Сдвг у детей — причины, лечение

Гиперфокус, гиперактивность и полезный шум. что такое сдвг и почему его коррекция может улучшить качество жизни

Плохое воспитание или генетика?

Взрослые люди с СДВГ могут сталкиваться с упреками со стороны окружающих (работодателей, семьи) — в лени, недостаточной силе воли, неряшливости и прочих отрицательных качествах, проявление которых нормотипичные люди могут контролировать произвольно и с легкостью. Это создает порочный круг, в результате которого страдающие СДВГ испытывают дополнительный стресс, тревогу, чувство вины, что плохо отражается на их психологическом благополучии. Также существует заблуждение, что такие проявления СДВГ, как невнимательность, нетерпеливость, отсутствие мотивации, прокрастинация, — это всецело результат плохого воспитания в детстве.

Но генетические исследования частично свидетельствуют об обратном: наследуемость СДВГ 74%. Это значит, что 74% вариаций проявлений СДВГ связаны с вариациями в генах, а не с влияниям окружающей среды. Примерно тот же высокий уровень наследуемости наблюдается у расстройств аутистического спектра, биполярного расстройства и шизофрении.

Функции выявленных генов-кандидатов, вариации которых ассоциированы с СДВГ, связаны с транспортом и рецепторами серотонина и дофамина.

Интересно, что симптомы СДВГ оказались сопряжены с закономерностями и в наследуемых функциональных связях упоминаемой ранее сети пассивного режима работы мозга (DMN) и вентральной сети внимания (см. рис. 3).

Рисунок 3. Сети мозга, функциональная связность которых высоко наследуема. (A) DMN-сеть. (B) Вентральная сеть внимания. Источник

Несмотря на то что в области генетики СДВГ было обнаружено немало, некоторые аспекты требуют дополнительных исследований. Среди них, в частности, случаи, когда из двух монозиготных близнецов, которые идентичны по генотипу, один страдает СДВГ, а второй — нет. Почему так происходит? Дело не только в генах?

Исследование пар идентичных близнецов, в которых только у одного был СДВГ, показало, что при равном общем объеме коры таламус и полосатое тело близнецов с СДВГ меньше, чем у их нормотипичных братьев или сестер. Дальнейшее изучение генетических проявлений СДВГ возможно именно в привязке к этим анатомическим структурам.

В условиях отсутствия прочих генетических различий оказалось важным следующее наблюдение: именно в генах тех структур мозга, в которых обнаружились отличия между идентичными близнецами (полосатом теле и таламусе), был выявлен и различный уровень метилирования — процесса добавления метиловых групп к молекуле ДНК. И эти различия относятся уже не столько к генетическим факторам, сколько к эпигенетическим, то есть к внешнему воздействию на текущие генетические процессы (экспрессия генов и т. д.), не изменяющему последовательность нуклеотидов в ДНК.

Впрочем, несмотря на вклад генетики и эпигенетики в изучение СДВГ, следует помнить о некоторых аспектах образа жизни, которые могут повлиять на проявления этого синдрома.

Симптомы СДВГ у школьников

Вышеперечисленные симптомы особенно обостряются в школьном возрасте. У некоторых детей также наблюдается задержка речевого развития, что может проявляться в трудностях в построении связных высказываний.

Студенты, страдающие гиперкинетическим расстройством, также часто не соблюдают грамматические и стилистические правила при письме и в речи. Также больные характерно часто отклоняются от темы, переходят от темы к теме. 

Характерная особенность, когда речь идет о симптомах СДВГ, — отсутствие способности следовать установленным правилам или проблемы с регулированием собственного настроения, мотивации и уровня возбуждения. Поэтому дети, страдающие СДВГ, обычно чрезмерно подвижны, «их много», у них проблемы с фокусировкой внимания. Обычно даже во время занятий они прыгают, бегают, часто не могут сесть на скамейку, могут встать, помахать руками, ища возможность хоть как-то разрядить энергию движением. 

Просьбы учителей соблюдать правила обычно не работают. 

Однако не только этот вопрос может стать источником проблем в школе. Несомненное препятствие в процессе обучения — трудности с фокусировкой внимания или небрежное письмо из-за слишком быстрых и неточных движений.

Другая проблема — чрезмерная импульсивность. Дети с СДВГ хотят сделать все «немедленно». Ожидание расстраивает их. Очень метко импульсивность в двигательной сфере представлена следующими предложениями:

  • Я бегу туда, куда хочу.
  • Я беру то, что хочу.
  • Я трогаю то, что мне нравится.
  • Я бью, когда что-то меня расстраивает.
  • Я делаю все раньше, чем думаю.

Более того, люди с СДВГ обычно имеют ряд проблем:

  • плохое чувство течения времени;
  • тенденцию забывать о прошлых событиях;
  • ослабленную способность размышлять о том, что произошло;
  • проблемы с прогнозированием последствий действий.

Профилактика и превентивные меры

Следующие рекомендации помогут детям ослабить симптомы и предотвратить развитие заболевания:

  • Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих
    выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве
    профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и
    коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!
  • Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование
    успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.
  • Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти
    курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как
    можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.
  • Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью
    отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.
  • Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и
    проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому
    родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.

Насколько распространен СДВГ

Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.

Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.

У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.

Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.

Экономика образования

Как поддерживать ментальное здоровье школьников

Статистика СДВГ

Главной причиной развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности считается генетическая предрасположенность. Частота наследования составляет 72 % . У ребёнка с СДВГ, согласно научным данным, родители страдают этим заболеванием от 2 до 8 раз чаще. С такой же частотой могут болеть СДВГ братья и сёстры .

На основании научных данных, частота возникновения СДВГ составляет 3–7 % . По некоторым источникам распространённость этой болезни в популяции достигает 7–12 % .

Независимо от того, что диагноз СДВГ (ADHD) ставят зачастую детям 7–10 лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно увидеть уже с 3‑летнего возраста . Эпидемиологические исследования показали, что 2–6 % дошкольников соответствуют критериям диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности . Если диагноз поставлен детям в раннем возрасте, то в 60–85 % случаев присутствовала клиника СДВГ и в подростковом возрасте, которая соответствовала диагностическим критериям . У 60 % пациентов проявления СДВГ можно наблюдать и во взрослом возрасте .

Проблемы, которые сопровождают СДВГ ​

Сложности в обучении 

Основная и самая очевидная проблема, с которой сталкивается ребёнок с СДВГ — это сложность в обучении. Школьник может забывать записывать задание, невнимательно слушает учителя, отвлекается, из-за этого может не успеть написать контрольную работу и так далее. Всё это сказывается на успеваемости, на качестве усвоения материала и на отношениях с учителем.

Конфликты с братьями и сёстрами 

Дети с СДВГ чаще конфликтуют с родными братьями и сёстрами , а отношения в семье становятся менее тёплыми и дружескими. Это вызвано в некоторой степени импульсивностью и неспособностью контролировать свои поступки.

Проблемы со сном 

Некачественный сон может быть как отдельным симптомом СДВГ, так и усугублять проявления этого синдрома . Например, школьник, который мало и плохо спит, может быть ещё более беспокойным, чем школьник с СДВГ, который имеет качественный сон.

Расстройства или заболевания 

До 87 % детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство психики, до 20 % детей — три или более: тревожность, депрессия, аутизм, навязчивые действия, тики и так далее.

СДВГ сам по себе, так и в сочетании с некачественным сном, может способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств .

Гнев и детская агрессия 

Наличие у школьника СДВГ и хотя бы одного сопутствующего расстройства делает ребёнка более гневливым, вспыльчивым , что связано с повышенной эмоциональностью и проблемами с саморегуляцией эмоций .

Курение, алкоголизм, употребление наркотиков 

Импульсивность увеличивает риск развития вредных привычек: курения и употребления запрещённых веществ у подростков. Диагностированный СДВГ в возрасте 11-14 лет значительно повышает риск возникновения зависимости к 18 годам.

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

Полезный шум

Как еще можно объяснить то, что «мешающая» и «ненужная» физическая активность помогает людям с СДВГ? Обратимся к принципу стохастического резонанса, который предполагает, что если любой стимул предъявляется с интенсивностью ниже порога обнаружения, то его возможно обнаружить в присутствии небольшого шума, потому что шум, наложенный на сигнал, помогает последнему преодолеть порог (см. рис. 2). Если же шум оказывается слишком мощным, возможность обнаружить сигнал снова понижается.

Рисунок 2. Демонстрация стохастического резонанса. Красная прямая обозначает порог интенсивности сигнала, выше которого он может быть обнаружен. На графике (d) сигнал почти не превышает этот порог, и паттерны едва различимы на изображении (a). С добавлением гауссова шума с небольшой мощностью (b, e) прямоугольные паттерны начинают различаться. Но если мощность шума увеличить (c, f), паттерны в нем теряются. Источник

Принцип стохастического резонанса соблюдается в любых физических системах, в том числе в системах восприятия человека и животных. А в контексте исследований СДВГ стохастический резонанс лег в основу так называемой модели умеренного возбуждения мозга (moderate brain arousal model). Ее авторы опираются на свидетельства дисбаланса в дофаминовой системе людей с СДВГ. Если упростить формулировку, то этот дисбаланс предполагает, что у людей с СДВГ пониженный уровень дофамина во внеклеточном пространстве приводит к повышению чувствительности к окружающим стимулам

Это усложняет управление вниманием и прочие важные процессы. Недостаточная внеклеточная дофаминовая активность сопряжена с низким внутренним уровнем шума нервной системы

Поэтому, предполагают авторы, для хорошего выполнения когнитивных задач людям с СДВГ требуется дополнительный шум, поступающий из внешней среды в качестве компенсации. В качестве шума с разной эффективностью могут выступать сторонние звуки, двигательная активность и т. д. Именно этот шум и должен улучшать передачу нейрональных сигналов по принципу стохастического резонанса.

Последствия СДВГ

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности — импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых.

Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации).

Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями.

Они также не способны предвидеть последствия своего поведения, не признают авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, плохо адаптируются к окружающему миру.

Терапия СДВГ

В лечении СДВГ чаще всего используют комбинацию лекарственных средств и психотерапевтических методик . Если в приоритете медикаментозная терапия, назначают только проверенные и безопасные для детей и подростков препараты . Когда эффект от лекарственной терапии (без добавления психотерапии) стабильный или назначенные препараты почти полностью купируют проявления СДВГ, считается, что медикаментозного лечения достаточно . Однако Американская ассоциация педиатров (AAP) рекомендует начинать терапию СДВГ с психотерапевтических методик, особенно это касается детей раннего возраста .

Авторы работы перечисляют практические рекомендации при СДВГ :

  1. Оценивать и проводить диагностику состояния больного нужно с учётом его развития и сред влияния.
  2. Начинать терапию рекомендуется с психотерапевтических методов, а если назначено медикаментозное лечение, то психотерапию продолжают.
  3. Фармакологическое вмешательство следует осуществлять строго в контексте клинического диагноза, учитывая выраженность функциональных нарушений.
  4. Согласие родителей и близких родственников имеет большое влияние на эффект от лечения лекарственными препаратами.
  5. После 6‑месячного курса лекарственной терапии рекомендуют прекратить приём медикаментов.
  6. Не рекомендуется использовать дополнительные препараты для устранения нежелательных эффектов от медикаментозной терапии СДВГ. Для купирования побочных проявлений лучше скорректировать дозу назначенных препаратов основного курса лечения.

AACAP (Американская академия детской и подростковой психиатрии) считает, что поведенческая терапия, как единственный вид лечения может применяться только при лёгких случаях СДВГ, а также у пациентов младшего возраста .

Варианты лечения СДВГ в клинике Госпитальная

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Записаться

Стоимость 5 000 ₽

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
    контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Записаться

Стоимость 6 500 ₽

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Записаться

Стоимость от 7 000 ₽

О лекарствах: что работает, а что нет

Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.

Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.

В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!

Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.

Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.

  1. Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
  2. Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
  3. МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
  4. DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  5. Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
  6. Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
  7. Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  8. Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
  9. Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  10. Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
  11. Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
  12. Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  13. Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
  14. Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
  15. Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
  16. Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
  17. Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
  18. Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
  19. Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
  20. Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
  21. Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
  22. Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
  23. Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)

Школьные годы ужасные

Пока ребенок не сталкивается со школьной системой, ничто не предвещает беды. Дети с СДВГ развиваются совершенно нормально, они активны, любопытны, жизнерадостны и талантливы, как большинство детей. Они, как правило, раньше других начинают ходить и говорить, они открыты и общительны.

Но вот приходит пора учить буквы. Ребенка усаживают за парту и заставляют рисовать палочки и крючочки. Десять палочек, двадцать крючочков. Еще и еще. Вставать с места запрещено. Разговаривать с соседом запрещено. Даже в носу ковырять — и то не разрешают. Большинство детей привыкает и смиряется. Некоторые — не могут.

Дефицит внимания и гиперактивность приводят к тому, что ребенок с трудом осваивает навыки чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок и не прислушивается к советам взрослых. Такой ребенок становится источником постоянного беспокойства для учителей и родителей: он вмешивается в чужие разговоры, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, слишком бурно реагирует на внешние раздражители.

Несмотря на свою общительность, такие дети с трудом адаптируются в коллективе. Они нетерпеливы и импульсивны, часто вступают в конфликты со сверстниками, не задумываются о последствиях своего поведения, не признают авторитетов. В результате к подростковому возрасту они приобретают репутацию хулиганов и попадают в поле зрения правоохранительных органов. Либо становятся постоянными пациентами психиатров.


Правила приготовления уроков с гиперактивными детьми
К большому сожалению количество гиперактивных детей растет с каждым годом. В чем причины этой патологии — это тема отдельной статьи. В данной статье я хочу рассмотреть некоторые правила приготовления уроков с гиперактивными детьми. Правил этих не очень много, но их применение поможет значительно облегчить жизнь вам и вашему ребенку. К слову сказать, использование этих правил полезно и в работе с детишками, не страдающими синдромом гиперактивности с дефицитом внимания.

Как справиться с СДВГ у взрослых

Некоторым взрослым, страдающим СДВГ, удается преодолеть многие симптомы этого синдрома. Успешны в этой области люди, вращающиеся в среде, способствующей адаптивному функционированию, и учащиеся компенсировать собственные недостатки, например, выбирая образ жизни, поддерживающий работу, чтобы минимизировать разрушительное воздействие расстройства. 

Соответствующие условия, например, поддерживающий партнер, профессия, стимулирующая внутреннее развитие, открывают возможности для людей с СДВГ раскрыть скрытый потенциал. Доказано, что взрослые с СДВГ часто характеризуются высоким уровнем креативности, умением находить нестандартные решения, способностью мыслить нестандартно, высокой жизненной энергией и склонностью к принятию спонтанных решений, что во многом компенсирует дефициты, возникающие в результате расстройства.

Результат БОС-тренировок у ребенка с СДВГ

БОС-тренинг обычно направлен на увеличение быстрой активности в диапазоне бета-1-ритма при одновременном подавлении тета-активности.

В тренинге по методу ЭЭГ-БОС в качестве подкрепления используют визуальные, акустические, реже – тактильные сигналы. Визуальная обратная связь обеспечивается изменением размера, цвета, яркости изображения и других параметров объекта на экране дисплея в зависимости от мощности, амплитуды, процента встречаемости в ЭЭГ управляемой активности. Визуальный сигнал иногда дополняется сигналом акустической обратной связи.

Важно отметить, что успешность коррекции методом функционального биоуправления зависит от состояния эмоционально-личностной и интеллектуальной сферы обучаемого. При выраженных нарушениях высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воли), эффективность метода можно повысить путем индивидуального подбора образов и их содержания для каждого пациента. 

При выраженных нарушениях высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воли), эффективность метода можно повысить путем индивидуального подбора образов и их содержания для каждого пациента. 

У многих пациентов, прошедших курс БОС-тренинга, наблюдается улучшение способности к длительной концентрации внимания, увеличение объема непосредственной слухоречевой памяти, повышение психической работоспособности.

Это позволяет рассматривать БОС-тренинг не только как метод терапии функциональных нарушений в конкретной системе организма, но и как активный способ самокоррекции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

С появлением БОС-технологий ситуация с лечением СНВ изменилась — примерно за 20 лет БОС-терапии синдрома нарушения внимания пролечено тысячи детей и подростков (в США такое лечение предоставляют более 700 медицинских центров). Согласно обобщенной статистике, около 50 % из них полностью избавились от СНВ-симптомов и не нуждаются в лекарственном лечении. У остальных наблюдается в той или иной степени улучшение состояния, чаще всего выражающееся в снижении дозы лекарственного препарата.

Как проводится БОС-тренинг у детей

  • С помощью специальных электродов фиксируется электрическая активность головного мозга ребенка, а именно определяются показатели биоритмов мозга.
  • БОС-специалист с помощью специального программного обеспечения (ПО) получает информацию о ключевых функциональных компонентах мозговой активности ребенка.
  • В зависимости от психоэмоционального состояния ребенка (низкая концентрация, высокая возбудимость) специалист определяет, какие показатели необходимо усилить, а какие ослабить в процессе коррекции.
  • Для этого в подготовленной специалистом программе устанавливаются определенные пороговые значения, которые достигаются ребенком в процессе выполнения какого-либо задания или просмотра мультфильма.
  • Такая игровая мотивация заставляет мозг ребенка изменять характер своей работы в сторону более стабильных и функциональных состояний.

Результаты проведения тренингов с BrainBit NeuroFit:

  • повышается эффективность учебной деятельности у школьников и студентов;
  • возрастает интеллектуальная активность, креативность и точность выполнения задач в условиях стресса у здоровых людей;
  • восстанавливаются способности чтения, правописания и выполнения арифметических операций (например, после инсульта);
  • улучшается психическое состояние.

Причины гиперактивности у детей

Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.

Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.

Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина

Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.

Неблагоприятная экологическая и социальная среда.

Неправильное питание.

На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

Обязательные условия для диагностики

Единого теста для точной диагностики нет. Врач (обычно психиатр) ставит диагноз, опираясь на несколько источников:

  • заключения других врачей,
  • оценка школы,
  • общение с родителями,
  • поведение школьника.

Большая часть симптомов должна появиться до 7 лет и присутствовать постоянно более чем 6 месяцев и в разных условиях.

Например, если ребёнок пошёл в 1-й класс и кажется неусидчивым и рассеянным уже 2-3 месяца, но при этом дома ведёт себя как обычно, внимателен и спокоен — то говорить о СДВГ преждевременно.

Повод для беспокойства — поведение, нехарактерное для возраста школьника

Например, дети в начальной школе могут бегать по коридору во время переменки или ёрзать на стуле к последнему уроку, но если школьник не может просидеть ровно и 5 минут — стоит обратить на это внимание

Также основанием для диагноза является поведение школьника, которое негативно влияет на него, на его взаимодействие с коллективом и на качество обучения. В этом случае скорректировать поведение поможет постоянная физическая нагрузка в комплексе с технологией изменения поведения 7Spsy — методом поведенческой терапии.

Псевдо-СДВГ 

При диагностике СДВГ также важно учитывать, что некоторые другие заболевания и состояния могут давать похожие симптомы , например, плохая успеваемость может быть вызвана проблемами со зрением или дислексией, агрессивность и проблемы со сном — сильным стрессом, а невнимательность и рассеянность — нарушением функций щитовидной железы. Поэтому стоит пройти полное обследование и исключить состояния, которые дают схожие симптомы, но требуют иного лечения, чем СДВГ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: