5 Лечение
Лечение этого недуга осуществляется двумя способами: медикаментозная терапия и социальная реабилитация. Медикаментозное лечение назначает врач-психиатр в виде симптоматической терапии. Он прописывает нейролептические препараты (Аминазин, Тизерцин, Клопиксол, Сероквель, Мажептил), антидепрессанты и снотворные лекарства (Персен, Гипноген) в зависимости от симптомов..
Благодаря комплексному лечению происходит сглаживание симптомов. С возрастом выраженность проявлений данного заболевания снижается. Чем грамотнее психолого-педагогическая поддержка и сопровождение, тем лучше у таких людей происходит адаптация в социуме.
Учителя и наставники
Дети и подростки с синдромом Аспергера нуждаются в учителях, которые могут помочь им развить их таланты
Я не могу в достаточной степени подчеркнуть важность развития таланта в применимые при трудоустройстве навыки. Визуальные мыслители вроде меня могут стать экспертами в таких областях как компьютерная графика, черчение, программирование, автомобильный ремонт, коммерческое искусство, промышленный дизайн оборудования или работа с животными
Дети музыкального, математического и запоминающего типов могут преуспеть в математике, бухгалтерском учёте, инженерном деле, физике, музыке, переводе инженерных и юридических документов и других технических умениях. За исключением учащихся с действительно блестящим математическим талантом, я бы рекомендовала взять курсы библиотечного дела, бухгалтерского учёта, проектирования или компьютерные. Обучение техническим навыкам повысит способность человека к трудоустройству. Существует некоторое число рабочих мест для заурядных математиков или физиков.
Так как социальные навыки слабы, человек может это наверстать, сделав себя настолько искусным в чём-либо, что люди будут его нанимать. Учителям нужно убеждать учеников идти в те области, где они легко смогут трудоустроиться. Выбор истории как главного предмета специализации не является удачным, потому что получить работу будет трудно. История может быть хобби человека, но не главным предметом изучения в школе.
Многие подростки с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера скучают в школе и плохо себя ведут. Им нужны наставники, могущие обучить их в тех областях, которые дадут им преимущество в будущем. У меня был замечательный преподаватель-естественник в старших классах, научивший меня пользоваться библиотекой научных исследований. Компьютеры — огромное поле, поскольку быть странным или «компьютерным гиком» одобряется. Хороший программист получает признание за его/её навыки. Я знаю несколько очень успешных аутичных программистов. Скучающий старшеклассник может поступить на курсы программирования или автоматизированной разработки в местном колледже.
Чтобы наверстать социальные дефициты, аутичным людям нужно сделать себя настолько искусными, чтобы их признавали за блестящую работу. Люди уважают талант. Аутичные люди нуждаются в наставниках, являющихся программистами, художниками, проектировщиками и т.д., чтобы те обучили их профессиональным навыкам. Меня часто спрашивают: «Как найти наставников?» Вы никогда не знаете, где можно отыскать наставника-учителя. Он может стоять в очереди у кассы в супермаркете. Я нашла одного из первых моих наставников в индустрии производства мяса, повстречав на вечеринке жену его страхового агента. Она разговорилась со мной потому, что увидела мою руку в вышитой ковбойской рубашке. Я провела часы, вышивая на рубашке голову быка. Отправьте сообщение на доску объявлений в местном колледже на факультете информатики. Если вы увидите человека с именным бейджем компьютерной компании, подойдите к нему и покажите работу, сделанную человеком с аутизмом.
Темпл Грандин, Ph.D.
Ассистент-профессор
Университет штата Колорадо
Форт Коллинс, CO 80523, США
Декабрь 2001 г.
Советы родителям
Ребенок должен развиваться в атмосфере добра, понимания и любви.
Сдерживайте излишнюю одержимость малыша. Установите ребенку время для увлечений и не нарушайте распорядка.
Исключите сложные обороты речи, общаясь с ним – слова должны быть простыми и понятными.
С ранних лет учите малыша правилам поведения в кругу друзей и обществе.
Никаких угроз и обещаний, которых вы не в состоянии выполнить. Ими все воспринимается буквально.
Одобряйте любые правильные поступки и общение с другими.
А главное – верьте, что нет причин для расстройства о том, что ваш малыш не такой как все. Прекрасно развитая логика мышления и способность предельно концентрироваться на поставленных задачах часто приводит людей с синдромом к потрясающим успехам, особенно в областях интересных для них. Здесь все зависит не от вашего ребенка, а от того насколько сильно вы его любите и хотите помочь ему. Как можно раньше начните заниматься с ним, составьте распорядок дня, чтобы малыш четко понимал, когда он будет кушать, а когда смотреть мультики или гулять на улице. Прочтите несколько книг для общего развития по взаимодействию с такими детками и поймите простое и главное правило. Никто не заинтересован в успехе адаптации вашего ребенка так сильно как его родители!
После Аспергера чаще всего ставят РАС, РДА и прочее неприятные аббревиатуры для наших детей.
Кто предложил термин «синдром Аспергера»?
Чтобы лучше понять суть споров вокруг терминологии, нужно немного окунуться в историю. Дело в том, что в прошлом столетии диагноз «аутизм» звучал как приговор, потому что обязательно предполагал низкую функциональность без возможности встроиться в социум.
Родители детей с аутизмом считали, что их ребёнок обречён никогда не заговорить, не освоить базовые навыки самообслуживания и остаться в одиночестве из-за неспособности заводить друзей и общаться с окружающими.
Избавить людей от этого ярлыка решилась английский психиатр Лорна Уинг. У её дочери Сьюзи диагностировали аутизм в 1950-х. Лорна и её муж, тоже психиатр, посвятили жизнь исследованиям этой особенности (в частности, они выделили триаду симптомов аутизма).
Лорна открыла миру работы Ганса Аспергера. Немецкий врач ещё в 1940-х опубликовал труд, посвящённый детям с диагнозом «аутистическая психопатия». Среди своих пациентов Аспергер выделил четырёх: они проявляли физическую неуклюжесть, неспособность к эмпатии и невербальной коммуникации, но не имели признаков интеллектуального недостатка.
«Но ты не похож на аутиста!»
Внутри спектра могут находиться как люди с признаками, которые сразу бросаются в глаза, так и те, про кого вы никогда не подумали бы, что у них аутизм.5 разумных рекомендаций по общению с людьми с ограниченными возможностями(The Forbes)»Не пытайтесь преуменьшить чью-то инвалидность.
Один из самых распространенных способов, с помощью которых не-инвалиды пытаются быть добрыми к инвалидам, — это каким-то образом сказать нам, что наша инвалидность не заметна или не важна.
Большинство людей с ограниченными возможностями хотят, чтобы их замечали и знали не только из-за их инвалидности. Но большинство из нас не хочет, чтобы нашу инвалидность игнорировали, не замечали или минимизировали.
Комментарии вроде «Я не считаю вас инвалидом», «Здорово, что вы не позволяете своей инвалидности сдерживать вас» и «Вы так прекрасно преодолели свою инвалидность», просто не соответствуют действительности для тех из нас, кто живет с инвалидностью каждый день
Неважно, насколько искренне вы хотите сделать комплимент — подобные комментарии просто не то, что большинству из нас нужно или хочется услышать.»
Патология или просто разнообразие?
Аутисты могут иметь или не иметь душевные болезни точно так же, как и не-аутисты.Я не сумасшедший — я аутичныйне является нормой лишь численноКогда мы говорим об аутизме как о «диагнозе», мы придаём достоверность идее о том, что неврология аутиста нарушена и дефектна. Когда же мы говорим об аутизме как об «идентичности», мы переосмысливаем эту идею в легитимную и торжественную.Является ли аутизм «эпидемией» или мы просто замечаем больше людей, у кого он есть?»На самом деле это расстройство не стало намного более распространенным — просто мы разработали более совершенные и точные способы его выявления. Еще один весомый аргумент против призрака зарождающейся эпидемии аутизма заключается в том, что распространенность этого расстройства в разных странах и среди разных поколений очень похожа
Благодаря большей осведомленности об аутизме и гибкости используемых диагностических инструментов, в последнее время мы диагностируем аутизм у людей, которым ранее были поставлены другие диагнозы или которые не были идентифицированы.»- Я аутист, и это означает, что все вокруг меня имеют расстройство, которое заставляет их говорить не то, что они имеют в виду, не заботиться о структуре, быть неспособными сконцентрироваться на конкретной важной теме, иметь ненадёжную память, подавать странные намеки и жутко пялиться на мои глазные яблоки.
— Тогда почему люди говорят, что это ТЫ странный?
— Потому что их больше, чем меня
Причины возникновения
Теории об этиологии аутизма эволюционировали. Первоначальная концепция “матерей-холодильников”, теория, приписывающая РАС холодным и неэмоциональным матерям, в настоящее время считается устаревшей. Кроме того, такие факторы, как образ жизни семьи, доход и уровень образования, больше не считаются факторами риска возникновения РАС. РАС значительно разнородны по своей этиологии. Хотя было признано, что многие генетические, нейробиологические факторы и факторы окружающей среды вносят вклад в этиологию РАС, точные механизмы, лежащие в основе, до конца не поняты.
Генетические факторы
Среди факторов, связанных с патогенезом РАС, широко признается генетический вклад. Данные секвенирования генома подразумевают, что существуют сотни генов, связанных с РАС, хотя не было обнаружено конкретной мутации, уникальной для РАС. По оценкам, от 400 до 1000 генов, вероятно, приводят к предрасположенности к аутизму. Гены, способствующие РАС, участвуют в различных биологических функциях, связанных с развитием и функционированием мозга. Например, люди с синдром аспергера и множеством других эндофенотипов, имеющих отношение к аутизму, с большей вероятностью являются носителями специфических вариаций в гене (GABRB3), который ранее был вовлечен в индивидуальные различия в эмпатии. Варианты с числом копий (CNV), которые представляют собой делеции ДНК или дупликации, изменяющие функцию генов, были обнаружены примерно у 9% людей с РАС в клинических образцах. Существует значительное генетическое совпадение между РАС и другими неврологическими, психиатрическими состояниями и нарушениями развития нервной системы, такими как эпилепсия, умственная отсталость и шизофрения. Насколько мы понимаем, эти генетические факторы нарушают развитие мозга из-за нарушения важных биологических путей, что приведет к развитию заболевания. Исследования нейровизуализации показали аномалии в различных областях мозга, таких как лобная кора, гиппокамп, мозжечок и миндалевидное ядро. Кроме того, у детей с РАС были обнаружены чрезмерный рост мозга и ускоренный рост головы в младенчестве. Более высокая частота аутизма у братьев и сестер по сравнению с общей популяцией; сильная роль наследования у близнецов с совпадением 98% у монозиготных и 53-67% у дизиготных близнецов, а оценки наследуемости варьируются от 64% до 91%; и неравное распределение по полу (преобладание мужчин) являются некоторыми из подтверждений существенного генетического вклада в развитие РАС.
Факторы окружающей среды
Роль многих потенциальных факторов окружающей среды, связанных с этиологией РАС, является областью активных текущих исследований
Выявление модифицируемых факторов риска, связанных с РАС, имеет важное значение, особенно для снижения воздействия известных нейротоксикантов на детей и беременных женщин. Факторы окружающей среды могут выступать в качестве независимого фактора риска или могут влиять на существующие генетические факторы у лиц с генетической предрасположенностью и включают возраст родителей, перинатальные и акушерские события, материнские факторы, окружение плода и воздействие токсинов и тератогенов
Имеются убедительные доказательства того, что пожилой возраст отца и матери связан с повышенным риском рождения ребенка с РАС. Такие перинатальные факторы, как преждевременные роды, низкий вес при рождении, внутриутробная гипоксия, внутриутробное воздействие вальпроевой кислоты и талидомида и неонатальная энцефалопатия, также связаны с повышенным риском развития РАС. Другие пренатальные состояния, которые могут быть связаны с повышенным риском РАС, включают короткие интервалы между беременностями, многоплодие, ожирение матери, гестационный диабет и пренатальные инфекции, такие как краснуха и цитомегаловирус.
Важно отметить, что, основываясь на систематических обзорах многочисленных крупных эпидемиологических исследований, нет доказательств, подтверждающих связь между РАС и иммунизацией как фактором риска окружающей среды; таким образом, дети с РАС должны быть вакцинированы в соответствии с обычным рекомендованным графиком.
Взаимодействие с людьми
Синдром Аспергера у взрослых имеет схожие симптомы с протеканием болезни в детском возрасте. Прежде всего, аспергеры отличаются от обычных людей своим поведением и межличностным общением.
В детском возрасте общение с другими детьми вызывает у аспи большие трудности. Взрослея, эти люди, благодаря своей высокоинтеллектуальности, способны адаптироваться к обществу и стать довольно успешными. Однако странности в их поведении все равно сохраняются.
Для них характерны проблемы с так называемой теорией психического. Люди с таким расстройством не способны расшифровывать социальные знаки, которые обычные люди распознают интуитивно. Речь идет о таких особенностях общения, как выражение лица и жесты, интонация голоса, намеки и ирония.
С другой стороны, таким людям сложно открыться перед собеседником, донести до него свои эмоции. Часто визави неправильно истолковывает их невербальные знаки.
Кроме того, у людей с СА развита «слепота к чужому разуму». Она заключается в невозможности понять чувства и намерения другого человека. В какой-то степени эта особенность способна обернуться против них. Им сложно распознать ложь, правильно оценить действия и слова других людей. Это делает их наивными, из-за чего они часто становятся жертвами мошенников, преступников, ведь привыкли всем верить на слово.
Аспергеры довольно внушаемы. Они с трудом могут распознать, что кто-то пытается манипулировать ими или нанести вред.
Из-за того, что аспергеры сложно распознают чувства других людей, их часто уличают в отсутствии эмпатии – способности к состраданию и сопереживанию. Это становится большой проблемой в социальном плане, поскольку осложняет установление дружеских связей с людьми.
Девушка с синдромом рассказывала, что, когда ей разъяснили некоторые правила общения, ей стало проще контактировать с собеседниками. Ей объяснили, что при встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, интересоваться, как у них дела, даже формально, улыбаться или приветственно кивать. Сама же она отметила, что все эти негласные правила общения казались для нее странными и неожиданными.
Отсутствие интуиции в социальном взаимодействии у аспи может сделать их в глазах людей невоспитанными и хладнокровными. К примеру, они могут недослушать речь собеседника, направленную к ним. Развернуться и уйти. Говорить без умолку о том, что интересует именно их, не давая вставить слово другим участникам разговора. Или не обращая внимания на то, слушают их или нет, интересна ли другим эта тема.
Они могут пригласить вас в гости, а когда вы придете, открыть дверь и бросить вас у порога, уйдя в комнату.
Отдельные люди с синдромом Аспергера демонстрируют состояние под названием прозопагнозия или лицевая слепота. Явление характеризуется сниженной способностью запоминать и распознавать лица людей. Попросту говоря, узнавать знакомых. Как правило, ориентиром в их распознавании служат детали одежды, голос или особенности жестикуляции. Это похоже на то, когда вы находитесь вдалеке от своего знакомого, не различаете черт его лица, но, тем не менее, определяете, кто это, по общему образу.
Люди-аспи могут не узнать даже своих близких родственников или себя на фотографии.
Трудности в теории психического у аспергеров можно охарактеризовать как:
- неспособность предсказать и объяснить поведение контактирующих с ним людей;
- невозможность предсказать и понять их эмоции и чувства;
- сложности в определении чужих намерений;
- сложности в определении чужой взгляд на вещи;
- трудности с осознанием неписаных правил общения;
- невозможность осознать, как их поведение отражается на других людях;
- не могут отличить правду ото лжи.
Несмотря на схожесть признаков, у каждого аспи они выражены индивидуально, в большей или меньшей степени. Учитывая их высокий интеллект и возможность проявлять хорошо развитые способности в разных областях, они, казалось бы, способны освоить любую профессию. Однако именно проблемы в общении с другими людьми вычеркивают из этого списка большинство высоко коммуникативных профессий.
В то же время, малая способность к установлению интимных межличностных привязанностей не мешает им заводить отношения и семью.
Что такое синдром Аспергера?
При общении люди делают выводы друг о друге. Язык тела человека, его мимика и тон голоса дают информацию о том, в каком эмоциональном состоянии находится человек, счастлив он или грустит, находится в гневе или спешит. На основании полученной информации мы начинаем реагировать соответствующим образом.
Человеку с синдромом Аспергера сложно прочитать эти инстинктивные сигналы, вследствие чего ему сложно общаться и взаимодействовать с другими людьми. По данным Национального Аутистического Общества в Великобритании (National Autistic Society), это может привести к беспокойству и страху.
Синдром Аспергера отличается от других расстройств аутистического спектра тем, что симптомы у него менее выражены, а иногда полностью отсутствуют задержки в речевом развитии. Ребенок с синдромом Аспергера, как правило, имеет хорошие когнитивные навыки (мышление, интеллект), и у него не наблюдается задержка речевого развития. Как правило, эти дети имеют средний или хороший словарный запас, в отличие от детей без данного состояния.
Общество Аутизма в Мэриленде, США, считает, что большинство людей, которые незнакомы с синдромом Аспергера, могут просто подумать, что человек ведет себя иначе. Как правило, ребенок с аутизмом воспринимается как отчужденный или незаинтересованный в общении с другими. Однако, дети с синдромом Аспергера, как правило, хотят взаимодействовать с другими. Проблема в том, что им это тяжело осуществить.
Человеку с синдромом Аспергера сложно понять обычные социальные правила, и все считают, что у них отсутствует эмпатия. Они не используют жесты, либо эти жесты не уместны. В отличие от других детей (и взрослых) с расстройством аутистического спектра, люди с синдромом Аспергера имеют средний IQ и хорошо обучаемы, однако требования к их обучению отличаются от требований для других детей.
Синдром Аспергера был назван в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который впервые описал заболевание в 1944 году. Однако, этот синдром не был признан уникальным расстройством.
У ребенка с синдромом Аспергера признаки расстройства могут проявляться уже в течение первого года жизни. Родители или воспитатели могут почувствовать что-то необычное у своих младенцев — их двигательные навыки проявляются не согласованно, они ползают и ходят очень неуклюже и кажутся неловкими или просто немного отличаются от других. Даже когда ребенок вырастает, может наблюдаться эта неуклюжесть.
По данным ученых, синдром Аспергера чаще встречается у мужчин, чем у женщин.
Синдром Аспергера это не заболевание, это синдром. Синдром — это комплекс симптомов. Люди с синдромом Аспергера имеют ту же продолжительность жизни, что и люди без данного состояния, имеют ту же восприимчивость к болезням или инфекциям, что и другие люди.
Вероятность развития депрессии в последующей жизни у людей с синдромом Аспергера выше, но, скорей всего, это связано с постоянными стрессами и тревожностью, с которыми приходится справляться в «мире, в котором живут люди без синдрома Аспергера».
Чем отличается синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм от классического аутизма?
По сравнению с классическим аутизмом, дети с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они часто кажутся окружающим такими же детьми, как и все остальные, за исключением социальной неловкости и не совсем понятных манер. Именно по этой причине медицинские работники могут не замечать синдром Аспергера/высокофункциональный аутизм у маленьких пациентов, либо они могут ставить им неверный диагноз. Симптомы становятся заметны позже, когда ребенок начинает нуждаться в сложных социальных навыках – например, в общении с ровесниками. Это объясняет, почему родители детей с синдромом Аспергера обращаются за помощью позже, чем при более очевидных симптомах в раннем возрасте.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».