(фото, сердце, счастье, гнездо)

Под номером 1 размещены существительные женского рода, под номером 2 – мужского рода, под номером 3 – среднего рода.

Дополнительный способ определения рода существительного – окончание:

  • существительные мужского рода имеют окончания -а, -я, нулевоедедушка, батя, колодец;
  • существительные женского рода имеют окончания -а, -я, нулевоемалина, песня, тишь;
  • существительные среднего рода имеют окончания -о, -е, -ё: домино, тире, старьё.

Почему этот способ называется дополнительным? Используя только его, невозможно определить род существительного. Вы заметили, почему? Потому что в м.р. и в ж.р. окончания одинаковые. Рассмотрите внимательно таблицу.

Основной способ определения рода – использование местоимений-помощников.С помощью окончаний мы дополнительно проверяем свой выбор.

А вот окончания существительных среднего рода в другом роде не повторяются. А ещё, ребята, большая часть существительных среднего рода являются неодушевлёнными: море, горе, волокно, полотно, лето, сено, поле, солнце, кино, письмо.

Мы рассмотрели с вами три основные формы рода у существительных. Но в языке встречаются слова, у которых трудно определить род: он в равной степени может быть и мужским, и женским. Можно сказать, что род у подобных существительных зависит от текста, в котором они употребляются, от рода предметов, к которым они относятся. Такая двойственность привела к появлению соответствующего названия «общий род».

Рассмотрим существительные, которые относятся к общему роду

Прочитайте предложения и обратите внимание на подчёркнутые слова

Маша была сирота. Вася был сирота.

Слово «сирота» в разных предложениях имеет разный род. В первом высказывании говорится о девочке, поэтому существительное «сирота» имеет женский род, во втором предложении рассказывается о мальчике, и слово «сирота» становится мужского рода.

Познакомьтесь с перечнем слов, относящихся к общему роду.

Соня, обжора, запевала, задира, плакса, пискля, левша, лежебока, малоежка, тёзка, скромняга, кроха, грязнуля, бедняга, бродяжка, жадина, злюка, егоза, растяпа, растеряха, пройдоха, ровня.

Эти существительные часто употребляются в разговорной речи, большинство из них носят оттенок критического, пренебрежительного отношения к обсуждаемому человеку. Вы и сами, наверное, заметили.

Закрепим новые знания, перейдём к выполнению практических заданий.

ВНИМАНИЕ! Правильные ответы на задания для проверки вы найдёте в конце урока. Упражнение 1

Упражнение 1.

Из текста выпишите существительные и укажите их род.

Ёлка стояла нарядная и пушистая. Золотой шар качался. Стеклянное сердце ярко сияло. Гирлянда весело мигала. На фото виднелась снежная гора.

Упражнение 2.

Вместо точек впишите окончания имён существительных.

Шустрая мыш… пробежала под полкой. Медвед… вылез из берлоги. Сладкая груш… досталась Ване. Весл… находилось в лодке. Нян… опоздала на полчаса. Катя набрала ведр… песка. Пол… раскинулось до горизонта. Дедушк… надел очки.      

Упражнение 3.

Прочитайте предложения с существительными общего рода,назовите номера предложений, в которых они употребляются, как имена существительные мужского рода.

Все считали, что мальчик из третьего класса – обжора. 2. Твоя сестра тоже левша? 3. Вовка с детства был плаксой. 4. Бабушка Егора – неугомонная работяга. 5. Несчастный бродяга ходил от деревни к деревне.6. Этот кот настоящий пройдоха!

Слайд 45 ПРАКТИКУМЕё дебютом на большой сцене стала роль в «Вишнёвомсаду»

А. Чехова. 2) На миру и смерть красна. 3) Важныеразговоры

не ведутся на ходу. 4) В лесу было сумрачно и неуютно.

Задание 1. В каком предложении содержится ошибочно образованная форма имени существительного? Объясните, чем вызвано появление таких форм. Можно ли эту форму употребить в другом контексте?

Задание 2: Найдите на географической карте малоизвестные названия рек, озёр, островов и т. п. и составьте с ними предложения так, чтобы стало понятно, к какому роду принадлежат эти слова и что они обозначают.

Образец: В Тихом океане затерялся зелёный Вити-Леву. Полноводная Конго в этом году значительно вышла из своих берегов, затопив несколько десятков крупных населённых пунктов Африки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: