Особенности эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста

Эмоциональные особенности ребенка 2-3 лет

Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР

Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).

Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:

  • Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
  • Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
  • Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
  • Ограничение социальной активности ребенка;
  • Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
  • Постоянные психологические травмы.

Признаки задержки психоэмоционального развития:

  • Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
  • Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
  • У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
  • Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
  • Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.

Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.

Коррекция ЗПР

Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.

Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.

Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.

Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:

  • Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
  • Следить за состоянием младенца с самого рождения;
  • Вовремя лечить соматические заболевания;
  • Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.

Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.

Когда нужна помощь психолога?

Обратиться за консультацией специалиста следует, если заметили, что ребенок плохо справляется со своими чувствами: демонстрирует их слишком рьяно или, наоборот, не демонстрирует никогда, легко поддается чужому влиянию или не может установить контакт со сверстниками. Вполне возможно, что это просто психологическая особенность его характера, значительно отличающаяся от вашего (так бывает, что мама эмоциональна, а ребенок – всегда спокоен как удав). Но провести консультацию и получить ценные советы о взаимодействии с ребенком в любом случае будет полезно. Главное, не воспринимайте своего сына или дочь как ненормального, только потому, что он чем-то отличается от других детей. Он совершенно нормален! Но уникален и это не плохо.

Возможные отклонения в развитии эмоций

Казалось бы, все мы эмоционально реагируем на события, происходящие с нами или вокруг нас. Но мало кто задумывается об обратной стороне наших переживаний. Давайте рассмотрим, какие могут встретиться нарушения на пути формирования крохи, как личности.

Среди нарушений эмоций выделяют три группы:

  • расстройства поведения;
  • расстройства настроения;
  • расстройства психомоторики.

важноК нарушениям со стороны поведения ребенка в дошкольном возрасте можно отнести гиперактивность и агрессию. Проявлениями гиперактивности в большинстве случаев бывают неусидчивость, избыточная эмоциональная неуравновешенность, импульсивность малыша, невозможность долгой концентрации внимания

Поскольку в детском возрасте все малыши отличаются особой активностью, нужно очень внимательно относиться к поведению непоседы, чтобы не пропустить тревожных знаков

Проявлениями гиперактивности в большинстве случаев бывают неусидчивость, избыточная эмоциональная неуравновешенность, импульсивность малыша, невозможность долгой концентрации внимания. Поскольку в детском возрасте все малыши отличаются особой активностью, нужно очень внимательно относиться к поведению непоседы, чтобы не пропустить тревожных знаков.

Среди расстройств настроения выделяют несколько состояний, которые должны насторожить внимательных родителей:

  • Эйфория – постоянно и резко повышенное настроение, без особых на то причин. Ребенок в состоянии эйфории часто нетерпелив, импульсивен, стремится взять лидерство.
  • В случае дисфории у ребенка чаще будет доминировать злобное, тоскливое, угрюмое настроение, часто сопровождающееся недовольством, агрессивностью.
  • Депрессивное состояние крохи можно заподозрить по постоянно пассивному поведению и угнетенному эмоциональному фону. Малыш выглядит подавленным, не счастливым, грустным.
  • Тревожный синдром – состояние, которое проявляется в постоянном беспокойстве, переживаниях без особой причины, непоседливостью карапуза.

Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

«Мама, ты меня обязательно-обязательно забери»

Обычные слова детей утром в детском саду. Переживания ребенка связаны со страхом разлуки, страхом потерять мать. Специалисты говорят, что биологическая связь ребенка с матерью сохраняется до 9 лет с момента его рождения, а психологическая связь может не прерываться всю жизнь. Чем тревожнее мать, тем сильнее страх разлуки у ребенка.

Облегчить ситуацию поможет следующее поведение матери.

  1. Постарайтесь заранее поиграть в «разлуку». Пусть любимая игрушка будет ребенком, а ребенок — ее мамой. На этой модели можно проиграть все сложные моменты адаптации ребенка к детскому саду. Пусть ситуации будут разные, но заканчиваться они обязаны  хорошо.
  2. Не показывайте своих страхов и опасений по поводу пребывания ребенка в детском саду. Помните: чем спокойнее вы при разлуке, тем здоровее будет ребенок.
  3. Придерживайтесь   каких-либо   выработанных   совместно с ребенком правил (идти в детский сад с любимой игрушкой, посидеть 5 минут, обнявшись в раздевалке и пр.).
  4. Держите свое слово: если обещали забрать ребенка до обеда,  не  нарушайте  обещание, в  противном случае ребенок перестанет вам доверять и его страхи усугубятся.
  5. Обсудите  с  ребенком, чем  будете  заниматься, когда вернетесь за ним, — приятные ожидания улучшают эмоционально тяжелое состояние ребенка.

Ложечка за маму, ложечка за папу

Плохой аппетит может иметь психологические причины, которые следует искать еще в периоде грудного вскармливания малыша. Кормление грудью, как известно, — это не только удовлетворение потребности ребенка в пище, но и способ установления тесного эмоционального контакта матери с ребенком. Если ребенок желанен и любим, проблем с кормлением не возникает. Известны случаи, когда малыш отказывался от груди потому, что мать не ждала его появления.

Любые стрессы могут негативно повлиять на пищевое поведение ребенка. Развод родителей, разлука с матерью в раннем возрасте (ясли) и др. нередко приводят к резкому снижению у него аппетита. Нежелание ребенка есть может быть вызвано и хроническим стрессом.

И наконец, основная причина нарушения аппетита в раннем возрасте — насильственное кормление. Когда родители заставляют ребенка есть, в его организме не вырабатываются необходимые ферменты, и пища не усваивается должным образом. Таким образом, кормление по принципу «Ложечка за маму, ложечка за папу» наносит непоправимый вред не только психологическому состоянию ребенка, но и его соматическому здоровью.

Есть категория детей, которые принципиально отказываются от еды, впервые попав в дошкольное учреждение. Это типичная невротическая реакция ребенка на разлуку с матерью.

Правила для родителей при снижении аппетита у ребенка

Не заостряйте на данной проблеме внимание, перестаньте ее обсуждать с родственниками и знакомыми при ребенке.
Никогда не заставляйте ребенка есть.
Старайтесь готовить те блюда, которые ребенку нравятся.
Исключите из ежедневного рациона весь пищевой «мусор»: чипсы, кока-кола, чупа-чупсы и пр.
Старайтесь придерживаться определенного режима питания (примерно в одно и то же время).
Пытайтесь создать привлекательную обстановку во время приема пищи (красивая сервировка, наличие новых столовых приборов и пр.).
Исключите спешку и суету во время еды, не торопите ребенка.
Не бойтесь экспериментировать: практически любое блюдо можно разнообразить, добавив в него новые ингредиенты.
И конечно, если причина плохого аппетита у ребенка кроется в неблагоприятной эмоциональной обстановке, то постарайтесь либо устранить ее, либо смягчить.

Мифы об интеллекте

О развитии эмоционального интеллекта у детей и взрослых, а также умственных способностей говорят много. Проводятся сотни исследований, опытов, с помощью которых ученые открывают новые грани ума. Другая их цель – развеять ряд заблуждений:

Хороший врожденный интеллект не нужно развивать — это главный миф. Как сказано выше, время от времени на планете рождаются люди-гении, умственные способности которых превосходят ожидания. Но это редкость, поскольку природных даров мало. Здесь нужно учитывать влияние внешних факторов: воспитание, окружающая среда, условия жизни. Все они в совокупности помогли известным людям стать теми, кем мы их знаем.
Второе заблуждение затрагивает возраст. По мнению многих, развить интеллект у взрослого человека гораздо сложнее, чем у ребенка. Особенно это касается тех, кто не развивал способности в детстве. Думать так — более чем неправильно. Развитие интеллекта у взрослых возможно. Стать гением вряд ли получится. Однако повысить свои знания в какой-то одной или несколько областях точно удастся. Это не зависит от того, как проходило развитие ребенка в детстве.
Еще один миф говорит о том, что достаточно быть специалистом или даже гением лишь в одной области, не нужно получать знания во всех остальных. Не стоит так думать. Развитие интеллекта и памяти предполагает гармонию, общее расширение кругозора. В качестве наглядного примера можно привести математика, с легкостью решающего различные задачи и уравнения. Но он не может оценить действия нового знакомого. Или можно взять филолога, разбирающегося во всех тонкостях родного языка и литературы, но неспособного правильно подсчитать сдачу в магазине. Доказать ошибочность такого суждения можно на примере набора мышечной массы

Если спортсмен уделяет внимание развитию только одной группы мышц, он будет выглядеть нелепо. Красивый же рельеф – результат регулярной прокачки, развития всей мышечной системы в целом.

Интеллект как губка. Он впитывает всю поступающую в мозг информацию, постоянно требует новую «дозу». Поэтому не нужно думать, что взрослым развивать умственные способности не нужно. Лучше уделить время самообразованию.

Какой вы родитель?

Большинство родителей относятся к одной из двух категорий: тех, кто учит детей управлять своими чувствами, и тех, кто этого не делает.

Родителей, которые учат управлять эмоциями, психолог Джон Готтман называет «эмоциональными воспитателями». Подобно спортивным тренерам, они учат своих детей умению справляться со взлетами и падениями. Эти родители разрешают детям выражать свои отрицательные эмоции. Они принимают их как факт жизни и используют эмоциональные моменты, чтобы научить детей важным жизненным урокам и построить с ними более близкие отношения.

Среди родителей, которые не могут развить у своих детей эмоциональный интеллект, есть три типа:

1. Отвергающие — это те, кто не придает значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или считает пустяком.

2. Неодобряющие — это те, кто критикует своих детей за проявление отрицательных эмоций, может сделать выговор или даже за них наказать.

3. Невмешивающиеся — они принимают эмоции своих детей, сопереживают, но не предлагают пути решения и не устанавливают лимиты в поведении своих детей.

Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

Как определить уровень интеллекта у ребенка?

Эмоциональный интеллект – такой же навык, как и десятки прочих, а значит, степень его развития можно измерить с помощью психологических тестов. Мы расскажем о наиболее доступных и интересных для родителей и детей. Использовать большинство из них можно в домашних условиях и без обращения к специалисту.

Наблюдение

Безусловно, самым очевидным способом понять уровень EQ является наблюдение за подростком в различных ситуациях. Как он ведет себя, когда злится, когда обижается? Как решает конфликты? Умеет ли понять чувства и эмоции сверстников? Чувствует ли границы других людей и умеет ли отстаивать своим?

Наблюдая за ребенком в разных ситуациях, вы сможете оценить уровень эмоционального развития.

Тестовые методики

Тестирование – наиболее понятный метод оценки любых знаний и навыков, потому что отличается простотой проведения и последующего анализа. Существует готовый список вопросов или заданий, ключ, позволяющий оценить итоговый результат, а главное, использовать подобный метод можно несколько раз. Например, до прохождения специальных курсов или тренингов и после.

Наиболее подходящей для применения дома считается тест ЭмИн Д. Люсина, состоящий из 40-ка вопросов. Задача испытуемого: выбрать один ответ из четырех возможных. Правда рассчитана методика на детей постарше и взрослых, потому что необходимо самостоятельно уметь читать, да и сами вопросы требуют некоторой начитанности. Зато удастся выяснить, насколько хорошо человек понимает чужие эмоции и может ли управлять ими.

Методики дорисовывания

А этот способ, в отличие от предыдущего, подойдет для совсем маленьких детишек. Им предлагается взглянуть на картинки и дорисовать детали к ним таким образом, чтобы получился рисунок со смыслом. Для работы отводится всего 15 минут, а некоторые дети отличаются неусидчивостью, так что не лишним будет присутствовать рядом во время выполнения задания.

Как и любые творческие психологические тесты, методика дорисовывания неоднозначна в обработке информации. Но взрослый хотя бы сможет понять, ориентирован ли ребенок на мир людей и взаимоотношений с ними, или на мир вещей. В первом случае можно говорить о наличии эмоционального интеллекта в принципе, хотя возможно и не идеальном. Во втором, соответственно, о плохо развитом EQ.

Безусловно, если вы пришли к выводу, эмоциональная сферой вашего ребенка требует развития, идеальным вариантом является обращение к специалисту — психологу, который сможет точно оценить ситуацию и дать профессиональные советы.

Эмоциональное воздействие

Секрет воспитания дошкольника с помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребёнка, а направлять их в нужное русло.

Если малыш посещает детский сад, то его эмоциональное становление будет более эффективным, так как он будет находиться в обществе сверстников и вместе с ними постигать новое, учиться общаться с ними.

Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников нужно проводить в двух направлениях:

  • формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и пр.
  • формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребёнка осуществляется следующими средствами:

  • сюжетно-ролевые игры
  • психогимнастические игры
  • подвижные игры
  • коммуникативные игры
  • игры и задания на развитие произвольности
  • игры для развития воображения
  • игровые упражнения
  • мимические этюды
  • прослушивание музыки и обсуждение её
  • чтение сказок и рассказов
  • знакомство с живописью.

В ходе занятий малыш будет переживать разные эмоциональные состояния, будет пытаться говорить о том, что чувствует, познакомится с опытом таких же ребятишек, благодаря чему он станет лучше понимать себя и окружающих.

Почему важно уделять EQ особое внимание?

Как уже говорилось ранее, особенности развития эмоционального интеллекта у школьников обусловлено психофизиологическими процессами в организме. Когда твои гормоны постоянно меняются, а уровень стрессового воздействия зашкаливает, следить за эмоциями становится некогда. В результате ребенок просто плывет по течению, то и дело теряя эффективность обучения, создавая самому себе коммуникативные сложности. Проходят годы, но привычка поддаваться своим эмоциям и вместе с тем игнорировать чувства других людей остаются.

В результате перед нами предстает взрослый человек, не способный на эмпатию, не контролирующий свое поведение, не мотивированный на саморазвитие и самосовершенствование. Позволят ли подобные привычки стать достаточно конкурентоспособным в профессиональном сообществе? Дадут ли возможность найти крепкую дружбу, выстроить отношения с противоположным полом? Скорее всего нет

Вот почему так важно научить с детства обращать внимание на свои эмоции как можно раньше

Ситуация с плохоразвитым эмоциональным интеллектом также усугбляется повсеместной цифровизацией общества и интернет зависимостью. В этих условиях подросток все меньше взаимодействует вживую со сверстниками, предпочитая общаться через экран смартфона. Это приводит не только к отсутствию нормальной социализации, но и к неразвитости базовых элементов эмоционального интеллекта: понимание чувств и эмоций собеседника, своих чувств, умение искать компромиссы, договариваться.

Поэтому в современных условиях, родителям необходимо обратить особое внимание на гармоничную социализацию ребенка (подростка) и развитие EQ

«Мама, почему он дерется?»

Слово «агрессия» (от лат. aggression — нападение) — это разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. Агрессивность — черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье. 

Агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и пр.) имеет и положительные стороны: независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и др. К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Маленький ребенок бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками. Жесткая, авторитарная мать, чрезмерно критичная и требовательная и нередко использующая в процессе воспитания телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного. 

Родители, которые уделяют очень мало внимания активному неугомонному ребенку, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности. Во время агрессивных вспышек на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее учить его выплескивать агрессию социально приемлемым способом.

Как можно помочь агрессивному малышу

Прежде всего, такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.
Важно поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка, ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет агрессивности.
Необходимо предложить ребенку приемлемые способы выражения гнева и раздражения: поиграть в игру — кто громче кричит; поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной, стреляя в корабли противника из рогатки и пр.
Чаще рассказывайте ребенку о вашем детстве и трудных ситуациях, как вы справлялись с ними, что переживали, о победах и поражениях.
Говорите ребенку о своих чувствах, желаниях: «Мне неприятно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе» и пр.
Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой личности ребенка.
Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.
Поскольку агрессивные дети часто страдают мышечными зажимами, напряжены, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые позволяют сбросить мышечное напряжение.
Купите ребенку краски, которыми безвредно рисовать руками
Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.. Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь

Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое  состояние. Эмоции, загнанные  внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу

Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь. Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое  состояние. Эмоции, загнанные  внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: