Логомассаж и артикуляционная гимнастика в логопедии. преодоление нарушений моторных функций речи у детей и взрослых (188 ч.)

Чувашова ольга юрьевна

Содержание

Слайд 1
Миофункциональная коррекция в работе логопеда(здоровьесберегающие технологии)УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: КИРЕЕВА. Н.А.

Слайд 2
По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей и подростков растёт, в связи с чем актуальность этой проблемы принимает глобальный характер.

Слайд 3
В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, обусловленными миофункциональными нарушениями

Миофункциональные нарушения (МФН) — это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).

Слайд 4
Диагностические признаки МФН
Привычка держать рот открытым
Дыхание через рот
Напряжение губ при глотании (инфантильный тип глотания)
Прокладывание языка между зубами при разговоре
Неправильное произношение звуков
Нарушения
прикуса

Слайд 5
Причины МФН

Генетические – 25%
Вредные привычки (сосание пальца, соски после года, прикусывание губ, щек, языка, прокладывание языка между зубами)
Ротовое дыхание
Инфантильное глотание. Вялое сосание и жевание (недостаток твердой пищи)
Раннее удаление молочных зубов
Подкладывание кулачка, ладоней под щёку и запрокидывание головы во время сна.
Нарушение осанки.

Слайд 6
— Недоразвитие гайморовых пазух-Сужение верхней челюсти-Недоразвитие нижней челюсти-Нарушение осанки-Общее недоразвитие организма
Ротовое дыхание провоцирует:

Слайд 7
Применение средств миофункциональной коррекции (МФК) -инновационная технология, направленная на профилактику и исправление произносительных нарушений речи у детей, имеющих  вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев, пустышки,  а также имеющих  предрасположенность к нарушениям развития зубочелюстной системы.   

Слайд 8
Миофункциональныетрейнеры– это разновидность ортодонтических аппаратов, с помощью которых устраняют причины формирования неправильного прикуса, зубочелюстных аномалий, нарушений дыхания и глотания. Использование трейнеров возможно уже в дошкольном возрасте. Они не вызывают дискомфорта и болевых ощущений.

Слайд 9
Средства коррекции и профилактики МФН
Грудное вкармливание до 1-1.5 года и своевременное введение твердой пищи

Вестибулярные пластинки STOPPI (2-4 года)
Помагает малышу отвыкнуть от сосания пустышки или пальца
Корректирует открытый прикус

Профилактические трейнеры для малышей INFANT (3-5 лет)
Стимулируют тонус круговой мышцы рта
Обеспечивают необходимую нагрузку на жевательные структуры
Вестибулярные пластинки MUPPI (4-8 лет)
Корректируют вредные привычки и миофункциональные нарушения у детей
Способствуют нормализации развития зубочелюстной системы

Преортодонтические миофункциональные трейнеры T4K (6-10лет)
Нормализуют тип дыхания и рост лицевого скелета
Корректируют вредные миофункциональные привычки и дисфункции

Позиционеры MYOBRACE (8 – 35 лет)
Используется для выравнивания зубных рядов и исправления прикуса, в качестве альтернативы брекетам

Слайд 10
— формируется правильный прикус
— нормализуется носовое дыхание
— устраняются вредные миопривычки
— стабилизируется психоэмоциональное состояние
— укрепляется общее здоровье

Использования вестибулярных пластин и трейнеров в процессе речевой коррекции :

Слайд 11
миофункциональная гимнастика — систематические упражнения направленные на:
Избавление от патологических привычек и начало работы над новыми потернами (навыками)
-стабилизация нижней челюсти
-нахождение точки языка
-упражнения для языка
-упражнения для мышц окружности губ
-упражнения для щёчных мышц
-нормализация процесса глотания и жевания
-речевая осанка

Слайд 12
Профессор Е.А.Дьякова с Джой Мойлер (JoyMoeller) — ведущим специалистом по ОМТ в Америке.
Мастер-класс:
автор метода, профессор Е.А.Дьякова, президент Международного Института Речевой Патологии.
По окончании курса выдан Сертификат Международного Института Речевой Патологии на 24 ак.часа с правом работы по данной методике.
«Орофациональнаямиофункциональная терапия в логопедической практике»

Слайд 13
«В наше времявсе ходят в тренажёрные залы, занимаются физическими упражнениями, и делают их с поднятием груза, но при этом забывают о лицевых мышцах»

«Мышцы лица и языка также важны, поскольку влияют на вашу способность разговаривать, жевать, глотать, дышать правильно»
Это очень важно!

Слайд 14
Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Дистанционное обучение

Удаленную форму обучения чаще всего предпочитают практикующие логопеды и педагоги. Она удобна тем, что позволяет совместить работу с учебой, отточить навыки и повысить уровень грамотности ведения коррекционных работ. На удаленных курсах слушатели просматривают видеозаписи семинаров, посещают онлайн-уроки и знакомятся с обучающими видеороликами. Общаться с преподавателем можно посредством мессенджера, скайпа или электронной почты.

Учеба проходит в таких форматах:

  • чат;
  • конференция;
  • вебинар.

В ходе онлайн-обучения слушатели обретают знания о специфике распространенных речевых нарушений (заикании, дислалии, дизартрии, афазии) и методах их коррекции. В конце каждого урока необходимо пройти тестирование, результаты которого помогают оценить уровень усвоения материала. Веб-курсы в основном рассчитаны на короткий срок: от 72 часов до 2-3 месяцев.

Учеба на дистанционных курсах повышения квалификации для логопедов включает 3 этапа:

  1. Организационно-технический. Педагог или логопед определяется с интересующими его программами и производит оплату. На этом этапе оговаривается график занятий и специфика внесения платежей (единовременно или ежемесячно). Ученик получает доступ к обучающим материалам.
  2. Основной. Этот период предполагает учебу в различных форматах: онлайн-уроки, самостоятельная работа, интерактивные занятия. Особо важные вопросы прорабатываются более тщательно – для этого могут быть предусмотрены занятия с использованием видео-конференц-связи.
  3. Завершающий. На это время запланированы итоговые экзамены. Если программа разбита на модули, по каждому из них тест сдается отдельно. Специальная комиссия оценивает их и выдает удостоверение о прохождении повышения квалификации по логопедии, дистанционно освоен был курс или очно, в документе не указывается.
Учебное заведение Название курса Краткая характеристика Длительность (в часах)
Международный университет экономических и гуманитарных наук (Москва) «Логопедический массаж» На курс могут записаться практикующие логопеды и дефектологи, а также специалисты, которые раньше проходили обучение на очных курсах логомассажа. 72
Институт медицинского образования (Москва) «Логопедия» Принимают только тех, кто имеет диплом о высшем профильном образовании или прошел переподготовку по логопедии. По результатам сданного экзамена выдают удостоверение и сертификат, который дает право устроиться на работу в медучреждение. Срок «годности» такого сертификата – 5 лет. 72
Академия дополнительного профессионального образования (Курган) «Логомассаж» Слушатели освоят техники массажа, который помогает лечить алалию, дислалию, дизартрию и прочие речевые нарушения. Выпускники этого курса будут востребованы в государственном образовательном и медицинском учреждении, платной клинике. Кроме того, они могут заниматься частной практикой. 72
Инновационный образовательный центр (Республика Карелия, г. Петрозаводск) «Актуальные вопросы в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС» Специалисты, работающие в общеобразовательных учреждениях, получают возможность актуализировать свои знания о построении работы преподавателя-логопеда на основе ФГОС и с учетом новых требований. 108
АНМЦ «Развитие и коррекция» (Москва) «Современные технологии развития речи и мышления у учащихся коррекционных школ-интернатов» Курс рассчитан на преподавателей-логопедов, которые работают в центрах реабилитации. Им предлагают знакомство с пошаговой методикой речевого развития у неговорящего ребенка, а также дифференциальной диагностики нормы и ЗПР. Кроме того, слушатели осваивают новые техники коррекции дислексии и дисграфии. 240

Учебный план


Наименование дисциплин
Общая трудоёмкость, в акад. часах
Работа обучающегося в СДО

Лекции
Тестирование
Практические задания

Формы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

I Модуль. Общие сведения и основные приёмы массажа

1
Метод массажа в коррекции речевых нарушений
5

4
1

З

2
Анатомо-физиологическое обоснование массажа, механизм его действия на организм человека
5

4
1

3
Предварительная диагностика. Показания и противопоказания к проведению массажа
7

6
1

4
Основные приемы и виды массажа
7

6
1

II Модуль. Методики логопедического массажа при различных речевых нарушениях

5
Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений
9

8
1

З

6
Основы методики сегментарно-рефлекторного массажа
15

10
1
4

7
Методика точечного массажа (массаж биологически активных точек)
15

10
1
4

8
Зондовый массаж
15

10
1
4

9
Использование приемов самомассажа в логопедической практике
15

10
1
4

10
Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики
15

10
1
4

11
Артикуляционный массаж при заикании и ринолалии
15

10
1
4

12
Логопедический массаж при дизартрии
17

12
1
4

13
Дифференцированная артикуляционная гимнастика для детей
12

7
1
4


Наименование дисциплин

I Модуль. Общие сведения и основные приёмы массажа

1

Метод массажа в коррекции речевых нарушений

5
4
1

З

2

Анатомо-физиологическое обоснование массажа, механизм его действия на организм человека

5
4
1

З

3

Предварительная диагностика. Показания и противопоказания к проведению массажа

7
6
1

З

4

Основные приемы и виды массажа

7
6
1

З

II Модуль. Методики логопедического массажа при различных речевых нарушениях

5

Методика проведения логопедического массажа. Комплексы массажных движений

9
8
1

З

6

Основы методики сегментарно-рефлекторного массажа

15
10
1
4
З

7

Методика точечного массажа (массаж биологически активных точек)

15
10
1
4
З

8

Зондовый массаж

15
10
1
4
З

9

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

15
10
1
4
З

10

Примерные комплексы массажа с элементами гимнастики

15
10
1
4
З

11

Артикуляционный массаж при заикании и ринолалии

15
10
1
4
З

12

Логопедический массаж при дизартрии

17
12
1
4
З

13

Дифференцированная артикуляционная гимнастика для детей

12
7
1
4
З

Топ очных курсов

Если вы хотите стать востребованным логопедом, необходимо регулярно пополнять собственную базу знаний. Оптимальный способ сделать это – записаться на очные курсы. Их программа насыщена теорией логопедии и дает возможность:

  • ознакомиться с нюансами современного инклюзивного образования;
  • изучить виды речевых нарушений и техники их исправления;
  • обучать детей с недоразвитием речи;
  • оказывать логопедическую помощь в рамках профилактики нарушений речи;
  • корректировать речевые дефекты;
  • освоить правила и овладеть техниками массажа (как логопедического, так и зондового);
  • изучить основы нейропсихологии;
  • научиться организовывать совместную работу учителя и логопеда.
Учебное заведение Название курса Краткая характеристика Длительность
(в акад. часах)
Международный университет экономических и гуманитарных наук (Москва) «Дифференцированный логомассаж в структуре коррекционных занятий по устранению дизартрии» На курс могут записаться логопеды, дефектологи, массажисты речевых отделений, студенты факультетов дефектологии, специалисты, оказывающие коррекционную помощь ребенку с особыми потребностями. 144
Московский институт восстановительной медицины «Профилактика и коррекция нарушений речи у детей раннего возраста» Вечерний курс. Методы и техники развивающей и корректирующей работы с детьми от рождения до 3 лет. Основы логомассажа и артикуляционной гимнастики. 8
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет «Современные логопедические технологии. Логопедический массаж» Логопедический мониторинг и арт-терапия, альтернативные коммуникации и мультимедийные средства в коррекции нарушений речи. Разновидности, методы и практика логомассажа. 40
Московский городской институт современных психологических технологий «Логопедия и психологическая работа с детьми» Изучение методов и техник психолого-логопедической работы с детьми, которые имеют разные нарушения развития. Диагностика и исправление таких дефектов. Курс предназначен для практикующих специалистов в области детской психологии и логопедии. 184
АНО ДПО «Учебный центр «Педагогический альянс» (Санкт-Петербург) «Основы логопедии и логоритмики» Курс для учителей, которые хотят углубить свои знания в логопедии. Отработку полученных навыков проводят в специализированных ДОУ. 160
«Логоритмика» 32

Специфика

Повышение квалификации по направлению «Логопедия» в медицинских учебных заведениях и центрах могут пройти только специалисты с высшим медобразованием. Специалистов с другим образованием к курсам повышения квалификации не допускают. Кроме того, логопеды, которые работают в медицинских учреждениях, должны через каждые 5 лет сертифицироваться, чтобы подтверждать свою профпригодность.

В образовательных организациях должность специалиста по коррекции речи называется «учитель-логопед» (только в учреждениях здравоохранения и соцобслуживания она официально именуется просто «логопед»). Отсюда вытекают требования к профилю базового образования, с которым могут принять на курсы повышения квалификации. У учителя должно быть среднее или высшее профессиональное образование по одной из специальностей укрупненной группы «Образование и педагогические науки» или по направлению, соответствующему преподаваемому предмету.

Согласно квалификационным требованиям, которые утвердило Минздравсоцразвития приказом № 761н, учителем-логопедом может работать выпускник вуза с образованием в сфере дефектологии. Если кандидат получил другое высшее образование, ему надо пройти профпереподготовку по соответствующему направлению (дефектология, логопедия).

Периодически проходить курсы повышения квалификации педагогов обязывает закон. Поэтому рано или поздно каждому школьному или детсадовскому педагогу-логопеду приходится подбирать подходящий учебный центр. Делая выбор, надо учитывать:

  • наличие лицензии, которая разрешает центру вести такую образовательную деятельность;
  • какой документ будут выдавать после окончания курса – это должно быть удостоверение о повышении квалификации (к нему могут прилагаться всевозможные сертификаты, но они не должны быть единственными документами, официально удостоверяющими факт успешного прохождения курса;
  • продолжительность (несмотря на допустимый законом минимум объема в 16 часов, в среднем хороший курс повышения квалификации логопеда занимает не меньше 72 часов;
  • цену;
  • сколько лет существует выбранное учебное заведение или центр;
  • реальные отзывы слушателей.

Чаще всего повышение квалификации логопедам предлагают пройти дистанционно. После успешно сданного экзамена в форме тестирования слушатель получает удостоверение. Оно ничем не отличается от документов, которые выдают выпускникам очных курсов.

Логопед с доп. квалификацией специальный психолог — Московский институт психологии


Мне нравится1Не нравится

Чему вы научитесь?

  • Создавать условия для получения образования у детей со специальными образовательными потребностями.
  • Проводить мероприятия по компенсации, адаптации, коррекции и реабилитации у детей и подростков.
  • Осуществлять диагностику, коррекцию нарушений и профессиональное развитие в рамках проведения коррекционно-развивающих занятий.
  • Применять логопедические технологии и методики в практической деятельности.
  • Оказывать консультативную помощь родителям детей с проблемами в развитии.
  • Составлять специальные рекомендации и программы для родителей, педагогов и других специалистов.

Что входит в программу дистанционного обучения входит?

  1. Онлайн-вебинары с возможностью просмотра записей в течение всего курса обучения.
  2. Разборы реальных клинических ситуаций и проведение демонстрационных сессий.
  3. Лекционные и полезные дополнительные материалы к дисциплинам.
  4. Онлайн-встречи с разбором вопросов от слушателей.
  5. Индивидуальные и групповые домашние задания с обратной связью от преподавателей.
  6. Общение с одногруппниками и единомышленниками в чатах.
  7. Тестирование и работа над ошибками после каждой дисциплины.
  8. Практические упражнения с решением ситуационных задач.

О курсах

На курсах повышения квалификации для логопедов слушателям рассказывают о новых методиках и способах коррекции дефектов речи. Качественное формирование речевых навыков невозможно без взаимодействия с родителями или опекунами ребенка. Поэтому особый акцент сделан на организации плодотворного сотрудничества с ними.

Курсы требуются:

  • логопеду, воспитателю и учителю в образовательном заведении (ДОУ, школа, лицей, гимназия) и центре развития ребенка;
  • врачу-логопеду в медицинском учреждении (поликлиника, больница, реабилитационный центр или санаторий);
  • частнопрактикующему специалисту.

Курсы проходят в разных формах: очной, заочной и очно-заочной. Кроме того, многие учебные заведения предлагают повышение квалификации логопедов дистанционно. Слушателю не приходится брать на работе отпуск и ехать в другой город. Ему предоставляют личного менеджера, который помогает в составлении индивидуального графика занятий. Материалы, необходимые для учебы, высылают на электронную почту.

Повышение квалификации логопед может пройти в любом специализированном заведении, которое имеет лицензию на проведение таких курсов. Перечислим в качестве примера несколько популярных:

  • Уральский институт повышения квалификации и переподготовки;
  • Международный социально-гуманитарный институт (Москва);
  • Современная научно-технологическая академия (Москва);
  • Образовательный центр «Каменный город» (Пермь);
  • ИДПК – Институт дистанционного повышения квалификации и профпереподготовки (Новосибирск).

После окончания курса слушателю выдают удостоверение, подтверждающее факт повышения его квалификации.

КПК «Миофункциональные нарушения и тактика работы логопеда»

ВЕДУЩИЙ — Гомозова Елена Сергеевна — клинический логопед, дефектолог, эксперт, преподаватель DIR/Floortime (USA), Президент Ассоциации специалистов ДИРФлортайм (Россия), руководитель первого в России флортайм центра «РечеЦветик» (Ивантеевка, МО), эксперт Федерального Ресурсного Центра по комплексному сопровождению детей с РАС (Москва).

ПРОГРАММА КУРСА

I. Общие представления.

1.1 Миофункциональная терапия – определения

II.Верхняя и нижняя челюсти.

2.1- Анатомия верхней челюсти.

2.2- Анатомические особенности полости рта. Нормальная анатомия языка

2.3- Анатомические особенности новорожденного

2.4- Анатомические особенности в 1 год жизни.

2.5- Развитие нижней челюсти

III.Дыхание

3.1- Дыхание как физиологический процесс.

3.2- Роль и функции носового дыхания. Монооксид азота.

3.3- Внешнее дыхание. Закон Дальтона.

3.4- Функциональные нарушения дыхания.

3.5- Роль углекислого газа в организме человека. Тканевое дыхание.

3.6- Гипервентиляция легких: определение, основная симптоматика.

3.7- Ротовой тип дыхания.

3.8- Носовое дыхание в цифрах. Дыхание по Бутейко.

3.9- Роль легких в газообмене.

3.10- Виды дыхания. Характеристики правильного дыхания.

3.11- Основные виды нарушения дыхания у детей.

3.12- Этапы коррекции дыхания.

3.13- Использование трейнера INFANT.

3.14- Дыхание. Практика.

3.15- Диагностика и коррекция диафрагмального дыхания. Гимнастика Стрельниковой. Усложнение гимнастики.

3.16- Традиционные дыхательные упражнения.

3.17- Речевое дыхание: диагностика и коррекция.

3.18- Тейпирование диафрагмы.

3.19- Техники восстановления носового дыхания. Как научить сморкаться.

3.20- Тейпирование носовых пазух и корня языка

IV.Прикус.

4.1- Типы прикусов.

4.2- Влияние ротового типа дыхания на формирование прикуса

4.3- Симптомы хронического кислородного голодания

4.4- Критерии оценки лица

4.5- ротовой тип дыхания во время сна

4.6- Смешанный тип дыхания

4.7- Перекрестный прикус

4.8- Классы улыбок

4.9- Практика

4.10- Рост челюстей

V.Язык

5.1- Нормальная анатомия языка. Точка покоя языка. Функции языка

5.2- Уздечка языка

5.3- Физиологическое глотание

5.4- Особенности грудного и искусственного вскармливания

5.5- Влияние соски на развитие нижней челюсти

5.6- Пространственное положение языка

5.7- Патологическое глотание

5.8- Инфантильный тип глотания: диагностика и приемы коррекции

5.9- Контроль за положением точки покоя языка

VI.МФН диагностика и коррекция.

6.1- Диагностическая карта. Практика.

6.2- Приемы работы по коррекции круговой мышцы рта.

6.3- Дисфункция ВНЧС и приемы расслабления жевательной мышцы

6.4- Средства и приемы коррекции жевания

6.5- Нормализация глотка

6.6- Стимуляция мягкого неба

6.7- Мио гимнастика при МФН

ИНФОРМАЦИЯ

Объём курса: 5 занятий по 3 академических часа.
Длительность курса: 5 недель.
Начало курса: суббота, 1 июля.
Форма участия: очная.
Расписание курса: занятия — по субботам, с 19.40 до 22.00 в аудитории ОМПУ.

Стоимость участия: 30 000 рублей.

По окончании выдается сертификат участия Открытого Медико-психологического Университета.

Координатор учебный программ:
+7 977 525-63-11
+7 903 775-07-01 (Наталья)
+7 909 980-31-37
+7 966 326-24-61 (Ольга)

Примеры программ

Программы, направленные на повышение квалификации логопедов, условно делятся на 3 типа:

  1. Организация работы. Предназначены для тех, кто хочет обрести или усовершенствовать знания по выбранному направлению.
  2. Логопедические технологии. Их цель – дать слушателям информацию о конкретных методиках и техниках развития и исправления речи (например, о логомассаже, специальной гимнастике, логоритмике, зондовом массаже) и обучить применению их в практике.
  3. Исправление речевых нарушений. Они знакомят со спецификой коррекции определенных нарушений речи. Слушатели могут улучшить свои навыки работы с дизартриями, алалиями, ринолалиями, недоразвитием речи и так далее.

Все приведенные ниже программы предусматривают заочную форму обучения, которая предусматривает использование дистанционных технологий.

Название программы Краткое содержание Длительность (в часах)
Логопедическая работа по коррекции произношения звуков Анатомия и физиология речевого аппарата, правила артикуляции звуков. Диагностика нарушений произношения звуков. Методики исправления дефектов звукопроизношения различных фонетических групп. 144
Запуск речи у детей, которые не говорят Комплексный взгляд на проблему отсутствия речи у ребенка. Обучение организации логопедической поддержки и участию в сопровождении детей, которые имеют тяжелые формы нарушения речи. 108
Логомассаж и артикуляционная гимнастика Обучение специалиста правилам и техникам выполнения логомассажа, упражнениям для артикуляционной гимнастики, которые помогают преодолевать нарушения речи моторного характера как у ребенка, так и у взрослого. 144
Логопедическая работа с детьми с РАС Речевые нарушения, которыми чаще всего сопровождаются РАС. Диагностика отклонений в речи с учетом сложностей контакта с ребенком с РАС. Обучение специальным приемам и техникам коррекции, разработанным для детей-аутистов. 144
Нейропсихологические технологии для профилактики нарушений речи у детей младенческого и раннего возраста Нарушения развития речи у детей, возникающие вследствие нейропсихологических синдромов. Профилактика и исправление речевых дефектов, вызванных поражениями центральной нервной системы во внутриутробном периоде. Современные методики и техники нейропсихологии в работе с детьми до 3 лет. 108

Подводя итоги

Профессиональных опытных логопедов высоко ценит руководство детских образовательных и медицинских учреждений. Особенно важна их работа в специализированных центрах и поликлиниках независимо от формы собственности. Регулярное повышение квалификации помогает своевременно осваивать новейшие коррекционные направления и методики. Последние разработки ученых позволяют более эффективно работать с серьезными речевыми нарушениями у детей разного возраста и взрослых.

Проходить курсы повышения квалификации учителя-логопеды должны не реже чем раз в 3 года. Очный формат не совсем удобен, так как предполагает полный отрыв от работы. Но с удаленной учебой проблем нет – сегодня практически все учебные заведения и центры предоставляют возможность пройти курсы дистанционно. Эта форма наиболее популярна и востребована среди логопедов, которые работают как в образовательных заведениях, так и в медицине.

Автор статьи:

Материал обновлен: 30.01.2024 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: