Методики занятий
Власова и Рау разработали систему, в основе которой постепенно усложняющиеся упражнения. На первом этапе предполагалось произношение вслух выученных стихов, фраз, декламация. Широко применяется совместная, отраженная речь.
На втором этапе дети устно описывают картинки, опираясь на наводящие вопросы, составляют рассказы по серии изображений. На третьем этапе навыки закрепляются в повседневных делах.
Для школьников используют другие методики коррекции. У них ведущей деятельностью является учебная, вводятся уроки, воздействие оказывают учитель и логопед.
Используются методики Чевелевой, в ходе которых дети делают поделки, проговаривая все действия. Ястребова выделила три периода обучения. На первом происходит уточнение знаний о языке, на втором активизируется выработка навыков, на третьем они закрепляются.
Группа специалистов (Абелева, Голубева, Евгенова и другие) создали особую методику для взрослых и подростков. Коррекция сопровождается определенными методами психотерапии — гипнозом, техниками расслабления и другими.
Арутюнян разработала авторскую методику коррекции заикания. В ходе нее человек преодолевает свой дефект с помощью пальцев. Он синхронизирует речь с движениями пальцев. Занятия ведутся в небольших группах по 5 человек.
Ведущая рука кладется на бедро, пальцы нажимают на ногу. При произнесении каждого слога, палец перестает давить на поверхность. Движения руки становятся контролером темпа и скорости речи.
Методика включает в себя четыре этапа. На первом заикающийся учится расслабляться, снимать мышечное напряжение. На втором отрабатываются движения пальцев. На третьем тренируется произношение слов и коротких фраз. На четвертом происходит работа с текстом.
Недостатком методики Арутюнян считают отсутствие полноценного психотерапевтического сопровождения. Некоторые специалисты полагают, что посредством тренинга нельзя сильно исправить дефект.
В коррекции заикания нельзя выделить одну методику. Каждый случай требует индивидуального подхода специалиста. Последствия заикания могут сохраняться на протяжении всей жизни.
Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания
Языки: Русский
Издательство: НИИ школьных технологий
ISBN 978-5-88923-144-8; 2009 г.
Книга есть в озоне.
Книга представляет собой сборник ролевых игр и функциональных тренингов в коррекции заикания, а также практические задания, предназначенные для снижения фиксации на речевом дефекте и преодолении страха речевого общения.
В книгу также вошли упражнения, направленные на развитие навыков коммуникации, игры, и задания для совершенствования психологических и речевых умений, навыков взаимодействия с собеседником.Автор книги — Паруйр Иянесович Исагулиев — более сорока лет посвятил психолого-педагогической работе с заикающимися подростками и взрослыми.Книга адресована подросткам и взрослым, страдающим заиканием, а также родителям, психологам, педагогам, дефектологам.
Общие моменты коррекции
Каждый автор использует свои методы устранения заикания. Все они строятся на общих принципах:
- индивидуальный подход;
- групповая работа;
- последовательность;
- систематичность;
- наглядность;
- сознательность.
Обязательно проводится работа над интонационной стороной речи. Для этого используют специальные упражнения на развитие дыхания, модуляции голоса, управления средствами выразительности.
Некоторые авторы предлагали введение этапа монотонной речи, которая позволяла подготовить почву для дальнейшего развития. Она облегчала усвоение артикуляционных поз звуков.
Цель коррекции — это выработка нового стереотипа речеобразования. Для этого используют технические средства. БОС (биологическая обратная связь) позволяет вырабатывать новые нервные связи в мозге. Ребенок получает возможность самостоятельно контролировать дыхание, голосообразование и т. д.
Для тренировки плавности выдоха, речи, силы голоса применяют программу «Видимая речь». Графические игры позволяют наглядно видеть результат действий, что делает обучение эффективным.
Методика Мироновой
С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: Ознакомление с окружающей природой
, Развитие речи
, Развитие элементарных математических представлений
, Рисование, лепка, аппликация, конструирование
. Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором-предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит проф. Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова — при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.
Сбор анамнеза
Анамнез включает в себя следующие сведения:
- состояние здоровья и наличие речевых расстройств у родителей и ближайших родственников;
- анализ общего развития ребенка;
- наличие заболеваний у матери в период беременности и травм при родах;
- стрессы и физические травмы в детстве;
- скорость формирования речи;
- условия воспитания (тип заведения и адаптация ребенка к нему, изучение двух и более языков, общение с детьми, у которых наблюдаются дефекты речи);
- психологический климат в семье (конфликты, чрезмерная опека, отношение членов семьи к дефекту ребенка);
- наличие заболеваний органов зрения и слуха.
Как помочь малышу: рекомендации родителям
Вот несколько советов мамам и папам при заикании у детей.
Развивайте мелкую моторику. На пальцах находится много нервных окончаний. Их стимуляция способствует развитию речи. Поэтому чем больше малыш задействует ручки, тем лучше. Рисование, лепка, разрисовка, перебирание мелких предметов под присмотром родителей (фасоли, пуговиц), строительство башен из кубиков, игра в пазлы и мозаику — все это очень интересно и полезно для деток.
Пойте и читайте стихи. Разучивайте стишки и песенки, устраивайте домашние концерты. Это не только поможет избавиться от заикания, но и придаст малышу артистичности и уверенности.
Играйте в ролевые игры. Очень хорошо, если ваша дочка или сын разговаривает с игрушками. Если нет, покажите ему. Устройте чаепитие кукол с увлекательной беседой, поиграйте «в гости», организуйте домашний кукольный театр. Это тренирует речь, придаст малышу смелости, а в интересной и привычной атмосфере заикание будет не столь выражено.
Делайте дыхательную гимнастику. Без правильного дыхания плавная речь невозможна. Есть разные варианты гимнастики, например пускание мыльных пузырей — забавный и столь любимый всеми малышами, а главное — эффективный способ коррекции заикания у детей.
Отдайте малыша на спорт. Идеальными не только для физического, но и для речевого и психоэмоционального развития малышей являются плавание, теннис, велоспорт. Если вашему чаду пока рано в секцию, научите его кататься на велосипеде. В этих видах спорта поддерживается ритмичное дыхание, активно работают все части тела — именно это и способствует улучшению качества речи и устранению заикания.
И наконец, еще один важный момент в борьбе с заиканием — будьте в эмоциональном и телесном контакте со своим чадом! Любите, хвалите, обнимайте и целуйте чаще — это так важно для его развития, в том числе и речи
Причины заикания у детей
В зоне риска дети, у родителей которых имеются заболевания нервной системы, инфекционной или соматической природы. Чаще заикаются малыши, страдающие от ночных кошмаров, энуреза, а также тревожные, раздражительные, ранимые, со слабой нервной системой. Также могут заикаться детки-билингвы.
Спровоцировать заикание у детей могут такие факторы:
Особенности внутриутробного развития. Тяжелое протекание беременности, асфиксия плода, травмы во время родов;
Состояние здоровья младенца. Травмы, обменно-трофические нарушения, инфекционные заболевания у новорожденного;
Физиологические факторы. Черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, органические нарушения головного мозга, интоксикация, а также заболевания, которые ослабляют центральные аппараты речи (тиф, корь, коклюш, рахит, гельминты, заболевания горла, носа);
Психосоциальные факторы. Испуг, ужас, страх у малыша, неблагополучная обстановка в семье (конфликты, стрессы), неправильное воспитание (балование, наказания, неуравновешенное воспитание или воспитание «правильного» ребенка), преобладание негативных эмоций и напряженности, тяжелая психическая травма, аффект;
Особенности формирования речи
Родители не обращали внимание на то, что малыш говорит быстро или на вдохе, неправильно произносит звуки. Чрезмерные занятия с ребенком по развитию речи тоже могут стать причиной заикания
Например, если родители перегрузили малыша обучением или использовали материалы, предназначенные для детей более старшего возраста;
Еще один фактор, провоцирующий заикание, — быстрая нервная речь ближайших родственников малыша. Он может подражать им, как и заикающимся родственникам. Если у малыша ведущая левая рука, не стоит переучивать его, поскольку это тоже может спровоцировать нарушение.
Строгое, требовательное и непоследовательное отношение к ребенку со стороны родителей, воспитателей и других взрослых тоже может стать спусковым механизмом для развития заикания.
Рекомендации врачей и полезные советы
Если у ребенка заикание, то для его преодоления очень важна поддержка родителей. Дома должна быть спокойная и понимающая атмосфера. При семейной дисгармонии труды логопеда будут бесполезными.
Рекомендации родителям:
- введите режим дня для ребенка;
- скорректируйте сон, он должен составлять не менее 8 часов;
- с ребенком следует говорить спокойным и негромким голосом;
- избегайте повышения интонации и агрессивного тона;
- не перебивайте малыша, когда он говорит;
- воздержитесь от частой критики;
- хвалите ребенка за его успехи.
Ребенок должен понимать, что в семье он найдет поддержку и опору. Агрессивная среда может воздействовать на него крайне негативно.
Основные этапы работы
В логопедии принято делить работу на этапы, каждый из которых преследует определенные цели. На подготовительном создаются щадящие условия. Родители обязаны сделать режим дня ребенка, строго ему следовать. Подъем и отход ко сну осуществляется в одно и то же время. После учебных занятий дается время для отдыха. Активные виды деятельности на время убираются из жизни.
Рацион заикающихся детей наполняется фруктами, овощами, зеленью. Они являются источниками витаминов. Последний прием пищи за 2 часа до сна. Убираются все стрессовые факторы: фильмы высокого рейтинга, компьютерные игры и т. п.
Ребенка готовят к занятиям, настраивают его на успех, вырабатывают мотивацию. Речь родителей обязана быть образцовой, четкой, правильной.
На тренировочном этапе происходит формирование навыков правильного поведения в разных речевых ситуациях, учат использовать средства выразительности.
На закрепительном проводят автоматизацию приобретенных навыков. Отрабатываются виды речевой деятельности.
Последовательность работы определяется разными факторами. Если исходить из структуры речи, то начинают со слога, слова, простой фразы, сложной фразы.
Основные признаки заикания
Физически детки с заиканием не отличаются от сверстников. Речь в спокойной обстановке может быть практически обычной. А в минуты сильного волнения, испуга, ярости, тревоге голос запинается, останавливается, происходят повторы букв, слогов, слов. Малыш растягивает звуки и слоги.
Речь в целом неритмичная, неравномерная. В тяжелых случаях ребенка невозможно понять.
Чем больше малыш старается сказать что-то, тем больше он волнуется и тем выраженнее расстройство речи. Иногда патология сопровождается стеснением в груди, чувством спазма в горле, остановки дыхания. Это состояние можно описать как судорожное: язык как будто прилипает к твердому небу, губы смыкаются.
Если причиной заикания является органическое повреждение нервной системы, то затруднения речи будут постоянными.
Для деток это состояние — огромный стресс. Из-за страха они стараются не употреблять слова, которые трудно произносятся. Речь засоряется паразитами «э», «ну», «вот», «вон», «это», «да», «так». Они меньше общаются, замыкаются в себе. В подростковом возрасте это приводит к комплексам и серьезным психологическим проблемам.
Проблема усугубляется нервными тиками, энурезом, агрессивностью, плаксивостью, страхом темноты. Со временем могут появиться психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта, сердца и сосудов и других систем.
Поэтому очень важно вовремя обращаться к врачам и начать лечение
Способы коррекции
Для лечения заикания врачи изобрели множество способов коррекции. Но патология эта серьезна, и преодолеть ее сложно даже на сегодняшний день, так как информации о ней мало. Среди популярных способов выделяют:
- лечение с применением таблеток;
- логопедические упражнения, скороговорки;
- механические приспособления;
- хирургическое вмешательство;
- психотерапия и др.
Специалисты применяют технические средства во время коррекции речи при заикании. На данный момент известно 4 типа изменений речи, которые можно произвести при помощи различных аппаратов. Устройства могут влиять на заглушение, на усиление речи, на выработку ритма и на «отставленную» речь. Аппараты делают судорожные проявления заикания менее выраженными.
Рекомендуется заниматься разными методиками, только так эффект будет наиболее выраженным. Работа по исправлению заикания должна вестись под присмотром врача-психотерапевта или психолога. Также необходим контроль логопеда.
Методика Власова и Рау
Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Рау строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:1) сопряженная речь,отраженная речь,ответы на вопросы по знакомой картинке,самостоятельное описание знакомых картинок,пересказ прослушанного небольшого рассказа,спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).Е. Ф. Рау видит задачу логопедической работы в том, чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию
. Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация.На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.
Методика Чевелевой
Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую. Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объектов деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок.Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:Пропедевтический. Основная цель — привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.3авершающая речь — дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.Предваряющая речь — дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.3акрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.В методике Н. А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов Программы воспитания и обучения детей в детском саду
.
Особенности комплексного подхода к логопедической коррекционной работе
Оказание логопедической помощи при заикании ребенка осуществляется по двум направлениям:
- Вновь выявленное заикание. Сюда входит оказание помощи при заикании, выявленном не более двух недель назад;
- Застарелое заикание. Сюда входит коррекционная работа с заиканием, длящемся более трех недель.
Вновь выявленное заикание корректируется путем применения совокупности действий и средств. Здесь необходимо организовать соответствующую обстановку пребывания ребенка: ребенок должен чувствовать себя расслабленным, а для этого его изолируют от общества на пару дней, организуя постельный режим в тихом, затемненном помещении. Общение с ребенком должно быть сведено к минимуму, а все обращения к нему быть произнесены в медленном темпе, спокойном ритме, тихим голосом или шепотом. Просмотр телевизора, прослушивание музыки, использование гаджетов должно быть исключено.
Эффективность логопедической терапии определяется минимизацией общения ребенка и максимизацией времени его сна. Для этого прибегают к специализированной помощи, как правило, невролога, который пропишет грамотное медикаментозное лечение ребенка.
Постельный режим и ограничение речевого взаимодействия должно быть реализовано в течение недели. Хорошо, если затем будет сменяна обстановка, контактные связи, круг общения ребенка.
Логопедическая коррекции застарелого заикания реализуется поэтапно:
- Этап молчания. Он необходим для торможения или ослабления патологических рефлекторных связей. Этот этап актуально реализовывать в течение нескольких дней – до одной недели. Дети обучаются правильному дыханию, медитации, самоконтролю. Происходит обучение артикуляционным действиям, связанным с выработкой точных артикуляционных движений.
- Этап активизации движений. Здесь происходит ориентация на взаимосвязь движений с речевым развитием ребенка. Выполнение определенных движений способствует формированию плавной речи медленного темпа. Поскольку, заикания являются следствием развития судорог в коре головного мозга, то движения помогают снять эти судороги за счет импульсов, реализуемых в процессе движений. Логопед применяют коррекционную гимнастику, спокойные игры – лото, домино. Данный этап целесообразно реализовывать в течение месяца.
- Этап полусопряженной речи. Он реализуется за счет проговаривания детьми одной фразы вместе с логопедом, а второй самостоятельно. Логопед помогает ребенку в произношении в нужном темпе. Ребенок просто повторяет то, что нужно, не напрягая мозг запоминанием или иной самостоятельной работой. Произношение должно быть спокойным, медленным, чтобы спазмы мышц речевого аппарата были сняты, а дыхание при произношении стабилизировалось.
- Этап отраженной речи. На данном этапе производится многократное повторение того, что ребенок слышит от логопеда. Длится данный этап не более десяти недель.
- Этап вопросно-ответной речи. Логопед читает детям рассказ, а после задает по нему вопросы, которые составлены таким образом, чтобы практически весь ответ содержался в вопросе. Иногда применяются игровые методы построения диалогов, логопедом даются подсказки детям, чтобы они могли спокойно, не нервничая ответить на вопрос. Временной период реализации данной терапии составляет 12 недель.
- Завершающий этап. Проводится активизации самостоятельных фраз ребенка, автоматизируется его самостоятельная речь в замедленном темпе. Логопедическая работа проводится на основе применения ролевых игр, пересказа детьми сказок, рассказов, придумывания историй и их спокойное рассказывание.
Комплексная работа логопеда при коррекции заикания проводится за счет привлечения ряда специалистов: невролога, психолога, психотерапевта, физиотерапевта, специалиста по ЛФК, каждый из которых применяет свои специфические методы и приемы коррекционной работы, ориентированной на стабилизацию работы нервной системы, достижение психического баланса детского организма, выработку верного произношения и доведение речевого произношения до автоматизма.
Артикуляционная
Занятия для подвижности нижней челюсти
Занятия с укреплением мышц нижней челюсти — начало комплекса упражнений артикуляционной направленности:
- Широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок.
- Движение челюстью вперед-назад.
- Движение челюстью влево-вправо.
Зарядка для губ
Следующий этап — зарядка для губ, часто в работу также включаются щеки:
- Растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет.
- Вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии.
- Следующее упражнение тренирует как губы, так и нижнюю челюсть. Растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.
Для укрепления мышц языка
Оновной комплекс тренировки направлен на укрепление языковых мышц:
- Улыбнувшись и слегка приоткрыв рот положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя».
- Щелчки языком от неба, имтируя цоканье копыт лошади, приоткрыв рот.
- Широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней.
- Улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.
- Немного растянув губы и приоткрыв рот погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.
Полезные знания про артикуляционную гимнастику в видео:
https://youtube.com/watch?v=5YFqnmhnK5I
Степени тяжести
При оценке тяжести патологии учитывают выраженность симптомов, их влияние на общение ребенка с другими людьми, наличие сопутствующих нарушений.
Выделяют:
- легкую степень — она характеризуется редкими не выраженными запинками, которые не мешают разговаривать и общаться. Но родителям даже при этой степени надо обратиться к специалисту, чтобы своевременно начать исправление, пока отклонения не закрепились;
- среднюю — запинки уже более заметны, затрудняют общение;
- тяжелую — нарушения речи выраженные, они делают общение практически невозможным. Присоединяются и другие симптомы.
Если не убрать заикание, не устранять причину патологии, то оно постепенно прогрессирует, причем очень быстро.