Как с помощью игр научить ребёнка ориентироваться в пространстве

Развитие пространственного мышления у дошкольников: задания, игры и упражнения

Что будем развивать?

Во время обучения у ребенка развивается:

  • воображение;
  • память;
  • концентрация внимания;
  • усидчивость;
  • самостоятельность;
  • образное мышление;
  • мелкая моторика рук;
  • правое и левое полушария головного мозга одновременно.

Мелкая моторика

В начале обучения ребенок учится считать на абакусе. Он передвигает костяшки на спицах, перебирая их пальчиками. Поэтому хочет малыш или нет, но у него мелкая моторика рук всё равно развивается.

Межполушарные связи

Межполушарные связи укрепляются благодаря ассиметричному счету. Это такой счёт, при котором на правой руке задействованы большой и указательный пальцы, а на левой – средний и указательный. Межполушарные связи необходимо развивать, чтобы активизировать работу мозга и задействовать все его области.

Увеличение скорости мышления

Особая методика устного счета позволяет в достаточно короткий срок натренировать мозг таким образом, что уже через 1–2 месяца занятий ребенок начинает правильно и быстро считать как простые, так и сложные числа. А это, в свою очередь, способствует ускоренному мышлению.

Концентрация внимания

Польза ментальной арифметики для детей в том, что улучшается концентрация внимания, появляется усидчивость, ребенок привыкает к регулярности тренировок и обязательному ежедневному выполнению домашних заданий.

Развитие памяти

Объем фотографической памяти увеличивается настолько, что ребенок легко запоминает большие объемы информации и главное — делает это простоо и быстро. Через некоторое время родители замечают, что уроки он начинает делать самостоятельно и не тратит на их выполнение много времени.

Развитие правого и левого полушария

Родители должны знать, чем полезна ментальная арифметика. Самый главный её смысл в том, что она является серьезной основой для обучения в любой другой сфере, какую бы ни выбрал ребенок в дальнейшем. Не имеет значения — творческие ли это направления (музыка или танцы), спорт или изучение иностранных языков, успешность возрастает в разы, а мозг ребенка отлично адаптируется к любым нагрузкам. То есть во время обучения у малыша одновременно развиваются два полушария головного мозга. Он готов к любым неожиданностям и может решить задачу двумя способами: творческим и аналитическим.

Тренеры «Академии развития интеллекта AMAKids» с каждым новым учеником убеждаются в том, что ментальная арифметика не только учит детей правильно и быстро считать в уме, а помогает преодолевать страх перед ошибкой, неуверенность в себе, добавляет мотивации в учебный процесс и ведет к общей успешности ребенка в школе и в жизни.

Чтобы начать заниматься и получить информацию, чем полезна ментальная арифметика, мы приглашаем всех желающих детей в возрасте от 5 до 16 лет к нам на бесплатные пробные занятия. Что должен уметь ребенок? Считать до 10. А от родителей мы ждем поддержки, ведь для того, чтобы ментальная арифметика приносила пользу, тренироваться в устном счете и выполнять небольшие домашние задания нужно регулярно (это занимает 15–20 минут в день). В AMAKids уверены, что дети будут делать их с интересом, так как тренировки проходят в онлайн режиме с помощью современной высокоинтеллектуальной IT-платформы. В ней можно выбрать скорость и режим выполнения, ответить на дополнительные вопросы и получить в итоге настоящее удовольствие от успешного результата.

Польза ментальной арифметики находит свое отражение в любой деятельности человека

Научиться быстро считать является не единственной задачей ментальной арифметики. Занятия по указанной технологии способствуют тренировке нейронных связей головного мозга, развивают скорость их работы, а также качество мышления:

Знания по арифметике заметно расширяются, ребенок получает высокие оценки. Ученик проявляет любознательность.
Известно, что математические способности тесно связаны с чтением

Развитие одних качеств оказывает непосредственное влияние на другие.
Ребенок в равной степени развивает работоспособность правой и левой руки, что особенно важно для музыкантов, операторов, технических работников.
Чадо становится собранным и приобретает уверенность в себе. У него поднимается самооценка, желание изучать больше.
Развивается аналитическое мышление
Концентрируется внимание, быстро запоминаются факты, даты и прочая ценная информация.
Чадо учится усидчивости, старается нести ответственность за проделанную работу, поступки и дела в целом.

Давайте будем откровенными до конца и постараемся затронуть тему отрицательного влияния на детский мозг ментальной арифметики. Как показывает практика, на первых занятиях ребенок делает ошибки даже в тех примерах, которые ранее решал с легкостью. Это не повод для преждевременного расстройства. Психика ребенка и интеллектуальные способности развиваются у каждого ребенка индивидуально. Только время может показать высокий результат проделанной работы.

Еще один аргумент в качестве отрицания использования абакуса: нет необходимости тратить много времени на разрешение сложных задач, с которыми в будущем ему не придется сталкиваться. Когда речь идет о решении многоступенчатых заданий, то ребенку  увлекательнее и полезнее рассматривать этапы действий, чем высчитывать, каков окажется окончательный ответ.

Важно помнить, что любое обучение объединяет в себе работу учителя и ученика. Ребенок должен заниматься ежедневно

Постепенно у него вырабатывается привычка трудиться, желание узнавать новое и интересное.

Обоснование ментальной арифметики с точки зрения нейробиологии

Во время учебы в школе мы развиваем левое полушарие мозга, отвечающее за рациональность мышления, логику и умение анализировать. В нем «живут» способности к математике. Правое управляет интуицией, эмоциями, отвечает за концентрацию внимания, воображение, распознает сложные визуальные и звуковые образы

Оно обделено вниманием во время школьной учебы

Полушария связаны между собой нейронными связями. В результате недостаточного развития правого полушария часть нейронных связей оказывается незадействованной.

Мыслительные способности человека зависят от согласованного развития обоих полушарий. Ментальная арифметика включает комплекс мыслительных процессов, затрагивающих обе части мозга. Одновременно с развитием правого полушария дополнительно развивается и противоположное, отвечающее за логическое мышление и счет. Открываются ранее не задействованные каналы связи между полушариями, и мозг получает мощный стимул интеллектуального развития. Слаженная работа обоих частей мозга входит в привычку, помогая ребенку концентрироваться, визуализировать информацию, смотреть на задачи шире и выстраивать логику для их решения.

Что входит в программу занятий

Программа построена от простого к сложному. Сначала ребенка знакомят со счетами — абакус (от греческого «счетная доска»). Это вид древних счет в первоначальном виде представлял собой глиняную доску с 2 желобами, в которые помещались шарики или камни. На занятиях ментальной арифметикой используется абакус, визуально напоминающий современные счеты.

Ребенок учится выполнять счетные операции на абакусе. Тренировка на счетах развивает мелкую моторику и межполушарные связи. Благодаря техническим упражнениям у ребенка растет усидчивость, быстрота мысли и ее концентрация. Считая на абакусе, он учится образно мыслить и по-другому смотреть на привычные арифметические операции.

Далее преподаватель переходит к счету в уме. Уроки направлены на то, чтобы ребенок научился считать ментально, представляя абакус в своем воображении. В момент отказа считать на счетах, правое полушарие начинает трудиться активнее. Этот этап занимает немало времени, но сформированные способности оправдывают ожидания.

По окончании курса дети быстро считают в уме без больших усилий.

Как пространственное мышление поможет первокласснику

Навык пространственного мышления формируется в ходе определенных видов деятельности: лепка, аппликация, рисование и т.д. На уроках же математики, которые даются в младшей школе, разбирается узкий круг задач: детей обучают понятиям формы, длины, положения в пространстве. Но в рамках школьной программы рассматривается недостаточное количество геометрических задач, что оказывает негативное влияние на понимание фигур и задач, связанных с ними.

В ходе исследований предположение о важности повышения количества знаний по математике и геометрии в начальных классах школы подтвердилось, так как именно на этих уроках происходит:

  • Приобретение запаса геометрических образов
  • Формирование двух видов воображения: плоскостного и пространственного
  • Формирование базовых понятий о геометрии
  • Применение геометрических фигур в решении задач
  • Заложение базового навыка мышления с помощью методов геометрии (сравнение, анализ и т.д.)
  • Получение навыка конструирования
  • Приобретение творческого навыка

Умение мыслить в пространстве поможет первокласснику:

  • Достигнуть спортивных успехов
  • Организовать свое рабочее пространство
  • Научиться концентрироваться
  • Быстрее воспринимать информацию

Компьютерные игры

В статье «Чему учат компьютерные игры» мы уже упоминали, как они помогают научиться ориентироваться. Заядлые игроки в сетевые стрелялки знают: выигрывает тот, кто досконально изучил игровую область на предмет тайников, способов забраться в тыл противника, укромных мест для засады и путей к экстренному отступлению. 

Любые игры, в которых есть карта местности, учат «читать» её и соотносить плоское изображение с трёхмерным пространством. Старые RPG с «открытым миром» (такие, где игрок свободен в перемещениях) позволяли получить ценный опыт ориентирования на местности, поскольку задания в них звучали примерно так: «Иди по дороге на запад, перед деревом странной формы поверни на север и следуй в сторону горы с двумя вершинами. Когда окажешься у расколотого камня…» В современных играх оптимальный маршрут до цели показан на карте — не так аутентично, зато можно научиться пользоваться навигатором.

 Другой вид игр, развивающих визуально-пространственный интеллект, — головоломки. Например, знакомый каждому «Тетрис» — очень простой и очень сложный одновременно. Или игра для мобильных устройств Monument Valley, которая ломает привычные представления о трёхмерном пространстве. Чтобы пройти её, нужно научиться использовать оптические иллюзии, «невозможные» фигуры и искажения перспективы. Отличная тренировка неординарного пространственного мышления!        

Креативность.

Определений и формулировок много, но все их можно свести к главному: это способность находить творческие, нестандартные пути решения сложных, необычных задач.

Именно такое гибкое и неординарное мышление позволяет нам смотреть глубже, видеть шире привычные вещи.

Оно не дает останавливаться на достигнутых результатах и найденных решениях. Но заставляет копать глубже и сильнее.

Благодаря ему мы можем слышать запахи и трогать звуки. Нас посещают инсайты и яркие фантазии.

Вы задумывались, почему у большинства детей к окончанию первого класса мотивация к обучению падает до нулевой отметки?

Практически вся система обучения в школе построена на работе левого полушария мозга, отвечающего за логику и анализ, способности к чтению и письму.

Возникает функциональная ассиметрия мозга. Таким образом первоклассники и теряют часто интерес к изучению нового.

Методика ментальной арифметики направлена на формирование устойчивых нейронных связей между обоими полушариями мозга, способствует его гармоничному развитию.

Этапы развития мышления

По мере взросления у ребенка поочередно формируются 3 вида мышления:

  • предметно-действенное;
  • визуально-образное;
  • словесно-логическое.
Этапы развития мышления у дошкольника
Дошкольный период Мышление Краткая характеристика
Младший

(3-4 года)

Предметно-действенное Познание объекта с помощью практических действий: ощупывание предмета, разъединение и соединение частей, ломание игрушек.
Средний

(4-6 лет)

Предметно-действенное (развивается); визуально-образное (формируется) Изучение объекта посредством наглядного восприятия как с использованием практических действий, так и без них. Увеличение объема памяти, развитие внимания и воображения. Способность использовать изобразительные схемы для решения простых задач.
Старший

(6-7 лет)

Визуально-образное (развивается); словесно-логическое (формируется) Попытки систематизировать представления об объекте. Формирование понятий. Установление причинно-следственных связей. Способность рассуждать, решать более сложные задачи.

Роль пространственного мышления в современной жизни

Пространственным мышлением называется такая разновидность мышления, которая позволяет создать пространственный образ, изменить его и преобразовать с целью решения теоретической или практической задачи.

Область его применения обширна:

  1. Гораздо легче решить задачу, если представить мысленно сюжет, в котором выполнено указанное условие. С понятием образа и пространственных отношений связаны любые математические подсчеты и работа с геометрическими фигурами.
  2. Чтобы запомнить какую-либо информацию, в голове создают понятный образ и согласовывают его с уже знакомой информацией. В противном случае надолго удержать полученное знание в голове не удастся.
  3. Писатели продумывают сюжетную линию, помещая воображаемых персонажей в мысленное пространство, которое наполняют различными событиями.
  4. В рисовании пространственное мышление играет также значительную роль: художнику необходимо перенести воображаемое пространство на лист, соотнося при этом действительные размеры с изображаемыми, чтобы картина получилась убедительной.
  5. Способность мыслить образами помогает ориентироваться на местности и находить оптимальный маршрут.
  6. В обычной жизни перед выполнением какой-то деятельности сначала в мыслях создают результат, анализируя при этом пути достижения цели. Если сразу приступить к выполнению задания, то в итоге можно получить совсем не то, к чему стремился.

Умение производить логические операции, трансформировать реальные изображения в графические и наоборот, представлять предмет с любой стороны – это лишь часть компонентов пространственного мышления, без которого невозможно стать успешным строителем, архитектором, швеей, дизайнером или кондитером.

Основа такого мышления закладывается в самостоятельной деятельности, когда ребенок играет с предметами. Поэтому не стоит малышу позволять долго смотреть телевизор или играть на планшете. Лучше посвятить это время упражнениям для формирования и развития пространственного мышления.

Ключевые преимущества развития пространственного мышления

Развитие пространственного мышления является ключевым аспектом в развитии дошкольников. Этот навык помогает детям лучше ориентироваться в окружающем мире и понимать пространственные отношения. Основные преимущества развития пространственного мышления у дошкольников включают:

  1. Улучшенная визуализация: Развитие пространственного мышления позволяет детям лучше визуализировать предметы и формы в своем воображении. Это помогает им более точно представлять себе объекты и пространственные отношения, что полезно для решения задач, связанных с картографией, архитектурой и геометрией.
  2. Улучшение координации движений: Развитие пространственного мышления также способствует улучшению координации движений рук и глаз. Дети, освоившие этот навык, могут более легко выполнять задания, связанные с рисованием, вырезанием и складыванием.
  3. Развитие логического мышления: Пространственное мышление также способствует развитию логического мышления. Дети научатся анализировать и решать задачи, связанные с пространством, что полезно для их обучения и в дальнейшей жизни.
  4. Развитие творческих способностей: Развитие пространственного мышления помогает детям развивать свои творческие способности. Они смогут представлять новые и уникальные формы и объекты, что развивает их креативность и интуицию.

Перспективы развития пространственного мышления у дошкольников также очень обширны. Разработка этого навыка может стать основой для дальнейшей успешной карьеры в таких профессиях, как архитектор, дизайнер или инженер. Этот навык также полезен для научных исследований и работ в области географии и геологии. Кроме того, развитие пространственного мышления способствует также формированию аналитического мышления, что является ключевым навыком во многих сферах жизни. Выводящее предложение: Развитие пространственного мышления является важным аспектом в образовании и развитии дошкольников, и занятия, направленные на развитие этого навыка, могут быть очень полезными и интересными для детей, способствуя их полноценному развитию и успешному будущему.

Пазлы и мозаики

Сборка пазла — процесс, тренирующий внимательность, усидчивость и, конечно, пространственное мышление: нужно определить место фрагмента на картинке, а затем выбрать единственно верное положение для сцепления другими деталями.

Пазлы для самых маленьких состоят из четырёх-шести элементов. Но есть и гигантские полотнища, насчитывающие тысячи деталей. На их сборку уходят недели и даже месяцы, но оторваться очень трудно!

Некоторое время назад в продаже появились трёхмерные пазлы, ещё сильнее задействующие визуально-пространственный интеллект.

Есть много развивающих головоломок, использующих принципы мозаики: например, танграмы (наборы геометрических фигур, складывающиеся в картинки). 

Формирование объемно-пространственного мышления

Психология рекомендует развить этот навык, который не только является основой развития малыша, но и поможет ему в дальнейшей учебе.

Как развить пространственное мышление в дошкольном возрасте

Мышление ребенка должно приобрести конструктивный типаж. Для этого существуют различные упражнения и занятия.

  • Рисование набросков. Все просто – в процессе рисования малыш может владеть пространством. В этот момент он осознает размеры предметов, может выстроить форму и местонахождение их в пространстве. Рисуя, он прорабатывает эти связи, тем самым позволяет навыку развиваться активнее. Попутно малыш развивает мелкую моторику.
  • Игры с дроном. Играя с такой игрушкой, можно также получить более развитый тип мышления. Ведь в процессе управления игрушкой можно рассчитать, долетит ли она, ударится ли. Ребенок начинает сопоставлять ее скорость с окружающей средой и делать собственные выводы.
  • Разгадывание головоломки. Основной упор в этих видах занятий идет на обширную область воздействия задачек. Чтобы решить головоломку, малышу требуется использовать весь свой умственный потенциал. Ребенок осваивает функции анализа и улучшает восприятие образов, что помогает ему в будущем. Хорошо помогают головоломки, которые требуют перенести что-либо в другое место или переделать форму объекта.

Представление объемных фигур полезно для развития

  • Мысленное вращение предметов. Урок формирует образное мышление. Достигнув мастерства в этом занятии, ребенок может строить образы в своей голове, понимать пространство, не измеряя его. Мысленно определяются форма и иные свойства предметов без измерительных приборов и иных видов помощи.
  • Настольные игры. Урок проводится от простого к более сложному. В процессе игр может потребоваться пройти лабиринт или найти дорогу. Главное, чтобы ребята учились анализировать ход игры и следить за действиями в пространстве. Игровая форма помогает лучшему усвоению информации.
  • Игры и упражнения для ориентирования в пространстве помогают малышу освоиться и улучшают мышление. В игре можно использовать мини-задачи, которые требуют от ребенка сосредоточиться и показать, где лево, право. Осознать понятия вперед, назад, выше или ниже. Можно играть, прося малыша найти предметы в центре или сверху, задействовать понимание формы и цвета.

Внимание! Если у ребенка дизартрия, следует уделять внимание конструктивным занятиям. Ребенок может лепить что-нибудь, заниматься конструированием

Ответив на вопрос, в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается какое мышление, следует уделить внимание развитию малыша. Кроха в некоторых вопросах напоминает тесто в руках родителей, поэтому следует всячески помогать ему познавать современный мир, из года в год совершенствуясь

https://youtube.com/watch?v=3hb4lToq_7Q

Как развить пространственное мышление?

Родители должны знать, как развить пространственное мышление у ребенка. Пространственное мышление развивается поэтапно. На каждом этапе свой уровень трёхмерного мышления – изначально малыш в воображении собирает домик из кубиков, а дальше, по мере роста, уже конструирует 3 D изображения.

Этапы:

  • До трёх лет. На этой стадии ребёнок учится воспринимать образы, звуки и запахи. Формируется навык определения своего положения в пространстве. Ребёнок может выполнять простые задания: рисовать фигуры, соединять точки, собирать фигуры из счётных палочек, лепить из пластилина.
  • С трёх до пяти у ребёнка на интуитивном уровне закладываются определение субъектов в многогранном пространстве и понятия «большой», «маленький». Формируется навык определять форму. Ребёнок уже может перерисовать несложный рисунок, сравнивает изображения. Здесь в числе упражнений для развития – создание аппликаций, фигурок из бумаги, дорисовка эскизов.
  • С 5 до 7 лет ребёнок уже может самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать. Здесь нужны задания на внимательность, графические задачи, логические игры, которые развивают мозг, в частности пространственное и образное мышление: шахматы, шашки и т.д.

Пространственное мышление и его назначение

В основе хорошо развитого пространственного мышления лежит возможность представлять предметы разных форм и размеров, распределять их в пространстве, мысленно ориентироваться в расположении объектов.

Подобный тип мышления — основа общественно значимых профессий (инженерия, строительство, дизайн). Однако не нужно закрывать глаза на развитие пространственных навыков, считая, что ребенок станет работать в иной сфере.

Визуализация — способность представлять физически не присутствующие предметы, переставлять их, выполнять замену деталей. Этот навык пригодится во многих видах деятельности:

  • занятия спортом, физическая активность,
  • рисование, черчение,
  • танцы,
  • математика и геометрия.

На бытовом уровне люди тоже прибегают к пространственному мышлению: когда фотографируют или снимают видео, делают перестановку мебели, паркуют машину и т. д. Умение ориентироваться в пространстве заметно облегчает жизнь, а порой и спасает — например, когда возникает необходимость найти или вспомнить нужную дорогу, а интернета нет.

Чтобы решать практические задачи и использовать пространственное воображение в креативных целых, необходимо развивать его с детства.

Выполняя упражнения вместе с ребенком, не ожидайте выдающихся результатов слишком быстро. У каждого возрастного периода есть нормы — ориентируйтесь на них, чтобы следить за развитием пространственного мышления малышей.

Почему нужно ориентироваться на нормативы, разработанные преподавателями и нейрофизиологами? 

  1. Вы не будете требовать от детей невозможного: в отличие от специалистов, мы часто не догадываемся о пределах развития человеческого мозга.
  2. С раннего возраста начнется полноценная подготовка к школьным урокам: во время занятий ребенок не будет уставать, пытаясь усвоить тонкости программы. Домашние занятия дарят уверенность в себе.
  3. Выстроенная система делает обучение эффективнее. Делая упор на упражнения, предложенные специалистами, вы сможете добиться результата быстрее, чем при самостоятельном планировании.
  4. Четко обозначенные критерии уменьшают эмоциональную и интеллектуальную нагрузку на ребенка.

Помните, что пространственные навыки, заложенные в детстве, — долговечные. Они пригодятся детям во многих ситуациях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: