Дислексия у детей: симптомы и лечение, коррекция и прогнозы

Дислексия у детей: дистанционный метод коррекции нарушений чтения

Причины дислексии

Основной фактор — нарушения в работе мозговых структур. Это явление может быть вызвано различными состояниями, заболеваниями, ситуациями. Определим ключевые причины дислексии:

  1. Повреждение головного мозга в перинатальном периоде. Возможные провокаторы: анемия, порок сердца, инфекции матери, асфиксия, затяжные роды, алкогольная и лекарственная интоксикация, преждевременная отслойка плаценты, фетоплацентарная недостаточность;
  2. Нарушение баланса между полушариями мозга, чаще — в пользу сильного преобладания правого;
  3. Социальные факторы: запущенность или, наоборот, непомерные обучающие нагрузки, изоляция от ровесников, неблагополучное семейное окружение;
  4. Генетическая предрасположенность;
  5. Проблемы со зрением;
  6. Черепно-мозговые травмы и инфекции головного мозга;
  7. ДЦП.

Чтобы достоверно определить природу детской дислексии, необходимо пройти комплексное обследование.

Статистика и обратная связь

Существует возможность анализа коррекционного процесса и оценки результативности работы с программой. В личном кабинете формируются отчеты по следующим параметрам:

  • регулярность занятий;
  • коэффициент правильно выполненных заданий;
  • интенсивность нагрузки;
  • скорость реакции при ответах;
  • количество ошибок.

В чем заключается роль специалиста

Разумеется, для полноценной высокоэффективной работы желательна дополнительная помощь логопеда и психолог, но система упражнений SLOGY построена так, что позволяет работать и без участия специалистов.

Занятия на платформе SLOGY в сочетании с очными занятиями со специалистом даст больший эффект. Если это невозможно, то специалист, периодически консультируя, поможет оценить результативность работы на платформе. Кроме того, не редко именно специалист помогает родителям принять решение о начале занятий на платформе.

Когда лучше начать коррекцию дислексии?

Оптимальный период коррекции дислексии — начальные классы школы. Чем позже оказать помощь ребенку с дислексией, тем более серьёзные последствия и менее оптимистичный прогноз коррекции вы получите.

Если у ребенка уже диагностирована дислексия, то лучше всего начать коррекцию сегодня. Теперь это возможно из любой точки планеты, где есть интернет.

На какой возраст рассчитана программа

Начинать работу с программой можно с 6-летнего возраста (если ребенка начали обучать чтению с пяти лет), но в основном она ориентирована на школьников младших классов, освоивших букварный этап обучения.

Последняя версия программы поможет сформировать навыки чтения целым словом и адекватное понимание простых текстов. Для успешной работы в программе ребенок должен быть знаком с буквами. Таким образом, важен не класс и не возраст, а уровень владения навыком чтения. Есть немало детей с дислексией, которые учатся в пятом или шестом классе, у которых навык чтения находится на уровне 1-2 класса.

Рекомендуемая длительность обучения

В большинстве случаев, при ежедневных занятиях отмечается положительная динамика даже за такой короткий срок, как 2-3 месяца. Для полноценного эффекта коррекции дислексии требуется значительно более длительный курс: около 2 лет и более. Следует иметь в виду, что в случаях настоящей дислексии (а это стойкое, трудноустранимое нарушение) согласно мировой практике далеко не всегда удается полностью избавить ребенка от этого тяжелого недуга.

«К сожалению, очень часто некоторые недобросовестные фирмы или отдельные специалисты предлагают за несколько месяцев все изменить, все наладить так, что ребенок будет читать — за этим кроется обман. Если вам обещают быстрый успех, то скорее всего это маркетинговая ловушка. Вы потратите впустую время, деньги, а в проигрыше будет, в конечном счете, ребенок. Логопеды, в свою очередь, могут помогать родителям не попасть в такую ловушку, разъясняя, что невозможно так быстро все исправить. Всякие обещания фантастически быстрых результатов — это фактически мошенничество».
А.Н. Корнев

Важно!

Ключевым условием успеха является соблюдение регулярности занятий. Роль родителей в формировании у ребенка навыков чтения невозможно переоценить. Именно их психологическая поддержка, постоянное общение, терпеливое и методичная мотивация ребенка на ежедневные занятия в конечном итоге приводит к успеху логопедической коррекционной программы.

Известные люди с дислексией

По разным оценкам, дислексией страдает от 5 до 15% населения в мире. Это достаточно распространенное явление. У таких людей часто отмечается высокий уровень развития пространственного мышления и творческих способностей. Многие известные деятели искусства и науки страдали дислексией. Например, Альберт Эйнштейн — физик, автор теории относительности, Стивен Спилберг — один из самых успешных и известных режиссеров в истории кинематографа, Генри Форд — американский промышленник, основатель Ford Motor Company, Агата Кристи — британская писательница, автор детективов, одна из самых издаваемых авторов в мире, Уилл Смит — американский актер, продюсер, рэпер и многие другие.

В России информация о дислексии у публичных лиц широко не распространена, однако есть случаи, когда селебрити говорили о своих проблемах с чтением или письмом. Так, например, комик Гарик Харламов открыто рассказал, что сталкивался с проблемами в школе из-за дислексии. Неоднократно упоминали о своих трудностях с чтением в детстве также журналист и телеведущий Александр Гордон и писатель Евгений Гришковец.

Как определить дислексию?

Очень часто дети, имеющие дислексию, страдают от необоснованных претензий родителей и учителей, получают ярлык «труднообучаемого» ребенка, хотя просто не в состоянии справиться с ситуацией. Им требуется не навязывание лишних часов чтения, а специальная коррекционная работа и психологическая поддержка.

Многие ребята с дислексией сами страдают от своего состояния, ведь они могут быть очень одарены в творчестве, хорошо успевать в точных науках, но трудности с чтением сильно снижают оценку их успехов и, как следствие, самооценку.

Родителям следует не ругать ребенка, а обратиться за помощью к специалисту. Освоение учебы в более старших классах напрямую зависит от умения хорошо читать и правильно понимать прочитанную информацию.

Причины дислексии

Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.

Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:

  • Преобладание активности правого полушария головного мозга
  • Нарушение равновесия между полушариями головного мозга
  • Черепно-мозговые травмы
  • Тяжелые инфекции, такие как менингит
  • Нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода
  • Осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес, краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение)

Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.

Что такое дислексия?

Дислексия — это состояние, когда ребенок имеет трудности в обучении письму и чтению, хотя во всем остальном он вполне нормально развит физически и интеллектуально. Понятийно дислексия была впервые описана в 1968 году на Международной Конференции Неврологов. По различным выкладкам учёных, дислексией страдает в той или иной степени около 12 процентов детей. Причем, как правило, ей чаще подвержены мальчики, чем девочки.

Дети, страдающие дислексией, не различают звуки и формы. А ещё они не видят разницы в цифрах и буквах, и поэтому допускают много орфографических ошибок в одном предложении. Письмо дислектиков выглядит некрасиво и неразборчиво. Часто такие дети ошибочно считаются ленивыми и «неперспективными». Они, как правило, получают худшие оценки, да и изначально в школу поступают практически не подготовленными.

Дислексия — это целый пласт когнитивных нарушений, которые, безусловно, нуждаются в профессиональной терапии. В противном случае дети вступят во взрослую жизнь, будучи совершенно к ней не адаптированными. А, как известно, возрастом проблем с обучаемостью, усвоением новых навыков становится все больше, и наверстать упущенное уже не получается. Дислексики нередко чувствуют себя хуже других и основательно закомплексованы.

Причины дислексии

Специалисты выделяют несколько причин возникновения дислексии, среди которых:

1. Биологические. 

Исследователи отмечают наличие воздействия патологических биофакторов, которые вызывают минимальное мозговое нарушение:

  • гипоксическое повреждение мозга. Может быть связано с неверной имплантацией плодного яйца, анемией, пороком сердца матери, врожденным пороком сердца плода, различными проблемами во время родов;

  • токсическое поражение центральной нервной системы. Проявляется, как правило, при алкогольном и медикаментозном отравлении, гемолитической болезни плода;

  • инфекции головного мозга плода, вызванные различными заболеваниями матери: краснуха, корь, желтуха, герпес и так далее;

  • механические повреждения, вызванные при родах: затяжная родовая деятельность, внутричерепное кровоизлияние и так далее.

2. Социальные. 

Нередко, дислексия вызвана рядом таких факторов, как недостаток речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, раннее начало обучения. 

Реже заболевание является следствием генетических факторов и наследственности.

Исследование нервных рефлексов, слуха, зрения и запись ЭЭГ у детей с дислексией, как правило, не выявляют грубых отклонений от нормы. Однако, изменения в неврологическом статусе могут свидетельствовать о задержке в моторном, психическом и интеллектуальном развитии детей с данным расстройством. Отмечается отсутствие точности или различие движений при сознательных видах деятельности. Моторика ребенка не соответствует его возрасту, хотя при этом в ходе игр и неосознанных движений дети не отличаются ничем от других сверстников.

ЭЭЦ у детей с дислексией может показать замедление в созревании мозга при нормальном слухе. Но, исследование зрительных функций показало, что у детей дислексией имеются свои особенности. Если в норме рецепторы двух глаз отличаются между собой и передают разные картинки в мозг, который уже самостоятельно решает, на какую группу рецепторов того или иного глаза направить картинку, то у детей с дислексией одинаковая зона восприятия картинки обоих глаз. При попадании сигналов в одну из зон восприятия мозгу сложно выбрать изображение, которое для него является зеркальным, отсюда и сложности при быстром распознании букв и слогов.

Дислексия у взрослых чаще всего возникает в результате ЧМТ либо инсульта (нарушения кровообращения), при которых поражаются участки коры головного мозга. Дислексия, также, может служить характерным признаком пациентов с инсультом левого полушария. У больных при этом наблюдаются тревожные расстройства, проблемы с координацией, депрессия. 

Расстройство дислексия может сопровождаться развитием объемных опухолей левого полушария головного мозга. Больные при этом испытывают мигрени, головокружение, потерю памяти, трудности в подборе слов.

Клиническое интервью

Диагностика чтения и орфографии

Должна учитывать способности к чтению: скорость, точность и понимание; способности к написанию. Для проверки необходима комбинация различных диагностических тестов. Это предполагает индивидуальное тестирование. Производительность ребенка сравнивается с показателями детей в том же учебном году.

Оценка интеллекта

Тест на лингвистические способности, логическое мышление, скорость обработки и память − позволяет дифференцировать диагноз слабости чтения и орфографии из-за более низкого интеллекта и дислексии с когнитивными способностями.

Дополнительный опросник:

  • История школы: развитие чтения, орфографии и других предметов.
  • Развитие навыков письменного языка (образцы диктанта).
  • Оценка эмоционального состояния.

Нейропсихолог

Зрительное, слуховое и пространственное восприятие, память, речь, внимание и др. – психические функции

Также важнейшими психическими функциями являются и, так называемые, управляющие функции или функции программирования и контроля, которые обеспечивают планирование, сосредоточенность, регуляцию поведения, что необходимо для любой деятельности, в том числе и учебной.

Психические функции обеспечиваются согласованной работой различных мозговых структур. Нарушение даже одной из них приведет к нарушению самой деятельности, но происходить это будет по-разному. По разным причинам бывает, что функционирование тех или иных областей мозга оказывается нарушенным или несогласованным. Это проявляется в нарушениях психических функций, что в свою очередь приводит к проблемам при обучении.

Нейропсихолог проводит диагностику развития психологического высших психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и т.д.) и выявляет причины трудностей в обучении письму, чтению, счетным навыкам. Также во время диагностики специалист может определить готовность ребенка к школе. наличие у ребенка дефицита внимания, задержки психического развития.

Дислексия развития и ее симптомы

Дислексия развития — это сложности в обучении, которые проявляются уже с самого рождения. Конечно, наличие этой проблемы автоматически не означает, что у ребенка снижен интеллект или он неправильно развивается. Дислексия развития может возникать даже у детей, которые в тестах на IQ и другой направленности достигают очень высоких результатов.

Как диагностируется дислексия у детей? Симптомы дислексии появляются уже в самом раннем возрасте. Дислексию развития может определить только психолог у ребенка, достигшего 10 лет. В более ранние годы достоверность такого диагноза будет невысока

Раньше вообще не принимали во внимание такой тип расстройства. Все ограничивалось увещеваниями со стороны педагогов, что нужно усерднее учиться, что лишь приводило к систематической невротизации детей

В младенчестве тот факт, что ребенок не начинает сперва ползать, а сразу ходит, может вызывать подозрения на наличие дислексии. Наиболее полно симптомы проявляются в раннем школьном возрасте, но можно заметить их раньше, во время подготовки к школе.

В самообслуживании ребенок дошкольного возраста испытывает напряжение в застегивании пуговиц, не умеет завязывать шнурки. А еще с трудом пользуется ножом и вилкой.

В подвижных играх ребенок-дислексик проявляет себя неуклюже, в частности, постоянно спотыкается. Не может поймать мяч, плохо обучается езде на велосипеде, лыжам, плаванию. Всячески избегает двигательных занятий и физических упражнений, всячески старается пропустить уроки физкультуры в школе.

Как помочь ребёнку с дислексией?

Нужно тренировать его навыки чтения, запоминания и пересказа текста. Здесь очень важна поддержка родителей. Стоит поощрять ребёнка, растить его уверенность в себе на всех этапах обучения и заниматься его развитием. Как можно помочь:

Читайте ребёнку вслух. Это увеличит его словарный запас и разовьёт навыки слушания. Кроме того, это будет стимулировать интерес к чтению.

Читайте вместе с ним. Практика, когда родитель и ребёнок читают одну книгу и обсуждают её, помогает ребёнку развивать память и анализировать прочитанное.

Перечитывайте любимые книги. Вам может быть скучно читать любимую книгу вашего ребёнка снова и снова, но повторение укрепит понимание текста.

Сделайте чтение увлекательным. Чтение должно быть удовольствием, а не рутиной. При дислексии дети склонны избегать чтения, так как оно вызывает сложности

Поэтому важно читать книги, которые будут действительно интересны ребёнку, и делать это в максимально комфортной и поддерживающей обстановке.


Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Кроме того, многим детям и взрослым намного комфортнее работать с текстом на компьютере или планшете, а не использовать классический напечатанный текст. Это связано с тем, что компьютер создаёт более визуальную и отзывчивую среду.

Чем может быть полезен компьютер при обучении ребёнка с дислексией:

  • В текстовых редакторах есть функция проверки орфографии, которая показывает ошибки и исправляет их.
  • Большинство браузеров могут озвучивать напечатанный текст.
  • Можно использовать программы для преобразования речи в письменный текст.

Признаки предрасположенности к дислексии у детей 4-7 лет / Дошкольники

В России дошкольникам дислексию, дисграфию и дискалькулию не диагностируют, т.к.ребенок только делает первые шаги по усвоению навыков чтения, письма и счета, и достаточного количества данных для диагностики у специалистов еще нет.  Но понять, есть ли у ребенка предрасположенность к дислексии и другим трудностям в обучении можно уже в раннем возрасте.

Особое внимание к развитию ребенка следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия, дисграфия и другие трудности с чтением и письмом, сопровождающие их на протяжении всей жизни. Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др

Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др.

У ребенка возникают сложности при обучении чтению и письму:

  • имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
  • плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы)
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход)
  • возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий (делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме)
  • может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу
  • читает или пишет слова задом наперед
  • пропускает отдельные слова или места в тексте
  • поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
  • меняет буквенный порядок при чтении;
  • обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности.
По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения;
    пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Формы дислексии

Существует несколько форм дислексии:

  • Фонематическая — ребенок путает буквы при произношении слов, может менять местами части слов при письме или чтении.
  • Аграмматическая — пациенты с такой формой дислексии часто путают падежные окончания, неправильно произносят и пишут глагольные окончания.
  • Мнестическая — пациент не понимает буквы, вследствие чего не может связывать звуки с графическими изображениями.
  • Оптическая — такая форма расстройства связана с трудностями в различении схожих визуально букв.
  • Тактильная — развивается у слепых пациентов и влечет за собой проблемы с изучением и тактильным распознаванием букв.
  • Семантическая — форма дислексии, при которой пациент не может понять смысл прочитанных слов, техника чтения при этом не страдает.

Как обучать ребёнка с дислексией

Ребёнок с дислексией — не глупый и не непослушный, у него такие же интеллектуальные возможности, как и у других детей. Ему просто тяжело даётся чтение. Это необходимо учитывать при обучении ребёнка в школе, иначе плохие оценки и насмешки одноклассников могут спровоцировать депрессию и агрессию. 

Дислексику нужно внимание родителей и особый подход в обучении в школе. Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами

Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование. 

Чтобы подобрать для ребёнка индивидуальную программу, родители должны работать вместе с психологами, логопедами и педагогами. Дислексику требуется больше времени на выполнение заданий. В традиционной школе не всегда могут обеспечить такой подход. Индивидуализировать обучение и развивать те сферы, которые дислексику лучше даются, помогает переход на семейное образование. 

<<Форма семейного образования>>

Организовать процесс обучения ребёнка с дислексией дома поможет онлайн-школа. «Экстернат Фоксфорда» даёт широкие возможности для персонализации обучения: 

  • Можно построить индивидуальный образовательный маршрут. Предметы, по которым приходится много читать, можно изучать минимально, лишь для аттестации, а дисциплины, которые нравятся ребёнку, — углублённо. 
  • Можно регулировать нагрузку при обучении ребёнка с дислексией. Расписание «Экстерната Фоксфорда» очень гибкое, а занятость в несколько раз ниже, чем в обычной школе. Высвобождается время на коррекцию дислексии.
  • Образовательная платформа «Фоксфорда» позволяет ускорять и замедлять уроки, перематывать и ставить на паузу. 
  • У ребёнка может быть личный наставник, который будет следить за мотивацией и процессом обучения.
  • Успеваемость измеряется реальными знаниями. В «Фоксфорде» не ставят «двойки». Ученикам начисляются «очки опыта», которые складываются из количества просмотренных лекций и выполненных заданий.

Профилактика или рекомендации при болезни

Профилактикой расстройства адаптации у детей считается развитие личности, объективная оценка собственных возможностей и поддержка родных.

Большое значение имеют благоприятные условия среды, в которых растет ребенок. При формировании личности детей важную роль играет семья. Ощущение поддержки от родных, отсутствие душевного дискомфорта – все это способствует формированию объективной самооценки, закреплению поведенческих реакций, самореализации.

Адаптационные возможности детского организма закладываются на психосоциальном и психобиологическом уровнях. Психобиологический – это общее состояние здоровья, темперамент, характер, генетика. Профилактика заболевания на этом уровне включает в себя: 

  • активный образ жизни;
  • положительный настрой;
  • совершенствование творческих навыков;
  • стремление к постоянному самосовершенствование.

Психосоциальный уровень – это навыки коммуникации, обусловленные нюансами воспитания и внутрисемейными традициями, а также особенностью самооценки. На этом уровне закладываются следующие адаптационные механизмы:

  • умение адекватно воспринимать психологическую помощь;
  • способность контролировать психологическое состояние;
  • умение обходить стороной токсичные связи и иные стрессогенные факторы.

Основная рекомендация при расстройстве адаптации у детей – оперативно начать лечение, пока болезнь не перешла в тяжелую стадию. Также полезно будет посетить курсы семейной терапии, чтобы улучшить и укрепить отношения между ребенком и родителями. В некоторых случаях рекомендована групповая терапия со сверстниками, которые страдают от психических расстройств. 

Список литературы:

Признаки дислексии

Речевая дислексия у детей сопровождается нарушениями в произношении звуков, скудностью словарного запаса, неточностью понимания и употребления слов. Речь у детей грамматически неправильно построенная, в ней отсутствуют развернутые предложения, зачастую, она просто несвязна.

Симптомы дислексии отличаются в зависимости от различных ее форм.

1. Фонематическая дислексия. 

При данной форме нарушения ребенок заменяет и смешивает между собой звуки, схожие артикуляционно и акустически (звонкие-глухие, свистящие-шипящие и так далее). В некоторых случаях наблюдается чтение по буквами, искажение слогов и звуков слов.

2. Семантическая дислексия. 

Семантическая дислексия или «механическое чтение» выражено нарушением понимания прочитанных слов, фраз и текста в целом, при этом техника чтения правильная. 

3. Аграмматическая дислексия. 

Характеризуется неправильным прочтением падежей существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушением согласования частей речи в числах, родах и падежах. 

4. Мнестическая дислексия.

Выражена нарушением ассоциации между зрительной формой буквы, ее произношением и акустикой. Тем самым, ребенок не запоминает буквы, смешивая и заменяя их при чтении. Обследование детей с нарушением слухоречевой памяти при данной форме дислексии помогает выявить невозможность воспроизведения ряда от 3 до 5 букв или звуков, а также, нарушение порядка их следования и сокращения.

5. Оптическая дислексия.

Проявляется смешением и заменой букв, графически схожих и отличающихся отдельными элементами либо пространственным расположением (б-д, з-в и так далее). При этом, также, отмечается соскальзывание с одной строки на другую. К данной форме нарушения относят, также, зеркальное чтение.

6. Тактильная дислексия.

Тактильный синдром дислексии наблюдается у незрячих людей и сопровождается смешением тактильно похожих между собой букв при чтении азбуки Брайля. В ходе чтения ребенок соскальзывает с одной строки на другую, пропускает буквы и слова, искажает мысль прочитанного текста, наблюдается хаотичность движений пальцев.

Симптомы или как проявляется расстройство адаптации у детей

Клиническая картина заболевания многообразна и отличается в каждом конкретном случае, что может вызвать трудности при постановке правильного диагноза.

К основным симптомам расстройства адаптации у подростков относятся:

  • беспокойство, тревога, чувство напряжения;

  • плохое настроение, плаксивость, замкнутость;

  • потеря интереса к занятиям, которые ранее доставляли удовольствие;

  • отсутствие желания общаться;

  • снижение самооценки;

  • забывчивость, рассеянность, ухудшение концентрации внимания;

  • раздражительность;

  • агрессивные проявления;

  • проблемы с учебой, пропуски уроков и прочее.

Часто отмечаются признаки астении: повышенная утомляемость, слабость, упадок сил. Возможны невротические и неврозоподобные состояния: навязчивости, заикание, нарушения сна и аппетита, энурез (недержание мочи).

Проявления поведенческих отклонений, в основном, определяются возрастом ребенка. Для младших школьников характерны реакции протеста, отказ от еды, уходы из дома и др. Подростки склонны к сопротивлению установившимся порядкам, попыткам выйти из-под контроля и опеки взрослых.

Расстройство адаптации вызывает нарушение нормального повседневного функционирования ребенка, поэтому следует как можно раньше приступать к терапии.

Что такое дислексия

Дислексия — это особенность работы мозга, из-за которой человеку сложно читать, при этом его интеллект, зрение и слух в норме.

Чаще всего дислексия развивается вместе с другими нарушениями:

  • дисграфией — трудностями с письмом;
  • дискалькулией — трудностями с изучением арифметики;
  • СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивности и так далее.

По данным European Dyslexia Association (EDA), это расстройство у 9–12% населения планеты. Оно доставляет дискомфорт, однако чаще всего не препятствует успешному обучению и карьере. В EDA утверждают, что многие люди с дислексией преуспевают в творческих профессиях, например в архитектуре.

Расстройство не помешало стать успешными Тому Крузу, Киану Ривзу и Стивену Спилбергу.

Траектории развития

Как и все другие поведенческие расстройства, этиология дислексии является многофакторной. Разработано несколько теорий для описания основных процессов, лежащих в основе расстройства.

Молекулярно-генетическая

Недавняя идентификация и клонирование генных мутаций, связанных с дислексией, позволяет исследователям добиваться более точного определения патогенеза заболевания.

Связанные с дислексией гены участвуют в контроле миграции некоторых нейронных линий, а также в регулировании роста аксонов. Существует некоторое соответствие между их дисфункцией и некоторыми структурными и функциональными аномалиями, обнаруженными у лиц, страдающих дислексией.

У ребенка с родителем, страдающим дислексией, риск развития расстройства составляет 40-60% и увеличивается, когда затрагиваются другие члены семьи. В относительном риске для брата наблюдается увеличение в 3-10 раз и встречается у 68% идентичных близнецов.

Фенотипические аспекты и нейрофизиологические теории

Предполагают нарушение обработки:

  • Фонологической – связи между фонемами и графемами (звука с буквами).
  • Слуховой – коротких или быстро меняющихся звуков. Аномальные нейрофизиологические реакции на звуковые раздражители.
  • Визуальной – зрительных, быстро движущихся стимулов. Нарушена чувствительность клеток внутри «магноцеллюлярного зрительного пути».
  • Работы мозжечка – расстроена автоматизация когнитивных процессов и моторного контроля.

Два основных значения дислексии

Этот термин используется, как правило, в двух значениях. Первое, общее и широкое понятие — это специфические трудности ребенка в обучении. Оно охватыает несколько областей: собственно дислексию, дисграфию, дизорфографию, дискалькулию.

  1. Дислексия в узком смысле означает трудности в обучении чтению. Ребенок ошибается при чтении, а также путает похоже выглядящие буквы, переставляет звуки, пропускает слоги. Или, к примеру, читает начало слова, а дальше надолго задумывается. При этом темп чтения очень медленный
  2. Дисграфия — ребенок пишет «аршинными» буквами, далеко выходящими за пределы строчки. Пропускает, переставляет использует друг вместо друга при написании похожие буквы, слоги и слова. А еще одно и то же слово может написать несколькими способами. Например, «только», «тольок» и «ктольх»
  3. Дизорфография — отсутствие навыков грамотной письменной речи, нередко даже несмотря на знание правил правописания. Ребенок в одном тексте пишет, например, «номер» и «нумер» и не замечает разницы. Сюда же примыкает и дизорфоэпия. В устной речи в соседних фразах совершает разные ошибки, произнося одни те же слова каждый раз на новый лад.
  4. Дискалькулия — нарушения в изучении математики. Затруднено распознавание цифр и чисел, сохранение в памяти знаков и символов. А также смешение действий — например, ребенок пытается умножить, хотя сам же видит знак деления.

(c)freepik.com

Диагностика дислексии

У большинства детей нарушения не выявляются до поступления в детский сад или в школу, где они начинают изучение символов. Необходимо обследовать детей с задержкой пассивной или активной речи, которые не нагоняют сверстников к концу первой ступени обучения, или если дети на любой ступени обучения не читают на том уровне, который ожидается исходя из их вербальных или интеллектуальных способностей. Часто лучшим диагностическим признаком является неспособность ребенка отвечать традиционным или типичным подходам к чтению на первой ступени обучения, хотя широкая вариабельность навыков чтения может отмечаться у детей на этом уровне. Для диагностики необходимо подтверждение проблем с фонологическим процессингом.

Дети, у которых подозревают наличие дислексии, должны пройти обследование навыков чтения, уровня речевого развития, слуха, когнитивных способностей и психологическое обследование для выявления функциональных особенностей и предпочтительных для них форм обучения. Такое обследование может проводиться по запросу учителя или родителей ребенка на основании Закона об образовании людей с ограниченными возможностями (IDEA), особого образовательного закона США. Результаты обследования затем позволяют определить наиболее эффективные подходы к обучению ребенка.

Оценка понимания текста при чтении направлена на определение распознавания и анализа слов, владения речью, понимания читаемой и слушаемой речи, а также уровня понимания словарного запаса и процесса чтения.

Оценка произношения, языка и восприятия текста на слух позволяет оценить разговорную речь и нарушение восприятия фонем (звуковые элементы) разговорной речи. Также оценивают функцию активной и пассивной речи

Обследуют также когнитивные способности (внимание, память, обоснование)

Психологическое обследование направлено на выявление эмоциональных аспектов, которые могут усиливать расстройства чтения. Необходимо собрать полный семейный анамнез, включающий наличие психических расстройств и эмоциональных нарушений в семье.

Врач должен убедиться, что у ребенка нормальные зрение и слух либо при скрининговом обследовании либо направив ребенка на тестирование слуха и зрения. Неврологическое обследование может помочь выявить вторичные признаки (например, нервно-психическая незрелость или незначительные неврологические нарушения) и исключить другие проблемы (например, судороги).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: