Введение. 4
1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР. 5
2. Роль психологического сопровождения в системе коррекционно-развивающего обучения 6
3. Программа занятий психолога по интеллектуальному развитию детей с ЗПР. 6
Цели и задачи программы.. 6
Организация и проведение занятий. 8
Содержание программы.. 9
1-й ЭТАП.. 9
2-й ЭТАП.. 10
3-й ЭТАП.. 11
4-й ЭТАП.. 12
Развивающие игры и упражнения. Описание и методические рекомендации. 12
Задания, направленные на развитие пространственной ориентировки. 13
Задания, направленные на развитие логического мышления. 14
Задания, направленные на развитие памяти. 17
Задания, направленные на развитие внимания. 18
Приложение I. Классификация заданий по целям воздействия. 20
Приложение II. Материалы к заданиям.. 20
Материал к графическим диктантам.. 21
Мозаика. 23
Восприятие
Недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает педагог, демонстрируя наглядные пособия, картины. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными», как бы невидимыми. Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
21 стр., 10275 слов
Речевая деятельность детей
… по проблеме активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста . 2. Выявить уровень развития речевой деятельности у детей среднего дошкольного возраста. … речи показывают, что существуют типичные проблемы развития речи дошкольника: бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи … 3 ступени речевого акта: подготовка и исполнение высказывания, его восприятие и понимание, …
У детей с ЗПР часто наблюдаются затруднения в право- и левоориентации, а также невыраженная или перекрестная латеральность.
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием, при этом выраженности дефекта зависит от генеза задержки психического развития. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля.
После специального обучения детей эффективному использованию группировки материала по ситуативным признакам и по родовой принадлежности показатели детей с ЗПР улучшаются.
Общие недостатки механической памяти детей с ЗПР, выявленные при исследовании кратковременной памяти:
- заметное по сравнению с нормой снижение результативности первых попыток запоминания;
- несколько большее количество попыток, необходимых для заучивания материала (медленное нарастание продуктивности запоминания);
- сниженный объем запоминания;
- несколько более низкий (на 2 — 3 года) уровень продуктивности памяти;
— Таким образом, отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других. дети задержка психический умственный
При целенаправленной коррекционной работе, в частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР.
Исследования психологических особенностей познавательной активности детей с ЗПР
Ученые изучили индивидуальные (типические) особенности познавательной активности, рассмотренной в структуре общей способности к учению у детей младшего школьного возраста. Экспериментальная работа происходила с помощью нескольких методик:
- Вербальный выбор;
- Методика «Выбери задачу»;
- Методика «Соедини значки и найди предмет».
В исследовании было принято определение категории «познавательная активность», которую предложила Э. А. Баранова. Она представляет собой интерес в структуре общей способности к обучению в качестве интегративного (эмоционального, интеллектуального и деятельностного) психического образования, которое выражает субъектное отношение школьника к получению новых знаний, относящихся к объективной окружающей действительности.
Рассмотренные структурные компоненты познавательной активности могут в одно время характеризовать область субъективной активности личности в ходе познания и получения новых знаний. Они связаны между собой и представляют в совокупности сложное интегративное психическое образование. Если обратиться к его развитому виду, то оно представлено в виде сложного интегративного свойства личности, способного характеризовать активную познавательную направленность, спроецированную на соответствующую сферу бытия и выступающую в единстве эмоциональных и интеллектуально-регулятивных процессов.
В соответствии со степенью выраженности показателей ученые рассматривают несколько уровней формирования познавательного интереса в рамках общей способности к учению:
- Субъектно-поисковый уровень, который можно характеризовать оптимальным образом реализованным возрастным потенциалом;
- Продуктивно-поисковый уровень, где отмечена неустойчивость и эпизодичность в проявлении познавательной активности;
- Инактивный (репродуктивный) уровень, характеризующийся отсутствием творческого проявления (здесь поисковая деятельность почти целиком направлена и корректируется через воздействия взрослых людей);
- Зачаточный, элементарный уровень, когда активность ребенка характеризуется интересом с формальной стороны познавательной деятельности;
- Фактическое отсутствие познавательного интереса, где разрешение познавательных задач не может стать действенным мотивом.
Отсутствие у детей младшего школьного возраста с ЗПР познавательной активности может сочетаться с абсолютно низкой степенью формирования процессов саморегуляции.
Примеры формирования высших психических функций
Л.С. Выготский в своих работах объясняет как формируются ВПФ на примере новорожденного
Младенец пытается произвести определенное действие с предметом, привлекающим его внимание, в результате у него непроизвольно получается указательный жест. Он не является осознанным, но если взрослые отреагируют на этот жест нужным образом и закрепят его своими действиями, то впоследствии ребенок может начать использовать его целенаправленно, когда хочет получить желаемый предмет
Как работает интериоризация, можно увидеть на таком примере:
- 1 этап — взрослый использует речевые знаки, указывая ребенку, что надо сделать.
- 2 этап — ребенок усваивает эти знаки и с их помощью обращается к взрослому.
- 3 этап — ребенок обращается сам к себе, используя речевые знаки.
- 4 этап — ребенок переводит внешний процесс во внутренний, мыслительный.
Формирование высших психических функций у ребенка
Рассмотрим процесс формирования высших психических функций у ребенка. На первой, примитивной стадии, ребенок воспринимает знак как простой образ. Он может запомнить, как называется тот или иной символ, обозначающий букву или цифру, но пользоваться ими еще не умеет.
Затем наступает вторая стадия, неадекватного использования знака: ребенок пытается его применять, но скорее наугад, чем используя логическое мышление.
На третьей стадии происходит внешнее использование знака. Это может быть счет на пальцах или воспроизведение сложенных из печатных букв простейших звуковых конструкций. На этой стадии речь ребенка может быть адресована самому себе — он проговаривает вслух, что надо сделать.
Тренировка речи
1. «Сюжетные картинки»
Покажите дошкольнику изображение какого-либо героя. Попросите ребенка рассказать, что он видит на этой картинке в подробностях — с описанием цвета, формы, размера. Более сложный вариант — комбинация карточек, представляющих собой какую-то последовательность действий. Здесь малышу придется сначала восстановить правильный порядок элементов и составить короткий рассказ по этим рисункам.
2. «Наоборот»
Попросите дошкольника подобрать противоположные по значению слова. Например, мама — взрослая, а ты — … (маленький), ночью — темно, а днем — … (светло), яблоко — сладкое, а лимон — … (кислый) и так далее.
3. «На одну букву»
Для упражнения вам понадобятся карточки, на которых будут написаны буквы или слоги (для более сложного варианта игры). Для начала задайте тему, например: «Я был в парке и видел …». Задача дошкольника — дополнить рассказ подходящими по смыслу словами, которые будут начинаться с заданной буквы или слога. Рассмотрим пример. Вы вытянули карту с буквой «с», рассказ может выглядеть следующим образом: «Я был в парке и видел слона, солнце, соловья, сломанный стол».
Для развития у детей речевой способности больше читайте, обсуждайте прочитанное, знакомьте малыша с поэзией, пробуйте осваивать несложные скороговорки. И помните, что каждое занятие должно включать в себя элементы игры.
Высшие психические функции и речь
Память
Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.
Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.
Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.
Восприятие
Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.
Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.
Внимание
При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца
Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.
Мышление
Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.
Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.
Речь
Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).
Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.
Признаки
К признакам ВПФ принято относить следующие характеристики:
- Социальность. Высшие психические функции способны возникнуть и развиваться только в процессе интериоризации, когда человек в результате внешнего социального взаимодействия с другими субъектами усваивает социальные формы поведения и переносит их во внутренний план, тем самым формируя внутреннюю структуру психики.
- Опосредованность. ВПФ работают благодаря развитию способности индивида распознавать и воспроизводить символы и знаки. Такие средства как слова, образы, числа, иероглифы помогают постигнуть смысл сущности предметов и явлений на абстрактном и конкретном уровнях, связать их воедино.
- Произвольный характер. Высшие психические функции — произвольные по способу саморегуляции. Это значит, что индивид может осознавать их, регулировать и управлять ими самостоятельно, ставя перед собой задачи и цели. Человек осуществляет деятельность целенаправленно, основываясь на анализе предыдущего опыта и корректируя в нужную сторону свои действия и поведение.
- Системность. ВПФ являются иерархической системой — одни ее части подчиняются другим. При этом она представляет собой динамичное образование. На протяжении всей жизни каждого индивида меняются как ее части, так и взаимоотношения между ними. Все вышеприведенные характеристики (социальность, опосредованность, произвольный характер) являются качествами этой системы.
Что относится к ВПФ
В научном мире общепринято относят к высшим психическим функциям:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- речь.
Остальные виды психических функций (такие как внимание, воля, социальные эмоции, внутренние мотивация и чувства) остаются под вопросом в силу своей неоднозначности.
Восприятие
Окружающая действительность, воздействуя на органы чувств человека, отпечатывается в его сознании. Эта особенность человеческого мозга называется восприятием. Не секрет, что каждый человек по своему воспринимает окружающий мир и на основе своих впечатлений рисует собственную картину бытия.
Восприятие может быть непреднамеренным, когда внешний фактор является раздражающим и невольно вызывает к себе интерес.
Преднамеренное же восприятие обусловлено поставленной индивидом перед собой задачей изучить какой-то предмет или явление, получить о нем определенные знания.
Память
Память выполняет поочередно три функции: запоминание, хранение и извлечение информации.
Запоминание является следствием восприятия, и точно так же может быть непроизвольным и произвольным. Восприятие оставляет отпечатки в коре головного мозга и формирует представление о том или ином событии, явлении, предмете.
Полученные сведения попадают на хранение в определенную ячейку памяти, которая может быть как кратковременной, так и долговременной.
В подходящий момент, когда это необходимо, данные извлекаются из своих ячеек, происходит процесс узнавания либо воспроизведения.
В процессе запоминания формируются устойчивые связи между образами предметов или явлений. Помимо этого память устанавливает связь между прошлым, настоящим и подготовительным состояниями психики, обеспечивая непрерывность и взаимосвязанность жизненного опыта. Этот процесс способствует осознанию человеком своей индивидуальности и формированию личности.
Мышление
Мышление в качестве высшей психической функции является познавательным процессом, происходящим на основе сбора, анализа, сопоставления фактов окружающего мира. Это своего рода обобщенное и опосредованное отражение действительности человеческим мозгом.
Мышление помогает индивиду постичь внешнюю и внутреннюю сущность и содержание предметов, явлений, событий.
Речь
Речь является уникальной психической функцией, свойственной только человеку, главным орудием в социализации личности, незаменимым средством общения.
Именно речь, в том числе письменная, обеспечивает поступление и хранение в памяти основного количества информации. С помощью речи можно передать мысли, чувства, абстрактные понятия, сохранить исторические факты и события.
Благодаря речи человек способен усваивать опыт других людей и обогащать им свое сознание. В определенных ситуациях передача знаний через речь гораздо эффективнее неречевых процессов познания (наблюдения, восприятия, воображения, мышления).
Мышление
Мышление — часть интеллекта, познавательный процесс, предусматривающий «рождение» новых знаний, познание окружающего мира.
Становление мыслительного процесса происходит поэтапно:
- С момента рождения до 2 лет ребенок познает мир через действия и органы чувств.
- После 2 и до 6 лет дети мыслят, используя образы и слова, при этом логическое мышление только зарождается.
- С 7 до 11 лет появляется понимание конкретных явлений, аналогий, операций под влиянием школьной программы.
- После 12 лет наступает этап формальных операций.
Осознанное мышление и совершенные понятия формируются в более позднем, юношеском возрасте. К этому времени у подростка уже есть некоторый жизненный опыт и теоретические знания.
Материал к заданию «Установи закономерность». 33
Материал к заданию «Продолжи логический ряд». 34
Материал к заданию «Дорисуй девятое». 35
Материал к заданию «Точки». 37
Материал к заданию «Зрительный диктант». 38
Материал к заданию «Запутанные дорожки». 40
Материал к заданию «Продолжи числовой ряд». 44
Варианты заданий «Исключи лишнее». 44
Варианты заданий «Сходство и различие». 44
Материал к заданию «Противоположное слово». 45
Материал к заданию «Подбери пару». 46
Тексты к заданию «Поиск ошибок в тексте». 46
Тестовый бланк к заданию «Корректурная проба». 47
Тексты к заданию «И мы …». 49
Приложение III. Конспекты занятий. 49
Урок N° 1. 49
Урок № 2. 51
Урок № 3. 52
Приложение IV. Аналитические задачи (методические рекомендации) 55
Аналитические задачи. 57
Литература. 60
1.3 Диагностика задержки психического развития
Родители большей частью
обращаются к врачу или психологу, когда детям исполняется 7-9 лет, с проблемами
школьной неуспеваемости и дезадаптации, с обострением прежних или
возникновением новых нервно-психических расстройств. Однако диагностика ЗПР и
выявление детей «группы риска» возможны гораздо раньше в связи с замедленностью
темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой
деятельности, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью,
нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы
подготовительной группы детского сада.
Основные диагностические
признаки ЗПР (клинико-психологические синдромы):
А. Незрелость
эмоционально-волевой сферы — синдром психического инфантилизма: 1) преобладание
игровых интересов над познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость,
вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость; 3)
неумение контролировать свои действия и поступки, некритичность, эгоизм; 4)
отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание
подчиняться правилам.
Б. Нарушение интеллектуальной
работоспособности в связи с дисфункцией вегетососудистой регуляции — синдром
церебральной астении (церебрастенический синдром): 1) повышенная утомляемость;
2) по мере утомляемости — нарастание психической медлительности либо
импульсивности; ухудшение концентрации внимания, памяти; немотивированные
расстройства настроения, слезливость, капризность и т.п.; вялость, сонливость
либо двигательная расторможенность и болтливость, ухудшение почерка; 3)
повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные боли; 4)
неравномерность учебных достижений.
В. Энцефалопатические
расстройства: 1) неврозоподобный синдром (страхи, тики, заикание, нарушение
сна, энурез и пр.); 2) стойкие расстройства поведения — синдром повышенной
аффективной и двигательной возбудимости; психопатоподобный синдром
(эмоциональная взрывчатость в сочетании с агрессивностью; лживость,
расторможенность влечений и пр.); 3) эпилептиформный синдром (судорожные
припадки, специфические особенности аффективной сферы и пр.); 4) апатико-адинамический
синдром (вялость, безразличие, заторможенность и пр.).
Г. Нарушения предпосылок
интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и
графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2)
зрительно-пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и
букв, зеркальность и перестановки их при чтении и написании; трудности
ориентации в пределах тетрадного листа; 3) нарушение звуко-буквенного анализа и
звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-грамматических
конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение зрительной,
слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения
внимания, фрагментарность восприятия.
Отличие от олигофрении:
для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций,
т.е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие
потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений.
Важным диагностическим
признаком для отграничения от олигофрении является возможность принимать и
использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной
операции и переносить его на аналогичные задания.
Виды коррекционной
помощи: актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций;
организация внимания и усиление речевого контроля; уменьшение объёма и темпа
работы. Долговременные виды помощи: формирование произвольных форм
деятельности, тренинг функционально незрелых и ослабленных функций (тонкой
моторики, зрительно-пространственного и слухового восприятия, слухо-речевой
памяти, слухо-двигательной и зрительно-двигательной координаций и т.д.).
Прогноз психического
развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней
диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств,
организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном
и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.
Идеи Выготского о психическом развитии личности. Концепция Л. С. Выготского
Если большинство концепций рассматривают развитие как приспособление человека к окружающей его среде, то Л. С. Выготский осмысливает среду как источник развития высших психических функций человека. В зависимости от возраста последнего изменяется роль среды в развитии, так как она определяется переживаниями ребенка.
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития:
- детское развитие имеет свои ритм и темп, которые меняются в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);
- развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально отличается от психики взрослых;
- развитие ребенка идет неравномерно: каждая сторона в его психике имеет свой оптимальный период развития.
- Ученый обосновал закон развития высших психических функций. Согласно Л. С. Выготскому, они возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, сотрудничества с другими людьми и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями его самого. Так, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительные особенности высших психических функций — опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются в течение жизни — в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов.
- Детское развитие подчиняется не биологическим, а общественно-историческим законам. Развитие ребенка происходит благодаря усвоению исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития человека — обучение. Но последнее не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние его процессы, которые вначале для ребенка возможны только при взаимодействии со взрослыми и в сотрудничестве с товарищами. Однако затем, пронизывая весь внутренний ход развития, они становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия — это разница между уровнем актуального развития и возможного развития ребенка благодаря содействию взрослых. «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день». Этот феномен свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.
- Человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а их система, структура. В раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития означает перестройку системы сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, т. е. уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь, и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова — обобщения. Формируя последнее, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания («один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии»).
Высшие психические функции
Высшие психические функции — это особые психологические системы, сформированные по принципу многослойности. Внутри такой системы находится ядро, являющееся старым образованием. Его обволакивает следующий слой в виде нового образования, который в свою очередь находится внутри более нового образования. При этом внутренние слои подчиняются внешним.
Понятие высших психических функций (ВПФ) в русскоязычную психологию было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским. Они описывают сложные психические процессы, свойственные только человеку.
Особенности высших психических функций:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Формируются при жизни человека под влиянием социальной среды, культуры и по происхождению являются социальными.
- Способ осуществления функций — произвольный, связан с мыслительной деятельностью человека, способного ими управлять.
- По своему психологическому строению эти процессы являются опосредствованными, возникшими из натуральных психических функций с помощью специальных средств — культурных знаков (в первую очередь речи) и других психологических орудий.
Занятия на развитие памяти
1. «Что пропало?»
Разложите перед ребенком разные предметы, озвучив название каждого. Попросите участника игры отвернуться, незаметно уберите один предмет. Затем попросите малыша назвать предмет, которого не хватает. Постепенно правила игры можно менять — заменять предметы, менять их местами, просить дошкольника восстановить первоначальную последовательность.
2. «Запомни слова»
Подготовьте список из 4-8 слов, прочитайте их, попросите ребенка воспроизвести услышанное с первой попытки, сохранив порядок слов. После того как дошкольник успешно справится с заданием, предложите второй список слов. Для усложнения можно попросить воспроизвести без повторения первую группу слов, тем самым проверив, насколько хорошо развита у малыша долгосрочная память.
Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Восприятие таких детей неустойчиво и в значительной мере зависит от посторонних раздражителей. Дети не могут сосредоточиться на существенных признаках, у них отмечаются выраженная зависимость внимания от внешних посторонних воздействий и неустойчивость внимания при необходимости выполнения длинного ряда операций.
8 стр., 3749 слов
Домашняя учебная работа учащегося
… выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изучаемым материалом. Рассмотрим важнейшие из этих правил: … классах – 3,5 часов. 2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников. Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Во-первых, …
Мыслительная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста характеризуется сниженной познавательной активностью, конкретностью, склонностью к стереотипным решениям и непоследовательностью (Т.В.Егорова, 1973; В.И.Лубовский, 1994; Л.И.Переслени, 1996).
Недостаточная сформированность основных мыслительных операций проявляется в наибольшей степени на вербальном уровне. В ходе анализа задания дети опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей, обобщении.
Дети с ЗПР испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Словесные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем рассказать о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, по мнению У.В.Ульенковой (1990), затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.
Все вышеперечисленное, несомненно, является причинами тех трудностей, которые испытывают дети с ЗПР в учебной деятельности.
Установленная в результате экспериментальной работы принципиальная возможность влияния на познавательное и личностное развитие детей с ЗПР стала основанием для разработки исследователями различных коррекционно-развивающих программ. На сегодняшний день существует ряд публикаций с описанием методов и форм проведения индивидуальной и групповой работы психолога с детьми (Н.Ю.Борякова, 2003; И.П.Воропаева, 1993; И.ВДубровина, 1999, 2002; С.Д.Забрамная, 2000; О.А.Карабанова, 1997; Н.П.Локалова, 2002; Н.М.Пылаева и Т.В.Ахутина, 1997; Н.П.Слободяник, 2000; Н.Я. и М.М.Семаго, 2000; А.В.Семенович, 2002; М.И.Чистякова, 1995 и др.).
В разделе 3 данного пособия мы предлагаем собственную программу занятий, направленную на системное формирование интеллектуальной деятельности и ее осознанной саморегуляции у детей с ЗПР.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Как происходит формирование ВПФ
Особенностями формирования ВПФ являются два последовательных процесса:
- Интерпсихологический — как форма взаимодействия индивидов между собой.
- Интрапсихический — как внутренний процесс, происходящий в коре головного мозга отдельного индивида.
Таким образом, при постепенном формировании этих функций осуществляется интериоризация — преобразование внешних средств во внутренние. Вначале осуществляется предметная деятельность, основанная на простейших сенсорных и моторных процессах. Затем, по мере накопления опыта, происходит переход от элементарных внешних психических процессов к автоматизированным умственным действиям.
Высшие психические функции завязаны на физиологических особенностях структуры мозга человека. Психические функции имеют под собой физиологическую основу в виде способных к развитию и взаимной замене звеньев, образующих вместе функциональную систему. Каждое звено является частью структуры мозга и связано с ним определенным образом. Одно и то же звено может быть частью нескольких функциональных систем. А одна и та же система может участвовать в различных психических функциях.
В теории, если одно из звеньев будет повреждено, то произойдет нарушение нейронных связей между ними, что может привести к сбою в работе психических функций с проявлением нейропсихологического синдрома.
Функциональные системы имеют два вида организации: вертикальную и горизонтальную. В первом случае идет взаимодействие между коркой и подкоркой человеческого мозга, во втором — между корками. Каждая из высших функций образуется в результате работы всей системы мозга, а не какого-то определенного его центра.
Память
На протяжении всего развития дошкольника непрерывно идет процесс совершенствования эмоциональной, непроизвольной, образной, двигательной памяти. К началу школьной жизни у ребенка появляется словесно-логическое запоминание, формируется связь между памятью и различными психическими процессами.
Обучение в школе развивает произвольную память, которая впоследствии берет на себя ведущую роль. Постепенно увеличиваются объем памяти, продолжительность хранения информации. По мере старения организма, при отсутствии умственных нагрузок, память нарушается. Человек испытывает сложности в запоминании новой информации.