Эффективные упражнения и игры
Дети в дошкольном возрасте любят повторять за взрослыми, копировать их. Данную особенность хорошо использовать для развития речи в домашних условиях при работе со скороговорками и чистоговорками. Родитель показывает пример, малыш (так как еще не умеет читать) повторяет. Начинать занятия необходимо всегда с разминки, специальных упражнений на развитие артикуляционного аппарата.
- «Маляр». Ребенок открывает широко рот, как при проговаривании буквы О. С помощью кончика языка пытается покрасить, как кисточкой, потолок (нёбо), пол (область под языком).
- «Лошадка». Малыш представляет себя лошадкой, которая поочередно топает правой и левой ножкой, одновременно цокая языком.
- «Лопата». Нужно открыть рот высунуть язычок наружу, положить на нижнюю губу и расслабить, чтобы получилась прямая широкая лопата.

Задача упражнений разогреть речевой аппарат перед основной работой, помочь крохе в произношении отдельных звуков, где важна правильная позиция органов. Занятия не стоит проводить более 7 минут, чтобы кроха не устал перед основным действием. Артикуляционную разминку можно использовать несколько раз в день.
После разминки переходят к чистоговоркам и скороговоркам
Важно правильно проводить работу с ними. Сначала медленно проговорить ребенку вслух чистоговорку, выделяя нужный звук и показывая активно ртом, как он возникает
Когда у крохи получилось повторить чисто предложение, можно убыстрять темп, но при этом не терять четкость проговариваемого звука.
Чи-чи-чи − Саша ела калачи,
Ча-ча-ча − я задал ей стрекоча,
Чу-чу-чу − я домой уже хочу.
Ша-ша-ша − наша Маша хороша,
Ше-ше-ше − хорошо мне на душе,
шу-шу-шу − я одежду посушу.
Жу-жу-жу − я на дереве сижу,
Жи-жи-жи − сиди тихо, не жужжи,
Жо-жо-жо − мне сегодня хорошо.
Работа над скороговорками проводится аналогично, меняя темп, произнося четко заданный звук. Можно выучить с крохой несколько веселых скороговорок.




Дети 4-5 лет обожают логоритмику, когда необходимо выполнять движения под музыку и одновременно следить за процессом говорения
Важно при выполнении заданий следить за четким проговариванием нужных звуков. Ребенок в процессе игры увлекается и забывает об образовательном моменте, что делает занятие увлекательным, интересным
Задача педагога или родителя помогать крохе правильно произносить слова, фразы, предложения, следя за музыкой и движениями.



Если проводить с малышом ежедневные занятия, можно заметить, как ему становится легче общаться в обществе с другими детьми, взрослыми, заниматься в детском саду, учить стихотворения, пересказывать сказки и рассказы.
Упражнения для общего развития речи в домашних условиях
Дома необходимо обязательно регулярно проводить логопедические занятия для детей 4-5 лет, упражнения которых включают в себя не только речевую часть, но и гимнастику для органов речи и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Данный комплекс простых упражнений стимулирует отдел в мозговом центре, который отвечает за правильную речь. Именно поэтому занятия на мелкую моторику нужны не только самым маленьким, но и дошкольникам.
Пальчиковая гимнастика стимулирует отдел головного мозга, отвечающего за правильную речь
Все упражнения делаются по 8-10 повторов:
- «Открывание» и «закрывание» пальцев на каждой руке. Сначала по очереди, потом вместе. Постепенно можно увеличивать скорость.
- Положить руки на стол: левая касается стола ладошкой, правая — тыльной стороной. Затем одновременно руки надо перевернуть.
- Сначала изобразить речку: сложить руки, ладонями вверх, как будто в них набрана вода. Затем изобразить пароход — сложить ладони вместе, прижать большие пальцы друг к другу и поднять их вверх. Потом изобразить приплывших рыбок: прижать все пальцы друг к другу, ладони вместе и сделать руками движения, как будто плывет рыбка.
- Изобразить дерево с ветками — руки вертикально, пальцы растопырены в разные стороны. Затем показать корни дерева — в том же положении перевести руки пальцами вниз. Затем показать листопад: быстро-быстро сжимать и разжимать пальцы.
Артикуляционная гимнастика
Эти упражнения направлены на развитие языка — главного органа, отвечающего за правильность произношения звуков.
Обратите внимание! Благодаря регулярным тренировкам по артикуляционной гимнастики вскоре ребенок начнет произносить даже самые сложные для него звуки
Улыбнуться как можно шире, зубы сомкнуты, находятся ровно друг на друге. Задержаться в таком положении и отсчитать 10 секунд.
Вытянуть губы вперед и сделать вид, как будто слон набирает воду хоботом. Задержаться 10 секунд в таком положении.
Изобразить змейку: широко улыбнуться, высунуть язык трубочкой, затем спрятать назад.
Широко открыть рот и делать языком «цоканье», изображая лошадь
При этом важно следить, чтобы у ребенка нижняя челюсть была неподвижной, а работал только язык.
Широко улыбнуться, высунуть язык как можно дальше и зажать его слегка зубами. В таком положении «протащить» язык назад в рот.
Широко открыть рот, высунуть язык и изобразить часы — переставлять язык от одного уголка рта к другому.
Все эти упражнения повторять по 8-10 раз или в течение 10-15 секунд.
Игры для развития фонематического звука
Логопедические игры для 4-5-летних детей на развитие фонематического звука должны быть обязательно включены в ежедневные занятия. Они простые и одновременно интересные, а результаты не заставят себя долго ждать. Уже спустя месяц регулярных упражнений, качество детской речи заметно улучшится.
- «Игра в тишину». Эта игра очень простая. Ребенку предлагается на 2 минуты не произносить ни звука и закрыть глаза. Как только время вышло, потом попросить малыша рассказать, какие звуки он слышал.
- «Хлопок-топот». Суть игры: заранее договориться с ребенком, на какой звук он будет топать, а на какой — хлопать. Например, если слышит звук , то топает ножкой, если звук , то хлопает ладошками. Далее взрослый называет разные звуки, а когда ребенок слышит нужные ему, хлопает или топает.
- «Поймай слово». Суть этой игры проста: ребенку задается слово, услышав которое он должен будет хлопнуть в ладоши. Далее взрослый называет по очереди несколько слов, схожих по звучанию. Как только ребенок услышит нужное ему, должен хлопнуть в ладоши.
Для развития фонематического звука необходимо регулярно играть в логопедические игры
Особенности отработки шипящих звуков
Чтобы научить ребенка правильно произносить шипящие звуки, нужно сначала поставить свистящие. Если ребенок на четвертом году жизни научился произносить свистящие звуки, то с шипящими не должно быть проблем. Поставить их можно с помощью нескольких простых упражнений.
- «Непослушный язык». Ребенок высовывает кончик языка изо рта. Затем слегка шлепает по нему пальчиками, при этом произнося: «пя-пя-пя».
- «Вкусное варенье». Нижняя губа оттягивается книзу так, чтобы были видны зубы. А кончиком языка облизывается верхняя губа, как будто там очень сладко. При этом во время выполнения упражнения нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
- «Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напрячь язык и дотронуться до левой, потом до правой щеки. Как будто за щекой прячется конфетка.
Упражнения повторять не меньше 5 раз.
Обратите внимание! Постановка звуков родной речи для детей очень важна. Она поможет им не только идти на контакт со сверстниками, но и лучше осваивать дошкольную и школьную программу
В силах родителей помочь детям избежать трудностей в будущем и вовремя поставить правильно звуки.
https://youtube.com/watch?v=JmVqNtNj704
Причины нарушений
Неговорящие дети или имеющие скудный словарный запас должны вызывать беспокойство у родителей. Необходимо показать малыша неврологу, логопеду, стоматологу, ортодонту для определения причин молчания или отставания в развитии.
Стимулирующим фактором для снижения речевой активности или ее отсутствия могу стать:
- Неблагоприятная речевая среда, когда родители не общаются с малышом, мало времени проводят вместе, не читают сказки, стишки.
- Социальное окружение, если родители имеют нарушения речи, ребенок нехотя перенимает манеру говорения, копирует взрослых, что перерастает в привычку, от которой сложно избавиться с возрастом.
- Проблемы из области неврологии.
- Умственная отсталость, нарушения интеллекта.
- Проблемы с органами артикуляции (длинный язык, высокое небо, формирование неправильного прикуса, дефекты уздечки).
Черты возраста
После 4 лет дети умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными или шипящими (однако к концу пятого года в норме все звуки становятся на место). Огромная роль в этом принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.
Речь малышей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:
- дети могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания;
- владеют 3000–4000 слов, активно их используют;
- умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя;
- знают названия и последовательность времен года;
- знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти;
- употребляют вежливые слова;
- могут идентифицировать свое самочувствие, настроение;
- умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику;
- делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории;
- могут описывать предметы, определять предмет только по описанию;
- строят фразы из 6–8 слов;
- используют повелительное наклонение, множественное число;
- употребляют синонимы и антонимы,
- правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги;
- согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу;
- определяют отличительные признаки предметов;
- знают разные профессии и их суть;
- могут без проблем пересказать услышанное, увиденное;
- знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.

Особенности речи в 4-5 лет

К 4 годам речь ребенка становится более осознанной, приобретает контекстное значение. Перед тем как выразить мысль, малыш тщательно продумывает сказанное, определяет, когда и что можно говорить. Акт говорения зависит теперь от общества, в котором находится кроха в настоящую минуту времени, от контекста. Уровень говорения повышается в результате изучения и понимания основ родного языка. Малыш осознает, как правильно выразить собственную мысль, как логично построить предложение.
К 4-5 годам у детей изменяется речь, что проявляется в следующих признаках:
- Язык носит обогащенный характер, пассивный и активный словарный запас постоянно увеличивается.
- Малыш говорит всё больше предложениями, логично простроенными, богатыми по содержанию.
- В разговоре кроха оперирует сложноподчинёнными и сложносочинёнными предложениями, в высказываниях присутствуют союзы и предлоги, местоимения.
- Исчезает смягченное произношение согласных звуков, замена свистящих и шипящих.
- Ребенку становится легче воспринимать на слух звуковую речь.
- Процесс говорения всё больше носит осмысленный характер.
- Кроха делает меньше сокращений, пропусков слов, замен и т. д.
- Малышу нравится петь песенки, рассказывать стихи и сказки, пересказывать рассказы.

Педагоги и логопеды выделяют 10 основных характеристик речи, относящихся к нормам развития, свойственным 4-5 годам:
- Активно развивается «словотворчество», кроха придумывает, изобретает собственные слова.
- Дети могут называть времена года, животных, их детенышей.
- Словарный запас достигает 2000 слов.
- В разговоре малыш использует местоимения, существительные, глаголы, наречия, причастия, прилагательные, союзы и предлоги.
- Приходит понимание значения предлогов: в, на, за, во, перед и т. д.
- Кроха может проговаривать свистящие и шипящие звуки: Ц, Ш, Щ, Ч, С, Ж.
- Возникает монологическая речь.
- Предложения становятся богаче: от 5 до 9 слов.
- Малыш может рассказать небольшой стишок наизусть, пересказать сказку с помощью взрослого.
- Проговаривает действия во время игры.
Диагностика речевых нарушений
Оценить уровень развития речи можно в домашних условиях. Для этого ребенка просят назвать наименования животных, предметов посуды и мебели, явлений природы. Дошкольнику дают простые поручения, требующие формирования вопросов ко взрослому человеку.
Способность к построению словосочетаний оценивают с помощью таких действий:
- образование множественного числа;
- определение количества предметов (помогает понять, насколько правильно ребенок согласовывает существительные и числительные);
- образование уменьшительно-ласкательных форм;
- составление небольшого текста по предложенному изображению;
- завершение начатого взрослым высказывания.
Для выполнения звукового анализа просят воспроизвести слоги, содержащие разные гласные и согласные. Проверяют и ритмичность детской речи.
https://youtube.com/watch?v=L4-nGG8_oX0
Упражнения для речевого развития
«Хоботок»
Нужно рассказать ребёнку, как, летая с цветка на цветок, пчёлка пьёт нектар. Чтобы к нему подобраться, она складывает губы хоботком (вытянуть вперёд сомкнутые губы), а чтобы начать пить, изобразить всасывающее движение губами. Желательно добиться, чтобы ребёнок 5-8 секунд мог удерживать губы «хоботком». Это положение хорошо тренируется питьём воды через соломинку.
«Улыбаемся, как Буратино»
Нужно встать с ребёнком перед зеркалом и вместе с ним изобразить улыбающегося Буратино с сомкнутыми зубами и держать улыбку 5-10 секунд.
«Непослушный язычок»
Изобразить «непослушный» язычок, который не желает прятаться в домик, а всё время дразнится, бегая по рту из угла в угол, поднимаясь и опускаясь, и издавая звуки «э-э-э».
«Шарик надули и спустили»
Вначале можно пользоваться воздушными шариками: надувая шар, одновременно надувать и щёки, а сдувая его, сдувать и щёки. Затем можно уже действовать без шарика, надувая, то обе щеки вместе, то по очереди.
«Лопатка»
Малыш должен представить, что вместо языка у него широкая лопата, которую нужно максимально вытянуть, разложить по нижней губе и 10-15 секунд так удерживать.
«Лошадка»
Ребёнок должен представить себя лошадкой, цокающей копытами. Язык при этом плотно прижимается к нёбу, потом он с усилием отрывается от него и издаёт звук, напоминающий цокот копыт.
Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.
Ребенок должен ответить на вопросы:
- Кто (что) это?
- Какой?
- Что делает?
Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.
Результаты обследования фиксируются и анализируются.
Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:
- нулевой – в активном и в пассивном словаре ребенка слово отсутствует;
- первый – слово присутствует в активном словаре, но понимание его неверно или вовсе отсутствует;
- второй – слово присутствует в словаре, но при его использовании имеются ошибки или оно применяется в речи ограниченно (только в определенных ситуациях);
- третий – слово, независимо от ситуации, употребляется и понимается правильно.
Упражнения для развития речи детей 4 – 5 лет
Предлагаем комплекс упражнений из 4-х блоков — на проработку каждого компонента.
Блок 1-й для развития речи: словарь
Упражнение 1. Подбираем действия к предмету. Спросите у ребенка, что делает каждое из животных: собака (лает), кошка (мяукает), птица (летает), змея (ползает).
Упражнение 2. Подбираем признаки. Обсудите с малышом разные предметы по аналогии: что это? Какое оно? Он должен перечислить как можно больше признаков предмета (например, шапка — красная, теплая, зимняя, детская).
Упражнение 3. Подбираем антонимы. Проведите игру «Наоборот». Называйте признак, а малыш должен назвать его противоположность (например, снег белый — нет, черный).
Упражнение 4. Изучаем новые слова. Пригодятся тематические картинки по категориям: «Одежда», «Транспорт», «Мебель», «Фрукты», «Овощи», «Животные», «Профессии».
Блок 2-й для развития речи: грамматика
Упражнение 1. Единственное и множественное число. Родитель называет малышу существительное в единичном числе, а он должен сказать его же во множественном.
Упражнение 2. Учим родительный падеж множественного числа существительных. Приведите чаду примеры: в стакане нет молока, во дворе много снега, на улице нет машин.
Упражнение 3. Учимся согласовывать прилагательные и существительные в числе и падеже, существительные с числительными. Попросите малыша ответить: какое море (синее), какого цвета лента (красная), а песок (желтый). Потом посчитать: одно яйцо, а два (яйца)?, два карандаша, а шесть (карандашей)?
Упражнение 4. Учимся составлять прилагательные из существительных. Например, сумка из кожи какая? (кожаная), варенье из малины какое? (малиновое).
С ребятами можно поупражняться и в использовании предлогов, суффиксов, приставок, местоимений.
Блок 3-й для развития речи: фонетика
Упражнение 1. Теория. Расскажите чаду о звуках, их положении в слове, зачем они нужны и откуда берутся.
Упражнение 2. Определи звук в слове. Скажите любое слово с акцентом на определенный звук. Спросите чадо, какой звук вы указали. Затем попросите ответить, есть ли в слове звук, которого на самом деле в нем нет (дитя об этом не знает).
Упражнение 3. Назови слова. Выберите звук и попросите малыша назвать слова, которые на него начинаются.
Блок 4-й для развития речи: связность
Упражнение 1. Виммельбух. Прекрасный способ усовершенстовать связность речи, научить фантазировать — рассматривать картинки в книге и придумывать истории про персонажей.
Упражнение 2. Пересказ истории. Расскажите или прочитайте чаду сказку или небольшой рассказ. Попросите пересказать.
Упражнение 3. Придумай и нарисуй. Придумайте вместе с чадом историю, запишите ее и нарисуйте к ней комикс.
Лучший способ развития речи и ее связности — много разговаривать с чадом, обсуждать книги, мультики, фильмы, вести диалог, читать ему хорошие книги.
Постановка звуков
Наибольшие затруднения встречаются у детей с произношением сонорных звуков (л, р), свистящих (з, с, ц) и шипящих (ж, ш, ч, щ). Правильнее всего эти звуки может поставить логопед, который покажет родителям, как выполнять упражнения, и даст рекомендации. Самых тревожных мам он успокоит, обещая, что в школу ребёнок пойдёт с чистой речью. Но логопед может сделать лишь небольшую часть работы, а основную придётся взять на себя именно родителям. Звук поставить легче, чем потом его удержать. Для закрепления чистой речи требуются постоянные ежедневные занятия, а не пару раз в неделю
Внимание ребёнка нужно акцентировать на правильном произношении не только в процессе урока, но и в обыденной жизни.
Становление разговорной речи является важным этапом в формировании связной речи. Взрослые, несмотря на занятость, должны выслушать наблюдения и соображения ребёнка, помочь ему лучше пересказать содержание прочитанной вместе сказки.
Этапы развития речи у детей от рождения до школы
Языковые способности, несомненно, заложены в человеке, но пока не выражены в новорожденном. Овладение языком придерживается некоторых общих, универсальных закономерностей. Однако, без окружения, которое предусматривает моделирование языка и взаимодействие, ребенок не развивает способностей к языку, с которым он или она родились. Развитие языка дает старт жизни ребенка, хотя экспрессивный язык возникнет не позже, чем через несколько месяцев после рождения. Однако к тому времени как ребенок достигнет 5 лет, его или ее словарный запас будет включать в себя несколько тысяч слов.
| 0-2 месяца | Новорожденные дети только кричат. |
| 3-4 месяца | Появляется гуление. |
| С 6 месяцев | Малыш начинает лепетать, знает свое имя, с удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую. |
| 1-1.5 года | Произносит первые осознанные слова. |
| После 1 года | Постепенно словарный запас расширяется и улучшается произношение. До 3-4 лет ошибки нормальны. Дети могут неправильно обобщать слова, сокращать их до одного ударного слога или переставлять слоги местами. |
| После 3 лет | В речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В 3-4 года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время часто говорят торопливо, взахлеб. |
| 5 лет | У ребенка значительно расширяется словарный запас. Он может пересказывать, сочинять рифмы, правильно произносить слова. |
Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают. Поэтому образовательные стандарты для детских садов и развивающих центров делают основной упор на формирование речи.
Как помочь ребёнку?
- Увидев на прогулке бабочку, можно вместе с ребёнком определить её действия (летает, порхает).
- Надевая шарф или шапку перед прогулкой, следует акцентировать, что это шерстяные предметы, поэтому тёплые, имеют такой-то цвет. Чтобы речевые навыки ребёнка успешнее развивались, он должен подбирать к слову как можно больше прилагательных, обозначающих его признаки.
- Если чаду удалось подобрать несколько определений при описании варежек или мяча, то его следует похвалить за это. Похвала взрослого станет для ребёнка ещё одним стимулом в стремлении к совершенствованию речи.
- Ребёнка в этом возрасте нужно по-прежнему обучать новым словам, приучать точнее описывать качества предметов, определять материал, из которого они сделаны (одни предметы из дерева, другие из металла), находить в них различия и сходство.
- Ребёнок должен знать, что такое день, вечер, утро, сегодня, вчера и завтра, не путать пространственные понятия (слева – справа, сверху – снизу, спереди – сзади).
Чтобы научить его находить сходства и различия у предметов, ребёнку можно предложить рассмотреть внимательно два яблока и потом спросить, одинаковые они или разные, чем отличаются и чем схожи? Ребёнок видит, что одно яблоко больше, оно красное, сладкое, с пятнышком на боку, а другое, зелёное, меньше и кислое на вкус. Чтобы указать ребёнку на упущенные признаки, взрослый должен задать ему наводящие вопросы либо просто назвать их.
Говоря о размерах предметов, дети обычно используют слова «маленький» и «большой», реже «низкий», «высокий», «короткий» или «длинный». Их нужно приучать выражать свои мысли точнее: если дом, то низкий или высокий, если карандаш, то короткий или длинный, если река, то узкая или широкая. Пусть ребёнок учится использовать сравнительные степени прилагательных, для чего его нужно спросить, какая книга толще, а какая тоньше, какая линейка уже, а какая шире. Упоминая форму, цвет, величину и прочие признаки предметов, дети иногда путаются в согласовании слов, в окончаниях прилагательных и глаголов, в падежных окончаниях существительных. Часто они путаются во временных понятиях: утро – вечер, завтра – вчера, осень – весна. С помощью приведённой ниже игры ребёнка можно научить разобраться в понятиях, пока ещё сложных для него.
Когда это бывает?
Нужно назвать признаки, характерные для того или иного времени года и предложить ребёнку определить это время года.
- Когда дети катаются на лыжах и санках?
- Когда на деревьях появляются почки и распускаются листочки?
- Когда можно купаться в речке, а в лесу созревают ягоды?
- Когда листья желтеют, а птицы улетают на юг?
Для закрепления понятий о пространственных отношениях полезны вопросы:
- Когда солнце заходит?
- Какой рукой тебе удобно рисовать?
Уверенно ориентируясь во временных и пространственных отношениях, ребёнок будет лучше понимать слова окружающих, правильнее двигаться и действовать по командам взрослых, точнее пользоваться собственной речью. Если он путает верх с низом, справа и слева, то он не сможет найти книгу, лежащую справа на верхней полке. Речь ребёнка активизируется также вопросами, задаваемыми взрослым детьми: «Что ты видел?», «Где был?», на которые тем нужно давать точные, правильные и желательно развёрнутые ответы.
С помощью семьи
Воспитываясь в семье, ребенок, в первую очередь, перенимает опыт общения с родными: их словарный запас, способы построения предложений и изложения мыслей, интонации. Поэтому речевое развитие детей всегда зависит от той среды, в которой он находится. От того, насколько она активна и правильна в речевом плане, комфортна психологически.
Избежать ошибок помогут следующие советы.
Не подражайте речи своего малыша, если она неправильна: не сюсюкайте, не искажайте слова или звуки.
Сами всегда говорите четко и правильно, используйте нужные эмоции и интонации, правильный темп и силу голоса.
При общении с ребенком старайтесь исключать из своей речи труднопроизносимые слова, сложные или непонятные обороты и выражения
Незнакомые слова, встречающиеся в произведении, важно объяснить дошкольнику на доступном ему уровне, закрепить примерами, испробовать на практике.
Спрашивая ребенка о чем-то, задавайте понятные, конкретные вопросы, давайте время их осмыслить, не подгоняйте с ответом.
Не передразнивайте и не раздражайтесь, если малыш допускает ошибку: исправьте ее спокойно, мягко.
Читайте побольше стихов – это помогает освоить ритмику речи;
Старайтесь избегать частых ссор, скандалов, жестоких наказаний, угроз, шантажа. Все это не только тормозит развитие речи, но может привести к более серьезным последствиям: заиканию, замкнутости, озлобленности ребенка, появлению комплексов и фобий.

Обучаем в игре
Проанализировав вышеизложенные нормы, родители могут понять, какие сферы речи их малыша нужно развивать в первую очередь: те, с которыми есть проблемы. Для коррекции каждой отдельной сферы можно подобрать соответствующие игры на развитие речи. Перво-наперво – на расширение словарного запаса. Вот несколько примеров таких игр.
Взрослый называет предмет, а малыш должен поставить это слово во множественное число (стена – стены). По ходу такой игры можно касаться и многозначности (например, спинка может быть и у ребенка, и у стула или сидения, а кружка во множественном числе, только с другим ударением – это и геометрические фигуры, и секции для творческих занятий)
При этом своевременно акцентируют внимание ребенка на том, что не все слова «множатся» одинаково (лев – львы, рот – рты). Так развивается навык употребления множественного числа и расширяется словарный запас.
Познакомить малыша с антонимами можно, предлагая подбирать противоположные значения к словам (мягкий – твердый, чистый – грязный)
Пусть при этом подбирает слова к новым значениям (белый снег – черная ночь), а затем заменяет их местоимениями (он белый, она черная). Так дошкольник потренируется в согласовании слов, употреблении местоимений.
Прочитав рассказ или стихотворение, можно предложить малышу придумать собственный финал. Это также развивает мышление, воображение и связную речь.
Игра с мячом позволяет развить различные навыки: обогатить лексику, освоить синонимы, антонимы, узнавать предметы по описанию, образовывать новые формы слов. Например, малышу бросают мяч, назвав предмет, а он возвращает мяч, называя предмет ласкательно. Или в ответ на слово подбирает противоположное по значению. Или называет предмет, услышав его признаки, называет цвет указанного предмета. Фантазия родителей может подсказать и другие варианты таких игр.
Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие о них можно легко закрепить при помощи игры с карточками: в одну группу ребенок должен откладывать одушевленные предметы, в другую – неодушевленные, помогая себе вопросами: «Это груша. Она живая? Нет. Это корова. Она живая? Да».
С помощью похожего упражнения можно познакомить малыша с относительными прилагательными. В одной группе карточек будут предметы, в другой – материалы, из которых они сделаны. Задача ребенка – соотнести две картинки, проговаривая: мяч сделан из резины. Он – резиновый. Карандаш сделан из дерева. Он – деревянный.

Принципы развития речи
Процесс речевого развития в дошкольных учреждениях строится на шести основных принципах:
- доступности;
- наглядности;
- активности;
- последовательности;
- системности;
- индивидуальности.
Обучение родному языку в образовательной системе должно проводиться следующим образом:
- Развитие речи необходимо тесно связывать с познанием окружающего мира. Язык основывается на сенсорном представлении у малыша.
- Необходимо учитывать коммуникативный подход к развитию речи. Это основная стратегия в работе педагогов.
- Невозможно познать язык без развития чувства речи. Оно возникает на подсознательном уровне с рождения. Эту способность нужно развивать на протяжении всего процесса обучения.
- В основе развития речи должно лежать не только подражание взрослым, но и умение обобщать языковые явления.
- Воспитатели в работе должны применять принцип обучения в контексте целостной системы. Должно одновременно проходить усвоение лексики, грамматического строя.
Большая роль должна уделять принципу речевой активности. Это основное условие для своевременного развития речевого аппарата. Под активностью понимается не только процесс говорения, но и слушания. Речевая практика должна соблюдаться как во всех сферах повседневной жизни, так и на занятиях.

Чтение художественной литературы, как средство пополнения словаря
Педсовет в ДОУ на тему речевого развития дошкольников: проблемы и пути решения
Речевое развитие детей дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в образовательной программе. Регулярно разрабатываются новые методики. Например, процесс познания речи совмещают с познавательной деятельностью, ИКТ. Последняя технология связана с использованием компьютеров, мультимедиа. У современных детей такой метод пользуется наибольшей популярностью.

Педсоветы в ДОУ
Программа «От рождения до школы» о речевом развитии
Основные цели и задачи программы заключаются в развитии свободного общения между ребенком и взрослым. Для этого активно используется художественная литература, театрализованные сценки, тематические презентации, беседы, экскурсии.
Одной из важных составляющих программы является грамотная речь педагога. Именно от него будут зависеть заложенные основы культуры детской речи. Методы и приемы подбираются в зависимости от возрастной категории и уровня развития дошкольников. Программа рассчитана для детей с самого младшего до школьного возраста.
Для каждой возрастной категории обучение основывается на наличии определенного словарного запаса, умении употреблять различные образные выражения. Происходит формирование активного и пассивного запаса. Приобретается навык правильного образования грамматических конструкций. У детей формируется навык самостоятельного рассказывания, расширяется представление о многообразии окружающего мира.
Таким образом, чтобы процесс формирования речевых навыков прошел правильно и своевременно, для ребенка должны быть созданы определенные условия. Грамотная среда поможет обеспечить высокий уровень речевой активности.
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста
Процесс обучения включает в себя владение языком. Это основное средство общения. Обучение должно строиться на следующем:
- обогащении словарного запаса;
- развитии связной речи;
- творчестве;
- знакомстве с литературой;
- формированию звуковой активности.

Речь, как основное средство общения
Дошкольный возраст считается самым активным периодом усвоения ребенком разговорного языка и становления речи, как с фонетической, так и с лексической стороны.
Важно! Только полноценное овладение языком в детском возрасте будет основой для успешного нравственного, умственного и эстетического развития. Чем раньше будет начато обучение, тем быстрее малыш освоит родной язык

Занятия с детьми раннего возраста






























