Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида (7 фото)

Причины нарушения зрения у детей

Виды нарушений зрения

Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).

Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.

По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:

  • Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
  • Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
  • Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).

По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.

Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.

Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.

Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность

При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение. Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей

Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.

Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.

Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.

В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.

Профилактика нарушений зрения у детей

Очень важно осуществлять профилактические меры сразу после рождения малыша, это поможет снизить риск развития нежелательных осложнений в будущем. Уже на втором месяце необходимо обязательно показаться врачу-офтальмологу, чтобы выявить возможные врожденные аномалии

В дальнейшем рекомендуется выполнять следующие требования:

  • подобрать специальную гимнастику для глаз;
  • не читать книги в положении лежа, обязательно делать небольшие паузы во время чтения;
  • ограничивать время просмотра телевизора, планшета или игры за монитором компьютера;
  • употреблять много витаминов;
  • больше гулять и заниматься спортом;
  • женщине во время беременности избегать инфекционных заболеваний, которые могут спровоцировать нарушения внутриутробного развития.

Если присутствует генетический фактор, то необходимо регулярно проходить осмотры

Важно помнить, что своевременная диагностика поможет избежать негативных последствий в будущем

Особенности обучения детей с нарушенным зрением общеобразовательным предметам

Специфика развития детей с нарушенным зрением отражена соответствующими образовательными программами, предусматривающими коррекционно-компенсаторную работу.

Специальной программой по русскому языку предполагается:

  • увеличение продолжительности периода подготовки;
  • формирование представлений, основанных на обогащении зрительного опыта учеников, соответствия слову и конкретного образа предмета, подготовка к письму;
  • обучение письму и чтению по системе Брайля на основании использования тактильных ощущений;
  • формирование умения работать с рельефными дидактическими материалами.

Программа по математике предполагает:

  • увеличение продолжительности периода подготовки;
  • формирование умения ориентироваться в микро- и макропространстве;
  • развитие конкретных представлений, касающихся формы, величины, количества и пространственного положения предметов и чертежно-измерительных действий.

Состояние органов зрения во время рождения

Вскоре после рождения ваш педиатр или неонатолог осмотрит глаза младенца на предмет врожденной катаракты или других серьезных неонатальных болезней глаз новорожденных.

Несмотря на то, что такие болезни являются скорее исключением, лучше их обнаружить и начать лечить на ранней стадии, чтобы уменьшить патологическое воздействие на развитие зрительной системы младенца.

Чтобы защитить глаза ребенка от патогенных бактерий и микроорганизмов, которые могли попасть в них во время прохода через родовой канал и вызвать инфекцию глаз, в них закладывают мазь с антибиотиком

Для нормального развития зрительной системы очень важно раннее предотвращение возможных инфекций глаз

ВАС БЕСПОКОИТ ЗРЕНИЕ ВАШЕГО МАЛЫША? Найти окулиста поблизости.

Родившись, ваш малыш видит предметы только в черно-белом спектре и в оттенках серого. Это связано с тем, что нервные клетки сетчатки и головного мозга, которые отвечают за цветовое восприятие, еще не полностью развиты.

Новорожденный ребенок еще не может фокусировать зрение на расположенных вблизи объектах (нарушение аккомодации). Не стоит волноваться, если вы заметили, что ваш малыш не может «сфокусировать» зрение на каких-либо предметах или на вашем лице. Потребуется время, чтобы он приобрел эту способность.

Несмотря на все эти особенности, исследования показали, что уже через несколько дней после рождения младенец способен отличить лицо матери от лица незнакомого человека.

Ученые считают, что ребенок узнает лицо матери благодаря контрастной линии роста волос. (Во время исследования женщины прикрывали волосы шарфом или шапочкой для плавания, и ребенок не мог отличить лицо матери от лица незнакомого человека.)

Поэтому чтобы стимулировать визуальный контакт, в течение первых недель жизни ребенка не стоит менять прическу или внешний вид.

Еще можно заметить, что у младенцев довольно крупные глаза. Все потому, что обычно у ребенка сначала растет голова, а потом все остальное тело. При рождении глаза ребенка по размеру составляют 65 % глаз взрослого человека!

Как общаться со слабовидящим ребенком и развивать его

Опека необходима в отношении того, кто не очень хорошо видит

Важно, чтобы она не доросла до приставки «гипер». Не делайте в общении с ребенком упор на его особенность чрезмерной жалостью и лаской

Воспитание детей с любым нарушением зрения должно сопровождаться ненавязчивым приучением его к самостоятельности. Старайтесь давать ребенку небольшие поручения, при этом делая акцент не на визуальное восприятие, а скорее на сенсорное. Побуждайте ощупывать предметы, сопровождайте задания словесным описанием. Недостаток в зрительном контакте будет компенсироваться развитой моторикой.

Слабовидящий ребенок такой же полноценный, как и его здоровые сверстники. Он нуждается во всестороннем развитии. И если вы найдете ему занятие по душе, он будет чувствовать себя наравне с ними. Это может быть секция по плаванию, кружок вязания, гончарное мастерство, музыка. Поощряйте тягу к ним и стремления ребенка. Помочь в этом могут инклюзивные секции.

Сверстники редко дружат с теми, кто ограничен в возможностях. Однако в любую компанию может влиться разносторонний ребенок, которого интересно слушать. Он может плохо видеть, но при этом рассказывать интересные истории, обладать прекрасным чувством юмора и знать практически обо всем на свете. Однако в силу тяжести визуального восприятия, ему непросто познавать окружающий мир. В этом помогут родители, читая интересные книги вслух, подробно описывая во время прогулок природные явления и предметы.

Слайд 44Острый дакриоцистит (воспаление слезного мешка) Чаще развивается на почве хронического

и представляет собой гнойное воспаление стенок слезного мешка. При переходе

воспалительного процесса на окружающую клетчатку может развиться флегмона слезного мешка.При остром дакриоцистите наблюдается болезненная припухлость и резкое покраснение кожи в области слезного мешка. Веки отечные, глазная щель сужена или закрыта. Клиническая картина нередко напоминает рожистое воспаление кожи лица, но в отличие от него резкая граница очага воспаления отсутствует. Лечение острого дакриоцистита. Сухое тепло, УВЧ в сочетании с антибиотиками внутримышечно, сульфаниламидами внутрь, местное применение антибиотиков в виде обкалывания, а также 3% колларголовой мази.Если образовался абсцесс — вскрытие его через кожу с дренированием полости. При стихании острых явлений — оперативное вмешательство.Местно — УВЧ-терапия, электрофорез пенициллина (10000 Ед/мл) с химотрипсином (0,2% раствор), соллюкс-лампа, кварц, горячие припарки, согревающие компрессы. При формировании абсцесса его вскрывают; после стихания острых воспалительных явлений производят дакриоцисториностомию.

Слайд 31Внешнее отсутствие бинокулярного зрения при двух открытых глазах проявляется косоглазием. Косоглазие

(страбизм) встречается у 1,5-2% детей и является не только косметическим

недостатком. Различают несколько видов косоглазия (дисбинокулярное, рефракционное, паралитическое и др.), главное, что при косоглазии лучше работает один глаз (ведущий), а на другом глазу может развиться амблиопия. Амблиопия – это «слепота от бездействия» сетчатки. Поэтому главным методом лечения косоглазия является прямая окклюзия или выключение из акта зрения лучше видящего глаза

Задача учителя заключается в помощи окулисту следить, чтобы ребенок постоянно носил очки или специальную заклейку и при необходимости еще раз объяснить родителям и ребенку важность длительного лечения.

Проблемы со зрением у недоношенных детей

Средняя продолжительность нормальной беременности составляет примерно 40 недель (280 дней). По данным ВОЗ, недоношенным считается ребенок, родившийся при сроке менее 37 недель.

По сравнению с доношенными детьми, недоношенные дети подвержены большему риску развития патологий органов зрения. И чем меньше срок, тем серьезнее осложнение.

Характерны следующие проблемы со зрением, связанные с преждевременными родами:

Ретинопатия недоношенных (РН)

Это заболевание, при котором в толще и на поверхности сетчатки развиваются фиброзные изменения и кровеносные сосуды. РН часто сопровождается рубцеванием сетчатки, плохим зрением и отслоением сетчатки. В тяжелых случаях ретинопатия недоношенных может привести к слепоте.

Все недоношенные дети подвержены риску возникновения РН. Экстремально низкая масса тела при рождении является дополнительным фактором риска, особенно в случаях, когда немедленно после рождения малыша помещают в кувез с высокой концентрацией кислорода.

Если ваш ребенок родился преждевременно, попросите у акушера направление к детскому офтальмологу для проведения обследования глаз, чтобы исключить РН.

Нистагм

Это непроизвольные колебательные движения глаз.

В большинстве случаев нистагм проявляется в виде непроизвольных движений глаз в различных направлениях, с разной частотой и амплитудой «колебания». Колебания глаз имеют маятниковый характер, наблюдаются горизонтальные, диагональные и вращательные движения.

Нистагм бывает врожденный или может развиться через несколько недель или месяцев. Среди факторов риска — гипоплазия зрительного нерва, альбинизм и врожденная катаракта. По амплитуде колебаний глаз можно определить, насколько сильно повреждена зрительная система малыша.

Если у ребенка наблюдаются признаки нистагма, немедленно проконсультируйтесь с окулистом .

Помните, что курение во время беременности значительно увеличивает вероятность преждевременных родов.

Страница опубликована в понедельник, 16 ноября 2020 г.

9 советов, как правильно воспитывать детей с нарушениями зрения

13.11.2020

В Международный день слепых, 13 ноября, эксперты Института изучения детства, семьи и воспитания РАО старший научный сотрудник Жанна Антипова и ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук Екатерина Жимаева рассказали об особенностях воспитания детей с проблемами со зрением.
«Сегодня для незрячих и слабовидящих людей открыто множество учебных учреждений, которые они в основном успешно заканчивают, затем приобретают профессию по выбранной специальности. Однако путь в большую жизнь начинается в семье. Одним из ключевых принципов на котором должно строиться воспитание, развитие, а будущем и обучение таких детей является учет их психофизических особенностей, связанных с наличием нарушениями зрения. Данные особенности проявляются в физическом, эмоционально-личностном, познавательном, коммуникативном развитии ребенка», – отмечают экcперты.
Появление в семье слабовидящего или незрячего ребенка ставит перед родителями особые задачи в его развитии, воспитании и обучении. Они должны помочь ему подготовиться к самостоятельной жизни. И в этом родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:
1

При знакомстве с новыми для ребенка предметами учите использовать осязание и слух, а также обращать внимание на их различные признаки и качества. 2

Важно научить ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве и определять, с какой стороны расположен звучащий предмет. Для этого он сперва должен знать расположение каждой части своего тела и уметь ориентироваться в так называемом микропространстве (например, это может быть стол).
3

Воспитывайте привычку выполнять каждое дело в определенной последовательности. Например, сначала вымыть руки, затем почистить зубы, прополоскать рот, вымыть лицо и т. д.
4. При обучении ребенка с нарушенным зрением какому-либо новому действию возьмите его руки в свои и покажите, что и как нужно делать, направляя его руки. После нескольких упражнений предложите сделать это самостоятельно.
5. При общении с ребенком необходимо говорить медленнее, чем обычно. Ставьте вопросы четко, кратко и конкретно, чтобы он мог осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить с ответом – дайте ему 1-2 минуты на обдумывание.
6. Подбирайте мебель (стульчик, стол) по росту ребенка. Место, где ребенок с нарушениями зрения рисует, лепит или занимается творчеством, должно быть хорошо освещено.
7. Привлекайте ребенка к выполнению работы по дому. Это не только расширяет представления об окружающем мире, но и поможет быстрее освоить навыки самообслуживания.
8. Хвалите ребенка за результаты в любой деятельности. Это поможет ему успешнее выполнять поставленные перед ним задачи.
«Очень часто родители сильно опекают ребенка с нарушениями зрения, не позволяют ему делать ничего самостоятельно. Между тем именно такое отношение не только делает ребенка эгоистичным и избалованным, но и не готовым к самостоятельной жизни», – рассказали педагоги.
9. Обязательно выполняйте все рекомендации офтальмолога, а также формируйте у ребенка положительное отношение к лечению.
Отметим, что дата Международного дня слепых выбрана не случайно: 13 ноября 1745 года родился французский педагог Валентин Гаюи. Он на собственные средства открыл первую школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых».

Виды нарушений детского зрения

С первыми изменениями можно бороться как самостоятельным путём, так и при помощи специалистов. Они могут корректироваться и поддаваться лечению, вплоть до полного излечения. К таким расстройствам относятся:

Органические нарушения зрения, вызваны морфологическими изменениями структур различных отделов, таких как проводящие зрительные пути, нервы или сосуды. Чаще всего такие расстройства связаны с сопутствующими пороками или поражениями. Здесь можно перечислить разные врождённые пороки нервной системы, ДЦП, умственная отсталость или потеря слуха.

Врождённые

Нарушения зрения, полученные при рождении, свидетельствует о факторах повреждающего характера, которые действовали во время внутриутробного развития плода, такие как инфекционные поражения или расстройства метаболического свойства. Разумеется, те, кому не повезло родиться с дефектом, испытывают с раннего возраста негативное отношение ровесников. Чтобы подобного не случалось, необходимо с младенчества объяснять детям, например, и как к ним относиться.

Приобретённые

Такие нарушения возникают уже после того, как ребёнок родился, и причинами являются инфекции, полученные травмы зрительных органов, тяжёлые заболевания.

Все виды нарушений могут иметь любой характер возникновения. Так, например, близорукость часто бывает как врождённой, так и приобретённой, это во многом зависит от признаков заболевания.
То же самое и с другими видами слабого зрения.

Слайд 42КаналикулитВоспаление слезных канальцев — является по существу вторичным процессом и

возникает на фоне воспалительных процессов век (блефариты, мейбомиты и др.),

соединительной оболочки (различные хронические конъюнктивиты, трахома (хроническое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями и характеризующееся поражением конъюнктивы и роговицы с исходом в рубцевание конъюнктивы, хряща век и полную слепоту.)), роговицы (кератиты), слезной железы (дакриоадениты), слезного мешка и слезно-носового канала (дакриоциститы), а также при различных хронических интоксикациях (туберкулез, бруцеллез и др.). Кожа в области канальцев бывает слегка отечна, уплотнена, гиперемирована и болезненна при пальпации. Отмечается незначительное слизисто-гнойное отделяемое из слезных точек, которые представляются несколько увеличенными за счет гиперемии и отека. У больных имеется выраженное слезостояние и слезотечение.

Глаза ребенка в первый месяц жизни

В первый месяц жизни глаза ребенка не отличаются высокой чувствительностью к свету. Кстати, чтобы ребенок, которому исполнился 1 месяц, понял, что в комнате светло (порог чувствительности к свету), свет должен быть в 50 раз ярче нормального.

Не бойтесь оставлять свет в детской, ведь он не потревожит сон ребенка, а вам позволит не споткнуться о мебель, когда вы ночью пойдете его проведать!

Очень быстро малыш приобретает способность различать цвета. Через неделю после рождения ребенок может видеть красный, оранжевый, желтый и зеленый. Чуть позже он будет способен различать синий и фиолетовый. Все потому, что синий свет — самый коротковолновый, а в сетчатке глаза существует только один тип рецепторов, способных «видеть» синий свет.

Не переживайте, если вы заметили, что глаза малыша смотрят в разные стороны. Один глаз может иногда быть слегка отведен в одну или другую сторону. Это нормально. Но если глаза малыша сильно косят в сторону, немедленно проконсультируйтесь с окулистом.

Советы: Раскрасьте комнату малыша в яркие веселые тона, чтобы стимулировать его зрение. Мебель или детали интерьера должны быть контрастных цветов и форм. Над кроваткой или рядом с ней повесьте яркий красочный подвесной элемент

Важно, чтобы он был разноцветный и состоял из разных геометрических форм

Развитие глаз ребенка начинается во время беременности

Зрительная система вашего ребенка начинает развиваться еще до его рождения

Поэтому то, как вы заботитесь о себе и своем теле во время беременности, имеет важное значение и влияет на развитие тела и умственных способностей ребенка, в т. ч. глаз и зрительных центров в головном мозге

Обязательно следуйте рекомендациям по питанию, которые дает вам ваш врач.Обязательно принимайте назначенные пищевые добавки и витамины, и достаточно отдыхайте.

Во время беременности не стоит курить и употреблять алкоголь, поскольку токсины могут стать причиной многочисленных проблем со здоровьем у малыша, в частности, проблем со зрением.

Курение особо опасно во время беременности. В сигаретном дыме содержится порядка 3000 разнообразных химических веществ (например, оксид углерода или угарный газ), которые могут причинить вред человеку.

Даже обычный аспирин может быть опасен: при его употреблении повышается риск рождения ребенка с низкой массой тела и возникновения осложнений во время родов. Низкая масса тела в свою очередь может способствовать возникновению проблем со зрением.

Прежде чем начать принимать какие-либо лекарства во время беременности, обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом. Это также касается отпускаемых без рецепта препаратов, травяных пищевых добавок и других безрецептурных медикаментов.

Развитие органов зрения: 2-й и 3-й месяц жизни

Во второй и третий месяц жизни в зрительной системе малыша происходят значительные изменения. В этот период повышается острота зрения, функциональное косоглазие (если оно было) исчезает. Теперь ваш ребенок способен следить за движущимися объектами и старается фиксировать на них взгляд.

Светлая яркая комната с множеством цветов и форм помогает стимулировать развитие зрения вашего младенца.

Более того, малыш учится переводить взгляд с одного объекта на другой только глазами, не двигая при этом головой. Также глаза ребенка становятся более чувствительными к свету: в возрасте 3 месяцев порог чувствительности к свету снижается. Поэтому во время сна свет следует приглушать.

Советы: Чтобы стимулировать зрение ребенка в возрасте 2–3 месяцев:

  • Добавьте новые объекты в комнату или часто меняйте их расположение, чтобы малыш обогащал свой опыт.

  • Оставляйте ночник включенным, чтобы стимулировать зрение, когда ребенок не спит в кроватке.

  • На время сна следует класть грудничка на спину, чтобы снизить риск возникновения синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Однако, когда малыш бодрствует и находится под присмотром, выкладывайте его на животик. Эта поза стимулирует развитие визуального восприятия и двигательной моторики.

Образование

Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом.

Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы.

В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию. Основная задача спецшколы – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка.

Развитие органов зрения: Месяцы 7–12

Ваш малыш теперь очень много двигается, ползает и преодолевает такое расстояние, какое вам и не снилось. Он все лучше оценивает расстояние до предметов, точнее хватает и бросает их

(Осторожно!)

Это важный период развития вашего ребенка. На этом этапе малыш лучше ощущает все свое тело и учится координировать зрение и движения.

Теперь вам придется уделять больше внимания малышу, чтобы уберечь его от опасности. Нередки шишки, синяки, травмы глаз и другие серьезные травмы, когда малыш исследует окружающий мир.

Закрывайте шкафы с бытовой химией на замок, ставьте перед лестницами специальные ограждения.

Не беспокойтесь, если глаза вашего ребенка начинают менять цвет. Большинство младенцев рождаются с голубыми глазами , потому что при рождении в радужной оболочке глаз еще недостаточно темных пигментов. Со временем их станет гораздо больше, поэтому глаза вашего малыша могут изменить цвет с голубого на карий, зеленый, серый или приобрести болотный цвет.

Советы: Чтобы стимулировать зрительно-моторную координацию вашего ребенка, можно лечь вместе с ним на пол и предложить ему доползти до предмета. Положите подальше любимую игрушку малыша и предложите ему добраться до нее. Еще можно предлагать разбирать и собирать различные предметы и игрушки.

Слайд 10Лечение и профилактика этого заболевания заключаются в проведении специальных занятий

в кабинете окулиста, направленных на тренировку мышцы хрусталика. Кроме того,

назначают: закапывание в глаза раствора тропикамида, либо цикломеда (эти средства расслабляют цилиарную мышцу так же, как и атропин, но действуют в течение меньшего периода времени), электрофорез с лекарственными веществами, магнитотерапию.Также необходимы общее оздоровление организма, занятия физкультурой и спортом, создание санитарно-гигиенических условий на работе и дома (достаточное освещение рабочего места, правильная посадка и осанка при работе на близком расстоянии), чередование труда и отдыха.

Классификация нарушений зрения у детей

Сегодня существует утвержденная классификация нарушения зрения. Выделяют две основные группы:

  1. Органические. Связаны с нарушениями в структуре глаза и отделов зрительной системы. Если данную проблему не лечить вовремя, то повышается шанс развития остаточного зрения, слабовидения или полной слепоты.
  2. Функциональные. Считается одной из самых легких отклонений. При своевременной диагностике легко поддается лечению.

Функциональные нарушения включают в себя близорукость, дальнозоркость и астигматизм. В первом случае наблюдается ухудшение зрения при концентрации на предметы, находящиеся на большом расстоянии.

Близорукость встречается чаще всего. Ее характерными признаками считаются прищуривание, наклон головы и приближение книги или учебника очень близко к глазам.

При дальнозоркости ребенок не видит предмет, который находится близко от глаз. Это связано с отклонением преломления лучей фокуса сетчатки. Среди характерных симптомов отмечают частые головные боли, утомление и рези в глазах из-за постоянного напряжения.

Астигматизм сегодня встречается все чаще. Данное заболевание связано с травмами роговицы глаза. Среди других нарушений зрения можно выделить косоглазие и дрожание глаз. В первом случае снижается острота зрения в одном глазу, а если лечение несвоевременное, поражается и здоровый орган.

Основные проявления патологии

При дрожании глаз у пациента диагностируют непроизвольные скачки глазного яблока. Данная патология считается самой тяжелой, она трудно поддается лечению. В большинстве случаев пациенты с таким диагнозом полностью теряют зрение.

В зависимости от остроты зрения различаются дети зрячие, слепые и слабовидящие. К слепым или практически слепым относят пациентов с остротой зрения 0 или 0,04 условных единиц.

Для их обучения и развития необходимы специальные приспособления и учебники. Такие дети опираются на слуховые возможности и воспринимают все необходимые знания, в основном, с помощью органов слуха.

Слабовидящие пациенты имеют остроту зрения 0,05 условных единиц. Помимо дефектов зрительных функций, у них также наблюдается сужение поля зрения, им показана ограниченная учебная нагрузка. Занятия проводят в специализированных учреждениях по специальным методикам.

У зрячих наблюдаются некоторые дефекты зрения, которые при своевременной диагностике поддаются эффективному лечению. Острота зрения у этой категории пациентов − 0,4-0,5.

Они обучаются в обыкновенных учебных заведениях.

Возможно такое назначение: специальные очки и снижение нагрузки на глаза.

В зависимости от причины, по которой возникла дисфункция, различают следующие группы дефектов:

  • врожденные (нарушения происходят еще в период внутриутробного развития плода);
  • приобретенные (дефекты зрения развиваются уже после рождения под воздействием ряда негативных факторов);
  • наследственные (если у кого-то из родственников диагностировали заболевания глаз, то риск генетической передачи в следующих поколениях повышается в несколько раз).

Слайд 26Учителю и родителям необходимо знать: 1. Оздоровительные мероприятия в классах

проводить по принципу ограничения зрительного напряжения и усиления физической и

слуховой нагрузки.
2. Трудовое воспитание у детей с близорукостью не должно сопровождаться длительной зрительной нагрузкой (шитье, рисование, лепка).
3. В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальные упражнения).
4. Осуществлять контроль за правильной посадкой, ношением очков.
5. Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды.
6. Учащимся с близорукостью не рекомендуются спортивные соревнования, поднятия тяжестей (можно назначать: плавание без прыжков с высоты, гребля, бег трусцой, теннис и др.).
7. Делать перерывы при чтении на 10-15 минут, через каждые 30-45 минут. Ограничить просмотр телепередач до 30 минут.
8. Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

Психологические особенности

Знакомство с окружающей средой у каждого человека на 80-90% происходит при помощи глаз. Ребенок с нарушениями зрения чувствует себя неполноценным членом общества и, помимо ограничения физической активности, он страдает ещё и психологически.

Психологические особенности развития детей с нарушениями зрения должен знать каждый родитель. Нужно учитывать следующие моменты:

  • Незрячие дети отстают не только в физическом, но и умственно (поэтому им обеспечивают особенное обучение).
  • Из-за слабых зрительных функций у малыша могут наблюдаться проблемы с координацией движений, мышлением и т.д.
  • Навыки ходьбы и речи появляются намного позже, чем у здоровых детей.

Характеристика пациентов с плохим зрением почти у всех одинаковая. У всех повышенная рассеянность, слабая память, низкая концентрация внимания и т.д.

Они неспособны адекватно оценивать эмоциональное состояние партнера, часто вступают в конфликты, бывают обидчивыми и раздраженными. Правда, степень перечисленных выше проявлений разная.

https://youtube.com/watch?v=lKL8UQstW7E

Дети с нарушениями зрения часто страдают от невосприятия цветов предметов. Это значительно затрудняет обучение и влечет за собой нестабильный эмоциональный фон.

Поэтому на занятиях необходимо использовать специальный материал. Ни в коем случае нельзя вести себя агрессивно по отношению к незрячему. Нужно помнить, что он значительно отстает в развитии от своих сверстников.

Воспитание детей с нарушениями зрения требует особенного внимания и от родителей

Важно помнить, что все движения нужно повторять много раз, пока у малыша не выработается автоматизм

Особое внимание нужно отдавать выбору учебного заведения для таких пациентов (особый детский сад, особенная школа и т.д.). Для полностью слепых детей существуют специализированные учреждения

В них работают профильные специалисты, которые помогают обучить пациента элементарным навыкам.

Ещё важен акцент на психологической адаптации к детям такого же возраста. Очень часто незрячие испытывают насмешки от сверстников, что приводит к развитию депрессии и ухудшению состояния больного.

Поэтому родителям очень важно подготовить малыша перед посещением учебного заведения. Консультация психолога, который поможет разрешить возможные конфликты, необходима

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: