Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи

Изменение имени существительного по числам: примеры

Русский язык — один из самых сложных языков. Чтобы идеально знать его, требуется тщательно изучать правила и лексические нормы. Самым трудным по грамматике является именно русский язык.

Первая изучаемая часть речи в школе — это существительное. Многим пришлось сталкиваться с трудностями изучения имени существительного, поскольку эта часть речи имеет много различных исключений из правил. Они представляет собой совокупность слов, не укладывающихся в рамки правил. Выучить наизусть все исключения нужно каждому.

Проблема заключается в неверном произношении и склонении слов. Чтобы решить эту проблему, необходимо обращаться к словарям, энциклопедиям и любым другим источникам информации об имени существительном. Овладев в совершенстве языком, люди могут повысить уровень эрудиции. Научиться всем тонкостям и хитростям поможет представленная информация. Она будет полезна всем: детям, школьникам, взрослым людям, учителям, студентам. Проще всего продемонстрировать изменение имен существительных по числам примерами, которые смогут помочь при изучении материала.

Родительный падеж множественного числа существительных второго склонения

У суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния зача­стую вызы­ва­ет затруд­не­ние в выбо­ре нуле­во­го окон­ча­ния или окон­ча­ния -ов. Их напи­са­ние рас­смот­рим, сгруп­пи­ро­вав сло­ва в соот­вет­ствии с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

Окончание -ов/-ев в родительном падеже

Эту флек­сию в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют суще­стви­тель­ные:

1. назва­ния ово­щей и фрук­тов

  • бана­ны — мно­го бананов
  • пер­си­ки — вкус пер­сиков
  • апель­син — аро­мат апель­синов
  • лимо­ны — доль­ки лимонов
  • поми­до­ры — кило­грамм поми­доров
  • тома­ты — бан­ка томатов
  • грейп­фру­ты — сок грейп­фрутов,

но яблок

2. назва­ния еди­ниц изме­ре­ния

  • гек­та­ры — пят­на­дцать гек­таров
  • цент­нер — несколь­ко цент­неров
  • акры — два­дцать акров
  • кило­грам­мы — пять кило­граммов
  • грам­мы — три­ста граммов
  • фун­ты — семь фунтов

3. назва­ния наци­о­наль­но­стей и народ­но­стей

  • гре­ки — мифы греков
  • гал­лы — ост­ров галлов
  • каза­хи — пес­ни казахов
  • таджи­ки — музы­ка таджиков
  • узбе­ки — плов узбеков
  • яку­ты — мно­го якутов
  • эски­мо­сы — язык эски­мосов
  • мон­го­лы — юрты мон­голов

4. назва­ния воен­ных про­фес­сий

  • сапё­ры — рабо­та сапёров
  • минё­ры — нет минёров
  • кано­ни­ры — несколь­ко кано­ниров
  • рекру­ты — сбор рекрутов

5. назва­ния отвле­чён­ных поня­тий

  • кри­те­рии — пять кри­те­риев
  • габа­ри­ты — несколь­ко габа­ритов
  • ком­мен­та­рии — мно­го ком­мен­та­риев

6. назва­ния укра­ше­ний

  • брас­ле­ты — несколь­ко брас­летов
  • куло­ны — цвет кулонов
  • бре­ло­ки — немно­го бре­локов.

Нулевое окончание

В роди­тель­ном паде­же мно­же­ствен­но­го чис­ла нуле­вое окон­ча­ние име­ют неко­то­рые такие же по зна­че­нию груп­пы суще­стви­тель­ных:

1. назва­ния еди­ниц изме­ре­ния

  • рент­ге­ны — несколь­ко рент­ген
  • ват­ты — пять ватт
  • ампе­ры — сто ампер
  • воль­ты — две­сти вольт
  • омы — пять ом

2. назва­ния наци­о­наль­но­стей, чаще все­го име­ю­щих осно­ву на бук­ву «н» или «р»

  • осе­ти­ны — танец осе­тин
  • гру­зи­ны — лез­гин­ка гру­зин
  • цыгане — табор цыган
  • армяне — посе­ле­ние армян
  • румы­ны — вино­град­ни­ки румын
  • бол­га­ры — груп­па бол­гар
  • баш­ки­ры — дома баш­кир

3. назва­ния воин­ских групп

  • сол­да­ты — взвод сол­дат
  • пар­ти­за­ны — отряд пар­ти­зан
  • гуса­ры — полк гусар
  • дра­гу­ны — лоша­ди дра­гун

Нулевое окон­ча­ние име­ют назва­ния пар­ных пред­ме­тов:

  • гла­за — выра­же­ние глаз
  • пого­ны — без погон
  • ботин­ки — каб­лу­ки боти­нок
  • вален­ки — пара вале­нок
  • сапо­ги — несколь­ко сапог
  • чул­ки — цвет чулок ,

но носков.

В раз­го­вор­ной речи наря­ду с лите­ра­тур­ны­ми вари­ан­та­ми исполь­зу­ют­ся усе­чён­ные фор­мы роди­тель­но­го паде­жа:

  • пять кило­граммов и пять кило­грамм
  • две­сти граммов и две­сти грамм
  • цед­ра апель­синов и цед­ра апель­син
  • рас­са­да поми­доров и рас­са­да поми­дор

Существительные сред­не­го рода в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют нуле­вое окон­ча­ние:

  • блюд­ца — блю­дец
  • оде­яль­ца — оде­я­лец
  • поло­тен­ца — поло­те­нец
  • зер­каль­ца — зер­ка­лец

но

  • болот­ца — болотцев
  • окон­ца — оконцев
  • пла­тья — платьев
  • вер­хо­вья — вер­ховьев
  • устья — устьев
  • низо­вья — низовьев.

Существительные, упо­треб­ля­ю­щи­е­ся толь­ко во мно­же­ствен­ном чис­ле, име­ют как нуле­вое окон­ча­ние, так и окон­ча­ния -ов/-ев:

  • мака­ро­ны — мака­рон
  • бели­ла — белил
  • чер­ни­ла — чер­нил
  • замо­роз­ки — замо­розков, но потё­мок , суме­рек
  • буд­ни — будней, но сут­ки — суток
  • дров­ни — дровней
  • шаро­ва­ры — шаро­вар
  • хло­пья — хлопьев
  • очист­ки — очи­сток .

Знай русский! Учителя или учители, директора или директоры?

Тамара Скок, Елена Подгорная03.10.2023

В преддверии Дня учителя обратим внимание на значение и написание должностей работающих в школе специалистов. За привычными наименованиями кроется особый смысл, помогающий лучше понять специфику работы наставников

Так, отглагольное сущ. учитель (от учить), восходит к др.-русск. укъ «учение», а последующее сравнение родственных слов позволяет увидеть глубину подтекстов: праслав. učiti связано с vyknǫti (ср. привыкать), родственно др.-прусск. iaukint – «упражнять», лит. Jaukìnti – «приучать, укрощать», jaũkas – «манок, приманка», jaukùs – «смирный, ручной» и др.-инд. úсуаti – «находит удовольствие, имеет обыкновение». Целый спектр учительских умений виден в этом историческом сопоставлении.

Когда-то должность была исключительно мужской, но со временем всё поменялось, и в языке появилось новое сущ. учительница, образованное суффиксальным способом. В сельской местности можно до сих пор встретить разговорно-просторечный вариант учительша, причём этим словом обозначают не только саму даму-педагога, но и жену учителя (по типу генерал – генеральша). В литературе слово тоже встречается: «Приезд его возвестила учительша, давно уже сидевшая у окна…» (А. Погорельский). «А снег, сам понимаешь, в горах только летом тает. Это вам учительша всё рассказывает? Ага» (В. Шукшин). Из уст обучающихся можно услышать и пренебрежительное училка, характерное для школьного жаргона: «Училка за контрошу двойбан вкатила».

Удивительно, но иногда возникают проблемы с образованием формы мн. ч. от слова учитель, и тогда можно увидеть такое: «Кроме того, учители должны будут создавать для ребёнка индивидуальный образовательный маршрут и курировать прохождение обучения» (новость о дистанционном обучении на сайте ГТРК «Воронеж»).

Обратим внимание: сущ. учи́тели ранее было в ходу: «Володя на днях поступает в университет, учители уже ходят к нему отдельно…» (Л

Толстой); «В продолжение нескольких недель учители не могли нахвалиться Алёшею» (А. Погорельский). Однако теперь эта форма используется только по отношению к духовным наставникам и основоположникам каких-либо учений, у которых есть последователи: «Отцы и учители Церкви, начиная с Оригена, начали пользоваться философией платонизма для того, чтобы говорить о Христе» (И. Мейендорф). Если же речь идёт о работниках школ, то верно говорить и писать учителя́.

Попутно отметим, что существительное директор (лат. director – «руководитель», «управляющий») во мн. ч. будет правильно звучать как директора (не директоры), да и про лицо женского пола грамотно говорить в мужском роде – директор. Употребление вариантов директриса и директорша характерно лишь для разговорной речи.

В сущ. завуч нередко теряют букву В и произносят или пишут зауч, что является ошибкой. Слово это является сокращением от сочетания «заведующий учебной частью» и сохраняет форму м. р.: поговорить с завучем (не с завучью); спросить у завуча (не у завучи).

И напоследок обратим внимание на правописание специальности для российской школы новой, но востребованной. Заимствование тью́тор (англ

tutor – «наставник, репетитор, воспитатель») не только активно используется самостоятельно, но и образует новые слова: тьюторская поддержка (личное сопровождение) – то, что позволяет учащимся выстраивать успешную индивидуальную образовательную траекторию; тьюторство – наставничество как процесс.

Единственное и множественное число имён существительных

Категория числа у имен существительных является непостоянным грамматическим признаком.

Понятие числа у имён существительных связано с возможностью сосчитать предметы. В русском языке эта грамматическая категория составляет бинарную оппозицию:

единственное число — множественное число.

Если о предмете сообщают как об одном экземпляре, то слово, его обозначающее, имеет форму единственного числа:

  • книга
  • звено
  • город
  • тетрадь

Все эти существительные сочетаются со словами «один», «одна», «одно». Эта сочетаемость укажет, что существительное имеет форму единственного числа.

Если говорящий сообщает о предметах, которых много или несколько, то существительное имеет форму множественного числа:

  • книга — книги
  • звено — звенья
  • город — города
  • тетрадь — тетради

Единственное и множественное число образуют существительные, которые обозначают считаемые предметы и могут употребляться в сочетании с числительными.

Понаблюдаем:

  • земля — несколько земель;
  • облако — облака, много облаков;
  • поезд — поезда, шесть поездов;
  • вещь — вещи, много вещей, двенадцать вещей.

Уточним, что существительные в форме множественного числа употребляются с числительными, начиная с пяти и далее. Числительные два-четыре управляют существительными в форме единственного числа (две тетради, три дома, четыре дерева).

По числам изменяются существительные, которые можно сосчитать. Такие слова обозначают конкретные предметы, явления живой и неживой природы:

  • подушка — подушки;
  • клён — клёны;
  • окунь — окуни;
  • собака — собаки.

Вывод
Формы единственного и множественного числа имеют конкретные существительные.

Ряд существительных не изменяются по числам и употребляются только в форме единственного числа:

  • собирательные существительные (родня, листва);
  • вещественные существительные (мёд, резина);
  • абстрактные существительные (братство, смелость);
  • названия сторон света (север, запад)

и пр.

Некоторые имена существительные имеют форму только множественного числа:

  • названия парных предметов (шорты, очки);
  • названия игр, отрезков времени (жмурки, сутки);
  • названия действий (проводы, сборы);
  • названия веществ и остатков (хлопья, очистки)

и пр.

Есть ли общее правило?

То есть, почему одно и то же слово склоняется по-разному? К сожалению, чётких правил на сей счёт пока что нет ни в русском, ни в других индоевропейских языках. Возможно, вывести их удалось бы, углублённо исследуя общий праязык, но лингвистика на этом пути наталкивается на колоссальные трудности. Отсюда и разнобой. Например, «столяр» и «повар» относятся к 2-му склонению (равно как и «директор»), но во множественном числе будут «столяры» и «повара». Всего же на сегодня насчитывается три основных и четыре дополнительных склонения русских имён существительных. Неудобно, ничего не скажешь – нужно запоминать правописание множества слов – но лучшего пока что нет.

Изменение имени существительного по числам

Категорией числа в лингвистике называется непостоянный грамматический признак, при употреблении обозначающий количество объектов. В русском языке сейчас существует 2 числа существительных – единственное и множественное:

  1. Единственное число указывает на один объект (чашка, мужчина, зеркало).
  2. Множественное число указывает на два и более объекта (чашки, мужчины, зеркала).

Множественное число имен существительных в основном образуется с помощью изменения окончаний. В некоторых случаях также возможно перемещение ударения или чередование согласных букв.

Отдельно выделяется категория имен существительных, употребляемых только в одном виде.

Постановка ударения

Некоторые слова при произношении во множественном числе кажутся трудными, поэтому есть смысл рассказать о правильной постановке ударения. Например:

  • Стол – столы (ударение на Ы).
  • Багаж – багажи (И).
  • Шут – шуты (Ы).
  • Язык – языки (И).
  • Орден – ордена (А).

Существуют также слова, не требующие изменения ударения. Оно падает только на одну букву. Аналогичный вариант возможен при нулевом окончании или при постановке существительного в родительный падеж. Например:

  • Капля – капли.
  • Грунт – грунты.
  • Минус – минусы.

Чтобы закрепить, пройденный материал, предлагается пройти небольшое задание. Игроку нужно расставить существительные в две колонки с единственным и множественным числами.

Единственное число Множественное число

Список слов, которые необходимо вставить в таблицу:

Мальчик, животные, шарики, игрушка, мячи, щит, стулья, магнит, чашки, ряд.

Если возникают трудности, то ниже представлены ответы. Выглядит это так:

Единственное число Множественное число
Мальчик Животные
Игрушка Шарики
Щит Мячи
Магнит Стулья
Ряд Чашки

А теперь предлагается усложнить задание — к каждому слову нужно подобрать недостающее число. В течение 10 минут необходимо выполнить задание и свериться с нижним списком.

  • Мальчик — мальчики.
  • Игрушка — игрушки.
  • Щит — щиты.
  • Магнит — магниты.
  • Ряд — ряды.
  • Животное — животные.
  • Шарик — шарики.
  • Мяч — мячи.
  • Стул — стулья.
  • Чашка — чашки.

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 105,Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 111,Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 63,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 66,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 156,Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 158,Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 228,Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 229,Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 236,Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 240,Полякова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 34,Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 34,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 37,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 113,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 255,Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 15,Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 38,Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 54,Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 254,Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 3,Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 168,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 169,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 172,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 175,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 11,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 176,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 1,Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 6,Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 103,Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 91,Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 95,Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 327,Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 733,Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 734,Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 735,Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 742,Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 294,Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 295,Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 296,Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение Задачка стр.,Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 164,Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 231,Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 232,Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 118,Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Директор или деректор

Прежде всего скажем, что по нормам русского языка названия должностей «директор» и «генеральный директор» пишутся с маленьких букв, если этими словами не начинаются предложения. Необходимо также запомнить правописание слова. Посмотрим, существует ли какое-либо правило для запоминания.

Какое правило

Сразу скажем, что правильное написание будет через букву «и», следовательно, слово деректор неправильно. Слово директор происходит из латинского языка. В нём есть слово dirigere, которое переводится на русский словами направлять или руководить. От этого слова происходит director, тот человек, который направляет, задаёт направление, руководит. Слово, пришедшее в русский язык, — это транслитерация латинского слова director, то есть написание латинского слова русскими буквами. Поэтому какого-либо правила в русском языке для проверки правильности написания нет. Слово это нужно запомнить или консультироваться с орфографическим словарём.

Примеры предложений

  1. Руководитель совета директоров концерна «Вектор» дал интервью местному телеканалу.
  2. Коммерческий директор назначил своим заместителем господина Николаева.
  3. План учебной работы был утверждён директором школы в начале года.

Трудности в образовании множественного числа

Прямой падеж

При изменении имен существительных в Им.п. по числам применимы несколько стандартных принципов, позволяющих правильно применять формообразующие средства. Для создания формы множественного числа чаще всего применяются окончания -ы (-и), -а (-я). Ниже приводятся примеры по склонениям:

  • 1 скл. – лисы, непоседы, дедушки.
  • 2 скл. – актеры, поля, леса.
  • 3 скл. – грозди, матери, ночи.
  • Разносклоняемые – пути, имена, дети.

Окончания -ы (-и) имеют:

  • большая часть существительных, в начальной форме состоящих из одного слога (кони, жуки, дубы), но возможны отклонения от схемы (дома, меха);
  • слова с ударным вторым слогом в И.п. (пирог – пироги, топор – топоры, помощники, строители, дороги);
  • иностранные названия рода деятельности, оканчивающиеся на -ер/-ёр (репортеры, гипнотизеры, жонглеры);
  • латинские слова, оканчивающиеся на -тор/-тер/-сор (транзисторы, дикторы, компрессоры).

При помощи флексий -а (-я) образуется множественное число существительных, соответствующих таким признакам:

  • средний род (поля, озера, чудовища);
  • означают парные, двойные названия (глаза, рога);
  • большая часть двусложных существительных с ударным первым слогом в Именительном падеже ед.ч. (берега, паруса, ветра).

К исключениям относятся слова, обозначающие лиц мужского пола – представителей народностей или населения определенной территории, заканчивающиеся на -анин/-янин. Множественносит в таких случаях передается с помощью окончания -е (земляне, россияне). Для образования множественного числа существительных, заканчивающихся на -ёнок используют суффикс -ят и безударное окончание -а (слонята, жеребята). Также исключениями являются существительные, заканчивающиеся на -ко (кроме слов облачко, войско), их формы получаются с помощью окончания -и (яблочки, семечки).

Родительный падеж

По языковым нормам, для множественного числа родительный падеж образуется от начальной формы имен и оканчивается на -ов /-ев/-ей/-ий и нулевого окончания. Несколько примеров приводятся ниже:

  • 1 склонение – непосед, дедушек.
  • 2 склонение – актеров, полей, людей.
  • 3 склонение – гроздей, матерей, ночей.
  • Разносклоняемые – путей, детей.

Окончания -ов (-ев) имеют:

  • Существительные мужского рода, имеющие окончание на твердую согласную, ц или й (столов, шоферов, горцев);
  • Большая часть названий фруктов, овощей (мандаринов, абрикосов);
  • Названия военнослужащих с исключениями (солдат, партизан);
  • Слова, обозначающие единицы измерения (килограммов, каратов и т.п.). Но если имеется в виду конкретное количество, возможен вариант с нулевым окончанием (50 ампер, 25 грамм, 800 рентген);
  • Существительные, которые используютсяисключительно во множественном числе основа которых заканчивается твердой согласной, г, к, х и гласной (джинсов, бронхов).

Окончания -ей (-ий) имеют:

  • Слова мужского и среднего рода с основами, оканчивающимися на мягкую или шипящую согласную (ковшей, метелей, полей);
  • Слова, имеющие ударным последний слог (свиней, семей);
  • Слова с основой, оканчивающейся на мягкую согласную (гуслей, кудрей, граблей).

Нулевое окончание имеют:

  • Слова, определяющие парные предметы (рук, сапог, чулок), исключения – рельсов, носков;
  • Наименования национальностей, оканчивающиеся на -н/-р (осетин, цыган);
  • Слова 1 склонения с ударением в начальной форме на основе (свадеб, туфель, груш);
  • Основное количество имен существительных, используемых только во множественном числе (денег, чернил);
  • Слова с основой, оканчивающейся на -ца (сердец, копытец, солнц);
  • Слова, имеющие в окончании основы две согласные буквы подряд (песня, дупло). В таких случаях форма родительного падежа множественного числа имен существительных имеет не только нулевое окончание, но и появляются беглые буквы еи о между этими согласными (дупел, курток, досок).

К особым случаям можно отнести слова на -анин/-янин. Данная категория имен существительных во множественном числе теряет частицу -ин (армян, славян, граждан).

Примеры существительных с окончанием -ы

Безударное окон­ча­ние -ы име­ют мно­го­слож­ные сло­ва ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния, обо­зна­ча­ю­щие лицо по его про­фес­сии или занятию.

Сравним с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных мно­же­ствен­но­го чис­ла с без­удар­ным окон­ча­ни­ем -ы:

Посмотрим в Историческом словаре галлицизмов русского языка.

2. Особая должность в монастырях (с 1724 г.).

3. Член Директории эпохи Великой Французской революции.

4. Капельмейстер, дирижер. Дополню, что дирижёр (хоровой и оркестровый) в XIX в. назывался капельмейстером. Сейчас так называют руководителя хоровой капеллы и/или оркестра.

Вот такое универсальное было слово! :)

Дире́кторы или директора́?

Первоначальная норма — дире́кторы. Историю изменения нормы мы можем проследить по словарям:

1. ССРЛЯ в 17 томах, том 3, 1954 г. ( крупнейший академический нормативный толково-исторический словарь русского литературного языка) — дире́кторы;

3. Орфоэпический словарь русского языка Аванесова 1983 г. — только директора́, директоро́в.

4. Словарь трудностей русского языка Н. А. Еськовой 2014 г. — директора́, директоро́в; не рекомендуется устарелое дире́кторы, дире́кторов.

Таким образом, современная норма — директора́, директоро́в . Неподвижное ударение на корне во всех формах было характерно для старой нормы.

Если учесть, что словарная фиксация всегда запаздывает за речевой практикой, то можно утверждать, что смена ударения состоялась в середине XX в.

Почему поменялось ударение?

Поэтому мне будет интересно почитать ваши комментарии. Какое написание/произношение вам больше нравится: дире́кторы или директора́? И слышали ли вы устаревшее произношение в течение последних десятилетий?

Вместе с опытными лингвистами разбираемся, английские слова в русском языке — это хорошо или плохо. Рассмотрим примеры и значения слов, которыми мы пользуемся каждый день

Анастасия Николаевна Капустина, учитель русского языка и литературы лицея №6 имени М. А. Булатова (Курск):

– Русский язык богат на правила и исключения, недаром он считается одним из самых сложных для изучения.

Но есть одно правило, в котором почти каждый считает себя профессионалом: склонение существительных.

Еще в начальной школе мы записывали табличку с падежами и склонениями существительных, выучивали ее и могли не беспокоиться о написании. Класса до пятого. Потом узнавали, что есть варианты. Тем, кому посчастливилось, рассказывали, чем обусловлена эта вариативность. Но, к сожалению, единого правила написания и здесь не существует.

Правила нет, но есть закономерности! С ними и познакомимся: так, окончания -и (-ы) считаются более нейтральными и лишь в единичных ситуациях они вытеснены формами на -а (-я) (например, договоры (нейтр.) и договора (разговор.), но снега).

Для правильного выбора необходимо помнить о трех моментах:

И это еще не все сложности! Коварный родительный падеж существительных во множественном числе сгубил не одного отличника. Все потому, что здесь тоже не существует единого правила. Но есть закономерности.

Имена существительные мужского рода, которые оканчиваются на согласный, как правило, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов (апельсинов, мандаринов).

Запоминаем исключение: национальности (башкир, осетин, турок).

Запоминаем два коварных слова, которые постоянно путают: носков, чулок.

Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 295, с. 135

295.  Вспомните, что такое часть речи. Какие части речи вы изучили? Какова их роль в нашей речи? По каким признакам можно определить каждую часть речи: 1) что она обозначает; 2) как изменяется (по числам, падежам, родам, временам, лицам) или относится к неизменяемым частям речи; 3) какие грамматические признаки имеет (род, число, склонение, спряжение, лицо, время, падеж)? Приведите примеры.

Слова в русском языке делятся на большие группы — части речи. Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении. Части речи бывают самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? и что?, называются именами существительными.
Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц — это имена существительные. 

Имена существительные изменяются по числам. Каждое имя существительное (в единственном числе) принадлежит к определённому роду: мужскому, женскому или среднему.

Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании. Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе.

Имена существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения.
Имена существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже единственного числа относятся к 1-му склонению: пчел, зар, дедушк, Кол.
Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями , в именительном падеже единственного числа относятся ко 2-му склонению: урок, день, зеркал, пол.
Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа относятся к 3-му склонению: мебель, морковь, вещь, карамель.

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.

Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? и др.

Местоимение (личные местоимения) — это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам: мужской род — он, средний род — оно, женский род — она. Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяются (для всех родов — они).

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др. 

Глаголы изменяются по числам. Глаголы изменяются по временам. От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Наречие — это неизменяемая часть речи. Наречия обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? (быстро) где? (вдалеке) куда? (вправо) когда? (сейчас) откуда? (снизу). В предложении наречие является второстепенным членом.

← Предыдущее Следующее →
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: