Помощь воспитателя по социализации детям раннего возраста при формирующемся аутизме

Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощирязанская область

Из чего слагается обучение жизни в социуме

Мы понимаем, что обучать ребенка чтению или счету нужно раньше, чем письму. Причина этого в том, что мышцы руки в раннем детстве еще не достаточно крепкие и развиваются лишь к определенному возрасту.

Точно также взрослым необходимо осознавать, что самым лучшим временем для обучения аутистов является дошкольный возраст. Тем навыкам, которые можно сформировать в раннем детстве, практически невозможно обучить аутистов-школьников. Пока ребенок мал, его вполне можно научить правилам поведения и нормам жизни в социуме, которые потом всю жизнь будут помогать ему понимать окружающих людей, самостоятельно принимать решения и выстраивать свое поведение.

Основой любого взаимодействия с «особенными» детьми является индивидуальный контакт и доверие между педагогом (родителем) и ребенком. Взрослый — это тот, кто всегда готов взять на себя ответственность за ситуацию и судьбу другого. И задача взрослого при взаимодействии с аутистом — это знание, что ребенок предпочитает, к чему он тянется, а чего он боится и избегает. Весь процесс обучения «особенных» детей строится строго из интересов ребенка и его природных возможностей. Не получается сегодня — получится завтра.

Любое обучение складывается из небольших шагов. И на этом пути бывают ямы и достижения. Победы ребенка-аутиста никогда не следует оставлять без внимания. Любой верный шаг нуждается в поддержке и поощрении. Поэтому ребенка нужно чаще хвалить, всеми способами стимулируя его активность.

Одна из главных ошибок в обучении «особенных» детей — спешка. У каждого ребенка-аутиста — свой путь и свои темпы. Сравнивать его с другими детьми — бессмысленно. И поэтому никогда не нужно спешить и добиваться результата любой ценой. Для «особенных» детей процесс не менее важен, чем результат. Именно этому стоит у них учиться. В повседневной жизни нам ой как не хватает осознанности. Мы давно привыкли измерять мир «временем», «рекордами» и «успехами», совершенно игнорируя все, что происходит попутно — то, из чего, собственно, и складывается сама жизнь.

Конечно, мы не можем быть уверены в том, как видят мир аутисты, на 100%. Но чтобы хотя бы примерно представить себе это, вспомним замедленное кино. За что мы любим повторение финиша спортсменов-бегунов или медленное воспроизведение прыжка гимнаста? За возможность разглядеть детали, которые ускользали от нашего внимания при обычном темпе жизни. Мы обожаем замедленный просмотр за то, что можем «прочитать» мельчайшие эмоции человека в очень напряженный для него момент. Или представим себе художественное кино. Кадры, когда события происходят медленно, а камера фокусируется на какой-то одной детали…

Восприятие аутиста кардинально отлично от нашего. Оно происходит и в другом темпе, и с иными «акцентами». Поэтому обучая такого «особенного ребенка», никогда не нужно спешить. Избыточность информации, как и ее эмоциональный накал, не ключи к успеху. Гораздо эффективнее идти от простого к сложному, шаг за шагом добиваясь прогресса в простом действии.

Чтобы ребенку было проще усваивать то, чему мы хотим его научить, нужно давать подсказки

Очень важно на первых порах даже брать детские руки в свои и делать ими нужные действия, помогая малышу понять, чего от него хотят. А потом, когда ребенок начнет осваиваться и станет более самостоятельным, такие подсказки постепенно убирают и сводят на нет

Учитывая необычность восприятия аутистом любой ситуации, взрослый должен стараться контролировать свою речь. Она должна быть простой, дозированной и перемежаться паузами. Не нужно говорить «сразу обо всем», употреблять много вводных слов и отвлекаться на темы, не имеющие к процессу обучения прямого отношения. То есть, занимаясь с ребенком-аутистом, нельзя создавать речевой «шум».

И последнее, когда идут занятия, обстановка вокруг должна напоминать «киношную». Вокруг ребенка нужны только те предметы, которые имеет отношение к обучению. Это касается и звуков. Поэтому посторонний шум следует исключить или минимизировать.

Причины

Имеющиеся научные данные указывают на множество факторов, которые могут повышать вероятность развития аутизма у детей, в том числе факторы окружающей среды и генетические факторы.

Многолетние масштабные исследования с использованием различных методов показали, что вакцина против кори, паротита и краснухи не вызывает аутизма. Исследования, которые были интерпретированы как указывающие на наличие такой связи, проводились ненадлежащим образом: некоторые из авторов имели скрытые предубеждения, которые оказали влияние на их отчеты об исследованиях (2,3,4).

Фактические данные также свидетельствуют о том, что и другие детские вакцины не повышают риск аутизма. Обширные исследования в отношении консерванта тиомерсал и адъювантов алюминия, содержащихся в ряде инактивированных вакцин, убедительно показали, что эти компоненты в детских вакцинах не увеличивают риск развития аутизма.

Лечение РАС

Терапия расстройств аутистического спектра всегда мультидисциплинарна, включает психолого-педагогическое сопровождение ребенка/взрослого и членов семьи, медикаментозное купирование острой симптоматики, общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия. Основная цель лечения – сформировать навыки, необходимые для комфортного общения, самостоятельного функционирования в быту и привычном микросоциальном окружении – в семье, учебном классе. Так как РАС разнообразны по клиническим проявлениям, план терапевтических мероприятий составляется индивидуально. Он может состоять из нескольких компонентов:

  • Поведенческая терапия. Распространено использование интенсивных поведенческих методов, которые основаны на поощрении любых форм общения и конструктивного взаимодействия. Одна из методик – прикладной анализ поведения (ABA-терапия). Он основан на поэтапном освоении сложных навыков: речь, творческая игра, умение устанавливать визуальный контакт раскладываются на мелкие действия, более доступные больному. Сложность операций увеличивается педагогом постепенно.
  • Коррекция речи, языка. Логопедические занятия проводятся как в классической форме с освоением звуков, слогов, слов и предложений, так и по специальной программе, цель которой – освоить любые доступные средства коммуникации. Пациентов обучают языку жестов, методике обмена изображениями, применению технических коммуникативных устройств, генерирующих речь на основании символов, выбранных больными на экране.
  • Физиотерапия. Массажисты, физиотерапевты, инструктора ЛФК составляют и реализуют план лечебных мероприятий, помогающий больным компенсировать дефициты двигательной сферы. Занятия и сеансы направлены на замену стереотипий целенаправленными действиями, устранение атаксий и апраксий. Назначаются курсы массажа, лечебной гимнастики, физиотерапии низкочастотными токами.
  • Медикаментозная терапия. При выраженных поведенческих симптомах – ритуалах, самоповреждении, агрессии – применяются атипичные антипсихотические препараты. Для контроля аффективных расстройств показаны антидепрессанты, в частности, СИОЗС, а также стабилизаторы настроения (вальпроаты), легкие седативные средства.

Что такое расстройство аутистического спектра?

РАС – это обобщающий термин, который включает в себя целый ряд особенностей развития нервной системы. РАС – это не болезнь, однако оно может оказать значительное влияние на жизнь человека. Последствия РАС могут сильно варьироваться. Некоторым людям потребуется пожизненная поддержка, в то время как другие могут жить и работать самостоятельно.

В некоторых случаях признаки этого состояния могут присутствовать с младенчества, а в других случаях могут становиться более очевидными по мере взросления человека.

Родители или лица, осуществляющие уход, могут заметить, что маленький ребенок:

  • не лепечет к 12 месяцам и не произносит слов к 16 месяцам
  • не реагирует, когда с ним разговаривают, но реагирует на другие звуки
  • не устанавливает зрительный контакт
  • педантично выстраивает игрушки или предметы
  • не хочет, чтобы его обнимали
  • не играет с другими и не играет в воображаемые игры

Ребенок постарше может:

  • испытывать трудности, чтобы начать разговор
  • с трудом заводит друзей и взаимодействует с другими людьми
  • использует повторяющиеся или нетипичные выражения
  • испытывает дискомфорт от изменений в своей повседневной жизни
  • чрезвычайно увлечен определенными темами или объектами

Лечебно-коррекционные мероприятия для детей с аутизмом

Терапевтические мероприятия направлены на обучение жизненным навыкам, улучшение коммуникации и помощь детям в регулировании эмоций. Трудовая терапия может помочь улучшить двигательные навыки, а логопедия помогает в развитии языка. Прикладной анализ поведения — это популярная методика, которая фокусируется на разбивке задач на мелкие шаги и поощрении позитивного поведения.

Коррекционные меры, такие как медикаментозное лечение, также могут быть использованы для уменьшения симптомов аутизма. Антипсихотические препараты, в некоторых случаях могут быть использованы для снижения агрессии или самоповреждающего поведения. Другие препараты, могут быть назначены для лечения тревоги или депрессии, связанных с расстройством аутистического спектра.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и по-разному реагирует на различные виды терапии и лечения. Тесное сотрудничество с врачом или психотерапевтом поможет родителям найти оптимальный подход к потребностям конкретного ребенка

При правильной поддержке дети с аутизмом могут вести полноценную жизнь и полностью раскрыть свой жизненный потенциал.

Как эффективно общаться с ребенком с РАС

Как говорилось выше, важнейшим условием для начала общения является наличие как минимум двух партнеров (отправителя сообщения и его получателя)

Так как у ребенка с РАС наблюдаются трудности с инициацией и поддержанием диалога, а также с пониманием смысла сообщения, взрослому важно уметь адаптировать свою речь в соответствии с уровнем развития ребенка. Многие взрослые с аутизмом говорят, что им бывает трудно выделять отдельные слова в потоке речи

Непросто также бывает понять, к кому сейчас обращается собеседник (например, фраза «все идут мыть руки» может не восприниматься ребенком с РАС как имеющая отношение к нему тоже).

Как можно улучшить взаимодействие с ребенком с РАС:

Говорите с ребенком, используя простые и четкие фразы, – это позволит ребенку лучше понять ваше сообщение. Если ребенок использует только отдельные слова, постарайтесь сократить вашу фразу до двух слов. Например, вместо длинного предложения «Аня, пойдем быстрее кушать, но сначала надо убрать игрушки и помыть руки» произносим несколько коротких: «убери игрушки», после того, как это выполнено, – «помой руки», а затем уже – «идем есть»)

Если ребенок пока не пользуется речью, используйте отдельные слова (например, вместо «пойдем есть» – только слово «есть»).

Можно использовать речевую фразу «сначала – потом» (например, «сначала помой руки, потом есть»).

Не превращайте инструкцию в вопрос, используйте утвердительную форму (вместо «пойдешь читать книгу?», «пойдешь есть?» «будешь спать?» говорим «идем читать», «идем есть», «спать»)
Это существенно снизит вероятность того, что ребенок откажется выполнять то, что ему сейчас нужно сделать.

Очень важно предоставлять ребенку время на обработку информации (обычно рекомендуют посчитать про себя от 5 до 15, в зависимости от навыков конкретного ребенка), прежде чем повторить вопрос или дать инструкцию.

Чтобы ребенок обратил на вас внимание, встаньте напротив, поощряйте контакт глаз.

Сопровождайте свою речь жестами или другими видами визуальной поддержки.

Обращайтесь к ребенку, если хотите, чтобы он ответил вам или что-то сделал.

Поощряйте действия по очереди («сначала ты, потом я», «моя очередь, твоя очередь»), это учит ребенка ждать, когда в конкретный момент не его время выполнять какое-то действие.

Подкрепляйте попытки коммуникации приемлемым способом со стороны ребенка, используя игры, активности, игрушки. Коммуникация для ребенка с РАС – непростая задача.

Прогноз и профилактика

Прогностически наиболее благоприятными являются формы РАС, не сопровождающиеся умственной отсталостью и тяжелыми речевыми нарушениями. Пациенты этих групп при интенсивной медико-психолого-педагогической поддержке преодолевают большинство симптомов заболевания, относительно успешно адаптируются в обществе, осваивают профессию и занимаются трудовой деятельностью. В этом плане наибольший процент положительного исхода определяется у больных с синдромом Аспергера. Профилактика аутистических расстройств не разработана, потому что ведущую этиологическую роль играет генетический фактор, а экзогенные причины предположительны. Детям из групп риска рекомендуется проходить скрининг задержек развития в 9 и 18 месяцев, в 2 и 2,5 года.

Сначала обучайте целевым навыкам с другим взрослым

Убедитесь, что у ребенка было множество возможностей освоить целевые социальные навыки со взрослым. Только потом можно организовать для него встречу с ровесником, с которым он сможет попробовать те же навыки

Как правило, обучение социальным навыкам всегда начинается с «проигрыша» со взрослым человеком, который знает программу обучения ребенка и понимает, на что обратить внимание. Взрослый человек будет более предсказуемым при взаимодействии, он будет поощрять желательные реакции ребенка и будет больше подстраиваться под него, чем ровесник

Рекомендуется, чтобы взрослый, который учит ребенка, не проигрывал социальные ситуации с ребенком сам, а, по возможности, привлек второго взрослого. Например, один из родителей учит ребенка, как играть с другим родителем. Второй родитель выполняет роль ровесника и старается вести себя во время игры так, как будет вести себя ровесник.

В этом случае «обучающий» взрослый будет предоставлять подсказки и поощрения. А второму «заменяющему ровесника» взрослому будет достаточно моделировать поведение, характерное для других детей. Обучение командой из двух взрослых будет более эффективным для ребенка, так как он будет ожидать более естественного поведения от партнеров по общению.

Более того, вы можете привлечь к «тренировочным» играм и общению разных взрослых. Это будет способствовать поддержанию и обобщению навыков, так как ребенок привыкнет проявлять их с разными людьми.

Очень важно, чтобы аутичный ребенок добился мастерства в базовых социальных навыках. От этого зависит, насколько комфортно и уверенно он будет чувствовать себя с ровесниками

Это также уменьшит его негативные эмоции и позволит вам работать над более продвинутыми социальными и игровыми навыками с ровесниками. Это также увеличит вероятность того, что организованная встреча с ровесником станет для ребенка поощрением, и его мотивация играть с другими детьми повысится.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЗГА У ДЕТЕЙ И ЕЕ ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Для оценки электрической активности мозга у нормотипичных детей необходимо обратить внимание на формирование выборки. Наиболее адекватным подходом,
на наш взгляд, является отбор участников по объективным показателям психического и
соматического здоровья, оценку которых производит группа специалистов

В исследованиях
(Горбачевская, 2000; Безруких и др., 2009) было показано, что у трехлетних детей в
ЭЭГ доминирует частотный компонент, отвечающий критериям зрительного альфа-ритма взрослых.
В этом возрасте он локализован не только в затылочных зонах коры, но распространяется
и на ассоциативные корковые зоны, что, возможно, связано с образованием коротко- и
длинноаксонных внутрикорковых связей. В центральных зонах коры доминирует сенсомоторный
ритм 8–9 Гц, что также по частотным характеристикам входит в формальные частотные
границы этого ритма. На основании визуального анализа ЭЭГ все многообразие вариантов
биоэлектрической активности у нормотипичных детей (не имеющих патологий развития,
с нормативным интеллектом) сгруппировано в три основных типа ЭЭГ.

Организованный тип характеризуется доминированием альфа-ритма в затылочных зонах коры и невысоким уровнем
медленноволновой активности. Он преобладает у большинства детей любого возраста, по-видимому,
генетически детерминирован и сохраняется на протяжении жизни.

К низкоамплитудному типу относят ЭЭГ со сниженной амплитудой колебаний (меньше 30 мкВ), нередко с отдельными
фрагментами разнообразной ритмической активности. Частота встречаемости этого типа
в исследованной авторами популяции нормотипичных детей не превышает 10%. Этот тип
так же, как и организованный тип, не претерпевает существенных изменений с возрастом,
как показали лонгитюдные наблюдения (Горбачевская, Кожушко, 1990).

Особое внимание авторы обратили на дезорганизованный тип с наличием альфа-ритма, к которому относят ЭЭГ, содержащую ритмическую альфа-активность, сочетающуюся с
медленными колебаниями. Последние по индексу могут достигать 30%

Этот тип более всего
представлен у детей дошкольного возраста в силу относительной слабости приспособительных
и компенсаторных механизмов нервной системы в этот период. Медленные колебания в затылочных
зонах коры представлены довольно широко и варьируют по форме. При этом они могут достигать
по амплитуде больших величин и быть представлены длительными ритмическими вспышками,
что расценивается некоторыми авторами как аномальная активность (Niedermeyer, 1998).

Однако лонгитюдное исследование ЭЭГ здоровых участников в течение 10–14 лет (Горбачевская,
Кожушко, 1990; Горбачевская, 2000) показало, что с возрастом по мере улучшения компенсаторных
процессов происходит трансформация дезорганизованного типа в организованный у подавляющего
числа участников. Авторы предположили, что повышенный уровень медленноволновой активности
в затылочных зонах коры может быть связан с симптомокомплексом вертебро-базилярной
недостаточности (Пахомова, Баринова, 1995), обусловленным нарушением кровоснабжения
в основной и позвоночных артериях. Данный симптомокомплекс не выявлялся на клиническом
уровне, и в старшем школьном возрасте дезорганизованный тип ЭЭГ уже не регистрировался.

Альтернативная и аугментативная (дополнительная) коммуникация (ААК)

ААК – группа методов, используемых для понимания вербальных сообщений людьми с отсутствием или существенными ограничениями устной речи. В основании ААК лежит идея, что знаковая деятельность, проявляющаяся в процессе коммуникации, многообразна, то есть информация может передаваться и поступать по различным каналам. Она требует поддержки со стороны окружения. Чем больше у человека возможностей оперировать знаками, чем больше инициатив и реакций он в состоянии проявить и быть при этом понятым, тем больше это отражается на развитии его когнитивных способностей и на личностном развитии. Именно это положение лежит в основе развития системы альтернативной и дополнительной коммуникации

Важно учитывать, что речь практически никогда не идет о замене вербальных средств на невербальные, а только лишь о дополнении одной системы другой. Избыточность символов, репрезентирующих объекты, позволяет развивать и поддерживать разные виды памяти, ассоциативность мышления и, безусловно, лежит в основе развития когнитивных функций и речевой вербальной деятельности

На сегодняшний момент исследования показывают, что использование ААК не может навредить ребенку и затормозить развитие вербальной речи, так как это лишь дополнительная поддержка коммуникации. При правильном использовании дополнительных средств ребенок все равно слышит обращенную к нему речь и начинает понимать ее, что является важным шагом на пути развития коммуникации.
Альтернативная коммуникация (система коммуникации, замещающая речь) необходима людям, у которых речь затруднена, неразборчива, есть физические ограничения в использовании голоса.

Дополнительная коммуникация (аугментативная) может быть использована совместно с вербальной речью. Вербальная речь – это самый быстрый и простой способ передать информацию. Она быстро вытеснит дополнительную коммуникацию, как только ребенок почувствует, что может с ее помощью получать желаемое, комментировать, задавать вопросы.

В большинстве случаев у ребенка с РАС нет никаких физических ограничений, затрудняющих использование речи. Есть дети, которые длительное время могут использовать вербальную речь только в очень ограниченном объеме, и для них ААК будет оставаться единственным способом самовыражения.

Различают несколько категорий ААК:

  • Первая категория – без использования технических средств: жестовый̆ язык, язык тела, при этом никакие дополнительные устройства не используются.
  • Вторая категория – низкотехнологичные устройства (неэлектронные): картинки, написанные слова, конкретные предметы.
  • Третья категория – высокотехнологичные устройства: смартфон, планшет, в который установлены специальные программы. На сегодняшний день в России широко используются приложения JABtalk, LetMeTalk, Говори Молча и другие.

Самые эффективные способы обучения ребенка с аутизмом навыкам коммуникации опираются, как правило, на визуальное восприятие, поскольку это сильная сторона многих людей с РАС. Данные способы обучения подразумевают большое количество практики, когда ребенок пользуется либо своими руками, например для жестового языка, либо какими-то внешними устройствами (например, коммуникативной доской, системой PECS).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: