Особенности профессии
Специалист выполняет обязанности психолога и дефектолога
Важно не просто скорректировать интеллектуальные способности ребенка, но и найти причину их возникновения, которые условно делятся на два вида
-
Физические: врожденные патологии мозга, нервной системы, слуха, зрения.
-
Психологические: проблемы, связанные с воспитанием, психологическими травмами.
Особенностью дефектологии является то, что коррекции подлежат все дети, независимо от причины имеющихся нарушений. При грубых патологиях, не подлежащих лечению, проводится поддерживающая терапия.
В своей работе дефектолог тесно контактирует с психологом. Для повышения эффективности занятий и привлекательности своей кандидатуры на рынке труда педагоги получают дополнительную специальность психолога. Это позволяет им лучше понимать детей, составлять индивидуальные программы в зависимости от потребностей и особенностей развития ребенка.
Работать психологом-дефектологом может только стрессоустойчивый человек, умеющий разграничивать работу и личную жизнь. Часто пациентами становятся дети из неблагополучных семей, имеющие серьезные психологические проблемы. Такой ребенок трудно поддается лечению, требует особого внимания и заботы.
Учитель-(педагог)-дефектолог
детского сада, школынапример, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слухаДефектолог может обладать одной из следующих специализаций:
Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.
Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения.
Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание, задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением), дизартрия (неясная, смазанная речь), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.
Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения), аутизм (психическое расстройство). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе
Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью), помогает находить общий язык со сверстниками.
Работа дефектолога с детьми
как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологомнапример, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе
по виду, по степени выраженностиСуществуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:
Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь).
Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев
Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию), целью которых является соблюдение личной гигиены.
Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры
На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
стремление к учебе
Методы работы
Методика образовательного процесса будет выстраиваться исходя из тех особенностей в развитии, которыми обладает ребенок или группа детей, с которой проводит работу специалист. Для примера можно привести ребенка страдающего от глухоты, в его случае непременно возникает проблема распада разговорной речи. Это имеет особое значение у детей младшего возраста (дошкольников) так как именно в этот период происходит основное формирование речи.
Детям с потерей слуха и отсутствием нормальной коммуникативной связи приходится очень непросто и часто это может приводить к тому, что ребенок попросту замыкается в себе. Если вовремя не обратиться к специалисту ребенок может полостью утратить возможность разговаривать. Конечно, его обучат языку жестов, но без возможности разговаривать это сильно ограничит его в возможностях и контакте с социумом.
Возможность нормально жить и адаптироваться в обществе – вот основная цель специалиста дефектолога. Так сурдопедагог развивает речевые возможности, а тифлопедагог прокачивает социальные и бытовые навыки ребенка. Дети обучаются познавать мир с помощью пальцев рук.
Для слабовидящих и слепых детей создаются специальные книги, выполненные из различных материалов и имеющих объем. Это позволяет слепым детям правильно представить окружающий их мир.
Еще одной важной целью работы специалиста является прививание детям простых с нашей точки зрения, бытовых навыков. Самообслуживание должно быть привито ребенку как можно скорее, зачастую родители особенных детей не только не прививают им этот навык, но и всячески пытаются оградить от этого, уничтожая шансы ребенка на дальнейшую самостоятельную жизнь
Олигофренопедагоги ведут работу с детьми, имеющими нарушения интеллекта. К этим нарушениям относят задержку психического развития и умственную отсталость. При работе с этими детьми упор делается на развитее мышления
Для них так же важно получить в полной мере навыки самообслуживания и коммуникации с обществом. Дети, имеющие легкую форму интеллектуальных нарушений могут быть обучены несложному труду, что в дальнейшем позволит им получить профессию
Общие сведения
Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими нарушениями.
В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:
- Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
- Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
- Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
- Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
- Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.
При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.). Исключением является логопед – этот узкий специалист обучает правильному произношению и написанию различных единиц речи детей, которые не имеют серьезной сопутствующей патологии.
Для оказания помощи детям с сочетанными дефектами дефектолог должен иметь базовые знания в смежных областях либо тесно сотрудничать с другими узкими специалистами (психологом, неврологом, нейропсихологом).
К задачам дефектолога относятся:
- проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
- оказание помощи детям в развитии внимания, мышления и других основных психических процессов;
- развитие навыков общения и разговорной деятельности, формирование четкого произношения;
- проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики;
- консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам воспитания ребенка с особенностями развития;
- оказание помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.
Для выполнения этих задач дефектолог должен обладать:
- способностью быстро устанавливать контакт с ребенком и создавать дружескую атмосферу в процессе занятий;
- умением работать с детьми по любой программе, которая позволяет корректировать и компенсировать недостатки развития;
- умением учить детей читать и писать при помощи нетрадиционных методов;
- умением работать с лицами разного возраста по индивидуальной программе (дефектолог также работает со взрослыми, помогая улучшать их социальную адаптацию и качество жизни).
Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.7. .
Как правильнее — логопед или дефектолог?
Речь — сложный процесс, обеспеченный согласованной работой артикуляционного аппарата, органов дыхания и восприятия, а также высших нервных функций. Формирование речи напрямую связано с развитием психики ребенка. Поэтому очень часто деятельность логопеда и дефектолога пересекаются между собой.
Логопед-дефектолог работает с различными случаями, не ограничиваясь лишь коррекцией звукопроизношения или, напротив, работой с «особыми» детьми. Вот лишь небольшой список задач, которые решает этот специалист:
- Стимуляция речевого, психического и психоречевого развития.
- Коррекция проявлений СДВГ.
- Работа с детьми, имеющими ОНР любой степени.
- Сложности с обучаемостью, диагностика готовности ребенка к школе.
- Помощь в преодолении трудностей в школьном обучении.
Получается, что деятельность логопеда-дефектолога охватывает более широкий спектр нарушений.
Логопед сталкивается в основном с уже достаточно явными проблемами. Однако в том случае, если отставание в формировании речи лежит какое-либо первичное отклонение (например, задержка психического развития, нарушение мышления и т. д.), правильно поставить диагноз и планировать коррекционные меры должен уже дефектолог.
Удобнее и правильнее строить работу может специалист, совмещающий в себе знания по обоим направлениям, то есть логопед-дефектолог. Работая с ребенком, он составляет план коррекции речевых нарушений параллельно с развитием психических функций.
Кто такой дефектолог?
Дефектолог – высококвалифицированный специалист, владеющий методами и способами адаптации, обучения и воспитания детей с психическими и/или физическими недостатками. Дефектологов принято делить на две группы: тех, кто изучает, обучает и воспитывает аномальных детей, и тех, кто специализируется на коррекционной педагогике.
Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение). Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции. Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами.
И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитием – это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и многие другие.
За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая их которых занимается определенным направлением:
- дефектолог-логопед – изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи;
- дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
- дефектолог-тифлопедагог – специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
- дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухонемыми детьми;
- дефектолог-амблиолог – является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;
- дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.
Независимо от направления деятельности обязанности дефектолога включают в себя: осмотр ребенка, выявление нарушений, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений, назначение и проведение коррекционных занятий, мероприятия, направленные на адаптацию аномальных детей в обществе, разработка программ реабилитации, проведение мероприятий по предупреждению отдельных нарушений, исследовательская деятельность, консультационные услуги и т.д.
Плюсы и минусы профессии дефектолога
Работа с детьми – это всегда в первую очередь призвание, а здесь у специалиста еще и повышенная ответственность. Для кого-то это минусы, для кого-то наоборот плюсы. И тех, и других хватает, как и в любой профессии.
Плюсы:
-
Востребованность специальности – найти работу дефектологу не составит труда.
-
Возможность работать в частном порядке и повышать таким образом свой доход.
-
Постоянное саморазвитие, мозги не успевают закисать.
-
Есть варианты карьерного роста.
-
Оказание помощи детям, возможность видеть и оценивать результат своей работы.
Минусы:
-
Высокие психологические и эмоциональные нагрузки.
-
При высоком уровне эмпатии у специалиста – риск профессионального выгорания.
-
Относительно небольшая зарплата, особенно в государственных учреждениях (есть варианты совмещения с частной практикой или работой в частных медицинских и развивающих центрах).
-
Большое количество должностных обязанностей, много бюрократических моментов.
-
Успех подопечного зависит не только от дефектолога, но и от других специалистов и родителей.
Несмотря на сходные цели работы логопеда и дефектолога, это абсолютно разные специалисты. Дефектолог развивает речевые функции детей в более сложных условиях, когда те имеют ограничения по здоровью. А родителям, прежде чем обращаться к конкретному специалисту, нужно получить консультацию у профильных врачей, чтобы четко понимать, будет ли достаточно усилий логопеда для результата, или лучше подключить «тяжелую артиллерию» в виде дефектолога.
Кто такой психиатр дефектолог
Дефектологом называют специалиста имеющего медицинское образование и занимающегося коррекцией поведения у детей имеющих особенности в развитии. Основная его задача заключается в коррекции поведения у детей имеющих ограниченные возможности здоровья и отклонения в развитии.
Дефектологи – педагоги работают не только в детских садиках и школах, также они ведут прием в специализированных клиниках, реабилитационных центрах, поликлиниках. Дефектолог педагог проводит индивидуальную и групповую работу.
Дефектология разделяется по отраслям:
- Олигофренопедагогика — работа с умственной отсталостью, задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями.
- Сурдопедагогика — работа с детьми, имеющими отклонения слуха;
- Тифлопедагогика — работа с нарушениями зрения;
- Логопедия — работа с нарушением речи у ребенка.
При работе в детском саду, работа этого специалиста не узконаправленная, а зависит от различных проявлений нарушений развития у детей.
Стоит отметить, что в обычных дошкольных и школьных учреждениях этого специалиста практически невозможно встретить. Дефектологи работают в специализированных учебных заведениях.
Другой важной частью работы данного специалиста является социализация детей с особенностями развития. Особенно тяжело приспособиться к жизни бывают детям с умственными отклонениями
Также очень важно научить слабовидящих детей ориентироваться в пространстве. Помочь таким детям как раз и призван такой специалист как дефектолог.
«Стало легче»
В школу поступил десятилетний ребёнок-инвалид с ТМНР. До этого детские учреждения не посещал. У него тяжёлые интеллектуальные и другие нарушения в развитии. Не сформированы первоначальные коммуникативные навыки, не говорит, поведение неадекватное, не понимает инструкции и рисунка, не сформированы многие элементарные представления.
С родителями было согласовано удобное для ребёнка расписание обучения в школе. Занятия проводились индивидуально с высокой степенью включенности мамы. У учителя-дефектолога почти каждый урок открытый. Индивидуальная форма занятий позволяет подобрать действенные подходы, максимально учесть особенности обучающихся с ТМНР, создать ситуацию успеха каждому ребёнку. Это повышает их мотивацию к обучению и познавательную активность.
Через полгода коррекционно-развивающих занятий и домашних упражнений появилась положительная динамика развития. Невролог на очередном осмотре заметил: «Что с ребёнком? Появился осмысленный взгляд, нормальное поведение». Через год ученик начал говорить, работать с простыми карточками, выполнять инструкции.
Мама о результате занятий с дефектологом: «Стало легче дома и в общественных местах, теперь можно зайти с ним в магазин».
Среди окружающих его в школе детей и взрослых, в начале, было опасение, непонимание. Сейчас отношения изменились, на толерантные и доброжелательные. С ребёнком общаются, здороваются за руку.
Необучаемых детей нет. Любому ребёнку можно помочь продвинуться в развитии.
История появления профессии
Дефектология стала активно развиваться с середины ⅩⅨ века. Сама профессия в нашей стране появилась относительно недавно
В начале прошлого столетия врачи и педагоги выявили необходимость работы с особыми детьми комплексно по каждому направлению, что подразумевало расширение штата сотрудников в коррекционных детских садах и школах, так как одним лишь воспитателям или врачу не по силам уделить должное внимание всем детям сразу
И уже в советское время в столице был открыт первый исследовательский центр − НИИ дефектологии. Сама логопедия не сразу стала «в ряды педагогических наук», специалисты данного профиля работали изначально в сфере медицины в логопунктах.
Какими личностными качествами должен обладать дефектолог?
Несмотря на то, что дефектолог может работать как с детьми, так и со взрослыми, основной упор деятельности специалиста все-таки направлен на коррекцию развития, воспитание и обучение младшего поколения, требующего особого подхода. Поэтому такой специалист должен, прежде всего, отличаться склонностью к работе с детьми, терпением и наблюдательностью. Кроме того, качественно выполнять свою работу дефектологу помогает наличие таких личностных качеств, как:
- высокий уровень интеллекта;
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- отзывчивость;
- внимательность;
- хорошая память;
- целеустремленность;
- доброжелательность;
- ответственность;
- эмпатия;
- толерантность;
- развитая интуиция;
- творческие способности;
- настойчивость.
И самое главное, дефектолог должен видеть в детях, которые не вписываются в общепринятые рамки, полноценную личность. Из профессиональных знаний и навыков, необходимых специалисту для выполнения своей работы, особого внимания заслуживают обширные познания в области биологии, психологии, специальной и возрастной педагогики, профессиональной ориентации, социологии и юриспруденции. Помимо этого дефектолог должен регулярно отслеживать новшества и открытия в своей области, посещать курсы и мастер-классы по повышению квалификации и стремиться к профессиональному самосовершенствованию.
Что входит в область знаний дефектолога
Дефектология является наукой о психофизиологических особенностях развития ребенка с физическими и психическими недостатками, а также о закономерностях их обучения и воспитания.
Именно поэтому коррекционный педагог – это широкое понятие. В качестве дефектологов выступают педагоги, которые специализируются на работе с детьми, обладающими различными отклонениями в развитии. В своей работе они применяют разные средства, способствующие коррекции и компенсации недостатков.
Коррекция предполагает исправление проблем, которые не предполагают серьезных изменений. Компенсация утраченного либо нарушенного анализатора, функции, осуществляется за счет сохраненного качества.
Помимо педагогических дисциплин, будущие специалисты-дефектологи обязательно изучают некоторые медицинские предметы, патопсихологию, специальную и общую педагогику. Они не являются дипломированными врачами, но могут работать в разных реабилитационных медицинских центрах, поселениях для взрослых инвалидов.
Сначала необходимо изучить степень выраженности какого-то дефекта
Для этого специалистом проводится диагностика психических высших функций, оценивается внимание, мышление, воображение, восприятие, речь, память. В зависимости от полученной специализации, дефектолог делает акцент на зрении, слухе, интеллектуальном развитии, восприятии
После завершения диагностики, он определяет направления коррекционной работы, выбирает необходимые приемы, методы работы, составляет план коррекционного воздействия на пациента.
В зависимости от возраста и особенностей человека, дефектолог подбирает условия воспитания, обучения. После консультации с другими специалистами, подбираются конкретные лечебно-оздоровительные мероприятия.
Пациент проходит дополнительное обследование у специалистов: психиатра, невролога, ортопеда, ортодонта, окулиста, ортопеда. Работу дефектолог выстраивает с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого человека, ориентируется он на степень выраженности дефекта. В последние годы термин «дефектолог» используется редко, его подменяют словосочетанием «социальный педагог». На самом деле это абсолютно разные понятия, которые нельзя совмещать в одно определение.
Например, в обычной общеобразовательной школе нет дефектолога-сурдопедагога, работающего со слабослышащими, глухими, глухонемыми детьми. Такие специалисты – это узкая профессия, они трудятся в коррекционных школах-интернатах. От профессионализма таких сотрудников, любви и сострадания их к больным детям, зависит возможность успешной социализации инвалидов, частичная коррекция определенных умений и навыков, а также приобретение новых коммуникативных качеств, позволяющих общаться со здоровыми людьми.
Работа дефектолога: организационные принципы
Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.
Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.
При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.
Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.
За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.
Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.
Страхи родителей
Иногда родители не обращаются к учителю-дефектологу. Они боятся диагноза о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений. Но дефектолог не ставит диагноз, а только описывает состояние ребёнка, производит оценку тех или иных навыков. Диагноз ставит врач.
Случается, что нарушения поведения и неуспеваемость вовсе не являются проявлением отклонений физического или интеллектуального развития. Для преодоления трудностей в учёбе и поведении родителям и педагогам достаточно выполнить рекомендации учителя-дефектолога по вопросам воспитания и создания благоприятной среды в семье и детском коллективе.
Например, однажды учитель обратился с запросом: «Ребёнок плохо пишет. Может у него дисграфия?» Дисграфия – очень серьёзный дефект. В данном случае диагностика показала норму в развитии, отсутствие нарушений письма. У ребёнка просто была плохо развита мелкая моторика. Регулярные простые упражнения на развитие мелкой моторики вскоре позволили ученику соответствовать школьным требованиям навыка письма.
Родителям нужно смело обращаться к дефектологу. От консультации вреда быть не может. Консультация – это всего лишь беседа. А несвоевременное обследование, диагностирование и лечение ребёнка не позволит получать коррекционно-развивающую помощь. Это нарушает право обучающегося на получение качественного образования и благополучную жизнь.
Один обучающийся третьего класса не умел читать. У него диагностировали умственную отсталость. Только когда мама предоставила заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в школе смогли проводить коррекционно-развивающие занятия. Ребёнок научился читать. Без своевременного обследования и помощи учителя-дефектолога такой ребёнок не будет развиваться, а время сгладить нарушения в развитии будет безвозвратно упущено.
Когда нужна консультация логопеда-дефектолога?
Формирование активной речи — важный процесс, протекающий у каждого ребенка в собственном темпе. Однако при этом родителям нужно следить за тем, чтобы эта индивидуальность не выходила за рамки возрастных норм. Следует проходить диагностику развития ребенка если не каждый год, то хотя бы в важные ключевые моменты, когда особенно активно формируется речь и познавательные навыки — в 2-3 года, в перед поступлением в 1 класс (6 лет) и в период первых лет учебы.
Это касается тех случаев, когда у ребенка нет явных признаков возможных нарушений
Помимо этого, родителям стоит обратиться внимание на следующие моменты:
- у ребенка заметна задержка в формировании речи. К примеру, он разговаривает односложно, больше используя для общения мимику и жесты;
- речь формируется в срок, но невнятна, мало понятна для посторонних;
- есть нарушения в звукопроизношении;
- присутствуют поведенческие нарушения — проблемы с общением со сверстниками, замкнутость, рассеянность внимания, признаки агрессии, повышенная возбудимость, нарушения моторики.
Именно логопед-дефектолог поможет найти причины беспокоящих родителей отклонений и либо направит ребенка к специалисту, либо предложит план коррекционной работы, позволяющей справиться с проблемой.