Восприятие политики как объект научного интереса: немного истории
В процессе восприятия политики можно насчитать минимум две стороны: люди (те, кто воспринимает) и политика (то, что воспринимают люди). Несложно догадаться, что нюансы взаимодействия сторон во многом зависят от характеристик сторон.
Другими словами, то, как люди воспринимают политику, зависит и от самих людей, их психологии, образования, воспитания, уровня жизни, степени непосредственной вовлеченности в политические процессы, и от самих политических процессов, их интенсивности и объективного уровня влияния на повседневную жизнь граждан.
Попытки выделить политическую психологию в самостоятельное направление, не тождественное в полном смысле ни политике, ни психологии, предпринимались достаточно давно. Так, термин «политическая психология» внедрил в научный оборот этнолог Адольф Филипп Вильгельм Бастиан (1826-1905) еще в 19 веке.
В рамках своих этнографических исследований он изучал так называемые «коллективные представления» различных народностей и обнаружил определенные сходства между ними в различных географических регионах. Бастиан пришел к выводу о наличии неких «элементарных идей», возникающих в сходных условиях и предопределяющих дальнейшее сходство в развитии коллективной мысли. Более того, он считал, что эти «элементарные идеи» определяют «психическое единство человечества», невзирая на видимые внешние различия в традициях и культуре .
Доля истины в этом есть. Каждый адекватный человек, независимо от расы, нации, вероисповедания, страны и эпохи, нуждается в удовлетворении базовых потребностей в еде, воде, жилище, безопасности. Практически каждый, кто «закрыл» свои элементарные потребности, начинает стремиться к прекрасному, самовыражаться в общественной деятельности, творчестве, саморазвитии, заботе о хорошем образовании для детей и т.д. И практически всегда найдется тот, кому всего этого мало, и он будет стремиться изменить к лучшему весь мир или хотя бы устройство той страны, в которой он живет.
Так почему же при том, что абсолютному большинству людей нужно примерно одно и то же, между людьми так много разногласий в вопросах о том, как этого достичь? И это даже если не брать в расчет откровенно деклассированные и иждивенчески настроенные элементы, которым «все должно дать государство», не задавая вопросов, что оно получит взамен, кроме недовольства размером социальной поддержки. Среди вполне адекватных людей, работающих и зарабатывающих, созидающих материальный и интеллектуальный продукт, заботящихся о детях и родителях, разногласий по поводу политики еще больше.
За прошедшие десятилетия ученые в разных странах многократно пытались вникнуть в глубины политической психологии. Большинство исследований носит более гуманитарно-социологическую направленность, потому как исследований функций мозга в чисто физиологическом контексте – это удел естественных наук. Полученные данные систематизированы в виде научных монографий и учебных пособий, которые сегодня нам позволят разобраться, что к чему.
Нам в помощь учебное пособие «Политическая психология» коллектива авторов, изданное более 20 лет назад и во многом сохранившее актуальность по сей день . А также изданный сравнительно недавно учебник «Политическая психология» специально для студентов-политологов, где можно найти примеры из новейшей истории России и мира .
Свои образцы научной литературы, посвященной проблемам политической психологии, изданы практически во всех цивилизованных странах мира, и все они опираются преимущественно на факты и события из истории того государства, где они были изданы, и учитывают особенности менталитета народа той страны, где вышло издание.
Ввиду того, что нам более всего интересна прикладная составляющая нашей темы, мы будем искать ответ на вопрос «Почему все по-разному воспринимают политику?» применительно к ментальности нашего народа. И, разумеется, будем помнить про «психическое единство человечества», невзирая на видимые внешние различия в традициях и культуре. Начнем с того, какие же факторы влияют на восприятие человеком политики.
Не гиперопекайте
Бытует иллюзия, что сверхчувствительных детей лучше опекать и оберегать от ранящих событий. От ранящих – безусловно, да (в особенности маленьких и даже подросших детей), но чувствительный ребенок – такой же, как и все остальные, и со временем встретится с миром, разным – и добрым, и ранящим.
Не проживайте жизнь за ребенка, этим вы поселите в его сердце ворох иллюзий. Лучше быть рядом, и если нужно – поддержать сына или дочь, когда они столкнулись со фрустрирующим событием, человеком или ситуацией.
Учитывая, что повышенная чувствительность – это телесная характеристика и особенность устройства нервной системы, необходимо тренировать и поддерживать тело. Давайте ребенку высыпаться, прогуливайтесь на свежем воздухе, в лесу, у озера, позволяйте покричать, если ему это нужно, пошвырять камни или палки – этим ребенок проживет чувства через тело, а не через “симптомы”, заболевая от того, что ему не позволяют чувствовать запретные эмоции вроде агрессии, ярости, злости, отвращения.
Можно также проводить оздоравливающие процедуры, например, контрастный душ, начиная с теплой воды и погорячее и постепенно расширять амплитуду температур. Также хорошо зарекомендовали себя витамины, лецитин для поддержания мозга, аромамасла (в особенности лавандовое) и гомеопатические препараты, успокаивающая и классическая музыка (например, произведения Моцарта).
Спорт без конкуренции
Физические нагрузки делают нас более здоровыми, улучшают настроение и помогают бороться со стрессом, поэтому они необходимы абсолютно всем. Но для сверхчувствительных людей есть небольшой нюанс: им лучше отказаться от командных и соревновательных видов спорта.
Ребенка с чувствительной нервной системой могут эмоционально выматывать конкурентная борьба и нацеленность на результат. Так что индивидуальные физические упражнения будут для него гораздо полезнее, чем, к примеру, игра в школьной спортивной команде по волейболу.

Идеально подойдут пешие прогулки, бег (в своем темпе, а не на скорость), йога, катание на велосипеде, коньках или лыжах.
Эмоциональная чувствительность: рекомендации для родителей
Как быть, если ребенок отличается чувствительностью и неуравновешенностью эмоций?
Видеть хорошее. Эмоциональная чувствительность — не только проблемы с поведением и «сидение на пороховой бочке». Становясь взрослыми, чувствительные люди оказываются самыми эмпатичными, помогающими, тонко переживающими и подмечающими. Из них получаются прекрасные художники и музыканты, люди помогающих профессий и просто чуткие и нежные друзья.
Постарайтесь понять эмоцию ребенка и сообщите ему, что поняли. Представьте, что у вас упало долгожданное мороженое и непоправимо испачкалось любимое платье (можно заменить на неудачную поездку, сломанный гаджет или машину), как вы себя почувствуете? Точно так же — захочется плакать навзрыд и не успокаиваться! Так что скажите ребенку: «Понимаю, что ты очень расстроилась из-за испачканного платья, это и правда ужасно обидно».
Научите ребенка простым техникам эмоциональной регуляции. Например, медленному дыханию или счету. Скажите: «Чтобы мы с тобой вместе решили эту проблему, сначала нужно немного успокоиться
Давай сделаем глубокий вдох и медленно выдохнем, пять раз».
Научите ребенка отвлекаться и переключать внимание, это также помогает снижать накал эмоций. Например: «Нам с тобой нужно немного успокоиться, чтобы решить эту проблему
Давай называть все синие вещи, которые есть вокруг, считаем до десяти!»
Вместе решите проблему. Может быть, ребенок рыдает из-за пустяка. Но для него это по-настоящему серьезная проблема. Не решайте проблему за ребенка, так он не почувствует своей компетентности. Лучше спросите: «Как мы может решить эту проблему? Какие у тебя идеи? Хочешь пойти отстирать пятно/надеть кофту, чтобы не было видно/купить еще одно мороженое/вернуться домой/посмотреть в зеркало, чтобы точно убедиться в том, что ничего не видно?»
Влияние образования и знаний на восприятие через призму
Выражение «видеть через призму» обозначает, что наше восприятие мира формируется искаженными представлениями, цветящимися через линзу наших знаний и опыта. Образование и знания играют ключевую роль в этом процессе, определяя, как мы видим и понимаем окружающую нас реальность.
Образование является фундаментальным элементом, который расширяет наши границы познания и предоставляет нам доступ к разнообразным источникам информации. Оно предлагает нам инструменты для анализа и оценки фактов, данных и событий в мире. Знания, полученные через образование, помогают нам строить ментальные модели, которые организуют, интерпретируют и объясняют нашу реальность.
Наше образование и знания влияют на то, как мы воспринимаем историю, культуру, политику, географию и другие аспекты нашей жизни. Они формируют наши представления о правильном и неправильном, и определяют нашу систему ценностей. Этот фильтр наших знаний и опыта может ограничивать наше понимание и предубеждения, но также может расширять наше восприятие и обогащать нашу понимание мира.
Когда мы взираем на мир через призму наших знаний и образования, мы автоматически фильтруем, интерпретируем и анализируем полученную информацию. Это позволяет нам видеть связи, паттерны и причинно-следственные связи, которые иногда ускользают от людей без достаточного образования и знаний. Мы становимся в состоянии осознавать сложные системы и взаимосвязи, понимать причины и последствия, и делать обоснованные выводы.
Однако, ни одно образование и знания не являются абсолютно нейтральными или объективными. Они могут быть ограничены искажением, предвзятостью и субъективными убеждениями. Наше восприятие через призму зависит от выбора информации, которую мы воспринимаем, и от наших предвзятых взглядов и предубеждений. Это указывает на необходимость постоянного развития и обновления наших знаний и навыков, а также на осознанность и критическое мышление в нашем процессе восприятия и анализа информации.
В конечном итоге, образование и знания являются мощными средствами, которые позволяют нам видеть мир с различных точек зрения и сформировать свое собственное понимание. Они дополняют и расширяют наше восприятие, помогая нам проникнуть за поверхность и разоблачить иллюзии, искажения и мифы. Они дают нам возможность проникнуть глубже в суть вещей и раскрыть новые перспективы, что обогащает и развивает нашу непрерывно меняющуюся реальность.
Вопрос-ответ:
Что такое парадигма?
Парадигма — это совокупность представлений, концепций и методов, которые используются в определенном области знаний или дисциплине и которые определяют, как мы воспринимаем и понимаем мир.
Как парадигма влияет на наше восприятие мира?
Парадигма формирует наши представления о реальности и определяет, как мы интерпретируем новую информацию. Она также влияет на то, как мы решаем проблемы и принимаем решения в нашей повседневной жизни.
Какова роль изменения парадигм в научном развитии?
Изменение парадигм важно для научного развития, потому что это позволяет сформулировать новые теории и гипотезы, которые могут объяснить феномены, которые ранее не могли быть объяснены
Какие личностные качества могут влиять на формирование парадигм?
Личностные качества, такие как открытость новому опыту, креативность и способность мыслить абстрактно, могут влиять на формирование парадигм и способствовать изменению существующих.
Как парадигма отличается от понятия теории?
Парадигма — это широкое понятие, описывающее представления и методы в конкретной области знаний, в то время как теория — это конкретный исследовательский объект, который может быть подтвержден или отклонен на основе новых данных.
Как распознать парадигму, которую мы используем в жизни?
Распознать парадигму, которую мы используем в жизни, можно путем осознанного анализа своих взглядов и концепций, которые мы используем для объяснения и понимания мира
Также можно обратить внимание на то, как мы решаем проблемы и принимаем решения
Какие факторы могут приводить к смене парадигмы?
Смена парадигмы может происходить из-за новых научных открытий и технологических достижений, которые создают новые возможности для понимания мира. Она также может произойти из-за изменений в социальной и культурной среде, которые вносят новые взгляды и ценности в наше общество.
Как понять, что нам нужно изменить нашу парадигму?
Понять, что нам нужно изменить нашу парадигму, можно через осознание проблем и вызовов, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, и недостатков в нашем текущем способе мышления
Также можно обратить внимание на новые данные и контексты, которые могут указывать на необходимость изменить наши представления о мире
Возможные проблемы с воспитанием
Очень часто дети с повышенной чувствительностью замыкаются в себе. Это вызвано неприятием со стороны окружающих. Их называют капризными, избалованными, советуя родителям проверить на аутизм.
Из-за подобного отношения проявляется агрессивность, которая маскирует внутреннюю неуверенность. Тревогу близких вызывают следующие черты.
Острое внимание к деталям
Родителей может пугать, что ребенок замечает все:
- перемену во внешности;
- нюансы в общении с окружающими;
- смену поведения и т. д.
Поскольку в раннем возрасте держать в себе эмоции невозможно, то все, что вызывает вопросы, озвучивается. Это может спровоцировать ссоры в семье или конфликты с окружающими.
Чтобы помочь систематизировать поступающую информацию, желательно все изменения объяснять. Разговаривать как с равным, не делать скидку на возраст.
Например, одеваясь на корпоратив, объяснить, зачем мама красится более ярко. А меняя духи – почему старый запах надоел. Нельзя подавлять чувства, заставлять молчать, закрываться в себе. Чем ближе эмоциональная привязанность к родителям, тем комфортнее будет ощущать себя ребенок.
Разговаривайте со своим ребенком.
Перевозбуждение
Возбуждение у ребенка с ВЧ распространяется на все сферы – эмоциональную, познавательную, физическую. Вызвать неадекватное беспокойное поведение могут активные игры, громкая музыка, новые впечатления, полученная интересная информация. Перевозбуждение проявляется как отказ от еды, расстройство сна, повышенная подвижность рук.
Чтобы успокоить высокочувствительного ребенка, можно воспользоваться одним из следующих советов:
- Найти ему спокойное место, где он сможет остаться один и расслабиться.
- Предложить ему вместе подышать, сделать несколько простых упражнений.
- Подготавливать его заранее к ситуациям, которые вызывают эмоциональные вспышки.
- Освоить технику расслабляющего массажа.
Сильные вспышки эмоций
Истерики и повышенная плаксивость – это реакция на ограничения.
Некоторые проявления могут пугать:
- падения на пол;
- задержка дыхания;
- потеря сознания.
Физическое наказание или попытка подавить проявление только ухудшат ситуацию, могут спровоцировать скрытую агрессию или дать толчок к развитию замкнутости.
Если у ребенка повышенная чувствительность, не нужно «включать игнор». Достаточно объяснить, почему нужно делать то, что требуют родители на данном этапе. Разговор в спокойном тоне поможет переключить эмоции и сформировать навыки правильного поведения.
Осторожность в новой ситуации
Психолог Элейн Эйрон объясняет подобное качество у детей с ВЧ тем, что они рано начинают понимать, что в незнакомых обстоятельствах нужно менять манеру поведения, а как, еще не осознают.
То есть они стремятся к приключениям, но стараются «подстелить соломку». Подобное вызывает недоумение у родителей. Например, когда предлагают покататься на карусели, а ребенок отказывается.
Неприятие и раздражение вызывают:
- ввод в рацион нового блюда;
- выбор одних и тех же игрушек и одежды;
- аттракционы.
С одной стороны, это хорошо. При переходе через дорогу такие дети обязательно посмотрят налево и направо, не будут лазить по деревьям, если есть риск, что ветка сломается, пробовать наркотики.
Но с другой – если не расширять границы, то познавать окружающий мир невозможно.
Чтобы создать ребенку комфортную обстановку, нужно разговаривать с ним, разделять ежедневные трудности, приводить примеры, помогая ему знакомиться с новыми возможностями.
А чтобы снизить порог возбуждения, стараться уменьшить выбор. Например, ограничить количество новых игрушек, вводить в меню новые вкусы по одному. Заранее рассказывать о поездках и визитах, чтобы дать возможность внутренне подготовиться.
Объясните ребенку о причинах возможных изменений.
Уникальные галлюцинации
Все мы хоть и похожи, как несколько миллиардов капель воды, но чем-то отличаемся, потому что появились на свет и выросли в различных условиях «в силу обстоятельств». Разнообразие это как бы доказывает, что каждый отдельный человек – не штампованная кукла, и реагирует на жизнь своим уникальным образом. А уникальность этого «реагирования» зависит от внутренних данных каждого отдельного существа. Здесь под реагированием я не имею в виду размахивание руками, почесывания, подергивания, крики и перемещение тела в пространстве. Само «реагирование» личности на жизнь – это чисто психический процесс.
Из наших психических реакций рождается наше восприятие собственной жизни. В этом смысле, или же в этом спектре сама жизнь – это восприятие. Восприятие воспринимает само себя. События, движения, сценарии, программы, чувства – все это восприятие жизни. Здесь я намеренно акцентируюсь на восприятии, чтобы подчеркнуть, что жизнь напрямую зависит от того, как ее воспринимают. Жизнь – такая, какой ее воспринимают.
Я не планировал в этой статье в сотый раз акцентироваться на проекциях восприятия. Но тему эту я считаю достойной постоянного напоминания (наверное, пора на progressman.ru создавать новую рубрику). Здесь я о проекциях очередной раз напомню и приплету к повествованию как пазл общей картины. Кстати, наверное, почти каждый в разные периоды жизни замечал, как удачно стыкуются отрывки «адекватного» понимания реальности друг с другом, порождая новые оттенки познаваемого.
Проекции подобны слайдам, которые проецируются светом проектора на экран жизни. Проекции – нереальны. Реален – экран. Проектор – это психика человека. Чистый экран – это такой холст существования. Проекции – это содержание психики, сквозь которое мы смотрим на мир. Содержание психики проецируется на мир таким образом, что мы уже толком не видим сам мир, а видим лишь свои проекции о мире. Таким образом, мы всю свою жизнь реагируем на самих себя, при этом по неведению полагая, что реагируем на других людей, на внешние события и обстоятельства. Наши субъективные нереальные проекции воспринимаются как истинная реальность. При этом экран жизни и проектор психики, как правило, остаются незамеченными
Цветные картинки на экране полностью поглощают внимание
Здесь очень легко запутать себя определениями и впасть в пустую философскую рефлексию. Для понимания темы достаточно уловить простую мысль. Мы реагируем на жизнь субъективно, в соответствии с содержимым нашего индивидуального «проектора». Фактически мы реагируем не на жизнь, а на содержание собственной психики. Жизнь высвобождает, разворачивает содержимое психики как потенциал развития индивида.
От разнообразия проекций зависит разнообразие «реакций», которые проявляют разные люди, глядя на один и тот же объект. В каком-то смысле психика каждого отдельного человека – это одна большая проекция на чистом экране существования. Человек проецирует самого себя на реальность, благодаря чему реальность обусловливается и становится «какой-то», обретает характеристики и качества.
Реальность является именно такой, какой является психика, которая себя на реальность проецирует. Так, глядя на одни и те же часы, разные люди могут увидеть: сложный механизм, предмет роскоши, дешевую подделку, напоминание о быстротечности бытия, игрушку или просто предмет, отмеряющий срок своей службы. Сколько наблюдателей – столько и вариаций, при этом каждая – со своим уникальным психическим привкусом. Глядя на один и тот же предмет, каждый в нем видит себя.
Если человек верит, что для счастья ему нужен особняк на берегу моря, это значит, что в его индивидуальной психике проекция счастья гладко ложится на концепцию особняка у моря.
Как работает восприятие?
Восприятие — это процесс получения, интерпретации, организации и понимания информации, поступающей из окружающего мира. Это сложный механизм, включающий в себя множество факторов, как внешних, так и внутренних.
Внешние факторы включают в себя стимулы, которые поступают на наши чувствительные органы — глаза, уши, нос, кожу и язык. Внутренние факторы включают в себя нашу психологическую и эмоциональную составляющую.
Одним из основных этапов восприятия является внимание, которое направлено на определенный стимул. После того, как стимул был замечен, происходит анализ и интерпретация информации
Именно на этом этапе влияют наши субъективные оценки и предубеждения, которые могут искажать реальность.
Далее информация организуется и запоминается. Восприятие может быть искажено в зависимости от контекста и других факторов. К примеру, восприятие цвета может меняться в зависимости от окружающей среды и освещения.
Таким образом, понимание механизмов восприятия очень важно для оценки информации, которую мы получаем из внешнего мира. Невозможно полностью избежать искажений, связанных с нашими субъективными восприятиями, однако мы можем стремиться к более объективному и рациональному осмыслению информации
Вопрос-ответ:
Почему некоторые люди воспринимают мир по-разному?
Восприятие мира зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Каждый имеет свой уникальный набор жизненного опыта, уровень образования, культурные и религиозные убеждения, а также индивидуальное чувство вкуса и предпочтения. Эти факторы влияют на то, как мы видим и интерпретируем мир вокруг нас.
Как эмоции влияют на восприятие реальности?
Эмоции играют важную роль в нашем восприятии реальности. Когда мы находимся в хорошем настроении, мы смотрим на вещи более оптимистически и склонны видеть положительные стороны
В то же время, когда мы испытываем негативные эмоции, наше восприятие может быть искажено, и мы сосредотачиваем внимание на негативных аспектах. Таким образом, эмоции могут кардинально изменить нашу оценку ситуации и окружающего нас мира
Может ли культурный контекст влиять на восприятие реальности?
Да, культурный контекст сильно влияет на восприятие реальности. Различные культуры имеют свои уникальные ценности, нормы и взгляды на мир, которые формируются в процессе социализации. Например, в некоторых культурах индивидуальное достижение и успех считаются приоритетом, в то время как в других культурах больше ценится семья и коллективизм. Такие различия в культурных ценностях могут существенно влиять на то, как люди воспринимают и понимают мир вокруг себя.
Может ли образование влиять на восприятие реальности?
Образование оказывает значительное влияние на восприятие реальности. Люди, имеющие высокий уровень образования, обычно развиты аналитически и критически мыслят. Они могут рассматривать вопросы с различных точек зрения и принимать обоснованные решения, основанные на знаниях и фактах. В то же время, образование также может создавать определенные предубеждения и установки, которые могут искажать восприятие реальности
Поэтому важно осознавать свои предпоследства и стремиться к объективному взгляду на мир
Cистема регулирования сенсорной информации
Наш мозг устроен таким образом, что способен принять только 3-5% сигналов из внешнего мира. И бо́льшая часть работы мозга приходится на то, чтобы отсеять эти 95-97% входящей информации
Мы часто думаем, что для решения какой-то задачи нам нужно сосредоточиться на ней, сконцентрироваться, обратить внимание. На самом деле, главная задача мозга – не пустить лишнее
Это похоже на настройку приемника: для того, чтобы поймать нужную волну, нужно устранить все помехи. «Отстройка» служит настройке.
И для этого у мозга есть специальная система фильтров – система регулирования сенсорной информации (СРСИ). Она очень сложная, управляется лимбической системой (эмоциональным мозгом). И именно эта система «решает», какую информацию и в каком количестве следует пропустить в мозг. Она, как страж у ворот, является первой линией защиты мозга.
Но СРСИ может быть слабой или дисфункциональной. Как сито может быть с мелкими и частыми ячейками, может быть с крупными, а может и вовсе быть дырявым решетом. В таком случае в мозг поступает больше сигналов или гораздо больше, чем нужно и чем он в состоянии обработать. Но так как мозг эволюционно не создан для этого, он оказывается перегружен сенсорными сигналами, что в свою очередь вызывает моторную и эмоциональную перегрузку.
Вот как описывала Джул Эпп своего сына в статье «Аутизм и эмоции»: «С другой стороны, я бы не сказала, что выходить из дома было приятно. Лай собаки. Плач другого ребёнка. Звук транспорта. Его будоражило всё. Даже в нашем безопасном доме любой неожиданный звук: чихание, кашель или звонок телефона – вызывал у него сильный испуг и заканчивался паническим криком. Про пылесос даже не стоило и заикаться. Визиты гостей – особенно мам с их собственными детьми, спонтанно издающими разные звуки, – были кошмаром. Идиллические планы сходить с ребёнком на курс массажа или уроки плавания быстро перекочевали в область немыслимого.
В чём же было дело? Задолго до того, как моему сыну был поставлен диагноз «аутизм», я знала, что он был чувствительным. Крайне чувствительным. Задолго до того, как я поняла природу аутизма, я знала, что у моего сына не было фильтров, – мир как будто напрямую проникал в него и переполнял сверх всякой меры».
«Потребитель» реальности
«Вкушающий» субъект по своей природе является чистым наблюдением. Когда человек потребляет пищу, субъект в информационном потоке своего восприятия наблюдает человека, потребляющего пищу. В ходе такого наблюдения внутри информационного потока возникают крайности, выбивающиеся из общего течения. Благодаря этим крайностям вкушающий субъект как бы теряет себя из виду, и полностью приковывается к наблюдаемым явлениям.
Одним из важнейших параметров наблюдения информационного потока является интенсивность. Этот параметр стоит «поверх» всего. Например, отдельные объекты внутри информационного потока обладают разными свойствами. Еда может быть свежей, телефон – звонящим, монитор – включенным. В информационном потоке возникает неисчислимое количество явлений с мириадами свойств. Все эти явления – привычные для нас события жизни. Интенсивность восприятия же, является исконным свойством самого информационного потока.
Интенсивность восприятия – это степень детализации, которую мы способны различать в каждом отдельном явлении. Например, человек с притупленным восприятием будет нуждаться в особо острых ощущениях, чтобы почувствовать хоть какой-то вкус от происходящего: острые соусы, пикантные приправы, крепкие напитки, остросюжетные разговоры и события порождают закономерный спрос. Таким потребителям реальности в чистой нирване будет остро не доставать пивных ларьков.
С повышением ясности восприятия, увеличивается и его интенсивность. В еде человек начинает различать отдельные оттенки, которые уже не хочется глушить дополнительными острыми впечатлениями. Утончая восприятие, потребитель жизни переходит от сырого мяса к тонким вкусам и ароматам, ощущает тончайшие детали, погружаясь в каждое явление своим медитативным сознанием все глубже, углядывая в мгновении его составные частицы.
Созерцательные люди неторопливы, потому что в каждый новый миг получают достаточно впечатлений, чтобы не спешить, громыхая копытами в посудной лавке жизни с целью урвать все самые красочные поверхностные образы.
Человек, пребывая внутри информационного потока, может наблюдать за степенью интенсивности своего восприятия
И благодаря такому наблюдению, внимание этого человека отцепляется от отдельных внутренних объектов потока, и даже может выйти за его пределы, воспринимая поток как отдельное частное «явление»
От интенсивности пропускаемого проектором света зависит количество получаемых впечатлений. На духовном пути мы учимся открываться свету бытия здесь и сейчас, впуская в себя эту истину все глубже. Чем интенсивней свет «истины», тем сильней переживания, тем ярче и живей проекции. Но на деле у этих проекцией никогда не было своей жизни. Их жизнь – это свет экрана жизни, свет высшего «Я».
Информационный коктейль проекций отрабатывается интенсивностью проживания. Практика осознанности важна именно потому, что повышает уровень интенсивности восприятия. Человек может творить глупости до тех пор, пока со всей возможной глубиной не осознает, что творит, пока не будет сполна пресыщен происходящем. Пресыщение напрямую зависит от степени интенсивности восприятия. Даже если у человека много «кармы», она расхлебывается в разы быстрее, когда уровень ясности на высоте. Если ясности не хватает, жизнь устраивает различные «катаклизмы», чтобы эту ясность у человека пробудить. Ясность можно повышать напрямую, при помощи созерцательных техник, или косвенно, переходя с потребления грубых аспектов реальности к более тонким.
Парадигма и коммуникация
Парадигма, как способ восприятия мира, влияет на нашу коммуникацию с окружающим миром и людьми. Наши убеждения, ценности, нормы поведения определяют нашу коммуникацию и взаимодействие в обществе. Более того, парадигма может стать барьером в общении, если восприятие и поведение противоречат нормам и ценностям других людей, их культуры и традиций.
При коммуникации с другими людьми важно учитывать их парадигмы и находить общий язык. Необходимо уважительно относиться к разным мнениям и понимать, что каждый человек видит мир своими глазами и воспринимает его по-своему
Кроме того, парадигма может определять формат коммуникации. Например, в традиционно-ориентированных семьях воспитание детей может быть строго формализовано и предписано традициями и ценностями. В современных семьях, где доминирует индивидуальный подход, воспитание может быть более свободным и гибким.
- Таким образом, парадигма влияет на общение и коммуникацию в различных областях нашей жизни: семье, работе, социальной среде и т.д.
- Понимание различных парадигм и умение находить общий язык может способствовать более эффективной коммуникации и успешному взаимодействию в обществе.
Нами управляют иллюзии?
Удивительно, но то же самое происходит с более сложными процессами, такими как размышления о политике, пандемии или реальности изменения климата. То, как мы воспринимаем мир, действительно влияет на все – от принятия решений до предубеждений и памяти.
Однако тот же самый нейронный механизм, который интерпретирует сигналы, поступающие от глаз, ушей и других органов чувств, также отвечает за сны, заблуждения и иллюзии. Таким образом, реальность и воображение имеют общий физический источник в мозге.

Наше воображение способно менять реальность.
Это означает, что на каком-то уровне все, что нас окружает – не более чем иллюзия, искусно сотканная мозгом. Сотни миллионов лет эволюции привели к тому, что наша способность мыслить ничем не отличается от нашей способности переваривать пищу.
Человеческий мозг состоит из ста миллиардов нейронов и если бы мы попробовали их сосчитать, это заняло бы более 3000 лет. Ну а по мнению философа-когнитивиста Дэна Деннета, клетки мозга – это своего рода молекулярные машины.

Нейронная пластичность — это способность мозга к восстановлению и реструктуризации.
Итак, если бы мозг не выполнял вычисления в качестве визуального процессора, все, что мы видим было бы хаотичным и беспорядочным
По этой причине зрительная память и внимание работают сообща, обеспечивая плавный переход от одного источника информации к другому. В сочетании все эти процессы позволяют мозгу создавать целостный и стабильный визуальный мир
О том, как и почему это происходит можно узнать здесь.
О том, что нельзя
В процессе воспитания высокочувствительных малышей есть несколько «нельзя», которые следует соблюдать.
В первую очередь, их нельзя полностью огораживать от негатива, хотя, казалось бы, это первое решение, которое приходит на ум. Помните, что высокочувствительное чадо — не ребёнок с ОВЗ, а просто имеет особенности восприятия. Ему обязательно нужно учиться преодолевать сложности, чтобы в будущем успешно стать частью социума.
Бывает, что родители перегибают и в другую сторону, намеренно создавая ребёнку серьёзные трудности. Мол, если он такой впечатлительный, то пусть борется с ними и становится сильнее. Страх темноты? Запрём в кладовке и выключим свет! Боится пауков? Пойдём в экзотариум! Однако в итоге всё заканчивается паникой и неврозом, а вовсе не мощной закалкой
Очень важно помогать ребёнку бороться со страхами без лишнего напора и нажима. Он должен чувствовать интерес, а не негативные эмоции.
Высокочувствительные малыши вовсе не трусы и не слабаки. Они достаточно общительны, охотно идут на контакт и желают изучать новое, если не чувствуют опасности и не испытывают негативных эмоций. По этой причине родителям необходимо обеспечить своему чаду комфорт, надёжную защиту и поддержку в мире, где так много неожиданного.




























