Третий этап. Работа над опорными коммуникативными навыками
Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне своих губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза.
На этом этапе используется минимальное количество речевых инструкций: «Возьми», «Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. В качестве стимульного материала подойдут парные картинки или предметы. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на картинке до момента ее передачи в его руки. Этого можно добиться простым способом: вместе с картинкой педагог держит в руке лакомство. Ребенок отслеживает приближение к нему вкусного кусочка (с карточкой) и получает его, если удерживает взор на картинке достаточное время.
Инвалидность при аутизме
При данном расстройстве полагается группа по инвалидности. Следует понимать, что она предполагает не только лишь денежные выплаты, но и помощь в реабилитации. Льготы для детей-аутистов, оформивших инвалидность, включают в себя налоговые вычеты на лечение, оформление в логопедический сад или группу, бесплатное посещение специализированных образовательных учреждений, возможность обучаться по индивидуальной программе, санаторно-курортное лечение, помощь в социальной, психологической и профессиональной реабилитации.
Чтобы оформить инвалидность, нужно обследоваться у психиатра, психолога и чаще всего необходимо стационарное лечение. Можно также наблюдаться и в дневном стационаре, если таковые имеются. Помимо стационарного наблюдения требуется пройти обследование у детского невролога, офтальмолога, отоларинголога, логопеда, а также сдать общий анализ крови и мочи. Все результаты обследования заносятся в специальную медицинскую форму. Если ребёнок посещает детский сад или школу, необходима также характеристика. После этого психиатр направляет на медицинскую комиссию.
Социализация и обучение
Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора.
В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников.
Инклюзия детей с РАС в российской системе образования
Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.
По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %.
Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС
15 апреля 2016 года в рамках Московского международного салона образования состоялось торжественное открытие Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. ФРЦ является структурным подразделением МГППУ и создан на базе университетского Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, который более 20 лет специализируется на оказании комплексной помощи детям с РАС. Основная цель ФРЦ – развитие системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации.
Признаки аутизма, связанные с развитием речи
Помимо задержки речи на аутизм может указывать ряд других речевых особенностей. Особенности развития речи, которые часто присутствуют у детей с аутизмом:
– Они совсем не реагируют или редко отзываются на свое имя и другие вербальные попытки привлечь их внимание. – У них отсутствует или с задержкой развивается коммуникация с помощью жестикуляций, например, указательный жест и демонстрация предметов другим людям
– У них отсутствует или с задержкой развивается коммуникация с помощью жестикуляций, например, указательный жест и демонстрация предметов другим людям.
– Даже если гуление и лепет присутствовали у них в течение первого года жизни, впоследствии они прекращаются.
– Развитие речи происходит в замедленном темпе.
– Они повторяют слова и фразы за другими людьми – эта особенность называется «эхолалия».
– Они произносят отдельные слова или целые фразы снова и снова, не для взаимодействия с другими людьми.
– Могут использовать ранее услышанную фразу целиком, но испытывают сложности с самостоятельным объединением отдельных слов в осмысленные предложения.
– Использование слов кажется странным, неуместным, или оно понятно только тем, кто хорошо знает ребенка.
Классический аутизм
Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.
Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.
Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.
Классической триадой симптомов РДА являются:
- низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
- скудная сфера интересов;
- стереотипность движений.
Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.
Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него.
Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.
Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция.
Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.
Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.
Виды аутизма
К основным видам аутизма, обозначенным в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ 10), относятся ранний детский аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера и атипичный аутизм. Остальные встречаются достаточно редко и относятся к «другим видам аутистических расстройств».
В некоторых исследованиях говорится о постановке диагноза «аутизм» ребёнку не из-за остановки развития, а вследствие утери им языковых или социальных навыков, как правило, в возрасте между 15 и 30 месяцами жизни. Пока не существует единого мнения на счёт данной особенности. Регрессивный аутизм, возможно, представляет собой специфический подтип расстройства.
Лечение раннего детского аутизма
На сегодняшний день излечение раннего детского аутизма невозможно, поэтому медикаментозная терапия строится по синдромальному принципу. При необходимости используются психостимуляторы, противосудорожные препараты, антипсихотики и т.д. Имеются данные о положительных результатах электроакупунктуры.
Основную роль в лечении данного заболевания играют психолого-педагогическая коррекция, психотерапия, занятия с логопедом и дефектологическая помощь. В работе с детьми, страдающими аутизмом, используется арт-терапия, музыкотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, игротерапия, логоритмика. В процессе обучения такого ребёнка педагогам следует ориентироваться на его сильные стороны (преобладающие интересы, нацеленность на учёбу, способность к языкам или точным наукам и т.п.).
Основное внимание уделяется психоэмоциональной коррекции, а также созданию благоприятных условий для развития детей-аутистов:
- прививание жизненно необходимых навыков;
- строгий распорядок дня;
- избегание резкой смены обстановки и привычек;
- постоянное пребывание с ребёнком, общение с ним;
- максимально комфортный телесный контакт;
- совершение различных физических упражнений;
- избегание стрессов и переутомления;
- отсутствие спешки в обучении.
Миф о поствакцинации
Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.
Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.
Проявления аутизма у новорожденных
У грудничков и новорожденных детей значительно выражены внешние признаки, которые указывают на наличие заболевания: отсутствие улыбки, ярких эмоций, активности, присущей другим детям их возраста, мимики и многих жестов. Взгляд младенца зачастую устремлен в одну и ту же точку или на какой-либо определенный предмет.
Такие дети практически не просятся на руки и не копируют эмоции взрослых. У грудных детей аутистов практически отсутствует плач, он не создает проблем родителям, способен часами самостоятельно занимать себя, не проявляя никакого интереса к окружающему миру. Малыш не гулит, не лепечет, не отзывается на собственное имя. Для таких детей характерна некоторая задержка в развитии: поздно начинает сидеть и ходить, наблюдается отсталость в росте и весе.
Такие дети зачастую отказываются от грудного вскармливания и не приемлют прикосновений отца или матери.
Симптомы у детей младшего и школьного возраста
Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями. Они часто говорят о себе в третьем лице, путают местоимения, повторяют одни и те же слова, звуки и фразы. Часто у таких детей возникают вокализации, как одна из разновидностей стереотипий.
Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.
Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках
Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.
Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.
Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.
У некоторых аутистов встречается синдром саванта, характеризующийся невероятными способностями в каких-либо определенных дисциплинах. Они могут отличаться талантами в музыкальной сфере или изобразительном искусстве, а также обладать феноменальной памятью.
Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.
В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.
При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
С расширением знаний об аутизме встал вопрос о необходимости выработки надежных и достоверных критериев его диагностики. Все диагностические методы, используемые для выявления у ребенка аутизма можно разделить на следующие:
– неинструментальные (наблюдение, беседа);
– инструментальные (использование определенных диагностических методик)
– экспериментальные (игра, конструирование, тесты, анкеты, действия по образцу);
– аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.).
Методики, применяемые в работе с детьми, имеющими РАС, должны обеспечивать детальную оценку всех основных функциональных сфер, что связано, главным образом, с всеобъемлющим характером данного нарушения и асинхронией в развитии различных функциональных областей и навыков у этих детей.
Анализ применяемых в России методик показал, что большинство из них являются узкоспециализированными. Они направлены преимущественно на оценку определенной области развития или группы навыков. К ним можно отнести «логопедические» методики, которые направлены на обследование речи, «дефектологические», оценивающие познавательную область развития. Существуют также психологические методики, каждая из которых также направлена на обследование одной из сфер: эмоционально-волевой, интеллектуальной, межличностной и т.д.
Таким образом, проведение комплексного обследования ребенка с РАС с целью разработки индивидуальной коррекционно-образовательной программы требует больших организационных ресурсов.Также трудность заключается в том, что в основе различных методик лежат разные концепции и теоретические подходы.
В зарубежных странах разработаны и успешно применяются в практике с детьми, имеющими РАС, методики, включающие оценку нескольких функциональных областей развития и предназначенные для разработки комплексных индивидуальных коррекционно-образовательных программ. В качестве примера таких методик можно привести:
– Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина);
– Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (под. ред. Н.Ю. Барановой);
– Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (М. Питерси и Р. Трилор);
– Протокол обследования функционирования ребенка (возраст детей от 0 до 7-ми лет) и факторов среды (А.М. Казьмин, А.И. Чугунова, Г.А. Перминова, С.В. Покровская, А.В. Егоров, Е.А. Абрамова);
– Наглядный материал для обследования детей (под ред. Е.А. Стребелевой);
– Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);
– Оценка базовых речевых и учебных навыков (ABLLSR);
– Психологопедагогический профиль развития (РЕР); –Шкала адаптивного поведения Вайнленд.
–Тест VB-MAPP (The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program) разработанный Марком Сандбергом.
Также необходимо отметить и методы диагностики, которые применяются в мировой практике для постановки диагноза аутизм. В качестве основного диагностического инструментария следует отметить следующие опросники и шкалы:
— Autism Behavior Checklist (ABC; Krug et al.) – Поведенческий опросник для выявления аутистических нарушений;
— Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT; Robbins et al.) – Модифицированная шкала для раннего распознавания аутизма;
— Autism Diagnostic Observation Schedule Generic (ADOS-G; Lord et al.) – Диагностическая шкала наблюдения для аутистических нарушений;
— Childhood Autism Rating Scale (CARS; Schopler et al.) – Рейтинговая шкала дет- ского аутизма.
Коррекционная работы
РАС (расстройства аутистического спектра) представляют собой неврологические расстройства, которые влияют на коммуникацию, социальные взаимодействия и поведение человека. Эти расстройства имеют различные уровни тяжести, отмеряющиеся спектром. Уровни тяжести могут варьироваться от легкого до тяжелого и требуют коррекционной работы, которая будет адаптирована под индивидуальные потребности каждого пациента с РАС.
Коррекционная работа с РАС направлена на развитие навыков, необходимых для успешного участия в обществе. Важными компонентами терапии являются обучение социальным навыкам, развитие коммуникативных навыков, а также улучшение поведенческих проблем, связанных с РАС.
В коррекционной работе применяются следующие основные подходы и методы:
Индивидуальная программа обучения, каждый пациент с РАС уникален, поэтому важно разработать индивидуальную программу обучения, учитывающую его конкретные потребности и способности.
Терапия поведения. Часто люди с РАС имеют проблемы с поведением, такие как агрессия, повторяющиеся действия и нежелание соблюдать правила
Терапия помогает в развитии позитивных и адаптивных способов поведения.
Речевая и коммуникативная терапия. Многие люди с РАС имеют проблемы с речью и коммуникацией. Развитие коммуникативных навыков может включать использование поддержки речи, использование альтернативных методов коммуникации.
Развитие социальных навыков. Людям с РАС трудно понимать социальные ситуации и взаимодействовать со сверстниками. Социальное тренирование может включать игры и симуляции, чтобы помочь им развить социальные навыки.
Физическая и зрительная терапия. Дополнительные методы, такие как физическая или зрительная терапия, могут быть использованы для улучшения координации и моторики тела у людей с РАС.
Развитие речи у детей с аутизмом предполагает регулярную оценку прогресса, чтобы было возможно вносить изменения в программы обучения.
Диагностика аутизма
Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития.
В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев.
При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.
Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма. Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.
Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:
-
Интересуется ли ребенок окружающим миром?
-
Делится ли он со своими родителями эмоциями?
-
Часто ли ребенок злится и кричит?
-
Боится ли он прикосновений?
-
Имеются ли у ребенка речевые нарушения?
-
Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?
-
Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?
-
Идет ли он на контакт со сверстниками?
Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего.
Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.
Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.
Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.
Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.
Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.
Ранние признаки аутизма
аутизма
Симптомы аутизма у детей до 1 года
Симптомами аутизма у детей до года являются (частота встречаемости):
- нарушение или полное отсутствие зрительного контакта – 80 процентов;
- феномен тождества – 79 процентов;
- нарушение комплекса оживления – 50 процентов;
- патологическое отношение к близким родственникам – 41 процент;
- патологическая реакция на нового человека – 21 процент;
- патологическое отношение к словесному обращению – 21 процент;
- патологическое отношение к физическому контакту – 19 процентов.
Нарушение или полное отсутствие зрительного контактаФеномен тождествавводить прикормНарушение комплекса оживленияПатологическое отношение к близким родственникамПатологическая реакция на нового человекаПатологическое отношение к словесному обращениюглухотуоториноларингологуПатологическое отношение к физическому контактуСимптомы аутизма у детей до 3 летСимптомами аутизма у детей до 3 лет являются (частота встречаемости):
- нарушение общения с детьми – 70 процентов;
- привязанность к неодушевленным предметам – 21 процент;
- страхи – 80 процентов;
- нарушение чувства самосохранения – 21 процент;
- патология речи – 69 процентов;
- стереотипии – 69 процентов;
- особенности интеллекта – 72 процента;
- особенности игры – 30 процентов.
Нарушение общения с детьмиПривязанность к неодушевленным предметамСтрахиСтрахами детей-аутистов являются:
- шумы – шум электробритвы, пылесоса, фена, напора воды, звука лифта;
- яркие, резкие или блестящие цвета в одежде;
- атмосферные осадки – капли воды, снежинки.
Нарушение чувства самосохраненияпорезовушибовожоговПатология речиСтереотипииСтереотипиями при аутизме являются:
- стереотипные движения – ритмичные покачивания или раскачивания телом, сгибания пальцев, прыжки, повороты головы;
- стереотипные зрительные восприятия – пересыпания мозаики, включение и выключение света;
- стереотипные звуковые восприятия – шуршание пакетами, сминание и разрывание бумаги, раскачивание створок дверей или окна;
- тактильные стереотипии – пересыпание круп, гороха и других сыпучих изделий, переливание воды;
- обонятельные стереотипии – постоянное обнюхивание одних и тех же предметов.
Особенности интеллектаОсобенности игры