Как протекает у детей?
Астигматизм у детей до года встречается очень часто. Астигматизм у новорожденных может соответствовать 1.0 – 2.0 D (диоптрии). В дальнейшем астигматизм у грудничка снижается и астигматизм у годовалого ребенка уже может быть 0.5 – 0.75 D.
Небольшая степень астигматизма может сохраняться у человека всю жизнь, при этом он не замечает каких-либо отклонений в зрении. Такой астигматизм называется физиологическим.
Иногда детский астигматизм может не только уменьшаться, но и прогрессировать, причем этот процесс может начаться в любом возрасте — он связан с особенностями физиологического развития ребенка.
А так как нередко астигматизм у детей до года развивается одновременно с близорукостью, дальнозоркостью или косоглазием, проблемы со зрением увеличиваются. Может возникать и астигматизм у подростков – фактором риска, способствующим его развитию, является изменение гормонального фона.
Если астигматизм у ребенка не лечить, то со временем нарушение зрения станет привычным и отразится на состоянии тканей органа зрения в целом. В результате формируется состояние, которое называется амблиопией.
Амблиопия (ее еще называют ленивым глазом) – это снижение зрения, которое невозможно откорректировать при помощи очков или операции – оно с трудом поддается лечению.
Как распознать?
Детский астигматизм довольно сложно диагностировать, особенно в возрасте до двух лет. Это связано с тем, что дети редко жалуются на проблемы со зрением по одной простой причине — они еще не понимают, что плохо видят, привыкая воспринимать окружающий мир в растянутом или двоящемся виде, они считают это нормой.
Дети, страдающие от астигматизма, могут не говорить, что они видят размытое изображения или буквы, вместо этого они просто жалуются на головные боли или проявляют нежелание читать, писать или отказываются от других зрительных нагрузок на близком расстоянии.
Такое поведение чаще всего родители принимают за капризы или особенности характера детей.
Миопический астигматизм характеризуется следующими симптомами:
- Расплывчатое изображение, двоение изображения;
- Головокружение;
- Усталость, напряжение глаз;
- Головные боли, особенно в области лба над бровями;
- Трудности с фокусировкой взгляда на печатном тексте;
- Ребенок прищуривает глаза или наклоняет голову под разными углами, чтоб лучше видеть;
- Жалобы на трудности при чтении книг или при чтении текста, написанного на доске в классе.
Случается, что незначительная степень астигматизма у детей не требует коррекции и проходит сама собой по мере взросления. Но рассчитывать только на это не стоит. При появлении любых признаков того, что у вашего ребенка могут быть проблемы со зрением, необходимо обратиться к специалисту.
Если нечеткое изображение будет проецироваться на сетчатку длительное время, это не даст возможности зрительным функциям полноценно формироваться или приведет к снижению уже имеющихся.
Важно
Если родители не заметили симптомов ухудшения зрения у ребенка и не обратились вовремя к специалисту, если поставлен неверный диагноз и назначено неправильное или неполное лечение, если больные не соблюдают предписаний врача, возможны осложнения. Хотя сам астигматизм не прогрессирует от отсутствия лечения, могут развиться иные заболевания, возникновению которых он способствует – астенопия, амблиопия (не развиваются клетки зрительной коры, вследствие чего мозг отказывается обрабатывать сигнал, приходящий от глаз), косоглазие
Хотя сам астигматизм не прогрессирует от отсутствия лечения, могут развиться иные заболевания, возникновению которых он способствует – астенопия, амблиопия (не развиваются клетки зрительной коры, вследствие чего мозг отказывается обрабатывать сигнал, приходящий от глаз), косоглазие.
Низкая острота зрения, которая наблюдается у ребенка при отсутствии лечения или при неполной коррекции, задерживает формирование стереоскопического и бинокулярного зрения.
Внимательные родители могут заметить у ребенка двух – четырех лет, что он плохо различает отдельные предметы, не может правильно назвать их форму (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), тогда как другие дети этого возраста легко справляются с этой задачей.
Что такое астигматизм
Астигматизмом называется такое нарушение зрения, при котором теряется четкость рассматриваемых предметов. Происходит это из-за того, что одна из наших основных естественных «линз» глаза – хрусталик или роговица – теряют равномерность своей кривизны. В результате на сетчатке – задней части глаза, где формируется изображение, каждая точка реально существующего предмета дает несколько точек. При этом только часть их может лежать на сетчатке: центр нескольких будет находиться до нее, а другие станут фокусироваться в области позади сетчатки. Так получается размытое, искаженное очертание предмета.
Как это получается?
- светопреломляющая, которая с помощью пучков света способствует формированию изображения;
- воспринимающая система. Это сетчатка, на которой имеются особые клетки – «палочки» и «колбочки». Один их конец умеет воспринимать изображение, второй связывается с нервными клетками, из которых состоит зрительный нерв. По этому «кабелю» изображение передается в мозг.
Чтобы мы могли что-то видеть, обе эти системы должны функционировать правильно:
- Среды, через которые проходит свет, должны быть прозрачны. Если на глазу нет бельма (помутнения роговицы), хрусталик не замутнен (нет катаракты) и стекловидное тело не пропитано кровью или воспалительной жидкостью, первое условие можно считать выполненным.
- Палочки и колбочки должны работать нормально (не должно быть ретинита, то есть воспаления, при котором сетчатка отекает). Также не нарушенной обязана быть связь между клетками сетчатки и нейронами зрительного нерва (то есть сетчатка не отслоена).
- Свет должен преломляться под нужными углами, чтоб не возникло эффекта «кривого зеркала». Кроме того, каждая из светопреломляющих структур, а это роговица и хрусталик, не должны изменять свой коэффициент преломления: 1,37 у роговицы, 1,38 – у оболочки хрусталика, 1,4 – у хрусталикового ядра.
Нарушение первых двух условий к астигматизму не приводят, но если не соблюдается третий пункт, развивается астигматизм.
Рассмотрим схематическую преломляющую систему глаза. Сначала свет попадает на роговицу глаза – структуру, имеющую полусферческую форму (как купол). Далее свет поступает на хрусталик – двояковыпуклую линзу, которая «подвешена» в глазу на цинновых связках. Связки тянутся, делая хрусталик более плоским, или расслабляются, увеличивая его выпуклость. Так глаз подстраивается под изменяющуюся освещенность, чтобы, независимо от нее, пучок лучей света попал на сетчатку, в области ее центрального зрительного пятна.
Условно и по хрусталику, и по роговице проводят линии, аналогичные тем, которыми расчерчивают карту земного шара – параллели и меридианы. В норме свет одинаково преломляется по разным меридианам и попадает на сетчатку (при нормальном зрении), проецируется перед ней (при близорукости) или сзади нее (при дальнозоркости). Если кривизна преломляющих сред по разным (или только по одному), горизонтальным или вертикальным, меридианам различается, фокус изменяется. Вместо точки там получается пятно. При этом близорукость или дальнозоркость не исключаются.
Основных меридианов, которые страдают при астигматизме – 4. Они располагаются на 3, 6, 9 и 12 часах (как по циферблату). И получается изображение, как будто человек смотрит через воду.
Возникая у детей до года, астигматизм приводит к тому, что ребенок привыкает видеть предметы в размытом виде, и если данное нарушение не будет диагностировано, он не пожалуется на плохое зрение. Проблема станет заметна при обучении письму и чтению, но ребенок не обязательно скажет, что он не видит или буквы расплываются. Он, скорее всего, не будет понимать написанного, о чем и скажет (так могут возникнуть подозрения на отставание в развитии). А чем раньше будет проведена диагностика, и раньше начнут проводиться совместно коррекция зрения и упражнения по «обучению» мозга нормальной картине, тем большим успехом увенчаются усилия. Концентрировать световые лучи в одной точке помогут цилиндрические линзы.
В каком возрасте может появиться астигматизм у детей?
Астигматизм как расстройство рефракционных функций глаза всегда носит врожденный характер. Приобретенный в результате травм и перенесенных операций астигматизм рассматривается как отдельный дефект.
Проявиться врожденный астигматизм может с самого рождения, но диагностировать заболевание весьма проблематично, так как ребенок не может описать своих ощущений, а зрительный аппарат еще не до конца сформирован, поэтому даже при возможности аппаратного обследования многие нормальные процессы, которые до сих происходят в зрительном аппарате, можно легко принять за патологии.
Как правило, опытные офтальмологи могут уверенно ставить диагноз «астигматизм» у годовалого ребенка и старше. Симптомы со временем меняются незначительно, и физической разницы в роговице и хрусталике детей двух, трех, пяти или семи лет не отмечается.
Важно! В возрасте 2-3 года еще возможно восстановление поверхности роговой оболочки даже без лечения, хотя при обнаружении таких признаков лучше пройти тщательное обследование и предпринять первичные меры по лечению (наиболее эффективные способы – использование коррекционной оптики и игровая гимнастика для глаз).
Дошкольники часто не могут объяснить свои ощущения и рассказать о проблемах со зрением, поэтому нужно постоянно наблюдать за поведением и самочувствием малыша. Астигматизм у детей 6-7 лет легко определить при помощи специальных игровых элементов и во время чтения.
Диагностика астигматизма
В годовалом возрасте добиться от ребёнка каких-либо жалоб на плохое зрение очень сложно. Но заботливые родители не могут не заметить, что малыш часто трёт глазки, рассматривая предметы, наклоняет голову набок. В детском садике воспитатели вам могут сказать, что ребёнок невнимателен, когда все рисуют или лепят, он капризничает, а раскрашивает картинки вообще неаккуратно. Не спешите ругать малыша, потому что эти действия могут быть симптомами астигматизма. Если после осмотра это страшное слово прозвучало, не пугайтесь. Теперь зрение вашего ребёнка зависит ещё от того, насколько добросовестно вы будете исполнять назначения доктора.
При подозрении на астигматизм необходимо будет пройти ряд диагностических мероприятий. В выявлении степени астигматизма поможет авторефрактометрия с широким и узким зрачком. Проводится она в два этапа – до закапывания капель, расширяющих зрачок, и через 5 – 7 дней после инстилляций. Биомикроскопия, осмотр глазного дна необходимы для исключения более серьёзной патологии органа зрения, которая может приводить к ухудшению. Детям с 3 лет проводится визометрия с коррекцией. Для исследования используют таблицы с картинками, а для подростков старше 7 лет – обычную таблицу Сивцева. При обнаружении высокой степени астигматизма рекомендовано проведение кератотопографии для исключения такого заболевания, как кератоконус. Обнаружив астигматизм, следует немедленно приступать к лечению.
Как ставится диагноз
Чтобы назначить правильное лечение астигматизма у детей, нужно установить данный диагноз и определить степень нарушения зрения. Для этого нужно обратиться к офтальмологу, который сможет определить астигматизм еще у грудничка, используя для этого метод скиаскопии. Это так называемая «пробу в темной комнате», основанная на появлении и движениях на сетчатке тени от зеркала, которое врач держит в руке. После установления вида рефракции врач берет соответствующую скиаскопическую линейку с цилиндрическими линзами и устанавливает степень рефракции по той линзе, которая нейтрализует тень на зрачке.
Остроту зрения, то есть степень астигматизма, проверяют обычно по достижении ребенком 3 лет – когда он сможет сотрудничать с врачом-офальмологом и отвечать на его вопросы. В это же время применяют и такие исследования, как:
- компьютерная рефрактометрия. Здесь с помощью особого прибора, рефрактометра, определяет тип и степень астигматизма. Делает он это точнее, чем скиаскопия или определение остроты зрения по таблицам;
- визометрия (проверка по таблицам) без коррекции и после примерки цилиндрических линз в пробной оправе;
- осмотр в щелевой лампе – исследование структур глаза под увеличением, позволяющее увидеть возможные причины астигматизма;
- офтальмоскопия – осмотр глазного дна с помощью специального увеличивающего прибора, который врач держит в руке;
- кератометрия – измерение кривизны роговицы с помощью особого аппарата и компьютерной программы, которая анализирует преломление света по основным меридианам. Исследование позволяет выявить кератоконус и кератоглобус как возможные причины астигматизма.
Если офтальмоскопию провести невозможно ил затруднительно, назначается УЗИ глаза – исследование, позволяющее исключить отслойку сетчатки, рубцы и кровоизлияния.
Лечение астигматизма у детей
Лечение астигматизма у детей направлено в первую очередь на предотвращение развития плохого зрения от бездействия (амблиопии) и обеспечения комфортного зрения. Хорошее зрение растущему организму крайне необходимо. В познавании окружающего мира орган зрения играет одну из важных ролей. Зрительное восприятие обеспечивает полноценное умственное и нервно-психическое развитие. Поэтому необходимо с помощью лечебных мероприятий обеспечить ребёнку хорошее зрение. Практически у каждого второго ребёнка обнаруживается астигматизм до 0,5 Д. Он является физиологическим и самостоятельно проходит к 10 – 11 годам. Лечения, как правило, такие изменения не требуют. А вот астигматизм свыше 1,0 Д должен лечиться.
Основную роль берёт на себя очковая коррекция. Подбор очков – процедура врачебная. Очки при астигматизме подбираются с учётом степени астигматизма. Сила очков должна быть максимально приближена к коррекции, при которой ребёнок видит лучше всего. Не всегда удаётся достичь полной коррекции, потому что такие «сложные» очки очень тяжело переносятся человеком. А с учётом быстрых темпов роста и развития детского организма бывает, что очки не успевают за ростом и развитием зрения. Получается, что детям приходится чуть ли не каждые полгода менять силу коррекции. Не стоит отчаиваться, если наблюдается рост степени астигматизма. Следует помнить, что очки – это лишь один из этапов лечения астигматизма и направлен он на обеспечение полноценного зрения у ребёнка для комфортной жизни.
У подростков очки и комфорт – это две несовместимые вещи. Из-за комплексов и неудобства использования юные пациенты отказываются от очков. Дополнительная нагрузка усугубляет и без того сложную проблему. В данной ситуации на помощь нашим детям может прийти контактная коррекция. Принцип коррекции при подборе контактных линз тот же – достижение максимально хорошего зрения при коррекции наиболее приближенной к той, при которой ребёнок видит 100%. Следует помнить, что линзами можно пользоваться детям с 12 лет. Желательно, чтобы мягкие линзы были однодневными.
В настоящее время начинает набирать популярность ортокератология. Это направление в коррекции линзами, которые используются ночью. Суть метода состоит в том, что роговица принимает ту форму и рефракцию, которую «задают» линзы. Особенностью данного направления является то, что линзы подбираются и изготавливаются сугубо индивидуально. Их использование допустимо с 6-летнего возраста. Несмотря на преимущество контактной коррекции, родители выбирают всё-таки очки. Следует отметить, что очки или мягкие линзы должны использоваться при любых зрительных нагрузках. Такой режим ношения обеспечит работу органа зрения на должном уровне, что значительно снизит нагрузку на мышечный аппарат растущего глаза.
В лечении детского астигматизма широко используют аппаратный метод. В основе данного метода лежит физическое воздействие на мышцы глаза. Пневмомассажёр, аппарат «Визотроник» и «Ручеёк» признаны наиболее эффективными в лечении детского астигматизма. Целью этих мероприятий является улучшение кровоснабжения глазного яблока, повышение адаптации к зрительным нагрузкам.
Если детский астигматизм не лечить, то может наступить стойкое снижение зрения – амблиопия.
Единственным радикальным методом лечения является лазерная коррекция, но её проведение возможно после 18 лет.
Профилактика
Астигматизм – заболевание, прогрессирование которого можно замедлить, а в некоторых случаях (в отношении приобретенного астигматизма) предупредить. Для этого следует соблюдать следующие рекомендации:
- чтение и другие нагрузки на глаза допустимы только при полноценном освещении помещения;
- не используйте лампы дневного света;
- дозируйте зрительные нагрузки, давайте глазам отдыхать;выполняйте гимнастику для глаз (моргание, вращение глазами, поочередно смотрите вдаль и вблизи);
- проводите массаж век, легкие вращательные движения подушечками пальцев при закрытых глазах.
Диагностика
При обращении к офтальмологу с подозрением на астигматизм, будет проведена подробная диагностика, которая включает в себя не только беседу с малышом и родителей (сбор жалоб), но использование аппаратных методов исследования.
Для годовалых детей и младше используют два метода диагностики: скиаскопию и офтальмоскопию. Для малышей постарше (от 3-4 лет и старше) можно использовать метод проверки зрения с таблицами (символами) и цилиндрическими линзами. Иногда врач использует щелевую лампу.
Более современные методы, такие как авторефрактометрия и компьютерная кератометрия используются в глазных клиниках в том случае, если вероятность наличия астигматизма довольно высока.
Что такое астигматизм у детей
Детский астигматизм – это патология преломляющих сред глаза, которая приводит к размытости и нечеткости изображения видимого объекта. Чтобы лучше понять суть заболевания ознакомьтесь со схематическим описанием преломляющей системы глаза:
- Лучи света попадают на роговицу – полусферическую структуру, затем на хрусталик, который представляет собой двояковыпуклую линзу.
- Условно по этим структурам проводят линии, аналогичные параллелям и меридианам на географической карте.
- При отсутствии патологии свет одинаково преломляется по разным меридианам и попадает на сетчатку.
Если кривизна преломляющих структур различается, то фокус нарушается, вместо точки получается пятно и человек видит мутное изображение (как через воду или непрозрачный целлофановый пакет). Астигматизм у детей до года приводит к тому, что малыш привыкает видеть размытые предметы и, если патология не будет диагностирована, он не пожалуется на нарушенное зрение. Проблема станет заметна только во время обучения чтению и письму: дети жалуются на непонимание написанного текста.Поздняя диагностика может привести к пожизненному нарушению зрения.
Причины
Как правило, наличие заболевания предопределено наличием дефектных генов, полученных ребенком от родителей, вследствие которых формируется патологическая кривизна роговицы или хрусталика. Врожденный астигматизм у детей является следствием таких факторов:
- альбинизма;
- пигментного ретинита;
- алкогольного синдрома плода;
- конусовидной формы роговицы (кератоконуса);
- нарушения развития зрительного нерва;
- деформации стенки глазницы и структур глаза.
Иногда патология носит приобретенный характер. Астигматизм может развиться вследствие следующих причин:
- рубцов на роговице, сформировавшихся после травм глаза;
- операционных вмешательств на глазах;
- разрывов цинновой связки;
- подвывиха хрусталика;
- кератита;
- кератоконъюнктивита;
- хронического гиповитаминоза витамина A;
- инфекционных поражений структур глаза.
Виды
Выделяют детский астигматизм физиологического или патологического характера.В первом случае разница в преломлении двух меридианов составляет менее одной диоптрии. Физиологическая форма этого состояния связана с неравномерным ростом глазного яблока и не требует специфического лечения. При патологической форме разница в преломлении – более 1 диоптрии, поэтому сопровождается значительным снижением остроты зрения.
Кроме того, в офтальмологии выделяют правильный и неправильный астигматизм. Первый подразделяют на следующие варианты:
- Простой гиперметропический. Отличается нормальной рефракцией одного главного меридиана и гиперметропической у второго.
- Простой миопический астигматизм у детей. Характеризуется неизмененной рефракцией у одного главного меридиана, а у второго – миопической.
- Сложный гиперметропический. При этом гиперметропическая рефракция есть у обоих главных меридианов, но выражена она в разной степени.
- Сложный миопический. Характеризуется миопической рефракцией обоих главных меридианов, которая выражена в разной степени.
- Смешанная. У одного меридиана – миопическая рефракция, а у другого – гиперметропическая.
О степени выраженности патологии судят по разнице рефракции в обоих главных меридианах. На этом основании различают три степени заболевания:
- слабую (менее 1 диоптрии);
- среднюю (от 3 до 6 диоптрий);
- высокую (свыше 6 диоптрий).
АСТИГМАТИЗМ: ДИАГНОСТИКА И МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
Миопический (близорукий) астигматизм у детей
Для астигматизма характерна неправильная форма роговицы. Такая «неправильная» роговица имеет у разных людей разную форму. Именно эти различия и позволяют специалистам классифицировать его более конкретно.
Миопический астигматизм одного или обоих глаз – это особый вид астигматизма, при котором в глазах преобладает миопия (близорукость).
Лучи света, проникая в глаз с такой патологией, фокусируются не в одной точке на сетчатке (как в здоровом глазу), а сразу в нескольких.
Причем часть изображения фокусируется в точке перед сетчаткой, часть фокусируется на сетчатке. Или же изображение фокусируется в двух точках перед сетчаткой. Такое состояние квалифицируют как сочетание астигматизма и близорукости (близорукий астигматизм).
Кроме того родителям следует обращать внимание на то, как ведет себя ребенок. Он может не жаловаться на ухудшение зрения
Но если он щурится или смотрит, наклоняя голову, испытывает головные боли, усталость глаз, это могут быть симптомы данной патологии.
В этом случае требуется полное офтальмологическое обследование. Для получения более точного результата специалист повторно проводит осмотр после циклоплегии. Она представляет собой паралич аккомодации, достигаемый с помощью медицинских препаратов, в частности атропина.
Близорукость у детей – нарушение зрения, при котором изображение фокусируется не в сетчатке глаза, а перед ней, из-за чего удаленные предметы видятся размытыми. Близорукость обычно сопровождает астигматизм, возникает вследствие неправильной формы глазного яблока.
Астигматизм у детей встречается достаточно часто и носит наследственных характер. Невысокие степени астигматизма у большинства людей остаются незамеченными на протяжении всей жизни.
Средние и высокие степени астигматизма могут создавать серьезные проблемы для ребенка в виде отставания в нервно-психическом развитии и косоглазия. Астигматизм у детей может развиваться в любом возрасте, но чаще всего ребенок с ним уже рождается.
Астигматизм – это врожденное искривление роговицы или неправильная форма хрусталика. У детей встречается в основном роговичный астигматизм. Из-за измененной формы роговицы она неправильно преломляет свет и фокус появляется не на сетчатке, как в норме, а перед или позади нее.
При неправильной форме роговицы может быть множество меридианов, по которым движется луч света. Но выделяют обычно два главных меридиана – вертикальный и горизонтальный, которые всегда располагаются перпендикулярно друг к другу. По состоянию зрения в этих меридианах выявляют различные виды астигматизма.
Кроме того, астигматизм у детей может быть близоруким, дальнозорким и смешанным. Близорукий (миопический) астигматизм у ребенка в свою очередь делится на простой и сложный.
Сложный астигматизм у детей характеризуется близоруким преломлением лучей в области обоих главных меридианов, но при этом фокусы расположены на разном расстоянии от сетчатки (перед ней).
Сложный гиперметропический астигматизм у детей характеризуется дальнозорким преломлением лучей в области обоих главных меридианов, но при этом фокусы расположены на разном расстоянии от сетчатки (за ней).
Когда появляется?
Астигматизм может возникнуть у ребенка в любом возрасте, поскольку детский организм (в том числе и глаза) продолжает формироваться. В процессе развития может произойти сбой, в результате которого форма роговицы становится неправильной.
Риск возникновения астигматизма существует даже у младенцев до 1 года
У многих детей астигматизм присутствует с рождения.Поэтому так важно регулярно проверять зрение у детей
Сферическая поверхность роговицы обеспечивает правильное фокусирование световых лучей и формирует на сетчатке глаза четкое изображение объекта. При астигматизме форма роговицы напоминает поверхность дыни (кривизна ее поверхности в двух взаимноперпендикулярных сечениях разная).
Световые лучи, формирующие изображение какого-либо объекта, при прохождении через такую роговицу преломляются по-разному, и поэтому изображение получается размытым.
Причины астигматизма у детей
Астигматизм, не способствующий ухудшению зрения, можно встретить у многих маленьких детей. Связан он с неравномерным ростом светопреломляющих структур глаза. В этом случае он временно незначительно снижает остроту зрения и постепенно проходит.
Лишь десятая часть детей, страдающая недугом, требует коррекции. В этом случае его развитие предопределено дефектными генами, переданными родителями. В результате формируется неправильная кривизна хрусталика или роговицы.
Высокий шанс развития заболевания имеют дети, родившиеся с альбинизмом; алкогольным синдромом плода; пигментным ретинитом; недоразвитием зрительного нерва; кератоконусом, при котором роговица получила не полусферическую, а конусовидную форму; врожденной деформацией зубочелюстной системы, в результате деформирована стенка глазницы и неправильно сформировались структуры глаза.
Эти случаи – врожденные и вызывают астигматизм у детей обоих глаз, при этом степень снижения остроты зрения на обоих глазах различна.
Патология может иметь и приобретенный характер. К ее появлению приводят: травмы роговицы, в результате которых образовались рубцы; операции на глазах; кератит, кератоконъюнктивит; подвывих хрусталика, сопровождающийся разрывом цинновой связки; гиповитаминоз A; инфекционные заболевания. В итоге роговица меняет форму, зрение начинает «плыть».
Важно тщательно наблюдать за детским зрением, особенно при известных случаях проблем со зрением у родственников, следовать указаниям врача-офтальмолога
Характеристика болезни
В норме роговица сферической формы, световые лучи собираются в точке, что позволяет видеть четкую картинку. Состояние, когда роговица вытянутой формы (яйцо), называют астигматизмом. При таком состоянии у роговицы происходит снижение преломляющих свойств.
Лучи, проходящие сквозь нее, в зависимости от того через какую точку они проходят, преломляются по-разному. А поскольку форма ее нарушена, изображение искажается.
Роговица с изменением формы не в состоянии собрать в одной точке световые лучи. Они собираются в двух точках, расположенных на отдалении друг от друга.
Когда у человека нет других нарушений зрения, возникает две точки фокуса: за сетчаткой и перед ней. В результате — размытое изображение объектов и вблизи, и вдалеке.
Астигматизм — не редкость, он встречается у большого количества людей. Его слабая степень остается незамеченной. А при высокой степени, это состояние доставляет неприятные ощущения: зрение снижается, появляется напряжение глаз, возникают боли (лоб, виски). Практически всегда он сопровождается близорукостью (миопией) или дальнозоркостью (гиперметропией).