Загадки для детей на букву О
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях — краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я?
(Олень )
Без окон, без дверей.
Полна горница людей.
(Огурец) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Олень)
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог.
А попал под молоток.
Хрустнул раз — и треснул бок.
(Орех)
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(Облака)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу.
(Очки)
Сер, но не волк.
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Осел)
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
Тема «Звук [О], буква О, о»
Для дошкольников и учеников 1 класса (зависит от уровня детей)
- Знакомство с графическим изображением буквы О. Штриховка печатной буквы О для развития мелкой моторики.
- Стихотворение, в котором изучаемая буква сравнивается с кольцом мамы, с обручем у гимнастки, баранками и бубликами, тем самым обогащается словарный запас.
- Напиши печатную и рукописную букву О, заглавную и строчную, просто и с соединительными элементами.
- Раскрась картинки, в названии которых слышится звук . Развиваем звуковой анализ.
- Найди место звука в слове, раскрась этот кружок. Соедини картинки и слоговые схемы. Звуко-буквенный анализ, работа с ударением.
- Раскрась овощи, в названии которых слышится ударный гласный звук . Соедини картинки и слоговые схемы. Дети проводят сложную работу: делят слова на слоги, определяют ударения в словах, сопоставляют названия овощей с графической схемой.
- Подчеркни букву О красным цветом. В словах «огурец», «помидор», «морковь» дети подчеркивают заданную букву красным цветом, дифференцируя ее, как гласный звук.
- Послушай стихотворение, назови слова, который начинаются со звука О (развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа). Составь предложение об облаке по схеме (работа над связанной речью, предложением). Нарисуй мнемотаблицу, выучи стихотворение (развитие памяти).
- Подумай и раскрась лишнюю картинку (развитие внимания, логики). Соедини картинки и слоговые схемы (закрепляем слоговой состав слов и ударение).
- Пройди лабиринт, который имеет форму буквы О (развитие внимания, пространственного представления).
- Найди и раскрась на картинке овощи. Продолжение над работой лексической темой урока.
Розова, Коробченко «Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте. Рабочая тетрадь»Скачать всю книгу Вы можете здесь
СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ
Лабиринт буква О
Буква О (2 урока)
Акцент в данных занятиях на графо-моторные навыки. Для учеников 1 класса.
- Задания начинаются с обведения по точкам предметов (развитие мелкой моторики), определения лишнего слова (стул — отсутствие звука О) и определения количества слогов в словах (слоговой анализ).
- Штриховка буквы по вертикали, горизонтали, диагонали.
- Прописывание сточной буквы О с предварительным обведением по образцу.
- Тоже самое с заглавной буквой.
- Поиск и раскрашивание одинаковых букв (развитие зрительного восприятия).
- Закрепление ранее пройденной буквы А — надо закрасить элементы рисунка с буквой А -зеленым карандашом, а с О — желтым (развитие внимания, мелкой моторики, выработка навыка работать по инструкции).
Задания по теме: «Буква О» для 1 класса
Первый лист полностью посвящен прописи буквы О. Задания начинаются со:
- штриховки
- прописывания заглавной и строчной буквы О
- прописывание буквы о с соединительными элементами.
Внизу задание на развитие внимания, зрительного охвата, где из буквенного текста надо найти буквы О и обвести их в кружок. Если дети умеют считать, то можно пересчитать буквы и на полях записать их количество. Это хорошее задание на предупреждение дисграфии и дисорфографии.
На втором листе:
- Голубым или синим карандашом надо закрасить части рисунка с буквой О. Получается облачко, можно выделить первый и последний звук (О). Из слова составить предложение (работа над связанной речью).
- Из группы букв найти и подчеркнуть одинаковые. Из практики скажу, что для детей это задание является сложным, они не видят разницы.
- Среди буквенного текста спрятались слова АУ, УА. Найди их и подчеркни.
Стихи про букву «О»
* * *
«О!» — сказала буква «О», —
«Знают все меня давно,
Я на многое похожа:
На кольцо, баранку тоже,
На кружок, на колобок.
Колесо, луну, цветок —
Одуванчик иль ромашку.
На тарелку с манной кашкой!»
* * *
Буква «О» — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
* * *
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(Е. Тарлапан)
* * *
Удивительно кругла,
Нет ни одного угла.
И солнышко, и колесо,
Напоминают букву О.
Буква О кольцо и сушка,
Бублик, бубен, погремушка.
Засмотревшись на дупло,
В нем узнали букву О.
* * *
Посмотри на колесо —
И увидишь букву О.
(А.Шибаев)
* * *
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла — бока помяла
И теперь овальная.
(Г. Ванюхина)
* * *
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
(В. Степанов)
* * *
Солнце село за село,
Как большая буква «О».
Буква О — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
Все похоже с буквой О.
* * *
Змея в обруч вся скрутилась,
Буква О вдруг получилась.
* * *
Облачко кудрявое
в небе отдыхало…
Возле солнца бабочкой
облачко порхало…
Было белоснежным,
а стало конопатым.
Неужели солнышко
в этом виновато?
Пропись с буквой О
Печатные буквы. Для детей 4-7 лет (Экспресс-курсы по подготовке руки к письму). Н.Б. Бураков
Печатная буква О для дошкольников. Благодаря данной прописи дети научатся писать букву О, улучшат кистевой праксис, подготовят руку к школе.
Я учу буквы, Тренажер для автоматизации навыков, Дмитриева В.Г.
Т. Ларина «Прописи для 1 класса
Все живые буквы на одной странице
Чтение с буквой О
Карточки с буквой О для дошкольников поможет познакомиться с буквой О и научиться читать слоги, слова и предложения.
Задания с буквой А | Задания с буквой Ы | Задания с буквой У |
Учим букву «Б» | Учим букву «В» | Учим букву Ь, Ъ |
Задания с буквой М | Задания с буквой И, Й |
Продолжи фразу
Летом в огороде —
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке —
желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
(Огурцы.)
Золотой и молодой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…(одуванчик).
Стройный, быстрый,
Нога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? … (Олень.)
Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку —
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех
Называется… (орех).
На скале он строит дом,
Разве жить не страшно в нем,
Хоть кругом и красота?
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться —
Два могучие крыла
У хозяина… (орла).
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском
Голова и восемь ног
Вот и весь я — … (осьминог).
Стихи про букву О для детей
Обезьянки.
Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке…
Хорошо ли это, детки?
(Б. Заходер)
Буква О известна всем,
Без неё нельзя совсем,
Уберите букву О
И пойдете без пальто,
Кот исчезнет, дом и сом,
Не покатишь снежный ком.
Не найдешь в лесу орех,
Без неё один лишь смех.
(А. Тесленко)
Буква-Бублик — это О.
Укатилась далеко.
Ослик, облако, окно
Это всё на букву О.
(С. Иванов)
Осел в кустах
Осу нашел.
Надев очки, глядит
Осел.
Кто это? Птица? Тигр?
Лиса? —
Осла ужалила оса.
(Г. Сатир)
Осинку
Окрасила
Осень.
Осинка мне нравится
Очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль —
Облетает.
(В. Лунин)
Один Олень в осенний день
Отлично отдыхал:
У озера в осиннике
Резвился и скакал.
А мимо Ослик проходил —
С тележкой проходил,
Он тоже отдыхать любил,
Но очень занят был.
Сказал он, глядя на Оленя:
«Что ж, подожду до воскресенья».
(С. К. Соловьевы)
Облако, облако,
Шерстка колечками,
Очень ты, облако,
Схоже с овечками.
(В. Лунин)
А потом пришел осел.
Оглядел он все страницы,
Опустил свои ресницы
И промолвил:
— Кроме О
Нету в книжке ничего.
(Г. Сатир)
Загадки про букву «О»
* * *
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква …
* * *
В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без неё бы обходилась!
* * *
В этой букве нег угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла.
* * *
Обезьянка проказница
Корчит рожи, дразнится –
Все за всеми повторяет,
И бананы вниз швыряет.
На хвосте качается –
Славно получается!
Обезьяне той легко
Превратится в букву…
* * *
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву…
* * *
Овечка, бледная овечка,
У неё болит сердечко.
Тихо стонет: «О-о-о!»
Ей знакома буква …
* * *
Погоняемый кнутом,
Мчится в упряжи, потом
Травку щиплет целый день
Стройный северный…
(Олень)
Буква О в русском языке
Произнесите звук и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук гласный.
Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.
Существует много имён, начинающихся на букву О, например: Оля, Осип. А вот имена Олег, Оксана, Олеся тоже начинаются на букву О, только звук в этих словах произносится нечетко, он похож на звук . Запомните эту особенность звука и не забывайте, что он не всегда в словах бывает хорошо слышен. Иногда он нас хочет запутать и произносится как .
Давайте понаблюдаем за словами и найдем в них звук . Произнесите слова вслух и скажите, в какой части слова он находится, определяя это только на слух.
- Окунь – звук слышен в начале слова.
- Морж – звук слышен в середине слова.
- Колобок – звук слышен в середине слова.
- Зонтик – звук слышен в середине слова.
- Молоко – звук слышен в конце слова.
- Ослик – звук слышен в начале слова.
- Роза – звук слышен в середине слова.
- Котик – звук слышен в середине слова.
- Гнездо – звук слышен в конце слова.
Из этого можно сделать вывод, что звук встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук .
Проговорите скороговорку и определите на слух, сколько звуков слышится.
Отчетливо звук в этой скороговорке вы произнесли только четыре раза, но если бы вы рассматривали её глазами, то увидели бы в ней целых восемь букв О. Вот какой хитрый звук . В некоторых словах он умеет превращаться в звук .
Тема: «Звук и буква О»
Цель: знакомство со звуком О и его графическим изображением – буквой О.
Задачи:
- Познакомить детей со звуком и буквой О.
- Продолжать формировать понятие «гласный звук».
- Упражнять в четком произнесении звука О изолированно, в слогах, словах, предложениях.
- Развитие фонематического восприятия и слуха.
Развитие слуховое и зрительное внимание, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Развитие мелкой моторики.
Научить детей аккуратно закрашивать контурные рисунки, не выходя за края.
Оборудование: картинки, названия которых начинаются на различные звуки (А, У, И, О), магнитная доска, буквы, звуковые схемы, цветные карандаши, листы с рисунками букв для раскрашивания.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, дети. У вас на столах лежат картинки. Посмотрите на них и назовите первый звук в названии их. Ответы детей. Какой звук в названии картинок вы услышали новый. Ответы детей (звук О). Посмотрите, в зеркало, которое лежит у вас на столах, и произнесите долго О-о-о-о-о.
Основная часть.
Уточнение артикуляции звука О. При произнесении звука О воздух выходи изо рта свободно, ему ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язык. Поэтому звук О гласный и «живет» в красном домике.
Д/У «Поймай звук». Приготовьте свои ладошки, чтобы «поймать» звук О.
– выделение звука О из ряда звуков: а, и, о, у, и, а, о.
– выделение звука О из ряда слогов: эп, ак, им, от, ус, им, ок, ын.
– выделение звука О из ряда слов: мак, ток, тик, сок, лак, танк, кот.
Д/У «Назови слова на звук О». Вы хорошо справились с заданиями. Сегодня на занятии у нас снова присутствует Незнайка, который очень хочет стать писателем и принес сегодня для вам свой первый рассказ. Но так как он не очень любит учиться, то в этом рассказе есть ошибки. Давайте вместе их найдем и исправим.
Жила-была девочка Оля. Оля постоянно крутила абруч (обруч). У нее был аслик (ослик) Броша. Вместе со своим осликом они ходили в огород к бабушке Соне. Асенью (осенью) в огороде Оля с бабушкой собирали различные увощи (овощи).
Логопед. Вспомните, какие слова на звук О Незнайка написал в своем рассказе. Ответы детей (Оля, обруч, ослик, осень, овощи).
Д/И «Скажи ласково». Незнайка вам очень благодарен за вашу помощь и просит помочь ему назвать ласково предметы, которые изображены на картинках. Остров – островок, облако – облачко, окунь – окунёк, окна – окошки, дом – домик, кот – котик, крот – кротик.
Логопед. Какой звук во всех ласковых словах кричит громче остальных. Ответы детей (звук О).
Физминутка. Давайте, мы с вами немного отдохнем и сделаем гимнастику.
На горе стоит лесоккруговые движения рукамиОн не низок не высоксесть, встать, руки вверхУдивительная птица подает нам голосокглаза и руки вверх, потянутьсяПо тропинке два туристаШли домой из далекаходьба на местеГоворят: “Такого свиста, мы не слышали пока”плечи поднять
Д/И «Ну-ка, звуки, стройся в ряд!» Логопед. Мы с вами отдохнули и готовы продолжать занятие. Сейчас я произнесу волшебное заклинание и вы «превратитесь» в звуки А, У, И, О.
Логопед. Раз, два, три, дети в звуки обратитесь, и на зов мой отзовитесь!
Логопед вызывает одного ребенка к доске, обозначая его одним из звуков. Другого ребенка, сидящего за столом, обозначает другим звуком. Ребенок, стоящий у доске, начинает звать, сидящего за столом «звука», называя сначала себя, а затем – второй «звук». (например: АУ, ОИ, УО…) Упражнение повторяется несколько раз.
Д/У «Звуковой анализ». Логопед. Раз, два, три, все звуки в детей обратно превратитесь. У вас на столах лежат коробочки для звукового анализа. Я буду произносить слоги, а вы выложите звуковую схему этих слогов. Дети на столе выкладывают звуковую схему слогов типа: ОИ, АУ, ОА.
Д/У «Составление предложений». Незнайка прислал вам еще один конверт с письмом. Но письмо какое-то странное. По-моему, пока Незнайка писал письмо у него совсем все слова перепутались. Давайте поможем Незнайке составить слова в правильном порядке.
– золотая, наступила, осень. – Наступила золотая осень.
– голубое, озеро, раскинулось. – Раскинулось голубое озеро.
– дом, строитель, строит. – Строитель строит дом.
Логопед. Молодцы. Звук О мы произносим и слышим, а пишем и читаем – буквы. Посмотрите на доске я написала букву О, которая на письме обозначает звук О. на что похожа буква О?
У вас на столе лежат ленточки, попробуйте из них изобразить букву О.
Чтение слогов типа ОУ, ОИ, ОА…
Логопед. Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. У вас есть листки бумаги с контуром буквы О, закрасьте ее, не заходя за границы.
Итог. Сегодня мы с вами познакомились со звуком О. Научились слышать и выделять его в речи, читать слоги с буквой О.
Конспект занятия в средней группе «Звук и буква О» Бауэр Марина Владимировна
Сказка про букву О
Ослиный огород
Решил осел огород завести. Посадил огурцы, сел и ждет, когда они вырастут. А ему говорят:
— Огород-то поливать надо!
Взял осел ведро и давай бегом воду из колодца носить.
Носил, носил, устал, сел отдохнуть.
А рядом кот на солнышке грелся.
— Чего ты мучаешься? — говорит.
— Посади свой огород в овраге, там всегда мокро! Поливать не надо.
Обрадовался осел, повыдергал всю огуречную рассаду и посадил ее в овраге. А ночью прошел дождь, вся вода в овраг стекла и смыла весь огород.
Утром пришел осел.
— Так я и знал! Воры все съели. Надо охранять.
Опять посадил огурцы. Сделал вокруг ограду и сел охранять. Только сел, откуда ни возьмись овцы с козами лезут.
— Вон из моего огорода! — заорал осел и давай гонять их по грядкам.
Пока гонял, все огурцы потоптал.
— И зачем они мне нужны, эти огурцы? — рассердился осел.
— Все равно я их не ем… Одни хлопоты да огорчения с ними.
И полез из оврага на чужом поле овес воровать.
(Г. Юдин)
Задание с букой О для дошкольников
Сказка про букву О для детей и задания для дошкольников.
Светлана Шишкова Букварь «Буквограмма»
1 лист — Вилена Коноваленко «Пишем и читаем. Тетрадь №1. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста»
2 лист — Составитель: Коптик С.А. «Рабочая тетрадь логопедических занятий для учащихся 1 класса»
3 лист — Н.Ю. Костылёва «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет»
«Азбука в движениях. Играем и запоминаем буквы» Татьяна Григорьян
О. Жукова «Моя первая азбука»
Логопедическая азбука, буква О для дошкольников
На первой странице дается графическое изображение буквы О, которая окрашена в красный цвет, для обозначения гласного звука. Дети выделяют первые звуки в словах «осы, ослик». Внизу графическая схема слов с количеством букв, слогов, ударения (звуко-буквенный анализ).
На второй странице ведется работа над лексическими темами «Животные», «Овощи и фрукты».
9 страница — «Буквы и слоги. Тетрадь дошкольника по обучению грамоте» С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина
Задание с поиском буквы в картинке для детей 4, 5, 6, 7, 8 лет является одним из самых интересных. С огромным удовольствием они ищут букву О, соревнуясь кто больше.
М. П. Тумановская, Н. А. Ткаченко «Учимся читать и писать одновременно»
«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.
«Учим буквы и звуки всего за 30 занятий» О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова
Филичева, Туманова: «Букварь. Учимся читать легко!»
Дети определяют гласный или согласный звук , обводят линии, допечатывают букву О, взрослый читает предложение, а дети подчеркивают все буквы О. Далее пропечатывают буквы по образцу (М, А, У, О) и читают комбинации из букв.
Этот материал идеально подойдет как домашнее задание для детей подготовительной группы по обучению грамоте звук и буква О.
1, 2 страница — Н.В. Пронина «Обучение грамоте»
Скороговорки с буквой «О»
* * *
Около кола колокола,
Около ворот коловорот.
* * *
Остренькие рожки
У козы Сережки
И сказал Сережка:
«Я боюсь немножко».
* * *
Повстречались две подружки,
Две подружки — две болтушки,
Говорили-говорили,
Говорили-говорили,
Говорили-говорили,
Да не выговорились.
* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
* * *
От топота копыт
Пыль по полю летит.
* * *
Пляшут на языке скороговорки,
Как караси на сковородке.
* * *
Зимой поле белое,
Промёрзло – заледенелое.
* * *
Осип орет, Архип не отстает —
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.
* * *
Водовоз вёз воду
Из-под водопровода.
* * *
Прокоп полол укроп,
Полол и пропалывал.
* * *
По двору, подворью,
В добром здоровье.
* * *
Я бродил один у горки,
Собирал скороговорки.
* * *
Коси, коса, пока роса,
Роса долой — и мы домой.
* * *
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали
Да ноги все истопали.
* * *
Колпак на колпаке,
И под колпаком колпак.
На опушке рос орешник,
Подарил он нам орешек.
Ели с буквой О орешек,
Вспоминали про орешник.
* * *
Коля колет колья.
* * *
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
* * *
Коси, коса, пока роса,
Роса долой — и мы домой.
* * *
Воин не воет от йода.
* * *
Осень озеро нарочно
Застеклила этой ночью.
Будет окуню с семьей
В нём не холодно зимой.
* * *
Тимошка Прошке крошит
В окрошку крошки.
* * *
Колокол, колокол,
Кот на окне молоко лакал.
* * *
Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки
* * *
Оса боса и без пояса.
* * *
Пособи сапоги, пособи сапожки
Мастеру скорей пошить босоногой блошке.
* * *
Коля колья колет.
Поля поле полет.
* * *
Малосольный огурец сын солил, а съел отец.
* * *
На дворе дрова,
За двором дрова,
Под двором дрова,
Над двором дрова,
Дрова вдоль двора,
Дрова вширь двора,
Не вмещает двор дров!
Наверно, выдворим дрова
С вашего двора обратно
На дровяной двор.
* * *
У попа папа кок,
У кока папа поп.
* * *
Около Ольги Ольга охала.
* * *
Не хочет косой косить косой,
Говорит: «коса коса».
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
* * *
Отворяй, Варвара, ворота,
Коли не враг за воротами,
А врагу да недругу
От Варвариных ворот — поворот.