Развитие мелкой моторики упрощает развитие речи у детей

Развитие мелкой моторики упрощает развитие речи у детей

Введение

Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей; в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Просмотрев диагностики предыдущих лет, я заметила, что никакого сдвига в области развития мелкой моторики пальцев рук отмечено не было. Уровень развития оставался низким, поэтому меня сразу заинтересовала эта тема. Я обратилась к разным источникам для углубленного изучения данной проблемы, потому что  с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передавать; мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи и других психических процессов (внимания, мышления, памяти). Это – основные условия успешного обучения.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое), много другого нестандартного оборудования.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей и другое.

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

  • формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
  • развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

Актуальность моей работы в том, что целенаправленная и систематическая работа  и использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук  у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель: Развитие психических процессов и координации движений мелкой моторики рук через использование нетрадиционного оборудования, а также развитие творческого потенциала детей с помощью нестандартных игр.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изготовить нестандартные игры и пособия для развития мелкой моторики рук.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством нестандартных дидактических игр и игрушек.
  3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  4. Воспитывать усидчивость, формировать положительную мотивацию на занятии.

Предполагаемый результат:

1.Усовершенствована предметно – развивающая среда;

2.Положительная динамика развития мелкой моторики  у каждого ребенка.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

При повышении умелости и ловкости кистей рук напрямую активизируются речевые функции. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Вот почему на логопедических занятиях целесообразно применять специально подобранные игровые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук по каждой изучаемой теме.

Дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушением речи при систематической работе с ним, можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической психолого — педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности

Значит, очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — игру. Громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка

Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то задания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.

Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения положительных результатов необходимо совершенствование традиционных методов и приёмов, поиск более новых, оригинальных, творческих и эффективных методик
Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки», «Сорока кашу варила».

Таким образом, развивая тонкую моторику, мы не только продвинем развитие своего ребенка вперед, но и сможем быстрее преодолеть отклонения, возникающие в речевом развитии ребенка.

Упражнения на развитие мелкой моторики и стимулирование речевых функций

Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующие активных движений пальцев.

Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.

Использование подручных материалов

При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:

  • Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки.
  • Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи.
  • Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно устроить конкурс на скорость или продолжительность.
  • Сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание.
  • Завязывать банты из лент или наматывать нитки на катушку.
  • Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов.
  • Играть со шнуровкой, создавая разные плетения.
  • Использовать прищепки для развешивания картинок или как декоративный элемент в аппликациях.
  • Привлекать дошкольника к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.

Также эффективно развивать моторику рук, привлекая дошкольника к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал, развивающий тактильное восприятие у детей и подходящий для увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.

Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски. Детей постарше можно увлечь изготовлением поделок и несложных украшений из бисера.

Выполнение творческих заданий

Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.

Для этого создано множество различных наборов для мозаик и конструкторов, состоящих из мелких деталей, или требующих соединения компонентов винтиками.

В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).

Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисования предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.

Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества! Такую технику можно использовать уже при рисовании с детьми 3 4 лет.

Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:

  • Вырезание снежинок из бумаги. Взрослый показывает, как это делается, после чего дети повторяют. Далее получившиеся узоры можно раскрасить разным красками.
  • Соревнование на повторение фигур по образцу. Взрослый складывает из пальцев комбинацию или изображает зверька. Детям следует как можно точнее повторить оригинал.
  • Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию образов, букв, цифр.
  • Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.

Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом. В этом возрасте интенсивно формируется грамматический строй речи

Поэтому важно использовать речевые игры, побуждать ребенка рассказывать, учить с ним скороговорки

Практические подсказки:

  • Что подарить ребенку на 6 лет
  • Подарок 7-летнему ребенку

Проблемы развития мелкой моторики в современности

Существует большая разница между двигательной активностью современного ребенка и ребенка давних времен

Часто родители не понимают, зачем дополнительно тратить время на развитие мелкой моторики, если раньше никто не уделял внимание данному процессу, и дети были достаточно ловкими с развитой речью

Важным моментом является автоматизация большинства домашних процессов, которая лишает ребенка возможности улучшать мелкую моторику рук естественным путем. Поэтому нужно уделять обучению достаточное время, развивая детей, особенно учитывая влияние моторики рук на речевой центр в мозге.

Даже сейчас, когда люди выполняют слишком мало работы руками, для ребенка найдутся домашние дела, выполняя которые, он будет развивать мелкую моторику:

Разбор круп (перебирание пригодных зерен от испорченных помимо моторики отлично развивает внимание и усидчивость);
Работа с нитками, например, перемотка;
Мытье и поливка цветов;
Работа с различными узелками;
Сбор ягодок;
Любые процедуры водного характера (стирка, мытье посуды, окон, полов и так далее).

А чтобы влияние развития рук на речь было сильнее, можно одновременно с делами разучивать какие-нибудь небольшие стишки.

Связь моторики с речью была установлена еще в древние времена. Поэтому с далеких традиций прошлого у нас остались игры, направленные на развитие этих навыков, к примеру, всем известная «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила…».

Упражнения и игры для развития мелкой моторики

Помимо уже существующих и доказавших свою действенность упражнений, родители могут придумать их сами. Однако есть несколько принципов, которым должны соответствовать игры и комплексы для развития мелкой моторики рук:

  • Ребенок должен быть заинтересован в выполнении того, что от него потребуют и не должен бояться провала;
  • Начинают всегда с простых упражнений постепенно усложняя их, когда ребенок начинает легко справляться с легким уровнем;
  • При составлении программы развития должна учитываться его индивидуальная заинтересованность, например, любовь к рисованию или конструктору;
  • Упражнения и игры повторяются регулярно, чтобы достигнуть развития моторики.

Большой выбор игр и техник для развития мелкой моторики и также речи можно найти на BrainApps. Все методики и комплексы разрабатываются опытными психологами, что говорит в пользу их эффективности.

Наиболее распространенные упражнения для развития моторики:

  • Известная игра «Сорока-ворона». Легкий массаж ручек ребенка вместе с рассказом о вороне одновременно активизирует центры мелкой моторики и речи, развивая их.
  • Распространенная игра «Ладушки» способствует обучению распрямления ладони и хлопанья. Подходит даже самым маленьким деткам.
  • Работа с книжкой. Для детей подойдут книги с яркими картинками. Рассказывая ребенку об изображениях, надо позволить ему самому переворачивать страницы.
  • Рисование. Обычная бумага и краски, конечно же, хорошо развивают моторику, однако для самых маленьких больше подойдет рисование на песке (плюс сооружение из песка фигурок, пасок и т.д.).
  • Лепка из пластилина является одним из лучших вариантов для улучшения мелкой моторики рук.
  • Работа с бусинками. Даже обычное нанизывание крупных бусин на нитку улучшает моторные навыки ребенка.

В Китае большинство детей упражняются в ловкости с помощью твердых шариков из металла или камня. Японская детвора улучшает моторику с помощью грецких орехов.

В принципе, любой вид деятельности, в котором требуется точная и аккуратная работа пальчиков, позволяет развивать мелкую моторику и тем самым речь.

Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?

Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.

Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики

Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие)

До 1 года: «вкладыши», «крышечки»

Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.

Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.

В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.

От 1 года: природные материалы

Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.

Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.

Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.

Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.

От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа

Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений

Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.

Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.

От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества

Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.

Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.

Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.

Развитие мелкой моторики в 5 лет

В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.

Самые распространенные методы для развития мелкой моторики

Игры с крупой, бусинками, пуговицами и мелкими камешками

Игры с перечисленными предметами способны оказывать на организм малыша отличное развивающее, тонизирующее и оздоравливающее действие

Но, важно, чтобы проводились они всегда под присмотром взрослого, чтобы ребенок не съел что-то из вышеперечисленного или случайно не поранился

Рисунки из крупы. Берем кусочек картона, и просим ребенка нарисовать на нем изображение, к примеру, цветочек. Далее берем наиболее безопасный клей и наносим его по контуру полученного рисунка, а малыш должен на эти линии наложить, к примеру, фасоль, гречка или горох. Такая игра является отличной тренировкой для мышц пальцев и кистей.

Упражнение-игра с применением щипцов. Даем ребенку щипцы и просим его складывать в бутылку с узким горлышком, горошинки, бусинки и пр.

Упражнение с пинцетом. Даем ребенку пинцет, при помощи которого он будет перекладывать из какой-либо емкости во вторую и сортировать крупу либо мелкие игрушки. Также очень эффективным упражнением будет перекладывание малышом, при помощи пинцета, небольших игрушек либо крупы в фигурную емкость, например, в формочку для выпечки или льда.

Сортировка по цвету, форме и размеру мелких предметов. Попросите малыша рассортировать крупу, бусинки или пуговки по цветам, форме либо размеру.

Игры «Пальчиковые»

«Пальчиковые» игры – это своего рода инсценировка каких-либо сказок или историй, чаще всего, зарифмованных, с использованием пальчиков. Начинать играть в подобные игры можно даже с крохами до годика, а далее продолжать, слегка усложняя движения пальцев. В эти игры можно играть до выхода из младшего школьного возраста.

Большинство подобных игр предполагает применение двух рук, благодаря этому ребенок начинает разбираться в том, что означает вверх-вниз или вправо-влево и т.п. Чтобы получить наибольший эффект, данные упражнения для пальчиков следует выстраивать так, чтобы попеременно менялось напряжение и расслабление, сжимание и разжимание кисти руки, а также задействовать отдельные движения каждого пальца.

Лепка из пластилина, солёного теста или глины

Занятия с соленым тестом, пластилином или глиной не только прекрасно развивают мелкую моторику, но и воображение.

Вы можете с ребенком оклеивать пластилином стеклянные бутылочки, придавая им форму вазы, кувшина, чайника и т.д.

Выкладывать заданные рисунки из пластилина в форме колбасок либо шариков на фанере или картоне.

Можно делать отпечатки на пластилине, глине или тесте, надавливая на них пальчиками, монетками, игрушками, пуговками и пр.

Лепить колбаски, колечки, шарики, после чего разрезать их на отдельные кусочки, а далее снова составлять их вместе, или придавать форму отдельным кусочкам.

Можно делать несколько различных деталей и из них составлять композицию (например, подготавливаем сами элементы, а после даем их малышу для работы).

Упражнения с использованием дополнительных предметов

Выделяются среди этих увлекательных игр:

Мозаика. В начале будет достаточно того, что кроха просто вставляет в основу элементы мозаики. В дальнейшем необходимо задавать конкретную форму либо изображение, чтобы ребенок выкладывал ее. Идеальный вариант — мозаика с различными шляпками.

Нитки. Здесь мы говорим об обычном наматывании и разматывании ниток на разные предметы. К примеру, можно заранее подобрать фигурки каких-то животных, а малыш будет их обматывать нитками, как будто раскрашивая.

Скрепки. Для данной игры, понадобятся простые разноцветные скрепки, а также несколько листиков цветной бумаги. Задача заключается в том, чтобы листики одного цвета собрать в пачку, а потом скрепить их скрепкой такого же цвета.

Прищепки. Берем прищепки и цепляем на картон, веревку либо другую основу. Можно усложнять задание: на прищепки и основу наклеиваем какие-то опознавательные знаки, к примеру, цветные карточки, рисунок или буквы, а малыш цепляет к соответствующим основам прищепки.

На самом деле, список игр для развития мелкой моторики огромный, а также можно их придумывать самим. Чтобы развивать моторику может подойти все, что угодно: бумага, шнурки, проволока, песок и многое, многое другое.

И, кстати, развивать мелкую моторику нужно не только детям, но и нам взрослым!

Заключение

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев

Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома

Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия для вашего малыша будут просто бесценны.

Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше, если ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролет смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Используемая литература:

«Логопед» научно-методические журналы № 6 2008, № 3 2009 и № 6 2010 г.

Куижева З.Н.,
учитель-логопед
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: