Дислексия

Коррекция дислексии у детей

Диагностика заболевания

В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.

Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.

Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.

Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.

Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.

В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.

Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.

Два основных значения дислексии

Этот термин используется, как правило, в двух значениях. Первое, общее и широкое понятие — это специфические трудности ребенка в обучении. Оно охватыает несколько областей: собственно дислексию, дисграфию, дизорфографию, дискалькулию.

  1. Дислексия в узком смысле означает трудности в обучении чтению. Ребенок ошибается при чтении, а также путает похоже выглядящие буквы, переставляет звуки, пропускает слоги. Или, к примеру, читает начало слова, а дальше надолго задумывается. При этом темп чтения очень медленный
  2. Дисграфия — ребенок пишет «аршинными» буквами, далеко выходящими за пределы строчки. Пропускает, переставляет использует друг вместо друга при написании похожие буквы, слоги и слова. А еще одно и то же слово может написать несколькими способами. Например, «только», «тольок» и «ктольх»
  3. Дизорфография — отсутствие навыков грамотной письменной речи, нередко даже несмотря на знание правил правописания. Ребенок в одном тексте пишет, например, «номер» и «нумер» и не замечает разницы. Сюда же примыкает и дизорфоэпия. В устной речи в соседних фразах совершает разные ошибки, произнося одни те же слова каждый раз на новый лад.
  4. Дискалькулия — нарушения в изучении математики. Затруднено распознавание цифр и чисел, сохранение в памяти знаков и символов. А также смешение действий — например, ребенок пытается умножить, хотя сам же видит знак деления.

(c)freepik.com

Как распознать дислексию

Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • возникают сложности при чтении и письме;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов и предложений.

Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад

Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

До зачатия:

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.

В утробе:

  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • ДЦП
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)
  • ЧМТ

Когда обратиться к врачу?

Поводом обращения за помощью к логопеду должны стать любые признаки дислексии. Большинство детей осваивают чтение в детском саду или в начальных классах школы, в то время как дети с дислексией часто не могут постичь азов чтения к этому времени. Огрехи в чтении в более раннем возрасте могут быть нормой.

Важно не только выявить проблему, но и дифференцировать ее

Грамматические ошибки и неправильное произношение слов при чтении могут восприниматься взрослыми как нежелание учиться, недостаточное внимание к обучению или проявление низких интеллектуальных способностей

Важно пройти соответствующую диагностику как можно быстрее, поскольку чем раньше будет начата коррекция с использованием особых, специализированных условий обучения, тем меньше сложностей будет испытывать ребенок в будущем

Что делать, если у ребенка есть признаки дислексии

Важным аспектом коррекции является создание специальных условий обучения для детей с дислексией. В России это может быть реализовано при помощи специальных индивидуальных программ в школе и дополнительных занятий с логопедом, которые должны организовываться на бесплатной основе . При необходимости родители совместно с образовательным учреждением могут принять решение о необходимости семейного обучения на дому. 

Если у ребенка есть проблемы с успеваемостью, ему трудно читать и запоминать новую информацию, родителям следует: 

1. Обратиться к специалистам: 

  • логопеду;
  • психологу;
  • коррекционному педагогу;
  • неврологу.

2. Пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Она поможет установить, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), после чего ему будет рекомендован один из вариантов адаптированной программы обучения (5.1 или 5.2).

3. Обратиться в школу, где учится ребенок. Там детям с ОВЗ обязаны предоставлять особые условия обучения:

  • классные занятия по адаптированной программе;
  • занятия с логопедом и психологом (не менее 5 часов в неделю).

К детям с дислексией применяется отдельная, адекватная система оценивания прогресса в обучении. Впоследствии ребенку выдают аттестат стандартного образца. При сдаче ЕГЭ дети с дислексией получают дополнительные 1,5 часа на экзамене.

4. Обратиться в городской центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центр). При отсутствии логопеда в школе помощь детям с дислексией должны оказывать специалисты ППМС-центров, при этом справка ПМПК там не требуется.

5. При необходимости обратиться в негосударственные центры психолого-педагогической помощи .

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

Игровые способы коррекции дислексии у детей

Игры — обязательный элемент помощи при дислексии. Ниже опишем наиболее популярные игры:

  1. Найти однокоренные слова в списке, при этом слова должны обозначать одно и то же действие, предмет или признак: ходит, поход, уход, хождение;
  2. Поиск слов по заданному звуку. Развивает слух;
  3. Нужно подготовить карточки со словами или буквами: сделать их самостоятельно или приобрести готовый набор. Далее школьник должен найти карточку со словом, который называет педагог. Другой вариант — подбор рифмы под заданное слово, называние слов с определенной буквой;
  4. Барабанщик — произнесение слов по слогам, на каждый слог хлопаем в ладоши или бьем в барабан.

Диагностика дислексии

Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.

В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.

Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.

Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.

Признаки предрасположенности к дислексии у детей 4-7 лет / Дошкольники

В России дошкольникам дислексию, дисграфию и дискалькулию не диагностируют, т.к.ребенок только делает первые шаги по усвоению навыков чтения, письма и счета, и достаточного количества данных для диагностики у специалистов еще нет.  Но понять, есть ли у ребенка предрасположенность к дислексии и другим трудностям в обучении можно уже в раннем возрасте.

Особое внимание к развитию ребенка следует уделить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия, дисграфия и другие трудности с чтением и письмом, сопровождающие их на протяжении всей жизни. Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др

Также рекомендуем быть особенно внимательными, если были трудные роды или у ребенка была родовая травма, а также наблюдаются подтвержденные специалистами различные нарушения речи, слуха, зрения и др.

У ребенка возникают сложности при обучении чтению и письму:

  • имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
  • плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы)
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход)
  • возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий (делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме)
  • может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу
  • читает или пишет слова задом наперед
  • пропускает отдельные слова или места в тексте
  • поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
  • меняет буквенный порядок при чтении;
  • обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.

способы устранения, основные приёмы и методы работы, методика Дейвиса

ПродолжениеЧасть 1Часть 2

Способы устранения дислексии
дислексиядисграфияРодителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход. Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии
Суть методики:Физиологические основы методики Дейвиса.Методика Дейвиса
Упражнения методики Дейвиса

программа предоставления рекомендаций по контролю за ориентацией по системе Дейвиса
1. Оценка способности восприятия. 2. Переключение. 3. Разрядка и проверка. 4. Точная настройка. 5. Координация. 6. Освоение символов. Решение.7. Три шага к легкому чтению. Первый шагВторой шагТретий шаг8. Освоение символов применительно к словам.
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 7 мая 2008 г.

Продолжение статьи
За советом к логопеду (все статьи)

Комментарии к статьеДислексия18.04.2008, 08:06Моника18.04.2008, 21:24Наталья23.04.2008, 11:09Вероника25.04.2008, 13:04Лариса, г. Ижевск28.04.2008, 11:02Наташа29.04.2008, 06:27Оксана Сергеевна21.05.2008, 14:55Елена28.05.2008, 13:14Анна01.06.2008, 11:5814.09.2008, 17:07Нелли23.09.2008, 20:27Оксана Сергеевна24.10.2008, 10:11Камиль08.11.2008, 14:52Лера28.11.2008, 11:24ирина02.12.2008, 07:54Камиль03.12.2008, 17:16Лара25.01.2009, 08:45Мария01.02.2009, 10:30Алла02.02.2009, 18:30Вера04.02.2009, 18:34Маргарита04.02.2009, 18:52Маргарита01.03.2009, 21:27Елена03.03.2009, 17:09Unattainable27.05.2009, 17:04Венера04.06.2009, 14:16Мира05.06.2009, 19:51Татьяна, Великий Новгород02.07.2009, 11:20Лана28.09.2009, 21:48Ольга09.10.2009, 10:56Елена, Ярославль04.11.2009, 20:54Мария Иванникова16.11.2009, 21:54Маргарита17.11.2009, 14:42Ольга18.11.2009, 14:20Ольга18.11.2009, 19:18Маргарита19.11.2009, 13:52Ольга09.01.2010, 15:10Светик7812.01.2010, 15:19Ольга12.01.2010, 22:28Маргарита16.02.2010, 13:35Арина16.02.2010, 22:53Светлана17.02.2010, 09:30C23.03.2010, 22:24Елена06.04.2010, 13:44Татьяна08.04.2010, 16:22Маргарита20.04.2010, 12:46Ольга06.05.2010, 20:19Наталья07.05.2010, 20:00Лана07.05.2010, 20:44Наталья03.06.2010, 21:10Татьяна06.06.2010, 15:06Татьяна08.06.2010, 15:24Анна10.08.2010, 11:15марина15.08.2010, 08:31Одесситка13.09.2010, 23:26диля17.09.2010, 23:51Анна22.09.2010, 21:14Жанна01.10.2010, 16:48anna074814.10.2010, 13:43Константин (Львов)16.10.2010, 09:33Татьяна30.10.2010, 23:21Анна03.11.2010, 21:26Ирина24.11.2010, 08:27cycleliftmact26.11.2010, 07:11cycleliftmact28.11.2010, 01:26Вера14.01.2011, 18:37Ирина11.04.2011, 15:49Ирина05.06.2011, 23:31Катя26.01.2012, 14:40Светлана30.01.2012, 14:34Надя28.02.2012, 15:10Стася05.03.2012, 12:30Елена, Южно-Сахалинск10.03.2012, 18:30Надя23.03.2012, 18:45Наталья06.04.2012, 01:39Ольга09.04.2012, 07:01Надя23.05.2012, 22:17татьяна12.11.2012, 16:38Оксана Сергеевна28.01.2013, 20:29Елена06.02.2013, 13:46Елена13.02.2013, 10:46Алика06.03.2013, 21:46катерина22.04.2013, 18:57светлана02.04.2014, 21:09мужской29.01.2015, 16:55наталья29.10.2015, 08:51Нина16.02.2016, 19:36Ольга25.10.2016, 07:48София26.01.2020, 01:15Ольга 24.02.2020, 22:33Гуля12.11.2020, 21:01Алёна30.03.2021, 15:43Evgenii_Manzhos05.10.2022, 22:10Дарья12.02.2023, 06:20Наталья21.02.2024, 13:20Eddie

Особенности заболевания

Дислексия (греч. dyslexia — нарушение речи) относится к патологиям письменной части. Такие пациенты знают числа и буквы, могут читать, но им трудно отличать схожие символы друг от друга. При этом интеллектуальное развитие не страдает, а в головном мозге отсутствуют патологические очаги.

Устная речь пациентов не имеет особенностей. А на письме люди могут не различать схожие символы (6 и 9) или путать цифры и буквы (Е и 3). Возможность поставить диагноз есть только у взрослых людей. У детей это часто путают с невнимательностью или недостатком знаний по правописанию, а у подростков с рассеянностью и безалаберностью.

Причиной оптической дислексии становится недостаточное развитие зрительного анализа, познания, синтеза и ориентации в пространстве. Кроме замены букв и цифр на схожие символы, может наблюдаться зеркальное письмо. Также пациенты в строчном тексте способны пропускать элементы на стыке.

Состояние обостряется при недостатке витаминов, цинка, аминокислот и лецитина. Современные комплексы содержат их в достаточном количестве, чтобы поддерживать их концентрацию в организме на оптимальном уровне. Также стоит следить за количеством употребляемой жидкости, чтобы избежать обезвоживания.

Симптомом заболевания можно считать стойкое нежелание человека составлять письменные обращения даже при необходимости. Пациенты испытывают неловкость и стараются перепоручить задачу другому человеку. Это может выдать дислексика и стать причиной пристального внимания руководства к сотруднику.

https://youtube.com/watch?v=Nq4G3HzhdDg

Виды дислексии

В результате понижения активности в некоторых участках головного мозга у детей развиваются различные виды дислексии. Всего в медицинской практике насчитывают 5 видов этого заболевания: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая и мнестическая дислексии. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Фонематическая дислексия

Фонема (или слог) – это единица слова, от которой зависит его смысл, хотя сама по себе никакого значения она не несет. Дети с этой формой дислексии могут путать близкие по звучанию слова (шок-сок, дверь-зверь), изменять порядок букв в слове или слогов (липа – пила, кабан-банка, сосна-насос и так далее).

Семантическая дислексия

Техника чтения в этом случае не нарушена, ребенок правильно озвучивает написанные буквы и слоги. Однако значение слов ускользает от него, они воспринимаются так, будто не связаны между собой смысловыми и синтаксическими взаимоотношениями.

Этот вид дислексии еще называется механическим чтением. Такие дети не могут пересказать смысл прочитанного, и значительно лучше воспринимают новую информацию на слух.

Аграмматическая дислексия

Аграмматическая дислексия выражается в неспособности согласовать окончания слов между собой. Этот тип патологии чаще сопровождается другими нарушениями речи (например, нарушением понимания устной речи). Аграмматический дислектик использует неправильное число или род, не подходящие по смыслу падежи (красивый тетрадь, в шкафам, большая дядя и так далее).

Оптическая дислексия

Ребенку трудно отличить буквы, похожие по написанию между собой. Это может касаться букв, близких визуально (О-С, Р-В) или тех, которые состоят из схожих, но по-разному расположенных частей (П-Н, Г-Т). В этом случае при чтении ребенок путает буквы в слогах, неправильно читает слова и предложения.

Мнестическая дислексия

При этой форме ребенок не может запомнить, как выглядит та или иная буква в принципе. Особой подгруппой является тактильная дислексия, которая развивается у слепых детей, неспособных овладеть шрифтом Брайля.

Как понять, что у ребёнка дислексия

Необходимо обратиться к специалисту, для начала — к педиатру. Вот несколько симптомов, из-за которых стоит пройти обследование:

  • Ребёнок не может соотнести буквы со звуками. 
  • Он читает с дополнениями, исключениями, заменами и повторами. Кажется, что он не обращает внимания на последовательность букв и слов.
  • Ребёнок может выполнять арифметические операции, но не текстовые задачи. А также может путать арифметические знаки.
  • Скорость чтения сильно ниже, чем у сверстников или чтение механическое, ребёнок не понимает смысла прочитанного.
  • Он неправильно использует падежи, согласовывает род, число слов.
  • Не может отличить буквы, похожие по написанию, или читает зеркально.
  • Ему трудно освоить базовые навыки письма.
  • Он категорически отказывается читать книги.

<<Форма с консультацией>>

<<Форма демодоступа>>

Признаки дислексии у детей 8-16 лет / Школьники

Как правило, дислексию и другие трудности обучения в России диагностируют в начальной школе – после окончания второго класса, когда у специалистов уже достаточно данных для диагностики.

СКАЧАТЬ — Признаки дислексии. Пороговые значения чтения

Особое внимание на школьную успеваемость следует обратить семьям, где у одного или обоих родителей есть дислексия, дисграфия и др. трудности с чтением и письмом, сопровождающих их на протяжении всей жизни

Нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр
  • возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий
  • ребёнок отказывается читать вслух
  • он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры)
  • часто «зеркалит» буквы
  • не может определить границы слов и предложений
  • может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу
  • плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы)
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход)
  • имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
  • читает или пишет слова задом наперед
  • пропускает отдельные слова или места в тексте
  • меняет буквенный порядок при чтении;
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников
  • обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков)
  • не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами
  • может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу
  • Ребенок не любит игры с мячом, всячески избегает их (испытывает проблемы с ловлей предметов – бадминтон, фрисби)
  • проявляются проблемы с удержанием баланса: не может стоять на одной ноге, не может научиться ездить на велосипеде, самокате и т.п.

Может быть нарушена ориентация и память:

  • путается во временах года, днях недели или времени суток: часто опаздывает, долго собирается, не может рассчитать время, не ориентируется «по часам»
  • трудно ориентируется в понятиях «право – лево»
  • с трудом ориентируется в пространстве: не ориентируется по навигатору и карте, долго и с трудом запоминает маршрут
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: