Что такое сказкотерапия?

Преимущества и процедура использования сказкотерапии в детском возрасте

Методология

Какие способы использовать, чтобы добиться терапевтического эффекта?

  • Рассказывание или чтение. Рассказывание рождает эмоциональную близость, создает доверительную атмосферу. Устанавливается контакт со слушателем, наблюдение за его реакциями. Успех метода зависит от того, как организован процесс. Уютная комната, мама, «зона безопасности». Начинайте повествование будто бы случайно, в непринужденной обстановке. Так малыш лучше открыт для того, что вы хотите ему сказать. Помните о чувстве меры, не перегружайте слушателя, иначе потеряется чувствительность к сказкам.
  • Сочинение сказки. Такой подход позволяет выявить наиболее значимые вопросы, поскольку рассказ малыша представляет собой проекцию и является отражением жизненных ситуаций. Взрослому необходимо услышать и найти способ оптимального решения. Ребята постарше сочиняют «страшилки», рассказывая их хриплым протяжным голосом. Так они ломают в себе страх, «клин клином вышибают». Взрослый может помочь ребёнку в сочинении сказки, чтобы вложить в неё как можно больше лечебных свойств.
  • Рисование сказки. Вы можете сделать выводы, анализируя использованную цветовую палитру и содержание рисунка. Тёмные краски свидетельствуют о сильных чувствах. С помощью «неправильно» изображенных предметов ребёнок показывает свое видение событий.
  • Постановка, драматизация. Метод помогает закрепить полученные уроки и выразить отношение к событиям сказки посредством мимики, голоса. Предпочтительнее, если режиссером выступит сам ребёнок. Он может распределить роли, привлечь других членов семьи, определить сказочное пространство – диван будет берегом, ковер – синим морем, кукольная ванночка — разбитым корытом.
  • Изготовление кукол. Творческий процесс помогает осознать проблему, снять нервное напряжение, ведет к изменению личности и достижению эмоциональной устойчивости. Манипуляции с куклами развивают моторику рук, воображение, способность к концентрации внимания, речь, самосознание.

Как работает сказкотерапия?

Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Если родители обсуждают с ребенком прочитанные сказки – жизненные уроки быстрее усваиваются, способствуют дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации. Если сказки не обсуждаются, жизненные уроки и ценности усваиваются пассивно.

С первых месяцев зарождения новой жизни родители могут рассказывать ребенку сказки. Пока длится внутриутробное развитие. малыш привыкает к спокойному и радостному голосу родителей, реагирует на их положительные эмоции. Для новорожденного сюжет сказки не имеет значения. Главное, чтобы в ней были определенные ритмические конструкции, повторы, звукоподражание для освоения родного языка.

В возрасте 1.5 – 3 года дети начинают говорить. Поэтому сказка становится толчком к развитию связной речи, образного мышления и познавательного интереса.

В 3 – 4 года ребенок распознает основные эмоции. Поэтому нуждается в сказках с простыми и яркими сюжетами. На этом этапе стоит обсуждать в семейном кругу или в группе эмоции героев, их поведение.

В 4 – 6 лет язык сказки является самым понятным для ребенка. Именно через сказку дошкольник усваивает социальный опыт. Поэтому любое задание ребенок выполняет лучше и с удовольствием, если захватить его сказочным сюжетом.

Методы и средства сказкотерапии

К методам сказкотерапии относят:

  1. Рассказывание сказки.

  2. Совместное сочинение сказки. Участниками совместного сказкотворчества могут быть сказкотерапевт и ребенок, дети в группе, вся семья. Сочинение сказки может происходить с опорой на картинки сказочного сюжета или метафорические карты, подобранные случайным образом.

  3. Рисование сказки.

  4. Изготовление кукол для сказочного сюжета.

  5. Постановка сказки в виде действия с участием игрушек или любых предметов либо группой детей в виде ролевой игры.

Еще один метод сказкотерапии — обучение родителей созданию историй для их детей. Помимо составления сюжетов для решения текущих вопросов, родители осваивают умение сочинения сказок всей семьей, что позволяет увидеть имеющиеся скрытые конфликты, недопонимания и научиться их корректировать.

Технически средства сказкотерапии помогают развитию речи, коррекции мелкой и крупной моторики. Мелкая моторика развивается в процессе изготовления кукол, выстраивания сказочного мира в песочнице, рисования. А крупная — в театральных постановках.

Сказка как средство диагностики

В мире много сказок, грустных и смешных. Но каждая сказка может стать настоящим другом и доктором для ребёнка. Часто ли вы задавались себе вопросом, как эти придуманные истории могут подсознательно влиять на детей? Уже давно известно, что сказка формирует первые поведенческие модели ребёнка. Это инструмент, который удовлетворяет его потребность в конкретном жизненном опыте

Именно поэтому так важно понимать, какие сказки читать детям

Ребенок до 12 лет воспринимает мир образами. У него в этот период более развито правое полушарие мозга. Поэтому именно сказка становится первым учителем добра и зла, учит ребёнка взаимодействовать с внешним миром.

Понять больше о лечебной силе сказок поможет сказкотерапевт Разида Ткач. Вы получите ответы на вопросы:

  • Как сказка влияет на фантазию ребёнка?
  • Что читать и как?
  • Как подавать сказку, чтобы она не травмировала ребёнка?
  • Что делать, если дети подражают плохим персонажам?
  • О внутренних весах ребенка.

Сочиняя сказки, передавая их из уст в уста, люди испокон веков учили друг друга житейской мудрости. Если же говорить о применении сказки в психологической работе, то здесь она выполняет сразу несколько функций. В первую очередь — это эффективная диагностика в детском возрасте и не только. Ведь далеко не каждый ребенок способен открыто говорить о своих переживаниях, формулировать свои проблемы и страхи. А откликнувшись на предложение: «Сочини сказку про мальчика 5-ти лет, который живет на соседней улице», — он, так или иначе, опишет свою собственную жизненную историю.
Психолог Наталья Кучеренко с вариантом сказкотерапии «Убить надежду»:

Используя метод сказкотерапии, мы можем в мягкой форме узнать, что сейчас тревожит ребенка и помочь ему найти выход из сложившейся ситуации. Поскольку детям близка сказка, ребенок идентифицирует себя со сказочным героем и от лица этого героя говорит о собственных проблемах сказочным языком. Вроде не о себе, но, вместе с тем, о себе и о том, что сейчас его волнует больше всего.

Виды сказок

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Взрослые истории

Многие считают, что сказкотерапия подходит только детям, причем самого юного возраста. Между тем, это не так, ведь совершенно очевидно, что в каждом взрослом продолжает жить ребенок…

Татьяна Котляренко, сказкотерапевт:
Если говорить о моей практике, то я больше работаю с детьми и их проблемами, но метод сказкотерапии применим и в консультировании взрослых. Если в процессе терапии у клиента возникает определенное сопротивление, можно попросить его назвать любимого сказочного героя, вспомнить сказку, придумать историю… Если у человека есть решимость разобраться с собственными проблемами, если он в должной степени мотивирован, – он и сказку вспомнит, и историю сочинит.

Примером того, как, используя символические образы, мы рассказываем о своей жизни и об изменениях, которые с нами произошли, может послужить следующий случай…

Лечение сказкой

Другая функция сказки – терапевтическая. Зачастую внушения, нотации и прочие подобные воспитательные меры оказывают на ребенка куда меньшее воздействие, нежели рассказанная ему сказка. Ведь одно дело – выслушивать скучные наставления, а другое – интересную и увлекательную историю.

Сказкотерапевт предлагает вниманию маленького клиента сказку, терапевтическую историю, герой которой попадает в ситуацию, схожую с той, которую переживает он сам. В этой истории заложено решение проблемы ребенка, показан выход. Маленький человек видит, как действует ресурсный герой, и понимает, что и его собственное положение не безнадежно. Он впитывает чужой пример, пользуется косвенной подсказкой.

Книги по сказкотерапии

1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию. (скачать)

2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г. skazki_i_podskazki

Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми. Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.

3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. praktikum_po_skaz_ter

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий skazki_i_skazkoterapia

Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.

В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.

Сказка о Птенце

Например, определить отношение ребенка к предстоящему разводу родителей поможет Сказка о Птенце, которую детские психологи нередко используют в диагностической работе:
«Жили-были на дереве, в гнездышке, три птички: папа, мама и маленький птенчик. Но однажды налетел сильный ветер, ветка сломалось, гнездо упало вниз.
Все три птички тоже оказались внизу, на земле. Папа посидел-посидел, да и вспорхнул на ветку. Мама посидела-посидела, да тоже взлетела и уселась на другую веточку. Что же делать птенчику?»

Предложите ребенку ответить на этот вопрос. Прислушайтесь к тому, что он скажет:

«Птенчик тоже полетит на какую-нибудь ветку»;

«Он полетит к маме»;

«Полетит к папе»;

«Он останется сидеть на земле, потому что летать не умеет. Но он позовет на помощь, и тогда родители обязательно спустятся и помогут ему!»… И делайте выводы.
А может, ваш малыш скажет: «Птенчик будет просто сидеть на земле»; «Он попытается взлететь, но у него ничего не получится»; «Птенчик будет продолжать сидеть на месте и его затопчут»; «Он умрет от холода или голода».
Если ребенок ответит так, то, вероятно, его что-то тревожит, и, возможно, есть необходимость обратиться к детскому психологу.

Переписка со Сталиным

В декабре 1940 года Иосифу Виссарионовичу пришло письмо, в котором обещалось, что произведение анонимного автора предназначено только вождю. И ему не требуется никаких наград, и первую повесть он будет присылать только короткими главами, чтобы не утомить своего высокого читателя. И действительно, были присланы семь глав повести «Небесный гость». В ней рассказывалось, что на Землю прибыл марсианин. Он встречается, знакомится и разговаривает с интеллигентами, рабочим, колхозником. Он читает газеты и делает выводы, что на Земле довольно много праздников и пустословия, а настоящий день выпущен из внимания, что законы бессмысленны, и в стране царит ужасающая бедность. Культура, по его мнению, разваливается. Ничего нового в театрах и литературе не создается, так же как и в науке. И печать находится под гнетом тупой цензуры. Довольно скоро автора нашли. Яна Ларри осудили за антисоветские высказывания на пятнадцать лет лишения свободы. А он-то по наивности предполагал, что Сталин не знает, что творится в стране, и хотел ему открыть глаза на истинное положение дел.

Мои советы родителям

Лучше, чтобы взрослый рассказывал сказку, а не читал. Тогда будет возможность проследить за реакциями ребенка.
Малыш должен иметь возможность сам выбрать сказку для прочтения

Если какая-то интересует его больше остальных, то он находит в ней для себя что-то важное.
Не используйте нравоучительный тон при обсуждении сказки, ребенок сам должен взять для себя доступный ему смысл.
В волшебные сказки нежелательно вносить изменения, связанные с современной реальностью. Это может усложнить погружение в волшебный мир.
Позвольте ребенку фантазировать и делайте это вместе

Получившаяся сказка может многое рассказать о его внутреннем мире.

Различные методики сказкотерапии

Работу со сказками можно совмещать с другими формами и методами арт-терапии, что поможет не только скорректировать поведение малыша, но и вызвать у него живой интерес, улучшить настроение.

Итак, прежде всего, гармонично сочетается со сказкой песочная терапия. Песок может стать своеобразной средой для воссоздания волшебного мира. Играя с песком, ребенок создает собственную реальность, в которой ему уютно и хорошо, в процессе игры благодаря так называемой «сказочной интуиции» малышу удается найти выход из сложной ситуации.

К числу методов сказкотерапии относится и рисование сказки. При помощи карандашей, красок, даже пластилина или глины ребенок выражает собственные эмоции по поводу услышанного текста. Еще одна форма работы – самостоятельное написание (сочинение) сказки, при этом ребенок может полностью придумать текст, предложить альтернативный вариант развития событий в уже готовой сказке, додумать, что происходило после заключения – например, как сложились судьбы героев «Теремка» или чем стали заниматься старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», вновь оказавшись «у разбитого корыта». Подобное будет интересно дошкольникам в 5-6 лет и детям старшего возраста.

Следующий вариант – драматизация, инсценировка сказок, их постановка, помогающая детям более глубоко вжиться в образ персонажа, обогатить свой эмоциональный и поведенческий опыт. При этом следует избегать нудного заучивания роли и четкого следования тексту – в подобных занятиях импровизация гораздо важнее. Именно такая форма работы поможет осознать собственные недостатки на примере изображаемого персонажа, узнать, как можно их победить, и сделать это.

Полезна и постановка кукольных спектаклей, позволяющая развить речь, воображение малыша, его коммуникативные навыки и мелкую моторику. Добиваясь «оживления» куклы ребенок со стороны наблюдает за теми или иными формами поведения, смотрит, к чему они приводят, делает свои выводы. Также в процессе куклотерапии он получает возможность проявлять те чувства и эмоции, которые недоступны ему в реальной жизни или подавляются. Детям постарше (6 или 7 лет) можно предложить самостоятельное изготовление кукол – процесс, помогающий расслабиться.

Еще одна методика – «мастер сказок», предложенный Зинкевич-Евстигнеевой. Согласно автору, существует 10 основных архетипов (например, дорога, государство, распутье), используя которые, можно создать 50 сказочных сюжетов, что и предлагается сделать ребенку. «Мастер сказок» представляет собой колоду из 50 карт, каждая из которых наделена собственным значением. Используя их, можно создавать собственные устные произведения.

Эти методы несложно использовать и в домашней работе, в этом случае зрителями «театральных» постановок или кукольного театра становятся мамы и папы, другие родственники.

Как провести занятие?

Сказкотерапию могут использовать как работники школы, так и родители. Первый вариант подходит для тех случаев, когда ребёнок испытывает сложности в отношениях с мамой и папой, не получает от них внимания. Школьные психологи могут проводить занятия как индивидуально, так и в виде тренинга. Но заранее стоит знать, что коллективный способ больше подходит для профилактики появления подростковых проблем.

Если же между родителем и чадом доверительные отношения, то лечение сказкой можно проводить дома. Это допустимо, если вы точно знаете, на что должна быть направлена ваша помощь.

По каким шагам нужно проводить занятие?

  1. Первым делом стоит поставить цель. Вам нужно определиться, что в поведении подростка вы собираетесь корректировать. Если вы испытываете с этим трудности, можно заранее воспользоваться психологическими тестами.
  2. Исходя из выявленной проблемы, найдите подборку сказок. В них должна быть изложена похожая история и обязательно должно присутствовать то, как решить эту трудность.
  3. Проводите занятие тогда, когда чадо в хорошем настроении. Если его ничего не беспокоит, то результат от чтения будет лучше.
  4. После чтения обсудите прочитанное. В ходе беседы стоит провести анализ поступков героев. Следите за тем, чтобы беседа проходила в непринуждённом формате, иначе ребёнок может почувствовать давление с вашей стороны.
  5. После курса занятий стоит повторить диагностику на выявление психологических проблем и проверить, есть ли результат.

Лечение литературой

Примеры сказок

Например, если целью ваших занятий является повышение самооценки подростка, помощь при неуверенности в себе и страхах, то вы можете использовать следующие произведения:

  • «Фламинго, или Скала Желаний»; 
  • «Повесть о настоящем … цвете»;
  • «Щёчка»;
  • «Светлячок»;
  • «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море»;
  • «Байка про Егора-мухомора, девочку Машу, Серого Волка, лосей и мимолетную Бабушку»;
  • «Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил»;
  • «Сказка о Дрюпе Дрюпкине» и др.

Положительный эффект

Эти произведения и рекомендации позволят вам построить доверительные отношения со своим чадом, а также помочь ему справиться с трудностями. Грамотно подобранный текст может творить настоящие чудеса, повышать человеку самооценку, избавлять от сложностей в общении с социумом и прививать правильные жизненные ценности.

Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки

Почти в каждой сказке наблюдаем перевоплощение героев. Однако для детей перевоплощение происходит не только в сказках.

«Вот мама обнимает своего ребенка, ласкает и ласкает… Но потом ругает, кричит – видимо ее заколдовал злой волшебник. В душе ребенка сталкиваются два сильные антагонистические чувства к одному человеку: любовь и ненависть. Но ведь маму нельзя ненавидеть, это плохо, такие чувства осуждает общество.

Преодолеть внутренние противоречия детям помогают сказки, в которых довольно удачно описано определенные трансформации личности.

Все сказки имеют счастливый конец

Это очень важно для ребенка – быть уверенным в том, что в его жизни все будет хорошо. Однако рано или поздно ребенок ставит себе немало сложных вопросов: сможет ли он научиться любить?

Чтобы преодолеть эти страхи, пригодятся сказки, где невеста или жених — животное, которое уродливое днем, а ночью становится прекрасным. Это дает понять, что в человеке сочетаются и животные инстинкты, и прекрасные величественные порывы. Учит принимать человека таким, какой он есть.

Механизм влияния сказки

Применение сказкотерапии для дошкольников учит, как поступать в сложных ситуациях, как продуктивно общаться, анализировать и исправлять поведение. Терапевтический рассказ позволяет «встретиться» через главного героя с личными страхами малыша.

Очень часто можно встретить сказки, в которых главному герою помогают преодолеть трудности. Это члены семьи, друзья, животные или другие персонажи. Идентифицируя себя с главным героем, ребенок осознает, что он в своей проблеме не один. Он обретает уверенность, что проблема решаема и обязательно придут на помощь близкие люди. В сказках прорабатываются темы любви, дружбы, добра и сочувствия.

Пребывая в размышлениях о сказке, дошкольник постепенно понимает, что имеет внутренние силы: самостоятельность, смелость и разные умения. Терапевтическая значимость историй в том, что ребенок расслабляется, приобретает решимость и узнает свои сильные стороны.

Сказка о Садовнике и Золотом цветке

Как-то, проводя детско-родительский тренинг, где в качестве рабочих техник использовались арт-терапия, телесно ориентированная терапия и сказкотерапия, я познакомилась с мамой аутичной девочки. В числе прочих родителей, она должна была придумать и рассказать свою собственную сказку. Эта женщина поведала нам сочиненную ей историю о Садовнике и Золотом цветке.


Главный герой сказки – садовник – трепетно ухаживал за своим Золотым цветком. Цветок тот был очень нежным, нуждался в особо бережном отношении. Садовник всячески окружал его заботой: поместил в оранжерею, регулярно поливал, берег от сквозняков… Но, помимо ухода за цветком, у Садовника были и другие дела. Однажды ему пришлось куда-то отлучиться по одному из таких дел. Он очень волновался, оставив цветок без присмотра. А тут, как на грех, разразилась буря: подул сильный ветер, хлынул ливень, посыпал град… Когда Садовник подходил к оранжерее, сердце его сжалось от тревожного предчувствия.
Предчувствие его не обмануло: оранжерея была полностью разрушена, стекла выбиты, двери сломаны. А посреди этого погрома… рос себе Золотой цветок – целый и невредимый. И тогда Садовнику стало ясно, что цветок его не так уж беззащитен, как ему казалось, — хрупкий с виду, он, тем не менее, достаточно силен для того, чтобы справляться с бурями и противостоять трудностям.

Нетрудно догадаться, что, рассказывая о заботливом Садовнике, женщина говорила о себе. А Золотой цветок, конечно же, ее дочка страдающая аутизмом. Будучи мамой непростого ребенка, участница нашего тренинга тревожилась о состоянии своего малыша, окружала ее заботой. А в какой-то момент к ней пришло осознание того, что у девочки уже есть необходимые ресурсы для того, чтобы самостоятельно справляться с трудностями.

Конечно, сказкотерапия – не панацея, но потенциал «сказочного лечения» трудно переоценить. Впустите в свою жизнь сказку, и волшебные превращения не заставят себя ждать…

Лилия Илюшина, InHa.ru

Чем занять ребенка в 3 года

Истерики, капризы, непослушание — как реагировать маме

Как приучить ребенка спать в кроватке

Мне нравитсяНе нравится

Почему с детьми лучше работают сказки

Дети дошкольного и младшего школьного возраста живут в мире сказок. В этот период у них преобладает наглядно-образное мышление и им проще ориентироваться, проживать эмоции и учиться в выдуманном мире.

Ребенок может снова и снова слушать любимую сказку и воспринимать достижения героев, как свои собственные, т. е. перекладывать опыт персонажа на себя. Например, пройдя через череду препятствий в сказочной истории, стать сильнее, выносливее, мудрее, перестать бояться.

А еще занятия, построенные через сюжеты любимых сказок, не перегружают мозг детей и запоминаются надолго, работая в долгосрочной перспективе.

Функции сказок

В детской терапии и педагогике сказки используются, чтобы:

  • помочь ребенку побороть различные страхи: замкнутого пространства, темноты, воды, животных и прочее;
  • воспитать необходимые черты характера и личности: смелость, коммуникабельность, инициативность, усидчивость, умение доводить начатое до конца;
  • помочь научиться правильно себя вести в сложных ситуациях;
  • избавиться от комплексов;
  • бороться с различными психологическими расстройствами.
  • сформировать правильные понятия о добре и зле;
  • развить воображение, фантазию и творческое мышление;
  • с детства привить малышу правильные ценности.

Какие сказки используются в терапии

Можно выделить два основных вида сказок: воспитательные и терапевтические. Применяться могут как народные, так и художественные сказки. Сказкотерапия в воспитательных целях затрагивает и помогает решать незначительные проблемы с поведением, преодолением страхов (высоты, темноты, воды), адаптироваться в новом коллективе.

Терапевтические сказки направлены на то, чтобы помочь ребенку справится с более глубокими проблемами. Например, пережить потерю близкого человека или тяжелую травму.

Если это психокоррекционная сказка, в ее основе должна лежать завуалированная проблема ребенка. А в конце этой сказки он решает сам, как должен поступить герой, чтобы справится со своей проблемой.

Все случаи и дети разные, поэтому каких-то универсальных сюжетов нет. Выбирая сказки для терапии, родителям, прежде всего, нужно ориентироваться на реакцию ребенка на различные истории. Например, кому-то история Колобка покажется трагичной и ужасной, потому что его съела Лиса, а кто-то послушает и сделает выводы, как не нужно себя вести, чтобы не оказаться на месте главного героя.

Формирование эмоционального опыта дошкольника средствами сказки

Использование детских сказок является ведущим в дошкольном детстве. Персонажи сказок наделены яркими чертами, которые характеризуют их как положительных, либо отрицательных. Интересные исследования влияния сказок на душу ребенка описано американским психологом Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки.

О пользе волшебного». Автор подчеркивает, что развитие личности происходит поэтапно, и каждый этап обслуживается определенной сказкой. Сказка помогает ребенку сформировать свой внутренний мир так, чтобы подняться еще на одну ступеньку в своем развитии.

Сказку традиционно используют как терапевтическое средство. Отношение ребенка к сказке помогает распознать природу психической травмы и вылечить душевные раны. Люди и дети разного возраста воспринимают сказку по — разному. То есть сказочную информацию взрослый и ребенок воспринимают не одинаково.

НАПРИМЕР:

«Трое поросят»..

Взрослый осуждает легкомысленных поросят, которые не захотели строить дом надежный, а ребенок отождествляет себя со всеми персонажами и проживает жизнь вместе с ними. В этой сказке ярко показаны взросления личности. Еще один персонаж Волк. Каждому знакомо состояние ребенка, когда он злой и хочет сломать, разрушить что-то. Это «Волк», который живет в каждом из нас.

И сказка подсказывает: «Волк – неуправляемая, неконтролируемая агрессия, что карается. Отсюда влияние морали: учись управлять «волком» в своей душе. Отождествляя себя с каждым персонажем, ребенок не умом, а всем своим существом переживает эти важные для него этапы взросления.

Погружаясь в сказочный мир, ребенок воображает себя кем-то из героев: преодолевает препятствия, умирает. возрождается. Ценность сказки заключается в том, что он никогда не вкладывает готовую истину в голову ребенка, а побуждает к активной работе над собой.

С какого возраста применять сказкотерапию

Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

Для дошкольников

В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки

Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев

Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

Для младших школьников

С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам

Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию

В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

Для подростков

В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: