Системы общего раннего развития
К методикам, охватывающим развитие у детей способности к самообучению, формированию навыков письма, чтению, совершенствованию психических процессов можно отнести системы Марии Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева и некоторые другие.
Педагогика Монтессори
Основа обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. В работающих по данной педагогической системе детских садах малыши окружены различными предметами, помогающими им самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир. Воспитатели являются мудрыми помощниками, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое относится и к взрослым, которые должны показывать ребенку пример, которому он будет подражать, и направлять его способности в необходимое русло, обеспечивая соответствующими игрушками. Вот тут подробно о методике Монтессори.
Вальдорфская педагогика
В основе Вальдорфской системы развития лежат абсолютно другие принципы. Обучение делится на три этапа, учитывая возраст детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения через подражание, с семи до 14 лет подключаются чувства и эмоции. И лишь с 14 лет дети «включают» логику. Данная методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослые должны полностью вычеркнуть из жизни ребенка телевизор, компьютер и видеоигры.
Методика Глена Домана
Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедическим знаниям.
Так, счет для малышей выглядит как игра с карточками, на которых изображены крупные красные точки. И вслух называется количество точек, а не цифра. Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Родителям предлагается сделать набор карточек с изображениями великих людей, растений или животных. Малыш должен не только запомнить название изображения, но и рассказать о нем.
Читать подробно о методике Глене Домана
Методика Сесиль Лупан
Автор методики взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, пусть даже он и не понимает слов. Зато малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» возле стула, а «диван» рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии.
https://youtube.com/watch?v=Q9KYFxa_yJ4
Кубики Зайцева
Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и детсадовского образования. Эта методика безумно популярна, так как нравится и родителям, и малышам. Все, что от них нужно – играть очень красочными, необычно звучащими, интересными кубиками и распевать песенки. Обучение и запоминание проходит в увлекательной игровой форме, без особых усилий и энергозатрат. Итак, вначале взрослым нужно приобрести (или изготовить) необходимый материал для упражнений: таблицы, кубики и аудиозаписи. Затем весело и непринужденно играть с малышом: петь, складывать кубики, писать слова кубиками и на табличках. Как говорят опытные мамочки, чтение придет само собой.
https://youtube.com/watch?v=C0EWO2JuP7E
Наверняка, ознакомившись с методиками раннего развития, вы обнаружите, что многие принципы, заложенные в их основе, вы применяете в воспитании собственных малышей. И все же – ни одна педагогическая система не является идеальной, так что лучшим вариантом для думающих родителей, желающих вырастить умного и счастливого ребенка, станет объединение нескольких методик, конечно, с учетом их сильных и слабых сторон.
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
А нужно ли выбирать?
Масару Ибука, автор книги «После 3-х уже поздно», говорил о раннем развитии как о создании среды, в которой ребенок активно познает окружающий мир. По его мнению, цель раннего развития — сделать ребенка счастливым.
Дети обязательно будут расти здоровыми и любознательными, если взрослые покажут им безграничность их возможностей и дадут право выбора заниматься любимым делом.
Именно поэтому многие эксперты самым эффективным способом развития считают объединение лучших методик и лучших методов работы разных авторов.
Задача мамы в этом вопросе — подобрать программы, которые будут учитывать психологические и физиологические особенности ребенка. Это несложно — достаточно учесть возраст малыша, его навыки и желание развивать ту или иную способность, будь то образное мышление, творчество, речь или музыкальный слух.
Методика Никитиных
Никитины известны как разработчики нетрадиционной системы воспитания и многодетные родители (у них семеро детей). Система Никитиных базируется на таких постулатах, как творчество, любовь к природе, естественность, труд. Отсутствует принуждение со стороны родителей, дети выбирают сами, как им поступать, как распоряжаться своим временем. Задача взрослого – помочь ребенку разобраться в жизни и ее непростой философии, диалог с ребенком, а главное – развитие творческих способностей малыша. Принципы методики Никитиных заключаются в следующем:
Специальные занятия, тренировки, уроки не предусмотрены, ребенку предоставлена полная свобода действий, он занимается столько, сколько захочет сам. При этом спортивная деятельность сочетается с другими видами.
В доме должна быть организована спортивная обстановка. С самого раннего детства ребенка окружает спортивный инвентарь. Он является для него настолько же привычным, как обыкновенная мебель.
Родители обязательно принимают участие в соревнованиях, играх с ребенком, к его успехам и к его жизни в целом они неравнодушны – при этом развитию ребенка не мешают, не подавляют его, не требуют определенных способностей
Взрослые лишь помогают и обеспечивают необходимые условия для развития тех или иных способностей, принимая во внимание самочувствие и желания малыша.
Игры, предлагаемые Никитиными, могут расширяться и совершенствоваться, позволяют добавлять к ним новые задания. В основном все игры представляют собой головоломки, развивающие логическое и образное мышление. Это задачи, решаемые ребенком с помощью различных деталей конструктора, деталей из картона или пластика, кирпичиков, кубиков и т.д.
Методика Сесиль Лупан
Девиз: «Ребенок — это не емкость, которую нужно заполнить, а огонь, который надо зажечь»
Сесиль Лупан взяла за основу методику Глена Домана и усовершенствовала ее. У Домана все четко по возрасту, а в Лупан — за возникновением интереса, с учетом склонностей. Карточки Домана показываем — но не часто; только если малыш сам захочет их пересмотреть; столько времени, сколько он сам захочет и обязательно комментируя, что на них изображено. Карточки должны быть везде: карточку «Диван» размещаем на диване, и тому подобное. Как и в Домана, параллельно с интеллектуальным развитием обязательный физическое развитие (акцент на плавании по методике Клэр Тиммерманс).
По мнению Сесиль лучшие учителя для ребенка — родители, поэтому следует проводить с малышом много времени. Обучение должно приносить радость и напоминать веселую игру — пойте названия букв на мотив песни, вместе изготавливайте книги с фотографиями о приключениях малыша («Оля спит», «Я завтракаю»), выдумывайте сказки о цифрах, изображая их в виде причудливых животных и тому подобное. Обучение обязательно останавливать до первых признаков утомления и ни к чему не принуждать.
плюсы:
- Малыш является активным субъектом обучения.
- Родители могут делать карточки сами.
- Физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
- Родители и дети проводят много времени вместе.
- Формируются социальные навыки.
минусы:
- Родители должны уделять много времени занятиям с малышом а также изготовлению карточек.
- Не все решаются заниматься с малышом плаванием с самого рождения.
- Ребенку фактически нечего будет делать в первом классе школы.
Для вдохновения почитать:
- «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей» — Хилтунен Е.А.
- «Поверь в свое дитя» — Сесиль Лупан
- «Гармоничное развитие ребенка» — Глен Доман
Способ Воскобовича
Воскобович отталкивается в своей работе от основных трех критериев:
игровое обучение детей дошкольного возраста, способствующее их раннему развитию;
конкретная игровая деятельность, развивающая мышление детей, их речь, внимание, воображение, память;
дошкольное детское творчество
Также в основе методики Воскобовича лежат партнерские взаимоотношения ребенка и взрослого. Задача взрослого – создать вокруг ребенка непринужденную, веселую, интеллектуально-творческую обстановку, обеспечить ему чувство безопасности, раскованности. Малыш должен понимать, что его поведение не получит отрицательной, негативной оценки взрослых, которые, в свою очередь, должны поддерживать творческие начинания ребенка. Вячеславом Воскобовичем была разработана целая серия развивающих игр для детей, а также методические пособия, такие как Геоконт, квадрат Воскобовича и т.д. Эти игры и пособия развивают логическое мышление детей, а также обучают их счету и чтению, помимо того, способствуют формированию мотивационной готовности ребенка к школе. Суть в том, что, вдоволь наигравшись в дошкольном возрасте, ребенок стремится пойти в школу, чтобы начать учиться.
Как создавать развивающую среду
Все авторы методик говорят о богатой развивающей среде. Детали могут различаться (сравните в этом отношении вальдорфскую педагогическую систему и методику Домана), но общей всегда является идея о том, что в окружающей ребенка среде должно быть достаточно внешних раздражителей, стимулирующих его познавательный интерес, поисковую активность, желание исследовать мир, получать о нем все новые и новые сведения, учиться управлять им.
С тем, какими игрушками с высоким развивающим потенциалом наполнить свой дом, вы можете познакомиться в наших статьях «Путеводитель по игрушкам», «Мелкая моторика: развитие с рождения», «Развитие речи с рождения и до 4 лет», «Упражнения для развития речи» и др.
Здесь мы ограничимся только общими рекомендациями. Как сделать среду по-настоящему развивающей, что она должна в себе заключать, чтобы быть таковой?
• Ежедневное общение и эмоциональная близость с заботящимися взрослыми.
• Непосредственная среда обитания ребенка, наполненная объектами и предметами, вызывающими интерес для разглядывания и изучения с задействованием всех каналов восприятия (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). Все пространство дома со всеми безопасными объектами в свободном доступе.
• Игрушки, стимулирующие все органы чувств.
• Предметы, реализующие потребность ребенка в движении: спортивный уголок, спортивные снаряды.
• Игры, среди которых особое место занимают сюжетно-ролевые: в них ребенку разрешают играть, реализуя его потребность в усвоении социальных ролей и моделей поведения, в том числе трудового.
• Книги, пособия, дидактический материал.
• Богатство социального опыта (улица, парк, лес, транспорт, детская площадка, музей, садик, развивающие занятия, походы в гости и прием гостей у себя, поездки, экскурсии).
Как конкретно будет реализован каждый из перечисленных элементов, зависит только от вас
При этом важно помнить, что среда не самоцель, она создается для вашей совместной с ребенком жизни. По сути, богатая развивающая среда — это ваша проявляющаяся в конкретных объектах и предметах любовь к своему чаду, ваше желание открыть для него мир, показать его красоту и многообразие, передать свое понимание безграничности возможностей по реализации естественного интереса к жизни. Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие
Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя
Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие. Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя.
Признание родителями своих просчетов, несовершенства и взрослая (без истерик) демонстрация этого ребенку — необходимый духовный опыт для малыша и такой же обязательный элемент развивающей среды. В этом тоже есть развитие — и ребенка, и ваше личное. Оно не заканчивается с началом школьного этапа, с поступлением в вуз, с получением желаемой работы или с появлением первых внуков. Развитие продолжается ровно столько, сколько длится жизнь. Творите, развивайтесь, радуйтесь жизни сами и учите этому вашего ребенка!
Вальдорфская методика
В вальдорфских школах ребёнку предоставляется возможность развиваться в его собственном, комфортном темпе без «опережения». Это и есть основной метод такой педагогики и называется он – «метод экономии души». В период до полового созревания у ребёнка развивают память, учат прислушиваться к своим чувствам, мыслить образно, а после — в учебный материал включают понятия и работают с абстрактным мышлением.
В таких школах все направлено на развитие фантазии ребёнка — пособия и игрушки готовых решений или задач здесь не предлагают. Материалы подбирают в зависимости от интересов детей. Например, с учётом того, что детям в возрасте до 9 интересны активные игры, сказки и подражания, эти виды активности и заложены в образовательную программу начальной школы. А в возрасте 9 лет, когда ребёнок отделяет себя от окружающего мира и начинает интересоваться сутью вещей, вводятся реалистические предметы – например, краеведение или зоология.
На всем периоде обучения учителя стараются развить три главных качества – в начальной школе это воля, в средней – чувства, в старших классах – мышление. Все материалы в вальдорфских школах преподносятся «эпохами» по 3-4 недели изучения. Такое разделение позволяет ребёнку порционно погружаться в изучение предмета на необходимый для этого период времени, потом дается небольшой перерыв. В вальдорфских школах делится, кстати, не только сам учебный год, но и день – духовная часть предполагает активное мышление, душевная — обучение музыке и эвритмическому танцу, а креативно-практическая посвящается творчеству: лепке, рисованию, шитью и так далее.
Многие считают, что подобное обучение не дает ребёнку знаний в том объеме, в котором они необходимы для подготовки в вузы, однако практика последних лет все чаще указывает на ограниченность таких знаний. Цель вальдорфской педагогики прежде всего научить ребёнка мыслить, а не дать ему алгоритм решения задачи поступления в высшее учебное заведение. Так же часто вальдорфскую методику обвиняют в сложности адаптации в обществе для детей, и на эту тему можно рассуждать бесконечно долго. Тем не менее, в случае удачного обучения по вальдорфской методике ребёнку с развитым мышлением и уверенностью в себе не составит труда социализироваться. В обычных школах, кстати, этому тоже не учат.
Что же такое раннее развитие?
В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука
Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:
- Специально созданная , наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
- Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
- Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, чтение книг.
- Рисование, лепка, аппликация, музыка, подвижные игры, сюжетные игры.
- Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте здесь.
Методики обучения детей чтению
Существует несколько основных методов обучения чтению детей дошкольного возраста. Вот они:
-
Фонетический метод
. Он основан на алфавитном принципе произношения букв и звуков. Когда малыш накопил достаточно знаний, то переходит к слогам, затем к словам. В фонетическом методе есть направление систематической фонетики (последовательное обучение звукам перед началом чтения) и направление внутренней фонетики (идентификация слова посредством рисунка). -
Лингвистический метод
. Дети приходят в первый класс с большим словарным запасом, и поэтому лингвистический метод предлагает вначале обучать тем словам, которые читаются так, как и пишутся. На таких примерах мальчики и девочки усваивают соответствия между звуками и буквами. -
Метод целых слов
. Его суть состоит в распознавании слов как целых единиц без их разбивания на слоги. Метод целых слов не предусматривает изучение звуков и букв. Ребенку просто показывают слово и выговаривают его. После изучения 50-100 слов малышу предлагают текст, где усвоенные слова встречаются часто. -
Метод целостного текста
. Он похож на предыдущий, но акцент делается на языковом опыте ребенка. К примеру, малышу предлагают книгу с увлекательным сюжетом. Он смотрит, встречает незнакомые слова, о сути которых он должен догадываться с иллюстраций. Поощряется при этом и чтение, и написание своих рассказов. Фонетические правила ученику вообще не объясняются, а связь между звуками и буквами устанавливается в процессе самого чтения. -
Метод Зайцева
. Автор определил единицей строения языка слог. Это гласная и согласная, то есть только две буквы. Слоги Зайцев написал на гранях кубиков, разных по весу и цвету. Данную методологию относят к фонетическим методам, потому что слог является и слогом, и фонемой. В ходе обучения чтению по методике Зайцева ребенок получает понятие о буквенно-звуковых связях. -
Метод обучения Мура
. Автор начинает с обучения малыша буквам и звукам. При этом ученика вводят в лабораторию, где находится печатная машинка. При произношении звука нажимается клавиша с соответствующей буквой. Следующий этап — демонстрация сочетания букв. Это могут быть и простые слова из трех букв. Их также необходимо набирать на печатной машинке. -
Метод Монтессори
. Автор сначала показывала детям буквы, затем учила их узнавать, потом писать и произносить. После того, как они уже обучились соединять в слова звуки, Мария Монтессори предлагала ученикам сочетать слова в предложения.
Сегодня детей обучают английскому языку в раннем возрасте. Если вы не можете делать это самостоятельно, то можно с этой целью нанять репетитора либо отдать малыша в группу раннего обучения иностранным языкам. В такую группу лучше записываться в возрасте 4-5 лет.
Сегодня в подобных группах учеников обучают английскому языку по нескольким методологиям:
-
Методика Зайцева
. Она предназначена для трехлеток и базируется на использовании кубиков. -
АлфавитДжеймса Питмана
. Он расширил алфавит английского языка до 44 букв таким способом, чтобы каждая из них произносилась только в одном варианте, а все слова читались так, как пишутся. -
Игровая методика или game method
. Она весьма эффективна в обучении детей английскому языку. Педагог начинает игры , а в их ходе происходит обучение словам. В игровой форме развиваются все знания об английском языке, начиная с грамматики до разговорной речи. -
Комбинированная методика
. Она состоит в смешивании разных методик обучению детей английскому языку. В комбинированной методике задействуются игры, кубики, песни, картинки, танцы. Ребенку не приходится скучать, переключаясь из одного вида деятельности на другой. Это, как правило, положительно сказывается на усвоении знаний.
Итак, методики обучения детей английскому языку существуют самые разные. Но результативность усвоения знаний во многом зависит от личности педагога, его контакта с учениками, умения чувствовать каждого обучаемого.
Специально для — Елена ТОЛОЧИК
Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка.
Классифицировать системы раннего развития тяжело в силу их универсальности, однако психологи условно делят их на физические и общеразвивающие.
Другие авторские развивающие методики
Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.
В число самых популярных входят следующие обучающие методики:
«После трёх уже поздно»
Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни. Динамическая гимнастика
М
Динамическая гимнастика. М
Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.
Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.
Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.
Что такое раннее развитие?
Прежде всего, стоит иметь в виду, что «раннее развитие» (РР) является синонимом «своевременного», а не «преждевременного» развития. Все знания и умения у ребенка должны формироваться только в те периоды, когда он готов к их восприятию. Упустить момент столь же плохо, как и насильно заставлять ребенка изучать то, что он не готов понять в силу своего возраста.
Еще одно определение РР – это интенсивное развитие малыша в возрасте от 0 до 3 лет, направленное на раскрытие его способностей. Для его осуществления используются активные методы воспитания.
В чем же преимущества такого подхода к развитию малышей?
- В будущем ребенок станет успешным. Исследования доказали, что те дети, которые вовремя получили необходимые навыки, соответствующие их возрастной специфике, учились лучше и охотнее сверстников, становились творческими активными личностями. В результате им удавалось найти свое место в мире.
- Ребенок получает комплексные знания о мире, поэтому у него формируется целостная картина, возникает понимание связей между предметами и объектами.
- В процессе занятий ребенок учится общению.
Раннее своевременное развитие поможет подготовить ребенка к школе, а также к дальнейшей взрослой жизни. Главное – помнить о том, что всего должно быть в меру. Родителям следует отказаться от соблазнительной мысли сделать из своего малыша юного эрудита, насильно пичкая его информацией. Заниматься надо с удовольствием, в хорошем настроении, в том темпе, который комфортен ребенку. Только в этом случае результат будет положительным.
Методика воспитания Никитиных
Борис и Елена Никитины.
Борис и Елена Никитины в своей практике сделали акцент на физическое развитие ребенка и поддержание его здоровья, иммунитета. В своих разработках они опирались на врожденные рефлексы младенцев:
- хватательный (ребенок захватывает все, что вкладывают ему в руки),
- шаговый (еще не умея ходить, дети при соприкосновением с твердой поверхностью отталкиваются от нее) и
- плавательный (при погружении в воду дети начинают активно работать руками и ногами).
Конечно, есть в данной концепции и разумное зерно. Детям необходима простая и здоровая пища, свежий воздух, физкультура. Это нормальные условия для развития любого ребенка. Однако человек – существо, требующее общения, поэтому не следует забывать про социальное развитие детей дошкольного возраста.
Методика Монтессори: суть и принципы
Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.
Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.
Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.
Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?
Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.
Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится. Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей. После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.
На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.
Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.
Студии Монессори охватывают два возрастных периода:
- студии для детей от нуля до трёх лет;
- студии для детей от трёх до шести лет.
Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее
Зоны Монтессори
Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:
- Практическая зона
- Сенсорная
- Математическая
- Языковая
- Космическая зона
В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.
Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость
Память и внимание здесь тоже задействованы
Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.
В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.
Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.
По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.
Краткий обзор самых популярных методик раннего развития детей
Каждый из родителей мечтает, чтобы его ребенок стал самым-самым. Неопытные родители часто поначалу чувствуют себя растерянными, боятся наделать ошибок, поэтому ищут «подсказок» со стороны. Одной из таких подсказок может стать подходящая для Вашего чада методика воспитания.
Существует множество популярных книг, описывающих, как стоит и как не стоит воспитывать детей. Какую же из них выбрать? Я постараюсь вкратце рассказать о наиболее известных.
Глен Доман
Основы методики обучения Домана — развитие зрительных и физических способностей с рождения. По его мнению, воздействуя на определенные органы чувств, можно усиливать стимуляцию деятельности мозга. Он добивался этого, на короткий срок показывая детям карточки со словами и изображениями. Таким образом, дети лучше усваивали материал и во многом обгоняли в развитии не только своих сверстников.
Изначально методы Домана были ориентированы на детей с повреждениями мозга, но достигнутые результаты заставили переосмыслить их значение и система была применена также и для совершенно здоровых детей .
Сесиль Лупан
Поначалу она воспитывала свою дочь, руководствуясь системой Глена Домана, но поняла, что метод, предложенный для группы детей, не всегда идеально подходит для личности ребенка. После появления на свет второго ребенка, Лупан написала книгу «Поверь в свое дитя», которая и принесла ей популярность. Эта книга не представляет собой никакого руководства к воспитанию, не учит, как нужно учить ребенка, а просто рассказывает про опыт молодой матери, которая применяла один из популярных методов.
Мария Монтессори
Данная методика — одна из самых распространенных. Несмотря на многочисленные критические высказывания в ее адрес и не всегда точное ее понимание, эта система продолжает набирать популярность спустя много лет после смерти автора. Вкратце можно выделить основные принципы — самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Сама Монтессори называла свой метод «помощью жизни». По ее мнению, интересы ребенка ставятся во главу угла. Главный принцип, ставший также названием одной из ее книг – «Помоги мне сделать это самому».
Николай Зайцев
При упоминании этого имени в первую очередь вспоминаются его дидактические материалы, самый известный из которых — набор кубиков для обучения чтению. Главное отличие от подобных наборов развивающего материала — буквы на кубиках составлены в склады, что облегчает восприятие слов и процесс учебы.
Все занятия рекомендуется проводить как-бы играя, ребенку гораздо проще воспринимать материал, когда на него не давят и не требуют немедленных результатов
Также необходимо помнить, что ребенок не усвоит материал моментально, ему требуется некоторое время.
Помните, что ваш малыш — личность. Заинтересовавшись той или иной методикой, не стоит слепо воспринимать ее, как точное руководство, лучше, узнав подробнее о понравившихся системах, совместить их, применив то, что подходит именно вашему маленькому гению.
В качестве вывода
В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.
Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.
Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.
Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:
внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим; не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру; все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку; обучение малыша должно быть комплексным
Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной; не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие
Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность. Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка
Ведь его развитие – ответственное дело!
Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!
Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!