Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников
Определение 1
Эмоциональное развитие – это способы целенаправленного воздействия на эмоциональную сторону личности для ее всестороннего развития и социального становления.
Эмоции имею важное значение в жизнедеятельности учащегося и определяют его полноценное развитие. На каждом возрастном этапе развития, эмоциональная сфера ребенка оказывается подверженной воздействию различных факторов
Их необходимо учитывать в образовательном процессе.
Начинается эмоциональное развитие учащегося с младшего школьного возраста. Ребенок поступает в школу в период становления его психических процессов, активно влияющих на эмоциональную сферу
В этот период, особенно важно, обратить внимание на эмоциональную сферу личности учащегося и предпринять меры по ее развитию
Рисунок 1. Эмоционально-волевая сфера младших школьников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Можно выделить ряд особенностей эмоциональной сферы младшего школьника, на которые стоит обратить внимание при оказании воспитательного воздействия. К ним относятся:
- Насыщение эмоциями физической, интеллектуальной и иных областей деятельности учащегося.
- Острое эмоциональное реагирование на любые раздражители.
- Непосредственность выражения своего эмоционального состояния. Учащийся не задумываясь проявляет возмущение, гнев, страх, печать, неудовольствие или удовольствие и т.д.
- Постоянное испытание чувства страха. В ходе учебы, ребенок боится потерпеть неудачу, которая вызовет нарушение его статуса, неодобрение или насмешки одноклассников, приведет к сложностям в общении с коллективом, педагогом, вызовет недовольство родителей.
- Эмоциональная неустойчивость. Младший школьник находится постоянно в разных эмоциональных состояниях, которые довольно быстро сменяют друг друга. Такие смены могут носить неожиданный характер.
- Положительное воздействие на эмоциональный баланс учащегося начальной школы оказывают успехи в учебе, хорошие отметки, принятия своей личности одноклассниками, нахождение своего места в коллективе.
- Неосознанность эмоций и их бесконтрольность. Ребенок не умеет контролировать свои эмоциональные всплески и не всегда осознает значение своих и чужих эмоций. Это приводит к неадекватному реагированию на действия окружающих и их требования.
- Активное воздействие эмоционального состояния учащегося на его интеллектуальную деятельность и успехи в обучении.
Рисунок 2. Показатели нормального эмоционального развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методические принципы системы оценивания учебной деятельности учащихся младшего и среднего школьного возраста
Актуальные педагогические цели связаны с воспитанием людей, умеющих самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Изучение широкого спектра литературы по философии, педагогике и психологии убеждает в том, что необходимым качеством субъекта является способность правильно оценивать ход и результаты собственной деятельности, изменения, происходящие как в предмете деятельности, так и в собственной личности. Кроме того, от развития оценочных способностей зависит и становление других качеств субъекта: способности к целеполаганию, планированию, регуляции деятельности в целом. Исследования доказывают, что на развитие данных способностей существенное влияние оказывает та система оценочных отношений, в которую включен ребенок, в том числе система оценки результатов его учебной деятельности.
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить условия позитивного влияния оценки на развитие личности ребенка младшего и среднего школьного возраста, а так же условия, при которых мотивы и способы оценивания переходят от учителя к ученику, и становится его личностным достоянием.
Для того, чтобы ученик не только умел, но и хотел, самостоятельно анализировать, оценивать и совершенствовать способы и результаты своей работы, у него необходимо сформировать отношение к оценке как средству объективации собственных изменений.. Задача учителя — обеспечить ребенка средствами фиксации и оценки собственных изменений на каждом шаге приобретения новых знаний и умений.
Для освоения и интериоризации действий контроля и оценки, для превращения их в психические механизмы индивидуальной деятельности, не только учителю, но и ребенку необходимо быть субъектом оценочной деятельности. Задача оценивания собственной деятельности, ее результатов, своих возможностей по ее осуществлению, должна специально ставиться перед детьми с самого начала обучения. Оценка учителя должна включать в себя не только фиксацию степени соответствия результата заданным или избранным самим ребенком критериям, но и конструктивную программу совершенствования детьми своей деятельности. Учитель задает модель осуществления оценок любого вида, которая постепенно присваивается учениками и становится в дальнейшем регулятором их собственной деятельности и общения.
Объектом или предметом оценивания могут быть — результат учебных действий школьника и действия, приводящие к тому или иному результату (ретроспективная оценка). По мере освоения подобной оценки, вводится и оценка своих возможностей в выполнении той или иной деятельности (прогностическая оценка). Предметом оценки могут быть также результаты и способы учебного взаимодействия; различные психические состояния учащихся в учебной деятельности.
Изучение психолого-педагогической литературе показало отсутствие единства мнений ученых по вопросу критериев педагогической оценки. Мы выделили несколько принципиальных моментов относительно данного вопроса. Оценка позитивно влияет на развитие у ребенка качеств субъекта деятельности, если каждое оценочное высказывание учителя и ребенка будет содержать ссылку на критерий оценивания. Ребенку необходимо участвовать не только в применении критериев оценки к разным конкретным ситуациям, н и участвовать в их выработке. Критерии оценки должны быть максимально дифференцированы. Это позволяет ученикам увидеть, что оценка их работы складывается из разных показателей и оценить каждый аспект в осуществлении учебной деятельности. Учащиеся должны уметь пользоваться двумя видами критериев: объективными и субъективными. Объективные критерии однозначны и равнообязательны для всех, например, — выполнение правил каллиграфии, орфографии, оформления различных работ, правильность выполнения математических действий, воспроизведение текста наизусть и т.д. Субъективные критерии — красота, трудность, интерес, выразительность и т.д. Самооценка должна соотноситься, с оценкой учителя, только там, где есть однозначные, объективные критерии выполнения деятельности, при том самооценка предшествует оценке учителя. Использование в качестве критерия сравнения успешности результатов учебной деятельности детей среднего показателя по классу (социальный критерий) необходимо обязательно сочетать с индивидуальными показателями успешности в интраличностном сравнении, т.е. при сравнении предшествующих и последующих достижений ребенка.
Образование и становление личности
Почему роль образования в развитии личности настолько высока? Для ответа нужно рассмотреть понятие личности. Отечественный психолог Д. А. Леонтьев строго разграничивает понятие индивида и личности. Он подчеркивает, что индивид является связью естественных органов, а также функций, которые они выполняют. Личность же, по словам ученого – это иерархия различных видов деятельности. Процесс же обучения – это не что иное, как освоение выбранной человеком профессии, вида деятельности. Леонтьев считал, что личность «появляется на свет» дважды.
Впервые это происходит в возрасте трех лет. Тогда ребенок начинает отделять себя от внешнего мира. Он уже может сдерживать свои потребности, подождать, если это требуется. Младенец «подождать» не может. Второй раз личность рождается при достижении подросткового возраста. «Взрослый ребенок» учиться осознавать свои мотивы, управлять ими. Он сам следит за собой – готовиться к контрольным и экзаменам, выбирает друзей. Затем он делает самостоятельный выбор – создавать ли семью, какую профессию получать.
Значения образования в развитии личности также состоит в том, что любое обучение задействует высшие психические функции человека. К ним относят память, мышление, восприятие, речь. Понятие о высших психических функциях (ВПФ) было введено отечественным ученым Л. С. Выготским. Они не являются генетически определенными, а формируются только при взаимодействии с социумом, когда ребенок становится частью культурной среды (семьи или школы). Человек имеет возможность сознательно управлять ВПФ. Выготского интересовало то, какую роль в образовании и развитии личности несет культурная среда
Он стремился не только подчеркнуть важность социума в развитии ВПФ. Исследователь хотел также выявить, как работает этот механизм
Упражнения, применяемые в образовательной практике для эмоционального развития учащегося
На учебных занятиях в школе применяются различные упражнения (которые могут быть включены в курс любой учебной дисциплины), которые помогают привести эмоции ребенка в нормальное, уравновешенное, гармоничное состояние, что в итоге, способствует развитию познавательной заинтересованности учащегося и формированию у него осознанного отношения к учебной деятельности.
Рассмотрим разновидности таких упражнений:
- Упражнения на формирование эмпатических способностей. Они ориентированы на обучение ребенка произношению добрых слов, развитие основ доброжелательного общения с другими учащимися, формирование сопричастности к коллективным успехам и неудачам, искреннего выражения своих пожеланий одноклассникам.
- Внеклассные упражнения этической направленности. Такие занятия знакомят школьников с эмоциональным миром и его значением, его воздействием на учебный процесс, а также воздействие учебного процесса на эмоциональную сферу. Данные знания помогают в развитии саморегуляции своего эмоционального проявления.
- Ролевые игры. Они используются на разных этапах учебного занятия и для решения разных проблем в коллективе учащихся. Посредством игры удается развить навыки адекватного выражения своих чувств, стремлений и потребностей.
- Определение эмоционального состояния другого человека. Для этого могут быть использованы картинки с выражением лиц или организована групповая, парная работа.
- Включение неординарных упражнений и форм работы в учебные занятия, к которым дети не испытывают особой приязни.
Методы развития речи учащихся
Основными методами развития речи школьников являются:
- рецептивный метод – помогает в формировании речевой деятельности учеников. Данный метод состоит из бесед, рассказа учителя, чтения текста, чтения правил;
- репродуктивный метод – состоит из нескольких видов заданий по развитию речи, например, выполнения слова или текста по алгоритму, составления словосочетаний, предложений и пересказ текста;
- моделирование – предполагает создание текста на основании опорных слов, написание сочинений в соответствии с готовым планом.
Определение 3
Развитие речи учеников – это привитие им умения устно и письменно сформулировать собственную мысль правильно и понятно, выразить ее в соответствии с ситуацией общения и встречного высказывания, а также умения перерабатывать речевую информацию и вести диалог.
Научить детей правильно и красиво говорить – сложнейшая задача, требующая определенного подхода. От степени успешности ее решения непосредственно зависит дальнейшее обучение и воспитание учащихся школ. На сегодняшний день система образования встретилась с проблемой того, что количество трудностей в обучении школьников постоянно возрастает. Проблему развития речи обычно рассматриваются в теории и на практике преподавания русского языка в качестве одной из наиболее важных. Данная проблема находилась и находится в центре внимания большого числа наук, которые занимаются изучением деятельности человека: педагогика, психология и филология.
У учащихся должны быть сформированы следующие умения:
- осознавать мотивы и ставить цели;
- настраиваться на воспроизведение речи;
- осознавать предлагаемый к изучению материал и ставить цели;
- настроиться на понимание текста и правил говорения;
- передавать умения адресанта;
- узнавать звучание языковых единиц;
- прогнозировать возможных адресатов;
- узнавать графические единицы;
- составлять устную речетворческую схему;
- анализировать слова и предложения, воспринимая их на слух;
- составлять письменные речетворческие схемы;
- восстанавливать социокультурный контекст прочитанного текста;
- отобрать необходимую информацию для конструирования устного высказывания;
- оценить главное и второстепенное в предложенной теме;
- отбирать нужную информацию для составления письменного высказывания;
- уметь анализировать;
- отбирать необходимый языковой материал;
- учитывать стилистические особенности текста;
- производить предложения и тексты;
- подготавливаться к адекватным ответам;
- правильно оформлять и записывать текст;
- восстанавливать замыслы писателя.
Теоретические вопросы развития речи отражены в трудах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков Ушинского К.Д., Леонтьева А.А., Ладыженской Т.А., Занкова Л.В., Немова Р.С., Жинкина Н.И., Выготского Л.С., Львова М.Р., Никитиной Е.И. и др.
Сегодня центром внимания является целенаправленное, системное и базирующееся на лингвистических знаниях обучение школьников разнообразным видам речевой деятельности. Основная задача современного этапа – сформировать у учащихся потребность овладеть знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками учеников.
Одним из решающих условий этой задачи выступает правильно развитая речь, выступающая важнейшим пластом всестороннего полноценного развития ребенка. Чем более обширной и правильной будет речь учеников, тем легче он будет высказывать свои мысли, и тем шире будут его возможности в познавательной деятельности.
Формирование правильного произношения – сложнейший процесс, дети учатся управлять своим артикуляционным аппаратом, воспринимать обращенную к ним речь, контролировать речь окружающих и собственную речь.
Иными словами, процесс развития речи учащихся является практической стороной обучения русскому языку, формированием умений и навыков, способствующих обогащению активного словарного запаса, свободному использованию всех грамматических средств – форма частей речи, словосочетаний, предложений разных типов, словообразовательных моделей, а также формированием навыков, необходимых для выражения собственных мыслей, знаний и чувств.
Понятие оценки
Феномен оценки широко распространен в различных сферах деятельности человека и поэтому является предметом специальных исследований в различных отраслях психологии. Любой человек постоянно оценивает предметы и явления, ситуации и события, поступки и действия других людей. Каждый оценивает свои возможности и результаты своих действий; предвидит и учитывает, как его могут оценивать другие люди; сам оказывает оценочное влияние на окружающих и, в свою очередь, постоянно испытывает на себе влияние оценок других людей. Оценка лежит в основе процесса осознанной саморегуляции. Кроме того, существуют виды профессиональной деятельности, неотъемлемой частью которых является оценка -педагогика, медицина, юриспруденция и.т.д.
Несмотря на разностороннее внимание к проблеме оценки в философии (В.Брожик, 1982; Г.П.Выжглецов, 1972; А.А.Ивин, 1970 и др.), в педагогике (Ю.К.Бабанский, 1987; А.Г.Доманов, 1991; И.Я.Лернер, 1978; П.И.Пидкасистый, 1980; В.М.Полонский, 1981; М.Н.Скаткин, 1974; В.Ф.Шаталов, 1980; Г.И.Щукина, 1979 и др.) и психологии (Б.Г.Ананьев, 1935; А.А.Бодалев, 1983; А.И.Захарова, 1982; В.Н.Мясищев, 1995 и др.), научный термин «оценка» до сих пор не имеет «официальных» определений. Отсутствуют соответствующие статьи в философской энциклопедии и в психологических словарях, хотя другие термины в них определяются через оценку как родовое понятие (например, «самооценка»)
В психологической литературе представлены различные толкования понятия «оценка». К.К.Платонов (1986) считает оценку одной из трех основных функций психики, наряду с познанием и регуляцией. В.Н.Мясищев (1995) рассматривает ее как один из видов психологических отношений личности с различными сторонами действительности, подчеркивая заключенное в ней единство субъективных и объективных оснований.
Анализируя исследования по проблеме оценки, мы установили, что категория оценки изучается в двух аспектах: общепсихологическом и социально-психологическом.
В современной общей психологии оценка трактуется как психический процесс отражения объект-объектных, субъкт-объектных и субъект-субъектных отношений превосходства и предпочтения. Он реализуется в ходе произвольного и непроизвольного сравнения сличения, сопоставления предмета оценки и оценочного основания, его критерия, эталона и т.п. Итоговой фазой динамики такого процесса является оценка-результат. В зависимости от уровня и способа отражения отношений она может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением или закономерным изменением взаимодействия со средой, осознаваемым как оценка лишь вторично (Н.А.Батурин, 1989).
Дж.Гилфорд (1965) включил оценку в состав операциональной структуры интеллекта. Основную функцию оценки он видел в установлении правильности, соответствия и адекватности используемой человеком информации. Прогностический аспект оценки он связывал со способностью принимать решения и осуществлять экстраполяцию как выход за пределы данной информации.
Многие исследователи (Н.А.Батурин, 1989; Л.П.Доблаев, 1983; А.Г.Доманов, 1991; С.Л.Копотев, Н.В.Кузьмина, 1987; Л.А.Понукалин, 1984 и др.) указывают на неразработанность концептуальных положений, определяющих структуру и механизм оценочных актов. Недостаточно описана специфика оценок различных видов и их общая классификация; не выявлена целостная система разноуровневых психических явлений, принимающих участие в реализации оценочной функции в регуляции поведения.
Немало работ выполнено в рамках возрастной, педагогической и социальной психологии. В них исследуется социально-психологический аспект оценки, т.е. оценка как средство воздействия на развитие личности и формирование деятельности (Ш.А.Амонашвили, 1998; Б.Г.Ананьев, 1935; Л.И.Божович,1968; Л.В.Бороздина, 1987; А.К.Дусавицкий, 1975, 1989; А.В.Захарова, 1982; А.И.Липкина, 1971; Е.С.Савонько, 1970 и др.).В ряде работ оценка изучается как средство регуляции поведения и системы отношений (А.А.Бодалев,1983; В.С.Магун, В.П.Трусов, 1984), в том числе, в дошкольном и школьном возрасте (Е.Д.Белова, 1978; Я.Л.Коломинский, 1977; П.М.Якобсон, 1962 и др.). В.С.Магун (1983) предлагает обозначить термином «оценка» психическое отражение ценностей разного порядка
М.А.Туулик (1991) рассматривает оценивание как социально- воспитательное явление, считая крайне важной функцией оценивания ценностификацию
Организация эмоционального микроклимата в школе
Эмоциональная сфера учащегося находится в прямой зависимости от учебной деятельности. При этом, она оказывает воздействие на нее и определяет ее эффективность.
Чтобы процесс обучения носил продуктивный характер, не вредил эмоциональному состоянию учащегося, необходимо уделить особое внимание формированию эмоционального микроклимата в учебном заведении и отдельном классе. Условиями создания гармоничной эмоциональной среды в школе, которая мотивирует учащихся к познанию и вызывает стремление и потребность посещать школу, являются:
Условиями создания гармоничной эмоциональной среды в школе, которая мотивирует учащихся к познанию и вызывает стремление и потребность посещать школу, являются:
- Осуществление в педагогическом коллективе слаженной работы, ориентированной на выработку у учащихся положительного отношения к учебному процессу;
- Установление системы взаимодействия с родителями, ориентированной на формирование у родителей верного отношения к школе и демонстрацию ими личного примера положительного восприятия школьной жизнедеятельности;
- Установление субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе. Педагог должен признавать учащегося в качестве активного субъекта познания, принимая его потребности и особенности развития;
- Привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности классного коллектива, к школьным мероприятиям;
- Контроль педагога за системой взаимодействия учащихся, сложившихся в коллективе отношений. Необходимо предотвращать развитие конфликтных ситуаций;
- Формирование для каждого учащегося ситуации успеха в обучении;
- Развитие навыков самостоятельного обучения. Самостоятельность мотивирует ребенка к познанию. Возможность совершения самостоятельного поступка вызывает положительные эмоции и активизирует желание признания своих заслуг;
- Развитие у учащихся чувства преодоления трудностей. Для достижения поставленных целей и задач, учащийся выполняет различные операции. На его пути могут возникать сложности, которые он должен стремиться преодолеть. Эти эмоции помогают ему выработать осознанное и серьезное отношение к учебной деятельности;
- Включение в образовательный процесс отрицательных эмоций, мотивирующих к проявлению активности в обучении.
Закономерности работы мозга, влияющие на обучение
Каковы особенности, которые непосредственно влияют на процесс обучения? Рассмотрим некоторые из них.
- Мозг устроен таким образом, что между его клетками постоянно устанавливаются новые связи. Чтобы пользоваться возможностями мозга максимально, нужно предоставлять ему как можно большее количество информации, а также времени для ее осмысления. Отростки нервных клеток (нейронов), которые устанавливают между собой связи, называются аксонами и дендритами. Аксон – это длинный отросток нейрона, а дендрит – разветвленный, похожий на дерево. Аксоны и дендриты все время взаимодействуют, передавая друг другу новую информацию. Места их контакта зовутся синапсами. Даже если человек испытывает недостаток информации, мозг обязательно восполнит недостающие данные. Например, вы видите кошку, которая стоит за углом. Часть ее тела скрыта, но ваш мозг может «дорисовать» недостающие элементы.
Поэтому роль обучения в развитии личности столь тесно связана с работой мозга. - Второе свойство мозга – его тяга к закономерностям. При многократном установлении тех же связей между аксонами и дендритами происходит формирование закономерности. Например, вы никогда в жизни не видели льва. Когда он вам попадется на глаза впервые, его можно по ошибке принять за разновидность лошади. Но, если вы останетесь живы после первого свидания, то мозг запомнит – рычащее животное с рыжей гривой представляет собой угрозу для жизни. Все львы, которых вы встретите в дальнейшем, будут помещены мозгом в ящичек с надписью «Опасные звери».
- Подражание. Мозг человека любит процесс подражания. Информация в мозге, кроме врожденной, отсутствует до того времени, когда в нем образовывается множество синапсов. Самый быстрый способ образовать новые связи между нервными клетками –наблюдать за действиями других и копировать их.
- Мозг плохо выполняет свои функции в стрессовых условиях. Так как он эволюционно формировался по направлению «снизу вверх», то его наиболее примитивные функции и расположены в нижних отделах. Они отвечают за реакцию «беги или сражайся». А эти решения принимаются очень быстро, уж если бразды правления перешли к этой части мозга.