Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе воспитателя первой и второй младших групп детского сада

Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе воспитателя первой и второй младших групп детского сада

Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет

Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру

В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов

В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей

Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ

Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:

  • развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ);
  • обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике);
  • воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения);
  • развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым);
  • даёт физические нагрузки, развивает координацию движений;
  • воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).

    Театрализованные игры в первой младшей группе помогают ребятам научиться сотрудничеству

Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:

обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный); активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его); развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»); повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение); тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу); эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию); развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников). Театрализованные игры помогают задействовать одновременно многих малышей

Принципы проведения игр

Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет

Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:

разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений); включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках); минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например); раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности); создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу)

Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника

Занятия

Примечательно, что занятия театральной практикой помогают развивать способности и интересы малышей. Вообще они положительно влияют на общее развитие, проявляют любознательность, помогают усваивать свежую информацию и способы действия, активируют стремление к познанию нового, развивают ассоциативное мышление.

А театрализованная деятельность в младшей группе детского сада помогает малышам стать настойчивее и целеустремлённее, проявить общий интеллект и эмоции на репетициях. Кроме того, театральные занятия требуют от детишек систематичности в работе, трудолюбия, решительности, что великолепно формирует волевые линии характера.

У ребятишек развивается смекалка, умение комбинирования образов, интуиция и изобретательность, способность импровизации. Театр и частые выступления перед зрителями на сцене реализуют творческие силы и духовные потребности малышей, раскрепощают и повышают самооценку.

На занятиях ребёнок постоянно чередует функции исполнителя и зрителя. Это помогает ему демонстрировать перед товарищами свою позицию, умения, фантазию и знания.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Значительное развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми происходит в этот период времени. Дети способны общаться на уровне взрослых. Если раньше все общение строилось вокруг происходящих в данный момент событий, например вокруг игрового процесса, то сейчас дети развивают способность к внеситуативному общению.

Например, они рассказывают о том, что с ними происходило в течении дня, рассказывают о своих предпочтениях или обсуждают поступки и качества других людей. Общение происходит отдельно от игры. Может получиться так, что дети просто разговаривают друг с другом и ничем в этот момент больше не занимаются. Проходит период обид и негативизма.

Наступает время дружелюбного отношения к окружающим и эмоциональной привязанности к ним. Сейчас дети умеют сочувствовать людям. На смену яркому соперничеству приходит желание помогать друзьям даже если это противоречит правилам игры. Интерес к другим проявляется также и в том, что дети сейчас не только рассказывают о себе и делятся своими историями, но начинают задавать вопросы, искренне интересуются тем, как у других идут дела, что им нравится и чем бы они хотели заняться. Ближе к шести годам появляется желание делиться и делать подарки.

Важно, чтобы родители поддерживали эти правильные инициативы и подавали детям в этом хороший пример. Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно

В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу

Возрастные этапы становления социальной личности у ребенка проявляются в этом возрасте особенно интенсивно. В садике начинают появляться группы по интересам. Дети начинают по-разному относится к разным сверстникам, выделяя среди них тех, кто наиболее близок им по характеру. Часто происходят разногласия по поводу того, кто с кем дружит или водится. Если ребенка не приняли в ту кампанию, куда ему хотелось бы, он может очень переживать по этому поводу.

Родителям важно научиться это определять и помогать эмоционально переживать эту проблему. Именно сейчас наступила пора стать для ребенка тем, кому можно рассказать о своих переживаниях и получить сочувствие

Конечно, каждый ребенок – это индивидуальная личность. И не все дети развиваются одинаково быстро и одинаково хорошо. Некоторые свойства личности могут начинать проявляться раньше, некоторые – позднее. Однако общее понимание какие этапы развития присущи ребенку, способствует тому, что родители могут правильно понимать происходящие изменения в поведении своего ребенка, лучше будут понимать его чувства и возможности. Это поможет своевременно и грамотно оказать необходимую помощь и поспособствует становлению здоровых взаимоотношений между родителями и детьми.

Игры для познавательного развития детей второй младшей группы

Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:

  • развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;
  • формирование навыков познавательной деятельности;
  • формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними;
  • ознакомление с понятиями «Отечество», «родина», основными социокультурными ценностями и традициями своего народа.

Игра «В лес за грибами»

Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».

Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.

— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).

— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).

Педагог должен спросить каждого ребенка.

— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).

Игра «Упакуй подарок»

Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

Игра «Что где растет»

Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.  

Драматизация, режиссерские игры: их виды во 2 в младшей группе

Необходимо открыть ребятам разные формы спектаклей. Существует 6 разновидностей театрализованной деятельности в ДОУ:

  • театр живых кукол (участвуют дети в масках);
  • верховой театр (в представлении используют кукол, которыми играют из-за ширмы);
  • настольный театр (малыши возятся с фигурами из бумаги или природного сырья);
  • стендовый театр (теневой, «театральный» фланелеграф);
  • театр на руке (персонажи в нем надеты на пальцы в виде перчатки или отдельных тканевых кукол);
  • драматизация (тематические инсценировки «Семья», «Продавец и посетитель»).

Важно! На одном уроке можно объединить несколько разновидностей

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Этот возраст является трудным для родителей и их малыша. Потому что в этот период происходит первый кризис личности человека. Родители наблюдают резкую перестройку характера и личности ребенка. Этот период некоторые называют периодом «Я сам». К чему нужно быть готовыми родителям?

Возрастные личностные этапы детей в этот период: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Все эти негативные проявления личности в конце концов рождают в ребенке осознание того, что он является отдельной самостоятельной личностью, имеющей собственные взгляды и желания

Для того, чтобы избежать многих острых углов и позволить ребенку гармонично развиваться, важно поддерживать его инициативу быть самостоятельным. Появляется интерес к таким занятиям, как конструирование, лепка и рисование

Ребенок начинает самостоятельно давать оценку событиям и поведению людей. Он сам пытается отличать хорошее от плохого.

В этот период развития важно осознавать, что этапы проявления негативных свойств личности ребенка вовсе не значат, что он становится плохим и невоспитанным. Не следует строго наказывать его каждый раз за некорректное поведение

Сейчас намного важнее избежать ситуаций, которые бы сформировали постоянное чувство вины и связанные с этим комплексы. От родителей ожидается настоящее мастерство, которое поможет не поощрять плохое поведение, но в то же время не нарушит психику малыша.

Игры и забавы в детском саду для детей 3-5 лет

Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности игры со сверстниками Задачи: 1. вызывать у детей дошкольного возраста интерес к коллективным играм 2. формировать у детей положительный настрой и желание играть в совместные игры 3. воспитывать доброжелательное отношение в игре со сверстниками 4. развивать познавательную и речевую активность детей по средствам игры Предисловие В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. Уважаемые педагоги предлагаю Вашему вниманию свои авторские игры для детей. Надеюсь, материал будет полезен и востребован в работе. Игра №1: «Топ-топ-топ» для детей 3-5 лет

В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Правила игры: — Дети встают рядом с воспитателем образуют малый круг. — Слова для игры произносят хором, ритмично, с добавлением движений по смыслу текста (при разучивании игры потребуется показ воспитателя)

Слова для игры: Раз – Два! Три – Четыре! (дети делают 4 шага назад) Круг мы сделаем пошире(образуется большой круг, не держась за руки) Другу рядом улыбнемся(повернуться и улыбнуться) Крепко за руки возьмемся.(Взяться за руки) Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в правую сторону) Остановка у ворот.(остановились и стоим на месте) Значит, будет поворот.(поворот в левую сторону) Повернулись дети дружно! Продолжать движения нужно. Шаг за шагом мы пойдём Свои ножки разомнём. Топ – топ – топ! Идут ребята Топ – топ – топ! Идут куда-то.(выполняются ритмичные шаги в левую сторону) Мимо речки и озер. Мимо леса, мимо гор. Всё идут, шагают ноги. Стоп – стоп – стоп. Конец дороги.(остановились и стоим на месте) Мы пришли! Встречайте нас.(повернуться лицом в круг, протянуть 2 руки вперед) И похлопайте 5 раз.(Хлопаем в ладоши) Игра № 2: «Змейка» для детей 3-5 лет

Игра проводится на улице во время прогулки.Атрибуты для игры: — Нарисованная желтым мелом (краской) на асфальте змейка и 5-6 разноцветных кругов (мячей) Правила игры: -Дети выстраиваются друг за другом в линию — Произносят хором закличку на игру Закличка на игру: Змейка в мячики играла Так играла, что устала. Прилегла бедняжка в тень И ползти ей дальше лень.

Слова для игры (произносит воспитатель) Раз, два, три, четыре, пять Приглашаю поиграть. Мы отправимся с тобой По дорожке по кривой. (бег по змейке друг за другом) Ты дружочек не робей. Ты вперед беги скорей. Ручки за спиною спрячь Прыгни ножками на мяч.(прыжки на 2-х ногах) Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Мы умеем побеждать. Чемпионам УРА! Продолжается игра.(Дети, пробежавшие весь путь возвращается в конец хвоста змейки и при желании проходят ещё раз) Игра может продолжаться до сохранения интереса детей.Рекомендации: Второй игрок начинает движение только после того как первый игрок добежит до середины змейки. Игра №3: «Кошки – Мышки» для детей 3-5 лет

В данную игру можно играть с детьми младшего дошкольного возраста, как в группе, так и на улице.Атрибут для игры: — Маска кота Действующие лица: Кот – ребенок Мышки — дети

Правила игры: — Ребенок – кот сидит на стуле (в кустах) — Дети – мыши убегают от кота Слова для игры: Погулять решили мышки Непоседы – шалунишки. (Дети-мыши на цыпочках выходят гулять) Вот бегут они по травке Вжик – Вжик – Вжик(бегают в рассыпную) Перепрыгнули канавку(прыгают на 2-х ногах) Прыг – Прыг – Прыг Вдруг раздался страшный звук(Воспитатель стучит палкой по стулу, на котором сидит кот) А сердечко ТУК – ТУК – ТУК Притаился в кустах котик И раскрыл зубастый ротик. Мыши будет Вам беда Разбегайтесь кто куда…(Кот начинает ловить мышей, стараясь осалить их по плечу. Мыши убегают)

Напутствие от автора:

В нашем мире много игр, развлечений и затей. Никогда скучать не стоит Вам в компании друзей!

Рекомендуем посмотреть:

Игры в воде для второй младшей группы. Картотека Игра-забава «Петухи» для младшей группы Потешка «Цыплята» для игр с детьми младшей группы Музыкальные игры для младшей группы детского сада

Раскраски для детей «Домашние питомцы»

Что такое развивающие игры для дошкольников

Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Дидактические игры в младшей группе. Картотека

Игры с песком в младшей группе

Картотека театрализованных игр

Представленная картотека включает игры на основе сказок, потешки и простого подражания животному.

Карточка 1 «Репка»

Цели: прочитать ребятам сказку; научить внимательно слушать историю, распределять изображения на фланелеграфе.

План игры:

  1. Дети вытягивают из мешочка свои роли.
  2. Воспитатель читает текст. При появлении нового персонажа, тянущего репку, преподаватель приглашает соответствующего малыша поставить картингу героя на фланелеграф.
  3. Рефлексия.

Используется: фланелеграф.

Карточка 2 «Колобок»

Цели: формировать интерес к театру; развивать умение воспринимать сюжет с опорой на картинки; обогащать словарь прилагательными-характеристиками животных (круглый, рыжая).

Ход игры:

  1. Первое задание для ребят— разрисовать ложки лицами героев. Это делают на занятии по рисованию. Второе задание — выучить свои роли.
  2. Далее разыгрывают сюжет «Колобка».
  3. Обобщение материала.

Используется: набор разрисованных ложек.

Ложковый театр в детском театральном кружке

Карточка 3. Потешка «Огуречик»

Огуречик, ты постой,

к мышке не иди домой,

не иди к ней в гости,

отгрызет твой хвостик!

Цели: учить малышей рассказывать потешку; запоминать ласковые обращения (огуречик, хвостик); развивать внимание; расширять словарь; воспитывать осторожность. Рекомендуется театрализация потешки (адаптация для театра). Если использовать маски огуречиков и мышки, можно на основе произведения осуществить инсценировку

Если использовать маски огуречиков и мышки, можно на основе произведения осуществить инсценировку

Если использовать маски огуречиков и мышки, можно на основе произведения осуществить инсценировку

Рекомендуется театрализация потешки (адаптация для театра). Если использовать маски огуречиков и мышки, можно на основе произведения осуществить инсценировку.

Ход игры:

  1. Первый раз учитель сам выразительно озвучивает потешку.
  2. Далее ее повторяют вместе с детьми.
  3. Рефлексия.

Используют: маски, иллюстрации.

Карточка 4 «Зайка серенький»

Цели: развивать навык изучать объекты на ощупь; совершенствовать умение подражать поведению персонажа, его мимике; воспитывать исполнительность (дети послушно сразу повторяют действия), взаимоуважение.

Ход игры:

  1. Чтобы развивать инициативность малышей, можно предложить им самостоятельно подобрать сказку для театрализации.
  2. Педагог с детьми рассматривают игрушку зайчика, изучают на ощупь. Называют части его тела.
  3. Обсуждают повадки зайца, имитируя его движения (как шевелит ушками, прыгает, греет лапки). Беседу стоит прописать в конспекте.
  4. Подведение итогов.

Используют: маски зайцев, игрушку.

Ребята мастерски играют зайчиков

Руководство театрализованной деятельностью предусматривает скрупулезную подготовительную работу. Занятия нацелены развивать артистизм детей: владение языком тела, интонациями, способность сопереживать

Это важно для формирования малышей и первой, и второй младшей группы

Программные задачи

Программа по театрализованной деятельности в детском саду включает в себя создание спектаклей. Работа над произведениями базируется на авторских пьесах, которые знакомят ребятишек со сказкой.

Программа выполняет такие задачи:

Активизирует познавательный интерес малышей.
Развивает зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление.
Ликвидирует скованность и зажатость.
Формирует умение беспрепятственно реагировать на команду либо музыкальный сигнал.
Учит координировать свои поступки с другими малышами.
Воспитывает контактность и дружелюбие в отношениях с ровесниками.
Учит импровизировать на темы знакомых сказок драматизаций-игр.
Совершенствует координацию движений и чувство ритма.
Развивает музыкальность и пластику.
Развивает умение равномерно размещаться на сценической площадке и двигаться по ней, не толкая друг друга.
Развивает речевое дыхание и верную артикуляцию.
Развивает дикцию на материале стихов и скороговорок.
Обязывает чётко произносить согласные в конце слова.
Пополняет словарный запас.
Учит находить слова, которые соответствуют заданным признакам.
Учит владеть интонациями, отображающими важнейшие чувства.
Знакомит с создателями спектакля.
Знакомит с театральной терминологией.
Знакомит с устройством сцены и зрительного зала.
Воспитывает культуру поведения в театре.

В результате такого обучения дети приобретают следующие навыки и умения:

  • Малыши учатся действовать согласованно.
  • Умеют с некоторых групп мышц напряжение снимать.
  • Запоминают необходимые позы.
  • Описывают и запоминают внешний вид любого малыша.
  • Знают около восьми артикуляционных уроков.
  • Умеют выполнять длинный вдох одновременно с незаметным коротким вздохом.
  • Рассказывают в разных темпах скороговорки.
  • Умеют произносить скороговорку с различными интонациями.
  • Способны строить простейший диалог.
  • Умеют с заданными словами составлять предложения.

Базовые направления работы с малышами

Известно, что театральной игрой называют исторически установившееся общественное явление, независимый вид деятельности, присущий человеку.

А что же такое ритмопластика? Она состоит из комплексных музыкальных, ритмических, пластических игр и упражнений, необходимых для обеспечения развития врождённых психомоторных дарований ребят, выразительности и свободы телодвижений, открытия ощущения согласия своего тела с окружающей средой.

А вот техника речи и культура являются особым разделом, который соединяет упражнения и игры, развивающие дыхание и свободу речевого механизма.

Что такое базовая театральная культура? Это раздел, который знакомит малышей с простыми понятиями, квалификационной терминологией артистов (характерные черты и типы театрального искусства, культура зрителя, основы актёрской профессии).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: