Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии пепик лариса александровна

Презентация на тему "«развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»"

Содержание

  • Слайд 1

    «Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»

    Учитель-логопед МДОУ «Детский
    сад №32 комбинированного типа»
    Шадрина Ирина Владимировна

  • Слайд 2

    Профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространственных и временных представлений, что приводит в школьном возрасте к стойким специфическим ошибкам в письменной речи.

  • Слайд 3

    В отечественной педагогике проблема ознакомления детей с пространством и временем нашла отражение в работах А.Н.Корнева, И.Н. Садовниковой, О.В.Елецкой,Н.Ю. Горбачевской, Н.Я. Семаго,М.М. Семаго,И.А. Филатовой, Е.В. Мазановой.
    Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников – на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.

  • Слайд 4

    Цель:Развивать пространственные и временные представленияу дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

    Задачи:
    Предупредить школьную неуспеваемость у детей путём развития психологической базы речи в дошкольном возрасте.(Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти; пространственных представлений, временных понятий)
    Сформировать определённые грамматические категории языка, способствующие развитию связной речи;
    Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, желание творчески применять полученные знания

  • Слайд 5

    Определить уровень развития зрительно-пространственного ориентирования и временных понятий у дошкольников с ОНР III на начальном этапе.
    Выбрать эффективные методы развития пространственных представлений и временных понятий у детей дошкольного возраста с ОНРIII.
    Создать предметно-развивающую среду для пространственных и временных представлений.
    Провести коррекционно-развивающий комплекс игр и упражнений по развитию временных и пространственных представлений у дошкольников с ОНРIII.
    Определить уровень развития зрительно-пространственного ориентирования и временных понятий у дошкольников с ОНР III на контрольном этапе.
    Проанализировать данные диагностик пространственных и временных представлений у дошкольников с ОНР III на начальном и контрольном этапах и определить результативность.
    Определить задачи на дальнейшую работу по данной теме.

  • Слайд 6

    Предполагаемый результат

    В результате проделанной работы у дошкольников с ОНР III должны быть сформированы
    пространственные представления:
    дети умеют ориентироваться в схеме тела;
    дети умеют ориентироваться в окружающем пространстве, понимают смысл пространственных отношений;
    определяют своё местонахождение среди других людей и предметов; обозначают в речи взаимное расположение предметов;
    ориентируются на листе в клетку;
    моделируют пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы;
    умеют передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы);
    проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы.

  • Слайд 7

    временные представления:
    дети понимают периоды времени;
    имеют представления о характерных особенностях частей суток;
    умеют на конкретных событиях устанавливать последовательность частей суток;
    называют дни недели и времена года, месяцы ,знают их последовательность;
    Имеют понятия о периодах человеческого возраста;
    Определяют временную последовательность действий, событий.
    Таким образом, использование комплекса игр и упражнений по развитию пространственных и временных представлений в коррекционном процессе в детском саду позволит предупредить в школьном возрасте возможность появления специфических ошибок в письменной речи.

Посмотреть все слайды

Подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве

В среднем дошкольном возрасте задачи усложняются. В приоритете ориентация «от предмета». В 4 – 5 лет в средней группе детского сада используются игры, которые помогают детям на практике пользоваться полученными знаниями.

  1. «Пилот». Взрослый отмечает кубиками или предметами полосы для приземления самолетов. Ребенок – пилот. Он должен приземлить свой самолет на поле, в соответствии с маршрутом указанным ведущим. Например: «Аэропорт впереди тебя».
  2. «Зеркало». Малыш (группа детей) встает лицом к ведущему, который исполняет роль зеркала. Зеркально отражаясь, необходимо повторять за ним различные движения: поднять вверх правую (левую) руку, наклониться вправо (влево) и т.д.
  3. «Ловишки с ленточками». Чертится круг, внутри которого стоит ведущий. У игроков, стоящих по кругу, в руках цветные ленточки. По команде дети разбегаются, а «ловишка» должен догнать и вытянуть ленточку. В конце игры участники возвращаются на свои места, а ведущий подсчитывает количество вытянутых ленточек.
  4. «Кораблик». В одной стороне комнаты стоит ребенок. Это кораблик. На другой стороне стоят цветные кубики 3-4 ряда по 3 штуки в каждом ряду. Это острова в море. На каждом острове есть свой житель (игрушка). Взрослый дает ориентиры, и кораблик отправляется в путь, следуя указаниям взрослого. Добравшись до нужного острова, ребенок берет игрушку и возвращается назад. При групповой игре, каждый из корабликов отправляется в путешествие по очереди. Пример поэтапной инструкции: «Пройди вперед два острова, поверни направо, пройди еще один остров, поверни налево, пройди еще один остров – приплыл».
  5. «Вернись на место!» Дети стоят в колонне. Взрослый уточняет: «Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева от тебя?» Ведущий дает установку запомнить соседей. По сигналу «Прогулка», дети ходят по залу, гуляют. Услышав слова: «Вернись на место!», все бегут на свои места.

Упражнения на развитие координации

Самым простым для развития координации движений у детей младшего возраста являются следующие упражнения:

  1. Необходимо обеспечить малышу удобное рабочее место. Далее перед ним ставят 2 пластиковые или деревянные миски, одна из них наполнена крупой, вторая пустая. Малышу предлагают, переместить с помощью ложки всю крупу в пустую миску. Ребенок будет стараться развивать четкость движений и осуществлять понимание того, что данный объект меняет местоположение с его помощью.
  2. На основе первого упражнения проводят другие занятия, с более сложными задачами. Крупы в одной из емкости необходимо смешать или, к примеру, добавить в манку горох или орехи. Ребенка просят рассортировать все предметы по разным емкостям.
  3. Любят дети игры с водой. Существует немало таких упражнений, которые помогут сформировать определенные навыки. Переливание воды с полного стакана в пустой, игры с предметами разных по плотности и массе на воде ребенку будут интересны. Занимательно наблюдать и понимать, как камушек опускается и находится на дне, а легкий пластиковый мячик остается на поверхности.

Это самые простые и легкие задания, которые можно давать своему малышу дома, тогда его развитие будет нескучным и интересным.

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста подразумевает более сложные задания. В этом процессе можно задействовать и творческие навыки. Работа с пластилином, тестом, рисование крупами, плетение бисером также способствуют развитию моторики и мелкой координации движений.

Формирование пространственных понятий у дошкольника

С наступлением дошкольного возраста у детей начинается сенситивный период для развития познавательной деятельности. Интеллектуальные способности во многом будут зависеть от того, какое развитие получал ребенок. Он познает мир через предметно-манипулятивную деятельность. Иными словами, ему необходимо взять в руки, ощутить предмет и произвести с ним предметом определенные действия. Задача родителей — обеспечить детям возможность наблюдать и экспериментировать. Эти условия важны для полноценного и гармоничного развития. Многие педагоги утверждают, что обучать детей понятиям пространственного ориентирования стоит по определенным схемам:

  • относительно тела;
  • относительно времени или точки отчета;
  • относительно предметов.

К примеру, работа по схеме относительно тела заключается в обучении таким представлениям, как:

  • перед лицом;
  • за спиной;
  • вверху находится голова;
  • внизу находятся ноги;
  • где находится правая рука, нога, ухо;
  • где находится левая рука, нога, ухо.

После того, как ребенок усвоил расположение предметов относительно своего тела, необходимо перейти к развитию зрительной оценки расположения объектов. Зрительно моторная координация у дошкольников развивается более эффективно с помощью наглядных примеров.

Развитие ориентировки у старших дошкольников с помощью схем

У детей 6 — 7 лет развитие пространственных представлений расширяется при помощи метода моделирования. Этот метод можно использовать в разных формах, но наиболее актуальными являются схемы.

Разбирая, как добраться до итоговой точки, дошкольник чувствует себя путешественником, кладоискателем или спасателем. Например,

  1. «Найди клад». В комнате прячется «клад» (коробочка с лакомством). Ребенку предлагается игровая мотивация: «Ты путешественник, который ищет клад. На карточке изображена схема, которая поможет тебе его найти. Держи карточку перед собой, смотри, в каком направлении указывают стрелки, и следуй по ним. Будь внимателен».
  2. «Помоги Маше найти дорогу домой». Инструкция: «Нарисуй на листе путь Маши, начиная от стрелки до изображенного домика: одна клеточка вверх, две влево, две вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, две вверх и т.д». В основе этого задания графический диктант.
  3. Составить схематический план своей комнаты (кухни, игровой комнаты в детском саду и пр.), отметив квадратиками и кружочками предметы мебели.

Эффективную помощь в развитии навыков ориентировки и пространственного мышления ребенка оказывают графические лабиринты.

После того как ребенок проложит верный путь по лабиринту (на данной картинке нужно помочь мышонку добраться до яблока), важно предложить ему описать маршрут словами: «Пройти прямо по дорожке, повернуть налево, шагнуть на следующую дорожку и вновь повернуть налево и т.д.». На первых этапах необходима помощь взрослого, так как дошкольник должен понять алгоритм определения маршрута по схеме или наброску плана

Впоследствии достаточно контроля при выполнении задания

На первых этапах необходима помощь взрослого, так как дошкольник должен понять алгоритм определения маршрута по схеме или наброску плана. Впоследствии достаточно контроля при выполнении задания.

Следует отметить, что дошкольники испытывают интерес к тому, чтобы научиться пространственному ориентированию. Это естественная потребность, и ребенок неосознанно чувствует, что он расширяет собственные границы, когда больше понимает в организации пространства. Все, что ему необходимо, – это незначительная помощь со стороны взрослого.

Понимание пространственно-двигательных связей

Родителям стоит помочь ребенку научиться чувствовать и понимать расположение предметов относительно точки отсчета. В элементарном их понимании для начала берется опять-таки собственное тело. Чтобы определить, где находится стена, малыш должен к ней прикоснуться спиной и потом дать характеристику. Если предмет находится сбоку, то и здесь прикосновение рукой будет необходимым. Так станут накапливаться опыт и знания до определенного времени, пока ребенок не научится мысленно выстраивать общую пространственную картину и давать ей словесное описание.

Пространственно-временные представления у дошкольников лучше всего начитать развивать с 3 лет. Первым, чему малыша стоит обучить, — это времена года и понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».

Ближе к 6-7 годам нужно усложнить программу и добавить слуховые диктанты. Это когда ребенка просят расположить на листе бумаги в определенном месте ту или иную геометрическую фигуру или предмет. Сегодня в такой форме может проводиться диагностика пространственно-ориентировочных знаний.

Приступая к занятиям, стоит определиться, какая методика формирования пространственных представлений будет взята за основу. Можно использовать чистую программу, а можно ее дополнять упражнениями из других программ. Практически все они основаны на дидактических и интерактивных играх.

Для развития моторной координации стоит уделять внимание играм как в замкнутом пространстве, так и на открытой местности:

  1. Прекрасно формируют представления на местности игры в прятки. Можно вносить педагогические элементы, оставляя знаки на том или ином участке площади в виде букв или геометрических фигур.
  2. Игры с точкой отчета. Это эстафеты и квесты, игры с мячом, которые не только помогут развить необходимое понимание, но и послужат физическому и эмоциональному развитию.
  3. Для развития моторной координации подойдут игры на прохождение полосы препятствий. Как вариант, для включения в работу органов слуха игроку закрывают глаза и ведут по полосе, объявляя, где и как расположены препятствия. Отлично для этих целей подходит игра в «жмурки» с использованием колокольчика.

Стоит без спешки приступать к обучению ребенка элементарным знаниям. Родителям необходимо каждый день посвящать этим навыкам определенное время. Это можно осуществлять во время совместных игр, прогулок на улице, купаясь в ванной или наблюдая в окно за прохожими.

https://youtube.com/watch?v=ue8b-zlP3gg

Post Views: 1 089

Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

начительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.) «Чем точнее слова определяют направление, — подчеркивает А.А. Люблинская, — тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».

Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их оказываются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому – низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения.

Особенно заметные сдвиги в развитии линейного глазомера происходят, если детей обучают использовать для решения задач наложение одного объекта на другой (прикладывание вплотную друг другу), добиваясь максимального уравнивания. «Техническая» сторона ориентировочных действий не меняется в зависимости от того, производятся эти действия с самими объектами или с их заместителями. Так, при обучении детей решению такого типа глазомерных задач, как выбор элемента определенной протяженности по образцу, вводили изготовление и применение картонной мерки, равной образцу. Мерка переносилась от образца к объектам, из которых производился выбор (сам образец и объекты перемещать запрещалось).

Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз» (под руководством взрослого происходит постепенная интериоризация – переход внешнего ориентировочного действия в перцептивный план). Но успех будет достигнут, если овладение глазомерными действиями происходит не за счет формальных упражнений, а путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.

Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Система профессионального педагогического образования
  2. Гармонический слух
  3. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры
  4. Проблемы современного семейного воспитания
  5. Станислав Теофилович Шацкий, известный русский и советский педагог-экспериментатор
  6. Конкретизация целей в дидактическом процессе, таксономия учебных целей
  7. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
  8. Организация индивидуальной воспитательной работы
  9. Воспитание и школа в странах западной Европы в эпоху раннего средневековья
  10. Технология педагогической деятельности при работе с подростками

Пространственные понятия в различных видах деятельности

Занятия по развитию математических представлений детей проводят с сентября в определенный день недели. Продолжительность занятия 12-15 минут

Новые знания дают постепенно , с учетом того, что дети уже знают и умеют делать.Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей малышей ,так как и то , и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии. На занятиях по математике воспитатели используют различные методы: словесный, наглядный ,игровой

И различные приемы:рассказ,беседа,описание,объяснение,дидактические игры,подвижные игры и тд.На занятиях по математике широко используется разнообразный наглядный материал:раздаточный и демонстрационный.Методы и приемы обучения применяют в различных сочетаниях

4.Дидактические игры и упражнения как средство формирования ориентировок в пространстве у детей 3-4 лет

«Игра ,-писал психолог А.В.Запорожец,- дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка.В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни ,оношения между ними и т.д.Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей»
На занятиях и в повседневной жизни для формирования ориентировок в пространстве широко используют подвижные игры,дидактические игры и игровые упражения

Пример подвижных игр:

Игры в прятки. Из подвижных игр самой любимой среди детей всех возрастов является игра в прятки. Она доступна и для самого раннего возраста. Ребёнок ещё не научился ходить, а уже играет в прятки: ищет глазами человека, поворачивает голову, сам прячется в подушку. Для младшего дошкольника интерес заключается не в том, чтобы скрыть своё местонахождение, а в самом процессе прятанья, причём своим весёлым визгом ребенок беззаботно выдаёт себя, а чаще всего и сам, не дожидаясь водящего, радостно выбегает ему навстречу. Когда малыши, не дождавшись, чтобы их искали, сами бегут навстречу воспитательнице, или когда дети, которых не нашли, выбегают из своих засад, уместно поставить им вопрос: «Где ты спрятался?» Этот вопрос ставит ребёнка перед необходимостью ответить: «под столом; за дверью; сзади под ёлочкой; между шкафами» и т. и. Если его ответ ограничивается жестом или ребёнок применяет неправильное, несоответствующее слово, воспитатель даёт точное обозначение места, где он спрятался.

Поезд. В одной части комнаты (а лучше всего на участке) ставятся стульчики, один за другим. На них усаживаются в затылок друг другу дети-пассажиры, сидящие первым изображает паровоз и свистит. Дети едут, постукивал ногами об пол. Раздаётся звонок: поезд останавливается на станции. Пассажиры отправляются погулять в лес, нарвать цветов, собрать ягоды, грибы. Дети делают соответствующие движения: нагибаются, «срывают», «кладут в корзиночки» и т. п.

Воспитатель уволит детей далеко в «лес». Раздаётся звонок к отправлению поезда, дети бегут и занимают свои моста; поезд трогается, т. е. дети начинают слегка постукивать ногами. Как бы далеко ни находился ребенок от поезда, он должен прийти и занять своё место.

При повторении игры дети меняют свои места. Звонки дает воспитатель.

Правило: Подчиняться сигналу, не задерживаться в «лесу».

Развитие координации как основа пространственного восприятия

Для того чтобы у ребенка начали формироваться представления об окружающей действительности, изначально его стоит научить ощущать себя и помочь развить хорошую координацию. Для этого, начиная с младенческого возраста, с малышами проводят упражнения на мячах.

Самым эффективным является совместное плавание мамы с ребенком, где даются задания в словесной и вербальной форме. Малыша просят плыть к маме, нырять, достать игрушку со дна и так далее. Для этого существуют специальные программы и тренеры, которые знают всю специфику, как обращаться с детьми на воде. Кроме того, даже простые подбрасывания малыша вверх дают ему определенные чувства и восприятия себя относительно взрослого.

Как только ребенок начнет элементарное передвижение, стоит приступать к прямому обучению. Родители обязательно должны всегда проговаривать и пояснять, что где находится. Можно, прогуливаясь, показывать различные предметы и наглядно демонстрировать их удаленность относительно малыша

Важно не только давать ребенку словесные обозначения, но и позволять самому осуществлять действия. Если малыш еще не ходит, то мама может помочь ему дотягиваться до разрешенных предметов

С наступлением периода, когда он начинает ходить самостоятельно, необходимо укреплять координацию. Есть масса способов и методов, которые окажутся полезными в этом деле.

Развитие мелкой моторики — это то, с чего стоит начать. На сегодняшний день разработано большое количество программ и пособий, которые помогут родителям развивать своего малыша. Учеными доказано, что сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста имеет влияние на умственные способности ребенка.

Развивать моторику, чувства восприятия и ощущения можно при помощи обычных подсобных материалов — различные крупы, кусочки разной на ощупь ткани, бумага, фольга и многое другое.

Последовательное формирование пространственной ориентировки в дошкольном возрасте

Формирование пространственной ориентировки – это несколько последовательных этапов усвоения ребенком необходимых знаний, умений и навыков.

  1. Ориентировка «на себе». Малыш усваивает знания о расположении частей собственного тела.
  2. Ориентировка «от себя». Ребенок развивает зрительно-двигательные координации и различает основные группы направлений (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево).
  3. Ориентировка «от предмета». Умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
  4. Умение ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.
  5. Умение ориентироваться на плоскости (в двухмерном пространстве).

Каждый из этапов – это очередная ступенька, подъем по которой зависит от возраста малыша и предварительно полученных знаний.

Осознание ребенком собственного тела

Формирование умений ориентироваться в пространстве начинается с представлений о собственном теле.

Именно эти знания впоследствии служат основой для понимания информации о пространственных ориентирах. Поэтому к 3 годам ребенок должен на себе показывать и называть части тела и лица.

В этом возрасте детей подводят к пониманию, что есть правая и левая рука. Малыш в состоянии запомнить и показывать нужную ручку, если его спрашивают о левой или правой. Но он воспринимает эти слова как название руки; суть понятия ему еще не доступна.

Ориентировка «от себя»

Усвоив части собственного тела, малыш начинает использовать их как ориентир. Например, ребенок усваивает, что расположение головы – это верх, а внизу находятся ноги. Соответственно можно задавать вопросы:

  • «Посмотри, что есть вверху?» (солнышко, ветки деревьев и пр.);
  • «Что находится внизу?» (дорожка, трава и т.д.).
  • Давай посмотрим, какие предметы расположены справа от тебя.

Таким образом, собственное тело является для ребенка главной точкой отсчета.

Ребенок ставит предметы в новое положение и получает новизну ориентировочных сигналов. Только что мячик лежал впереди справа. Небольшое перемещение, и о нем уже нужно говорить, что он слева или сзади. Для малыша это настоящее открытие.

Полезно учить ребенка описывать словами положение предметов по отношению к нему. Например, «Шкаф с игрушками сзади» или «Коробка с кубиками передо мной». Можно поиграть с малышом в игру: «Где от тебя находится…». Взрослый задает вопрос: «Где от тебя находится окно? (пол, кресло, картина и т.д)». Не сразу прозвучат верные ответы, но после нескольких попыток и разъяснений взрослого ребенок все чаще будет отвечать верно и осознанно.

Ориентировка от сторонней точки отсчета

Перейдя на следующую ступень, ребенок начинает воспринимать другого человека или предмет, как объект ориентировки. В это время необходимо закреплять у него базовые понятия о направлениях: лево, право, вперед, назад, вверх, вниз, за, между, под и т.д.

Для этого рекомендуется использовать картинки. Рассматривая их, необходимо задавать вопросы: «Кто нарисован перед забором?», «Кто стоит под мостиком?» или «Какая птичка летит над деревом? Какая сидит на дереве? Какая под деревом?», «Кто (что) находится далеко?»; «Кто (что)находится близко?» и т.д. Подобные вопросы можно задавать, например, на прогулке, взяв за ориентир любой предмет или человека.

Помогает разобраться в таком непростом для малыша вопросе эксперимент с ленточкой. Нужно поставить куклу спиной к ребенку, повязать яркие одинаковые ленточки на детскую правую ручку и на такую же руку куклы. Обсудив с ребенком размещение меток, поворачивают куклу лицом к нему и прослеживают, где оказалась помеченная кисть куклы.

Возможно, понадобится несколько раз выполнить упражнения подобного рода с разными игрушками, прежде чем у дошкольника наступит понимание в ориентировке сторон.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: