Общее недоразвитие речи онр

Общее недоразвитие речи( онр).

Рекомендации логопедов

Основной процесс коррекции ОНР 3 уровня проходит под контролем квалифицированных врачей. После того, как логопед выдал заключение с подтверждением наличия патологии и установлением ее формы, он назначает ряд лечебных мер, упражнений способных восстановить развитие ребенка в нужном темпе.

Помимо работы, которая проводится на лечебных занятиях, логопеды настоятельно рекомендуют родителям как можно больше времени уделять самостоятельной работе с малышом. Одной из самых эффективных мер, применяемых родителями, считается игра «Поймай слог» или «Поймай слово». Ее смысл в том, чтобы диктовать ребенку несколько готовых слов, в которых будет присутствовать один и тот же слог (или предложения со словами – в другой версии игры). Малыш должен услышать этот слог (слово) и уже сам назвать другие элементы речи, в которых он присутствует.

Такая игра интересна и ребенку, т. к. он проводит время с родителями, и полезна для родителей, ведь с ее помощью они точно могут определить, на какой стадии сейчас прорабатывается ОНР у малыша.

Основные причины возникновения общего недоразвития речи (ОНР) у ребенка

В большинстве случаев недоразвитие речи связано с внутриутробным развитием плода. Предпосылками могут стать следующие причины:

  • конфликт резус-фактора плода и матери;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при рождении;
  • вредные привычки у будущей мамы;
  • проживание беременной в неблагоприятных условиях;
  • вредные условия труда.

К основным факторам, которые способствуют развитию ОНР после рождения ребенка, относятся:

  • частые инфекционные заболевания;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • хронические заболевания.


Кроме этого, речевое расстройство может иметь психический и психоэмоциональный характер:

  • разные виды стрессового состояния;
  • недостаток внимания или эмоционального контакта малыша с родителями;
  • условия проживания, которые не подходят для развития навыков коммуникации.

Когда стоить начать беспокоиться?

Как мы уже отметили выше, причин того, что развитие речи малыша отстает множество. Во-первых, будьте внимательны к развитию речи своего малыша. Если идет задержка самых первых элементов речи (гуление, лепет, появление первых слов) обязательно получите консультацию невролога. Врач может предложить дополнительные исследования мозга и его кровоснабжения, чтобы исключить или вовремя скорректировать проблемы отставания формирования речи. Но это в идеале, на самом деле так бывает не всегда, очень часто при первых признаках проблемы врачи могут сказать что-то типа «ничего страшного, это все индивидуально» или «до трех лет может вообще ничего не говорить, ждите». А время идет и, как правило, начало говорения после двух лет выливается в серьезные проблемы в будущем. Среди них и общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте, и сложности освоения письма, чтения в школе.

Во-вторых, это также физиологические проблемы, которые не всегда выявляются вовремя. Это снижение слуха из-за, которого ребенок не может правильно расслышать, что говорят окружающие, и всевозможные патологии органов речи, не позволяющие верно воспроизводить слова. Как правило, они обнаруживаются на приеме у лора или логопеда

Взрослым стоит обратить внимание, если ребенок часто переспрашивает или путает похожие звуки. В любом случае, если вы заметили, что ваш малыш говорит хуже большинства своих сверстников, нужно как можно быстрее обратиться к специалисту

Лечение и коррекция

При лёгкой и средней степени расстройства прогноз, как правило, положительный, при тяжёлой — лечение более длительное и комплексное, но оно также дает отличные результаты в долгосрочном периоде.

Лечение проводится врачом-логопедом, если проблемы с речью сопровождаются другими расстройствами, в работу включаются психолог, а также другие специалисты.

Занятия проходят в разных формах: как в виде систематического повторения звуков, слов, правил построения окончаний, предложений и прочего; так и с использованием современных прогрессивных методов, в ходе освоение которых ребенок учится запоминать, понимать речь, задавать вопросы, осваивает значение тех или иных понятий, тренирует память, развивает моторику и прочие важные навыки.

Яркие и красочные картинки, интересная форма подача материала, благоприятная атмосфера в учреждении, где проходит коррекция — совокупность компонентов, которые призваны помочь юному пациенту поскорее справиться с имеющимися проблемами.

Системное недоразвитие речи — диагноз, который требует серьезного подхода. Не спешите отдавать ребенка на занятия первому попавшемуся специалисту. Обязательно изучите, имеется ли у него опыт успешной работы с детьми, а также умение устанавливать психологическую связь со “сложными” пациентами.

Любая коррекция включает не только психотерапию и выполнение специальных упражнений, часто проблемы возникают и из-за неправильного подхода к воспитанию, поэтому приходится менять и его.

Профилактика общего недоразвития речи

Учитывая особенности детей с ОНР, также необходимы особые условия воспитания. В первую очередь, в семьях следует отказаться от билингвизма в общении с ребенком. Эта практика подразумевает использование двух разных языков в разговорах. Для детей это иногда создает путаницу, происходит смешение языковых форм.

С рождения ребенок активно впитывает любую поступающую информацию и учится ее анализировать, пользоваться словами, сперва при помощи жестикуляции, затем устно. Вы заблуждаетесь, если думаете, что он ничего не понимает и поэтому можно игнорировать общение с ним. Педиатры и психологи советуют заниматься с малышом как можно больше — сопровождать действия объяснениями, стишками и потешками, читать ему книги.

Еще одна распространенная ошибка — привычка пользоваться языком свободно, допуская отрывистые предложения и иносказательные фразы. Любой специалист скажет, что это сильно ограничивает словарный запас ребенка и путает его. Подобная практика допустима только в более старшем возрасте при сформированной речи. Обращаясь к нему, нужно упоминать его имя и полностью, подробно излагать свои мысли. Неправильно — «Там подарок», «Погода плачет». Правильно — «Оля, на столе для тебя подарок», «На улице дождливая погода».

Некоторые родители считают, что ОНР – ерунда, не стоящая внимания. Особенно если в семье уже есть дети с нормальной речью или если слушать знакомых — «у нас так было, в 5-6 лет заговорит, мальчики вообще поздние». Проблемы возникают при сложении разных факторов, а каждый ребенок индивидуален. Своевременное исключение и корректировка патологии предотвратит проблемы в будущем. 

Характеристика

Системное недоразвитие речи (СНР) — комплексное расстройство развития аппарата речи у ребенка, характеризующееся несформированностью процесса говорения и восприятия речевых сообщений.

Нарушены следующие языковые элементы:

Лексика

Ребенок не владеет словарным запасом в том объеме, который он должен освоить в своем возрасте;

Фонетика

Отдельные буквы, звуки, либо группы произносятся неправильно;

Грамматика

Присутствуют нарушения при выборе падежных окончаний, при составлении слов, предложений и пр.

Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях как моторная алалия или общее недоразвитие речи.

Термин системное недоразвитие речи (СНР) введен Р.Е. Левиной, используется при диагностике речевой деятельности детей с умственной отсталостью. Детям с органическим поражением мозга, для которых характерны вторичные нарушения речи, логопеды ставят диагноз СНР на фоне органического поражения мозга. Детям с сохранным интеллектом и слухом ставится диагноз ОНР — общее недоразвитие речи.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для исключения развития ОНР у ребенка родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • вовремя лечить инфекционные заболевания у ребенка;
  • беречь ребенка от возможных черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенческого возраста;
  • уделять ребенку необходимое количество времени, не игнорировать его, постоянно заниматься с малышом, правильно развивать и воспитывать.

Кроме этого, мама во время беременности обязательно должна следить за своим здоровьем и отказаться от всех вредных привычек.

Принципы диагностики и коррекции ОНР

Очевидно, что пока ребенок не заговорит, заметить большинство симптомов болезни просто не представляется возможным. Вместе с тем, например, появление ОНР 1 и 2 уровня можно ожидать при наличии у ребенка в анамнезе анатомо-физиологических факторов, которые провоцируют развитие заболевания (травмы, инфекции, асфиксии и т. д.).

Поэтому одним из основных принципов диагностики ОНР является качественный сбор и анализ анамнестических данных.
Также важно проводить диагностическую работу параллельно с выявлением уровня развития всей психической деятельности в целом, чтобы найти точки компенсации речевого дефекта.
Вывод об уровне и форме ОНР делается на основе многостороннего сравнения речи пациента с нормативными для его возраста значениями. Чем сильнее отклонение от нормы, тем более выражено ОНР (ОНР 4).
Для дальнейшей коррекционной работы большое значение имеет принцип динамического изучения ребенка

Это позволяет отследить его прогресс и оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.

Коррекционная работа строится на следующих принципах:

  • Учет психологических последствий дефицита речевого общения.
  • Дифференцированный подход к пациенту, в зависимости от степени нарушения.
  • Принцип единства речи и остальных психических функций.
  • Принцип опоры на сохранные звенья речевой деятельности.

Как лечить общее недоразвитие речи у ребенка, как избавиться от недоразвития речи

Комплексное дифференцированное лечение больных с общим недоразвитием речи в Сарклиник проводится с использованием новых рефлексотерапевтических методик, которые позволяют добиться удовлетворительных результатов даже при выраженных неврологических расстройствах уже после первых курсов лечения, улучшают показатели психического развития, импрессивной и экспрессивной речи. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются нарушенные функции. Хорошо поддается лечению общее недоразвитие речи у дошкольников, школьников, фонематическое недоразвитие речи, фонетико фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи 1 уровня, 2 уровня, 3 уровня, нерезко выраженное и сильно выраженное фонетическое недоразвитие лексико грамматического строя речи.

Профилактика и прогноз

Успешность логопедической работы по исправлению речевых расстройств зависит от ее своевременности. Рекомендуется начинать лечить ОНР как можно раньше – с 3-4 лет. Сегодня во многих детских дошкольных учреждениях есть опытные специалисты, успешно применяющие музыку, арт-терапию, логопедические и игровые техники обучения речевым навыкам.

Профилактика общего недоразвития речи направлена на предупреждение прогрессирования клинической симптоматики заболеваний, на фоне которых оно появляется – алалия, ринолалия, дизартрия, афазия. Родители должны сформировать благоприятную речевую среду воспитания малыша, стимулировать раннее развитие вербальных и невербальных процессов.

Характеристика ОНР

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна

Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики

У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

3 уровня речевого развития при общем недоразвитии речи

Компонет языковой системы

I уровень

II уровень

III уровень

Словарный запас

  1. Резко отстает от нормы. Активный словарь: использует
    небольшое количество слов–корней;
  2. слова не имеют точного соотношения с
    реальными предметами и действиями.
  1. Отстает от нормы – ограниченный запас общеупотребляемых
    слов;
  2. не знает слова обозначающие части тела, животных, их детенышей, одежды,
    мебели, цвета, формы, размеры.
  3. в состав словаря входят: существительные,
    глаголы, предлоги, местоимения, союзы.
  1. Приближен к норме. В словаре преобладают существительные и
    глаголы;
  2. неточное употребление многих слов.

Фразовая речь

Отсутствует.

В речи использует лепетные элементы, которые
отражают ситуацию, при этом активно использует мимику, жесты,
звукоподражание.

  1. пользуется простой фразой 2-3 слова. Активно использует
    мимику, жесты;
  2. высказывания бедны,
    ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых
    предметов и действий.

Развернута.

Использует многословные предложения из 4-5
слов. Сложные предложения даются трудно.

Понимание речи

Носит ситуативный характер. Трудности понимания
грамматического оформления речи, при понимании речевого обращения основной
упор делается на лексическое значение слов.

Понимание обращенной речи осуществляется за счет
различения некоторых грамматических форм: ед. ч. и мн. ч., муж. и жен. рода.
Трудности в понимании форм числа и рода прилагательных.

Приближено к норме.

Недостатки понимания изменений
значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, нарушение понимания
логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные связи,
временные и пространственные отношения

Грамматический строй речи

Использует в речи корневые слова, грамматические категории
отсутствуют

Грубо нарушена:

  1. замены  падежных окончаний;
  2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов;
  3. при изменении существительных по чис­лам;
  4. отсутствие согласования прилагательных и существительных,
    числительных и существительных;
  5. пропуски предлогов, их замена;

Наблюдаются аргамматизмы: ошибки в согласовании
числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже.

Звукопроизношение

Произношение звуков носит диффузный характер, в силу
неустойчивой артикуляции

Не сформировано.

Может быть нарушено произношение всех
групп звуков, в речи присутствуют искажения, замены, смешения

Искажено.

  1. нарушено произношение нескольких групп звуков;
  2. нестойкие замены, смешения, пропуски.

Слоговая структура слова

Грубо нарушена.

Слово часто сокращается в речи до одного
слога

Нарушена.

При произнесении слова, контур остается, а
звуконаполняемость страдает: перестановка, добавление, замена слогов, звуков

Ошибки в звуконаполняемости слова: сокращение слогов,
перестановка и замена звуков, сокращение при стечении согласных в слове.

Фонематическое восприятие

В зачаточном состоянии, слуховое восприятие нарушено.

Не сформирован звуковой анализ и синтез.

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия;
  2. у детей самостоятельно не формируется готовность
    к звуковому анализу и синтезу слов.

Коррекцию ОНР требуется проводить на ранних этапах развития ребенка. Если упустить момент, не научить ребенка дошкольного возраста говорить правильно, то последствия в школьной жизни могут быть очень серьезными: личностные нарушения, вторичные нарушения чтения и письма, трудности в овладении школьной программой.

Если вы заметили, что постоянно поправляете речь своего ребенка, а он не перестает делать ошибки, произносит слова неправильно, не может четко и ясно выразить свои мысли, воспользуйтесь услугами логопеда. Он продиагностирует вашего ребенка, проанализирует причины речевого недоразвития, и даст рекомендации по поводу возможной коррекционной работы. Сочетание Вашего стремления и профессиональные знания и умения логопеда принесут свои положительные плоды! Удачи!

Записаться на консультацию Вы можете по телефону 8-909-282-50-83

Записаться на консультацию

Что такое общее недоразвитие речи 2 уровня у ребенка

К грубой форме нарушения речи в детском возрасте, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции, относится ОНР 2 уровня. В таком случае нарушение речевого развития у детей характеризуется следующими проявлениями:

  • ребенок изъясняется простыми фразами, при этом допуская множественные вербальные ошибки;
  • словарный запас беден;
  • не сформированы навыки словоизменения и словообразования;
  • сильно нарушены фонематические операции и звукопроизношение.

Что лежит в основе ОНР

Причиной возникновения общего недоразвития речи у детей могут стать как внешние, так и внутренние факторы. К внутренним относится:

  • сложное течение беременности;
  • возникновение гипоксии во время беременности или родов;
  • родовые травмы;
  • зпр;
  • дизартрия;
  • черепно-мозговые травмы в детском возрасте;
  • частые болезни;
  • общее ослабление организма;
  • наследственность.

Обратите внимание! Что касается внешних факторов, то к появлению недоразвитости могут привести неблагоприятные домашние условия, дефицит общения с родителями. В большинстве случаев причиной становится сочетание различных факторов

В большинстве случаев причиной становится сочетание различных факторов.

Определение ОНР

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: