Нарушения и способы их устранения
Психологи выделяют большое количество речевых нарушений. Причины проявления:
- врожденные — прием матерью лекарственных препаратов при беременности;
- наследственные — нарушения наследуются от близких родственников;
- перинатальные — осложнения, которые могут произойти во время родов;
- постнатальные — нарушения, проявляющиеся после рождения ребенка.
Виды расстройств:
- Дизартрия — поражаются мышцы речевого аппарата, из-за чего нарушается произношение слов.
- Диглоссия — дефекты органов, которые задействуются в речи.
- Дислалия — искажение звуков, которое приводит к расстройствам звукопроизношения.
- Афазия — локальное поражение отделов головного мозга. Может возникнуть в любом возрасте.
- Дисфемия — отклонения, которые связаны с расстройствами артикуляции. Может проявляться в форме заикания.
Чтобы выявить нарушения, нужно обратиться к врачу. При их обнаружении у детей нужно:
- Ежедневно общаться с малышом.
- Читать с ребенком книги, объяснять ему значение выражений, картинок.
- Записать ребенка в спортивную секцию или образовательный кружок. Он должен чаще общаться со сверстниками.
Также нужно уделить внимание выбору учебного учреждения. Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям
Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям.
Что влияет на развитие речи у детей
Речевое развитие — это длительный процесс, на темпы и специфику которого оказывают влияние различные факторы. Среди них выделяют:
- состояние здоровья и темпы развития. При наличии у ребенка ряда патологий формирование речевых способностей может нарушаться. Например, снижение слуха препятствует пониманию и подражанию речи окружающих. Также на фоне общей задержки развития часто страдает и речевая функция;
- индивидуальные особенности, наследственность и даже пол ребенка. Иногда девочки начинают ходить и говорить раньше мальчиков. Если наблюдалась задержка формирования речи у родителей, возрастает вероятность, что малыш тоже заговорит позже;
- окружающая среда и условия жизни. Если родители уделяют мало времени непосредственному общению с малышом, то может возникнуть дефицит эмоциональной близости ребенка со взрослыми. Это также может являться одной из причин более позднего формирования речевых навыков;
- отсутствие стимуляции речевого развития со стороны взрослых. Учиться говорить сложно, поэтому ребенку нужна помощь, мотивация и поддержка со стороны родителей. Если малыш не стремится этого делать, а взрослые при этом охотно понимают его без слов и не побуждают разговаривать, то формирование речевой функции может замедлиться.
Основные функции речи
Основная первоначальная функция речи – это организация процесса коммуникации. Прежде всего, речь – это средство общения и высказывания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, требует построения адекватной системы средств, в качестве которой и выступает речь.
Общение по своей сути предполагает обязательное обобщение и развитие словарного значения, так как в процессе передачи информации необходимо отнести содержание коммуникации к той или иной известной группе явлений.
Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. В период раннего детства происходит пересечение данных процессов и возникает совершенно новая форма психической жизни человека. Проявляясь в общении и являясь основным средством мышления человека, речь способствует возникновению совершенно новой формы жизнедеятельности человека – речевому мышлению. Речевое мышление является наиболее специфичным для человека и обладает безграничными возможностями.
Речь включена во все психические процессы человека и невозможна без участия языка, который хранит в себе запас слов и грамматических формул, способствующих эффективному процессу построения коммуникации между людьми.
Замечание 2
Язык – это общественное явление, существующее и развивающееся объективно, не как создание отдельных людей, а как явление всего общества в целом.
В словах, составляющих язык, находят свое отражение опыт мыслительной деятельности всего человечества и накопленные в течение истории развития человечества знания и умения. Слова, которыми пользуется человек в своей речи, — это не его личное изобретение. Каждый человек в процессе своего развития получает слова уже в готовом виде, усваивая язык народа, к которому он принадлежит.
Таким образом, можно сказать, что человек в процессе речевого развития опирается на опыт человечества, а не только на свой личный опыт.
Теории
За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.
Преформистская
Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.
Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.
Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).
Конструктивистская
Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.
Релятивистская
Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.
Что делать, если есть проблемы с развитием речи
Развитием речи, запуском должна заниматься мама, поскольку нужна системная, ежедневная, кропотливая работа. Кроме того, никто кроме мамы не знает интересов, предпочтений и характера ребенка. Эти знания и используются в развитии речи.
Играть
Все упражнения делать через игру.По новым исследованиям, до 3 лет главным двигателем речи является не развитие мелкой моторики, как считалось до недавнего времени, а положительные эмоции от игры.Именно они стимулируют круговую извилину, которая отвечает за развитие речи в возрасте до 3 лет.
Важно пройти через все этапы развития речи – звукоподражание, слоги, слова, предложения.
Эмоции. Во время игры надо быть очень эмоциональной самой, это передается ребенку, ему становится интересно играть, а для мамы это стимул продолжать игры и придумывать новые.
Системные знания о том, из каких составляющих складывается речь: дыхание, артикуляция, ритм, мелкая моторика, развитие активного словарного запаса, развитие пассивного запаса, общая игра и слух.
Все эти направления нужно развивать каждый день
Самое главное, что это совсем не трудно, заниматься можно весело и с интересом.
Специальные игры из которых можно выбрать те, что интересны вашему ребенку. В дальнейшем мама может научиться сама придумывать игры и делать любую игру речевой.
Верить в своего ребенка.
Этапы формирования речи
Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.
Считается, что речь развивается по двум направлениям:
- Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
- Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.
Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:
- Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
- Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
- Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
- Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.
Функции
Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.
Интеллектуальные
Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.
Коммуникативные
Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.
Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.
С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
- ребенок развивается с задержкой;
- ребенок перенес тяжелые заболевания;
- у ребенка есть неврологические заболевания;
- ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;
- когда ребенок слышит просьбу “Повтори” или “Скажи это еще раз”, он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал;
- он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью (“самостоятельный” ребенок);
- ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
- ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке;
- на замечания “Скажи еще раз лучше” не реагирует;
- речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь.
Мелкая моторика
- Для игр на развитие мелкой моторики я сделала волшебную шкатулку и наполнила ее мохнатой проволокой, бусинками, термомозаикой. Нанизывали бусинки и термомозайку на пушистую проволоку – делали червячков. Знакомили их друг с другом, делали им из кубиков домик, играли ими в прятки.
- Мы грузили сухую гречку в кузов маленького трактора, и перевозили ее с одного края стола на другой, не забывая издавать звуки трактора (это еще активная речь развивается).
- Я насыпала в ванную много разной фасоли и нута или цветного сухого песка, туда добавляла маленькие стеклянные шарики, ракушки и бусинки. Ребенок их искал, пересыпал в стаканчик, сидя в ванной. Разумеется, я сидела рядом, чтобы он не взял в рот фасолинку. Почему в ванной? Чтобы потом по всей квартире не собирать. Потом все собирала и убирала в недоступное место.
- Я взяла резинового волка, сделала ему небольшое отверстие на морде, чтобы кормить (отрезала нос). Играли так – приходит злой и голодный волк, кричит, “ааа, я вас сейчас съем, ух как я зол и голоден!” А я ему говорю – “волк, ты нас не ешь, смотри, мы тебе дадим вкусную, волшебную фасоль!” Мы брали с ребенком мелкую фасоль и кормили волка – бросали в дырочку. Это довольно сложно – взять эту маленькую фасолинку или чечевицу пальчиками, и протолкнуть в дырочку. Волк говорил – “ООО, мммм, как вкусно, ням-ням, спасибо, я подобрел, пошел я в лес, пока.” Все это волк говорит очень эмоционально.
- Лепка из глины и пластилина также очень полезна для развития мелкой моторики. Помимо лепки просто всяких колбасок, калачей, шариков, делали ежиков, пирожное мы втыкали в пластилин зубочистки, спагетти, фасоль. Еще играли по книжке “Пластилиновые прятки”: нужно прятать зверей от хищников, например, отщипывать пластилин и заклеивать им картинки.
- Есть еще такие классные наборы для девочек для создания украшений (мы использовали фирмы Battat) Там из разных деталей нужно собирать цепочки. Нужно сообразить какую деталь в какую вставлять, плюс они разной текстуры, что полезно для мозга. Мы делали из них червячков и змей, а позже стали делать пиратские цепи.
- Наклейки. Есть хорошие книги с сюжетами, куда нужно вклеивать героев или предметы. Они у меня в сумке были всегда. В очереди в поликлинике, в банке –наклейки меня выручали всегда. В день одна игра, минут на 10, но у нас это больше времени занимало – около часа, т.к. на тот мой ребенок любил возиться с мелочью.
Источники
- Wu Y., Li G., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2021 — Vol35 — N4 — p.341-345; PMID:33794634
- Karcher NR., Loewy RL., Savill M., Avenevoli S., Huber RS., Simon TJ., Leckliter IN., Sher KJ., Barch DM. Replication of Associations With Psychotic-Like Experiences in Middle Childhood From the Adolescent Brain Cognitive Development (ABCD) Study. // Schizophr Bull Open — 2020 — Vol1 — N1 — p.sgaa009; PMID:32803159
- Skovlund E., Selmer R., Skurtveit S., Brandlistuen RE., Handal M. In utero exposure to analgesic opioids and language development in 5-year old children. // Pharmacoepidemiol Drug Saf — 2020 — Vol29 — N6 — p.736-744; PMID:32383248
- Yi YG., Lee DW., Kim J., Jang JH., Lee SM., Jang DH. Two Novel Mutations (c.883-4_890del and c.1684C>G) of WDR62 Gene Associated With Autosomal Recessive Primary Microcephaly: A Case Report. // Front Pediatr — 2019 — Vol7 — NNULL — p.457; PMID:31788460
- Llaci L., Ramsey K., Belnap N., Claasen AM., Balak CD., Szelinger S., Jepsen WM., Siniard AL., Richholt R., Izat T., Naymik M., De Both M., Piras IS., Craig DW., Huentelman MJ., Narayanan V., Schrauwen I., Rangasamy S. Compound heterozygous mutations in SNAP29 is associated with Pelizaeus-Merzbacher-like disorder (PMLD). // Hum Genet — 2019 — Vol138 — N11-12 — p.1409-1417; PMID:31748968
- Wu Y., Li G., Ma Y., Zheng Y. . // Lin Chung Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi — 2019 — Vol33 — N10 — p.918-922; PMID:31623034
- Botticelli S., Küseler A., Mølsted K., Andersen HS., Boers M., Shoeps A., Emborg BK., Kisling-Møller M., Pedersen TK., Andersen M., Willadsen E. Influence of Infant Cleft Dimensions on Velopharyngeal Function in 5-Year-Old Danish Children Born With Unilateral Cleft Lip and Palate. // Cleft Palate Craniofac J — 2020 — Vol57 — N4 — p.420-429; PMID:31505955
- Salvago P., Gorgone E., Giaimo S., Battaglia E., Dispenza F., Ferrara S., Martines F. Is there an association between age at first words and speech sound disorders among 4- to 5-year-old children? An epidemiological cross-sectional study based on parental reports. // Int J Pediatr Otorhinolaryngol — 2019 — Vol126 — NNULL — p.109602; PMID:31374388
- Ingram SB., Reed VA., Powell TW. Vowel Duration Discrimination of Children With Childhood Apraxia of Speech: A Preliminary Study. // Am J Speech Lang Pathol — 2019 — Vol28 — N2S — p.857-874; PMID:31306605
- Dawes E., Leitão S., Claessen M., Lingoh C. Oral literal and inferential narrative comprehension in young typically developing children and children with developmental language disorder. // Int J Speech Lang Pathol — 2019 — Vol21 — N3 — p.275-285; PMID:31159597
Какие особенности имеет речевое развитие в норме
Для того чтобы понять патологию речи, необходимо представлять процесс последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Нужно осознавать каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, если малыш в 1 год 4 месяца еще не говорит, то решить, нормальное это явление или нет, педагог может, только если обладает знаниями о том, когда при нормальном развитии ребенок должен произносить свои первые слова.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты иногда направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Специалисты считают, что нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется «физиологическое косноязычие». Оно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.
Также знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии
Например, обучая неговорящих детей (алаликов), важно осознавать, что сначала у ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта
Этапы развития речи детей раннего возраста
Специалисты выделяют основные этапы развития речи детей:
- Доречевой период – от 1 до 11-12 месяцев.
- Период начального освоения родного языка – от года до трех лет.
- Период освоения грамматических закономерностей родной речи – от 3 до 7 лет.
В доречевом периоде у грудничков сначала появляются первые звуки, потом возникает гуление, которое переходит в лепет.
До 3-х лет малыш учится правильно строить предложения, наращивает активный и пассивный словарь. С 3-х лет до начала школьного возраста он овладевает сложной системой закономерностей родной речи. Это умение поможет ему в школе освоить грамматические правила родного языка.
Речевое поведение ребенка раннего возраста
Сроки появления новых достижений могут быть немного растянуты во времени, поскольку все дети развиваются по индивидуально.
Основные этапы формирования речи в раннем возрасте |
Возраст |
Малыш кричит с разной интонацией, выражая свое довольство или неудовольствие | 1-2 мес. |
Ребенок «гукает», «гулит». Когда малыш сыт и находится в хорошем настроении, он повторяет за взрослыми звуки и слоги. | 1,5-3 мес. |
Ребенок лепечет, повторяя за родителями что-то типа слов из 2 одинаковых слогов: та-та, ба-ба, ма-ма. | 4-5 мес. |
В речи малыша можно различить лепетные слова типа ляля, няня, куки. Он подражает животным и звукам своего окружения: би-би, гав-гав, ко-ко, так-так. | 9 мес. – 1 год |
Появляются первые фразы из 2-3 слов. Ребенок может показать основные части своего тела. | 1 г. 6 мес. |
Малыш общается при помощи простых предложений. В словаре к 2 годам проходит лавинообразный скачок роста пассивного словаря до 20о слов. | 1,5 г. – 2 г. |
Ребенок понимает обращенную к нему инструкцию из 2-3 этапов: «Возьми чашку, отнеси ее бабушке». Он уже может задавать простые вопросы. Понимает и учится употреблять до 250-300 слов. | 2 г. – 2,5 г. |
В предложениях уже 3-5 слов. Малыш знает, как его зовут, сколько ему лет. Он старается произносить слова, правильно употребляя их по числам и падежам. В словаре 300-400 слов. | 2,5 – 3 г. |
Хотя словарь малыша ограничен, он понимает значение большого количества слов, то есть развитие импрессивной речи (понимание) обгоняет активную речь.
Виды
Способность бывает устной и письменной. Эти инструменты позволяют выразить мысль, которую сформировал индивид .
Устная
Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.
Бывает двух видов:
- Монологическая — тип речи, для выражения которой не нужны собеседники. Один человек рассказывает что-либо, окружающие слушают. Чаще мысли, передаваемые с помощью монолога, более развернуты.
- Диалогическая — применяется при разговоре между разными людьми. Характеризуется ситуативностью, неполной развернутостью.
Огромная роль при диалоге отдается к мимике, жестам, интонации, эмоциональному фону, другим невербальным средствам общения.
Письменная
Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).
Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.
Третья стадия – лепет
По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.
Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.
Фото: dusanpetkovic / freepik.com
Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.
“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.
“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.
Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.
“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.
К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.
Список литературы
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 360 с.
2.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия,
1999. — 288 с.
3.
Бородич А.М. Методика развития речи детей — М.: Просвещение, 1981. — 225
с.
4.
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С.
Избранные психологические исследования. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — с.426-437.
5.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.:
Просвещение, 1983. — 174 с.
6.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. — 306 с.
7.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский
Педагогический Вестник. — №7. — 2004. — С.17.
8.
Немов Р.С. Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 496 с.
9.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина
М.И. — М: Педагогика, 1985. — 258 с.
10.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина — М.: Просвещение,
1984. — 342 с.
11.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском
саду — М.: Просвещение, 1966. — 248 с.
12.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей — М.: Просвещение, 1972. — 164с.
13.
Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: ЛИНГВА-Центр,
2003. — 114 с.
14.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2001.
— 386 с.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. С. 24.
Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНГВА-Центр,
2003. С. 8.
Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 92.
Севастьянов О.Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л.С. Выготский о природе
эгоцентрической речи // Психологический журнал.— 1989.— Т. 10.— № 1.— С. 118.
Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 95.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999.
С. 57.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина — М.:
Просвещение, 1984. С. 46.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. — М.: Академия, 2000. С. 31.
Бородич А.М. Методика развития речи детей — М.: Просвещение, 1981. С. 44.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.:
Просвещение, 1983. С. 28.