Как помочь человеку, который подвергается травле?
Итак, что же вы можете сделать, чтобы пресечь травлю другого человека? Следуйте рекомендациям ниже (их вы можете применять и по отношению к себе):
Поддержите того, над кем издеваются. Люди склонны отдаляться и даже изолироваться от общения, когда подвергаются буллингу. Они остаются в одиночестве, и это делает их более уязвимыми. Другие участники коллектива тоже могут отдалиться, и это приводит к смущению и чувству беззащитности. Вместо того, чтобы тоже отдаляться, как все, подойдите к человеку и поговорите с ним.
Игнорируйте человека, который затеял буллинг
Люди, которые начинают травить других своими выходками, хотят получить внимание. И поэтому они ждут, что другие это увидят и станут зрителями их «героических» поступков
Когда вы игнорируете агрессивное поведение, вы лишаете их возможности получить желаемое. И в большинстве случаев они останавливаются, т.к. видят, что не получают нужного результата.
Попросите других людей о поддержке человека, над которым издеваются. Объясните свое мнение, почему это неправильно, и предложите им помочь остановить издевательства. Ведь на месте затравленного может оказаться каждый. Простые сигналы и открытая просьба о поддержке могут помочь другим преодолеть страх [What can students/youth do to «lend a hand?»].
Сместите фокус внимания с издевательств. Когда начинается буллинг, как правило, люди замирают и ждут, что произойдет дальше. Вместо пассивного наблюдения вы можете отвлечь человека на что-то позитивное и повернуть накаленную атмосферу в другое русло. Измените тему или попытайтесь вовлечь в разговор человека, который начинает задираться. Вы можете перевести всё в шутку и увести того, кто стал мишенью для травли. Если же ваши попытки ни к чему не приводят, сделайте отвлекающий маневр, например, что-то громко уронив, крикнув или даже пролив бутылку с водой. Это поможет снять напряжение и даст время на переосмысление того, что сейчас происходит и что нужно делать.
Убедите человека, которого запугивают, что это не его вина. Скажите ему, что проблема не в нем. Просто напомните, что люди, которые издеваются над другими, обладают низкой самооценкой и стараются самоутвердиться за счет агрессивного поведения. И это совсем не круто – причинять боль другим, пусть и не физическую.
Сообщите об издевательствах тому, кто может помочь и имеет большее влияние. Например, если травля возникла на работе, обратитесь в отдел кадров или к вышестоящему руководству. Если дело происходит в учебных заведениях, сообщите преподавателям. Подробно расскажите о случившемся, по возможности сделайте запись происходящего для доказательств. Попросите других свидетелей присоединиться к вам, с группой вы обретете большее влияние и сможете скорее прервать буллинг.
Если вам ничего не угрожает и вы уверены в своих силах, направьте внимание агрессора на себя и скажите ему, чтобы он остановился. Ваше тело должно выражать вашу внутреннюю уверенность (очень хорошая статья на эту тему «Язык тела для уверенности в себе», прочтите). Ровная осанка, поднятая голова, прямой взгляд и твердый голос. Голос должен звучать спокойно и собранно. Избегайте криков и ответных действий. Это разозлит агрессора еще больше. А вам нужно его остановить и успокоить.
Что делать, если ваш ребенок агрессор?
Родители буллера должны понимать, что их ребенок может быть опасен для окружающих. Необходимо разобраться, откуда появилась агрессия и с чем связано такое поведение. Возможно в семье присутствует грубость и неуважение, жестокое поведение одного из родителей, или влияние СМИ. Если ребенок видит, что отец бьет маму, ребенок считает это нормальным поведением и разрешает себе делать то же самое по отношению к более слабым.
В первую очередь, начните налаживать микроклимат в семье: создайте доброжелательную атмосферу, разговаривайте без грубости и негатива. Покажите ребенку, что такое любовь, понимание и взаимоуважение. Расскажите, как можно решать конфликты без применения физической силы и эмоционального прессинга.
Посмотрите, с кем общается ваш ребенок. Убедитесь, что в кругу его общения нет отрицательного воздействия. Поинтересуйтесь, какие сериалы смотри ребенок, какую музыку слушает на досуге. Постарайтесь исключить негативные факторы из его жизни.
Запишите ребенка на кружок или секцию – пусть направит лишнюю энергию в спортивные достижения.
Если факт буллинга повторился, серьезно поговорите с ребенком. Объясните ему, что такое поведение недопустимо. Ребенок должен знать жесткую позицию родителей.
1 часть. Теоретическая
Для начала ещё раз обращу внимание на заголовок: я говорю в этом посте о всех ситуациях, когда в коллективе ребёнка присутствует буллинг, а не только о тех случаях, когда ребёнок является жертвой буллинга сам. Почему так? Потому что травля — это не проблема одной лишь жертвы, это общая проблема, это болезнь коллектива
Травля — это травма для всех участников, включая свидетелей и агрессора
Почему так? Потому что травля — это не проблема одной лишь жертвы, это общая проблема, это болезнь коллектива. Травля — это травма для всех участников, включая свидетелей и агрессора.
Именно поэтому, если вам стало известно, что в коллективе ребёнка имеет место буллинг, нужно срочно предпринимать меры, независимо от того, кто именно является жертвой.
Почему буллинг — травма для всех? Дело в том, что ситуация травли сама по себе ненормальная (речь идёт именно о травле, когда целенаправленно гнобят определённую жертву, а не о тех случаях, когда происходят кратковременные ссоры с последующими примирениями). А когда мы находимся в ненормальной ситуации, когда нам приходится как-то на неё реагировать — мы учимся деструктивным способам реакции. Психика защищается от тяжёлого воздействия ситуации, вырабатывая нездоровые способы ответа.
Например, в классе начали травить неуспевающего ученика (или слишком умного, или вообще неважно какого, жертва буллинга почти всегда выбирается рандомно, по притянутым за уши причинам). Почему это травма для жертвы — очевидно
Но вот есть свидетели травли. Они не жертвы и не агрессоры. Но на их глазах изо дня в день унижают, оскорбляют, травят их одноклассника. Это происходит и происходит, как будто так и должно быть. Даже если изначально ситуация считывалась неадекватной и ненормальной, со временем свидетели могут и сами начать считать, что всё происходящее — справедливо. Иначе ведь это кто-нибудь бы да прекратил?
Таким образом ненормальная ситуация превращается в их глазах в нормальную. И эти дети, простые наблюдатели, не жертвы и не агрессоры, вырастают с травматическим убеждением, что травля — это нормально, что травлю можно заслужить, что, если сделаешь что-то не так, тебя будут гнобить, и это всё в порядке вещей.
Конечно, хорошо, если в классе найдутся те, кто будет защищать жертву, кто покажет, что любой буллинг — это неправильно, что такого не должно быть. Но, по моему опыту, детям обычно всё же нужно, чтобы первым задал такую модель, модель неприятия буллинга, именно взрослый.
При молчаливом согласии взрослых даже самые храбрые и убеждённые защитники среди детей со временем начинают сомневаться: может, всё правильно, может, жертва сама виновата? И это снова травма, когда рушатся убеждения, на которых стоит личность. Такова травма свидетеля.
Что же происходит с агрессором? Казалось бы, он-то точно в выигрыше. Он на вершине этой извращённой иерархии. Вот только в том-то и дело, что иерархия эта извращённая. Агрессор всегда сначала проверяет границы:
На этом страхе оказаться внизу пирамиды и держится иерархия травли. С такой установкой и выйдет во взрослую жизнь агрессор детского коллектива, которого не остановили вовремя, которого не научили, что можно жить по-другому, что можно строить отношения на основе сотрудничества и взаимопомощи, а не силы и унижений.
В общем, как мы видим, буллинг — это травматичная ситуация для каждого члена коллектива. Остаться в стороне невозможно. Именно поэтому в любом случае необходимо принять меры.
Воспитание булли
Эксперты назвали главные векторы работы с агрессором.
Во-первых, до него нужно донести всю серьезность вреда, который он наносит своими действиями, дать понять, что чувствует объект его насмешек и издевательств.
Во-вторых, агрессору нужно вернуть ответственность за сделанное и дать возможность исправить ситуацию. Что именно ребенок-булли может сделать, решается в диалоге со взрослым — учителем или школьным психологом. «Если речь идет о физической порче вещей, может стоять вопрос компенсации испорченного», — поясняет Мария Новикова. Если травля выражалась в слухах и сплетнях, то нужно их официально опровергнуть и извиниться перед жертвой.
«Важно помнить, что у взрослого ни в коем случае нет задачи унизить агрессора, сделать ему так же больно, как он делал жертве. Это, как мы уже говорили, приведет только к большей агрессии в будущем», — подчеркивает исследовательница
В-третьих, у многих агрессоров отличные коммуникативные способности и лидерские качества. Их надо использовать во благо: они могут организовывать школьные события, помогать с учебой тем, кто в этом нуждается. «Им также стоит побольше иметь дело с теми, кто старше: им легче будет держать себя в рамках», — добавляет Новикова.
В-четвертых, в рамках профилактической работы важно доносить до детей разницу между доминированием и лидерством. Не понимая ее, активные ученики могут «перегибать палку» и причинять другим боль
И, наконец, иногда причиной буллинга бывает банальная скука. Когда учебный процесс предполагает активную вовлеченность учеников и им интересно, то сил и времени на то, чтобы обидеть «ближнего своего по классу», остается гораздо меньше, заключает Мария Новикова.IQ
Авторы исследования:
Артур Реан, профессор, руководитель Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ
Мария Новикова, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста:
Соболевская Ольга Вадимовна,
19 августа, 2019 г.
Психология
Статья
безопасность авиаперевозок
дети
Подпишись на IQ.HSE
Ситуация №2: Конфликты с учителем
Конфликты с учителями, кажется, в современной школе стали прямо-таки неотъемлемой частью учебного процесса. А главное, что причин для них бесчисленное множество: внешний вид ребёнка, его способности, успеваемость, поведение, увлечения… Бывает, что педагоги конфликтуют с детьми по каким-то личным причинам.
Родителям очень важно не спускать на тормозах конфликты, которые негативно влияют на ребёнка: развивают в нём фобии, приводят к стрессу и тревоге, бессоннице, паническим атакам, нервозности, снижению успеваемости.
Как защитить чадо от учительского произвола? Помогут следующие рекомендации:
— Первое, о чём должен знать родитель, — педагог не имеет права оскорблять ребёнка и наказывать его физически. Если вы узнали, что учитель слишком много себе позволяет, назначьте «аудиенцию» директору школы, где обсудите этот вопрос;
— Если ваши увещевания не влияют на директора, отправьте заявление на портале Министерства образования;
— Разузнайте у других родителей, не случалось ли у них похожих конфликтов с данным педагогом. Бывает, что недовольных собирается много. В этом случае можно составить коллективное заявление и попросить сменить учителя;
— Учите ребёнка собирать доказательства. Если он утверждает, что учитель его постоянно оскорбляет и унижает, попросите его воспользоваться видеозаписью или диктофоном. Правда, в суде (если вдруг до него дойдёт) подобные записи не будут являться доказательством, так как они требуют экспертизы. Однако подобные подтверждения докажут, что ребёнок не врёт и не преувеличивает.
Мамам и папам важно с младшего школьного возраста рассказывать детям об их правах. В частности, о том, что физическое воздействие, оскорбления недопустимы, в том числе со стороны преподавателя
Следует объяснять, что не стоит отвечать на слова или действия учителя тем же. Главное — оставаться корректным и сообщить о случившемся родителям.
Что делать с буллингом учителям
Учителю очень важно понимать, что такое буллинг в школе и какие чудовищные последствия он может иметь. Понятно, что за всем не уследить и иногда проблемные ситуации хорошо скрываются
Но если вы знаете о факте травле и не делаете ничего, чтобы справиться с ней, то становитесь ее соучастником.
Есть несколько вероятных решений подобного вопроса:
Проведите откровенный разговор с детьми. Нужно делать это в спокойной обстановке и постараться донести до присутствующих насколько плохим поступком становится травля и какой вред она способна нанести. Не нужно кричать или проявлять агрессию
Очень важно работать на упреждение – даже если в классе нет случаев буллинга, расскажите, как важно замечать такие случаи и рассказывать о них.
Проведите встречу с родителями. Они часто не знают, что над ребенком издеваются, потому подобный разговор способен раскрыть им глаза
Пригласите на разговор и родителей обидчиков. Во многих случаях это позволяет решить проблему.
Сделайте ситуацию публичной. О том, что подобная проблема есть, должен знать руководящий состав школы, учителя и классный руководитель. Нужно также плотно работать со школьным психологом.
Помните о том, что ребенку очень важно понимать, что вы находитесь на его стороне, готовы поддержать и показать, что есть решение проблемы, замыкаться в себе не стоит, всегда можно найти выход
Шаг второй: проанализируй свои сильные и слабые стороны
Буллинг существует не
первый день. И вы точно не единственный гадкий утёнок, а ваш конфликт — не прецедент.
Можно даже выделить типичные виды конфликтов: либо сверхагрессивный персонаж
самоутверждается за счёт ранимого и чувствительного; либо объект буллинга
выделяется неординарностью; либо причиной насмешек становится отличие от
групповой «нормы».
Как правило, истории про
утёнка заканчиваются хорошо. Подумай, в чём ты
хорош, какие у тебя сильные стороны, чем ты гордишься? Можно не скромничать,
потому что об этих мыслях никто не узнает. Не стесняйся и спроси у
родных и друзей, которым доверяешь, за что они тебя ценят. Ты удивишься
тому, как легко и с удовольствием они откликнутся.
Всё это нужно сделать, потому
что чуть раньше мы выяснили, что негативное мнение о тебе, скорее всего,
ошибочное. Да и положительные знания о себе, как минимум, приятнее.
Стоит также изучить свои
реакции в критические моменты конфликта, особенно те, которые делают ситуацию
невыносимой. Может, у тебя очень быстро накатываются слёзы, или ты начинаешь бросаться
на обидчика, или стремишься скрыться ото всех как можно быстрее? Скорее всего, зачинщик травли этого от тебя и добивается.
Что (не) делать учителю, если дети травят ученика в классе
Эти 3 вещи учителю не стоит делать категорически
В буллинге в классе есть то, что еще хуже, чем игнорирование, и, как ни странно, эти модели поведения очень распространены в наших школах.
1) Сводить проблему к формальностям. Участников конфликта заставляют извиниться друг перед другом, помириться, бывает, даже пожать друг другу руки, и делают вид, что это должно помочь. На самом деле, это только злит и еще сильнее провоцирует агрессоров.
2) Отказываться решать проблему самостоятельно. Учитель сразу ведет детей к завучу или директору, показывая свое бессилие — сам-то он ничего сделать не может. Этим он теряет свой авторитет в глазах детей и все его призывы жить дружно становятся бессмысленными.
3) Быть необъективным. Учитель принимает сторону одного из участников конфликта и откровенно защищает его. Ну, не может быть полезным человек, лишенный объективности.
Невозможное возможно — 4 вещи, которые стоит делать учителю
Максимально снизить риск буллинга помогают очень простые, на первый взгляд, вещи. На практике они требуют очень серьезного отношения, последовательной систематической работы.
1) Помните, что главный лидер в классе — учитель. Он не подавляет лидерские качества детей, просто он настолько интересен, компетентен и великодушен, что дети всегда готовы пойти за ним. Это очень сложная работа. Со стороны может показаться, что это просто человек такой. На самом деле, это титанический труд.
2) Проводите систематические беседы с детьми. Но не о том, как плохо обижать других (хотя и такие нужны), а о том, какие мы все разные. Этому миру нужны мы разные. Шустрые — те, кто быстро реагирует и легко приспосабливается к новому. Спокойные — те, кто позволяет этому миру сохранять стабильность и равновесие. Каждый со своими особенностями. И мы должны научить детей говорить об этих особенностях, видеть их в себе и в других и принимать людей такими, какие они есть. Такие разговоры не превратятся в формальность, если учитель сам заинтересован в них.
3) Объясняйте ученикам, что не все так однозначно. Детские конфликты — это деление на черное и белое, это самый простой способ восприятия: я — хороший, он — плохой. И задача учителя — усложнить это восприятие, создать условия, в которых придется размышлять и делать выводы. Тогда времени и сил на буллинг в классе просто не останется.
4) Будьте внимательны. Нужно постоянно контролировать «горячие точки» школы, где, как правило, учителя бывают редко, и агрессорам очень удобно поджидать свою жертву:
- узкие темные коридоры;
- подвал;
- раздевалка;
- и другие неприметные уголки.
Что такое буллинг в классе и зачем о нем знать
Вчера Ваня отобрал шапку у Миши и выкинул ее в сугроб. Сегодня Миша отомстил, повторив то же самое с шапкой одноклассника. А завтра они об этом могут не вспомнить или просто вместе посмеяться.
Что это было? Конфликт, повлекший за собой мелкое хулиганство. Чаще всего дети в состоянии найти выход из таких ситуаций самостоятельно и безболезненно. Если все-таки провести разбор такого взаимодействия, окажется, что оба виноваты и оба пострадали, продолжения никто не хочет, а потому довольно легко отстраняются от произошедшего и переключаются на что-то другое.
Шапку Дани тоже вчера отобрали и выбросили в сугроб. Позавчера испинали портфель и играли в вышибалу его пеналом, пока не сломали. И каждый день до этого было что-то подобное. Даня знает, что сегодня и завтра будет что-то еще.
Буллинг в классе — это затянувшийся конфликт с закрепленными ролями. Если кто-то оказался жертвой, это уже не изменить, пока тянется вся эта история.
Основные роли участников буллинга — это:
- агрессоры — придумывают и возглавляют издевательства;
- жертвы — принимают удар на себя, у них нет инструментов для противостояния, они просто терпят;
- наблюдатели — напрямую в конфликте вроде бы не участвуют: смотрят со стороны, могут высказывать свое мнение, одобряя или осуждая происходящее, но ничего не решают и ни что не влияют.
На самом деле негативные последствия буллинга будут для всех его участников, потому что каждый из них понимает: «Так можно. Это нормально». Это становится новой жизненной установкой. Многие агрессоры, спустя годы и имея собственных детей, так и продолжают считать, что все это было веселое школьное детство.
Буллинг — это, по сути, групповое насилие над человеком. Если психологическое, то это самая натуральная травля. Жертва постоянно находится в ожидании новых нападок — знает, что они будут, но избежать их часто даже не пытается. Если физическое, оно может закончиться — нет, не дракой — избиением. Один человечек против толпы, вернее, толпа на одного.
Что такое буллинг
Простыми словами буллинг — это регулярное влияние, как физическое, так и психологическое, одного человека на другого. Часто травля проявляется в подростковом возрасте и свойственна школьному социуму. Однако травле подвергаются и взрослые люди в университетах, на работе и в любом другом социуме.
В психологии выделяют три роли в буллинге: жертва, агрессор и сторонний наблюдатель. Агрессор делится на зачинщика и тех, кто участвует в травле просто за компанию.
Буллинг может выражаться по-разному, поэтому важно знать, какие виды травли существуют, чтобы обнаружить её в самом начале конфликта. Психологи выделяют 4 разновидности буллинга:
- Словесный. Агрессоры могут смеяться над внешностью жертвы, его увлечениями и т.д. Угрозы и вымогательство — более серьезная форма словесного буллинга. Иногда хулиганы заставляют жертву воровать, ломать и разрушать что-то. Формально агрессоры не применяют физическую силу, но они запугивают жертву и угрожают ей.
- Физический. Всё может начинаться безобидно — с обыкновенных подножек, но это сменяется тяжёлыми избиениями. Порча имущества — тоже физический буллинг, потому что никто не имеет право трогать ваши вещи без разрешения. Как правило, этот вид буллинга заметить проще всего. Но постоянные избиения могут привести к серьезным проблемам со здоровьем.
- Игнорирование. Представим, что компания не обращает внимания на жертву, даже когда она говорит что-то дельное. Все ведут себя так, будто рядом этого человека вовсе нет. В результате жертва чувствует ничтожность, у неё появляются мысли, что она никому не интересна. Вследствие развивается замкнутость в себе.
- Кибербуллинг. Самый распространенный вид издевательств в обществе. Сегодня такую травлю можно обнаружить в чате класса или других сообществах социальных сетей. Одноклассники делают смешные мемы, не дают жертве сказать, фотографируют её в неподходящий момент, пересылают изображения друг другу.
Шаг третий: а теперь дай обидчику отпор
Сделай шоу невыносимо
скучным, чтобы публика разошлась, а зачинщику стало неинтересно. Подвергни сомнению
превосходство агрессора — просто долго смотри ему в глаза со спокойным
выражением лица, думая о том, что это он на самом деле слаб. Нередко даже этого
достаточно: когда агрессор понимает, что его гарантированное превосходство вдруг под сомнением, он идёт искать другую жертву. Кстати, вот остроумный пример того, как сломать шаблон обидчику:
Если агрессор оказался стойким, то можно решить проблему и с помощью силы. Хоть это и не гуманно, иногда именно такой способ может быть действенным, особенно в мужских коллективах
Но здесь важно адекватно оценить свои физические данные и самообладание, чтобы не нанести слишком сильный ущерб и вовремя остановиться. Если получится показать, что ты хотя бы равный соперник, это, как минимум, даст сигнал свите «припевал», а без их поддержки и сам агрессор отвалится
Но если ситуация достигла уже такой стадии, когда есть реальная угроза жизни, здоровью или репутации, нужно обратиться за помощью. Не стоит всё решать самостоятельно, в данном случае это будет не гордость, а глупость
К тому же важно знать о своих правах: обеспечить безопасные и комфортные условия для обучения — это профессиональная обязанность школьной администрации. Но они не смогут как-то повлиять, если ни о чём не знают
Помни: обращаться за помощью к взрослым, учителям или психологам — это нормально. Иногда мы не можем сами адекватно оценить ситуацию и принять меры. И взгляд опытного человека со стороны поможет сформировать правильное отношение к ситуации и решить её.
Что такое буллинг?
Буллинг – это агрессивная
травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая
постоянный характер.
Буллинг может проявляться как в
физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и
скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая
агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества
и другое.
Обычно организовывается одним
или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной
группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со
стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.
Что такое буллинг?
Буллинг (с англ. bullying) означает запугивание, травля, издевательство, дедовщина. Это психологическое, порой физическое давление на ребенка со стороны агрессора. Нападающим может быть одноклассник, старшеклассник или любой человек из окружения. Порой в роли агрессора выступает не один человек, а группа лиц, которых объединяет ненависть и издевательство над одним подростком.
Что такое буллинг простыми словами:
Буллер (агрессор) чувствует свое превосходство над пострадавшим, поэтому позволяет себе терроризировать жертву в разных проявлениях: унижает морально, задевает физически. Такие выходки чаще всего преднамеренные, запланированные и регулярные.
Своим поведением нападающий хочет показать превосходство над сверстниками. Для самоутверждения выбирает человека, заведомо слабее, чем сам буллер.
Что позволяет себе буллер:
- Глупо шутить
- Обсуждать и осуждать внешний вид
- Сплетни
- Забирать личные вещи (сумка, деньги, гаджеты)
- Физическая сила: толкать, бить.
- Унижать способности и достижения
Многие могут осуждать такое поведение агрессора, но при этом никак не воздействуют на него, боясь, что такое поведение может преследовать их самих. Поэтому большая часть коллектива молча наблюдает за издевательствами, а некоторые подростки присоединяются к лидеру.