Речевые нарушения у детей при умственной отсталости

Особенности логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Определение уровня развития

Дети, у которых диагностирована дебильность, способны довольно быстро адаптироваться к окружающим. Возможно посещение ими детского сада или начальных классов школы на общих условиях, без специальной программы. Конечно, добиться каких-то особых успехов им не под силу, но овладеть необходимым минимумом знаний – вполне реально.

Однако психиатры все-таки рекомендуют проводить обучение детей с легкой степенью отсталости в специализированных учебных заведениях. Сейчас они называются школами восьмого вида, и их программа полностью соответствует данному интеллектуальному уровню.

Ребенок с небольшим отставанием психического развития совершает поступки, в которых отсутствует какая-либо целенаправленность или мотивация. В его поведении преобладает:

  • стремление к подражанию, копированию действий;
  • отсутствие самостоятельности, наивность и внушаемость;
  • зависимость от ситуации или обстоятельств.

Многие родители боятся отдавать ребенка с подобными отклонениями в спецшколу, объясняя это тем, что в спокойной семейной обстановке малышу будет лучше. Высказывая подобные суждения, они успокаивают самих себя, при этом лишая ребенка шанса на полноценное существование в обществе.

Работа с умственно отсталыми детьми должна проводиться специалистами совместно с родителями и быть направлена на активизацию основных линий интеллектуального развития. Для этого родителям необходимо досконально изучить поведение малыша в различных ситуациях, его привычки и особенности. На основе этих наблюдений устанавливается уровень развития. 

Для реализации эффективной логопедической коррекции с детьми с умственной отсталостью выделяются приоритетные направления:

обеспечение личностного и интеллектуального роста детей, с учетом их индивидуальных особенностей;

поощрение способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в различных видах деятельности;

развитие речи;

консультативно — методическая поддержка родителей.

В коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью Т.В.Хисамова выделяет следующие специфические особенности логопедической коррекции.

Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику — инвалиду. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа логопедической коррекции.

Формирование подражательной деятельности. Развитие произвольного внимания является первым шагом в коррекционной работе. Ребенок должен привыкнуть вслушиваться в речь, реагировать на слова.

Организация обстановки занятий

Для того, чтобы удержать внимание детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо уделить внимание каждой мелочи в организации занятия: расположение оборудования, отсутствие лишних предметов, местоположение логопеда и т.д

Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер

Такая форма занятий позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, при этом не потеряв внимание ребенка и его заинтересованность. На занятии ведется работа над развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха

Моделирование ситуаций. Специально созданные условия необходимы, чтобы вызвать у ребенка желание говорить.

Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка. Для того, чтобы не нарушалась эмоциональная атмосфера занятия, и не снижалась результативность, необходимо вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться.

Медленный темп формирования новых навыков. От детей данной категории нельзя ждать быстрого результата, он может проявиться только через 2 — 3 года.

Постоянная востребованность приобретенных навыков. Для того , чтобы логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью была эффективна, необходим тесный контакт логопеда с другими педагогами и родителями.

Таким образом, логопедическая коррекция речевых нарушений у детей с умственной отсталостью характеризуется спецификой, обусловленной особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью, а также характером и структурой речевого дефекта у детей данной категории.

Причины возникновения умственной отсталости

Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако исключительно наследственность редко является единственной причиной возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды также способны оказать большое влияние на формирование высшей психической деятельности.

Принято выделять несколько причин:

  • хромосомные аномалии, отягощенная наследственность;
  • поражение плода в период внутриутробного развития (перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания, воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь);
  • гипоксия мозга в период гестации или родов;
  • тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией, наложением щипцов и т. д.);
  • значительная недоношенность ребенка;
  • социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая запущенность;
  • в раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную нервную систему.

Специфика воспитания

К ребенку с таким заболеванием очень важно найти правильный подход. Обычно это сделать несложно, поскольку такие дети бесхитростные, добрые

Главной задачей родителей является правильная расстановка приоритетов в воспитании особенного малыша. Количество приобретенных знаний здесь уходит на второй план, а предпочтение должно отдаваться совсем другим ценностям:

  • созданию в семье комфортной, благоприятной, спокойной обстановки;
  • стремлению к любви и пониманию;
  • посвящению большого количества времени общению с ребенком;
  • формированию социально адаптированной личности, готовой к самостоятельной жизни вне дома.

В подходящих условиях такие дети успешно овладевают азами чтения, письма и счета, обучаются элементарным трудовым навыкам. Они с удовольствием выполняют несложные поручения, помогают в хозяйственных делах, занимаются рукоделием.

При легкой степени отсталости хорошие результаты дают доброжелательные разговоры с ребенком, развивающие игры, чтение книг. Постоянное общение и систематические интеллектуальные занятия защищают мозг от деградации и стимулируют развитие интеллектуальной деятельности. Малыш испытывает удовольствие от такой деятельности и со временем сам проявляет инициативу.

Огромную роль в воспитании ребенка имеет правильное поведение матери. Обнаружив у собственного чада какие-либо отклонения, любой нормальный родитель придет в ужас и начинает паниковать. Это, как известно, не дает никаких результатов, поэтому лучшим решением будет обращение к специалисту. Корректирование морально-психологического состояния мамы является залогом счастливого будущего ребенка.

Если родители заинтересованы в максимальном развитии своего умственно отсталого малыша, то должны приложить все усилия для нахождения нужных методов и приемов взаимодействия на его психику. Помощь специалистов в любом случае понадобиться: как для обучения, так и для налаживания контакта с окружающими.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 642

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 884

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Общее состояние ребенка

Невыраженная умственная отсталость может практически не влиять на физическое развитие. Дети с интеллектуальными патологиями способны добиться успехов во многих спортивных дисциплинах. Направив усилия в нужное русло и не акцентируя внимания на недостатках, они смогут занять свое место в обществе.

Эмоциональный фон при олигофрении очень неустойчив, ребенку трудно управлять своими чувствами, вернее, переходами из одного состояния в другое. Он, соответственно своему возрасту, испытывает разные ощущения:

  • радость;
  • восторг;
  • грусть;
  • раздражение;
  • гнев и т.д.

У таких детей отсутствует чувство сострадания, душевного понимания эмоций окружающих. Они не могут думать о событиях или их последствиях в будущем. Жизнь ребенка с легкой умственной отсталостью происходит здесь и сейчас. Он не переживает о том, что будет завтра.

У такого ребенка имеются слабые проявления волевых усилий. Иными словами, он как будто согласился на какое-либо действие, но не может себя заставить это сделать, при этом сам не может объяснить причину своего поведения.

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью

Развитие речи детей с умственной отсталостью сильно отличается от речевого развития детей без данного диагноза. Речевая задержка у детей с данным диагнозом начинается еще в младенчестве, фактически, с лепета и первых «лепетных» слов. У немалой части детей с умственной отсталостью речь появляется в 3-4 года и позже. Соответственно, у ребенка с умственной отсталостью существует серьезное системное недоразвитие всех речевых компонентов.

Надо понимать, что есть несколько видов умственной отсталости, отличающихся друг от друга как тяжестью, так и наличием ведущего дефекта: соответственно, нарушения речи детей с умственной отсталостью будут существенно отличаться. Речь детей с легкой умственной отсталостью может мало отличаться от речевых нарушений детей без диагноза умственной отсталости, тогда как речь детей с умеренной умственной отсталостью, а так же тяжелой и глубокой формой, составляет существенную проблему.

Тем ни менее, можно выделить следующие особенности речи детей с умственной отсталостью:

  1. нарушения речи имеют системный характер, они существуют во всех компонентах речи (звуковом, слоговом, фонематическом, лексико-грамматическом, темпо-ритмическом), кроме того существуют проблемы с письмом и чтением;
  2. дети имеют нарушения звуковой и слоговой структуры речи; при легких формах, это может быть, например, отсутствие, искажение или смешивание нескольких звуков, при тяжелых – существенно нарушенная артикуляция с невозможностью понять сказанное ребенком окружающими;
  3. дети, владеющие фразовой речью, как правило, имеют небогатый словарь, тяжело осваивают грамматический строй речи, так же имеют большие проблемы со связной речью;
  4. пассивный лексический запас превышает активный, хотя и он невелик; нарушена смысловая сторона речи и, так называемое, «языковое чутье»; При самых тяжелых формах умственной отсталости словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов;
  5. часто нарушен фонематический слух; овладение звуковым анализом и синтезом вызывают существенные трудности и, соответственно, овладение грамотой; при глубокой форме умственной отсталости больной не в состоянии понимать обращенную речь совсем;
  6. за счет нарушения абстрактного мышления, регуляторного компонента речи, саморегуляции, сниженного внимания и т.д. при тяжелых формах умственной отсталости речь настолько слабо развита, что не может выполнять коммуникативную функцию.

Список используемой литературы:

Баряева, Л.Б., БгажноковаД.М., Бойков, Д.И. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. — 184 с.

Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.И.Лалаева. — М.: Просвещение, 1983. — 136 с.

Пирогова Г. Н. Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в период начального школьного обучения // Специальное образование. 2008. №9 С.57 — 59.

Цикото, Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция в предметно — практической деятельности : учебно — методическое пособие / Г.В. Цикото. — М. : Парадигма, 2013. — 221 с.

Черепкова Наталья Викторовна, Савельева Ольга Александровна Особенности логопедической работы с детьми с умственной отсталостью // Science Time. 2014. №12 (12) С.601 — 605.

Т.В.Хисанова. Специфика логопедической работы с тяжело умственно отсталыми детьми . — URL: logoberez.ucoz.ru

Э.Ш. Шаукенова, 2017

УДК 372.854

Предыдущая     Оглавление     Следующая

Количество показов: 7745

Коррекция речи детей с умственной отсталостью

Коррекция и лечение детей с умственной отсталостью должна вестись по следующим направлениям:

  • Непосредственно вызывание и развитие речи;
  • Развитие высших психических функций, связанных с речью и обуславливающих ее существование.

При тяжелых формах умственной отсталости ребенок привыкает общаться без речи, с помощью жестов, определенного поведения; соответственно, крайне важно работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации

Речь – это психическая функции, которая неразрывно связана с другими функциями, как то: мышление, восприятие (в том числе, слуховое, зрительное), внимание, память. Таким образом, для работы над системным недоразвитием речи, которое возникает у таких детей, необходима связка несколько специалистов:

Нейропсихолог занимается «базой», создает возможности и предпосылки речи (стимулирует определенные зоны мозга с помощью двигательной программы и сенсорной интеграции с целью «дозревания» незрелых структур, включения компенсаторных механизмов); работает с восприятием (слуховым, с ритмическим компонентом речи, фонематическим слухом), регуляторным компонентом речи и всей деятельности, в целом; с вниманием и памятью и так далее. Проводит со своей стороны профилактику или коррекцию нарушений письма и чтения;

Логопед работает непосредственно с речевыми структурами речи, артикуляционным аппаратом (постановка звуков, грамота, лексико-грамматический строй, выстраивание связной речи);
При глубокой и тяжелой форме умственной отсталости к коррекционной работе должен быть подключен дефектолог, невролог, специалист по адаптивной физкультуре и т.д.

Примеры корректирующих упражнений

Программа упражнений составляется только специалистом; самостоятельное проведение упражнений, направленных, на развитие когнитивных функций и речи, может быть не только бесполезно (за счет бессистемности, непонимания целей каждого упражнения и сути дефекта, на которое это упражнение направлено), но и опасно.

Работа с речью предполагает занятия по нескольким направлениям, как уже было сказано выше. Некоторые занятия, например, при дизартрическом компоненте, могут включать в себя упражнения на развитие моторных функций (динамические, статические, развитие пространственной организации движения), артикуляции, ритмо-интонационной структуры речи (выработка правильных дыхательных, фонационных кинестезий, развитие голосовой модуляции).

Прогноз развития речи у детей с умственной отсталостью

Прогноз развития ребенка и, в частности, его речи связан со степенью тяжести и формой умственной отсталости.

Родителям ребенка, столкнувшегося с данным диагнозом, необходимо понимать, что требуется длительная, кропотливая работа, следование рекомендациям специалистов; ежедневная работа дома, кроме работы на занятиях. Кроме того, для ребенка необходимо создавать условия, которые позволят ему адаптироваться в социуме – это, пожалуй, один из ключевых моментов коррекции.

Презентация на тему: » Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью» — Транскрипт:

2

1. Понятие речи 2. Виды речи 3.Особенности речи у умственно отсталых детей 4. Методы исследования речи

3

Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком(Психологический словарь) Речь это деятельность общения выражения, воздействия, сообщения посредством языка, речь это язык в действии(С. Л. Рубинштейн)

4

В психологии различают две формы речи: 1. Внешнюю (система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.) -Устная (это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.)Выделяют два вида устной речи: монологическая и диалогическая -Письменная(это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. )

5

2. Внутреннюю (это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание)

6

Изучением речи умственно отсталых детей занимались: А. Р. Лурия, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, М. П. Кононова, В. Г. Петрова

7

— Первые слова появляются у них после 3 лет, фразы — к концу дошкольного возраста. -Ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, оторванность речи от деятельности -Фразовая речь отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений.

8

— Особенно страдает связность речи -Пассивный словарный запас значительно превышает активный -Длительное время сохраняется ситуативное значение слова -Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи

9

— Наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. -В школьном возрасте сохраняются формы речи, которыми дети в норме пользуются в 3-4 года -Дети иногда пишут зеркально, теряют строки при письме и чтении.

10

Обследование звукопроизношения (пропуск, замена, искаженное произношение): — повторить изолированные звуки (гласные, согласные); — произнести звуки в слогах; — произнести отдельные фразы; — прочесть буквы, слоги, слова, предложения; — назвать предметные картинки. Обследование словаря (активного): — назвать предметные картинки (что это? кто это?); — продолжить перечисление предметов без зрительной опоры; — назвать по картинке времена года; — назвать предмет (экспериментатор называет его части); — назвать сходные предметы; — закончить фразу; — образовать новые слова с уменьшительным суффиксом; — выявить по картинкам слова, обозначающие действие;

11

Обследование грамматического строя речи. — употребить падежные окончания в зависимости от предлогов по картинкам (предлагаются вопросы: «Где лежит книга? Откуда взяли тетрадь? К чему подошел мальчик? Чем покрыт стол? Чего нет у мальчика?»); — составить предложение по сюжетной картинке и по вопросам; — составить предложение по опорным словам: пионеры, летом, отдыхать, в лагере; — проанализировать предложение (Сколько слов в предложении?); — составить рассказ по сюжетной картинке; — пересказать прослушанный рассказ; — составить рассказ по сюжетной картинке. Обследование письменной речи: — чтение — слоговое или слитное; — письмо — списывание, изложение, сочинение, составление деловых текстов; наличие и характер ошибок; — соотношение устной и письменной речи

Причины умственной отсталости:

  1. Врожденные. Генетически обусловленная умственная отсталость (олигофрения) в 70% случаев (врожденные нарушения обмена аминокислот, металла, солей, жиров и углеводов). Особую группу генетически пороков представляют наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением костной системы, мышечной системы и Сердечно-сосудистой. А также, органами слуха и зрения. Внутриутробные поражения – перинатальные, обусловлены вирусными инфекциями, а также травмами. Определенное значение для формирования умственной отсталости имеют такие заболевания, как сифилис, токсоплазмоз. Олигофрения – стойкое необратимое, непрогредиентное нарушение позновательной деятельности, в следствии органического поражения коры головного мозга, от момента зачатия, до 2х-3х лет. Термин умственной отсталости (олигофрения) ввел Крепелин в 1915 году. При олигофрении, нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов. Ослабленно внутреннее активное торможение. Часто нарушается равновесие между процессами возбуждения и торможения. С преобладанием одного из них. Это приводит к инертности временных связей, которые возникают в коре головного мозга. Для олигофрении характерно отсутствие нарастания интеллектуального дефекта, тотальное недоразвитие нервно-психических функций, в особенности абстрактно-логического мышления. Эмоционально-волевая сфера характеризуется малой выразительностью и смазанностью эмоциональных проявлений. По степени выраженности дефекта различают следующие формы олигофрении:

    1. Дебильность – наиболее легкая и часто встречающаяся форма олигофрении. Коэффициент интеллекта от 50 до 70. Данные обучающиеся проходят обучение в учреждениях 8го вида. При отсутствии отягощающих интеллектуальную недостаточность расстройств, при раннем начале педагогических мероприятий, социокультурный статус такого ребенка благоприятный. Мышление носит наглядно-образный характер, дети овладевают несложной профессией. Очень часто у таких людей наблюдается высокий уровень творчества. Повышенная внушаемость характерна для дебилов, попав под негативное воздействие легко переступают черту закона, при этом несут уголовную ответственность.

    2. Имбецильность – IQ 20-49. При данной степени умственной отсталости отчетливо выявляются нарушения психо-физического развития, наблюдаются аномалии в строении черепа и скелета (бутылка-образная голова). Глубокие нарушения восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, эмоционально-волевой стороны развития не позволяют обучаться даже по специальным коррекционным программам. Основной тип мыслительной деятельности – наглядно-практический. Словарный запас, по сравнению с дебилами ограничен количественно и качественно. Названия окружающих их предметов имбицилы усваивают. Почти у всех имбицилов наблюдаются речевые нарушения. Данная форма детей научается читать побуквенно, умеют писать свои ФИО, год рождения и домашний адрес. Выполняют простые арифметические действия (сложение и вычитание в пределах 20), умножение и деление для них недоступно. Овладевают самыми простейшими трудовыми навыками. У данного типа детей сохранны навыки самообслуживания. По эмоциональному состоянию имбицилов можно разделить на 2 группы: 1. Добродушные и послушные (доминирует хорошее настроение), 2. Подавленные, агрессивные и раздражительные.

    3. Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении, IQ менее 20, характеризуется нарушением психического и физического развития, эндокринными расстройствами, выраженные деформации в строении черепа и скелета, у многих детей идиотов отмечаются расстройства стояния и ходьбы. Наблюдаются стереотипные ритмические движения. Характерные нарушения моторики, особенно мелкой, нарушена координация движений, ориентировка в пространстве. Речь может ограничиваться криком, или не членораздельным бормотанием. Осмысление окружающего недоступно, навыки самообслуживания не формируются. При более легких формах идиотии, больные произносят отдельные слова, или фразы, но при этом речевая активность ограничена и медленно развивается. Перцептивные реакции больных идиотией отсутствуют, либо наоборот резко повышены. Эмоциональные реакции связаны только с чувством удовольствия и не удовольствия. Положительные эмоции проявляются в виде крика, отрицательные – проявляются в агрессии, которая также может быть направлена на самого себя. Данная категория людей нуждается в постоянном наблюдении, уходе, и с согласия родителей направляются в дома-интернаты.

  2. Приобретенные (Деменция).

понедельник, 29 октября 2012 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: