Тексты для проверки техники чтения в 3 классе
Сказка в лесу
Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов. Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко. Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона. Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (78 слов) (По К. Паустовскому)
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет. Сколько дупел, столько загадок. (74 слова) (По Н Сладкову)
Лесной лакомка
Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание
Охотники осторожно пошли на шум. Молодой медведь возился у большой липы
В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни. Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину. Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула. Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для Медведя. (79 слов)(По Вл. Арсеньеву)
Антарктида
Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов. Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины. Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли На карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это скрыто подо льдом. Ученые всего мира исследуют этот край. (80 слов) (Из журнала «Мурзилка»)
Утренние лучи
Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи будить землю. Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку. Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов. (86 слов) (По К. Ушинскому)
Понятие скорости чтения
Темп или скорость чтения у первоклассников означает, сколько слов за определенный промежуток времени прочтет школьник. Это лишь одна составляющая проверки техники и не всегда является определяющим фактором умения читать.
Проверка темпа прочитывания не имеет смысла в 1 четверти. Тестирование проводится только в конце первого полугодия, оценки при этом не выставляются. Ориентировочные показатели следующие:
- конец 2 четверти – 25-30 слов в минуту;
- в конце 2 полугодия — 30 – 40 слов.
Мы должны успокоить родителей, что это нормы примерные. Не стоит волноваться, если ребенок не «вписывается» в показатели норматива. Количество прочитанных слов в минуту не свидетельствует об интеллектуальном развитии школьника. Нужно учитывать, что требования к ученику общеобразовательной школы могут отличаться от требования к его ровеснику, обучающемуся в гимназии. Нормы для детей коррекционных классов — еще ниже.
Тестирование проводится только в конце первого полугодия, оценки при этом не выставляются
К примеру, некоторые школы устанавливают нормативный удовлетворительный темп к концу 1 класса – 45 слов, а для отличного теста – 50-55 слов в минуту.
Важно понимать, что темп демонстрирует не только умение читать отдельные слова, но и понимание прочитанного. Чем выше скорость, тем выше уровень понимания
Как проверяется скорость чтения в первом классе? Педагогам рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Дети должны читать текст не вслух, а «про себя». Такая рекомендация связана с тем, что почти две трети современных первоклассников отягчены логопедическими проблемами. Такие дети, читая вслух, стесняются своих недостатков перед одноклассниками, поэтому результат тестирования может оказаться не точным.
- Лучше всего для теста выбрать больший промежуток времени – не 1, а 2 минуты. А затем разделить результат на 2. Дети по-разному «стартуют», поэтому результат будет искаженным.
- Текст выбирается небольшой по размеру. Он должен быть не только интересным, но легко понятен для данного возраста.
Улучшить технику чтения поможет IQКлуб
Благодаря специальным упражнениям, можно научиться читать со скоростью более тысячи слов в минуту. Улучшить технику чтения вашего ребенка помогут развивающие игры на сайте IQКлуб. Это новый интернет-сервис, который предлагает в интересной, игровой форме усовершенствовать навыки чтения, улучшить память ребенка, развить его интеллект.
Как воспользоваться услугами сервиса? Зарегистрировавшись в системе через социальные сети, даете возможность вашему маленькому вундеркинду пройти тест. Специальная программа выяснит его сильные и слабые стороны и предложит индивидуальный план обучения. Заниматься, играючи, можно в любом месте, где есть Интернет. Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online, а также оперативно получать полезные рекомендации от команды профессионалов IQКлуб.
Школа Юрия Окунева
Привет, друзья! С вами снова я, Юрий Окунев.
Сегодня мы разберем подробно, как считать слова при проверке техники чтения
Это важно для тех, кто хочет проверить технику чтения ребенка или развить собственную способность к чтению. Зная скорость чтения, мы можем судить о степени эффективности тренировок
При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.
Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.
Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.
Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:
- В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
- Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
- Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
- Отсутствие диалогов;
- Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
- Без рисунков;
- Содержание должно быть понятно ребенку.
Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой
, которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.
Подготовьте секундомер или песочные часы.
Сеанс проверки техники чтения
Ну, вот. Школьника мы усадили, текст в руки дали. Кратко поясняем, что читать нужно быстро.
Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.
Считаем слова
Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:
- Предлоги и союзы также подсчитываем;
- Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
- Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.
Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.
Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.
Нормы техники чтения в начальных классах
В первую очередь, родителей интересует, а соответствует ли техника чтения их малыша общепринятым стандартам. Для ответа на вопрос привожу таблицу.
Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.
Пожалуй, это все. В заключение добавлю, что обучать ребенка грамоте лучше с помощью Букваря Надежды Жуковой
, а также методики Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать»
. Ребенок будет изучать все с удовольствием, а вы сэкономите время.
Ставьте лайки, приглашайте друзей, подписывайтесь на новости блога.
А я прощаюсь. До скорого. Ваш Юрий Окунев.
Современный мир настолько переполнен информацией, как бы в ней не утонуть и успеть еще эту информацию переработать и запомнить? поможет!
Давайте проверим, с какой скоростью Вы сейчас читаете:
Засекаем время 1 минуту.
Посчитайте количество прочитанных знаков (количество знаков в одной строке умножить на количество строк).
Проверка во II полугодии
Текст №1 Может ли дерево взлететь?
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.
(63 слова. Дж. Родари)
Текст №2 Первая гроза
Пришла черная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.
(64 слова. А. Митяев)
Текст №3 Утята и стрекоза
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
(68 слов. Е. Житков)
Текст №4. Курочка
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!
(52 слова. Е. Чарушин)
Тексты подобрали: Ткачева Ирина Алексеевна, Борщ Оксана Геннадьевна.
Здравствуйте, друзья! Наверняка вы знаете о том, что все ученики начальной школы периодически подвергаются испытанию чтением, технику которого учителя проверяют дважды, а то и трижды в год. Для многих детей это событие является настоящим стрессом. И от испуга и волнения они просто не могут показать свои умения в полном объеме. Как с этим бороться? Заниматься и тренироваться дома!
Необходимо выполнять , которые помогут улучшить показатели. И обязательно оценивать результаты своих домашних занятий. Вот только как их оценивать правильно? Например, как считать слова при проверке техники чтения или оценивать понимание прочитанного? Об этом я и расскажу в статье.
План урока:
Обучение чтению – рекомендации специалистов
Важно учитывать особенности детского интеллекта, чтобы понять, когда можно приступать к обучению чтению. Ограничивающим фактором является возраст – специалисты не рекомендуют начинать обучение детей, если ребенок младше 5 лет
Это обусловлено особенностями развития детской психики: она просто не готова для восприятия текстовой информации в более раннем возрасте. Помимо этого, стоит учесть лексические навыки, которыми должен обладать малыш для того, чтобы приступить к занятиям:
- уметь составлять предложения, рассказывать;
- обладать связанной и понятной речью без логопедических дефектов;
- сохранять концентрацию внимания (возможность определенное время заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь от него);
- уметь пересказывать увиденное, делиться впечатлениями.
Если развитие и возраст соответствуют рекомендациям, то можно приступать к занятиям
Важно выбрать правильную методику обучения, программа должна быть выстроена последовательно
Первостепенно ребенок должен изучить буквы и соответствующие им звуки, затем начать изучать слоги. Освоив слоговое чтение, плавно перейти к чтению слов целиком, фраз, а затем уже и предложений
Если уделить недостаточное внимание любому из этих периодов, то впоследствии это может привести к трудностям, например, упустив звуковой этап, у малыша не будет получаться делать фонетический разбор слова. Также неправильный подход к обучению влечет за собой трудный переход к беглому чтению
Изучать грамоту можно и дома, но лучше доверить обучение ребенка чтению центрам дополнительного образования. Это позволит получить комплексный подход к занятиям под руководством профессионалов, подготовит к обучению в начальной школе.
Помните, что навыки чтения можно развить и улучшить. Интерес к литературе привить гораздо сложнее, но усилия родителей и педагогов стоят того, чтобы ребенок полюбил книги.
Как оценивать технику чтения в начальной школе по ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) на сегодняшний день особое внимание уделяет сформированности у выпускников начальной школы навыка быстро и осознанно читать. Однако, ФГОС не дает четких нормативов
Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов
Однако, ФГОС не дает четких нормативов. Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов.
Техника чтения состоит из следующих компонентов:
- темп чтения (скорость – количество слов, прочитанных за минуту);
- способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами);
- правильность (безошибочность, т.е. без повторов, замен букв, пропуска и др);
- выразительность (интонационные паузы, постановка ударений и др.);
- осознанность (понимание прочитанного).
Ориентировочный темп чтения дан ФГОС на конец 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать текст про себя со скоростью 100-120 слов в минуту» [Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012]
Перед учителями встает вопрос каким образом проверять технику чтения и какие тексты подбирать?
Что учитывается при проверке техники чтения по классам
В 1 классе отметки не ставятся, но контроль будет проводиться, чтобы увидеть динамику развития читательского навыка. Делается это в начале (сентябрь), в середине (декабрь) и в конце учебного года (май).
Способ чтения в 1 классе – слоговой, в последующих – словами.
https://youtube.com/watch?v=Q5IFp-z-Cac
При подсчете слов (темпа чтения) учитываются все самостоятельные и несамостоятельные части речи (предлоги, союзы)
Во 2-4 классах контроль проводится 5 раз в год: начало года, по четвертям
Важно учитывать не только темп чтения, но и другие показатели: осознанность, правильность, способ чтения
К концу 4 класса ученик должен читать со скоростью, доступной для понимания смысла текста, движений речевого аппарата ученика. Без этого навыка учиться в 5 классе будет сложно.
Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка/Отметка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» Чудесно! | Более 20 слов | Более 40 слов |
«4» — Здорово! | 16-20 слов | 31-40 слов |
«3» — Неплохо | 10-15 слов | 25-30 слов |
«2» — Маловато | Менее 10 слов | Менее 25 слов |
Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 55 слов | Более 70 слов |
«4» | 40-55 слов | 55-70 слов |
«3» | 25-39 слов | 40-54 слов |
«2» | Менее 25 слов | Менее 40 слов |
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 100 слов | Более 120 слов |
«4» | 85-100 слов | 105-120 слов |
«3» | 70-84 слов | 90-104 слов |
«2» | Менее 70 слов | Менее 90 слов |
Характеристика цифровой отметки за технику чтения
«5»(«отлично») ставится, если выполнены все 4 требования (способ, осознанность, правильность/выразительность, темп)
«4»(«хорошо») ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
«3»(«удовлетворительно») Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
«2»(«плохо») ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтобы тренировать технику чтения в начальной школе необходимо дозировать нагрузки, доступность и посильность заданий с постепенным нарастанием сложности
При этом важно учитывать индивидуальные особенности детей и грамотно подбирать тексты для проверки техники чтения в начальной школе
Каковы причины медленного чтения ребенка
Бывает, что медленный темп чтения связан с дислексией. Это своеобразное расстройство неврологического характера. Ребенок развит и ведет себя вполне обычно – общается, играет, нормально учится. При этом, осваивая чтение, он не может избавиться от трудностей. Ошибки носят однотипный, стойкий характер, не понимается смысл, сложно даются ответы на вопросы по тексту и пересказ.
Выявление дислексии – дело нелегкое, ведь есть много других причин, по которым дети плохо читают:
- скудный лексикон. Прочитывание и осмысление незнакомых слов требует дополнительного времени. Соответственно, большой словарный запас положительно влияет на скорость чтения;
- низкая концентрация внимания. Не все умеют сосредоточиться при посторонних звуках, некоторых сбивает с толку даже пролетающая мимо муха;
- зрительная регрессия. Среднестатистический школьник возвращается глазами к уже прочитанным словам из одной строки около 20 раз. Чтобы исключить такой фактор, во время прочитывания водят пальцем или указкой;
- книга не по возрасту. Сложный отрывок зачастую дается тяжело из-за избытка знаков препинания, редко употребляемых слов, непонятного смысла;
- психологическая травма. Насмешки одноклассников, неблагополучная атмосфера в семье, недостаток внимания – такие факторы приводят к неуверенности и излишнему волнению;
- особенности здоровья. При проблемах со зрением, например, не получается хорошо видеть буквы. Полноценно работать с текстом также мешают нарушения слуха и заикание.
Кроме перечисленных выше факторов на умение читать быстро влияют врожденный темп деятельности и особенности темперамента. Школьник, который по жизни медлительный, неспешно разговаривает, долго думает перед ответом на вопрос, сложнее осваивает скорочтение.
Сколько слов должен читать ребенок
В обывательском смысле под техникой чтения понимают темп или скорость – то количество знаков в минуту, которые должен читать ребенок. Однако это не так.
Само понятие «техника чтения» является весьма сложным и включает ряд самостоятельных навыков:
- Способ прочтения.
- Осознанность прочитанного текста.
- Выразительность чтения.
- Скорость чтения.
- Правильность чтения.
Несмотря на то, что четких норм по скорости чтения в федеральных образовательных стандартах нет, большинство школ придерживается следующих критериев:
- в конце второй четверти ребенок должен читать 25-30 слов в минуту;
- в конце второго полугодия — 30-40 слов;
- для лицейских классов или классов повышенного уровня — до 60 слов в минуту;
- в коррекционных школах критерии — ниже.
Эти нормы условные и некоторое отклонение от них еще не является поводом для беспокойства. Скорость чтения определяется тем, насколько хорошо ребенок усваивает материал, его темпераментом и умением включаться в новый вид деятельности. Однако, верно еще и то, что от скорости чтения зависит уровень понимания текста ребенком.
Для проверки техники чтения педагоги опираются на ряд правил:
- Дети читают текст «про себя». Как показывают исследования, больше половины детей в начальной школе имеют логопедические проблемы. Такие дети, читая вслух, чувствуют себя не уверенно и зажато, что сказывается на результатах замеров.
- На проверку отводится больше времени. В советское время на проверку чтения отводилась одна минута. Сегодня педагоги учитывают индивидуальные особенности детей: кому-то для включения в работу требуется больше времени, кому-то меньше. Поэтому на проверку скорости чтения рекомендуют отводить две минуты, а полученный результат потом делить на 2. В итоге данные, полученные таким способом, оказываются точнее, а ребенок не испытывает дополнительного стресса и давления.
- Правильно подобранный текст. Есть несколько рекомендаций по побору текстов для проверки скорости чтения. Во-первых, объем выбранного текста не должен превышать 60-80 слов. Во-вторых, подбирается текст, который незнаком ребенку. Ну, а в-третьих, текст должен быть понятен и интересен ребенку.
В первом классе при проверке техники чтения допускается, чтобы ребенок водил пальцем по тексту, помогая себя. В дальнейшем он должен уметь следить за текстом взглядом, без вспомогательных средств.
Как улучшить технику чтения
Естественно, что любой родитель хочет, чтобы его ребенок читал хорошо и быстро. Можно ли что-то сделать для этого или процесс формирования навыка чтения протекает только за партой в школе?
В первую очередь необходимо понимать: чем большее давление оказывается на ребенка, тем хуже будет результат.
Чего точно делать не стоит, чтобы повысить технику чтения:
- критиковать и смеяться над ошибками;
- превращать чтение в элемент наказания;
- сравнивать результат с результатами других детей.
Уже давно есть методики, которые позволяют ребенку улучшить технику чтения. Главное запастись терпением, подходить к этому вопросу комплексно и помнить, что каждый ребенок уникален.
Улучшить технику чтения помогут:
- Скороговорки. Они не только развивают скорость речи, но и улучшают артикуляционный аппарат.
- Пересказ текст. Этот нехитрый прием направлен на развитие речи и словарного запаса ребенка, что приведет к повышению осознанности чтения.
- Разговоры с ребенком. Разговорчивая со взрослыми, ребенок повышает словарный запас, учится строить лексические конструкции и говорить красиво. Берет пример с родителей.
- Чтение. Привлекать ребенка к чтению можно по-разному. Попросите его научить читать кукол, пусть он читает младшим братьям, бабушкам и дедушкам, вам. Читайте с ребенком по ролям или по очереди. Пусть в домашней библиотеке ребенка всегда будет книги, которые отвечают его интересам и подходят по возрасту.
Хотелось бы заметить, что чтение сложный процесс, и, чтобы овладеть им на должном уровне, надо приложить немало усилий. Это длинный путь, который начинается, когда ребенок учится складывать слоги и не заканчиватся никогда.
Как улучшить технику чтения?
Сколько слов нужно читать первокласснику – разобрались. Если ребенок по каким-то причинам не дотягивает до нормативов, нужно ему помочь! Хорошо, что есть специальные техники, которые точно помогут улучшить результат.
1. Займитесь дыхательной гимнастикой
Зачастую у ребёнка возникают трудности, потому что он не умеет управлять своим дыханием. Например, пытается прочесть фразу на вдохе – конечно, результаты не радуют. Найти доступную дыхательную гимнастику можно в интернете.
2. Читайте скороговорки
Здесь все понятно – они действительно тренируют речевой аппарат, улучшают артикуляцию, помогают увеличить скорость говорения и прочтения.
3. Используйте «перевертыши»
Очень интересные упражнения: попробуйте прочесть текст не слева направо, а наоборот – справа налево. Кроме того, переверните страницу и читайте вверх ногами. Это отличная тренировка для мозга!
4. Установите норматив
Дайте ребёнку текст и установите секундомер на минуту – затем зафиксируйте результат. После этого попросите его еще раз прочитать тот же текст, затем еще раз. Скорее всего, вы сможете значительно улучшить показатели, потому что слова будут уже знакомыми.
Если вас действительно беспокоит, сколько слов в минуту читает первоклассник – помните золотое правило. Заниматься нужно систематически, регулярно, лучше всего делать это каждый день. Тогда результат не заставит себя ждать.
Помните, нет единого понятия о том, сколько слов читает первоклассник в минуту – все зависит от конкретного ребенка. Кроме того, нормативы в школах также могут отличаться! Ну а если вам кажется, что школьник не справляется с задачей, то используйте вспомогательные методы улучшения техники чтения.
Требования к тексту
Чтобы объективно измерить скорость чтения ребенка, важно выбрать соответствующий тестовый текст:
-
На базовом этапе (для детей от 6 до 7 лет) тексты должны соответствовать следующим требованиям:
- Простые и короткие предложения с преобладанием двухсложных слов;
- слоги в словах похожи или идентичны (ma-sha, ka-sha, ma-ma).
- Затем вы можете добавлять отрывки, в которых есть сложные и многосложные слова с шипящими звуками и различными комбинациями звуков.
- В конце первого класса, когда ученик начинает читать не только слова, но и слова целиком, он может читать не только прозу, но и стихи.
Тексты для проверки техники чтения во 2 классе
Стояла осень. Листья в лесу облетели. Охотники разожгли костер. На сковородке жарилась картошка. От нее шёл вкусный запах. Вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь. Он высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Из зарослей вылез маленький барсук. Он осмотрелся. Потом сделал шаг к костру, прыгнул и сунул нос в картошку. Запахло палёной кожей. Барсук бросился обратно в траву лечить нос. (68 слов) (По К. Паустовскому)
Лебеди
Белка
В лесу на высокой сосне устроила белка гнездо. Всё круглое, закрытое, а с одной стороны лазейка оставлена, чтобы внутрь можно было забраться. Белка — зверёк ловкий. Весь день с сучка на сучок, с дерева на дерево прыгает, — где ягоду сорвёт, где еловую шишку. А наступит осень — тут белка на зиму запасы примется готовить. То грибы повесит сушиться, то орехи в дупло запрячет. Холодно, голодно зимой, вот и пригодятся белке припасы. (70 слов ) (По В. Чаплиной)
Муравьиная тропа
Был у муравьев мостик через ручей — дерево упало, они по нему и бегали. Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать? Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно. Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно можно сказать: сделал это хороший человек. (72 слова)
Критерии оценки
Все тексты для проверок разрабатываются методистами. Выбирая произведение, стараются отдать предпочтение простому формату изложения. Ребёнок гораздо быстрее прочтёт сказку, чем текст технического характера.
При проведении техники экзаменаторы основываются на нескольких параметрах оценки:
Насколько ученик осознал прочитанный отрывок. Чтение может быть вслух или про себя. Ребёнок должен не просто прочитать, но и осознать, в чём смысл текста
Здесь важно понимание мысли автора, оценка художественных средств, с помощью которых был реализован замысел, осмысление собственного отношения к прочитанному. Экзаменатор может сделать вывод, что учащийся не осмыслил и механически прочитал текст, если ответы на контрольные вопросы были неверны, ученик не смог передать смысл повествования, не выделил основную идею или нарушил ход событий, пересказывая контекст.
Метод чтения
Оценивается, каким образом произносятся слова: плавно (целиком) или по слогам.
Количество произнесённых слов за минуту. Оценивается скорость чтения с помощью подсчёта, прочитанных знаков за минуту.
Ошибки при прочтении. Сюда входят: запинки, неправильное произношение слова. При становлении навыка чтения у детей возникает несколько типов ошибок. В основном это искажение конструкции букв и слогов, когда пропускаются буквы, слоги, слова и даже строчки. Во время чтения школьник может переставлять единицы текста, менять буквенный ряд, слоги, слова. Иногда ребёнок вставляет произвольные части в конструкцию слова, заменяет элементы текста на другие. Частая ошибка — повтор слов и слогов.
Выразительность – расстановка пауз, ударений, интонаций. Выразительное чтение — это осмысленное, правильное, с эмоциональной окраской в необходимых местах прочтение текста. Выразительный текст формирует у человека минимальный навык культурной речи. Частые ошибки выразительности: нарушение произношения слова (орфоэпические ошибки), когда ребёнок не знает норм ударения или лексического значение слова. К другому типу ошибок относят орфографическое чтение. В этом случае части текста озвучиваются по правилам написания, но не произношения, а также неправильно произносятся окончания.
У школьников постоянно изменяется навык чтения, поэтому проверки на технику выполняются дважды в год
Оценивая выполненное задание, преподаватель может не брать во внимание некоторые недочёты.. Допустимые недочёты:
Допустимые недочёты:
- Если во время чтения ученик неправильно поставил ударение не более чем в двух случаях.
- Когда есть небольшие нарушения чёткости произносимых слов вслух или неправильно расставлены паузы.
- Осмысление контекста произошло немного позже установленного срока.
- Неточное пояснение основной мысли произведения.
- Недостаточно выразительная передача характера персонажа.
Нормы скорости чтения
Вообще, на нормы скорости чтения влияет темп разговорной речи. В среднем мы произносим за минуту 120-150 слов. Показатель считается оптимальным для нормального восприятия и понимания. К такому результату и стремятся, читая на время. Но начинают, конечно, с пониженных требований.
Для первоклассника допустимо читать по слогам, в том числе в конце учебного года. К проверяемым параметрам относятся скорость и правильность (с ошибками или без). А вот во втором классе учитывают не только то, сколько слов должен читать ребенок, но и выразительность – выдерживание интонационных пауз в тексте, правильную расстановку ударений. В дальнейшем требования усложняются. Так, учащийся третьего класса должен хорошо понимать смысл прочитанного и уметь пересказать содержание.
Таблица норм скорости текста для первоклассника
Учителя не придумывают самостоятельно цифры, оценивая навыки детей. Так, действуют нормативы техники чтения в начальной школе согласно ФГОС. Оптимальный показатель зависит от того, ребенок какого класса проверяется. Ниже приведены общепринятые стандарты, по которым понятно, сколько должен читать ребенок в первом классе слов в минуту.
Оценка |
К концу I полугодия | К концу II полугодия |
«5» |
больше 20 | больше 40 |
«4» |
16-20 | 31-40 |
«3» |
10-15 | 25-30 |
«2» |
меньше 10 | меньше 25 |
Критерии, на которые важно обращать внимание
В целом, действуют такие требования к качеству текстового материала для первоклассников:
довольно крупный шрифт, разборчивые буквы;
наличие коротких предложений, без оборотов и множества запятых;
отсутствие иллюстраций и диалогов, это отвлекает внимание;
размещение на одной странице, чтоб не тратить время на поиск продолжения;
отсутствие незнакомых слов и длинных прилагательных.
Занимаясь с ребенком в домашних условиях, не стоит брать для прочитывания на время любимую, «затертую до дыр» книгу. Правильно предлагать разную литературу. Это и словарный запас обогатит, и поможет быстрее ориентироваться в новой информации.
Нормы
Ребёнок должен, прежде всего, понимать смысл прочитанного
Определение норм в освоении тех или иных навыков – это особенность советской и постсоветской педагогической системы. В западной и американской педагогике не существует конкретных цифр, определяющих уровень развития малыша. Их образовательные схемы строятся на определении качества материала, предложенного для обучения. Российский образовательный стандарт (ФГОС) в последней редакции также не даёт конкретных цифр скорости чтения. Он предъявляет только требования к качеству:
- выразительность (умение ставить смысловое ударение, делать необходимые паузы);
- осознанность (понимание сути прочитанного и соответственное изменение интонации, смысловых акцентов текста или предложений);
- умение логически соединять прочитанные слова и предложения;
- способность анализировать прочитанное (на уровне оценки действий или поступков, о которых идёт речь);
- воспроизведение слов, а не букв или слогов в процессе чтения;
- чёткое произнесение всех звуков в словах.
При этом программы, по которым идёт обучение в школах, дают цифровые нормы скорости чтения в первом классе, начиная с конца первого полугодия.