Другие методики оценки риска формирования дислексии у дошкольников
Рассмотрим батарею тестов риска, реализованных в других языковых условиях как предикторы дислексии. Частично эти тесты можно использовать, начиная с 5 лет, что выгодно отличает их от отечественной методики, рассматриваемой выше.
Тест быстрого серийного называния
Тест разработан международной группой экспертов, апробирован для разных возрастных групп. Предварительно производится тренировочное выполнение заданий, в ходе которого исследователь должен убедиться, что необходимые названия ребенку известны. Нормальное время выполнения каждого задания составляет 1 минуту.
Серийное называние изображений
Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся картинок (36 изображений). Задание заключается в быстром назывании вслух изображенных предметов. Учитываются допущенные ошибки и скорость выполнения.
Серийное называние цветов
Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся цветов, которые он должен назвать как можно быстрее.
Серийное называние букв
Ребенку предлагается стимульный материал с набором повторяющихся букв, которые он должен назвать как можно быстрее.
В НИУ ВШЭ проверили диагностическую валидность теста СМИНЧ
Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с профессором нейропсихологии из МГУ им. М.В. Ломоносова и специалистами из Центра патологии речи и нейрореабилитации провели оценку диагностической валидности СМИНЧ и проверили, насколько актуальны имеющиеся нормативные данные. Результаты исследования, обновленные уровни по скорости чтения, а также контрольные уровни для оценки этих показателей представлены в статье, опубликованной в The Russian Journal of Cognitive Science. Новые сведения помогут специалистам проводить более точную диагностику нарушений чтения.
Ранее до этой работы экспериментальная оценка диагностической валидности теста СМИНЧ никогда не проводилась. Отсутствовала научная проверка, насколько точно при использовании этого теста дети с дислексией будут диагностированы как дислектики, а дети, не имеющие нарушений чтения — как относящиеся к группе нормы.
Авторы исследования протестировали 90 типично развивающихся детей, успешно осваивающих чтение, и 50 детей, у которых опытными специалистами была клинически диагностирована дислексия. После этого они проанализировали соответствие между клиническим диагнозом и показателями этих детей по СМИНЧ, используя оригинальные нормы, приведенные в опубликованном руководстве к тесту, а также новые нормативные данные.
Исследование показало высокую специфичность теста. Это означает, что СМИНЧ позволяет идентифицировать типичные показатели чтения и отсутствие дислексии с высокой точностью: от 100% (при использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах) до 94,4% (при использовании контрольных уровней, рассчитанных на данных 2018 года). Однако чувствительность СМИНЧ, то есть его способность выявить ребенка с дислексией как имеющего нарушения чтения, существенно зависит от нормативных данных, используемых для расчета «уровней отсечки».
При использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах, чувствительность теста находилась между 36,6% и 39,0% (в зависимости от текста), а при использовании новых данных по скорости чтения, полученных в 2018 году, чувствительность теста достигала 60,0–72,0%. Однако даже 72,0% — очень низкий показатель чувствительности. Он означает, что до 28,0% детей будут ошибочно диагностированы как не имеющие нарушений чтения, хотя по факту могут быть дислектиками.
Относительно низкая чувствительность СМИНЧ является результатом использования только одного (хотя и самого важного) диагностического критерия — скорости декодирования. Однако СМИНЧ фактически позволяет использовать два дополнительных диагностических критерия: уровень понимания прочитанного и взвешенную оценку ошибок, допущенных при чтении.IQ
Симптомы дислексии у детей
Дислексию у детей чаще всего диагностируют в начальных классах, когда школьнику ежедневно приходится читать и писать. Некоторые виды дислексии проявляются раньше: дошкольник говорит несвязно, искажает слова, путает окончания и т. д. Ниже представлены наиболее заметные и распространенные признаки.
Общие проявления:
• проблемы с вниманием, концентрацией, памятью;
• неуклюжий захват письменных инструментов;
• затрудненное изучение алфавита и таблицы умножения;
• изменение порядка букв или слогов при письме, чтении;
• ошибки при элементарном ориентировании влево-вправо, вверх-вниз.
У дошкольников:
• трудности в запоминании новых слов;
• запоздалое развитие речи;
• проблемы с обучением базовым письменным навыкам;
• неверное произношение слов;
• сложности при коммуникации со сверстниками.
В младшем школьном возрасте:
• перестановка, инверсия слогов и букв во время чтения;
• «зеркальное» написание букв и цифр;
• подмена арифметических знаков;
• путаница в словах, схожих по произношению и смыслу;
• неловкость, нарушения координации;
• игнорирование знаков препинания;
• импульсивное поведение.
В среднем школьном возрасте:
• нечитаемый почерк;
• трудности с запоминанием, заучиванием, пересказом;
• уровень чтения ниже, чем у одноклассников;
• ошибки в написании и произношении слов;
• трудности в общении с ровесниками;
• непонимание языка тела и мимики собеседника.
Обратиться к логопеду-дефектологу стоит при обнаружении 4-5 симптомов. Специалист оценит навыки речи, чтения и письма ребенка, проведет диагностические тесты
При сборе анамнеза важно рассказать о генетической предрасположенности к подобным отклонениям, раннем и внутриутробном развитии, имеющихся недугах. Дефектолог определит разновидность дислексии и предложит подходящий метод коррекции
Набор простых практик и упражнений для коррекции дислексии, которые можно выполнять без специалистов
Ребенок дошкольного возраста
- переливание воды из стакана в стакан, закручивание-откручивание крышек, пересыпание круп, липучки, комкание бумаги и другие сенсорные упражнения;
- бытовые занятия: протирание зеркала двумя руками, мытье посуды, взбивание блендером и другие практики, где задействованы обе руки;
- вырезание, лепка, поделки;
- развитие двигательных компетенций: активные прогулки на свежем воздухе, лазание по детским площадкам, турникам, канатам;
- спорт: плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, гимнастика, любые спортивные секции для общего физического развития.
ШкольникДля школьника актуальны абсолютно все те же практики, что и для дошкольника. Но здесь также подключаются упражнения, связанные с обучением чтению и письму. Однако стоит помнить, что если у ребенка не получается читать, то он будет этого всячески избегать. Поэтому лучше сместить фокус с «садись читай» в сторону чего-то более интересного. Что можно придумать?
- Оставлять ребенку письма от любимого сказочного героя, которые интересно прочитать не «из-под палки»;
- готовить вместе по книге рецептов;
- писать вместе письма бабушке/друзьям;
- играть в игры по развитию неречевого слуха (например, в настольную игру «Слушать интересно»);
- придумывать ассоциации к буквам, которые ребенок не может запомнить (например, Р – это тигр);
- помогать ребенку с уроками: читать вслух текстовую информацию, которая сложно усваивается, проговаривать условие задачи и так далее;
- не включать дома фоном телевизор или радио, избегать мультфильмов, где герои нечетко артикулируют слова.
Важно отметить, что такая практика, как многократное переписывание слова с ошибкой, абсолютно неэффективна. У ребенка с дислексией нервный ресурс ограничен
Такое ребенок тратит колоссальное количество ресурсов на то, что другим детям дается просто. Поэтому когда его просят много раз переписать или перечитать, он окончательно изматывается. И на этом фоне могут появиться неприятные последствия в виде других расстройств, например, сбои в вегетативной нервной системе. Именно поэтому от многократных переписываний стоит вообще отказаться.ВзрослыйЗаниматься двигательной активностью, плавать, ездить на велосипеде для взрослых с дислексией так же важно, как и для детей. Кроме того, взрослые с дислексией могут вводит в свою повседневность практики, которые облегчают работу с текстами и документами. Что можно делать?
- Использовать специальные технологии: программы, переводящие речь в текст, приложения голосовых команд и так далее;
- чтобы проще было прочитать текст, использовать шрифты без засечек (например, Arial, Tahoma, Helvetica, Geneva, Verdana, Century-Gothic и Trebuchet), а также выравнить текст по левому краю, а не по центру, чтобы между словами не было неравных промежутков;
- разделять большие тексты на маленькие части или абзацы;
- выбирать книги с матовой, а не глянцевой бумагой;
- поэксперементировать, на бумаге какого цвета проще читать.
Характеристика основных методик диагностики дислексии у детей
Методика диагностики дислексии у детей требует профессионального подхода к определению нарушений. Стандартные методики, по мнению мирового научного сообщества, не в состоянии выявить нарушения и причины их возникновения, и тем более оказать содействие в разработке индивидуальной коррекционной программы. Одной из наиболее популярных и наиболее точных методик является нейропсихологическая диагностика, разработанная О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной.
Данная методика способна комплексно оценить имеющиеся нарушения и трудности в овладении чтением. Осуществляется она в форме тестирования, что позволяет получить и количественные, и качественные характеристики испытуемых, понять психологические механизмы, которые лежат в основе выявленной дислексии.
Замечание 1
Диагностика О.Б. Иншаковой и Т.В. Ахутиной состоит из различных приемов, которые используются в зависимости от возраста детей, их психологического развития и уровня овладения навыками чтениями. Чем старше учащийся, чем выше его уровень чтения, тем сложнее диагностические задания.
Детям, которые только осваивают чтение, в рамках диагностики предлагают прочитать отдельные буквы, найти среди перечня букв определенную букву
Обращают внимание не только на то, как дети читают буквы, контролируют правильность их прочтения, но не с какой скоростью это все выполняется
Детям, имеющим начальные навыки чтения, предлагают прочитать простые слова, состоящие из 3-х или 4-х букв. При этом слова подбирают высокочастотные и низкочастотные, квазислова. Тексты, предлагаемые детям для прочтения, различные по сложности.
В процессе диагностики внимание со стороны исследователя уделяется следующим параметрам:
- правильность чтения;
- количество и качество (характер) ошибок, допущенных учащимся;
- правильность направления, выбранного во время чтения;
- сложности зрительного слежения;
- использование рук в процессе чтения (водит ли учащийся пальцами по строчкам);
- правильность ударений в словах;
- фонетическое произношение;
- сформированность орфоэпического произношения (чтения) малочастотных и частотных слов;
- качество и продуктивность чтения в целом;
- скорость прочтения текста (букв, слогов, слов);
- способы чтения (по слогам, по буквам и т.д.);
- выразительность прочтения;
- умение пересказать прочитанное;
- доступность прочитанного текста для понимания окружающими.
Еще одной методикой диагностики дислексии детей, применяемой педагогами и психологами для выявления дислексии на ранних стадиях является диагностика А.Н. Корнева. Она включает в себя ряд специально разработанных текстов: «Рядоговорение», «Ритмы», «Кулак-ребро-ладонь», «Повторение цифр». Методика предназначена для проведения диагностики среди учащихся 2-6 классов, с целью выявления уже имеющихся нарушений, а также с целью установления предрасположенности к ним.
Диагностика предназначена для выявления:
- эффективности и успешности реализуемого педагогом образовательного процесса;
- выявления причин отставания у детей в овладении навыками чтениями, с целью разработки индивидуальной коррекционной программы;
- осуществление дифференциации нарушений чтений у учащихся.
Диагностика проводится в три этапа:
- Проведение стандартного исследования, направленного на установление уровня чтения. Цель: определить уровень сформированности навыка чтения, установление коэффициента чтения и его соответствие с интеллектуальным развитием учащегося.
- Определение уровня стойкости выявленного на первом этапе расстройства и составление его прогноза, с помощью АВМ–WIS тестирования. Цель: точное установление вида нарушения.
- Проведение теста оперативных единиц чтения (ТОПЕЧ) и включение учащегося в коррекционную группу. Цель: определение исходной точки коррекционной работы.
Замечание 2
Методика А. Н. Корнева предусматривает индивидуальное диагностирование учащихся. Перед работой педагог должен установить с учащимся контакт и создать благоприятную и комфортную психологическую атмосферу.
Коррекция дислексии по методу Рональда Дейвиса
Рональд Д. Дейвис был дислексиком, но никогда не считал себя больным. Причиной нарушения чтения он считал нестандартный образ мышления – визуальный, а не вербальный, как у большинства людей. Его методика устраняет неверное восприятие книжных символов, помогает снять стресс и поднять самооценку. Курс занятий короткий, но интенсивный. Метод Дейвиса включает 8 этапов:
1. Оценка. Специалист выявляет основные проблемы, определяет уровень затруднения восприятия. Для этого ребенок должен мысленно визуализировать и описать предмет.
2. Переключение. Проводятся упражнения по визуализации. Школьник учится «отключать» нарушение ориентации, то есть подавлять симптомы дислексии.
3. Разрядка и проверка. Ребенку позволяют отдохнуть, чтобы избежать головной боли и другого дискомфорта. Расслабляется все тело. Затем дефектолог проверяет, сохранился ли прогресс, достигнутый на прошлом этапе.
4. Точная настройка. Определяется оптимальная ориентационная точка, ребенок входит в комфортное состояние.
5. Координация. Нормализуется восприятие понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Устраняются нарушения движения, тело приходит в равновесие.
6. Освоение символов. Дислексики нормально воспринимают трехмерные объекты, но книжные символы – двухмерные. Чтобы научиться воспринимать буквы и цифры, нужно представить их в трехмерном формате. Проще всего это сделать с помощью пластилина.
7. Последовательное чтение. Для дислексика слово – цельный объект, поэтому дефектолог учит ребенка разделять его на буквы и слоги. Для тренировки используются элементарные тексты. Слова перечитываются по несколько раз, школьник должен разъяснять их содержание.
8. Отработка символов относительно слов. На последнем этапе прорабатываются сложные слова.
График занятий подбирается индивидуально. Дейвис утверждал, что не способен полностью вылечить дислексию, однако дети, прошедшие курс с дефектологом, способны контролировать проявления нарушения.
Дислексия – не болезнь, а нарушение, поддающееся коррекции. Проблемы с чтением были у таких знаменитостей как А. Эйнштейн, Г. Х. Андерсен, Петр I, Леонардо да Винчи и т. д. Дислексия не помешает ребенку реализовать себя и преуспеть в учебе, однако обратиться к специалисту следует как можно раньше. Самый популярный способ коррекции – метод Дейвиса. Он позволяет принять свою особенность и научиться контролировать симптомы дислексии.
Курс коррекции дислексии у детей в Москве
В Центре коррекции дислексии проходят занятия с логопедом-дефектологом по коррекции дислексии и дисграфии по методу Рональда Дейвиса у детей и взрослых. Занятия проводит сертифицированный методист Дейвиса, который за 5 дней курса коррекции (30 часов, 5 дней по 6 часов) поможет справится с «особенным состоянием», научит его контролировать, а также научит родителей как дальше работать и обучать ребёнка.
Наш Центр коррекции дислексии «Дислексия в России» помог уже многим детям и взрослым принять свою природу и особенность, приобрести ценные навыки управления дислексией, избавиться от страхов и приобрести уверенность в себе и своих силах. Вы можете почитать отзывы о работе логопеда-дефектолога на странице Отзывы.
Причины возникновения дислексии у детей
Распространенная причина дислексии – недоразвитие участка головного мозга. Например, за восприятие текста отвечает зона, расположенная в нижней теменной доле. Она нередко повреждается из-за затяжных родов, преждевременной отслойки плаценты, асфиксии и некоторых заболеваний. Дислексия может возникнуть из-за черепно-мозговых травм, ДЦП, слабого зрения.
Примерно 70% детей, имеющих проблемы с чтением, обладают наследственной предрасположенность к дислексии. Обычно у родителя наблюдается почти незаметная форма, а у ребенка – серьезные отклонения.
Реже нарушение вызвано социальными факторами: чрезмерной нагрузкой в раннем возрасте, неблагоприятной атмосферой в семье. Влияние оказывают и узкие границы познания, когда ребенок не посещает детский сад, редко находится в общественных местах, мало контактирует с людьми.
Почему биометрический тест на дислексию достоверен?
Папиллярные линии формируются ещё на 3-м месяце беременности, образуя неповторимый узор, который не меняется на протяжении всей жизни человека.
Дислексия объясняется особым анатомическим строением мозга и проявляется в нарушении синхронности работы его полушарий. И закладка этой структуры мозга тоже происходит на 3-м месяце жизни плода, то есть одновременно с формированием узоров пальцев. Соответственно, дислексия проявляется и в узорах пальцев, главное – знать, как её определить.
А для этого как раз и проводится биометрическое исследование, которое позволяет выявить дислексию уже в возрасте 3-лет лет. А значит, получив данные биометрики, можно проводить раннюю профилактику дислексии и других трудностей с обучением.
О чём говорят узоры пальцев?
Выделяют 3 основных типа папиллярных узоров, в зависимости от рисунка их центра, – дуги, петли и завитки.
Один и тот же узор на всех пальцах встречается довольно редко, преимущественно у человека наблюдается комбинация узоров, но всё-таки один из них будет доминировать.
Если биометрический тест на дислексию показывает преобладание дуг, то это говорит о трудолюбии человека, его практичности, прагматизме, консервативности. Такие люди отличаются упрямством, но одновременно они просты в общении, верны и надёжны. Им комфортнее всего работать дозированными единицами времени, а не от звонка до звонка.
Если на руках больше всего петель, то такой человек отличается коммуникабельностью, общительностью, гибкостью характера. Он легко адаптируется к социальным переменам, является хорошим командным игроком. На работе любит много общаться, не выносит монотонной продолжительной работы. Обладает взрывным темпераментом, информацию усваивает медленно, но запоминает её надолго.
Если при биометрической диагностике дислексии выявляется, что у человека преобладают завитки, то это говорит о его ярко выраженном индивидуализме. Он выделяется независимостью и углубленностью в себя. В целом, люди с преобладанием завитков очень созерцательны, способны к хорошей концентрации внимания и отличаются перфекционизмом. Хотя они и любят командные виды спорта, где можно проявить свою выносливость, всё же по натуре являются одиночками, которым комфортнее работать автономно, в своем ритме, без вынужденного общения.
Что даёт биометрический тест на дислексию?
Объективно определить наличие/отсутствие у ребёнка дислексии – это далеко не самая основная задача биометрического исследования. Ключевое преимущество экспертизы 10 узоров пальцев – получение достоверных сведений о психофизических особенностях ребёнка.
Владение информацией о ресурсах ребёнка, его способностях к обучению, личностных качествах, предрасположенностях к конкретному виду деятельности позволяет эффективно и быстро выйти из проблем с учёбой. А в дальнейшем и получить образование, соответствующее интеллектуальному потенциалу ребёнку.
Более того, биометрическое исследование позволяет говорить о новом инновационном методе обучения – обучению по генотипу, то есть выстраивании индивидуальной образовательной траектории для ребёнка с учётом его интеллектуального развития и личностных качеств.
Знание своих врождённых способностей помогает сделать жизнь более эффективной, позволяет познать самого себя и тем самым повысить качество жизни.
Записывайтесь на биометрическое исследование –
и открывайте новые горизонты своей личности!
Исследование слухоречевой памяти и некоторых невербальных психических функций
В ходе первого этапа обследования выявлялся уровень развития слухоречевой памяти и некоторых невербальных психических функций: зрительного гнозиса, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, -а также профиля латеральной организации. Изучение данных функций было необходимо, поскольку, наряду с устной речью, они лежат в основе формирования навыка чтения.
При подготовке данной части обследования для определения уровня развития указанных функций были подобраны наиболее показательные задания, рекомендуемые психологами, нейропсихологами, дефектологами и другими специалистами для проведения психолого-педагогического обследования ре бенка . Исследование слухоречевой памяти
При изучении состояния слухоречевой памяти дошкольников были использованы методические рекомендации к проведению обследования и анализу результатов, предложенные А.Р.Лурия (1973), Т.Д.Марцинковской (1998), М.М.Семаго, Т.В.Ахутиной и др. (1999).
Цель обследования: выявить объем слухоречевой памяти при непосредственном и отсроченном воспроизведении, скорость и точность запоминания ребенком речевых стимулов.
Стимульный материал. Для обследования слухоречевой памяти был использован ряд из 10 не связанных между собой слов, предложенный Т.Д.Марцинковской. Данный ряд был модифицирован: отдельные редко упот ребляемые дошкольниками в обиходной речи слова были заменены на более частотные. В результате для запоминания ребенку предлагались следующие слова: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, лопата, книга, машина, волк.
Проведение обследования. Дошкольник должен был внимательно прослушать и запомнить на длительное время ряд слов.
Инструкция: «Слушай внимательно. Сейчас я прочитаю слова. Ты должен их запомнить надолго».
Ребенку медленно (с интервалом в 1-2 секунды), четко читались слова. Затем он должен был повторить то, что запомнил. Допущенные при этом ошибки исправлялись. Однако ответ ребенка фиксировался точно, без исправлений. После этого слова читались еще раз, и дошкольник должен был снова повторить их. Процесс запоминания слов продолжался до тех пор, пока ребенок не воспроизводил правильно все слова. При этом каждый раз фиксировался ответ ребенка и общее количество необходимых повторений.
Затем весь ряд слов читался еще раз и ребенку снова напоминалось, что слова надо запомнить надолго. Примерно через 30 минут дошкольнику предлагали вспомнить слова. Ответ ребенка фиксировался.
В ходе анализа результатов отдельно оценивались такие параметры слу-хоречевой памяти, как объем и точность непосредственного и отсроченного воспроизведения, скорость запоминания слов.
Объем и точность непосредственной памяти 0 баллов — возможность правильно назвать при первом воспроизведении 5 и более слов из предложенного для запоминания ряда;
1 балл — возможность правильно назвать при первом воспроизведении 4 слова из предложенного для запоминания ряда;
2 балла — возможность правильно назвать при первом воспроизведении не более 3-х слов из предложенного для запоминания ряда.
При подсчете воспроизведенных стимулов не учитывались повторы, измененные или привнесенные слова.
Скорость запоминания 0 баллов — запоминание предложенного ряда слов после его 2-3-х кратного воспроизведения, при этом допускалось опосредование запоминание, привлечение отвлеченных материальных опор;
1 балл — запоминание предложенного ряда слов, в том числе с использованием опосредованного запоминания, после его 4-х кратного повторения;
2 балла — запоминание предложенного ряда слов после его 5-7-и кратного повторения.
Объем и точность отсроченного воспроизведения 0 баллов — правильное воспроизведение через 30 минут 7-10 слов (70-100% информации) из предложенного для запоминания ряда стимулов; 1 балл — правильное воспроизведение через 30 минут 4-6 слов (40-60% информации); 2 балла — правильное воспроизведение через 30 минут не более 3 слов (не более 30% информации).
При подсчете воспроизведенных стимулов не учитывались повторы, измененные или привнесенные слова.
В том случае, если выявленные недостатки затрагивали несколько параметров слухоречевой памяти, баллы суммировались.
Скрининг для взрослых и подростков
У подростков и взрослых, страдающих от дислексии, в повседневной жизни возникают те же проблемы, что и у дошкольников. Симптомы нарушения восприятия устной и письменной речи включают:
- трудности при чтении печатного или письменного текста;
- ошибки при письме (одно и то же слово такой человек пишет по-разному);
- скудный запас слов (активный и пассивный);
- неумение составлять и выполнять планы, последовательно излагать факты, делать выводы;
- снижение способности к запоминанию прочитанных сведений.
Взрослые, сталкивающиеся с указанной симптоматикой, могут самостоятельно пройти диагностический тест для выявления дислексии. Для этого необходимо ответить «да» или «нет» на ряд вопросов:
- Медленно ли вы читаете?
- В школе возникали трудности при овладении навыками чтения (по слогам и слитно)?
- Чтобы понять что-либо вы постоянно неоднократно перечитываете информацию?
- При чтении вслух возникают сложности?
- Случается, что при чтении или письме вы пропускаете буквы, меняете их порядок или вставляете новые?
- Не видите ошибок, перечитывая написанный текст?
- Постоянно возникают трудности при прочтении незнакомых слов с большим количеством слогов?
- Выбирая между романом и журнальной статьей, вы отдадите предпочтение второму?
- Во время школьного обучения наибольшие трудности возникали при изучении иностранных языков?
- Вы готовы отказаться от высокооплачиваемой работы, если придется иметь дело с большим объемом текста?
Если ребенку или взрослому поставлен диагноз дислексия, следует обратиться к логопеду. Коррекционная работа позволит улучшить навыки чтения и письма и увеличить самооценку. Окончательный диагноз ставит специалист, проводя углубленные тестирования.
Методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу
В 1982 году предложена методика раннего выявления дислексии по А.Н. Корневу (МРВД), разработанная в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и рекомендованная в Письме Министерства Здравоохранения СССР. На основании нейропсихологического анализа детей с признаками дислексии разработана группа заданий, способная дифференцировать проявления дислексии от иных форм отставания, например, задержка умственного развития, педагогическая запущенность. Диагностика направлена на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет). Целью исследования является обнаружение признака неполноценности обсессивных операций в различных модальностях.
Методика раннего выявления дислексии
включает 4 типа заданий, описанных в книгах автора метода.
Рядоговорение
Ребенку предлагается произнести автоматизированный речевой ряд, называя по порядку времена года. Допустимо в начале выполнения задания предложить подсказку, если ребенок путает времена года с месяцами, частями суток или днями недели. Оценивается не собственно знание, а способность воспроизвести автоматизированное перечисление по порядку в правильной последовательности. При появлении ошибок ребенку предлагается выполнить задание повторно, чтобы исключить случайную ошибку. Затем ребенку предлагается перечислить дни недели.
Каждое нарушение автоматизированного произношения оценивается в «штрафных» баллах следующим образом:
- правильные ответы на оба вопроса — 0 баллов;
- правильный ответ на 1 вопрос —2 балла;
- ни одного правильного ответа — 3 балла.
Прямое и обратное повторение цифрового ряда
Ребенку предлагается повторить вслед за исследователем несколько цифр в том же порядке. Цифры называют в умеренном темпе, как при отсчете стартового времени. Ускорение темпа облегчает запоминание и, соответственно, искажает результат. При ошибке предоставляется право второй попытки. Оперативная память должна сохранить порядок цифр определенной длины.
Второе задание заключается в обратном воспроизведении заданного порядка цифр. При объяснении приводится пример, чтобы обеспечить уверенное понимание задания. Длина порядка цифр в данном случае меньше, чем в первом задании.
Необходимо постепенно увеличивать длину цифровых рядов, чтобы определить в обоих случаях длину запоминаемого ряда, воспроизводимого в прямом и обратном направлениях. Для оценки длина обоих рядв (то есть количество запоминаемых цифр) суммируется.
Оценка производится следующим образом:
- более 6 слов – 0 баллов;
- 6 слов – 2 балла;
- менее 6 слов – 3 балла.
Необходимо отметить, что обратный счет лучше характеризует объем оперативной памяти, так как ребенок должен фиксировать прямой цифровой ряд, последовательно производя его инверсию.
Диагностический потенциал пробы[править | править код]
Проба на реципрокную координацию рук имеет широкий диагностический потенциал и позволяет нейропсихологу получить информацию о состоянии ряда отделов головного мозга.
- Данная проба состоит из серии движений, вследствие чего можно судить о состоянии нижних отделов премоторной области больших полушарий.
- Проба является бимануальной, что позволяет оценивать функциональную слабость каждой гемисферы, латерализацию повреждений. При повреждении одного из полушарий наблюдаются отставание или сбои в контрлатеральной руке. Однако эти ошибки могут возникать и в одноименной руке, особенно при поражении ведущего полушария. При повреждении правого полушария может отмечаться игнорирование левой руки.
- Эта проба соответствует принципу одновременной двойной стимуляции, что делает возможным ее использование для диагностики процессов межполушарного взаимодействия в двигательной сфере и оценки состояния мозолистого тела. При его повреждении становится невозможным одновременное выполнение движений, они выполняются, но последовательно.
- Возможность изменения темпа выполнения движений сказывается на фоновых компонентах, таких как тонус и амплитуда. Соответственно по этой пробе можно судить и о состоянии подкорковых структур головного мозга.