Инфознайка группа 11, понедельник 13.00-14.45 презентация, доклад

Разделительный ъ и ь знак - правила и примеры употребления

Введение

«Россия»

Внимание!

Всероссийская интеллектуальная игра! Победители отправятся в Москву для участия в Международной выставке-форуме «Россия».

Победители (команда обучающихся вместе с педагогом), в каждой возрастной категории от федеральных округов и Новых регионов с 26 февраля по 31 мая 2024 года смогут поехать в Москву для участия в Международной выставке-форуме «Россия». Подробности – в приложенных документах (инструкция и график проведения игр).

Желаем удачи!

Подготовка к уроку Темы 21

Дорогой педагог!

Для проведения занятия рекомендуется заранее распечатать и нарезать раздаточные материалы, а также попросить обучающихся подготовить карандаши и ручки для заполнения материалов (подробности заданий — в соответствующей части сценария). На этом уроке обучающиеся будут работать в группах, поэтому можно заранее разделить класс на 3-5 групп.

Желаем успехов вам и ребятам!

Вступительное слово

Слово педагога: Дорогие ребята, добрый день! Сегодня на занятии мы с вами поговорим о транспортной отрасли. Этой сферой наша страна по праву гордится — за последние 10 лет мы сделали большой рывок в развитии транспорта и продолжаем уверенно идти вперёд. Думаю, каждый из вас хотя бы раз слышал выражение «Движение — это жизнь». Оно принадлежит древнегреческому учёному Аристотелю. Уже в античное время люди понимали необходимость постоянного движения, а с течением истории для этого возникало всё больше возможностей. Благодаря научно-техническому прогрессу появлялись всё новые и новые транспортные средства. Только представьте: когда-то люди передвигались исключительно на конных повозках, а в 20 веке стало возможным покорить небо. То, что когда-то казалось мечтой, стало реальностью!

В следующем году транспортному комплексу нашей страны исполнится целых 215 лет. Всё началось в 1809 году: тогда император Александр I подписал манифест об учреждении первого самостоятельного транспортного ведомства — Управления водяными и сухопутными сообщениями. На сегодняшнем занятии мы поговорим о наших последних достижениях в транспортной сфере, а ещё о том, какие специальности в этой отрасли сегодня востребованы. Для начала давайте обратимся к видеоролику с международной выставки-форума «Россия» и посмотрим мини-экскурсию по тематическому павильону «Россия в движении».

Видеоролик с выставки «Россия»: павильон «Россия в движении»

Ролик с выставки «Россия», которая проходит в Москве на ВДНХ, обзор тематического павильона, описание темы и отрасли.

Волшебный цветик семицветик

Ровно семь цветов у радуги,

 из которых музыка складывается.

Давайте посмотрим на него.

Видео урок «Волшебный цветик-семицветик»
Мы вспомнили  средства музыкальной выразительности:

Интонация – это основа мелодии

Мелодия -это душа музыки

Лад – мажор минор характер мелодии

Динамика сила звучания

Ритм – чередование сильных и слабых долей

Темп – скорость звучания

Регистр – высота звучания

Тембр – окраска звука

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Профилактика и предупреждение травматизма,

 сохранение жизни и здоровья детей

 во время дистанционного обучения

https://cloud.mail.ru/public/3V2V/4VrRX4MXU
Инструктаж по технике безопасности и ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей во время дистанционного обучения

https://cloud.mail.ru/public/4Wfu/54xQyCNDS18.05.20 Русский языкhttps://cloud.mail.ru/public/27uC/2ABQKcEYg

25.05.2020 — 29.05.2020 
Изобразительное искусство —  https://cloud.mail.ru/public/8ULN/nJRHD9r2JЛитературное чтение — https://cloud.mail.ru/public/ofdu/5gEifjKFTМатематика — https://cloud.mail.ru/public/39kK/3xnX2fBFuОкружающий мир — https://cloud.mail.ru/public/FaR6/hisiWqNviРусский язык — https://cloud.mail.ru/public/4QWf/2hzMxBKqsУГДД — https://cloud.mail.ru/public/5hcy/4kLzcXYQQФизическая культура — https://cloud.mail.ru/public/2Tk2/59heVwUJj
Обращение — https://cloud.mail.ru/public/4fPa/2tTWzrun3

Математика. Измеряем крупу разными мерками

Цель: учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

Материалы: два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 «кастрюльки» риса), «кастрюлька» пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки «больше», «меньше», «равно».

Следить за полнотой мерки!

Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

Найдите и положите эту цифру перед собой.

Ход урока

Наша любимица Машенька из мультфильма приглашает нас в донецкую филармонию

послушать симфоническую музыку.

Вспомни и еще раз послушайте главную тему I части симфонии №5 Людвига Бетховена

Познакомься с составом (инструментами) симфонического оркестра.

Кто из вас хотел бы стать дирижиром?

Рассмотри расположение инструментов симфонического оркестра на сцене

Продолжи разучивание и придумай движения к песне

«Лягушачий джаз».

Веселые лягушки,

болтушки-хохотушки,

расселись на кувшинках

И начался квартет.

Четыре лягушонка

Пропели звонко-звонко

Подружкам ква-ква квакушкам,

Но те сказали»НЕТ!»

Нет! НЕт! НЕт!

Вы не так поете!

Нет! Нет! НЕТ!

Вы не достаете!

Нет!Нет! НЕТ!

Песенку соврете

Нам на самой

высокой ноте.

Квартет не нарушайте,

А лучше подыграйте

На тонких камышинках

Лесной веселый джаз!

Сильней в кувшинки дуйте,

Над музыкой колдуйте

И песня непременно

получится у нас!

Вот вот вот

Это то, что надо

Вот вот вот

Молодцы ребята

Вот вот вот

Лягушата рады

Это просто класс

Лягушачий джаз.

Лягушачий джаз

Л. Бетховен «Симфония №5»https://www.youtube.com/watch?reload=9&time_conti..

Спасибо за работу,слушайте классическую музыку!!!!

2, 27 декабря и 10 января в 1АБВ классах прошло пятое занятие из цикла «Я-школьник!»

Тема  занятия : «УЧИМСЯ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ!» («Сотрудничество»)

Цель:созданиеусловий для
развития навыков совместной деятельности, коммуникативных, регулятивных,
личностных УУД.

Развиваем навык сотрудничества в парах.
Каждая пара разукрашивает одну бабочку.
Но прежде нужно  ДОГОВОРИТЬСЯ как будет выглядеть бабочка, кто и что будет рисовать.
Вместе работать — это трудиться вместе, сотрудничать. 

25 ноября и 13 декабря в 1АБВ классах прошло четвертое занятие из цикла
«Я-школьник!»Тема  занятия : Узнай меня
поближе!Сегодня мы поиграем в игру «Журналист». Представьте, что вам нужно
написать статью в большой журнал о вашем однокласснике: с кем он дружит, что он
любит, чем он любит заниматься в свободное от учебы время, может у него есть
любимое животное, какое его любимое время года и др

Выслушайте внимательно
все, что он расскажет о себе…»

Цель занятия:
развитие коммуникативных, личностных, познавательныхуниверсальных учебных действий (узнаем что-то новое друг о друге, развиваем
память, внимание, способность формулировать вопросы, ясно и развернуто излагать
мысли).

 
«…Пусть каждый представит классу своего партнера. Встаньте позади него,
положите руки ему на плечи и расскажите все, что смогли запомнить…»
   
Адаптационно-развивающие занятия для 
первоклассников «Я-школьник!»

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Наш поезд прибыл на станцию №1. Но здесь случился переполох! Вместе с нами в поезде ехали согласные звуки. На вокзале им нужно пересесть: мягким согласным в автобус с мягкими сиденьями, а твёрдым – в автобус с твёрдыми сиденьями. Возле автобусов находятся гласные звуки. Ориентируясь на них, согласные должны занять места.

Но мягкие и твёрдые согласные звуки забыли, к каким гласным идти.

Поможем им? Чтобы решить задачку, надо вспомнить, какие гласные смягчают согласные, а какие делают их твёрдыми.

Согласные всегда твёрдые, если за ними пишутся буквы А, О, У, Ы, Э. Например: вата, мост, куртка, выдра, мэр.

Согласные звуки будут мягкими, если за ними следуют буквы Е, Ё, И, Ю, Я: лес, пёс, киса, тюк, мята. Первые согласные в каждом из этих слов произносятся мягко , , , , .

А теперь посмотрите на картинку и сделайте правильный выбор.

 

Верный ответ:

  1. Гласные Е, Ё, И, Ю, Я смягчают согласные. Значит, красный автобус с этими буквами имеет мягкие сиденья. В него сядут мягкие согласные.
  2. Буквы А, О, У, Ы, Э делают согласные твёрдыми. Следовательно, жёлтый автобус предназначен для твёрдых согласных, и имеет твёрдые сиденья.

Мы помогли согласным звукам. Но почему же к нам направляется этот важный профессор? Он, наверное, хочет что-то сообщить.

Ну, что ж, ребята, сделаем выводы:

  1. В русском языке буквы и звуки делятся на две группы: гласные и согласные.
  2. Образование согласных звуков происходит при помощи голоса и шума.
  3. Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
  4. При образовании мягких согласных участвует язык. Сравните пару слов: бак – бег. В первом слове согласный образуется при участии губ, звук произносится твёрдо . Во втором варианте при произнесении звука язык устремляется к нёбу, получается мягкий звук .
  5. На письме мягкость согласных обозначается гласными буквами: Е, Ё, И, Ю, Я и мягким знаком: весна, вёсла, пила, люлька, вяз, корень.

Закрепили правила? Поезд сигналит об отправлении, нам пора в дорогу!

Задания

Орфограммы легче запомнить, выполняя задания. Использование правил на практике позволяет закрепить их в долгосрочной памяти.

Упражнения для начальной школы и для повторения пройденного материала:

Задания для школьников 4-5 классов:

  1. Вставь пропущенные буквы в словах. Поставь «+» в нужной колонке.
 Ь Ъ
Лохмот…я
Итал…янский
С…едобный
По-лягушач..и
Под…ёмный
Съехидничать
Варен…е
Раз…единить
Об…емный
Жив…ём
Об…яснение
Жужжан…е
Певун…я
Плат…ишко
Об…явление
С…ёмка

Правильные ответы: лохмотЬя, сЪедобный, варенЬе, обЪяснение, обЪявление, подЪёмный, обЪёмный, сЪёмка, разЪеденить, сЪехидничать, по-лягушачЬи, платЬишко, живЬём, жужжанЬе, певунЬя, италЬянский.

  1. Напиши под диктовку, правильно расставляя Ь и Ъ:

ВоскресенЬе — денЬ, как праздник:
ВеселЬчак он и проказник!
Столько разных новостей
Я узнаю от друзей!
Приглашу домой ораву,
Поиграем мы на славу,
Будем петЬ и танцеватЬ.
Мы умеем отдыхатЬ!

Твердый знак живёт в подЪезде, в обЪявленЬе и на сЪезде. Мягкий знак живёт в колЬе, в приключенЬе и белЬе.

  1. Вставь пропущенные буквы в словосочетаниях. Впиши их в таблицу, согласно тому, в какой морфеме находится орфограмма: сер..ёзное лицо, об…единили в команду, хорошие друз…я, вз…ерошенные голуби, необ…ятный мир, присел у руч…я, в…ются волосы, шустрые вороб…и, персонал…ный кабинет, любимый купал…ник, мален…кий котенок, акул…я кожа.
В корне После приставки В окончании В суффиксе

Для проверки ответа:

В корне После приставки В окончании В суффиксе
серЬёзное лицо обЪединили в команду присел у ручЬя персоналЬный кабинет
хорошие друзЬя взЪерошенные голуби шустрые воробЬи любимый купалЬник
вЬются волосы необЪятный мир акулЬя кожа маленЬкий котенок

Видео уроки по теме для школьников:

для первоклассников:

https://youtube.com/watch?v=HNGMPyyCOAc

для учеников 2 класса:

для учеников 3 класса:

для учеников 4 класса:

для учеников 5 класса:

для учеников 6 класса:

Тема: Буквы Ъ, Ь

Программные задачи:

«Речевое развитие:

1. Познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.
2. Объяснить значение букв в словах.
3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.
4. Упражнять в звуковом анализе слов.

«Познавательное развитие»:

1. Закреплять знания о согласных и гласных звуках;
2

Закрепить навыки печатания слов;
3.Развивать внимание, память, логическое мышление

«Социально-коммуникативное развитие»:

1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

«Физическое развитие»:

1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

«Художественно-эстетическое развитие»:

1. Воспитывать аккуратность при работе в тетрадях.

Оборудование: прописи, цветные карандаши, простые карандаши, разрезная азбука; папки для звукового анализа.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2. Вводно — организационный.

Послушайте меня что я сейчас произнесла? (звуки)

Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) .

А что тогда можно увидеть и написать? (буквы)

3. Мотивация на деятельность.

Логопед:- Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв) .

4. Расширение имеющихся знаний.

Дидактическое упражнение «Буква — звук».

Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.

Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

5. Динамическая пауза.

(встаём в круг)

Бедный мишка заболел
Мишка много мёду съел (идут по кругу)
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
Мишка стонет, слёзы льёт
У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины лишко. (дети грозят пальчиком)

6. Знакомство с новым материалом.

На доске Ь) Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте прочитаем слова, которые на доске: ел, кон, бан-ка. А если мы в эти слова добавим мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся: ель, конь, банька.

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Дождик льётся, вьюга вьётся.
Как им это удаётся?
Это знак старается,
Мягким называется.

Обратите внимание на доску, здесь написаны слова (день – тень, прочь – ночь, спать – опять, звенеть — сеть). Я сейчас буду читать стихотворение, а вы должны договорить его, выбрав слово на доске

Вот уходит (день)
Наступает (тень)
Свет уходит… (прочь)
Наступает… (ночь)
Все зверята (спать)
Будет день (опять)
Будет всё… (звенеть)
Золотая… (сеть) .

(На доске Ъ)

Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак
Разговаривали так:
— Сколько я пирожных съел?
Мягкий знак ответил:
— Семь.

Ну, вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь, когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.

7. Практическая деятельность.

1. Звукобуквенный анализ слов:

Конь

Подъезд

2. Прописывание в воздухе.

3. Печатание в тетрадях.

8. Открытый выход из деятельности

С какими буквами мы сегодня познакомились?

Что указывает мягкий знак?

Что мы узнали о твёрдом знаке?

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед

Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

Цели:

Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.. Оборудование:

у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с

130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

Оборудование:

у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

Сказка про букву Ъ

Сказка про твёрдый и мягкий знаки

Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — остановил его Восклицательный знак.
— Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.
— Не! — твёрдо ответил Твёрдый знак.
— Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный знак.
— Нет и только нет! — сказал Твёрдый знак ещё твёрже.
— Но почему? — удивился Вопросительный знак.
— Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.

Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился к нему Вопросительный знак.
— Мне, честно говоря, не хочется, — мягко сказал Мягкий Знак.
— Но я попытаюсь… так и быть.

И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.

— Жаль… мне очень жаль, — промямлил Мягкий Знак, — но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.
— Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
— Вы были так любезны, — прошептал Мягкий Знак, — и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.

Вопросительный Знак расстроился:

— Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.

Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???»
Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:

— Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг — Вопросительный Знак! Как я рад!

(Э. Мошковская)

Занимательная игротека

Ребята, мы оказались в последнем пункте следования. Станция «Игротека»! Вам предстоит выполнить различные игровые задания по русскому языку. Приступим?

Задание 1.

Распределите слова по столбикам по количеству слогов: лиса, щи, гайка, затейник, зной,игла, волейбол, бой, афиша,Мойдодыр, изюм, индейцы, чай.

Задание 3.

Посмотрите на картинки, какие слова они означают? Запишите транскрипции этих слов, обозначьте мягкость согласных звуков в схеме.

 

Ответы,, , .

Задание 4.

Прочитайте предложения. В словах, выделенных красным цветом, проверьте: правильно проведено деление слова для переноса с мягким знаком? С буквами И, Й?

Маша порезала па-ль-чик. Старший брат смазал ранку й-о-дом. Мама пришла с работы и похвалила Иго-ря. Родители поговорили сМа-шень-кой.

Ответ: верными являются 3 и 4 пример.

Наше путешествие завершилось! Вы получили новые знания, и пора проверить, что вы поняли и запомнили. Предлагаю пройти тестирование.

Перспективы отрасли. Будет

Видеоролик «Россия — моё будущее»

Видеоролик о развитии отрасли и её перспективах, включение с выставки «Россия». Описание ролика: рассказ об инновационных решениях, использовании новых технологий и других впечатляющих и перспективных разработках российской транспортной отрасли.

Игра «Будущее или реальность»

Воспользуйтесь презентацией «Будущее или реальность».

Слово педагога: Ну что, попробуем с вами поиграть в ещё одну увлекательную игру! Она называется «Будущее – реальность». Смысл в том, чтобы угадать, реально ли то, что сообщает

нам утверждение, или ещё нет. Угадать не всегда будет просто, но тем интереснее! Проверим вашу интуицию.

Для обучения железнодорожников используют ИИ-ассистента Валеру.

РЕАЛЬНОСТЬ. Валера 2.0 — так действительно назвали виртуального ассистента, который помогает железнодорожникам осваивать работу с устройствами связи и технику безопасности. Внешний вид помощника сгенерировала нейросеть на основе фотографий реальных железнодорожников.

Правила русского языка

Употребление букв отличается в зависимости от того, где они располагаются. В корне ставится разделительный мягкий знак, если после него стоят гласные буквы е, ё, ю, я. Твёрдый знак используется в сложных словах с несколькими корнями и после приставок русского и иноязычного происхождения. Употребление слов с разделительным мягким знаком происходит согласно правилам:

  1. Написание графического знака в середине (компьютер, обезьяна, семьей).
  2. Постановка между двумя морфемами: корнем и суффиксом или корнем и окончанием (ожерелье — окончание е, воробьиный — суффикс ин).
  3. Появление знака при склонении притяжательных прилагательных.
  4. Постановка перед буквой о в иноязычных словах (бульон).

Слова с разделительным твёрдым знаком встречаются реже. Правила употребления необходимо знать, чтобы использовать иноязычные выражения при построении предложений и передаче информации. Знак ставят после русских приставок, которые оканчиваются на твёрдый согласный, перед гласными е, ё, ю, я (съёжился). Однако нужно отличать выражения, в которых букву писать не нужно, так как корень в них начинается с простых гласных а, о, у (изукрашенный, сэкономить).

Употребление сложных выражений связано с правилом постановки графических знаков, которые не обозначают звука. Твёрдый знак покажет, сколько корней, которые начинаются с элементов двух-, трёх-. При этом вторая часть корня начинается с гласных букв, которые обозначают два звука при произношении. Правило не распространяется, если корень которых начинается с буквы а, о или у.

В иноязычных выражениях можно встретить приставки аб-, контр-, транс-, суб-. Если корень начинается с е, ё, ю, я, то необходимо поставить твёрдый знак (абъюрация, субъект, трансъевропейский). Его пишут после приставки, которая заканчивается на согласную.

Хоть буквы не имеют звуков, они пишутся для правильного произношения. Это видно на примере пары слов «семя — семья». Мягкий знак, смягчающий предшествующий согласный, заставляет произносить дополнительный звук . Правила переноса простые: знаковая часть остаётся, другая — переносится. Нельзя совершить перенос, если слог представлен одной буквой.

В таблице представлены основные моменты постановки графического знака.

Правило Пример
Имя существительное женского рода, которое заканчивается на шипящий согласный Ночь, мощь
Существительные и числительные, которые употребляются в творительном падеже и имеют форму множественного числа Семью, людьми
На конце числительных от пяти до тридцати, в середине — от пятидесяти до восьмидесяти Двенадцать, тридцать пять
Глаголы в неопределённой форме, в окончаниях слов второго лица единственного числа, в повелительном наклонении Читать, гладь, моешься (исключение: ляг — лягте)
Написание наречий с окончанием на шипящий звук Сплошь, настежь (исключения: уж, замуж, невтерпёж)
Прилагательные, образование которых происходит от названий месяцев Ноябрьский (кроме январский)

«Подьячий» следует разобрать на морфемы. Здесь приставка по-, а не под-, и корень -дьяч-. Образование происходит от слова дьяк. «Арьергард» дословно обозначает тыловую охрану во время военных действий. Слово трудное, правилу не поддаётся. Нужно запомнить, что в корне будет писаться мягкий знак.

Чем отличаются звуки [Й] и [И]

Внимание! Поезд прибыл на станцию «Исследовательская»! Здесь мы станем настоящими сыщиками, как известный Шерлок Холмс. Скажите, ребята, какими качествами он обладал? (наблюдательность, внимание, хорошая память)

 

Эти качества и нам пригодятся.

Исследование №1. Прочитайте загадки и назовите, с какой буквы и звука начинаются отгадки.

Мы коричневым раствором

Мажем локти и коленки

Димке, Кате и Егору,

Пете, Маше, Васе, Ленке.

И теперь любой поймет,

Что лекарство – это…(йод)

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой…(игрушки)

По утрам его съедаю.

Вкус фруктовый обожаю.

Они разные бывают:

С вишней и с клубникой,

С персиком, черникой…

Если ты их знаешь —

Загадку отгадаешь…(йогурт)

Ждёт меня подружка:

На макушке – ушко.

Если танцевать пойдёт,

Всё заштопает, зашьёт… (иголка)

Ответ: в первой и третьей загадке отгадки начинаются с буквы и звука , во второй и четвёртой – с буквы и звука .

Исследование №2. Посмотрите на две буквы: Й, И. Что у них общего? Чем они отличаются?

Ответ: они похожи по написанию, но Й имеет сверху чёрточку –знак кратности.

Исследование №3. Вспомните информацию, полученную на предыдущих уроках: какой из звуков , является гласным? Какой согласным?

Верный ответ: согласный звук, образуется с помощью голоса и шума.–звук гласный, образуется с участием одного голоса.

Исследование №4. Ещё раз потренируем память: звук имеет пару? Он твёрдый или мягкий?

Прав тот, кто ответил: звук не имеет пары и всегда мягкий. В транскрипции он помечается запятой – знаком мягкости: воробей – ,буйвол – .

Исследование №5. Вспомните правило: гласные образуют слоги, согласные – нет. В слове столько слогов, сколько гласных букв: дуб – 1 гласная, 1 слог;паль-ма – 2 гласные, 2 слога; ма-ши-на – 3 гласные, 3 слога.

Слог может состоять из одной гласной, из одной согласной– нет: о-де-ко-лон, а-на-нас, о-стров.– согласный, поэтому слог из одного не состоит. Он присоединяется к предыдущему или последующему гласному: мо-ло-дой, ай-ва, ко-фей-ник, йо-гурт.

Примените это правило по отношению к словам: лейка, игла, поймал, иду, йога, вилка. Разделите слова на слоги.

Проверьте себя: лей-ка, иг-ла, пой-мал, и-ду, йо-га, вил-ка.Назовите слово, в котором слог состоит из одной гласной (и-ду).

Исследование №6. Вам даны слова в единственном числе: строй, попугай, герой. Образуйте от них слова множественного числа.

 

Что получилось? Сверьте с верным ответом: строй – строи, попугай – попугаи, герой – герои.

Что заметили в каждой паре слов? Если в единственном числе слова, которые обозначают предметы, оканчиваются на – й-, то во множественном числе на конце слова появляется – и-.

Ребята, выучите правило переноса буквы Й: его не отрывают от предшествующей буквы. Например: вой-на, мой-ка, не бой-ся, све-жий. Если Й – первая буква в слове, то переносится с последующим гласным: страна Йе-мен.

Наш багаж знаний пополнился. Нам надо поспешить!

Подписи к слайдам:

дорожные знаки Шершнёва Наталья Леонидовна воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 277 г. Санкт-Петербург

Первый дорожный знак Одним из первых дорожных знаков мы можем считать камни, которые лежали на перепутье. Вот такой знак изображен на картине Васнецова « Витязь на распутье».

Верста коломенская В России первые верстовые столбы установили по указу Федора Ивановича на дороге от Москвы до Коломенского. Эти самые верстовые столбы были особенно высокими. Отсюда и пошло выражение верста коломенская

Первые каменные верстовые столбы в Санкт- Петербурге появились в конце XVIII века на берегу реки Фонтанки около Триумфальных ворот. Такие столбы представляли собой первые своеобразные дорожные знаки. Поскольку на Руси единицей измерения расстояния считалась верста, на столбах указывали расстояние в верстах до конечного пункта.

Первые дорожные знаки в современном понимании появились в 1903 году во Франции

Дорожные знаки, дорожные знаки, вы нам очень помогли!

Обучение чтению. Знакомство с «Ъ»

Цель
: знакомство с Ъ.

Материал
: рабочий лист. Карточка с Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

В сказочной городе «Алфавитске» жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

«Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул».

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только «разжигайте угол» и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города «Алфавитска» была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Веселые стихи про букву Ъ для детей

А рано утром натощак
Пошли мы к букве «твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак.
Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья в печать
решили мы послать такое объявленье:
«Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»
В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Тамбов:
«Благодарим, Илья Петров!»
(С. Маршак)

Волк ужасно разъярен —
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки —
Объегорил злого волка.
(В. Лунин)

Мягкий знак и твердый знак
Разговаривали так:
— Сколько я пирожных съем?
— Мягкий знак ответил:
— Семь.
(А. Шибаев)

Что случилось с мягким знаком?
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго:
— Эй, наклонись немного! —
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в…
Твердый знак.
(А. Шибаев)

Птица смотрит в удивлении
На лесное объявление.
Не найдет она никак
В этом слове твердый знак.
(Г. Сатир)

Подъем — для тех, кто ловок, смел,
Он беспокойным впору.
На холм взобраться не сумел —
Штурмуй большую гору.
(Я. Аким)

Обойди хоть всю планету,
С твердым знаком зверя нету.
Может, где-то на Венере
С твердым знаком рыщут звери?
(Е. Григорьева. И. Гамазкова)

Объявляется банкет!
Все объедки сдай в буфет!
Объясняю: в цирке есть те,
Кто их желает съесть!
(В. Берестов)

Алгоритм подбора Ь, Ъ в словах

Чтобы понять, какой разделительный знак пишется в слове, Ь или Ъ, и пишется ли вообще, нужно следовать алгоритму:

  1. Отчетливо произнести слово.
  2. Определить, есть ли в нем звук . Если нет, Ь и Ъ знаки ставить не нужно.
  3. При наличии звука следует выполнить разбор слова по составу (морфемный разбор).
  4. Посмотреть, в какой части слова слышится .
  5. Применить соответствующее правило.

Пример, как определить разделительные Ь, Ъ знаки в словах конс…ерж, пад…еж, об…едки:

  1. Произносим: , , .
  2. В слове пад…еж звук отсутствует. Значит, пишем слово без Ь и Ъ знака – паДЕж.
  3. В словах конс…ерж и об…едки слышится . Разбираем по составу об…едки: ед – корень, и – окончание, к – суффикс, об – приставка. Конс…ерж: конс…ерж – корень и нулевое окончание.
  4. В слове конс…ерж орфограмма находится в корне слова перед Е, в об…едки – после приставки, заканчивающуюся на согласную перед Е.
  5. Согласно правилу правописания разделительного Ь и Ъ знака пишем: консЬерж и обЪедки.

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове — названии картинки звук стоит в начале слова, во втором звук — в середине слова, в третьем звук — в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук , а какого — звук ?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук , а какого — звук ?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук , а какого — звук ?

Задание 14

Где находится звук в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове — названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка — дочка; муха — уха; бусы — усы; гроза — роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, — с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, — с тремя квадратиками.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте «Буквы Ъ, Ь» в подготовительной к школе логопедической группе.

Образовательная область «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: