Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?

Особенности сенсорного развития детей с нарушением интеллекта

Введение

Чувственное познание является первым доступным человеку, и именно оно формирует объемное представление о мире нас окружающем. В настоящей работе будет рассмотрен вопрос о ощущении и восприятии, первичных этапах человеческого познания.

Актуальность данного вопроса невозможно переоценить, поскольку все что мы знаем о том, что нас окружает приходит к нам именно через ощущение и дальнейшее восприятие. Важным моментом здесь является то, что осознанный нами окружающий мир не всегда соответствует миру реальному, что вызвано ошибками восприятия и ощущения. С целью разобрать в методике формирования образа предмета и мира в целом следует обратится к основным понятиям и свойствам рассматриваемых здесь предметов.

Целью работы является рассмотрение сущности понятий ощущение и восприятие, для ее раскрытия поставлены следующие задачи: установление классификации понятий, выявление их свойств, установление закономерностей их проявления, рассмотрение основных принципов действия.

Одним из заданий работы является тест, направленный на закрепление знаний полученных в процессе работы на контрольной, а также проверка на сколько хорошо был усвоен материал.

Измерение ощущений

В психологии существует специальный раздел, в область исследования которого входит изучение взаимоотношений между силой раздражителя и яркостью переживаемого ощущения. Называется этот отдел науки психофизикой. Ее задача состоит в том, чтобы построить адекватную систему вычисления порогов ощущений и разработать соответственную ей шкалу измерения.

Психофизики предлагают называть порог возникновения чувства, то есть то минимальное воздействие раздражителя, ниже которого ощущение пропадает, абсолютным нижним порогом. Соответственно, абсолютным верхним порогом будет та степень воздействия, выше которого ощущение также исчезнет.

Примерами такого рода пределов для слухового восприятия человека являются частоты ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20 кГц (ультразвук).

Адаптация органов чувств

Продолжительные контакты раздражителей и рецепторов инициирует процесс, называемый адаптацией ощущений. Иначе говоря, органы чувств, приспособившиеся к регулярному воздействию, могут снизить свою чувствительность до полного игнорирования воздействия. Такая адаптация называется отрицательной. В том случае, если под действием продолжительного контакта с раздражителем интенсивность ощущений нарастает, адаптация носит название положительной.

Самая подвижная адаптация у человека наблюдается к зрительным ощущениям, а наименее гибкая — к слуховым и к переживанию боли.

Дидактическое значение ощущений и восприятия.

При построении обучения решающее значение имеет организация познавательного процесса ученика в логике его продвижения к освоению опыта культуры и цивилизации. Ощущения и восприятия, как уже отмечалось, выступают основой любого процесса познания, представляя его исходное звено. Педагогическое осознание этого факта становится отправным моментом формулирования первых дидактических концепций и практик. Начиная с XVII в., когда схоластика уступила место реализму с сенсуалистическим познанием, и на протяжении нескольких веков опора на реальные ощущения и разностороннее восприятие ребенка выступала, пожалуй, одним из главных и неизменных по сей день требований дидактики.

Дидактическое развитие этого требования воплотилось прежде всего в принципе наглядности обучения, получило свое практическое преломление в принципах доступности обучающих воздействий, связи обучения с жизнью, индивидуализации, системности и систематичности обучения и др. В логике этого фундаментального требования разрабатываются также и ведущие методы обучения: перцептивные, репродуктивные, индуктивные и др.

Наиболее адекватно и полно дидактическое значение ощущений и восприятия раскрывается в принципе наглядности обучения. Эту идею выдвигали известные просветители М.Монтегю (1533 — 1592) и Ф.Бэкон (1561 — 1626), более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: В.Ратке (1571 —1635), который использовал принцип наглядности в преподавании языков, и прежде всего Я.А. Коменский (1592—1670), который разработал этот принцип в «Великой дидактике» и применил в других своих произведениях.

Особое внимание Я.А. Коменского принципу наглядности объясняется всецелой приверженностью педагога сенсуалистической теории познания, согласно которой истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависят прежде всего от показаний органов чувств

На этой основе Я.А.Коменский формулирует свое знаменитое золотое правило обучения, которое напрямую апеллирует к чувственно воспринимаемому опыту. Рекомендованное Я.А.Коменским полисенсорное познание до сегодняшнего дня не реализовано так, как этого добивался выдающийся чешский педагог.

Таким образом, Я.А.Коменский уже в XVII в. предвосхитил необходимость охвата и включения в процесс обучения всего сенсорно-перцептивного потока проявления активности обучаемого.

Я.А.Коменский, а затем И. Г. Песталоцци противопоставляли наглядность схоластическому вербальному преподаванию. Ее использование должно было облегчить учащимся овладение любыми знаниями, как научными, так и практическими. Я.А. Коменский утверждал, что «людей надо учить разносторонне, не из книг черпать мудрость, а с неба, земли, с дубов и буков» . Он заботился также о том, чтобы учащиеся «наглядно» познавали «духовные и несуществующие предметы», например ангелов, души и т. п. То есть речь идет об использовании наглядности в познании как конкретных, так и абстрактных явлений и сущностей.

Примером блестящего образца методического воплощения и разработки принципа наглядности может служить книга Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках», которая стала своеобразным прообразом первых букварей. Эта книга вводит сознание ребенка в мир взаимосвязанных явлений и процессов. Следуя библейской логике миросотворения и мироздания, книга Я.А. Коменского увлекает в захватывающее путешествие к постижению необходимых, сложных и психологически важных для ребенка сторон действительности, формируя целостное и стройное видение окружающего мира. При этом наглядным методом раскрываются не только конкретные вещи и явления (птицы, рыбы, звери и т.д.), но и абстрактные нравственные понятия (душа, справедливость, добродетель и др.).

Развитие восприятий у школьников требует значительного внимания и руководства со стороны учителей и воспитателей. Особенно это относится к учащимся младших классов, которые из-за недостаточности жизненного опыта часто не могут выделить основное и существенное в наблюдаемых явлениях, затрудняются в их описании, пропускают важные детали, отвлекаясь на случайные и несущественные.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы тщательно подготовить учащихся к восприятию изучаемых объектов, сообщить необходимые сведения об этих объектах, способные облегчить и направить восприятие учащихся в сторону выделения наиболее важных особенностей предметов. Демо

Ощущение как психический процесс

Определение 1

Ощущение – это психический процесс, состоящий из отражения отдельных свойств воспринимаемых предметов материального мира, в то время как восприятие – это процесс целостного отражения предметов, которые протекают при непосредственном воздействии на органы чувств физических раздражителей.

Информация об окружающем мире поступает человеку через ощущения и обрабатывается восприятием для использования. Ощущение – это самая простая первая ступень познания. На более простые процессы ощущение не раскладывается и является своеобразным психическим кирпичиком, из которых строится вся психика человека.

Рисунок 1. Возникновение ощущений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Статья: Ощущение и восприятие

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Ощущение дает человеку возможность узнать о запахе, движении, цвете, положении в пространстве и др. Без ощущений не будет и познания. Для ощущений характерны такие качественные характеристики как интенсивность, длительность, эмоциональный тон. Они имеют рефлекторный характер, т.е. для его возникновения необходим какой-нибудь раздражитель, воздействующий на органы чувств.

Сигнал, поступающий в мозг при воздействии на рецептор раздражителя, попадает в соответствующий центр коры больших полушарий мозга и возникает ощущение, механизм которого состоит из трех этапов – физического, физиологического, психического.

В зависимости от функции и расположения рецепторов ощущения бывают:

экстерорецептивные – они возникают, когда внешние стимулы воздействуют на рецепторы;

  • интерорецептивные, говорящие о том, что происходит внутри организма;
  • проприорецептивные – они возникают в мышцах и сухожилиях.

Из всех видов ощущений зрительные являются самыми важными, потому что 90% информации из внешней среды человек получает с их помощью.

Слуховые ощущения дают информацию о высоте, силе, тембре звука и их интенсивность зависит от амплитуды колебания источника и высоты звука.

К химической чувствительности относят такие виды ощущений, как вкус и обоняние, поскольку они стимулируются химическими веществами.

Ощущения, связанные с кожей получили название кожные.

Болевая чувствительность связана с эмоциями и темпераментом человека, например, страх перед кабинетом стоматолога. Однако было установлено, что ощущение вызывает не всякий раздражитель, например, легкая пылинка на тыльной стороне ладони совсем не чувствуется. Очевидно, для того чтобы возникло ощущение, раздражитель должен быть значительно интенсивнее.

Ощущения имеют свои пороги – абсолютный нижний порог (минимальная величина раздражения), верхний абсолютный порог (максимальная величина раздражения), относительный порог или порог различения – это минимальное различение между раздражителями, замечаемое человеком, например, чуть сладкий чай.

Когнитивные или умственные процессы — что это такое

Когнитивные (познавательные, умственные) процессы обеспечивают возможность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает через органы чувств из внешней среды. Формирование внутренней картины мира, собственного опыта происходит по четкому алгоритму. Информация поступает в головной мозг, а затем проходит несколько стадий:

  • обработки;
  • фильтрации;
  • интерпретации;
  • систематизации.

Только после того, как информация систематизирована, она переходит в память и сохраняется там, становясь опытом. 

Познавательные процессы взаимодействуют между собой, но могут протекать и изолированно. Так, у людей с нарушением речи может быть хорошо развито умение воспринимать звуковые сигналы, а те, кто имеет проблемы с памятью, могут легко решать математические задачи.

За координированное взаимодействие когнитивных процессов в головном мозге отвечает префронтальная кора и передняя часть поясной извилины. Специальные тесты позволяют получить представление о функциональности и согласованности когнитивных процессов. Если они хорошо развиты, человек может:

проявлять когнитивную гибкость  —  он легко адаптирует свое поведение и мышление к изменяющимся условиям среды и непредвиденным ситуациям;
контролировать свои импульсивные и автоматические реакции;
действовать рационально, опираясь на логическое мышление и внимание;
контролировать привычные модели поведения, проверять, насколько они соответствуют сформированному ранее плану;
прогнозировать события, выбирать правильные способы достижения поставленных целей;
хранить и обрабатывать информацию, необходимую для решения сложных заданий;
делать выбор, опираясь на уже имеющийся опыт и логику;
делать логические выводы, если есть проблема, требующая решения.

Понятие «ощущения»

Изначально ощущения рассматривались в философии: к ним относили все явления чувственного отражения мира, в том числе восприятие и память. В 19 веке В. Вундт, немецкий врач, физиолог и психолог, основатель экспериментальной и когнитивной психологии, четко разграничил различия между ощущениями и другими смежными понятиями, что вслед за ним подтвердили и другие психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. А в 19 веке сформировалась наука психофизика, изучающая взаимодействие между физическими процессами и субъективными ощущениями, в рамках которой исследования ощущений происходят и по сей день.

В результате под ощущением стали подразумевать простейший психический процесс, который присущ абсолютно любому живому организму в ходе его познавательной деятельности.

Ощущения – это процесс отображения психикой отдельных свойств явлений и предметов окружающего мира, в котором задействованы все органы наших чувств.

Ощущения считаются первой ступенью познавательной деятельности человека, которая служит основой для протекания более сложных познавательных процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.) Так, например, восприятие складывается из ощущений и является целостным отображением предметов и явлений, а не отдельных их свойств (в отличие от ощущений).

Для лучшего понимания приведем пример: если вы наслаждаетесь розой, то ваше целостное впечатление от нее «она прекрасна» – это восприятие, а ощущением будет называться то, что вы почувствуете ее чудесный аромат или колкие шипы, или подумаете о том, что у нее красивые лепестки. Таким образом, восприятие – это совокупность нескольких ощущений, благодаря которым складывается целостное преставление об объекте.

Чтобы лучше разобраться в том, что же такое ощущения, узнаем, каковы их физиологические механизмы и закономерности.

Развитие наблюдательности в педагогическом процессе.

Если ученик систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность — это умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности. Таким путем наблюдение из неустойчивого, дискретного (непостоянного) проявления (как психического состояния) переходит в одно из устойчивых, постоянных качеств личности, привычных для личности. Наблюдательный человек видит больше, понимает глубже, так как улавливает малозаметные, но существенные признаки предметов, явлений, событий. Такой человек имеет возможность делать более правильные выводы, тоньше осмысливать происходящее.

Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает структуру и содержание психических процессов человека. Отточенная наблюдательность учителя способствует развитию его педагогического такта. Во время работы с детьми он улавливает такие едва заметные отклонения от обычного рабочего состояния класса или отдельных учащихся, которые другими присутствующими вообще не замечаются.

Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Она развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия.

Развитие наблюдательности школьников — одно из необходимых условий овладения ими системой знаний и в то же время важная самостоятельная задача воспитательной работы учителя. К.Д.Ушинский отмечал, что учение должно упражнять способности наблюдения.

Такое средство обучения, как наглядность, имеет огромное значение для развития наблюдательности учащихся в учебной деятельности. Развивается наблюдательность также и в процессе разнообразных наблюдений школьников за явлениями природы, в юннатской работе, на занятиях кружков, во время летнего отдыха.

В процессе обучения и развития интересов школьников формируются индивидуальные особенности наблюдательности. Одни ученики обнаруживают более тонкую и полную наблюдательность в сфере искусства, другие — при изучении математики, третьи — истории и т.д. Возможны различия по глубине наблюдательности. Одних привлекают внешние особенности предметов, событий, другие стараются проникнуть в глубину познаваемых явлений. Развитие наблюдательности — необходимое условие всестороннего и гармонического формирования личности.

Типы восприятия и наблюдения.

При психологическом изучении особенностей восприятия людей, а также в человеческой практике выделяют следующие основные типы восприятия и наблюдения: синтетическое, аналитическое, аналитико-синтетическое и эмоциональное.

У людей с синтетическим типом восприятия проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Учитель с этим типом восприятия весьма кратко и обобщенно характеризует учащихся: «Дисциплинированный, исполнительный, добросовестный» или «Разболтанный, невоспитанный», не уделяя должного внимания анализу причин проступков. Сами поступки детей очень быстро перестают быть существенными для учителя. Прочным оказывается его общее мнение об ученике.

Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Они стремятся выделить и проанализировать прежде всего детали, частности, скрупулезно вникая во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности.

У людей, обладающих аналитико-синтетическим типом восприятия и наблюдения, в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада наиболее благоприятны для деятельности.

Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путанны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители

Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям

В повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача — формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.

Типы и виды восприятия

В психологии человека специалисты выделяют сразу несколько типов и видов восприятия. В настоящее время это более-менее сложившаяся и универсальная система, принятая повсеместно. Как и везде, развитие восприятия идет от простого к сложному. Наиболее простой тип основан на одном из ощущений. Таковым может быть прослушивание музыки или вдыхание аромата цветка. В данных примерах восприятие строится одним анализатором на основании одного раздражителя. Если в процесс отражения включается несколько ощущений, как, например, при просмотре кинофильма или при составлении букета, то восприятие относится к сложным типам.

Кроме этого, восприятие в психологии подразделяется на несколько видов. Данная классификация основана на различении типов самих воспринимаемых объектов. Так, специалисты выделяют в отдельные виды восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения и даже восприятие человека человеком. Последнее называется по-научному социальной перцепцией.

Восприятие времени основано на смене внутренних процессов человеческой психики, а потому в значительной степени субъективно.

Восприятие пространства дает представление о форме, величине и расположении предметов в трехмерной действительности. Перемещение же объектов по оси координат формирует восприятие движения. Последнее бывает относительным и безотносительным. Относительное воспринимает перемещение объекта в зависимости от других предметов. Безотносительное же, напротив, воспринимает объект в изоляции от посторонних.

↑ Характеристика основных видов познания

Критерии сравнения Чувственное познание Рациональное познание Интуиция
средства органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) мышление «озарение», «наитие», «прозрение»
формы Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса.Восприятие — чувственныйцелостный образ предмета.Представление — чувственный образ объекта познания,запечатлённый в памяти человека Понятие — это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса.Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе.Умозаключение (вывод) — мысль, которая сформирована на основе нескольких суждений Мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциями. Интеллектуальная — связана с умственной деятельностью
особенности непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщённость; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Основные функции и базовые свойства ощущений

Как уже было сказано, ощущения являются основой нашего познания. С помощью ощущений живой организм обретает знания о действительности, которые помогают ему выжить.

Все ощущения, независимо от их вида, выполняют три основные функции:

  • сигнальная функция – дают организму информацию об окружающем мире;
  • отражательная функция – помогают организму сформировать свой субъективный образ мира для ориентации в нем;
  • регулятивная функция – позволяют организму адаптироваться к условиям внешнего мира и подстраиваться под возникающие в нем изменения.

Если у человека функционируют все органы чувств и на него непрерывно действуют внешние раздражители, он получает необходимое для здорового существования количество информации. А вот в случае нарушений в функционировании органов чувств или отсутствия внешних раздражителей может возникнуть ряд серьезных расстройств ощущений: анестезия (отсутствие ощущений), гипестезия (ослабевание ощущений), гиперестезия (усиление ощущений), парестезия (неприятные ощущения на коже при отсутствии какого-либо раздражения) и сенестопатия (неприятные ощущения внутри тела при отсутствии каких-либо недугов внутренних органов).

Однако самым опасным нарушением является «чувственный голод» или сенсорная депривация, которая приводит к снижению психической активности к нулю, т.е. погружает человека в состояние сна.

Помимо общих функций, существует также ряд свойств, присущих абсолютно каждому ощущению:

  • Специфические характеристики (зрительные ощущения характеризуются яркостью, насыщенностью и т.д., тактильные – мягкостью, твердостью и т.д.)
  • Продолжительность (в течение какого времени) и интенсивность (с какой силой), с которыми раздражитель воздействует на тот или иной анализатор.
  • Верхний и нижний абсолютные пороги чувствительности, т.е. определенная характеристика силы воздействия со стороны раздражителя, которую соответствующие органы чувств могут воспринимать без ущерба психике.
  • Способность определить источник воздействия и то место, на которое он воздействует.

Однако наличие общих свойств не отменяет того, что существует множество абсолютно разных ощущений, каждое из которых возникает как реакция на отдельное раздражение и отражает конкретные свойства объектов. Чтобы лучше понять феномен ощущений, рассмотрим, какие они бывают.

Центр

Центр анализатора — это мозг. Точнее, различные его участки, которые отвечают за вверенную им область органов чувств. Одни части мозга отвечают за зрительное восприятие, другие — за тактильное, и так далее. Центр анализатора, принимая сигнал от рецепторов посредством проводников, преобразовывает его в конкретное ощущение, которое чувствует человек.

Таковы особенности восприятия внешнего мира – на самом деле мы не можем непосредственно ощущать вкус или запах. Наш мозг только воссоздает, реконструирует ощущения на основании полученных данных от рецепторов. И вся панорама многообразных ощущений существует лишь в голове человека.

Пример разницы восприятия и ощущений

Чтобы наглядно продемонстрировать разницу, которую имеют между собой ощущение и восприятие, представим себе индивида, поедающего яблоко. Ясно, что, во-первых, он держит фрукт рукой, и его мозг воспринимает это как отдельное тактильное ощущение. Во-вторых, кусая яблоко, этот человек явственно чувствует его вкус – сладость, кислинку и пр. Это также дает мозгу информацию от ощущения. В-третьих, зрительное восприятие яблока – тоже только отдельное чувство, предоставляемое глазами – одним из органов чувств. В-четвертых, поедая плод, человек ощущает его специфический запах. Информация о нем также передается в мозг в качестве независимого ощущения. Наконец, в-пятых, надкусывая яблоко, человек слышит характерный треск, потому что в это время получает слуховое восприятие. Таким образом, входя в контакт с фруктом, индивид имеет пять совершенно независимых ощущений. Но сложные психические механизмы синтезируют всю информацию от них и предоставляют сознанию единую картину, единое представление о яблоке, то есть целостную картину реальности. Это совокупное, составное видение окружающей среды, которое представляет собой восприятие мира.

Но есть одна тонкость, когда ощущение может быть тождественно восприятию. Например, если человек не ест яблоко, не вдыхает его аромат, а только держит его с закрытыми глазами. В таком случае он получает только одно ощущение – тактильное, а потому и целостная картина воспринимаемой реальности будет состоять только из одного ощущения. По крайней мере до тех пор, пока человек не откроет глаза.

Почему чувственное восприятие важнее мышления?

Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и раньше. Мы, как и животные, изначально способны видеть, слышать и ощущать — это наши единственные способы воспринимать мир. По сути, мир для нас существует исключительно в нашем чувственном восприятии.

Однако у человека, помимо чувственного восприятия, есть и второй психический механизм — мышление. Ученые называют его вторичной сигнальной системой. Это мышление, речь, слова. Это обработка символов, а не чувственных образов и переживаний.

В отличие от чувственного восприятия, мышление возникает у человека не с рождения, а только через несколько лет после него. А если человек не живет среди других людей, оно может не развиться вообще

Впрочем, важно другое — то, что мышление возникает позже чувственного восприятия. Мышление является вторичным по отношению к чувствам

По сути, слова — это некие скомбинированные обрывки звуков, картинок или других чувственных образов. Мышление основано на чувственном восприятии, оно бы не существовало без чувственного восприятия. Очевидно, что невозможно научить речи того, кто совершенно не воспринимает мир.

Мышление вторично по отношению к чувствам. Однако у людей оно очень сильно развито

Настолько сильно, что все наше внимание начало фиксироваться на мышлении и игнорировать чувства. Мы начали замечать только мысли

Мысли стали для нас единственной реальностью. Они начали подменять нам настоящую реальность, которая существует исключительно в нашем чувственном восприятии.

В результате для человека стало реально не то, что он видит, слышит и ощущает, а то, что он думает. Как говорится в шуточной поговорке, если факты противоречат теории — тем хуже для фактов. Если чувственное восприятие реальности противоречит мышлению — тем хуже для реальности. Даже если мы видим, что чувственная реальность не соответствует нашему мышлению, мы все равно продолжаем упорствовать в том, что думаем.

Человек замыкается в собственных мыслях. Но есть опасный для такого человека парадокс — мысли все-таки являются следствием чувств. Все наше мышление является вторичной, третичной, сколько-то-ричной переработкой того, что мы чувственно воспринимаем. Мы не можем подумать о том, что никогда не было в наших чувствах. Полностью оторванного от чувственной реальности мышления не существует и не может существовать.

И в результате чем больше человек направляет внимание на мысли в противовес чувствам — тем меньше пищи для мышления у него остается. Мышление начинает тормозить, буксовать, стопориться

И если человек полностью оторвал свое внимание от чувственного восприятия — мышление вслед за этим прекращается целиком. Человек лишается и чувственного восприятия, и мышления. Он лишается всего. Его психика входит в ступор.

А поскольку практически всем людям свойственно фиксироваться на своем мышлении, от этой проблемы в той или иной степени страдают все. Они либо больше верят мышлению, а не чувствам, и совершают ошибки, либо вообще полностью фиксируются на мышлении и тогда теряют способность функционировать. Лень, депрессия, апатия — это в первую очередь эффект оторванности внимания человека от его чувственного восприятия реальности. Ведь если человек перестает воспринимать реальность — он теряет способность действовать в ней.

Поэтому нам всем надо учиться направлять внимание не на мысли, а на чувственное восприятие. На все, что мы видим, слышим, ощущаем и так далее

Потому что только это является реальностью, а наше мышление — это вторичный от реальности продукт.

Если вы научитесь обращать внимание на то, что вы чувствуете, вы вернете себе утраченный контакт с реальностью. Вы почувствуете реальность в полную силу

Вы начнете полностью проживать свою жизнь. А ведь это и есть счастье — полное, без исключений, проживание собственной жизни.

Причем, что характерно, чем лучше вы научитесь чувствовать — тем лучше вы научитесь и думать. Потому что мышление, повторю в очередной раз, есть следствие чувственного восприятия. Качество чувств повышает качество мысли. Перестав фиксироваться на одном лишь мышлении, мы не утрачиваем его, а наоборот, развиваем. А значит, начинаем и думать, и действовать лучше.

Резюмирую

Всем людям совершенно необходимо учиться направлять внимание не на мышление, а на чувственное восприятие. Только тогда нас ждут и счастье, и успех, и полноценная жизнь

Теги: самоанализ, мышление, личностная психология, работа над собой, чувства, мысли

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: