Не вульгаризация, а экспрессивное замещение
Общим местом стали вопросы о том, куда же делась высокая лексика. Надо иметь в виду, что именно сниженная лексика является постоянным и практически единственным источником дополнения лексического фонда абсолютно во всех человеческих языках. В свое время один из героев Стругацких говорил: «Мы будем делать добро из зла, потому что больше его неоткуда брать». Так вот и язык берет новые слова из низовых пластов, потому что больше, как правило, брать неоткуда. Этот известный механизм называется «экспрессивным замещением».
Появляющиеся в языке слова должны быть экспрессивнее уже известных, а эмоциональнее сленга и жаргона ничего нет. Они попадают в основной пласт и постепенно «выветриваются», теряют экспрессивность и заменяются новыми. Может быть, этот процесс сейчас чуть-чуть усилился, мы его больше замечаем, но он абсолютно нормальный.
Если искать аналогии, то можно вспомнить современные романские языки, которые являются наследниками латыни, но не классической, а «вульгарной», которая отражена даже не во всех латинских памятниках. Этот чудовищный, с точки зрения римского гражданина II-III века, язык лег в основу всех современных романских и породил богатые и гибкие системы французского или, например, испанского языка.
В этой связи можно вспомнить стихотворение Семена Липкина «Молдавский язык»:
Слышишь медных глаголов дрожанье? Это римские речи звучат. Сотворили-то их каторжане, А не гордый и грозный сенат. … Что мы знаем, поющие в бездне, О грядущем своем далеке? Будут изданы речи и песни На когда-то блатном языке.
Именно так и происходит, и бояться этого не стоит.
Статусы про ошибки в любви и отношениях
Первая ошибка в любви начинается со второй попытки
В любви и в прогнозах погоды не бывает лжи, а только ошибки.
Люди совершают много ошибок когда любят. Но еще больше ошибок они совершают, когда их больше не любят…
Он был худший человек в моей жизни. Или лучший, я пока не знаю. Если верно, что надо учиться на своих ошибках, то он — моя лучшая ошибка. Он — мой самый яркий и самый любимый провал.
Своевременно работайте над ошибками с кандидатом на вашу руку и сердце. Затягивание с их исправлением порой заканчивается плачевно.
Где много любви, там много ошибок. Где нет любви, там все ошибка. (Томас Фулле)
У сердца, как и у всех, есть право на ошибку…
Любая страсть толкает на ошибки, но на самые глупые толкает любовь. (Ф. Ларошфуко)
Любовь должна давать счастье, а счастья не было: значит человек ошибся.
Когда чувств больше нет, не продолжайте врать человеку – не повторяйте ошибки тех, кто продолжает жить и терпеть.
Любая страсть толкает на ошибки, но на самые глупые толкает любовь.
Наиболее распространенные ошибки в ударении слова «ретироваться»
Однако, существуют определенные ошибки, которые наиболее часто допускаются при определении ударения в слове «ретироваться». Рассмотрим некоторые из них:
1. Неверное ударение на гласную «и». Вместо ударения на «е» (ретироваться), гласная «и» может быть ошибочно ударена, что приводит к неправильному произношению слова.
2. Пропуск гласной «и». Иногда некоторые люди упускают гласную «и» и ударяют только первую слоговую гласную «е». Это также является ошибкой, и правильное ударение в этом случае — «ретироваться».
3. Смягчение гласной «и». Во многих случаях, гласная «и» в слове «ретироваться» произносится мягче, и слово может звучать как «ретероваться». Это является ошибкой, так как верное ударение падает на гласную «е».
4. Неправильное ударение в форме причастия. При образовании формы причастия прошедшего времени гласная «е» меняется на «и». Некоторые люди могут ошибочно ударить гласную «е» вместо «и» в таком случае, что приводит к неправильному произношению. Правильно: ретировавшийся.
Вышеуказанные ошибки в ударении слова «ретироваться» происходят из-за неправильного анализа гласных и чередования «е» и «и» в данном слове
Важно помнить, что верное ударение падает на гласную «е» — «ретироваться». Таким образом, избегая этих ошибок, можно правильно произносить данное слово
Почему мы боимся совершить ошибку
Причина страха кроется в психике человека и в том, как он воспринимает мир вокруг себя. Обычно мы боимся не самой ошибки, а последствий, которые она может вызвать:
Общественное осуждение. Мы не хотим, чтобы о нас думали плохо. Некоторым невыносима мысль о том, что окружающие увидят их неидеальные стороны
Люди — социальные существа, которым важно одобрение со стороны.
Внутреннее осуждение. Никто не винит себя лучше, чем мы сами
Возможно, ваш страх основан на том, что вы не можете принять себя неидеального. Многим сложно смириться с тем, что они иногда ошибаются.
Выход из зоны комфорта. Совершённая ошибка заставляет людей действовать и искать выход из сложившейся ситуации, но не всем это по душе. Некоторые осознают это и предпочитают делать всё правильно с первого раза, тем самым увеличивая свой страх перед ошибками.
Может какая-то из этих трёх причин лежит в основе вашего страха? Подумайте, чего на самом деле вы боитесь.
Статусы про ошибки прошлого
Ну как же, о прошлом все-таки стоит помнить. Особенно подробно об ошибках.
Я в своих прошлых ошибках так запуталась, что боюсь новые повторять…
Все будет хорошо. И даже вчерашние ошибки завтра пойдут нам на пользу.
Самые лучшие уроки мы получаем, когда делаем ошибки, ошибка прошлого — мудрость будущего.
Люди! Не повторяйте старых ошибок! Проявляйте фантазию!
Любая ошибка в прошлом простительна, если в настоящем вы делаете всё, чтобы её не повторять. (Макс Рокатански)
Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок. (Конфуций)
Человек, который знает, какие ошибки прошлого он может повторить, точно не глуп.
Большинство людей делают одну и ту же ошибку — они почему-то остаются всегда в прошлом.
К сожалению, опыт прошлых ошибок чаще всего показывает, что ничему мы так и не научились.
Существует лишь один способ извлекать пользу из прошлого — он заключается в спокойном анализе наших прошлых ошибок, чтобы никогда не повторять их в будущем, а затем следует полностью забыть о них. (Дейл Карнеги)
Не теряй времени, бесконечно возвращаясь к ошибкам прошлого или упущенным возможностям. Впереди еще долгая жизнь, нам нет причин оглядываться назад. (Адель Эшворт)
Ошибки прошлого — это лучшая мотивация быть лучше в настоящем и будущем. (Кая Скоделарио)
Все время переживать из-за прошлых ошибок — самая грубая ошибка. (Мохаммед Али)
Что делать?
Главная ошибка, которую не нужно совершать: не смешивайте процессы, происходящие в обществе, с языковым отражением этих процессов. Никто не скажет, находясь в здравом уме, что наше общество переживает благополучные времена. Но из этого не следует, что русский язык гибнет и разрушается. Скорее, напротив – он очень хорошо отражает все процессы.
Язык – честное зеркало. Поэтому мы, глядя в него, как вообще свойственно человеку, начинаем пенять на отражение. Язык ни в чем не виноват. И никто его не портит, потому что качество языка – это способность отражать жизнь. Это качество русского языка совершенно не пострадало. Да, меняется лексический, грамматический состав языка, но эти изменения – не порча. Переход от весны к лету мы ведь не считаем порчей весны?
Главное, что мы можем сделать для языка, – изучать его действительное, а не воображаемое состояние. Например, есть такое мощное средство описания и изучения языка, как электронный корпус текстов, куда входит все, что на этом языке создано. Здесь русский язык отражен в настоящем, не причесанном, но очень интересном виде.
Чего же нам делать не стоит? Не нужно бороться с теми явлениями, которые в языке происходят. Он, как явление природы, не подвластен человеческому сознанию, и никому еще воздействовать на язык не удавалось.
Подготовила Анна Горбунова
- baikal24-nauka.ru
Влияние приставки на ударение в словах
Одним из примеров является слово «ретироваться». Обычно в словах с такой структурой — приставка + основа — ударение падает на первый слог основы. Однако в слове «ретироваться» ударение падает на второй слог, потому что приставка «ре-» оказывает влияние на ударение.
Не все приставки влияют на ударение одинаково. Некоторые приставки всегда имеют ударение на себе, например, «вы-«, «пере-«, «за-«, «от-«, «о-«, «по-«, «на-«, «с-«, «у-«, «ото-«. Подобные приставки не меняют ударение в словах, например, «выбегать», «переживать», «заговорить».
Другие приставки могут изменять ударение в зависимости от своего значения, контекста и правил русского языка. Например, приставка «под-» может сохранять ударение на себе, если значение слова остается существительным: «подъезд». Однако если значение слова меняется на глагол, то ударение падает на основу: «под́ъезжать».
Некоторые приставки могут менять ударение только в некоторых словах. Например, приставка «вос-» обычно оставляет ударение на себе, как в слове «вос́ходить». Однако в слове «воспользоваться» ударение падает на основу.
Влияние приставок на ударение в словах может вызывать некоторые трудности при изучении русского языка. Правильное ударение в словах с приставками требует осознания роли приставки в слове и знания правил приставочного ударения.
Чтобы научиться правильно ставить ударение в словах с приставками, рекомендуется обращать внимание на ударение в словарных статьях, постоянно пополнять словарный запас и обращаться к возможности использования словарей и справочников при сомнениях
«С российской экономикой происходят дурные вещи, а вот с русским языком все замечательно»
Заимствования – естественный процесс для любого языка. Хорошо, если язык умеет «переваривать» заимствования, – это показатель его жизнеспособности. И с уверенностью можно говорить, что все мировые языки наводнены заимствованиями.
Например, специалисты хорошо знают, что такие привычные для русских слова, как «изба», «хлеб», «очаг» и «деньги» – заимствованные. Казалось бы, что может быть более русским, чем слово «изба»? Но это древний германизм, обозначающий «отапливаемое помещение». Слово это древние славяне заимствовали, видимо, у готских племен. То же касается и «хлеба». «Очаг» и «деньга» – очень известные тюркизмы.
В целом можно сказать, что литературный русский язык, тот, что многие ревностно пытаются охранять, – гибрид старого церковнославянского языка с очень большим вкладом славянизмов, галлицизмов и тюркизмов. На самом деле, то, что нам кажется мощной, стройной чистой системой, является продуктом необычайно бурного исторического развития и невероятного конгломерата разных влияний.
Надо иметь в виду, что заимствования появляются не по чьей-то злой воле. Есть конспирологическая точка зрения, что кто-то специально засоряет русский язык, чтобы его погубить. Между тем заимствования никогда не появятся без необходимости.
Казалось бы, зачем нужны заимствования, если есть свои слова? Это обычно раздражает. На самом деле, и необходимость существует. Как правило, действует механизм престижа: свое слово обозначает близкое понятие, но не с тем ореолом – чужое кажется привлекательнее. Есть известный текст Маяковского, который очень точно описывает этот процесс (хотя пример не самый удачный, языковая интуиция Маяковского не всегда работала):
Был монтером Ваней, Но в духе парижан Он присвоил звание Электротехник Жан.
Наивна точка зрения, что творческие силы языка, заимствующего слова, иссякают. Это неверно. Язык может много заимствовать и прекрасно использовать внутренний потенциал.
Понятно, что русский язык вобрал колоссальное количество экономических терминов: «бюджет», «финансы», «кредит», «менеджмент», «дефолт», «биржа» и другие. Кажется, это сфера, где русскому языку нечего делать. Но и здесь, согласно исследованиям, мы находим очень своеобразные русские слова. Например, «взятка». Или появившиеся на наших глазах «откат» и «распил» – слова, обозначающие непереводимые понятия
Обратите внимание, какие это тонкие, точные, блестящие метафоры. Да, с российской экономикой происходят дурные вещи, но вот с русским языком все замечательно
То есть нужно четко отделять явления языка от явлений жизни.
Еще один важный аспект состоит в том, что заимствованные слова, как правило, меняют значение – встраиваются в систему принимающего языка. Прибегну к очень старому примеру: в русском языке есть слово «гонор», пришедшее из польского. В первоначальном (заимствованном из латинского) варианте «honor» оно значит «честь», но русский «гонор» – это особый тип поведения, ничего общего с честью не имеющий.
Сокращение пространства русского языка
Многих волнует вопрос, что происходит с русским языком последние сто лет. Изменения мы, действительно, видим невооруженным глазом.
Есть довольно распространенная система взглядов на изменения в русском языке, можно сказать, особый род мифологии, но мифологии очень устойчивой. Например, практически каждый человек знает, что русский язык «портится». Как он портится? На это, в общем-то, тоже может ответить любой. Во-первых, всех раздражают заимствования, которые засоряют русский язык. Многие удивляются: неужели нам своих слов не хватает? (Быть может, действительно не хватает?) Другая распространенная жалоба – жаргонизмы, низкая и бранная лексика, которые портят язык. Часто можно услышать сетования: неужели нам не хватает языка Тургенева? Но если мы посмотрим чуть шире на вещи, то увидим, что эти жалобы относились ко всем языкам во все периоды истории.
Есть один аспект, с которым действительно трудно спорить, – это количественное сокращение численности носителей русского языка. Хотя прямого отношения к языку это не имеет, но он существует в сознании носителей, и если их становится меньше, то это проблема. Приведу некоторые количественные данные, опираясь на недавнюю статью социолога Арефьева.
Максимальная численность людей, владеющих русским языком, была зафиксирована в 1914 году и составила 140 миллионов человек, что равно 7,9% населения земного шара. Абсолютное число, безусловно, росло, поскольку увеличивалась численность населения страны, но соотношение с числом людей, проживающих на планете, заметно сокращалось. Таким образом, в 1990 году эти цифры достигли значений 312 миллионов человек и 5,9%, соответственно. А вот в 2010 – 260 миллионов и 3,8%. При этом родным русский язык считают всего 144 миллиона человек. Действительно, пространство русского языка сужалось и продолжает сужаться.
Еще одна не очень утешительная статистика касается места русского языка среди мировых языков. Напомню, что мировыми считаются языки, на которых говорят больше 100 миллионов человек. Таких языков существует десять-двенадцать, и русский язык пока входит в их число. Но он единственный с отрицательной динамикой. Если тенденция будет продолжаться, то русский может покинуть десятку мировых языков.
В 1990 году русский язык занимал четвертое место по численности носителей после китайского, английского и испанского. В 2010 он отошел примерно на шестое место, его обогнали хинди и арабский, прежде всего, за счет прироста населения. По прогнозам, русский к 2020 году уступит место португальскому, бенгальскому и, может быть, французскому.
Конечно, численность носителей не так важна, поскольку это величина изменяющаяся. Она связана, в первую очередь, с политическими обстоятельствами
Важно другое – культурная роль языка, его позиция в интеллектуальном мире. Но и здесь не все благополучно
Во-первых, положение русского языка в системе образования. Насколько хорошо чувствует себя образование на русском языке и насколько хорошо устроено изучение русского языка в качестве иностранного в России и за ее пределами? Очевидно, что идет систематическое вытеснение русского языка из сферы образования, особенно вне России.
Во-вторых, важно обратиться к положению русского в качестве языка науки. Статус мирового предполагает, что язык является функционально полноценным
На самом деле, пока нет такой сферы человеческой деятельности, в которой русский язык не мог бы использоваться. Но положение начинает меняться. Специалисты отмечают снижение числа научных публикаций на русском языке и уменьшение их значимости. Ученые все больше и больше пишут на английском, он становится языком мировой науки, успешно и уверенно отбирая эту функцию у русского. Но верно ли, что на русском языке пишут такие научные статьи, которые весь мир должен непременно прочесть? Сейчас трудно ответить на этот вопрос утвердительно с полной уверенностью.
С одной стороны, есть объективные причины в пользу того, чтобы писать на английском, с другой стороны, этого делать не хочется. Между тем, политика нашего Министерства образования совершенно однозначна: вместо того, чтобы пытаться поддержать русский язык в качестве языка науки, его решительно топят. От ученых требуют печатать статьи на английском. Вероятно, это хорошо с точки зрения управления наукой, но для поддержки языка как полноценно функционирующего – наоборот.
Это, бесспорно, объективные факты, но я обращаю внимание, что все-таки языка как такового, его грамматического и лексического строя, это касается в очень небольшой степени
Справочник ударений: как узнать, где падает ударение?
Слово | Ударение |
---|---|
ретирОваться | на второй слог |
Справочник ударений — это таблица или список слов, в которых указано, на какой слог необходимо ставить ударение. Такие справочники нередко используются при изучении языка, а также при подготовке к различным лингвистическим заданиям, например, написанию сочинений или научных статей.
Чтобы определить, где падает ударение в слове, придется обратиться к этому справочнику. Но, к счастью, такие справочники доступны онлайн и легко доступны для использования. Просто введите слово, в котором нужно узнать ударение, и справочник покажет правильную акцентуацию.
Справочник ударений может быть полезным инструментом для всех, кто изучает русский язык, включая не только иностранных студентов, но и носителей языка, которые сталкиваются с редкими или сложными словами.
Используйте справочник ударений, чтобы быть уверенными в правильном произношении слова и грамотно его использовать в речи. Не забывайте, что правильное ударение помогает передать значение и эмоциональный оттенок слова, делая общение более точным и выразительным.
Ударение в глаголах с приставкой «по-«
Глаголы с приставкой «по-» образуются от существительных или прилагательных и могут иметь различное ударение в зависимости от смысла слова.
1. Глаголы с ударением на первом слоге: посметреть, постирать, поскучать.
Слово | Ударение |
---|---|
посметреть | на первом слоге |
постирать | на первом слоге |
поскучать | на первом слоге |
2. Глаголы со смешанным ударением: познакомиться, пообедать, пошутить.
Слово | Ударение |
---|---|
познакомиться | на последнем слоге |
пообедать | на последнем слоге |
пошутить | на первом или последнем слоге |
3. Глаголы с ударением на втором слоге: построить, полетать, повидаться.
Слово | Ударение |
---|---|
построить | на втором слоге |
полетать | на втором слоге |
повидаться | на втором слоге |
Важно помнить, что ударение в глаголах с приставкой «по-» определяется исходным словом. При образовании сложных глаголов оно может изменяться в зависимости от смысла и ударения в исходном слове
Как правильно определить ударение в слове?
Существуют определенные правила для определения ударения в словах:
Тип ударения | Правило | Примеры |
---|---|---|
Правильное (парадигматическое) | Ударение падает на определенный слог во всех формах слова | произносить, учиться |
Правописное | Ударение падает по правилам орфографии и произношения | правильный, понимание |
Семантическое | Ударение меняется в зависимости от значения слова | кон\’фликт (существительное), конфли\’ктовать (глагол) |
Иноязычное | Ударение сохраняется из иноязычного слова | алфав\’ит, булоч\’ку |
Чтобы определить ударение в словах, необходимо обращать внимание на слоговое строение и суффиксы в слове. Если вы не уверены, можно воспользоваться словарем или специальными онлайн-сервисами, которые покажут, где падает ударение в слове
Правильное определение ударения в слове позволит говорить и писать без ошибок, повышая языковую грамотность и понимание различных текстов.
Чему нас учат ошибки
Все люди растут путём совершения ошибок и извлечения уроков из них, поэтому вы не исключение. Чтобы не разочароваться и не утонуть в жалости к себе после очередной неудачи, прокрутите в голове список того, чему нас учат ошибки.
Анализировать
Ошибки делают нас умнее и учат анализировать свои действия. После неудачи никому уже не захочется что-то предпринимать не разобравшись. Анализ помогает предотвратить подобные ошибки в будущем.
Тренировать критическое мышление
Признание ошибки требует зрелости и адекватной самооценки. Никто не идеален, однако к идеалу нужно стремиться. Критическое мышление помогает увидеть ситуацию под другим углом и найти более эффективное решение в следующий раз.
Накапливать поучительный опыт
Жизнь циклична, поэтому вы ещё не раз столкнётесь с похожими ситуациями
Именно поэтому важно воспринимать ошибки как способ получить новый опыт. Это не только предотвратит будущие ошибки, но и прокачает ваш интеллект
Принимать на себя ответственность
Дети отличаются от взрослых тем, что прячутся от своих ошибок и винят всех вокруг. Если вы считаете себя взрослым человеком, значит, вы можете взглянуть правде в глаза и взять на себя ответственность за ошибку.
Находить новые источники вдохновения
Каждая ваша ошибка даёт вам возможность найти нестандартный способ её решения. Такой подход развивает креативное мышление и не позволяет унывать.
Понимать окружающих
Наши ошибки помогают понять окружающих, которые тоже неидеальны. Человеческая натура такова, что мы все делаем что-то не так. Собственные ошибки дают нам почувствовать эмоции окружающих и учат относится к ним более снисходительно.
Сочинение На ошибках учатся рассуждение
Всегда говорили, и будут говорить, что жизнь это не поле перейти. Да, что такое перейти поле. Шаг за шагом, быстро или медленно, и ты у цели. В жизни не все так просто
В жизни мы можем идти медленно и осторожно, но при этом совершать ошибки
Все дают друг другу советы, что нужно учиться на чужих ошибках. Конечно, легче посмотреть, как кто-то обжегся, и сделал не так. Если человек сам сделал выбор, то тогда, безусловно, можно сделать для себя определённые выводы и решить, нужен ли такой исход. Но если вникнуть ещё глубже в выражение «На ошибках учатся», то возникает вопрос о том, зачем совершать ошибки. Для чего они нужны. Неужели люди, прежде чем сделать выбор в жизни, принять решение, должны ошибиться, а потом совершить полную противоположность. Но, к сожалению, это так.
Сначала мы рвемся окрыленные вперёд, а потом наши крылья очень часто ломаются. Люди ставят себе определённые рамки, обрастают комплексами и делают свою жизнь заведомо не такой, как хочется. Потом грусть, сетование на судьбу. Некоторые говорят ошибки молодости и больше так не сделают.Но делают вновь и вновь. Выбирают в спутники жизни того, кто просто оказался рядом, кто полюбил без взаимности. Ведь ясно, что без взаимности жизни не быть. Зачем идти на такой шаг? Что бы доказать, что на ошибках учатся. Но, а если посмотреть с другой стороны, то во второй раз есть надежда такого не сделать и не причинять боли человеку.
Если рассмотреть примеры простых жизненных ситуаций, таковых как покупка автомобиля, то данное правило про ошибки срабатывает с точностью до процента. Ведь если твоя машина ломается и рассыпается, то в следующий раз ты не приобретешь такой же бренд. Постирав чёрное, красное и белое бельё вместе, хозяйка больше не совершит такой ошибки. Таких примеров можно привести огромное множество. В некоторых мысль о том, что учатся на ошибках — срабатывает. В некоторых лучше не ошибаться вовсе. А ели жизнь даёт понять, что это ошибка, нужно принять как жизненный опыт.
Жизнь у каждого своя, хотелось, чтобы люди в некоторых жизненных ситуациях не прикрывались оправданием, что если не получится, попробую снова. Очень часто от того, что не получилось, могут пострадать окружающие. Каждому из нас нужно делать как можно меньше ошибок и принимать взвешенные решения.
На ошибках учатся