Формирование навыков работы с текстом на предметно денотативном уровне
При обследовании результативности понимания у детей, входящих в КГ-П, были получены следующие результаты: при чтении простых текстов низкого уровня понимания не выявлено; при чтении сложных по всем параметрам текстов 17% учащихся показали высокий результат и выше среднего.
По результатам заключительной диагностики нами были составлены таблицы 11 и 12 и выстроен график (рисунок 40), которые отражают сравнительные данные результатов обследования смыслового компонента чтения контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп на диагностическом этапе и контрольно-оценочном. В таблицах суммарно отражены высокие результаты и выше среднего при выполнении заданий каждого блока текстов детьми КГ и ЭГ на начальном (диагностико 218 прогностическом) и заключительном (контрольно-оценочном) этапах эксперимента.
Как мы видим из таблицы 11, у детей ЭГ отмечена положительная динамика при понимании всех уровней текста. Для преобладающего большинства учащихся успешно осуществляется обработка предметно-денотативного (71%) и лингвистического (71%) уровней, причем самый большой прирост отмечен на лингвистическом уровне текста (в 2 раза). Так, если при первичном обследовании испытуемые не понимали смысл прочитанного, либо отказывались отвечать на вопросы, либо воспроизводили прочитанное и отвечали на вопросы с грубыми ошибками, искажающими содержание, то после экспериментальной работы дети могли более полно излагать содержание, правильно отвечали на поставленные вопросы по содержанию. В текстах, понимание которых зависит от ориентации на морфемы, ответ на поставленный после прочтения вопрос не вызывал у школьников затруднений. Понимание на предметно-денотативном уровне значительно улучшилось не только у детей, входивших в экспериментальную группу, но и у учащихся контрольной группы. Из чего следует, что на уроках литературного чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи довольно успешно формируются навыки работы с текстом на предметно-денотативном уровне.
Повторная диагностика понимания концептуально-оценочного уровня позволяет нам говорить о наметившейся положительной динамике в развитии понимания письменных текстов со скрытым смыслом.
Результаты, представленные в таблице 12, также свидетельствуют о значительном улучшении понимания в целом. Так значительное большинство учащихся ЭГ справились с пониманием условно простых текстов (82%) и программных текстов (78%). В понимании условно сложных текстов также наблюдается значительное улучшение (почти в 4 раза). Что же касается детей КГ, то здесь также была отмечена положительная динамика, но незначительная при понимании текстов любой сложности.
Из таблиц и графика видно, что положительная динамика развития понимания при чтении различных текстов есть как у детей, входящих в экспериментальную группу, так и у учащихся контрольной группы. Это указывает на то, что формирование смыслового компонента чтения у младших школьников с ОНР без специально разработанных приемов имеет положительную динамику, но более медленную.
Для выявления статистической значимости разницы полученных результатов изучения динамики формирования смыслового компонента читательской деятельности учащихся второго класса с ОНР в контрольной и экспериментальной группах было проведено сравнение средних значений с помощью 1-критерия Стьюдента «до» и «после» экспериментального обучения (Приложение 4). При сравнении результатов контрольной группы (КГ-1, КГ-П) полученное эмпирическое значение 1=2.1 (р=0, tKpmmeCKOM=2.61) находится в зоне неопределенности, что свидетельствует о незначительных изменениях результатов диагностики перед обучающим этапом эксперимента и после него. При сравнении результатов экспериментальной группы (ЭГ-1, ЭГ-П) полученное эмпирическое значение 1=3.8 (р=0, tKpimi4eCKOM=2.61) находится в зоне значимости, что подтверждает наличие статистически значимой разницы между средними оценками для детей экспериментальной группы до начала экспериментального обучения и после него.
Таким образом, можно говорить о том, что благодаря представленной коррекционно-пропедевтической системе понимание у младших школьников с общим недоразвитием речи формируется более быстрыми темпами, что позволяет говорить о значительной эффективности предложенной системы работы.
Для начинающих читателей
Многие родители пытаются помочь своим детям
научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут
букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во
всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие,
музыкальные.
Желание родителей понятное и похвальное, но очень
важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом
исправлять переучиванием
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:
1) Изучение алфавитных названий букв
Правильно будет обучать детей называть буквы
звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае
затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает
МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл
прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным,
а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.
2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
Неправильный подход при обучении:
— М и А будет МА.
— побуквенное чтение: М, А, М, А.
— прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.
Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно. Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
Овладение звуко-буквенными обозначениями
На начальном этапе овладения чтением у детей
основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного
текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у
ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем
лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать
буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится
соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
Послоговое чтение
На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).
Ступень становления синтетических приемов чтения
требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ,
синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания,
увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
Ступень синтетического чтения –
это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника
чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических
процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения,
речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности
внимания.
Таким образом, на процесс формирования навыка чтения
у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие.
Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может
стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или
нескольких психических функций может тормозить успешное формирование
этого навыка.
Диагностика дислексии
Нередко распознать это речевое нарушение получается поздно: в 3–4 классе начальной школы. К сожалению, если ребёнок путает слоги в слове не все учителя и родители задаются вопросом почему это происходит. Все симптомы речевого нарушения относят к лени и невнимательности ребёнка, отсутствия у него прилежания — выявить проблему удаётся не сразу.
При выявлении симптомов дислексии, описанных выше, ребёнка следует обследовать у логопеда, психолога, психоневролога, детского невропатолога. Начать стоит именно с логопеда, каждый специалист этой цепочки знает, как лечить (корригировать) своё направление проблемы.
Диагностика дислексии включает в себя несколько параметров, анализируемых специалистами:
- анамнез (течение беременности и родов у матери, перенесённые заболевания);
- успеваемость по русскому языку;
- состояние органов артикуляции;
- степень развития мелкой моторики;
- сформированность лексики, грамматики, фонематики, звукопроизношения, связной речи;
- состояние письменной речи (списывание с образца, письмо под диктовку, самостоятельное письмо);
- уровень освоения чтения (темп, правильность, способ чтения, осмысление текста, наличие типичных ошибок);
- состояние анализа и синтеза речи;
- уровень сформированности зрительного распознавания букв;
- состояние ориентировки в пространстве.
В диагностическое обследование может включаться консультация офтальмолога с проверкой зрения и невропатолога с проведением электроэнцефалограммы.
Для опытных читателей начальной школы
Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:
Чтение перевернутого текста:
Страница обычного текста переворачивается вверх
ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа
налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по
перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем
читать.
Это упражнение способствует:
Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
Если это упражнение изменять таким образом, что
поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется
полезным для совершенствования координации движения глаз и точности
переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
Корректировка деформированных предложений
Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.
Набор деформированных предложений.
1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
2. дали каши Маше манной нашей
3. летом одним и зимой цветом
4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
5. ко мне друзья пришли мои на праздник
6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
7. любимое дерево мое белая береза
8. в саду в нашем расцвела клубника
9. мы электричке на доехали до станции
10. ледяная , крутая и длинная горка была
Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с
пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки
ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует
быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося
его первые и последние буквы в едином зрительном образе
Упражнение
формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на
соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо
сформированного навыка чтения
Это упражнение способствует так же
развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска
букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок
должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются
зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно, чтобы слова встречались в
тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или
обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность
схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А
так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение
приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в
одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в
максимально быстром темпе.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как «игра в прятки” и «мнимое слово”.
«Игра в прятки”:
Ведущий начинает читать не сначала, а
где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться
под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень
радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
«Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит
неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с
исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют
возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет
и придает уверенность в своих силах.
Упражнение 3. «Глаз – алмаз»
Посмотрите
на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите
цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры
должны быть хаотично разбросаны по клеткам.
Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.
И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.
Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.
Задача ребенка:
- на счет один найти и показать пальцем единицу;
- на счет два – двойку;
- три – тройку и т.д.
Если
ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно
догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички
поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.
В
чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения.
Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно
слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире
будем смотреть, тем быстрее будем читать.
Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.
Для начинающих читателей
Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.
Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:
1) Изучение алфавитных названий букв
Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.
2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
Неправильный подход при обучении:
— М и А будет МА.
— побуквенное чтение: М, А, М, А.
— прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.
Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно. Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:
Овладение звуко-буквенными обозначениями
На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.
Послоговое чтение
На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).
Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.
Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
Таблицы Шульте
Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.
Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.
Так ребёнок расширяет угол зрения, тренирует внимание и учится быстрее воспринимать информацию.
«В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Полина Булатова. — Но удобнее скачать приложение на мобильный телефон (AppStore, GooglePlay) и тренировать навык, как появится время: в очереди к врачу, в паспортном столе или магазине».
7 игровых упражнений, которые научат ребенка понимать прочитанное
Для примера возьмем отрывок из сказки и покажем на нем все упражнения. Вы же можете выбирать для каждого упражнения разные отрывки из любимых сказок ребенка.
⠀
Чтобы не портить книги и не набирать текст, найдите электронную версию сказки, выберите любой отрывок и распечатайте его.
⠀
Текст, на котором мы будем демонстрировать наши упражнения, возьмем из детской книги, которую рекомендовала мама нашей ученицы Елена.
⠀
Отрывок из книги «Котенок Шмяк», автор Робин Скоттон
1. Визуализируем текст
Картинки помогают включить в работу оба полушария мозга ребенка, благодаря чему ему легче понять и запомнить смысл прочитанного. Визуализировать текст можно при помощи самодельных мнемотаблиц. Ниже приведем пример, а как их правильно делать читайте здесь.
2. Составляем текст из частей
Возьмите распечатанный текст и попросите ребенка прочитать один-два раза. Затем разрежьте текст по абзацам, перемешайте и попросите его восстановить текст, последовательно складывая части.
3. Играем в учителя
Возьмите распечатанный текст и предложите ребенку вычеркнуть из него слова таким образом, чтобы не потерялся основной смысл.
4. Тренируем логику и учимся анализировать прочитанное
Предлагаем вам с ребенком порешать текстовые логические задачи. Помните знаменитую советскую загадку «А, И, Б сидели на трубе. А – упала, Б – пропала. Кто остался на трубе?» Ответ – И осталась на трубе.
⠀
Это очень простая и интересная загадка для дошкольников, которая хорошо демонстрирует детям огромные возможности русского языка.
⠀
Ниже еще примеры задачек для тренировки.
А также мы рекомендуем развивать логическое мышление у ребенка, используя наши простые идеи для создания игр из предметов, которые есть у вас дома.
5. Анализируем текст с помощью вопросов
Хороший способ помочь ребенку выстроить смысловую цепочку – это задавать вопросы по тексту:
⠀
- Кто главный герой?
- Что с ним происходит?
- Как думаешь, почему это с ним происходит? Почему он оказался в такой ситуации?
- Чему эта ситуация учит его?
- А как бы ты поступил в этой ситуации?
- Давай представим, что могло быть, если бы он поступил по-другому?
⠀
Подобные вопросы помогут ребенку уловить смысл, выделить главную мысль и легко пересказать прочитанное.
⠀
Подведем итоги!
⠀
Умение ребенка работать с текстом напрямую влияет на успеваемость в учебе. Начинайте заниматься как можно раньше. Используя наши упражнения, вы научите ребенка логично мыслить и правильно воспринимать текстовую информацию. Это те базовые навыки, которые позволят стать вдумчивым читателем и будут помогать развиваться вашему ребенку на протяжении всей жизни.
⠀
Скороговорки
Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.
Самое классное, что скороговорки можно запоминать где угодно: по дороге в школу, на музыку, танцы и карате или утром, во время завтрака.
Примеры скороговорок
Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.
- У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.
Как помочь ребенку прийти к скорочтению?
Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.
Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.
При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.
В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении, Грекова Т.А. советует использовать упражнение
“Губы”
При команде — “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде — “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.
По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.
Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!
Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с
предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по
одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты,
разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18
штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их
особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта.
Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в
конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18
диктанта.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную
память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово
в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными
диктантами каждый день и таких проблем не будет.
Обучение чтению по системе Л.В. Занкова
задачи
обучения грамоте: научить детей
читать и писать, дать им первичные
сведения о речи, языке и литературе;
расширить кругозор детей на основе
богатого содержания, отражающего мир
природы, общества и человека; активизировать
внутреннюю и внешнюю (устную, письменную)
речь, представить речь и ее средства
объектом осознания учениками; развить
интеллектуальную и в целом познавательную
активность, вызвать у ребенка положительное
отношение к учению; развить психофизиологические
функции, необходимые для продуктивного
обучения чтению и письму и в целом русскому
языку (слухового, зрительного анализаторов,
речевых органов, мышц руки, пространственной,
временной, количественной ориентации;
фонематического слуха, систем: глаз-рука,
ухо-рука; способности перекодировать,
быстро просматривать и проговаривать
последовательность каких-либо знаков).
Данная
программа обучения грамоте соответствует
представлению о языке как
целостной системе, которая проявляется
в речевой деятельности. Она является
интегрированным курсом и вводит
детей в такие понятия, как «русская
речь», «русский язык», «художественная
литература». Далее этот курс перерастает
в программу «Русский язык»
и «Литературное чтение». Ядро программы
обучения грамоте составляет начальное
осознание детьми взаимосвязи между
целевой, содержательной сторонами
речи и формальными средствами её
выражения (грамматикой, звуками-знаками).
Слово в этот период выступает
как основная анализируемая единица
речи на фоне предложения и текста.
В ходе активного употребления языка
ребенок сам открывает его правила,
сам устанавливает объективно существующие
взаимосвязи, осмысливая, таким образом,
собственный опыт пользования языковой
системой. Существенное расширение языкового
материала является необходимым условием
для организации активной мыслительной
деятельности школьников, связанной с
эмоциями, переживаниями, волевым напряжением,
для освоения ими адекватных форм и средств
общения, для продуктивного формирования
навыков чтения и письма. Программа состоит
из двух взаимосвязанных разделов:
1)развитие
речевой деятельности (раскрываются
линии работы по развитию устной
и письменной речи, по формированию
навыков чтения и графики)
В
период обучения грамоте особое
внимание уделяется осознанию
детьми средств устного общения,
установлению общего и особенного
в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо, прежде
всего, «разговорить&qu t; детей
Данной
цели служат специальные задания по инсценированию,
но, прежде всего — организация учителем
заинтересованного, содержательного общения
детей в процессе поиска решения проблем
на разных учебных предметах, а также при
непосредственном, во время экскурсий,
ознакомлении школьников с окружающим
миром. Поэтому программа обучения грамоте
реализуется в теснейшей взаимосвязи
с программой по математике и программой
«Мы и окружающий мир». Обсуждения,
дискуссии, в целом разнообразие отношений
и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют
возникновению у школьников опыта монологической
и диалогической речи, речи разговорной
и научной, воспитывают ответственность
за сказанное слово, умение доказать свою
точку зрения, выразить согласие и несогласие.
Поэтому на самом начальном этапе школьной
жизни необходимо помочь детям овладеть
средствами устного общения: голосом,
жестами, мимикой, и т.д……………..
Методы профилактики
Профилактикой дислексии следует заниматься задолго до начала школьного обучения. Предупреждение намного лучше лечения.
Что делать? Ведущий приём – игры на развитие мышления, памяти, внимания. Часть из них мы описали выше
Важно предоставить ребёнку как можно больше разных образов – изображений предметов, схем, букв в виде красочных картинок. Упражнения для профилактики и коррекции можно проводить в домашних условиях
Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать шерстяной ниткой на бархатной бумаге, счётными палочками на столе. Все эти образы откладываются в детском подсознании, и формируется представление о букве, наполняется словарный запас.
Чтобы у детей не страдала успеваемость, они не испытывали психологический дискомфорт, нужно как можно раньше начинать профилактику и коррекцию дислексии. Это самый лучший вариант как помочь ребёнку обойти стороной этот неприятный диагноз.
Таким образом, дислексия является нарушением письменной речи, а именно, процесса чтения. Наиболее часто она содержится в составе сложных нервно-психических и речевых нарушений. Но стойкие расстройства процесса чтения встречаются и у лиц с сохранным интеллектом, нормально развитой устной речью, ненарушенными зрительным и слуховым анализаторами, имеющих недоразвитость отдельных психических процессов.
Дислексия чаще бывает у школьников, но иногда она возникает у взрослых людей. Своевременное выявление нарушения, правильно организованная работа специалистов по её коррекции позволяют добиться полного устранения данного нарушения.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте
ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно
странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши.
Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того
места, где он остановился. По началу можно делать отметочки
карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз.
Два, три полных оборота книги.
Что
это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте.
Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Почему дети медленно читают?
Основными причинами, почему дети не могут увеличить скорость чтения, да и в целом освоить этот навык, педагоги и логопеды называют:
недостаточное развитие артикуляционного аппарата;
регрессии при чтении. Это ситуация, когда ребёнок возвращается к уже прочитанному слову;
низкий уровень концентрации внимания;
слабый словарный запас;
прыгающий взгляд
Ребёнок постоянно переключает внимание с одного слова на другое или даже с одной строчки на другую;
синдром дефицита внимания и гиперактивности;
низкий уровень развития речевого дыхания. Кстати, оно влияет и на качество почерка, а также на общую скорость письма.
Если проанализировать причины появления трудностей с чтением у детей, то можно их классифицировать на несколько групп:
- отсутствие банального интереса к чтению, из-за чего у ребёнка и нет нормального словарного запаса;
- артикуляционные проблемы;
- мозжечковая недостаточность, из-за которой у ребёнка прыгают буквы перед глазами, а мозг просто не успевает обрабатывать поступающую информацию.
Поэтому для увеличения скорости чтения ребёнку недостаточно просто больше читать!
Ему необходимо:
- выполнять специальные упражнения, которые направлены на стимуляцию мозжечка, обеспечение согласованной работы полушарий (при обязательной доминации левого полушария);
- сформировать правильную нейродинамику чтения;
- тренировать речевое дыхание и работу артикуляционного аппарата;
- развивать концентрацию внимания, силу воли и усидчивость.
Дислексия у взрослых
Обычно дислексия у взрослого является следствием не оказанной логопедической помощи в детстве. Зачастую, она появляется в зрелом возрасте при появлении у человека расстройства интеллектуальной сферы, или когда нарушение затрагивает область слухового восприятия информации. Это провоцирует возникновение трудностей, так как сигналы, поступающие в мозг, искажаются, обрабатываются неточно.
Также проблемы с чтением могут появляться вследствие полученной травмы или пережитого психологического потрясения. Дислексия, возникшая у взрослого человека, приводит к дезадаптации
Поэтому важно своевременно обратиться к логопеду и получить эффективную помощь в преодолении данного нарушения
Признаки дислексии у взрослого:
- Неправильное, искажённое произношение сложных, длинных или малознакомых слов.
- Ошибки при чтении графически сходных слов.
- Безграмотное письмо, множественные грамматические ошибки, бедность словарного запаса, сложность в написании писем, заявлений и других самостоятельных высказываний.
- Низкая скорость чтения и трудности при запоминании прочитанного.
- Трудности при простейших арифметических вычислениях. Они могут быть признаками дискалькулии.
Люди, имеющие дислексию, нуждаются в постоянном наблюдении специалистов. Проведя полное обследование, логопед разрабатывает план коррекционной работы, опираясь на индивидуальные особенности человека и тяжесть нарушения.