Копилка знаний
Упражнение «Цепочка»
И.п. — сидя, локти на столе на ширине плеч, предплечья кверху ладонями внутрь.
Колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук, сцепляются так, чтобы пальцы одной руки были в кольце другой. Цепочку вяжут дальше с безымянными, средними и указательными пальцами.
Живот — макушка
Выполните следующие движения:
- Поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке.
- Постукивание левой ладошкой по макушке.
- Объедините оба движения.
После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.
Описываем круги
Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя, но лучше начать с выполнения стоя.
- Обопритесь на левую ногу и начните правой ногой чертить круги на полу по часовой стрелке.
- Правой рукой описываете круговые движения параллельно полу, но уже против часовой стрелки.
- Постарайтесь уловить движения и выполнять оба упражнения одновременно.
- Это заставит работать одновременно оба полушария мозга.
Освоив это упражнение, поменяйте руки и ноги.
Открыть упражнения
Занимайтесь вместе с нами!
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют одно другое: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, расправленная ладонь. Желательно только во время усложнений вводить речевой контроль при помощи команд – «Кулак!», «Ребро!», «Ладонь!».
Посмотреть видео-упражнения
Занятия проводятся в специально оборудованных помещениях при помощи особых приспособлений. Игровая форма делает упражнения кинезиологии для детей не только чрезвычайно полезными, но и увлекательными, причем есть вариант занятий в группе или индивидуально с врачом. Первые положительные изменения в речи, поведении и самоощущении видны после 2-3 посещений. Общая длительность курса определяется отдельно для каждого случая.
Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Игры
Игры, направленные на развитие связей между противоположными полушариями головного мозга, помогают синхронизировать их работу, улучшают мыслительные процессы, восприятие устной и письменной речи, акцентируют внимание на процессе, учат быстро переключаться с разных видов деятельности, полностью включают ребенка в занятие. 1
«Попробуй, повтори»
1. «Попробуй, повтори»
Дошкольнику необходимо в точности повторить позу (положение рук, ног, выражение лица), которая показана на карточке
С первого раза он может не справиться с заданием, так как нужно точно определить, где левая, а где — правая сторона, учесть зеркальность, обратить внимание на детали. Игра вызывает массу позитивных эмоций, развивает пространственное воображение, тренирует высшие психические функции
2. «Муха»
Известная игра учит концентрировать внимание, совершенствует зрительную координацию, визуальную ориентацию. Для игры понадобится расчерченный на квадраты лист (начать можно с 9 квадратов), на одном из которых будет нарисована муха
Взрослый должен задавать маршрут движения мухи, постепенно перемещая ее в разных направлениях. Например: «Муха летит вниз на 3 клетки, поворачивает направо, летит 2 клетки, летит вверх на 1 клетку». Задача ребенка — понять, в какой клетке остановилась муха, и верно указать на это место.
3. «Мама-робот»
Дети обожают это задание за возможность на время стать главными. Попросите малыша научить вас чему-то, с чем он хорошо знаком, используя только слова. Например, он может поэтапно рассказать, как сделать самый обычный бутерброд. Скорее всего, это будет звучать следующим образом: «Нужно взять хлеб, положить на него колбасу». Ваша задача — сделать все ровно так, как говорит «инструктор». Возьмите целый батон и положите на него палку колбасы. Ребенок должен понять, какие детали он забыл раскрыть, и сделать указания более конкретными.
4. «Поводырь»
Игра во многом схожа с «Мухой». Только в этом случае перемещаемым насекомым будете вы, а нарисованным полем — квартира или дом. Перед ребенком ставится задача помочь вам добраться до какого-либо места в доме так, чтобы никуда не врезаться. Указания должны звучать примерно так: «Иди прямо два шага, поверни налево, сделай 5 шагов, протяни руку и возьми предмет».
Развитие логического мышления у дошкольников
Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»
Развитие логического мышления у детей
Исправление почерка у школьников
Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Развитие высших психических функций у детей
Развитие математических способностей
Развитие математического мышления
Подготовка детей к математике в школе
Грамотеи
Левши – особенные дети
Долгожданные зимние каникулы
Как справиться с третьей четвертью
Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет
Лето: один на один с гиперактивным ребенком
Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.
Консультации психолога для родителей
Межполушарные связи
Наш мозг состоит из двух полушарий – левого и правого. В «популярной» психологии принято говорить, что левое полушарие у нас отвечает за логику, а правое – за эмоции. Но в действительности такого строгого разделения нет: оба полушария активно участвуют в обеспечении нормальной жизнедеятельности человека. Просто у нас может доминировать либо левое, либо правое полушарие, чем и объясняются склонности к эмоциям или логике.
И суть коррекции дислексии по методу учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе как раз заключается в обеспечении доминации левого полушария мозга, так как именно оно отвечает у нас за логику и анализ. При этом функции левого полушария берут под контроль эмоции, трансформируя их таким образом в творчество. Так открывается способность представлять и воспринимать новую информацию, которая еще совсем неизвестна мозгу.
Безусловно, этот процесс является очень энергозатратным, но именно такая трансформация функций правого полушария позволяет повысить интеллектуальные возможности человека.
У детей, у которых нет дислексии и которые испытывают трудности в школе, чаще всего просто слабо развиты функции левого полушария, что провоцирует слабые межполушарные связи. Итогом получаем рассогласованность в работе мозга. Поэтому дети с рассогласованностью испытывают проблемы с письмом, чтением, у них наблюдается двигательная расторможенность или гиперактивность. И решение проблемы с обучением здесь при рассогласованности находится в обеспечении доминации функций левого полушария мозга.
По методу Татьяны Гогуадзе именно через физические упражнения и графокоррекцию обеспечивается формирование новых нейронных связей и правильная нейродинамика чтения и письма.
А если стимулировать функции правого полушария, то
межполушарные связи ослабевают.
В результате ведущую роль на себя берут ЭМОЦИИ, а функции левого полушария блокируются. Последствиями этого становятся:
- проблемы с почерком;
- трудности с обучением письму и чтению;
- нарушение зрительного и слухового восприятия;
- дезориентация в пространстве;
- нарушение координации движений;
- неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации.
К чему приводит рассогласованная работа полушарий мозга, отлично демонстрирует видеоотзыв одной из мам – участниц программы коррекции дислексии учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Успешный Старт».
Упражнения для младших школьников
Для формирования межполушарных связей необходимы специальные задания. С их помощью вы скоординируете работу правого и левого полушарий, поможете ребенку в формировании высших психических функций. Тренироваться нужно регулярно, рекомендованная длительность занятий — не менее 10 минут.
1. «Ухо-нос»
Попросите ребенка дотронуться до кончика носа указательным пальцем левой руки, а правой рукой — до левого уха. Затем попросите его хлопнуть в ладоши и поменять положение рук: правая рука на носу, левая — на правом ухе. Подобную смену рук нужно проделать несколько раз. Для усложнения задачи можно ускориться.
2. «Зеркальное рисование»
Усадите ребенка за стол, положите перед ним чистый альбомный лист и два карандаша. Работать придется сразу двумя руками. Предложите нарисовать что-то предельно простое, например, круг, квадрат. По мере овладения навыком у ребенка дошкольного возраста должны постепенно расслабиться руки, усилиться зрительный контроль. Это будет говорить о результате.
3. «Колечко»
Дошкольнику нужно пальцами образовывать воображаемые кольца, соединяя поочередно большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Образованные колечки нужно приближать друг к другу, оставляя расстояние 1-2 см, меняя порядок движений. Для усложнения можно попробовать действовать с закрытыми глазами.
Занятия проводятся в непринужденной и спокойной обстановке, ничего не должно отвлекать или беспокоить. Психологи рекомендуют заниматься вместе с детьми — подобные тренировки будут полезны и взрослым. Развивать и совершенствовать межполушарные связи можно не только в дошкольном возрасте. Если по прошествии длительного времени вы поймете, что занятия не приносят ожидаемого результата, а признаки недостаточно развитого взаимодействия полушарий усугубляются, обратитесь к нейропсихологу.
Упражнения для маленьких детей
Упражнения по кинезиологии для маленьких детей очень просты в исполнении, любой ребёнок, хоть в 2–3 или 3–4 года и более старший, сможет без особых затруднений выполнить их.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения помогут развить самоконтроль и улучшить дыхательную систему.
«Свеча». Начальная позиция — сидя за столом. Дошкольник должен представить, что перед ним стоит свеча. Затем нужно сделать большой вдох и постараться единым выдохом задуть пламя воображаемой свечи. После этого ребёнку необходимо представить перед собой 5 небольших свечек и также постараться сделать огромный вдох и задуть их порционным чередованием выдоха.
«Ныряльщик». Начальная позиция — стоя. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание, зажав нос пальцами. Присесть, представляя, что он ныряет в море. Затем досчитать до пяти, встать (вынырнуть из воды), убрать руки от носа и сделать медленный выдох.
«Дыхание носом». Начальная позиция — стоя или лёжа на спине. Поочерёдно дышать только через левую, а потом через правую ноздрю, закрывая её при этом пальцем одноимённой руки, остальные пальцы должны смотреть кончиками вверх. Дыхание во время данного занятия должно быть размеренным и глубоким.
Глазодвигательные упражнения
Этот тип разминки позволит улучшить зрение, зрительное и кинестетическое восприятие окружающего мира.
«Глаз-путешественник». Педагог размещает в разных углах помещения несколько картинок. Это могут быть изображения зверей, растений, игрушек и т.п. Начальная позиция — стоя. Дошкольник должен, не двигая головой, найти глазами картинку, которую назовёт педагог.
«Восьмёрка». Поднять правую руку до уровня глаз, сжав пальцы в кулачок (третий и второй пальцы вытянуты). Провести перед собой большую горизонтальную восьмёрку (или знак бесконечности). Следом использовать язык, то есть вместе с глазами повторять движение пальцев рук вытянутым языком.
Телесные упражнения
«Фонарик». Выставить руки перед собой. Поочерёдно сжимать пальцы одной руки, не используя другую. Затем поменять руки. Повторять в течение двух минут.
«Кольцо». Поочерёдно и насколько возможно интенсивнее вращать пальцы, соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем, образуя кольцо. Сначала двигаться в одну сторону, потом в другую. Позже можно усложнить задачу, выполняя упражнение обеими руками одновременно.
«Кулак — ребро — ладонь». Сжать ладошку в кулак, разжать и поставить выпрямленную руку с согнутым пальцем на торец, распрямить ладошку полностью и положить на горизонтальную поверхность. Повторить 4–5 раз.
«Мельница». Одновременное вращение разноимённых руки и ноги вперёд-назад. Выполнять вместе с поворотами взора во все стороны поочередно. Повторять 1–2 минуты.
«Лезгинка для детей». Левая рука согнута в кулачок, один палец смотрит влево, кулачок развёрнут по направлению к себе. Правую ладонь выпрямить и дотронуться ею до мизинца левой руки. Затем поменять руки.
Кинезиология полезна как детям, так и взрослым. Эта уникальная методика помогает улучшить состояние физического и психоэмоционального здоровья. Занимаясь с ребёнком кинезиологическими упражнениями, можно способствовать развитию его интеллекта за счёт улучшения связи между полушариями мозга.
Упражнения для развития межполушарных связей
1. Игры для детей от 2 лет и старше
Задачи: развить концентрацию внимания, мелкую моторику.
Все упражнения необходимо выполнять поочередно обеими руками.
- «Накорми птичку». Берут две миски, разные ложки (столовая, десертная, чайная). Просят малыша пересыпать с помощью ложек горох и фасоль из одной емкости в другую сначала правой, а потом левой рукой. Можно постепенно увеличивать расстояние между ними.
- Логоримика. Одновременное выполнение упражнений и проговаривание слов.
- Нейродинамическая гимнастика. В нее входят различные крупномоторные упражнения: плавание, катание на велосипеде, ползанье на четвереньках. Гимнастика развивает ловкость, ориентацию в пространстве, мелкую моторику.
2. Игры для младших школьников
Включение данных упражнений в учебный процесс позволяет лучше усваивать материал
Они также помогают развивать внимание, концентрацию, мышление
- «Рисование с отзеркаливанием». Понадобится чистый лист. Ребенок должен взять в обе руки любые пишущие инструменты и одновременно нарисовать симметричные картинки (буквы, цифры, узоры). В процессе расслабляются конечности, глаза и увеличивается эффективность работы мозга. Упражнение можно выполнять с помощью рабочих тетрадей или специальных прописей.
- «Лезгинка». Правую руку складывают в кулак и отставляют большой палец в сторону. И той же рукой, расположенной горизонтально, прикасаются к мизинцу левой. Меняют стороны. Повторяют движение 6-8 раз. Необходимо добиться высокой скорости смены сторон.
- «Колечки». Перебирают поочередно большой и указательный палец, затем большой и средний и так далее. Выполняют сначала по отдельности, затем вместе.
- «Нос и ухо». Правой рукой дотрагиваются до кончика носа, а левой – до противоположного уха. Затем одновременно отпускают, хлопают в ладоши и быстро меняют руки.
- «Перекрестные движения». Поднимают правую ногу вверх и дотрагиваются до нее левой рукой. И наоборот.
- «Восьмерка». Рисуют в воздухе цифру 8 сначала одной рукой, потом другой. Затем одновременно двумя руками, внимательно следя за движениями.
- «Перекрестные шаги». Упражнение выполняется стоя или сидя. Поднимают правое колено и касаются его левой рукой. Затем меняют стороны и повторяют упражнение. Выполняют медленно, чувствуя все мышцы живота.
- «Танец». Взрослый делает простые движения перед малышом, а тот выполняет их наоборот. Например, вы приседаете – ребенок встает, вы поднимаете руки – ребенок опускает и т.д.
- «Назови предмет». Малыш быстро должен назвать окружающие предметы, не повторяясь. Подходит для игры в дороге или на прогулке.
Все упражнения необходимо выполнять непринужденно, в спокойной обстановке, чтобы не вызвать у малыша негативных эмоций. Запаситесь терпением, и все получится.
Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у детей?
Для развития межполушарных связей прибегают к играм и упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Так называемую «мозговую гимнастику» необходимо выполнять хотя бы несколько минут в день. Она будет полезна как детям, так и взрослым.
На взаимодействие положительно влияют:
- кинезиологические упражнения;
- самомассаж;
- дидактические задания;
- дыхательные упражнения;
- прослушивание классической музыки;
- творческие задания;
- пальчиковая гимнастика;
- логоритмика.
Чем более развито взаимодействие двух полушарий у детей, тем проще ему обучаться новому, строить отношения с людьми, достигать спортивных высот.
Межполушарные связи – что это?
Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.
Межполушарные связи предопределяют:
- качество восприятия и обработки информации;
- эмоциональную стабильность;
- координацию и баланс.
Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.
Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
Признаки слабого развития межполушарных связей у детей
Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.
Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам:
- ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст;
- он с трудом описывает ситуацию по картинке;
- не может адекватно оценивать эмоции других людей;
- пишет буквы в зеркальном отражении;
- часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи возникают произвольно;
- испытывает сложности в общении со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми;
- затрудняется в понимании пословиц, поговорок, юмора;
- у ребенка может меняться ведущая рука.
В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, эффективно убрать рабочее место.
Тест
Проверить ребенка на развитость межполушарных связей можно при помощи небольшого теста:
Попросите его завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если ошибок больше 3, межполушарные связи развиты недостаточно.
Причины
Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (СДВГ и другими), патологиями мозолистого тела. Мозолистое тело – система нервных волокон, соединяющая полушария. Иногда причиной нарушения являются особенности анатомического строения головного мозга. Но чаще слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту. Окружающая среда должна быть развивающей с самого младенчества.
Признаки рассогласованной работы полушарий
Основными из них являются:
- сбивчивая и непонятная речь;
- сложности с запоминанием информации;
- неконтролируемое проявление агрессии;
- пропуски/замена букв на письме и в чтении;
- безграмотность на письме;
- неаккуратный и неразборчивый почерк.
Как видно, по этим же признакам часто определяют наличие у ребёнка дислексии, после чего его начинают «лечить». В действительности же его проблему можно решить гораздо быстрее – обеспечив согласованную работу полушарий мозга.
Именно поэтому перед курсом коррекции дислексии «Успешный Старт» в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе все дети проходят биометрическое исследование. Оно позволяет со 100%-ной точностью дать ответ: есть у ребёнка дислексия или нет, а также выяснить истинные причины трудностей с обучением.
И уже в зависимости от результатов исследования даются рекомендации по выходу из кризиса обучения и воспитанию ребёнка с учётом особенностей работы его мозга.
Последние новости центра
-
722
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
419
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
640
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
459
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …
-
884
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
838
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…
-
502
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Мама будет логопедом
В основу кинезитерапии должны входить следующие принципы:
Систематичность – занятия должны быть регулярными, от этого зависит восстановление двигательных функций организма.
От простого к сложному – все движения и упражнения осваиваются постепенно, увеличение нагрузок и усложнение происходит через некоторые промежутки времени, учитывая адаптацию организма.
Наглядность и контроль – все занятия проходят под чётким руководством и наблюдением врача или инструктора для достижения максимального эффекта.
Соблюдение правильного дыхания – при выполнении упражнений очень важно правильно дышать. Это помогает преодолеть боль, а также включает в работу глубокие мышцы организма.
Индивидуальность – каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, которые должны учитываться при построении тренировок.