Зрение ребенка: как видит мир ваш малыш

Что нужно знать о детском зрении?

Причины для беспокойства

Часто родители чересчур беспокоятся о здоровье и развитии малыша, что без всякого повода бегут к педиатрам. В отношении зрения обращаются обычно по поводу косоглазия у новорожденного. Но в первый месяц жизни глазки косят у всех младенцев. Но если это продолжается и дальше, то необходимо обращаться к специалистам. Беспокоиться стоит, когда в полгода у ребенка глазные мышцы неразвиты, и он не может фокусировать взгляд на любимой игрушке.

Нельзя оставлять без внимания внешние изменения в органе зрения, когда:

  • верхнее веко не поднимается полностью;
  • зрачки слегка затуманены;
  • постоянно текут слезы;
  • происходит непроизвольное моргание;
  • закатывается один зрачок или оба вверх;
  • зрачок расположен близко к переносице.

Любое отклонение в зрительном восприятии мира требует консультации офтальмолога.

Развитие зрения у детей перед школой

Самим родителям очень сложно вовремя заметить и определить нарушения, которые имеются у их ребенка с органами зрения. Поэтому обязательно посетить специалиста надо будет в 3 года, в 5 лет и перед походом в школу (6-7 лет). Такой профилактический осмотр позволит выявить уже имеющиеся проблемы.

Ранее мы писали про средство Биокулист для решения проблем со зрением.  Особенно если это касается развития дальнозоркости или близорукости. Иногда в таком возрасте дети сталкиваются с такими недугами, как амблиопия и косоглазие. К их терапии нужно приступать на ранних стадиях, так как потом могут возникнуть определенные трудности.

Помимо этого, мамы и папы должны постараться сохранить хорошее зрение своего ребенка. Поэтому нельзя разрешать ему долго смотреть мультики по телевизору или компьютеру. Не стоит ему в ранние годы давать планшет. Его детки обычно достаточно близко держат возле глаз, что постепенно приводит к снижению зрительных возможностей. Также нельзя позволять ребенку смотреть телевизор в лежащем положении и при полном отсутствии света. Во время такого просмотра на зрительную систему оказывается колоссальная нагрузка, что приводит к нарушениям глазного давления и к изменению структуры хрусталика. Выполняя все эти несложные рекомендации, родители смогут помочь своему ребенку сохранить четкость зрения.

А еще специалисты советуют приучить своего малыша регулярно делать гимнастику для глаз, особенно если на них оказывалась нагрузка. Это могут быть вращения в обе стороны, резкое закрытие и открытие глаз. Родители должны быть бдительными до того момента, пока ребенок пойдет в школу. И если он жалуется на жжение и усталость глазок, белок при этом заметно краснеет, либо малыш рассказывает о том, что видеть он стал хуже, тогда откладывать визит к врачу не стоит. Заболевания глаз имеют свойство прогрессировать, поэтому их лучше выявлять и лечить на самих ранних этапах.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха

Существует две основные классификации нарушения слуха у детей: тугоухость и глухота. По своей природе они бывают наследственные, природные или приобретённые. Причин для развития этих патологий несколько:

  • вирусные заболевания или инфекции.
  • тяжелый период беременности у матери.
  • применение вредных или токсичных веществ во время вынашивания плода.
  • наследственность.
  • различные генетические мутации.
  • болезни лор-органов, например, аденоиды.

Опасность возникновения нарушений органов слуха состоит в первую очередь в том, что может произойти задержка в психологическом или же интеллектуальном развитии ребёнка, из-за чего малыш не сможет жить полноценной жизнью.

Какие проблемы со зрением бывают у детей

Груднички имеют врожденную дальнозоркость. Это значит, что младенец вдали видит лучше, чем вблизи. Это, как правило, проходит только к 10 годам. Остроту зрения в этом возрасте проверяют редко. Однако это не означает, что у детей в этом возрасте не может быть проблем со зрением.

Основные из них:

  1. Закупорка слезного канала. Это происходит из-за особенностей строения камеры глаза. В норме пленка, прикрывающая слезный канал рассасывается сама. Однако если этого не происходит, канал остается закупоренным, что приводит к водянке и другим проблемам с глазами.
  2. Помутнение хрусталика. Возникает вследствие воздействия тератогенных факторов и генетических отклонений.
  3. Повышенное глазное давление. Патологии слезного канала приводят к тому, что от глазного яблока не отводится жидкость. Из-за этого повышается глазное давление.
  4. Ретинопатия и другие проблемы с сетчаткой. Часто встречаются у недоношенных детей и являются следствием проблем внутриутробного развития и генетических факторов.
  5. Нарушение моторики глаз. К ним относится косоглазие, нистагм, птоз. Единственные патологии, которые родители могут заметить практически сразу. Они проявляются в виде нарушения движения глаз, невозможности сфокусировать взгляд и опущением века.
  6. Нарушение свето- и цветовосприятия. Эти проблемы также возникают из-за неправильного формирования сетчатки. Часто становятся следствием генетических поломок. Самые известные из них — дальтонизм и «куриная слепота» (нарушение ночного зрения).

Многие из этих заболеваний никак не проявляют себя. Их обнаруживает окулист при рутинном обследовании зрения младенцев во время плановой диспансеризации. Первый визит к окулисту проходит через месяц после рождения. Врач осматривает форму и размер глаз, проверяет глазное дно и при необходимости назначает другие обследования.

Пружинин Марк Юльевич
врач – педиатр

Проблемы с глазами у новорожденных могут быть врожденными и приобретенными. Из-за отсутствия явных симптомов родители не могут самостоятельно понять, как на самом деле видит малыш. Чтобы не пропустить проблемы, нужно вовремя консультироваться со специалистом.

РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Многие дети школьного возраста от природы дальнозорки. В большинстве случаев они не нуждаются в очках. Дети обычно могут приспособиться, используя свои фокусирующие мышцы, чтобы ясно видеть вблизи и вдали. С возрастом глаза детей растут и удлиняются, а дальнозоркость часто улучшается сама по себе. Значительная дальнозоркость, однако, может привести к косоглазию и амблиопии («ленивый глаз»), если ее не исправить.

Соблюдение режима экранного времени помогает снизить риск развития близорукости и цифрового напряжения глаз. Исследования показали, что близость к работе — включая экранное время — может быть связана как с близорукостью, так и с цифровым напряжением глаз. Подумайте о том, как защитить глаза ребенка от компьютера. В частности, введите правило 20-20-20: смотреть вверх от экрана каждые 20 минут и фокусироваться на расстоянии не менее 20 футов (6 метров) в течение 20 секунд.

Три не столь очевидных признака детских проблем со зрением: 1) Быстрая потеря интереса к деятельности, требующей интенсивного использования глаз, 2) Потеря текста при чтении и 3) Поворот головы, чтобы посмотреть на что-то перед собой. Если вы наблюдаете один или несколько из этих симптомов у ребенка, запишите его к офтальмологу.

Плохое зрение, проблемы с фокусировкой, резкие движения глаз и косые глаза не вызывают нарушений в обучении. Неспособность к обучению вызвана проблемами с тем, как мозг обрабатывает то, что он видит или слышит, а не дефектными глазами.

У детей также может быть катаракта: врожденная или приобретенная. Без надлежащего лечения она приводит к развитию иногда необратимых аномальных связей мозгом и глазом. Хорошая новость заключается в том, что катаракта часто обнаруживается во время скрининга глаз при рождении или при последующих осмотрах у офтальмолога.  

Синий свет от цифровых устройств не опасен для глаз детей. Но время, проведенное перед экраном, должно быть ограничено в конце дня, чтобы предотвратить проблемы со сном от синего света. Не покупайте очки, которые активно рекламируются как защита глаз от синего света — их эффективность не доказана.

Фотографии помогают диагностировать проблемы с детским зрением

«Красный рефлекс» или отражение вспышки камеры от сетчатки — вот те тревожные звоночки, на которые следует обратить внимание. Белое, желтое или черное отражение в одном или обоих глазах является также аномальным и может быть предупреждающим признаком наличия заболевания глаз. 

Дальтонизм гораздо чаще встречается у мальчиков, и эти симптомы могут быть трудно обнаружить. Родители могут заметить проблему только тогда, когда ребенок изучает цвета. Одним из симптомов является неспособность различать оттенки одного и того же или сходного цвета. Чаще всего это происходит с красным и зеленым или с синим и желтым оттенками.

От месяца к месяцу

Итак, какие изменения происходят в развитии органов зрения младенца до года? Их можно проследить по месяцам, что дает возможность обращать внимание на определенные тревожные сигналы. 1 месяц (период новорожденности)

1 месяц (период новорожденности).

Кроха может различать близко около себя лицо, улыбку на нем. Его зрачок будет сужаться при раздражении светом (например, если поднести малыша к окну). Еще возможно некоторое косоглазие, но примерно к концу месяца взгляд новорожденного уже фокусируется на крупных не движущихся предметах. Правда, пока он не различает цветов – только черный и белый, поэтому смысла в ярких игрушках сейчас нет. Цвет зрачков у ребенка сейчас, скорее всего, синий или голубой. Он окончательно изменится примерно в год

Сейчас для развития малыша (и его зрения в том числе) крайне важно общение с мамой, ее голос, ласковые интонации

2 месяца.

Примерно через 5 недель после рождения младенец начинает следить глазами за медленно движущимся по горизонтали предметом перед ним, пытаясь даже повернуть голову в сторону перемещения. Вертикальные же передвижения он пока не улавливает. Ребенок начинает видеть предметы более четко, может удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете, бурно реагирует на мамину грудь. Начиная со второго и до шестого месяца кроха постепенно учится различать цвета: сначала красный, потом желтый. Зеленый и синий он сможет видеть немного позже, поэтому первые погремушки лучше приобретать красно-желтых цветов.

3 месяца.

Младенец может видеть немного дальше, чем 30 см перед лицом. Зрение становится лучше. Ребенок может подолгу удерживать взгляд на движущемся предмете, размеры которого могут быть теперь не самыми большими. Малыш уже узнает лица родных людей, видит 2–3 цвета (возможно, уже различает зеленый). Сейчас весьма полезным может оказаться яркий музыкальный мобиль в кроватке в районе глаз, на расстоянии его вытянутой руки. Также имеет смысл надевать на кроху одежду с контрастными геометрическими рисунками, чтобы он тренировал остроту зрения.

4 месяца.

Развивается координационная пара «зрение-рука». Теперь малыш может дотянуться до заинтересовавшего его предмета

Поэтому если в кроватке сейчас висит мобиль, важно, чтобы он был надежно закреплен. Ребенок узнает знакомые игрушки, улыбается маме, может подолгу изучать ее лицо

5 месяцев.

Теперь малыш понимает, что предмет существует, даже когда его спрятали. Он может узнавать знакомые ему игрушки или другие предметы по их частям. Сейчас ребенок может различать довольно много цветов (оттенки пока еще недоступны для восприятия, поэтому игрушки, одежда и все, что окружает кроху в этот период, должно быть чистых цветов — как у радуги).

6 месяцев.

Малыш может воспринимать предметы трехмерно, понимая их размеры и объем. Соответственно, может идентифицировать простые фигуры. Оттачивает хватательные навыки. Если нет ничего под рукой – погремушки или другой яркой вещи – подойдет что-то у мамы: волосы, нос, серьги. Сейчас грудничок учится оценивать, достаточно ли длины его ручки, чтобы схватить заинтересовавший его предмет. А схватив, он может довольно долго трогать, вертеть игрушку в ручке, рассматривать.

После полугодовалого возраста все эти достижения совершенствуются: улучшается резкость зрения, увеличивается расстояние, на котором ребенок может различать предметы. Он все чаще всматривается вдаль, ища там маму или что-то новое для себя. Ощупывая игрушки, сравнивает свои ощущения с тем, что видит, – формируется целостный образ каждого предмета

Совершенствуется цветовое восприятие малыша: ближе к году он уже с удовольствием будет рассматривать яркие контрастные узоры или картинки, поэтому в этот период так важно не просто читать книжки крохе, но и показывать ему их иллюстрационную часть: это будет служить тренировкой как зрения, так и внимания, памяти, мышления

Что видит малыш сразу после рождения

Попав в новую для него среду, новорожденный не сразу четко видит окружающие его предметы. Только к году зрение полностью сформируется. А после рождения младенец различает только размытые контуры лица матери. Лишь при кормлении, когда мама наклоняется к малютке, изображение становится более четким. Ведь острота зрения у появившегося на свет дитя только 0,015.

И цветовая гамма с первых дней жизни ребенка серая, как в черно-белом кино. Реакция на свет у новорожденного появляется сразу. Он тянется к яркому освещению. Так как первое время малыш проводит в спящем виде, то только когда он просыпается, он начинает водить глазами. Но пока это бессмысленное разглядывание, когда фокусировки еще нет. При этом каждый глаз двигается сам по себе, несинхронно по отношению друг к другу. С ростом малыша начинает формироваться функция зрения ребенка.

Первый год жизни

Сетчатка глаза пока еще формируется (стопроцентное зрение пока ему недоступно, участок сетчатки, который за нее отвечает, еще не развился) и малыш видит только грудь матери, ее лицо и другие крупные предметы, которые находятся рядом с его лицом.

Но примерно на 10-й день жизни малыш некоторое время уже может следить глазами за крупным ярким предметом, на расстоянии не дальше полуметра — метра от его глаз, а через три-пять недель он уже может фиксировать взгляд на каком-нибудь источнике света. Примерно через пять-семь недель жизни у ребенка появляются согласованные движения обоих глаз.

Ко второму месяцу жизни у малыша формируется способность различать элементарные цвета солнечного спектра — желтый, оранжевый. Он постепенно начинает осматривать пространство вокруг себя, может фокусировать взгляд на игрушках и следить за их перемещением.

Примерно на третьем-четвертом месяце жизни движения глаз становят быстрее и осмысленнее, а родители могут помочь ребенку в развитии его зрительных функций, если будут перемещать в поле его зрения яркие и крупные предметы или игрушки. Пока ребенок не может точно оценить расстояние до предмета и его объем. Верное восприятие объема появляется, когда дети начинают ползать, ходить и вообще как-то перемещаться в пространстве.

Примерно к полугоду жизни грудничок уже может дифференцировать цвет: как я уже говорил, сначала он может воспринимать только желтый цвет, затем оранжевый, красный, позже малыш начинает распознавать зеленые цвета, затем синий цвет, а полностью формирование цветового зрения заканчивается к 5 годам.

Как только у ребенка начинает совершенствоваться навык хватания (примерно к шестому месяцу), у него также начинают формироваться зрительные представления о расстоянии и трехмерное восприятие реальности. Малыш уже может фокусировать глаза на предмете, который находится совсем близко от его лица — на расстоянии 8-10 см от середины его лица.

Примерно в годовалом возрасте (иногда раньше) малыш уже начинает искать предметы, которые родители вдруг внезапно убрали из поля его зрения (спрятали), понимая, что игрушка просто находится в другом месте.

Если ваш ребенок может различать мелкие детали игрушки или мелкие предметы и следить за их перемещением, то, скорее всего, с его зрением все в порядке. Но вам с ребенком все-таки следует посетить офтальмолога, чтобы профессионал подтвердил ваши выводы.

Примерно к двум годам у ребенка появляется почти полная согласованность движений рук и глаз, а после 3-4 лет зрение малыша почти уравнивается со зрением взрослого человека.

Неспособность глаза по каким-либо причинам приспособиться к физиологическому акту видения может стать причиной близорукости или дальнозоркости.

Как Вадим Бондарь стал офтальмологом

— Помните момент, когда вы поняли, что хотите заниматься глазами?

— Я и сейчас немного жалею, что не занимаюсь всем остальным, потому что медицина — вообще очень интересная вещь. Я сначала хотел быть педиатром, но потом меня заинтересовала и генетика, и отчасти хирургия. 

В итоге я пришел в офтальмологию, потому что там была и педиатрия, и генетика. 

Сейчас осталось то, чем я занимаюсь — это в основном генетические заболевания, редкие генетические заболевания и общая офтальмология — такие у меня практические занятия сейчас. Просто очень интересно.

— Сколько вам было лет, когда вы решили стать врачом?

— Мне было лет 17. Я думал, кем я буду. Либо фундаментальным биологом, либо врачом. И я все-таки решил стать врачом, потому что до этого много читал такие книги, как «Эгоистичный ген».

Было такое издательство «Мир» в Советском Союзе, публиковало переводную литературу — молекулярную биологию, просто биологию. Это очень интересная и захватывающая литература, которая позволяет расширить свое представление о мире и понять, как он устроен. 

Поэтому мне хотелось быть фундаментальным биологом. Но когда я к этому ближе подошел, начал понимать, что клиническая медицина может недалеко отходить от этого, может быть сильно имплементирована в биологию и во все исследования — безграничная специальность. 

Вадим Бондарь

— Были занятия, какие-то кружки биологические? Вы сами читали?

— Мы читали. У меня был приятель, который поступил на биофак, потом уехал в Соединенные Штаты Америки, у нас были одни книги на двоих, потому что они стоили дорого. По-моему, в районе метро «Рижская» или «Алексеевская» было издательство «Мир», и мы шли туда пешком, покупали там книги, потому что они там были дешевле, чем в книжном магазине, но все равно это было дорого. Эти книги мы читали, этого было достаточно.

— Интересно. Из детей у вас кто-то интересуется биологией?

— Сейчас старший сын поступает в мединститут.

— Как вы к этому выбору относитесь?

— Я считаю, что это очень хорошая профессия.

— Как это у него произошло, что повлияло?

— Я думаю, что он смотрит на меня в этом плане. Когда сын был маленький, мы очень часто обсуждали вопросы биологической эволюции, это тоже очень интересный раздел. У меня есть книга, которая посвящена эволюции органов зрения. Когда я рассказывал, ребенок в это вовлекался. Наверное, в нем это осталось, и сейчас он тоже хочет стать врачом.

— У вас много книг для родителей?

— Для родителей сейчас две. Одна — общемедицинская, я бы даже сказал, научно-популярная.

Книги Вадима Бондаря:

«Дальнозоркость у детей. Книга для родителей» (2022)

«Про зрение для ответственных родителей» (2021)

«История зрения: путь от светочувствительности до глаза» (2020)

— К чему у сына интерес сейчас?

— Непонятно, пока просто поступает, сейчас только сдали документы (интервью состоялось в июле 2022 года. — Примеч. ред.).

— Волнительный момент. У своих детей вы за чем следили, когда речь шла о глазах?

— Мой средний ребенок носит очки, у него дальнозоркость выше нормы. 

Не надо зацикливаться на глазах, есть другие проблемы, которые важно не пропустить. — Выдыхаем и спокойнее?

— Выдыхаем и спокойнее?

— Да.

Фото: freepik.com, pexels.com

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Ваша роль

Исследования доказывают, что младенцы с большим удовольствием разглядывают человеческие лица, чем какие-либо предметы или игрушки, поэтому чаще приближайте свое лицо к малышу (особенно к новорожденному), чтобы он мог изучать ваши черты

В возрасте около месяца, любой предмет, который вы пронесете перед глазами малыша, привлечет его внимание. В продаже представлен широкий ассортимент развивающих игрушек, но вы можете с тем же успехом использовать обычные предметы домашнего обихода

Поводите куском фольги или яркой пластиковой ложкой перед глазами ребенка из стороны в сторону. Потом попробуйте движение вверх-вниз. Это привлечет внимание малыша, хотя большинство детей начинают отслеживать вертикальное движение лишь спустя 3-4 месяца.

Как мы советовали выше, поддерживайте интерес малыша к основным цветам, а позже − и к их оттенкам

В кроватке малыша можно подвесить мобиль с яркими игрушками, привлекающими внимание. Также малышу будет интересно разглядывать яркие открытки и развивающие книжки

Зрение ребенка в 9-12 месяцев

Это время, когда ваш ребенок, наконец, видит то, что видит взрослый. Теперь есть полностью развитое цветовое зрение, и восприятие глубины намного лучше.

  1. Постоянство цвета глаз: Цвет глаз вашего ребенка почти близок к окончательному цвету, который глаза будут иметь всю оставшуюся жизнь.
  1. Может распознавать ближние и дальние объекты: К тому времени, когда им исполнится год своей жизни, у вашего ребенка будет зрение взрослого: он сможет различать близкое и далекое, различать цвета, видеть объект на расстоянии и узнавать знакомые лица и предметы.
  1. Глазно-мышечная координация: У них будет лучше координация между мышцами и зрением. Поскольку их мышцы все еще развиваются, они могут казаться неуклюжими в своих движениях, но их зрение само по себе будет развито.

Пришло время помочь вашему ребенку развить координацию глаз и мышц. Это также время, когда ребенка можно поддержать, чтобы он вспомнил визуальные эффекты, указывая на рисунки и человеческие лица.

Включите в свое игровое время игры с движущимися объектами. Играйте в простые игры с метательным мячом и игрушками, прикрепленными к веревке.

Проводите сеансы рассказа, когда вы открываете перед ними ярко раскрашенную иллюстрированную книгу и читаете ее. Предложите им указать на рисунок и назвать его имя.

Младенцы любят человеческие лица, поэтому имейте как можно больше семейных связей. Это отличный способ стимулировать их способность узнавать и вспоминать новые лица.

Для общего благополучия вашего малыша всегда рекомендуется регулярный осмотр глаз. Своевременное устранение признаков и симптомов может помочь избежать осложнений. Ниже приведен список признаков и симптомов, которые следует проверить.

Когда появляется зрение у новорожденных

Некоторые мамы уверены, что новорожденные рождаются полностью слепыми и только по прошествии определенного времени глаза начинают что-то различать. Но это не так. Действительно, младенец практически ничего не видит, но слепым он не является. Видит новорожденный мутно и нечетко и это связано напрямую с некоторой недоразвитостью головного мозга и зрительных структур.

Несмотря на то, что ребенок рождается с полностью сформированными зрительными органами, структура его глаза значительно отличается от глаз взрослого человека. Глазное яблоко у ребенка пока еще не настолько сплющено, сетчатка не до конца сформирована, а также отсутствует так называемое желтое пятно. В связи с вышеперечисленными факторами, новорожденный не способен видеть четко, далеко и не умеет фокусироваться на каком-то определенном объекте. И на данном возрастном этапе он в это и не нуждается.

https://youtube.com/watch?v=mAFbYtUD6iM

Примерно в шесть месяцев малыш начинает оценивать расстояние до предмета, который хочет потрогать, потом постепенно различает четкие крупные узоры. В целом зрение новорожденного совершенствуется по мере его взросления достаточно быстрыми темпами и уже к достижению пятилетнего возраста, ребенок начинает видеть этот мир как все взрослые.

Компьютер и смартфон портят детям глаза?

— Что нужно понимать родителям дошкольников про экранное время и зрение? Насколько его нужно ограничивать? Нельзя показывать на мобильном телефоне мультики, желательно только на большом экране?

— Во-первых, стоит сказать, что офтальмолог — это не единственный врач ребенка. Есть другие врачи, у которых тоже есть претензии к экранному времени. Экранное время влияет на речевое, психофизическое, психомоторное развитие. Даже избыточная масса тела может быть связана с экранным временем.

— Когда кормят во время мультиков.

— По поводу экранного времени нет общепринятого мнения

Одни офтальмологи считают, что это очень важно, другие ставят его на десятое место по важности по сравнению с другими факторами. Поэтому сложно даже в исследованиях дифференцировать, повлияло ли на формирование рефракции глаза ребенка экранное время, либо то, что из-за компьютера ребенок меньше гулял

Я приведу аналогию — все, у кого в кармане зажигалка, находятся под высоким риском рака легкого, но это немного не так. У всех, кто долго сидит за компьютером, много читает книжек на iPad, выше риски миопии. В исследованиях иногда это стоит идентифицировать, потому что эти люди меньше гуляют.

Во время пандемии исследования показали, что для возникновения близорукости жесткие ограничения прогулок более важный фактор, чем экранное время.

Есть такая проблема — дальнозоркость выше нормы. Экранное время мы обвиняем в развитии близорукости

И надо спросить офтальмолога: насколько моему ребенку важна профилактика близорукости? Может, у него дальнозоркость, и ему это вообще неважно

Даже среди ученых, которые занимаются близорукостью, нет общепринятого мнения о том, насколько экранное время значимо и в каких пределах стоит его ограничивать. Но это не только офтальмологическая проблема, поэтому есть смысл сократить экранное время по другим причинам.

— Связан ли риск для глаз с размером экрана?

— Или 2 метра диагональ, или 40 сантиметров — неважно, исходя из исследований. Всегда бывают вновь открывшиеся обстоятельства

На сегодняшний момент у меня информация такая: значимости нет, какое конкретно устройство вы используете. Большой значимости экранного времени для развития зрения нет, скорее всего.

Глаза краснеют, чешутся — это аллергия?

— Какие проблемы с глазами могут возникать из-за аллергии?

— У аллергии первый симптом — это зуд. Если нет зуда, то маловероятно, что это она.

Аллергия — это особенность нервной системы, которая приводит к тому, что некоторые белки воспринимаются иммунной системой как чужеродные. Они связываются со специальными молекулами на поверхности клеток, Т-лимфоциты включаются, и вырабатывается гистамин, такой медиатор. Гистамин приводит к зуду. 

Гистамин имеет эволюционное значение. Если вас кто-то укусил в природе, то должен возникнуть зуд, чтобы вы это растерли и оно разошлось. 

Это универсальная реакция на внешнее повреждение.

Но зуд иногда бывает слишком мучительным, поэтому мы используем антигистаминные препараты. Есть лекарства, которые блокируют рецепторы к гистамину, и человек становится нечувствительным к гистамину, хоть он вырабатывается, а зуда человек не чувствует.

Офтальмологи назначают капли, которые капают в глаза, и ребенок перестает чувствовать зуд. Но если аллергия повторяется как системный процесс, надо идти к аллергологу, офтальмолог вам тут не помощник.

3 главные проблемы со зрением у дошкольников

— На что родителям дошкольников надо обращать внимание? Когда точно нельзя пропустить плановый осмотр, а в каком случае стоит срочно обратиться к врачу?

— Профилактический осмотр подразумевает, что у вас нет никаких жалоб, вы ничего не подозреваете. И обращаетесь к врачу для того, чтобы выявить патологию, которую вы и ваши родственники не видите. Если у вас есть какие-то жалобы, это уже не профосмотр — вы идете на прием тогда, когда они появляются. 

Ребенка в один год важно привести на осмотр к офтальмологу с каплями, которые расширяют зрачки. Самая частая проблема, которую пропускают врачи — это патология рефракции

Весь окружающий мир проецируется на глазное дно, как на пленку в фотоаппарате, благодаря линзам, которые находятся в глазу. Эти линзы обладают таким физическим параметром, как рефракция — преломляющая сила. Она должна соответствовать возрастной норме. Если она не работает нормально, то могут возникнуть патологии дальнейшего развития зрения, включая «ленивый глаз» или косоглазие. Эти аномалии оптики надо выявить. 

Думаю, что хорошо бы у всех детей проверить эту рефракцию в возрасте от 10 до 16 месяцев. 

— С этим дальше что-то надо делать или, скорее, наблюдать?

— Нужно выписать очки как можно быстрее. Если пропустить дальнозоркость выше нормы, то могут возникнуть такие проблемы, как косоглазие и «ленивый глаз» (амблиопия, или «ленивый глаз» — функциональное обратимое понижение зрения одного или обоих глаз. — Примеч. ред.). А это уже сложнее.

Косоглазие, «ленивый глаз и дальнозоркость — это топ проблем у детей дошкольного возраста. Их надо вовремя выявить.

Критичный осмотр будет нужен в год или чуть раньше. Потом крайне маловероятна патология, которую родитель не заметит. 

Еще есть общемировая практика — фотографировать детей со вспышкой телефона, потому что она выявляет ретинобластому (ретинобластома — наиболее часто встречающаяся у детей опухоль глаза. — Примеч. ред.).

Когда мы фотографируем, от глаз идет красный отблеск. Если появляется опухоль, то он становится желто-зеленым либо белого цвета. Мы сразу видим: что-то тут не так.

Фотографируйте ребенка на телефон со вспышкой — если отблеск от глаз не красный, а желто-зеленый, белый или любой другой, нужно провериться на ретинобластому.

— Ничего себе!

— Благодаря тому, что появились цифровые фотоаппараты и смартфоны, смертность от ретинобластомы снизилась в сотни раз. Надо фотографировать ребенка обязательно и никогда не говорить, что вспышка — это вредно.

Сверху — здоровый глаз, при фотосъемке отблеск красный. Внизу — глаз с ретинобластомой, отблеск зеленоватый. Фото: Nature

— Поразительно, я не представляла, что так может быть. Ретинобластома — это единственный тип опухоли?

— Нет, не единственный, но встречается чаще других и может быть генетически обусловленным. Он опасен для жизни, а не только для зрения. Поэтому нужно быть внимательным и фотографировать.

Развитие органов зрения: 2-й и 3-й месяц жизни

Во второй и третий месяц жизни в зрительной системе малыша происходят значительные изменения. В этот период повышается острота зрения, функциональное косоглазие (если оно было) исчезает. Теперь ваш ребенок способен следить за движущимися объектами и старается фиксировать на них взгляд.

Светлая яркая комната с множеством цветов и форм помогает стимулировать развитие зрения вашего младенца.

Более того, малыш учится переводить взгляд с одного объекта на другой только глазами, не двигая при этом головой. Также глаза ребенка становятся более чувствительными к свету: в возрасте 3 месяцев порог чувствительности к свету снижается. Поэтому во время сна свет следует приглушать.

Советы: Чтобы стимулировать зрение ребенка в возрасте 2–3 месяцев:

  • Добавьте новые объекты в комнату или часто меняйте их расположение, чтобы малыш обогащал свой опыт.

  • Оставляйте ночник включенным, чтобы стимулировать зрение, когда ребенок не спит в кроватке.

  • На время сна следует класть грудничка на спину, чтобы снизить риск возникновения синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Однако, когда малыш бодрствует и находится под присмотром, выкладывайте его на животик. Эта поза стимулирует развитие визуального восприятия и двигательной моторики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: