Развитие человеческой речи

Дети-почемучки

Слайд 5Когда ребенок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, то здесь

ставится задача назвать побольше признаков предмета. Когда же берется один признак, дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этим признаком. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает ему при затруднениях — ведь он может еще не знать слово), уточняется смысл слов, они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях. Для обогащения словаря, для понимания переносного значения образных слов неоценимо чтение художественной литературы

Прочитали малышу сказку, рассказ, стихотворение — обратите его внимание на отдельные слова и выражения, повторите их, задержите на них внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и будет использовать их в других речевых ситуациях.

Как отвечать на сложные вопросы детей: советы родителям

Часто малышей волнуют вопросы, на которые трудно ответить. Предлагаем шпаргалку, которая поможет родителям выйти из неловкого положения. Подробнее о том, как поговорить с ребенком о сексе →

Вопрос

Ответ

Зачем вы родили меня?

Мама и папа мечтали, чтобы у них появился чудесный сыночек/дочка. Мечта сбылась: родился красивый, добрый, умный, любимый малыш

Как появляются дети?

Сначала ты появился в животике у мамы. Быстро рос, а когда не стало хватать места, вылез из животика (достал врач)

Все умирают. Я тоже умру?

Все живое на Земле умирает: трава, деревья, цветы, насекомые, животные. Люди тоже умирают. Но это происходит через много-много лет после рождения

Почему мальчики отличаются от девочек?

Природа устроила так, что из мальчиков вырастают мужчины — сильные, смелые. Они становятся папами. Из девочек вырастают женщины — слабые, их нужно защищать и оберегать. Это будущие мамы. У каждого своя роль, к которой готовятся с детства

Нет плохих или хороших вопросов. На каждый нужно ответить, помочь маленькому почемучке получить правильное представление о предметах и явлениях окружающего мира.

Значение речи для развития личности человека

Наличие речи коренным образом меняет природу психических процессов человеческой личности.

Ощущение, самая элементарная форма психики, носит у человека совершенно иной характер нежели у животных в связи с тем, что человек является общественным существом и находится в постоянном процессе общения с другими людьми, посредством речи.

Животные ощущают цвета окружающего мира и основываясь на этих знаниях ориентируется в тех или иных ситуациях и обстоятельствах. Человек же воспринимая явления окружающего мира при этом всегда обозначает их и связанные с ними явления и события с помощью слова и тем самым в корне отличается от особенностей восприятия и мышления животных. Ощущение человека, будучи первосигнальным в своей основе, вместе с тем и второсигнально. Именно этот факт позволяет человеку проявлять через свои ощущения не только индивидуальный, но и общечеловеческий опыт.

Животные в процессе восприятия окружающего мира отражают в своем сознании предметы и явления как единичные объекты с элементарной степенью обобщенности, открывающуюся в процессе удовлетворения элементарных, биологических потребностей.

В отличие от вышеописанного процесса, человеческое восприятие окружающего мира, благодаря непосредственному участию речи и мышления, является содержательным и включает в себя содержание, смысл и значения, которые открывались людям в процессе исторического общественного развития. Благодаря наличию второй сигнальной системы, человек воспринимает вещи и явления обобщенно в свете имеющихся широких взаимосвязей.

Абстрактное мышление человека также сформировалось благодаря развитию речи, с помощью понятий, выражающих общечеловеческий опыт анализа окружающей действительности и закономерностей происходящих явлений и событий.

Именно развитие абстрактного мышления приводит к более полному и правильному отражению окружающей действительности в мышлении и сознании человека.

Именно благодаря развитию речи совершенствуется общественный характер деятельности человека, регуляция его волевых действий и поведения. В тот момент, когда человек выполняет определенные действия от ставит перед собой цель и обязательно стоит отметить, что данная цель является не только его личным образованием, но и отражает опыт деятельности всего человечества в целом.

Благодаря речи становится возможным процесс саморазвития и самосознания человека. С помощью овладения речью человек осознает свой внутренний психический мир, отдает себе отчет в содержании, характере и значении своих внутренних, субъективных переживаний. Данный процесс стал возможным только потому, что развитие речи и овладение словом способствовало субъективному отражению человеком окружающей действительности.

Именно благодаря развитию сначала внешней, а затем и внутренней речи происходит процесс осмысления окружающей действительности и событий, происходящих вокруг, формирование собственной оценки данных событий и становление внутренней позиции личности.

Таким образом, можно сказать, что благодаря речи психика у человека превращается в сознание.

[править] Суть теории речевого мышления

Речевое мышление, по Л. С. Выготскому, Т.В. Ахутина представляет в такой схеме:

  1. мотив (оформление мысли)
  2. мнение (опосредствование мысли во внутреннем слове)
  3. внутренняя речь (опосредствование в значениях внешних слов, переход к синтаксису значений)
  4. семантический план (опосредствование в словах, переход от синтаксиса значений к словесному синтаксису)
  5. внешнее вещание.

Итак, смысловое развертывание охватывает две фазы построения высказывания, где функционируют внутренние слова:

  1. перехода от мысли к плану внутренней речи;
  2. от него до семантического плана.

Эти фазы завершаются построением смысловой структуры текста, иерархического дерева, история развертывания которого задает «функциональную перспективу» — членение по субъективной значимости для говорящего и актуальное членение (в «тему» и «рему», «данное» и «новое» с учетом понятности для слушателя).

Разница между первой и второй фазой наблюдается, по ее мнению, в том, что по мере замены субъективных смыслов объективными значениями, в действие вступают «объективные» синтаксические правила семантического синтаксиса — синтаксиса значений, определяет роли участников ситуации.

Переход от семантического плана (синтаксиса значений) к внешнему вещанию (словесного синтаксиса) предусматривает процесс «видоизменение смысловой структуры при ее воплощении в словах». Понимание речевого процесса Л. С. Выготского, в частности мнение о различных видах синтаксиса и его идея об особом синтаксисе, не совпадающим с внешним семантическим строем внутренней речи, является связывающими моментами с современными моделями речевого производства, это его идея о «превращении синтаксиса значений в синтаксис слов».

Пять самых обескураживающих вопросов

Просмотрите этот список. Задавал ли ваш ребенок какие-то из этих вопросов? Если да, то вы наверняка вспомните, как трудно было подобрать простое и точное объяснение. Но автор «Почему?» на любой вопрос находит подходящий ответ — убедитесь сами.

Куда солнце прячется ночью? Оно никуда не прячется. Оно продолжает светить, даже когда мы его не видим. Наша планета вращается вокруг Солнца, и мы вместе с ней. Каждый день Земля делает один оборот вокруг своей оси. Солнце освещает ту ее часть, которая ближе к нему. Когда часть Земли, где мы живем, поворачивается к Солнцу, у нас настает день. А когда Земля поворачивается к Солнцу другой стороной, у нас ночь.

Почему пальцы покрываются морщинками, если их долго держать в воде? Потому что они ничем не защищены. Наша кожа покрыта тонким-тонким слоем жира. Когда ты долго сидишь в теплой воде, этот жир смывается. Вода просачивается под кожу, та набухает, и появляются морщинки. На ладонях и ступнях кожа толще, поэтому она морщинится сильнее.

Что такое тень? Это место, где нет света. Свет не может пройти сквозь все предметы, которые встречаются на его пути. Когда солнце освещает тебя, твое тело задерживает часть лучей, а другие лучи проходят мимо и доходят до земли. Там, где ты мешаешь солнечным лучам достичь земли, образуется темное очертание — твоя тень. Поэтому тень по форме похожа на тебя.

Почему персики мохнатые? Ворсинки на кожице защищают персик. У всех фруктов разная кожица: у яблок — гладкая, у апельсинов — бугристая, у ананасов — колючая, а у персиков — мохнатая. Кожица защищает мякоть фруктов от насекомых и различных болезней — в общем, от всего того, что может им навредить. А ворсинки персика, например, помогают ему уберечься от инфекции, которая называется бурой гнилью. Поэтому чем мохнатее персик, тем он дольше не портится!

Как пчелы делают мед? Они высушивают нектар. Нектар — это сладкая бесцветная жидкость, которую пчелы собирают с цветов. Пчелы приносят нектар в ульи и складывают его в соты — крошечные коробочки. С помощью крылышек пчелы обдувают соты с нектаром. Затем они перемешивают новый нектар со старым, перекладывая их из сот в соты. Постепенно нектар высыхает и густеет. Когда соты наполнятся нектаром, пчелы запечатывают их восковой пробкой. Мммм — получается мед!

Эта книга — не только для детей, но и для родителей. Она учит нас поощрять любопытство и проявлять его самим. Задумываться над вопросами, которые не приходили в голову, и находить ответы на них. Оказывается, в мире столько интересного. Стоит только спросить: почему?

P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Почему эти «почему»?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает своё «я» всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша — возраст «почемучек». Свято место пусто не бывает! Малыши вступают в него по-разному. Кто-то раньше, в 2,5-3 года, кто-то ближе к 4 — 5 годам. На самом деле, этот возраст — явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растёт, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днём голубое, а ночью — чёрное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слонёнку из сказки Киплинга хочет знать обо всём на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,Проворных, удалых,И всё, что вижу я вокруг,-Всё знаю я от них.Они по знаку моемуЯвляются в нужде.Зовут их: Как и Почему,Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти «что» и «почему» — не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации — близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех учёных и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Не стоит удивляться, если малыш порой задаёт один и тот же вопрос по нескольку раз. Таким образом он пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остаётся прежним. А то вдруг сегодня эта собака называется боксёр, а завтра — как-то иначе? Малыш открывает для себя закон постоянства, не больше, не меньше. Ответы на вопросы рождают новые вопросы. Ведь каждое новое знание расширяет границы мира, а в нём ещё так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности — это старательно отвечать на вопросы малыша. Ведь именно сейчас, в возрасте «почемучек», закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это — основа дальнейшего успешного школьного обучения.

Для чего нужны вопросы?

Период обостренной любознательности у кого-то начинается в 3 года, у кого-то активизируется в 4-5 лет. Один, спросив, уходит в себя, чтобы осмыслить, принять или опровергнуть, сформулировать новые вопросы. Другой забрасывает взрослых пригоршнями разнообразных «кто?», «как?», «зачем?», «почему?», не выслушивая ответы или прерывая рассказчика на полуслове, что не может не раздражать.

Но от того, как и что ты отвечаешь малышу, во многом зависит дальнейшая судьба детского любопытства. Мало того, это влияет и на такие базовые понятия, как самоуважение, уверенность в том, что он любим и значим для родителей. Ведь все вопросы крохи действительно существенные, жизненно важные. Игнорировать их, насмехаться над формулировками, отмахиваться с помощью непонятных, заумных терминов, не учитывать его возможностей – значит лишать жизнь малютки цен­ности. В общем, возраст почемучек не только чрезвычайно интересный период, но и суперважный в плане воспитания и развития малыша.

Ребенок живет в своем ритме, пользуется привычными  предметами, комфортно существует в определенном пространстве. Многое уже знает и умеет, но вдруг в какой-то момент ему становится этого недостаточно. Хочется узнать, почему так происходит и что, собственно, происходит? Из-за активизации пытливости ломаются мобильные телефоны, отрываются головы у кукол, разбираются машинки на запчасти. Возникает много вопросов. Спрашивает кроха сначала у себя. Репетиции почемучек звучат как размышления: «И как это колесико крутится?», «Почему у кота колючие лапки?» Иногда ответы приходят сами. Но чаще всего поиск истины продолжается. И вопрошающий обращает все взоры на маму, папу и других важных для него взрослых. Вот и наступил твой звездный час!

Для чего ты уходишь на работу?

Детям сложно объяснить, насколько важна карьера для человека, им не понять тему финансового благополучия. Ребёнку просто хочется почаще бывать с родителями. Вместо долгих рассказов о том, что на работе платят деньги, за которые вы осуществляете покупки – пищу, одежду, игрушки, оплачиваете разного рода услуги, просто уделите своему чаду немного внимания. Поиграйте с ним, сделайте вместе поделку или прогуляйтесь.

Чтобы у детей не сформировалось отрицательное отношение к работе, никогда не говорите ему, что вы не любите свою работу и не хотите туда ходить. Напротив, расскажите о своей деятельности в положительном ключе. Дайте ему понять – даже находясь на работе, вы думаете о нём, скучаете и ждёте, когда настанет время встречи с ребёнком. Сообщите ему о том, что на вашем столе стоит его фотография, и вы часто смотрите на неё.

На попутный вопрос о том, почему другие родители не уходят на работу на весь день, объясните – в разных семьях принято поступать по-разному, каждый сам принимает решение, работать ему или нет.

Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.

Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.

Возраст
Импрессивная речь (понимание речи)
Экспрессивная речь

6 месяцев

поворачивается на голос

обращает внимание на громкие звуки

смеется

произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему

9 месяцев

машет рукой на прощание

качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-то

лепечет, произносит слоги

говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», но слова пока не привязаны к людям или предметам

12 месяцев

говорит как минимум одно слово, придавая ему смысл (например, «мама», обращаясь к матери)

подражает звукам («кошечка делает «мяу», собачка — «гав»)

произносит простые лепетные слова

15 месяцев

18 месяцев

указывает по просьбе как минимум на одну часть тела

использует указательный жест в диалоге

2 года

показывает по просьбе картинки

выполняет сложные просьбы

говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»)

называет хотя бы одну картинку

3 года

показывает части тела по просьбе (и называет их)

выполняет сложные просьбы

говорит короткие предложения

называет хотя бы один цвет

речь понятна окружающим

Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.

Ответы

От того как именно вы будете отвечать ребенку на его вопросы, будет в какой-то степени зависеть формирование личности крохи

Поэтому не недооценивайте важность вашего ответа. Ведь для ребенка вы авторитет и, отвечая на вопросы, вы показываете малышу, что вы его внимательно слушаете. Ведь вопросы, которые задает ребенок, для него самого считаются самыми важными

Ведь вопросы, которые задает ребенок, для него самого считаются самыми важными.

Если у вашего ребенка начался возраст почемучек, то помните, что ответы должны быть с учетом возраста крохи. Если ребенку три года, то не надо на простой вопрос отвечать заумными терминами. Ответы всегда должны быть короткими, лаконичными и понятными ребенку.

Когда малыш задает вам вопрос, постарайтесь обратить на него внимание, сесть рядом и спокойно объяснить свой ответ. Не говорите между делом, выполняя какое-то поручение шефа

Важно, чтобы ребенок осознавал, что на его вопросы родители реагируют

Старайтесь вовлекать малыша в такую игру

Важно, чтобы ребенок осознавал, что на его вопросы родители реагируют. Старайтесь вовлекать малыша в такую игру. Когда он задает вопрос, предложите ему самому подумать и ответить на него

Если ребенок затрудняется, то не ругайте его, а просто ответьте сами. А со временем малыш уже сможет участвовать в таких дискуссиях

Когда он задает вопрос, предложите ему самому подумать и ответить на него. Если ребенок затрудняется, то не ругайте его, а просто ответьте сами. А со временем малыш уже сможет участвовать в таких дискуссиях

Старайтесь вовлекать малыша в такую игру. Когда он задает вопрос, предложите ему самому подумать и ответить на него. Если ребенок затрудняется, то не ругайте его, а просто ответьте сами. А со временем малыш уже сможет участвовать в таких дискуссиях.

Когда кроха спрашивает «почему нельзя?», недопустимо отмахиваться, отвечая, например, «потому что», «так надо». Вы должны объяснить ребенку свою позицию, иначе он не поймет. Малыш должен убедиться в том, что этого делать действительно нельзя, и к чему это приведет.

Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все.

Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесёт ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: «А ты сам как думаешь?» Малыш начнёт выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро

Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашёл ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребёнок осознаёт свои возможности, поймёт, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Но не всегда можно дать простой ответ, особенно если ребёнок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка?

Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка?

Дети – существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали.

Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти ещё можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребёнка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребёнок – человечек очень умный, вдумчивый, в чём-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определённый смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Что бы чистой была». «Зачем что бы чистой была?» «Что бы есть из неё было приятно». «Зачем что бы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребёнок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое

Вот простой пример

Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример.

Маше 3,10, спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: « Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!»

«А зачем..? А почему..?»

«Мамочка, а почему дует ветер», «Почему дождь капает с неба?», «Почему лед тает?», «Почему цыплята желтые, а курица белая?», «Откуда берутся дети«… и т.д. — подобные вопросы малыша поначалу вызывают чувство гордости у родителей. Любознательность ребенка воспринимается как свидетельство его полноценного развития. И мама с папой берут в руки справочники, листают энциклопедии, ищут ответы в интернете и разговаривают со специалистами с одной только целью: объяснить своему крохе, почему так бывает и с чем это связано.

Но поток вопросов все не прекращается, а воодушевление родителей постепенно сменяется усталостью от постоянных «почему?», найти ответы на которые бывает просто невозможно. «Мама, а почему звезды светятся ночью, а днем их не видно?», «Почему машина едет?», «Почему хомячки не чистят зубы?», «Почему кровь красная, а не черная?». Чрезмерная «дотошность» в исследовании мира начинает утомлять маму с папой и со временем вызывает только раздражение. Как же быть в таких случаях? Как правильно реагировать на вопросы малыша?

Как правильно реагировать и отвечать на постоянные

детские вопросы: что? где? когда? а зачем? а почему?

В первую очередь, не нужно нервничать. Ваш ребенок растет и у него наступил тот самый возраст, который психологи называют «возраст почемучек» (3 — 5 лет В это время  ребенок наиболее активно интересуется всем, что его окружает). Найдите в себе силы и попытайтесь понять своего малыша, ведь мир такой большой и интересный – ему хочется узнать про него абсолютно все!

Когда начинается «возраст почемучек»?

Еще несколько месяцев назад малыш не отличался особой болтливостью, был тихим и спокойным ребенком. Сегодня же он не дает покоя своим родителям, его вопросы так и норовят поставить в тупик логику взрослых людей. Бесконечное «а зачем? а почему?» настигает их, где бы они ни были: дома, в парке, в магазине. Связано это с тем, что ваш ребенок достиг «особого» возраста, когда ему интересно знать все и про всех. Этот период развития обычно приходится на самый интересный детский возраст – с 3 до 5 лет.

Как ведут себя в таких ситуациях мамы и папы? Одни упорно стараются сохранять стойкое спокойствие и отвечают на все вопросы по мере их поступления. Другие пытаются перевести тему, так сказать «увильнуть» от ответа, чтобы не уронить свой авторитет в глазах ребенка своим «не знаю».

Имейте в виду, что последний вариант совсем не устроит вашего малыша. Он будет «пытать» вас, несмотря ни на что. Если вы решите отговориться и сказать первое, что пришло вам в голову, ребенок тут же почувствует это. Вас будет ожидать новая череда вопросов, уточняющих ваш ответ. Поэтому, если вы «вдруг» чего-то не знаете, пообещайте малышу ответить на этот вопрос немного позже, скажите: «Мне нужно кое-что уточнить, чтобы я мог дать тебе подробный ответ».Успокаивайте себя тем, что такое «испытание» проходят все родители.

Слайд 2 Уважаемые родители! На четвертом и пятом году

жизни речевая активность ребенка усиливается — начинается возраст «почемучек». Малыш задает массу вопросов, проявляя неуемную любознательность. При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Но очень часто бывает так, что в предложении, построенном ребенком, имена существительные заменяются местоимениями: «Он пошел… А потом он увидел… А потом он взял…» — оказывается разговор идет о друге. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов (не вполне усвоены типы склонений и виды спряжений).

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы – это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили

Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать – это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил

А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка

И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёте вы, а ребёнок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?»

Ответы могут быть как серьёзными, так и шуточными: «Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в «почемучку» наоборот, задавая вопросы «цепочкой»: «Зачем тебе велосипед?» «Что бы кататься» «Зачем кататься?» «Потому что мне нравится» «Почему нравится?» и т.д.

Предложите малышу поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии. Например, о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите малыша за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!

Техники эффективного общения с ребенком

Общение с детьми дошкольного возраста является основой для их развития. Это время, когда они учатся выражать свои мысли и чувства, а также устанавливать контакт с окружающими людьми. Чтобы эффективно общаться с ребенком, необходимо использовать определенные техники:

  1. Слушайте ребенка внимательно

Важно научиться слушать ребенка и проявлять к нему искренний интерес. Постарайтесь понять его мысли и чувства и выразите свою поддержку

Это поможет ребенку почувствовать себя важным и позволит ему лучше развиваться.

Устанавливайте контакт с глазу на глаз

Старайтесь общаться с ребенком, поддерживая глазный контакт. Это поможет установить эмоциональную связь между вами и ребенком, а также улучшит взаимопонимание.

Используйте понятный язык и простые формулировки

Дети дошкольного возраста еще только учатся разговаривать, поэтому важно использовать понятный для них язык и простые формулировки. Объясняйте вещи ясно и конкретно, чтобы ребенок мог понять, о чем вы говорите

Используйте положительное обращение

При общении с ребенком старайтесь использовать положительное обращение. Поощряйте его достижения и старания, выражайте любовь и уважение. Это поможет ребенку развиваться и повысит его самооценку.

Будьте терпеливыми

Общение с детьми дошкольного возраста может быть сложным и требовать большого терпения. Помните, что ребенок только учится общаться и может совершать ошибки. Будьте терпеливыми и поддерживайте его на пути развития.

Использование этих техник поможет вам эффективно общаться с ребенком дошкольного возраста и создать для него комфортную и безопасную обстановку для развития. Помните, что каждый ребенок уникален, и каждому необходимо время и поддержка для полноценного развития.

А дед Мороз есть на самом деле?

Подумайте, прежде, чем честно ответить на вопрос крохи, хотите ли вы лишить малыша сказки. Если ребенок увидел, как в канун праздника,  вы сами прячете подарки, но не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку. Если ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться, можете рассказать, что добрый волшебник живет в наших сердцах, что люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.

Памятка родителям: как отвечать на неудобные вопросы

Несмотря на то, что вопросы могут быть самыми разными, существует несколько общих правил, которые позволят вам не тушеваться, когда ребенок будет задавать свои сложные вопросы:

  • Не отмахивайтесь от ребенка и не отсылайте его к другим родственникам, даже если вопрос вам не нравится или кажется несерьезным, вы – главный источник знаний, пусть уж лучше в щепетильных вопросах он разберется с вами, чем надумает себе невесть чего, или услышит нереальные версии от сверстников;
  • Не называйте вопросы неприличными, неправильными, это только подогреет интерес ребенка;
  • Не ленитесь подбирать слова, понятные ребенку;
  • Уточните, почему его интересует та или иная тема, откуда он о ней узнал;
  • Не рассказывайте больше подробностей, чем нужно малышу на данный момент;
  • Не показывайте своей смущенности и неловкости от вопроса;
  • Объясняйте максимально доступно до тех пор, пока кроха не будет удовлетворен ответом. Не прекращайте разговор до тех пор, пока ребенку не будет все понятно;
  • Не обманывайте и не надумывайте, если без этого можно спокойно обойтись. Дети это отлично чувствуют и в следующий раз пойдут за ответами к кому-то другому;
  • Разговаривайте, находясь на одном уровне. Для этого посадите ребенка к себе на колени, или присядьте на пол рядом с ним;
  • Разговаривайте в спокойной обстановке, желательно наедине.

Читаем также:

  • Неловкие вопросы детей — как отвечать?
  • 11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать
  • Видео: Как правильно отвечать на детские вопросы о сексе, смерти, курении и наркотиках
  • Возраст «Почемучек» или 100 тысяч «А зачем..? А почему..?»
  • Ребенок застукал вас в спальне за «интересным занятием». Что делать и как найти нужные слова?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: