Особенности речевого развития
Особенностью развития речевого аппарата ребенка на данном этапе является его сильное восприятие к языку, его звукам и смысловому назначению. Речь уже становится более осознанной, но при этом продолжает быть неустойчивой, закреплена недостаточно, является кратковременной.
Общаясь со взрослым, ребенок вступает в фазу познания окружающего мира. Он задает все больше вопросов «что?» да «почему? и стремится получить на них максимально развернутые и понятные ответы. Если ранее речь носила только конкретно-ситуативный характер т.е. применялась к данной ситуации, процессу, то теперь она становится более свободной – контекстной.
Количество слов и фраз ребенка постоянно расширяется, активно используются грамматические категории. Конечно, многие слова, фразы произносятся неверно. Может быть нарушено звуковое произношение или грамматическое строение – род, пол, число, время, но в целом речь является достаточно полной и понятной.
Ответственность родителей за развитие детей дошкольного возраста
Обязанность каждого родителя – приложить максимум усилий для успешного дошкольного развития детей и сделать всё возможное для того, чтобы дошкольник получал именно в эти годы как можно больше знаний и навыков. Будущее ребёнка начинает формироваться не в старших классах школы, как многие ошибочно считают, а именно с азов и знаний, заложенных в самом раннем возрасте.
Что же делать, если плотный рабочий график родителей не позволяет проводить много времени с сыном или дочерью, а уж тем более заниматься с ним и осваивать что-то новое по несколько часов каждый день? На помощь приходят детские дошкольные учреждения и специальные центры, в которых работают профессиональные педагоги, психологи и другие специалисты. Они делают все возможное для того, чтобы подготовить ребёнка к школе, в которой он будет чувствовать себя комфортно.
Развитие детей младшего дошкольного возраста
Когда ребёнок перестает быть покладистым нежным созданием, становится упорным, нетерпеливым, начинает отстаивать свои права и выдвигать свои требования – вот тогда наступает переходный или можно сказать первый переломный период для ребёнка. Это заметно примерно в возрасте у малышей-трехлеток. Теперь взаимоотношения между ребёнком и взрослым требуют видоизменения. Ребёнку необходима большая самостоятельность и требуется обогащение его деятельности и речи новым содержанием.
В отношении взрослых уже выдвигаются, со стороны ребёнка, жесткие требования: — «Я сам сделаю». Поэтому главное, чтобы взрослые не подавили в ребёнке самостоятельность, стремление и веру в себя, не критиковали неуклюжесть или неумелость и не лишали возможности ребёнку самостоятельно развивать собственные способности.
Ребёнка всесторонне нужно поддерживать в периоды проявления самостоятельности. Младшие дошкольники крайне нуждаются в поддержке взрослых и воспитателей. Ребёнок, глядя на взрослых, копирует их речь, действия и поведение, стремится выполнить самостоятельно те же действия, что и взрослые по мере развития навыков и умений.
Чем старше ребёнок, тем больше у него созревает вопросов к взрослым, тем самым он расширяет речь и свои познавательные способности, и эта активность должна только поощряться взрослыми. Взрослый должен показывать, рассказывать и описывать действия по каждому предмету разговора. Со временем ребёнок учится общаться и делиться радостью и эмоциями как со взрослыми, так и со сверстниками.
Чтобы ребенок научился проявлять чувства и интересоваться другими людьми, ему нужно приобрести умения передавать свои чувства и эмоции близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.
Как приучать к самостоятельности
В психологии воспитания детей до 3 лет выделяют необходимость развития первичной самостоятельности. Чем ближе кризис 3 лет, тем важнее для малыша осознавать себя отдельной личностью. Он должен понимать, что некоторые действия становятся только его обязанностью, родители не будут выполнять их за него.
Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый. Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку. Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой. Чтобы научить его правильно выбирать столовые приборы, нужно реагировать мягко, терпеливо. Достаточно просто показать ему, как пользоваться ложкой. Через некоторое время он сам поймет, что ложкой есть суп удобнее.
Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно. Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку. Такие дети выделяются на фоне сверстников: пока другие дети пытаются застегнуть пуговицы или надеть ботинки, не самостоятельный малыш будет ждать помощи взрослых.
Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.
Принципы воспитания детей младшего возраста
Ибука считает, что главное правило, которому нужно следовать при обучении двух- и трехлетних детей, — это стимулирование и порядок. Интерес — лучшая мотивация к действию. Принуждение — худший способ обучения. Например, когда у ребенка появляется интерес к стирке, он делает большие успехи за короткое время и иногда превосходит все ожидания учителя.
Главная задача родителя, пытающегося научить ребенка чему-либо, — создать интерес. Вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше пробудить его интерес к цифрам. Вместо того чтобы учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма.
Чтобы пробудить этот интерес, важно создать подходящие условия. Чтобы ребенок захотел рисовать, имейте рядом много карандашей и бумаги
Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было внушение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.
Детский психолог Сеймиро Аоки специально изучал формирование у ребенка таких понятий, как «хорошо» и «плохо», и пришел к выводу, что «хорошо» для ребенка — это то, что интересно и увлекательно. Такая ассоциация понятий «хорошо» и «приятно» характерна только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и вот он уже считает, что это «хорошо», когда его хвалят. Если он выполняет задание и его хвалят за это, он считает, что поступил правильно. Напротив, если его ругают или наказывают, это означает, что он сделал что-то плохое. Неприятные чувства ассоциируются с понятием «плохой».
Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо эффективнее было бы дать ему приятные эмоции, когда он делает что-то правильно, и неприятные, когда он делает что-то неправильно. Навыки ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно родители используют похвалу и порицание.
Интерес — лучший стимулятор. Но интерес ребенка к какой-либо вещи вскоре пропадает, потому что его любопытство безгранично. Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где ему никто не нужен. Но, как правило, он все равно нуждается в помощи взрослого. Часто это зависит от того, насколько быстро взрослый замечает и реагирует на интерес ребенка, сохраняется ли он, перерастает ли в нечто серьезное или быстро угасает
Поэтому очень важно не пропустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут перерасти в навыки, но у него должен быть шанс развить их
Важной предпосылкой для любого значительного достижения является интуиция. Оно пересекается со всеми пятью чувствами, что делает его самым старым и самым основным чувством
Ребенок до 3 лет очень близок к животному: он еще не может мыслить логически и полагается на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, а не подавлять их, обучая его навыкам и пытаясь воздействовать на них логикой и разумом. Более того, поскольку интуиция — это совокупность всех пяти чувств, ее развитие также обостряет все чувства.
Ибука считает, что карандаши необходимо давать ребенку как можно раньше. В возрасте около 1 года малыш начинает рвать книги, игрушки, что приводит мать в отчаяние. То есть ребенок вступает в стадию самоутверждения
Важно разумно направлять действия ребенка, ведь от этого зависит его будущая способность что-то создавать. Все, что ребенок делает руками — рисует, выбрасывает игрушки, рвет бумагу, — развивает его интеллект и творческие задачи
Если родители будут останавливать своего ребенка каждую минуту, они все равно будут препятствовать развитию его творческих талантов. Когда детям предлагают для рисования только листы бумаги стандартного размера, они бессознательно усваивают идею, что все рисунки должны быть только такого размера и что именно этого хотят от них родители.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Технология обучения детей с признаками одаренности
- Условия формирования правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Технологии активных и интерактивных методов обучения праву
- Особенности воспитания единственного ребенка в семье
- Специфика деятельности педагога, работающего с детьми с ОВЗ
- Самосознание педагога
- Вариативные формы дошкольного образования
- Подходы к дефиниции педагогических принципов
- Сетевое взаимодействие в образовательном пространстве
- Воспитательный план работы кружка
Сложности с речевым развитием: как определить
Все дети разные: кто-то к трем годам строит предложения, а кто-то использует небольшое количество слов. Любые нормы развития условны, речевые навыки напрямую зависят от темперамента ребенка и его потребностей. Некоторым детям достаточно назвать предмет, чтобы получить его, поэтому они не используют сложные конструкции.
Иногда можно самостоятельно определить, что у ребенка задержка в развитии речи по ряду признаков. Некоторые из них очевидны:
- Сильно ограниченное количество используемых слов.
- Ребенку трудно ответить на простые вопросы.
- Ему сложно повторить за взрослым предложение из 4—5 слов.
- При произношении некоторых звуков заметно напрягается часть лица.
- Частая замена слогов и звуков в словах.
- Малыш не понимает смысла стишков, сказок.
- Ему трудно даются интеллектуальные игры, соответствующие возрасту. Например, не получается собрать кубики или картинки, где более 4 частей.
- Ребенок говорит слишком быстро.
- Ребенок отказывается говорить.
Причинами отставания в развитии могут быть как физические особенности, так и недостаток внимания со стороны родителей. Во втором случае это легко исправить. Существует масса развивающих игр, упражнений, стихов. В любом случае, ребенка нужно показать логопеду и неврологу, чтобы выяснить, нет ли дефектов строения речевого аппарата или проблем головного мозга.
Развиваем речь по картинкам
С младшими дошкольниками полезно заниматься развитием речи по картинкам. Дома необходимо иметь несколько комплектов развивающих карточек по разным тематикам, а также красочные иллюстрированные детские книги.
Метод 1. Звукоподражание. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц, покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и ответить, кому принадлежат звуки.
Метод 2. Обогащение словарного запаса. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша:
- Какого цвета?
- Кто какой? (сравнения и противоположности)
- Кто чья мама?
Детям трёх-четырёх лет уже можно предлагать составлять небольшие рассказы по картинкам или знакомые сказки.
Среда для развития речи
Для успешного речевого развития малыша нужно создать условия, которые способствовали бы формированию хороших речевых навыков. Такие условия могут быть созданы как в дошкольном учреждении, так и в семье. Развивающая среда обеспечит разные виды активности младшего дошкольника (речевой, умственной, физической и игровой) и будет успешно формировать его самостоятельную речевую деятельность.
Итак, что нужно сделать, чтобы создать дома уютную обстановку, насыщенную разнообразными развивающими игровыми и образовательными материалами?
- Дома должны быть созданы условия для самостоятельной деятельности малыша — для игры, познания, движения, изображения.
- Предметы в комнате ребёнка должны подходить возрасту малыша, соответствовать его интересам и потребностям.
- Дома должно быть организовано общение ребёнка с взрослыми.
- Родители должны содействовать организации контактов малыша со сверстниками.
- Мама и папа должны предлагать ребёнку книги, картинки, игрушки, предметы для самостоятельного изучения их с целью углубления знаний об окружающем их мире.
- Можно организовать «уголок» интересных вещей с дидактическими материалами, побуждающими к речевой активности.
- Родители должны не только активно общаться с ребёнком, называя все действия, но и читать и заниматься в направлении развития речи.
Таким образом, хорошо подготовленная развивающая среда будет способствовать формированию речевых навыков младших дошкольников, обеспечит их самостоятельное естественное речевое развитие.
Сенсорное развитие и формирование познавательных процессов
Дети с 3-х лет начинают осваивать сенсорные эталоны в процессе предметной деятельности. Они знакомятся с геометрическими фигурами, прежде всего, кругом и квадратом. Получают представление о форме, величине, цвете. Только начиная с младшего дошкольного возраста, ребенок осознает соотношение больше-меньше.
Базовым познавательным процессом для детей этого возраста является восприятие. Ребенок обследует предмет на ощупь, рассматривает его со всех сторон, пытается применить по назначению или в ином качестве. Благодаря восприятию дети накапливают образы предметов, открывают для себя их свойства. Мячик оказывается мягким и прыгучим, чашка – твердая и бьющаяся…
Все процессы характеризуются непроизвольностью
Малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало, осмысливают только то, с чем взаимодействуют
Важно стимулировать развитие внимания, чему помогают специальные игры
В этом возрасте развивается наглядно-действенное мышление и только к 5-ти годам его постепенно вытеснит наглядно-образное. Соответственно, дальнейший перечень того, что должен уметь ребенок в 5 лет, значительно увеличится.
Гуляем и разговариваем
Развивать речь младших дошкольников можно на прогулках. Такие «занятия» очень естественны, приносят малышам множество впечатлений, способствуют познанию мира. Гуляя, малыш начнёт задавать массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов. А родителям лишь остаётся всего лишь пообщаться с ребёнком, расширив его словарный запас, обогатив его познания. Так ребёнок узнает новые слова и понятия, которые скоро станут обязательными в его повседневной речи. Не бойтесь, что кроха вас не поймёт. В эти ценные моменты общения малыш слушает и учится воспринимать родную речь.
- описывать всё, что окружает вас
- поддерживать интерес малыша к тому, что вокруг происходит
- использовать разные части речи для называния предметов, их признаков и действий
- и интонационно богато, спокойным тоном.
Специфика развития познавательной сферы
На данном этапе процесс познания и его развитие характеризуется активным восприятием ребенком окружающего мира, его процессов и явлений. В основном оно реализуется за счет ощущений. Он знает и понимает предназначение вещей и предметов и применяет их в быту, игре, общении.
Начиная с трехлетнего возраста, а бывает и раньше, ребенку уже недостаточно просто наблюдать за объектами и процессами окружающего мира. Он стремится все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Вопросы касаемо предметов и процессов задаются им взрослым непрерывно. Они не заканчиваются. Объяснение одного процесса влечет за собой новый перечень вопросов. Жажда познания находится в активной фазе.
Можно выделить основные свойства познавательного процесса этого периода:
Развитие образов памяти. Ребенок запоминает уже несколько слов и названий, причем осознает их и применяет в нужный момент. В четыре года уже развиваются навыки заучивания небольших стихотворений или их частей;
Развитие способностей оценивания предметов. Дети в этом возрасте вполне могут выделить какие-то признаки предмета, сравнить его с другими аналогичными;
Формирование краткосрочной конструктивной деятельности. сосредоточиться на одном процессе длительное время ребенку пока не удается
Он может заниматься тем, что ему нравится в течение пяти минут, а затем деятельность необходимо сменить;
Внимание ребенка является непроизвольным;
Ребенок знает какими свойствами обладают предметы, может их выделить, а также знает назначение различных предметов и объектов, их полезность для окружающего мира.
Дошкольный возраст
Дошкольники – это дети от 3 до 6–7 лет. В этом возрасте ребенок начинает считать себя взрослым, у него появляются новые интересы, потребности. Развиваются мышление, речь, сложные навыки (катание на коньках, велосипеде). У дошкольников хорошая память: они легко пересказывают тексты, запоминают стихи, усваивают иностранные языки.
Психологические особенности детей на этом этапе зависят больше от воспитания, чем от природных задатков. Физическое и психическое развитие дошкольников идет неравномерными, но очень быстрыми темпами. Разница в полгода-год настолько ощутима, что детей 1,5 и 2 лет уже сложно назвать ровесниками: у них совершенно разные возможности, навыки, интересы. Вот почему дошкольные периоды принято разделять на несколько отдельных этапов (с разницей в год).
Младший
В 3–4 года ребенок уже осознает себя как личность, отдельно от матери. У него развивается самостоятельность, что проявляется в желании делать все по-своему (кризис трехлеток: «Я сам»). Малыши упрямы, своевольны, стараются отстоять желаемое любой ценой, вплоть до истерик на публике
Очень важно подавать трехлетке пример своим поведением, уделять ему больше внимания и времени
В игровом процессе дети учатся отстаивать свои интересы, очень ревностно относятся к сверстникам. У ребенка расширяется словарный запас, речь совершенствуется.
Особенности младших дошкольников:
стремятся к самостоятельности;
умеют произвольно управлять памятью и вниманием;
экспериментируют с предметами;
запоминают имена, названия предметов, частей тела;
знают около 1500–2000 слов.
Средний
К 4–5 годам малыши преодолевают новый кризис. Бунт проходит, ребенок становится покладистее. Это период «относительного затишья». Дети начинают сопереживают окружающим, стараются понять их чувства.
Пятилетки очень любознательны. У них проявляются творческие способности к рисованию, музыке, интерес к спорту. Развивается воображение, что часто приводит к возникновению страхов (темноты, одиночества, чужих людей или вымышленного персонажа).
Особенности детей 4–5 лет:
- умение сопереживать;
- понимание чужих эмоций;
- буйная фантазия;
- интерес к творчеству;
- осознание половых различий.
Старший
Для возраста 5–6 лет характерно активное физическое развитие. Сюжетно-ролевые игры заменяются играми по правилам. Контроль за действиями друг друга перетекает в самоконтроль. Так дошкольники начинают понимать механизмы управления своим и чужим поведением.
Речь шестилеток более осмысленна, у них формируется правильное произношение. Активный запас слов увеличивается. Очень стремительно у старших дошкольников развиваются творческое мышление и воображение. Часто это сопровождается усилением страхов, появляется боязнь смерти.
Возрастные особенности дошкольников 5–6 лет:
- самоконтроль (исчезает импульсивность поведения);
- большой словарный запас из 3500–4000 слов;
- ориентировка на одобрение/неудовольствие взрослого;
- готовность к школе.
Возрастные нормы развития речи в 2—3 года
Каждому возрасту соответствует свой словарный запас, определенные умения в произношении, степень понимания речи других людей. Так, первые слова малыш лепечет в возрасте около года. Сначала они невнятные, но со временем все больше обретают четкость
К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша
Нормы речи у детей 2—3 лет:
- Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
- Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
- Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
- В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
- Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
- Малыш понимает обращение к нему взрослого.
- Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
- Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
- Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.
Общение с родителями и близкими — это основной источник информации для ребенка. Он неосознанно копирует тех, с кем находится рядом.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста
На этапе развития в возрасте до 7 лет у ребенка складывается характер, привычки, особенности, способности. В самом начале малыш изучает предметы на цвет, фактуру, даже на вкус, учится ходить и говорить, выполняет простые движения руками.
Затем, начиная с 3-х лет, наступает младший период дошкольного возраста. В этот момент у крохи формируется свое мнение, отношение окружающих к нему, оттачивается мелкая моторика.
От 4 до 5 лет (средний период) закладывается характер малыша, формируется понимание своей личности, отмечается фаза мыслительной активности.
В возрасте от 5 до 7 (старший период) дети способны понимать и управлять эмоциями, выполнять свои обязанности, готовы к обучению.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста выражаются в индивидуальном подходе на каждом этапе взросления конкретному ребенку.
Родители часто задают себе вопросы: Быть строгим или мягким? Оказывать давление или стать другом? Какие чувства развить: доброту или холодную расчетливость?
Все эти вопросы очень важны и конкретный ответ на них нигде не найти. Воспитывая крохи, мы (мамы и папы) оказываем влияние на формирование личности путем своего поведения, сказанных фраз, выполненных (или нет) обещаний, необдуманных поступков и прочее. Родитель является главным примером для подражания и эталоном правильного поведения.
Поэтому необходимо следить за словами и действиями, а иногда и пересмотреть. Мамам и папам необходимо понимать, что воспитание дошкольников должно быть направлено на становление полноценной личности. Существуют два принципа воспитания детей дошкольного возраста: тоталитарный и гуманистический.
Под тоталитарным принципом воспитания подразумевают подготовку человека социально ориентированного, причем мнение коллектива играет главную роль.
На смену тоталитарному режиму воспитания пришел гуманистический. По такому принципу происходит воспитание человека как личность, независимо от внешних факторов.
Подросшему малышу, выросшему по такому принципу, проще войти в общество и оставаться индивидуальностью.
Главными целями развития детей дошкольного возраста являются:
- рост физических способностей малыша, приучение к здоровому образу жизни;
- становление духовно развитых, нравственных личностей;
- интеллектуальное и познавательное формирование малыша.
Цель должна быть визуализирована, конечный результат должен соответствовать требованиям личности в обществе.
Чтобы достигнуть цели, необходимо выполнять ряд задач.
Например для физического роста родителям нужно создать условия для занятия физическими упражнениями, с малого возраста приучать малыша к закаливанию и правильному питанию. Конечно же, индивидуальных подход по физическим и психическим показателям, а также личный пример родителей сыграет не маловажную роль.
Для достижения положительных результатов в духовном развитии, родителям следует показывать и объяснять малышу о нравственных нормах поведения в обществе, собственной значимости, уважении к окружающим и тому подобное. Задачами для интеллектуально — познавательного развития можно выделить следующие: развитие мелкой и крупной моторики, расширение кругозора, развитие “врожденных” талантов, подготовка в школе.
Можно понять, что цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста тесно связаны друг с другом. Родителям необходимо выбрать правильную цель и двигаться к ней выполняя задачи, опираясь на индивидуальные особенности и ощущения крохи.
Особенности речевого развития детей 3-4 лет
В этом возрасте существуют проблемы со связью в предложениях, с окончаниями. Успехи должны прогрессировать. Чадо прислушивается к окружающему миру и пытается говорить правильно.
Как развить речевые навыки у ребенка 3 лет
Существуют различные методики для развития речи. Иногда хватает родительских занятий, но не нужно пренебрегать консультацией специалиста.
Развивают ли мультфильмы речевые навыки
Уследить за темпом речи героев малыш не всегда в состоянии. Многие слова без взрослых понять не может. Смотреть детские мультфильмы лучше вместе, объясняя непонятные фразы.
Мультфильм с мамой
Грамматические упражнения и игры
В качестве упражнений применяют следующие:
- Подражание предметам или животным (машина, кошка и др.)
- Речевое сопровождение действий.
В игре применить технологию знакомства с картинками. Он должен описать карточку.
Как способствовать развитию речи
На третьем году нужно помочь ребенку правильно разговаривать. Для этого надо делать следующее:
- Общаться с людьми.
- Учить новые слова.
- Поправлять речевые ошибки.
- Говорить с разной интонацией.
- Читать книги.
- Вести диалог, пытаться разговорить.
Советы родителям: как необходимо развить связную речь
Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, говорить четко, следить за своим произношением. Чтение сказок, стихов и потешек благотворно влияет на речь ребенка в 3 года.
Как научить говорить правильно
Для правильной речи нужно разговаривать с ребенком, читать книги, противопоставлять слова, развивать мелкую моторику.
Как избежать задержки развития речи
Изучение речи зависит от позиции родителей
Уделяя внимание ребенку, можно увидеть проблему на начальных стадиях и прийти к логопеду
Родительский опыт: учим стихи с мамой
Выбор стихов и методов заучивания индивидуален.
Обратите внимание! Нужно пробовать, что проще для ребенка: заучивать целиком или по строчкам. Мама должна повторять фразы вместе с чадом
Как создать правильную среду для развития речи
С ребенком нужно проговаривать все, что делает мама или папа, например, как одевается, умывается, работает.
Причины задержки речевого развития в этом возрасте
Причины острых проблем:
- Плохой слух.
- Слабые мышцы рта.
- Недостаток общения.
- Недопонимание фраз.
- Заболевания.
- Плохие привычки родителей.
Формирование связной речи ребенка в 3 года
Этот процесс происходит в результате общения ребенка со сверстниками, повторения простых предложений за взрослыми.
Использование прилагательных
В игровой форме ребенок должен описать предмет (яблоко круглое, красное, сладкое), определить, чья вещь (мамина сумка).
Самостоятельная диагностика задержки
Лучший метод диагностики — наблюдение за ребенком.
Обратите внимание! Проследить, как он говорит фразы, какая динамика через месяц
Рекомендации родителям
Воспитание ребенка раннего дошкольного возраста требует от родителей понимания особенностей этого периода. Им можно дать следующие советы:
- В семье нужно поддерживать доброжелательную атмосферу.
- Активно включать малыша в повседневные бытовые дела, это увлечет его и поспособствует развитию мелкой моторики.
- Внимательно слушать, что он говорит, включаться в разговор, задавая простые вопросы.
- Разговаривать короткими понятными предложениями. Слова проговаривать четко, спокойно. В ходе беседы давать как можно больше понятий простыми формулировками.
- В процессе игры «подключаться» к ней и комментировать действия малыша.
- Читать книги, ходить гулять каждый день, чтобы обеспечить ребенка новыми впечатлениями и знаниями.
- Активно поддерживать интерес к новым занятиям.
- Хвалить как можно чаще за хорошие поступки.
Следование этим рекомендациям позволит эффективно использовать особенности воспитания детей раннего возраста. Тем, кто не получил должного педагогического внимания в этот период, сложно адаптироваться в обществе, они имеют проблемы в речевом, умственном и физическом развитии. Если малыш не посещает детский сад, родителям следует взять функции педагога на себя, изучать теоретические основы воспитания детей раннего возраста.